Научная статья на тему 'Этнический фактор в историко-краеведческом движении Украины 1920-х первой половины 1930-х гг. Хх века'

Этнический фактор в историко-краеведческом движении Украины 1920-х первой половины 1930-х гг. Хх века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ИСТОРИОГРАФИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТА / КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕИ / ОБЩЕСТВА / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / HISTORIOGRAPHY. NATIONAL MINORITIES / MULTI-CULTURALITY / REGIONAL STUDIES / MUSEUMS / SOCIETIES / HISTORY / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савчук Виктор Алексеевич

В статье раскрывается роль историко-краеведческого движения Украины 1920-х первой половины 1930-х гг. в изучении национальных меньшинств, которые составляли в то время около 30 % населения Украины. В этом деле активно участвовали как научные, так и аматорские формы краеведения, объединенные в научные общества, комиссии, бюро. Главенствующую роль играла и этнонациональная интеллигенция, особенно учителя школ и преподаватели техникумов, вузов. Результатом изучения стала публикация научных статей, отдельных сборников, монографий, значение которых велико и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnical Factor in the Regional Historical Movement in Ukraine in 1920s Early 1930s

The role of historical-regional movement in Ukraine during 1920s early 1930s in studying national minorities comprising circa 30 % of the population of Ukraine is analysed in this article. This activity was conducted in both professional and amateur regional studies forms, including scientific societies, commissions, and bureaus. Ethnonational intelligentsia, especially the secondary and higher school teachers, played the mail part in it. The result of the studies was the publishing of research papers, separate volumes, monographies, which are important till today.

Текст научной работы на тему «Этнический фактор в историко-краеведческом движении Украины 1920-х первой половины 1930-х гг. Хх века»

УДК 908 (477)«19»

ББК 26.891 (4Укр)

В. А. Савчук

г. Каменец-Подольский, Украина

Этнический фактор в историко-краеведческом движении Украины 1920-х - первой половины 1930-х гг. ХХ века

В статье раскрывается роль историко-краеведческого движения Украины 1920-х -первой половины 1930-х гг. в изучении национальных меньшинств, которые составляли в то время около 30 % населения Украины. В этом деле активно участвовали как научные, так и аматорские формы краеведения, объединенные в научные общества, комиссии, бюро. Главенствующую роль играла и этнонациональная интеллигенция, особенно учителя школ и преподаватели техникумов, вузов. Результатом изучения стала публикация научных статей, отдельных сборников, монографий, значение которых велико и сегодня.

Ключевые слова: поликультурность, историография, национальные меньшинста, краеведение, музеи, общества, история, культура.

V. A. Savchuk

Kamianets-Podilsky, Ukraina

Ethnical Factor in the Regional Historical Movement in Ukraine in 1920s - Early 1930s

The role of historical-regional movement in Ukraine during 1920s - early 1930s in studying national minorities comprising circa 30 % of the population of Ukraine is analysed in this article. This activity was conducted in both professional and amateur regional studies forms, including scientific societies, commissions, and bureaus. Ethnonational intelligentsia, especially the secondary and higher school teachers, played the mail part in it. The result of the studies was the publishing of research papers, separate volumes, monographies, which are important till today.

Keywords: multi-culturality, historiography. national minorities, regional studies, museums, societies, history, culture.

В современных условиях этнический фактор является раздражителем во внутриполитической жизни многих стран. Поэтому одним из стратегических направлений стало усиление поликультурного воспитания как средства гармонизации этнической жизни. Поликультурность характерна и для независимой Украины, в которой проживают представители около 130 этнических меньшинств [39, с. 37]. Как свидетельствует опыт нашего государства, особенно 1920-1930-х гг., положительную роль, влияющую на поведение этнических меньшинств, играло краеведение. Историко-краеведческое изучение национальных меньшинств способствовало социально-экономическому, культурнообразовательному развитию.

Украинская историография активно занималась изучением национальных мень-

шинств, о чем свидетельствуют монографические исследования, статьи в научных сборниках и журналах. Исследователи в отечественной историографии этого вопроса выделяют такие периоды: 1) 1920-е гг.; 2) 1930-е гг.; 3) 1940 - середина 1980-х гг.; 4) вторая половина 1980-х гг. 5) начало 1990-х гг.- по сегодняшний день [40, с. 6-10].

Среди первых историографов были непосредственные организаторы и реализаторы политики коренизации по отношению к национальным меньшинствам. Среди них народный комиссар образования Н. А. Скрипник, член Центрального комитета национальных меньшинств при Всеукраинском центральном исполнительном комитете С. Г. Яли, практические работники Д. Мац, Б. Я. Каган и др. [27]. В 1960-1970-х гг. по этой проблематике встречаются единичные работы [4].

К разработке этой проблематики ученые и краеведы активно вернулись в период независимости Украины, о чем свидетельствует большое количество защищенных кандидатских и докторских работ, таких, например, как: исследования О. С. Гончаровой, Ф. И. Кокошко, И. С. Мироновой, А. Я. Наймана, Л. Д. Наседкиной, В. М. Орлик, В. С. Ор-лянского и других [28]. Они в целом отражают разные стороны этой научной проблемы. В то же время возникла необходимость выработать обновленный и обобщенный взгляд на роль краеведения, краеведческого движения в изучении национальных меньшинств.

Согласно переписи 1926 г., на Украине проживало 1,5 млн. евреев из 2,5 в СССР; 624,9 тыс. немцев; 476,4 тыс. поляков; около 80 % союзного показателя греков, татар. В русле провозглашенной властью политики коренизации, которая предусматривала главным образом использование родного языка в обучении, государственных структурах, деятельности общественных организаций и др., началась активная работа по изучению истории, культуры этносов, населяющих Украину. В местах компактного проживания национальностей начали создаваться национальные административные структуры. На 1931 г. на Украине уже функционировало 25 национальных районов (8 русских, 7 немецких, по три болгарских, греческих, еврейских, один польский). Там, где невозможно было создать районы, функционировали национальные сельские советы: 404 русских, 251 немецких, 148 польских, 34 болгарских, 30 греческих, 28 еврейских, 16 молдавских, 10 чешских, четыре белорусских и 89 поселковых сельских советов [39, с. 37].

Такая огромная деятельность по национально-территориальному строительству, решению социально-экономических проблем потребовала активной научно-исследовательской работы по разным направлениям краеведения в изучении этнических меньшинств. В нее были вовлечены как научные, так и общественные формы. Уже в 1921 г. в Одессе возникает кружок по изучению еврейской литературы и культуры. Его членами стали студенты высших учебных заведений. Они заслушивали научные доклады, проводили семинарские занятия, создали библиотеку из книг по истории еврейской литерату-

ры [12, л. 32]. По инициативе интеллигенции кружки по изучению истории культуры возникают среди немецкого населения Мелито-польщины, греческого - Мариупольщины, болгарского - Николаевщины.

Поддерживая стремление национальных меньшинств к изучению собственной истории и культуры, Народный комиссариат образования стремился через свои структурные подразделения направлять эту работу. Так, в октябре 1930 г. он принимает постановление в ознаменование 15-летия со дня смерти еврейского писателя Й. Бовшевера, которым предусматривалось проведение комплекса мероприятий, от поисковых до пропагандистских [1, с. 692]. Учитывая активную просветительскую, краеведческую деятельность, комиссия НКО УССР своим постановлением от 19 марта 1926 г. назвала еврейскую школу в Новой Ушице на Подолье «Школа имени Шолом Алейхема» [17, л. 72].

Определенную краеведческую работу по изучению, популяризации истории и культуры проводили культурно-образовательные учреждения. В 1926 г., например, на Оде-щине среди национальных меньшинств работало 22 немецкие избы-читальни, девять немецких сельских домов, девять еврейских изб-читален, по четыре болгарских избы-читальни и сельских дома, два молдавских сельских дома. В это же время в Одессе открывается польский клуб [13, л. 72]. Для его деятельности Илличевский райсовет только в 1929 г. выделил 20 тыс. р. и произвел ремонтные работы [15, л. 34]. В 1926 г. открывается дом еврейской культуры, просуществовавший до 1935 г. и сыгравший большую роль в популяризации еврейской культуры, организации краеведческой работы среди еврейского населения [18, л. 5]. В это же время здесь открывается интернациональный клуб народов Запада и Востока, который проводил работу среди представителей 13 национальностей, проживавших в Одессе [16, л. 78].

Активные краеведческие исследования проводились и на Днепропетровщине, где, по данным переписи 1926 г., проживало 231002 еврея, 129012 немцев, 24654 белоруса, 7493 поляка, 56200 болгар, 3458 молдаван, 2017 греков, 855 чехов и 37393 ассирийцев, цыган, армян, венгров [8, л. 19]. В отчете о работе среди национальных меньшинств за

1931-32 гг. подчеркивалось: «...начиная с избы-читальни, семейного кружка, закачивая клубами, везде мы видим прогресс роста национальной культуры» [9, л. 23].

Значительная краеведческая работа проводилась в этнонациональных учебных заведениях и школах. На 1931 г., например, на Украине действовало 9 педагогических техникумов (три еврейских, два русских, польский, татарский, немецкий, греческий с татарским отделением). Кроме техникумов работал польский институт народного образования, немецкий институт народного образования, Новополтавский еврейский сельскохозяйственных институт, пять еврейских отделений при разных высших учебных заведениях, а также другие отделения, где обучение велось на национальных языках [7, с. 64]. Одновременно с высшими учебными заведениями расширилась школьная сеть. По данным Центрального статистического управления, на Украине в 1929/30 учебном году насчитывалось 3759 этнонациональных школ, из которых: 1539 русских, 786 еврейских, 628 немецких, 381 польская, 121 молдавская, 73 болгарских, 16 греческих, 15 чешских, 10 армянских, 8 татарских, 2 ассирийских [29, л. 2].

В этих учебных учреждениях постепенно вырабатывались, совершенствовались формы краеведческой работы. В ее становлении большую роль сыграло учительство, ознакомлением которого с формами и методами этой деятельности постоянно занимался Совет по образованию национальных меньшинств (Совнацмен) НКО. В частности, в письме старшим инспекторам отделов народного образования обращалось внимание на необходимость проведения курсов для учителей в апреле 1925 г., где следовало рассмотреть вопросы методики краеведческой работы в школах [14, л. 16].

Вопросы совершенствования методов краеведческих исследований в регионах с компактным проживанием национальных меньшинств обсуждались на V Всеукра-инской конференции польских работников (1926 г.) [37, л. 68], Всеукраинской болгарской конференции (1925 г.), Всесоюзном съезде еврейских культпросветработников (1928 г.) [10, л. 109], двух Всеукраинских совещаниях по работе среди национальных меньшинств (1927 г., 1931 г.).

Возможности краеведческих исследований значительно расширились в связи с созданием в мае 1925 г. Украинского комитета краеведения, который за короткий период работы сумел объединить вокруг себя сотни краеведческих организаций, тысячи почитателей исследований родного края. Сотрудничеству с Украинским комитетом краеведения уделили внимание практически все научные, общественные организации и учреждения, занимавшиеся решением разнообразных вопросов жизнедеятельности национальных меньшинств. Так, Центральная комиссия по делам национальных меньшинств в своем решении от 16 июня 1926 г. «О работе краеведческих организаций в местах проживания национальных меньшинств» подчеркивала: «Считать необходимым начать изучение быта, истории, культуры и др. национальных меньшинств Украины по линии краеведческих организаций. Просить Украинский комитет краеведения и Совнацмен сделать доклад об организационных формах этой работы касательно национальных меньшинств». В другом письме ЦКНМ, адресованном окружным национальным бюро, подчеркивалось: «. по докладу Украинского комитета краеведения признано краеведческую работу среди национальных меньшинств очень важной. Предлагаем поставить эту задачу как первоочередную. Для того чтобы организовать краеведческую работу, Вам необходимо привлечь к изучению национальных меньшинств как самодеятельность самого населения, так и местные культурные силы. К кругу вопросов, подлежащих изучению, должны принадлежать: вопросы истории колонизации, быта, социально-экономических взаимоотношений той или иной национальности, участие их в революционном движении, сохранении памятников старины.

Необходимо приступить к изданию собранных материалов в виде этнографических и других сборников, особенно в тех округах, которые уже провели определенную работу в деле краеведения национальных меньшинств.

С целью координации краеведческой деятельности ЦКНМ предлагает ввести своего представителя в состав окружных и местных организаций краеведения, используя при этом организационные формы, комиссии изучения

той или иной национальности, группируя вокруг них актив культурных работников» [11, л. 11].

Пути сотрудничества ЦКНМ и УКК были конкретизированы на совместном заседании 24 июня 1928 г. На основе доклада ответственного секретаря УКК А. Лазариса «Об организационных формах краеведческой работы касательно национальных меньшинств» было принято решение, в котором подчеркивалась актуальность этой работы и акцентировалось на ней внимание: «... проведение краеведческой работы среди национальных меньшинств, особенно среди национальностей, которые не имеют своей литературы, считать очень желательной и важной».

В связи с этим необходимым считалось: а) привлекать к краеведческой работе на местах весь местный актив культпросветработников, а также население национальных меньшинств; б) в больших округах выделить из местного бюджета средства на проведение краеведческой работы в меньших округах; в) приступить к изданию собранных материалов (этнографических сборников); г) поставить перед НКО вопрос о включении в состав Комитета краеведения представителя ЦКНМ, а в местные органы краеведения -представителя областного бюро национальных меньшинств; д) освещать краеведческую работу среди национальных меньшинств в журнале УКК, а также в республиканской и региональной печати; е) предложить в состав УКК представителя ЦКНМ и поручить ему разработать план своей деятельности.

В июле 1926 г. представителем ЦКНМ в Украинском комитете краеведения был утвержден С. Яли, который в короткий срок разработал и внес свои предложения по перспективам краеведческой работы, исследований национальных меньшинств. На их основании на места было отправлено письмо с подписью председателя ЦКНМ Пиотровского и ответственного секретаря УКК Лазариса. Среди прочего в нем говорилось: «в соответствии с постановлением ЦК нацмен от 24 июня 1926 г. по докладу УКК, где краеведческая работа среди национальных меньшинств была признана важной, предлагаем считать ее главной в своей деятельности. Для организации краеведческой работы Вам необходимо привлечь к изучению националь-

ных меньшинств самодеятельность самого населения, особенно местные культурные силы. В круг вопросов, подлежащих изучению, включить состояние коллективизации, быт, социально-экономические отношения той или иной национальности, участие ее в революционном движении (изучение должно проходить в контакте с истпартом), сохранение памятников старины и др.; необходимо приступить к подготовке издания собранных материалов в виде этнографических сборников» [38, л. 7].

Плодотворные контакты сложились в ЦКНМ с другой республиканской общественной организацией краеведческого профиля - Украинским комитетом охраны достопримечательностей культуры (УКОПКом). Совместными усилиями последних в 1927 г. была проведена представительская экспедиция по исследованию достопримечательностей еврейской культуры в 57 округах Правобережной Украины. Ее результатом лично заинтересовался народный комиссар образования Украины М. А. Скрипник.

По обоснованным предложениям ЦКНМ и УКОПКу ряд уникальных памятников объявлялся памятниками республиканского значения. Например, постановлением Коллегии Наркомоса Украины от 22 декабря 1928 г. памятником республиканского значения был объявлен Дом древней синагоги в г. Погребище Бердичевского округа [2, с. 4].

Своеобразным хранилищем и научноисследовательским центром по исследованию и популяризации подвижных достопримечательностей, связанных с культурой национальных меньшинств, должен был стать центральный музей, который освещал бы историю, социально-культурное развитие каждой национальности. К сожалению, этот замысел не был до конца реализован. Если в 1928/29 бюджетном году еще удавалось получать хотя бы какие-то средства, то в последующие годы даже такое мизерное финансирование со стороны государства было прекращено. В связи с этим считалось нужным перенести основной груз работы на окружные музеи, в структурах которых создавались отделы национальных меньшинств. Так, при Волынском окружном музее начались работы по созданию при нем польского отдела, а также при Одесском окружном музее - немец-

кого отдела. При Мариупольском музее плодотворно работала греческая секция, которая регулярно проводила научные экспедиции, встречи, привлекала к работе наиболее авторитетные научные силы.

Значительный вклад в исследование истории и культуры национальных меньшинств внесли научные учреждения Украины, в частности Гебраистическая комиссия, образованная в 1919 г. в структуре ВУАН при поддержке известного украинского историка академика Д. И. Багалия [30, л. 14-14 об.]. Как свидетельствуют документальные материалы, упомянутая комиссия среди своих первоочередных задач видела выявление и изучение памятников, связанных с историей украинского еврейства. С этой целью в ее составе в мае в 1919 г. было создано структурное подразделение, которое объединило вокруг себя таких известных ученых, как Д. И. Баталий, И. В. Галант, О. О. Глаголев, Б. З. Динабург, Г. Г. Попов, В. В. Рибинський [36, л. 50]. Усилиями этих и других научных работников уже в 1931 г. была подготовлена подробная картотека всех имеющихся сведений об истории и культуре евреев в Украине [33, л. 611 об.]. В последующие годы были опубликованы основные результаты региональных исторических исследований украинского еврейства, которые нашли свое отражение в трудах И. В. Галанта «Два ритуальных процесса», «Житомирский погром 1905 года» и других [6].

Чрезвычайно важно, что деятельность Гебраистической комиссии подготовила условия для организации в структуре Всеу-краинской Академии наук соответствующего учреждения для исследования истории украинского еврейства. Ею стала научноисследовательская кафедра еврейской культуры, которая была открыта в 1928 г. в системе ВУАН. Она непосредственно финансировалась и направлялась Народным комиссариатом образования Украины. Возглавил кафедру профессор Ф. И. Либерберг, известный не только как исследователь юдаики, но и как талантливый организатор науки [19, л. 5].

Деятельность кафедры истории еврейской культуры была в поле зрения Всеукра-инского исполнительного комитета, который своим постановлением от 10 апреля 1928 г. определил такие основные направления ее

работы, как научно-исследовательские экскурсии по изучению экономики, языка, литературы, истории, быта, этнографии, культуры и искусства национальных меньшинств вообще и еврейского населения в частности.

Следующим шагом в организации исследований украинского еврейства стало создание в сентябре в 1929 г. Института еврейской культуры, который специализировался на таких основных направлениях, как филология, литературоведение, этнография, археография. В связи с этим Институт еврейской культуры имел пять основных отделов: исторический, филологический, литературный, социально-экономический и педагогический [5, с. 115].

Как видим, деятельность Института была достаточно производительной. По свидетельству доктора исторических наук Л. И. Евселевського, в 1927-1928 гг. при непо-средственномучастииИнститутабыловыдано 866 печатных листов научных трудов. В 19281929 гг. объем опубликованных научных работ уже составлял 1441 печатный лист [21, с. 31].

В 1920 - начале 1930-х гг. были сделаны соответствующие шаги по исследованию истории и культуры польского населения Украины. В июне в 1931 г. Наркомосом Украины был подготовлен и обоснован проект постановления Совнаркома Украины «Об основании в составе ВУАН Института польской культуры», который включал в себя литературный филологический, исторический и антирелигиозный отделы [36, л. 11]. На первом этапе Институтом на проведение исследований выделялось свыше 30 тыс. р. [36, л. 7].

На поприщах региональных исследований истории и культуры национальных меньшинств активно работала Этнографическая комиссия при ВУАН под председательством академика А. М. Лободы. По ее заданию Е. Курило разрабатывала тему, связанную с исследованием немецкого и молдавского населения на Украине.

Исключительной настойчивостью отмечался труд по исследованию немецкого населения профессора Ленинградского университета В. Жирмунського. Заслушав отчет о его работе, Совнацмен при НКО Украины принял резолюцию такого содержания: «информацию принять к сведению; вопрос о дальнейшей научной работе профессора

B. Жирмунського по изучению истории, быта и культуры немецких колоний поставить в Президиуме Укрнауки; составить проект воззвания к немецким учителям в деле сбора материалов немецких колоний; напечатать в Бюллетене Народного комиссариата образования отчетный материал профессора Жир-мунського о его научных командировках в немецкие колонии; просить Укрнауку включить в свой план на 1926/27 год одну научную командировку в немецкие колонии Украины, увеличив количество участников (экспедиции) до трех лиц; издать диалектологическую анкету профессора В. Жирмунського за счет издательских сумм Совнацмена» [34, л. 54].

Другой известный украинский этнограф К. Квитка прорабатывал материалы по белорусскому национальному меньшинству. Исключительно высоким уровнем отличались исследования Е. Рихлика, который в течение 1920-х гг. изучал чешские колонии на Волыни. Важно, что подготовленные им материалы доныне не потеряли своего научного значения [20, с. 285]. Болгарское население Украины стало предметом исследования С. Цветко, который собрал уникальные фольклорные материалы, определил специфику его жизни и быта в разных регионах Украины.

Расширение исследований истории и культуры разных национальных групп обусловило необходимость создания при Этнографической комиссии Кабинета по изучению национальных меньшинств, который начал свою деятельность в январе в 1929 г. Последний не столько полагался на собственные силы, сколько рассчитывал на привлечение специалистов. Например, с Кабинетом тесно сотрудничали профессора В. А. Геринович из Каменца-Подольского, В. Е. Гнатюк и Н. К. Дмитрук из г. Житомира, Д. И. Педри-нов из г. Киева, А. Г. Червяк из г. Коростеня,

C. Г. Яли из г. Харькова и многие другие.

Выполняя поручение Наркомоса Украины, Центральной комиссии национальных меньшинств при ВУЦВКа, Кабинет по изучению национальных меньшинств сумел уже до конца 1930 г. собрать и систематизировать библиотеку по вопросам истории национальных меньшинств, сформировать фундаментальный научный архив, создать интересные по своему содержанию карты расселения разных национальных групп по регионам.

Ценным начинанием Кабинета стало анкетирование разных национальных групп, которое проводилось в конце 1920 - начале 1930-х гг. Оно включало у себя такой комплекс вопросов: I. География. II. Статистика. III. Взаимные связи между национальностями. IV. Социальное положение. V. Экономика.

VI. Состав коллектива: женщины, комсомольцы, дети, культурно-просветительные работники. VII. Материальная культура (описание зданий). VIII. Обряды и обычаи. IX. Духовная культура. X. Устное народное творчество. XI. Детский фольклор. XII. Язык. XIII. Ономастика (наука об индивидуальных названиях местностей, людей, животных, предметов. Записи и названия гор, рек, углов, улиц, фамилий, домашних животных). XIV. История. XV. Участие в революции. XVI. Архивы и музеи (исторические листы, протоколы, документы, дневники, планы, рисунки, фотографии и вещи материальной культуры).

Во вступлении к анкете, в частности, говорилось: «Кабинет по изучению национальных меньшинств Советской Украины проводит научное исследование истории национальностей. Приглашает Вас участвовать в сборе нужных для этого материалов. Посылаем Вам общий план работы и просим Вас записывать все сведения, которые Вам посчастливилось найти в Вашей местности. Собранный материал и вопрос по поводу сбора надо посылать в адрес Кабинета. Посылать можно не только большие сборники, но и отдельные наблюдения, ответы на отдельные вопросы наших программ, отдельные записи, хотя бы одного или двух фактов. Получив от Вас какой-либо материал, Кабинет будет считать Вас своим корреспондентом и будет переписываться с Вами, посылать Вам свои программы, анкеты, ответы на вопросы и другие указания. Собранный материал будет использован и обработан в научных работах сотрудниками Кабинета, возможно и напечатанных, причем каждый раз будет отмечаться Ваша фамилия как собирателя».

Важным этапом в исследовании национальных меньшинств Украины стала деятельность Всеукраинской Ассоциации востоковедения, организованной в Киеве 15 июля 1925 г. В частности, одесский филиал Ассоциации, возглавляемый профессором

О. Томпсоном, всесторонне исследовал исто-

рию и современное состояние греческого и молдавского населения региона, подготовил ряд оригинальных трудов [22, л. 7].

Конкретная программа исследования и популяризации истории отдельных национальных групп была представлена в 1927 г. в научном органе Ассоциации востоковедения журнале «Восточный мир», где председатель киевского филиала профессор А. Синявський отмечал: «..хотелось бы предоставить журналу научно-общественный характер, а не академический (с разведками, которые могут найти себе место лучше в соответствующих отделах Академии наук и исследовательских кафедр). Желательно было бы, чтобы журнал раскрывал связи Украины с Востоком в прошлом и настоящем. Нужно сосредоточить внимание на изучении живых отношений Украины и украинского населения с народами Востока и на ее территории и вблизи нее, в СССР. Нам надо искать на Востоке не средства архивного изучения, а средства установления живых культурно-политических и экономических связей» [23, л. 1 об.]. С этой целью на страницах журнала были заведены специальные рубрики. Определенной насыщенностью материалами отличалась, в частности, рубрика «Культура и быт вследствие изучения национальных меньшинств восточного происхождения преимущественно Правобережья» [25, л. 7]. На освещение национальных меньшинств была ориентирована также библиотечка журнала под общим названием «Восточные народы Советского Союза», публиковались интересные материалы по истории, этнографии, культуре татарского, греческого, ассирийского населения Украины [26, л. 25].

Заслуживает внимание ряд ценных инициатив Всеукраинской Ассоциации востоковедения, основанных совместно с Центральной комиссией при ВУЦВКа, Совнацменом при НКО Украины, научными учреждениями Всеукраинской академии наук. Например, в конце 1920-х гг. были проведены экспедиции по исследованию греческого населения, которое проживало в Мариупольском районе (Донецкая область). Их важным практическим результатом стал сбор и систематизация материалов, связанных с историей и жизнедеятельностью мариупольских греков, разработка практических рекомендаций по прове-

дению среди них культурно-просветительной работы [26, л. 17]. Аналогичные экспедиции проводились в Крымском и других регионах.

Свое место в исследовании национальных меньшинств постоянно искал Киевский филиал Ассоциации востоковедов. Так, формулируя основные задания, президиум Киевского филиала обратил внимание на необходимость неотложного решения таких основных задач: исследование культурного, экономического и вообще бытового положения нацменов на территории Украины, в первую очередь караимов, армян, ассирийцев; а затем болгар, греков с организацией комплексного изучения путем объединения историкоэтнологического и политико-экономического отделов экспедиции; организация постоянного сотрудничества с культурными комиссиями национальных меньшинств и другими учреждениями; систематический сбор статистикоэкономических сведений о национальных меньшинствах восточного происхождения на территории Украины и организация постоянного обмена информацией; проведение специальных экспедиций для ознакомления с памятниками национальных меньшинств -караимов, армян, еврейской культуры; публикация соответствующих изданий, популярных книг, карт по географии расселения и об экономическом положении национальных меньшинств Востока на территории Украины [25, л. 6-7].

Важным заданием Всеукраинской ассоциации востоковедов, ее областных филиалов стало осуществление работ по созданию республиканского музея современной культуры восточных народов. Последний должен был стать не только культурно-просветительным заведением, но и своеобразным центром по исследованию восточных национальных групп на территории Украины. К сожалению, усилия энтузиастов так и не удалось реализовать, поскольку в результате отсутствия материальнотехнических средств, необходимого персонала упомянутый музей так и не открыл свои двери для посетителей [24, л. 3а].

Таким образом, невзирая на определенные недостатки, отсутствие реальной поддержки со стороны государства, президиума ВУАН, Всеукраинская ассоциация востоковедов своей большой практической деятельностью заложила основу для дальнейших ис-

следований истории и культуры народов восточного происхождения, которые проживали на Украине.

Достаточно многогранной была также деятельность по исследованию национальных меньшинств местных ячеек при ВУАН. Весомые достижения в этом направлении в начале 1920-1930-х гг. имели Катеринославское, Каменец-Подольское, Полтавское, Одесское, Харьковское и другие научные общества при ВУАН. В частности, Одесское, Катери-нославское общества регулярно проводили комплексные экспедиции по исследованию немцев, молдаван, евреев, инициировали создание соответствующих карт с отметкой мест их компактного проживания.

Принципиально новые формы работы по изучению истории и культуры польского населения использовал Кабинет по изучению Подолья при Винницком филиале Всенародной библиотеки Украины. Частично они вошли в публикации так называемой «Библиотечки “Энциклопедии Подольеведения”», подготовленной под руководством известного краеведа В. Д. Отамановського [33, л. 62].

Важный этап в организации и проведении региональных исторических исследований истории и культуры национальных меньшинств связан с деятельностью краеведческих комиссий ВУАН. Известно, что уже в 1919 г. в структуре академии целеустремленно работала постоянная комиссия по созданию историко-географического словаря, что предусматривало изучение отдельных регионов. Сотрудниками этой комиссии уже в 1921 г. были проведены обследования Бердичевского, Остерського и других уездов, описаны особенности проживающего здесь польского и еврейского населения [31, л. 11-11об.].

Исследования национальных меньшинств находим также в созданных в 19221923 гг. Киевской, Одесской, Харьковской комиссиях краеведения, которые опирались на опыт таких известных ученых, как:

Н. Василенко, В. Липский, П. Туткивський, А. Лобода, А. Фомин, И. Шмальгаузен и других [35, л. 26]. В частности, в Одесской комиссии краеведения исследования национальных меньшинств осуществлялись сотрудниками и активом Этнографо-диалектической и Социально-экономической секций Б. Бурзу-ком, С. Волковым, С. Цветко, Е. Загоровсь-ким и другими [3, с. 2].

К сожалению, в первой половине 1930-х гг. работа по исследованию национальных меньшинств постепенно начала свертываться. На фоне фабрикации многочисленных уголовных дел против «Польской военной организации», немецких, болгарских, румынских, еврейских «националистических организаций» прекратили свою деятельность многочисленные научные учреждения, которые занимались разработкой упомянутого комплекса проблем. Причем подавляющее большинство работающих в них сотрудников стали жертвами политических репрессий.

Таким образом, в 1920 - первой половине 1930-х гг. региональные исторические исследования истории и культуры национальных меньшинств занимали одно из ведущих мест в научных программах различных учреждений Всеукраинской академии наук, общественных организаций, музейных заведений. В этот период был подготовлен и опубликован ряд фундаментальных трудов, которые стали фундаментальной основой для дальнейшей работы в данном направлении.

Список литературы

1. Бюлетень НКО. 1920. № 45.

2. Бюлетень НКО. 1929. № 2.

3. Вісник Одеської комісії краєзнавства при ВУАН. Ч. I. Одеса, 1924.

4. Вовк В. П. Деятельность коммунистической партии по вовлечению национальных меньшин Украины в социалистическое строительство (1921-1925 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. Одесса, 1977. 21 с.

5. Водотика С. Г. Традиції вивчення єврейської історії та культури в установах Академії наук України і сучасність // Пам'ятати заради життя. 1993. С. 114-120.

6. ВУАН. Збірник праць Єврейської археографічної комісії. Ч. І. Київ, 1928.

7. Глинский А. Б. Национальные меньшинства на Украине. Харьков; Киев: Центризат, 1931. 77 с.

8. Государственный архив Днепропетровской области (далее ГАДО). Ф. Р.-9. Оп. 1. Д. 474.

9. ГАДО. Ф. Р.-9. Оп. 1. Д. 474.

10. Государственный архив Запорожской области (далее ГАЗО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 741.

11. ГАЗО. Ф. Р.-785. Оп. 1. Д. 1020.

12. Государственный архив Одесской области (далее ГАОО). Ф. Р-1395. Оп. 1. Д. 92.

13. ГАОО. Ф. Р.-1374. Оп. 1. Д. 11.

14. ГАОО. Ф. Р.-150. Оп. 1. Д. 664.

15. ГАОО. Ф. Р.-4799. Оп. 1. Д. 16.

16. ГАОО. Ф. Р.-728. Оп. 1. Д. 30.

17. ГАОО. Ф. Р.-785. Оп. 1. Д. 11.

18. ГАОО. Ф. Р.-81. Оп. 1. Д. 30.

19. Государственный архив Киевской области (далее ГАКО). Ф. 112. Оп. 1. Д. 8667.

20. Данилюк Ю. З. Дві Батьківщини Євгена Рихліка // Репресоване краєзнавство. Киев, 1991.

С. 285-286.

21. Евселевський Л. І. До історії Інституту єврейської культури // Культура України; історія і

сучасність. Тези Республіканської науково-теоретичної конференції.1992.

22. Институт рукописей Национальной библиотеки НАН Украины им. И.Вернадского (далее

ИР НБУ). Ф. X. Д. 34125, приложения.

23. ИР НБУ. Ф. X. Д. 2327.

24. Ир Нбу. Ф. X. Д. 24179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Ир Нбу. Ф. X. Д. 24190.

26. Ир Нбу. Ф. X. Д. 34125.

27. Каган Б. Я. Сталиндорф: 5 лет еврейского национального района на Днепропетровщине.

Киев Советское строительство и право, 1935. - 74 с.; Мац Д. Спартаковский немецкий район Украины //

Революция и национальность. 1937. № 1. С. 69-71; Ялі С. Г. Греки УСРР / С. Г. Ялі. Харків: Центрвидав,

1931. 209 с .; Его же. До справи вивчення грецького населення на Україні / С. Ялі // Краєзнавство. 1927.

№ 2. С. 30- 32.

28. Орлянський В. С. Реалізація політики коренізації по відношенню до єврейського населен-

ня Півдня України у 1920-30-ті роки: дис. ... докт. іст. наук: 07.00.01. Запоріжжя, 2003. 439 с.; Гончарова О. С. Національні меншини Харківщини в умовах здійснення політики коренізації (20-ті - початок 30-х років ХХ ст.): дис. ... канд. іст. наук: 07.00.01. Харків: Б. в., 2006. 255 с.; Кокошко Ф. І. Діяльність літературно-освітніх організацій Півдня України в період культурного піднесення (1917 - кінець 1920-х рр. ХХ ст.): дис. ... канд. іст. наук: 07.00.01. Миколаїв, 2000. 208 с.; Міронова І. С. Культура національних меншин Півдня України в 20-30-ті роки ХХ ст. : дис. ... канд. іст. наук: 07.00.01. Миколаїв, 2003. 223 с.; Найман О. Я. Діяльність єврейських партій та об’єднань у розбудові національного життя в Україні (1917-1925): автореф. ... дис. канд. політ. наук: 23.00.02. Киев, 2000. 17 с.; Наседкина Л. Д. Социальнополитическая, экономическая и культурная жизнь греческого населения Украины. 20-е - начало 30-х годов: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 К., 1993. 238 с.; Орлик В. М. Молдавани в Україні (1920-1929 рр.): дис. ... канд. іст. наук: 07.00.01. Киев, 1998. 186 с.

29. Центральный государственный архив высших органов власти Украины (Далее ЦГАВОУ). Ф. 166. Оп. 9. Д. 121.

30. ЦГАВОУ. Ф. 166. Оп. 1, Д. 172.

31. ЦГАВОУ. Ф. 166. Оп. 2. Д. 2.

32. ЦГАВОУ. Ф. 166. Оп. 2. Д. 451.

33. ЦГАВОУ. Ф. 166. Оп. 5. Д. 731.

34. ЦГАВОУ. Ф. 166. Оп. 6. Д. 709.

35. ЦГАВОУ. Ф. 166. Оп. 6. Д. 8594.

36. ЦГАВОУ. Ф. 166. Оп. 9. Д. 1421.

37. ЦГАВОУ. Ф. 413. Оп. 1. Д. 150.

38. ЦГАВОУ. Ф. 413. Оп. 1. Д. 156.

39. Шевченко А. Етнічна меншина // Мала енциклопедія етнодержавознавства / НАН України, Ін-т держави і права ім. В. М. Корецького; Редкол. Ю. І. Римаренко (відп. ред.) та ін. Киев: Довіра: Генеза, 1996.

40. Якубова Л. Д. Етнічні меншини УСРР і влада: динаміка соціально-економічних, політичних і культурних перетворень (1921-1935 рр.): автореф. ... дис. докт. іст. наук: 07.00.01. Киев, 2007. 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.