Научная статья на тему 'Советская государственная этническая политика 1920-х гг. , социально-политические аспекты взаимодействия с немецким национальным меньшинством (на примере Харьковщины)'

Советская государственная этническая политика 1920-х гг. , социально-политические аспекты взаимодействия с немецким национальным меньшинством (на примере Харьковщины) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
313
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОРЕНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филатова О. Е.

Статья посвящается изучению проблем социально-экономического и политического развития немецкого национального меньшинства Харьковщины в 20-е гг. ХХ века, в условиях новой этнической политики. В исследовании впервые комплексно проанализированы, мероприятия проводимые органам и власти в рамках политики «коренизации», в отношении немецкого населения края, их основные цели и последствия. Большое внимание у делено созданию национальных административно-территориальных единиц данной группы населения, проблемы их существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советская государственная этническая политика 1920-х гг. , социально-политические аспекты взаимодействия с немецким национальным меньшинством (на примере Харьковщины)»

"136 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Г? Серия История.Политология. Экономика. Информатика.

(Ш 2014 № 15(186). Выпуск31

УДК 94(=112.2:477.54):323.1(47+57Т192"

СОВЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 1920-х гг., СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕМЕЦКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ МЕНЬШИНСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ХАРЬКОВЩИНЫ)

Статья посвящается изучению проблем социально-экономического и политического развития немецкого национального меньшинства Харьковщины в 20 -е гг. ХХ века, в условиях новой этнической политики. В исследовании впервые комплексно проанализированы, мероприятия проводимые органами власти в рамках политики «коренизации», в отношении немецкого населения края, их основные цели и последствия. Большое внимание уделено созданию национальных административно-территориальных единиц данной группы населения, проблемы их существования.

Ключевые слова: национальное меньшинство, национал ь-ная политика, коренизация

Входя в XXI век, как независимое государство, Украина в наследство от прошлого получила довольно пестрое этносоциальное общество, в котором наравне с доминирующим коренным народом - украинцами, сосуществует более 130 этнических меньшинств. Среди которых, немецкое меньшинство, распылено по всей Украине, в том числе и на Харьковщине.

Такая ситуация обостряет этнический вопрос в государстве, обусловливает необходимость научного анализа указанной проблемы через исследование исторического опыта решения национального вопроса в Украине, особенно в переходные периоды ист ории, а именно в 20-е годы ХХ века, когда впервые в истории государства осуществлялась политика, направленная на обеспечение прав национальных меньшинств. В это время происходит пробуждение нации, появляются надежды относительно свободного развития во всех сферах общественной жизни, подтвержденных внедрением политики «коренизации».

Упоминаемая политика была удачной попыткой советского режима соблюсти интересы национальных меньшинств1.

Были созданы специальные органы, которые занимались делами национальных меньшинств в центре и на местах, переводом государственных учреждений и организаций на обслуживание национальных меньшинств на их родной язык. При КП(б)У, а также окружных комитетах компартии Украины функционировали национальные секции, при комсомольских и профсоюзных организациях, созданы различные общественные организации.

Делами национальных меньшинств занимался Отдел национальных меньшинств НКВД УССР2, в функции которого, согласно принятому 25 октября 1922 года ВУЦИК положению, входило «... обеспечение мирного строительства и братского сотрудничества всех национальных меньшинств проживающих на территории Украины, широкое содействие развитию нацмен (с учетом особенностей их быта, культуры и экономического развития), надзор за воплощением в жизнь национальной политики советской власти»3.

На местах эту политику проводили подотделы национальных меньшинств, при отделах губернских исполнительных комитетах4. При Харьковском губисполкоме подотдел национальных меньшинств был создан 22 ноября 1922 г.5.

1 Гонч арова О. С. Нацюнальш меншини Харювщини в умовах здшснення пол^ики корешзацй (20 -tí початок 30 -х pokíb ХХ ст.): дис... канд. íct. наук. Харюв. 2006. С. 63.

2 Итоги работы среди национальных меньшинств на Украине. К 10-й годовщине Октябрьской революции. По материалам центральной комиссии национальных меньшинств при ВУЦИК. Харьков, 1927. С. 17.

3 Пол оження про вщдш нацюнальних меншостей НКВС. Постанова ВУ ЦВК вщ 25 жовтня 192 2 року // Нацюнальш вщносини в У кра\'ш у ХХ ст. Збiрник док. i мат. Ки\'в, 1994. С. 98.

4 Там же. С. 98 -100.

О.Е. ФИЛАТОВА

Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, Украина

e-mail history@karazin.ua

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31

С провозглашением XII съездом РКП(б) политики коренизации6, объем и интенсивность работы Отдела национальных меньшинств НКВД УССР возросли, для чего уже было недостаточно полномочий данной организации. Поэтому 29 апреля 1924 г. постановлением Президиума ВУЦИК отдел НКВД УССР был ликвидирован и вместо него создана Центральная комиссия по делам национальных меньшинств (ЦКНМ) при ВУЦИК7, в компетенцию которого входили вопросы разработки законов по национальной полит и-ке, сбору и обобщению материалов об экономической и культурной жизни национальных меньшинств, содействия улучшения их материального положения, руководства и координации деятельности их местных органов.

На местах, в округах и районах эту работу организовывали и проводили комиссии, бюро, секции, в которые кроме штатных работников, входили инструкторы по делам национальных меньшинств вне штата.

В Харьковской округе создании комиссии национальных меньшинств не предпол а-галось8, ввиду сокращения численности управленческого аппарата предусмотренного административно-территориальной реформой. Так как, ЦКНМ была размещена в Харькове - столице УССР, то создание комиссии по делам национальных меньшинств, при Харьковском окрисполкоме, было признано нецелесообразным, а все задачи по обслуживанию национальных меньшинств региона легли на ЦКНМ9.

Комиссия по делам национальных меньшинств, при Харьковском окрисполкоме, была создана лишь в 1927 г. К работе последней, представитель немецкого национального меньшинства - Покронт, на общественных началах были привлечен, в 1928 г.10. Решением Президиума Харьковского окрисполкома от 11 апреля 1928 г. упоминавшаяся комиссия была переименована в окружное бюро по делам национальных меньшинств. Ему передавались все функции существующей комиссии, в соответствии с постановлением ВУЦИК и СНК УССР «О центральной комиссии по делам национальных меньшинств при Всеукраин-ском Центральном Исполнительном Комитете и о местных органах по делам национал ь-ных меньшинств »от 29 февраля 1928 г.11. Неизменным оставался и состав бюро12. Впоследствии было принято решение о создании нацменбюро и при Харьковском горсовете, в которое представитель немецкого национального меньшинства приглашен не был.

В районах руководство работой среди национальных меньшинств возлагалось на члена РИК, отвечавшего за культурно -просветительскую работу, выполнение которой осуществлялось им на общественных началах. В результате анализа национального состава населения, окружной исполнительный комитет принял решение о необходимости выделения таких представителей по обслуживанию немецкого меньшинства в Лозовском и Чугуевском районах13.

Следует также отметить, что новая национальная политика уделяла большое значение выделению специальных административно -территориальных единиц, то есть национальных районов, сельских и поселковых советов. Внедрение данной политики совпало с проведением административно -территориальной реформы, проводившейся с 1 февраля 1922 г., согласно постановления ВУЦИК14. Однако, она не всегда учитывала

5 Протокол №88 заседания президиума Харьковского Губисполкома от 22 ноября 1922 г. // Госу да р-ственный архив Харьковской области (далее - ГАХО). Ф. Р-2 03. Оп. 1. Ед. хр. 522. Л. 126.

6 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т. 2. С. 441.

7 Чирко Б. В. Нацюнал ьш меншини в Укра\н (20 -30 роки ХХ ст.). Ки\'в, 1995. С. 17.

8 Там же. С. 229.

9 В^тч ВУЦВК. 1924.19 листопада.

10Отч ет о дечтельностикомиссии по делам нацмен с 15 марта 1927 г. по 15 апреля 1928 г. // ГАХО. Ф.Р-845. Оп. 3. Ед. хр.1205. Л. 237; Протокол №9 заседания Бюро нацмен окрисполкома от 3 октября 1928 г. // ГАХО. Ф. Р-845. Оп. 3. Ед. хр. 2856. Л. 25.

11 Постанова ВУЦВК й РНК УСРР «Про центральну комтаю в справах нацюнальних меншостей при Вс е-у кра'шському Центральному Виконавчому Комггеп та про мiсцевi органи в справах нацюнальних меншостей» ввд 29 лютого 1928 р. // Збiрник узагальнень та розпоряджень робиничо-селянського уряду У кра'ши. 1928. №4. С. 171.

12 Витяг з протоколу №100 Харювського окрвиконкому ввд 11.04.1928 р. // ГАХО. Ф. Р-845. Оп. 3. Ед. хр.1969. Г. 56.

13 Пртокол №2 заседания Бюро нацмен Окрисполкома от 28.03.1929 г. // ГАХО. Ф. Р-845. Оп. 3. Ед. хр. 2854. Л. 52.

14 Проведення адмiнiстративно-територiальноl реформи в У кра'шь Постанова ВУЦВК. 1 л ютого 1922 р. // Вкт ВУЦВК. 1922. 3 лютого.

национальные особенности конкретных территорий15 и болезненно ударила по состоянию немецких колоний, искусственно разорвав устоявшиеся десятилетиями хозяйственные районы, ухудшила условия удовлетворения этнокультурных потребностей немецкого населения, подключенного к районам с инонациональным населением.

Для урегулирования всех противоречий в деле национального районирования СНК УССР 29 августа 1924 г. принял постановление «О выделении национальных районов и советов»16. Постановление IV сессии ВУЦИК 8-го созыва (15-19 февраля 1925 г.) «О низовом районировании» ускорило процесс образования национальных районов и сельсоветов, снизив существующую норму для образования национальных сельсоветов с 1000 до 500 чел.17. В результате, на территории Харьковского округа был выделен немецкий сел ь-ский совет в Нестелиевке (Лозовской район) и Григорьевке (Барвенковский район)18.

Наряду с проблемой формирования и внедрения новой национальной политики советской властью, вначале 1920 -х гг. мучительным был и экономический кризис. В условиях слома старой системы производственных отношений, фактического свертывания товарно-денежных отношений, паралича финансовой системы прекратили свою деятельность большое количество предприятий. Глубокий кризис переживало и сельское хозяйство. В таких условиях большевики, для выхода из кризисного положения в 1921 г. внедряют новую экономическую политику.

Экономический кризис, безусловно, проявился и в росте количества безработных. Данная ситуация отразилась и на национальных меньшинствах, но удельный вес безработных в них был неодинаковым. Так, немцы занимали второе место после евреев по количеству безработных, по состоянию на 1923г.19.

За период с 1923 по 1926 годы уровень безработицы уменьшился у немцев на 5,2%, что было значительным результатом, учитывая показатели других национальных групп, в частности евреев, татар, армян и латышей, которые были менее оптимистичными, ведь число безработных среди них наоборот росло. Реакцией правительства было постановление четвертого совещания ЦК РКП (б) «Практические меры по претворению в жизнь резолюции Х11 съезда партии в национальном вопросе» (июнь 1923 г.)20. Руководствуясь этим постановлением, правительство УССР выработало конкретные меры социально-экономической деятельности, в частности, предусматривалось бронирование за национальными меньшинствами определенного числа мест на бирже труда, переквалификация безработных, привлечение их к работе на крупных промышленных предприятиях, содействие развитию кустарных промыслов и осуществление мероприятий по кооперированию кустарей.

Выполняя данное распоряжение, биржей труда была проведена большая работа по трудоустройству безработных. С сентября 1929 по май 1930 г. на государственные предприятия было направлено 1000 человек. По национальной принадлежности, это в основном были евреи, армяне, татары, цыгане21. Немцев в этой группе почти не было, что обуславливалось небольшим количеством безработных этой национальности, согласно данным, об уровне безработицы жителей Харьковского округа по состоянию на июнь 1928 г., собранным биржей труда22.

15 бвтух В. Б., Чирко Б. В. Шми^ в УкраТш (1920^ - 1990^ роки). КиТв, 1994. С. 11.

16 Итоги работы среди национальных меньшинств на Украине. К 10-й годовщине Октябрьской револ юции. По материалам центральной комиссии национальных меньшинств при ВУЦИК. Харьков, 1927. С. 97.

17 Там же. С. 70.

18 бвтух В. Б., Чирко Б. В. Шм ^ в УкраТт (1920- - 1990^ роки). К., 1994. С. 154; Витяг з протоколу № 7 засвдання ПрезидИ Барвшювського Райвиконкому ввд 18 травня 1926 року // ГАХО. Ф. р. 1496. Оп. 1. Ед. хр. 2. - Л. 21.

19 Отч ет о деятельности комиссии по делам нацмен с 15 марта 1927 по 15 апреля 1928 гг. // ГАХО. Ф. Р-84 5. Оп. 3. Ед. хр. 1205. Л. 241-242; Статистичний бюлетень. Харюв. Харювське окружне статистич не бюро. 1929. Кн. VIII. С. 22.

20 Нацюнальш процеси в Укра'шк iсторiя i сучасшсть: Документа i матерiали. Доввдник у 2 -х частинах / У порядник I. О. Кресшо, В. Ф.Пашбудьласка. / пвд ред. В. Ф. Пашбудьласки: у 2 -х т. Ки''в,19 9 7. Ч. 2. С. 28.

21 Витяг з протоколу № 40 вщ 5 травня 1930 р. засвдання нацменком шИ при мiськрадi // ГАХО. Ф. Р-408.. Оп. 4. Ед. хр. 2626. Л. 68.

22Даш Бiржi труда про нацюнальний склад безробттних по Харювсьюй окруз^ станом на грудень 1928 р. // ГАХО. Ф. Р-845. Оп. 3. Ед. хр. 3330. Л. 50.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31

Значительную работу по ликвидации безработицы национальных меньшинств Харьковщины проводило общество «Помощь», созданное в декабре 1926 г.23. Оно организовывало свои производства, а также специальные комиссии занимавшиеся вопросом трудоустройства представителей нацменьшинств24. Так, за период с 1 июля по 1 октября 1930 г. обществом «Помощь» было направлено на работу 1132 человека, из которых немцев - двое25. Данную ситуацию можно объяснить тем, что уровень безработицы немецкого меньшинства не был критическим и со временем уменьшался без помощи властных структур, ведь большая часть ее представителей, имея образование и будучи квалифицированными работниками, пользовались спросом на рынке труда.

Немцы были также привлечены к промышленному производству, вместе с предст а-вителями других национальностей, путем предоставления рабочих мест на крупных предприятиях. Этому процессу способствовало преодоление экономической разрухи, что давало возможность увеличить количество рабочих мест в промышленности. Так, в период с 1924 по 1929 год увеличилось число немцев-работников крупных предприятий города, таких как Харьковский паровозостроительный завод, общая электрическая компания, завод «Серп и Молот»26.

Довольно значительную роль в экономической жизни немецкой этнической группы играла и кустарно-ремесленная промышленность, в которой в целом было задействовано 12,2% населения губернии27. Несмотря на это, данная сфера деятельности переживала упадок, спровоцированный хозяйственной разрухой и политикой «военного коммунизма». Кроме того, до 1923 г. не было никаких законодательных актов относительно правового положения кустарей и ремесленников, которые относились к «нетрудовым элементам» согласно большевистской идеологии.

Но, процесс хозяйственного оживления времен новой экономической политики сопровождался более четким определением кустарей и ремесленников в социально -экономической системе страны. Мероприятия по их защите, проявлявшаяся в кооперации последних, советская власть начала внедрять в ноябре 1923 г., когда по решению ЦК КП(б)У при губернских и окружных комитетах партии были созданы кооперативные совещания.

В 1925 г. постановления союзного и украинского правительств упорядочили про из-водственную деятельность кустарей и рабочих, уточнили их правовое положение, назначили льготы, которым они имели право владеть28.

Кооперирование этой группы населения осуществлялось по территориальному и отраслевому признаку, и охватило около 10% кустарей Харьковской губернии29. Следует отметить, что национальные кооперативные общества образовывались согласно традиционным направлениям хозяйственной деятельности и особенностей социальной стру к-туры определенных национальных групп.

В 1925-1926 годах развернулась активная деятельность советских органов власти по упорядочиванию и дальнейшему развитию кустарно -ремесленного производства, начали создаваться союзы кустарей. На Харьковщине такой союз был создан 16 мая 1924 г. группой активных кустарей, при содействии еврейской секции Харьковского губкома КП(б)У. В новообразованную организацию вступили 1293 лица, среди которых - трое немцев30.

23 Отч ет о правлении Харьковского городского общества Помощи с 1 ноября1926 г. по 1 января 19 2 8 г. // ГАХО, ф. Р-845, оп. 3, ед. хр. 1975. Л. 64 -65.

24 Протокол № 4 заседания нацменкомиссии при Горсовете 10.09.1929 г. // ГАХО. Ф. Р-408. Оп. 4. Ед. хр. 2631. Л. 9.

25 Отч ет о деятельности общественного сектора Харьковского общества «Помощь» с 1 июля по 1 октября 1930 г. // ГАХО. Ф. Р-4 08. Оп. 4. Ед. хр. 2634. Л. 100.

26 Отч ет окружного бюро нацмен при Харьковском окрисполкоме за период с 1 мая 1928 г. по 1 ноября 1929 г. // ГАХО. Ф. Р-845. Оп. 2. Ед. хр. 613. Л. 50 -51.

27 Ку старно-промислова кооперацiя i трести // Бюл етень Всеукра'шсько! спшки кустарно-промисл ових кооператорiв «У крашку старсп^ ка ». 1923. № 4 -5. С. 6.

28 Гонч аров а О. С. Нацюнальш меншини Харювщини в умовах здшснення пол инки корешза^!' (20-^ поч а ток 30 -х роюв ХХ ст.): дис. ... канд. ^т. наук. Харюв. 2006. С. 91.

29 Ку старно-промислова кооперацiя i трести // Бюл етень Всеукра'шсько! спшки кустарно-пром исл ових кооператорiв «Украшку старсп^ка». 1923. № 4 -5. С. 6.

30 Отч ет о деятельностиХарьковскогосоюзакустарем -одиночек за время с 2 ноября 1924 г. по 25 марта 1925 г. // ГАХО. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 113. Л. 23, 27.

4 марта 1925 г. ЦК КП(б)У приняло решение об организации союза кустарей, деятельность которого должна была быть направлена на «помощь кооперированию членов союза, их объединению в производственные коллективы и артели, организацию общей сети Наркомпроса для своих членов, организацию медицинской и всякой другой помощи в общей сети; активное привлечение кустарей-одиночек [...] в общественные организации, такие как МОПР, «Друзья детей», «Долой неграмотность!» и т.д. »31.

За год работы союза его ряды увеличились на 622 члена, что существенно изменило его национальный состав, увеличилось число евреев и русских, которые и до того количественно преобладали, также к организации присоединилось 6 немцев32.

Анализ национального состава 13 организованных в союзе цехов позволяет выяснить, что представители немецкого меньшинства предпочитали такие отраслям производства, как швейное и химическое дело, деревообработка и обработка кожи33.

Работа союза была достаточно эффективной, однако, национальные кооперативные объединения создавались и за его пределами. Но этот процесс усложнял ряд факт оров, а именно недостаточность средств, сырья, производственного оборудования, помещений, спроса на продукцию. Так, в связи с отсутствием заказов на кустарное литье была прекращена деятельность артели «Метеор», которая была основана девятнадцатью эмигрантами из Германии и Австрии. Все члены этой артели, при содействии Кустарсоюза, были переведены на завод «Серп и Молот»34.

Ситуация, сложившаяся с представителями артели «Метеор», была не единичным явлением и знаменовала начало развертывания в стране индустриализации. В результате чего количество кустарей конце 1920 -х гг. начало резко снижаться, из -за значительного их оттока в государственную промышленность. На немецкую часть населения области такая ситуация не имела решающего влияния, ведь в среде этой этнической общины наибольший процент составляли лица занятые в сельском хозяйстве - 50,02%35, а вышеупомянутые ремесленники, кустари и работники промышленных предприятий -15,92%36.По состоянию на 1920 г. 78,3% населения региона приходилось на сельскохозя й-ст венный сектор37.

Для упорядочения крестьянского землепользования ВУЦИК был принят 29 ноября 1922 г. Земельный кодекс УССРз8, который предусматривал определенную самостоятельность в выборе форм хозяйствования. В документе отмечалось, что право на пользование землей имели все граждане УССР без различия национальности, пола и вероисповедания.

Уравнительное перераспределение земли, декларируемое Земельным кодексом, привело к разрушению традиционных аграрных отношений, особенно в среде компактных крестьянских национальных общин, то есть бывших иностранных колонистов, кот о-рым на Харьковщине были немцы.

Перераспределение земельных участков привело к потере колонистами значител ь-ной части земель, пастбищ, что в свою очередь отразилось на резком сокращении пог о-ловья скота. Так, прямым следствием этой политики была потеря выпаса жителями немецкой колонии ЛачиноБарвенковского района Изюмского округа. В своем заявлении, направленном в Немецкий подотдел Отдела национальных меньшинств НКВД в ноябре 1923 г., жители колонии отметили: «В 1921 г. гражданами села Циплеровки отрезано было от наших земель, причем в их часть вошел почти весь наш выпас ... И так как наш скот

31 Постановления. Об организации общества кустарем. 4 марта 1925 г. // Известия Централ ьного Ком -тета Ком му нистической Партии (большевиков) Украинь 1925. 25 марта.

32Отч ет о деятельности Харьковского союза кустарем -одиночек за время с 2 ноября 1924 г. по 25 м а рта 1925 г. // ГАХО. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 113. Л. 36.

33 Там же. Л. 49.

34 Доклад комиссии выделенной Харьковским окрпарткомом о результатах обследования кооп ератив-ной артели «Метеор», состоящей из эмигрантов из Германии и Австрии // ГАХО. Ф. Р-845. Оп. 3. Ед. хр. 1975.

35 Отч ет о деятельности комиссии по делам нацмен с 15 марта 1927 г. по 15 апреля 1928 г. // ГАХО. Ф. Р-845. Оп. 3. Ед. хр.1205. Л. 24 2-243.

3бПервая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. ХЬУ II. Харьковская уберния. М.,1903.

37Калшченко В. В. Селянське господарство Укра'ни в до колгоспний перюд (1921-1929). Харюв,1991. С. 17.

38 Зем ельний кодекс УСРР. Прийнято ВУЦВК 29 листопада 1922 року // ЗУ УСРР. 1922. № 21. С. 850 -876.

Л. 86-88.

С. 1 9 0 .

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31

страдает отсутствием подножного корма, то мы решили добровольно мириться с жит елями села Циплеровки или взять у них в аренду, но последние отказались. Тогда мы решили ходатайствовать в местный райземотдел, который нам также отказал. Принимая все это во внимание, а главное то, что этот выпас им совсем не нужен, основываясь на том, что скот они никогда не пасли ..., поэтому находим каким -то путем или условиях, ходатайствовать о получении не менее 50 десятин выпаса. Уполномоченный: А. Клинг. Секретарь: А. Гофман »39.

Перераспределение и «отрезка» земельных наделов и пастбищ у немецких колонистов значительно ухудшило и без того сложное положение этой группы населения.

С земельным вопросом была связана проблема чрезмерного налогообложения в немецких селах. Местные органы власти, руководствуясь мнением о состоятельности о б-щин этнических меньшинств, относили подавляющее большинство колонистских, т.е. немецких на Харьковщине, хозяйств к категории кулацких, и переводили, таким образом, на них основную часть налогового бремени. В среднем налогообложение в 2 -3 раза выше, чем в украинских и российских селах региона, было характерно для мест компактного проживания немцев40.. При этом, власть не учитывала, что в результате аграрных и административно-территориальных преобразований, немецкие хозяйства потеряли свою прибыльность и стали в один ряд с теми же российскими и украинскими селами. Иллюстрацией к сложившейся ситуации может служить сообщение Харьковского губисполко-ма, направленное в НКВД УССР 12 февраля 1924 г., об обращении представителей Мече-биловского сельского совета, в состав которой была включена немецкая колония Бес-пальцево Петровского района Изюмского округа с просьбой, снизить им единый сельскохозяйственный налог на 15%, в связи с неурожаем. Просьба была удовлетворена частично: «Учитывая то, что колония Беспальцево является наиболее мощной из всех сел сел ь-ского совета, то ей специально созданной комиссией предоставлена была скидка не 15%, а только 5%»41.

Кроме того, в ситуации постоянных реорганизаций земельных участков, бесконечных изменений в руководстве административно -территориальных единиц, не обошлось и без злоупотреблений по отношению к населению немецких колоний. Так, у немцев -меннонитов, живших в селе Семеновка Барвенковского района Изюмского округа, были незаконно отобраны мельница, маслобойня и жилые здания 42.

В итоге, конфликтные ситуации, которые возникали в результате многочисленных случаев нарушения прав, неудовлетворительное экономическое положение, отсутствие должного внимания со стороны местных властей к обеспечению национально -культурных и языковых интересов, вызвали со стороны представителей немецкого национального меньшинства справедливое возмущение, которое вылилось в желании покинуть Украину и эмигрировать. Волна эмиграционных тенденций охватила немцев -колонистов Харьковщины43, что отчетливо видно на примере колонии Григорьевки (Барвенковский район Изюмской округи), большинство жителей которой намеревались покинуть границы Советского Союза44.

В отчете Центральной комиссии по делам национальных меньшинств за 1924 -1925 гг. указывались такие причины эмигрантского движения: «... не всегда правильное обложе-

39 бвтух В. Б., Чирко Б. В. Шм и^ в Укра'н (1920м - 1990- роки). Ки\'в, 1994. С. 13.

40 Гонч аров а О. С. Нацюнальш меншини Харювщини в умовах здшснення пол инки корешзап^!' (2 0-т4 поч а ток 30-х роюв ХХ ст.): дис... канд. ют. наук. Харюв. 2006. С. 102.

41 Поввдомлення Харювського губвиконкому Наркомату внутршнк справ УСРР про задоволення проха н-ня громадян Мегебилiвськоl сшьради Петровського району 1зюмсько'1 округи 12 лютого 1924 р. // Шмпд в Укра'н 20-30 рр. ХХ ст.. Збiрник докуменпв державних архiвiв Укра'ши. К. 1нститут iсторil Укра'ши. 1994. С. 46.

42 Заява шмпдв-менонтв А. I. Завацького, Д. Д. Редекона с. Семешвки Барвшювського району 1зюм сь-ко'1 округи до Центрально'' комЫ у справах нацюнальних меншостей при ВУЦВК про незакон не вилучення 1'хнього майна 12 липня 1924 р. // Шмщ в Укра'ш 20 -30 рр. ХХ ст.. Збiрник документ державних архiвiв Укра'ши. Ки'1'в. 1994. С. 51 -52.

43 Протокол закритого засщання Центрально'' комЫ!' у справах нацюнальних меншин при ВУЦВК про ем ^рантський рух серед шмщв 1зюмсько'' округи. 3 березня 1925 р. // Шмщ в Укра'ш 20-30 рр. ХХ ст.. Збiр-ник доку мен^в державних архiвiв Укра'ши. Ки''в. 1994. С. 70-71.

44 Витяг з протоколу № 7 засщання Президil Барвшювського Райвиконкому ввд 18 травня 1926 року / ГАХО. Ф. р. 1496. Оп. 1. Ед. хр.2. Л. 21.

ние сельскохозяйственным налогом, земельный вопрос (отрезка земли, не определенное землепользование и малоземелье) и наконец религиозные вопросы» 45.

Значительно ухудшил ситуацию новый передел земли, вызванный принятием 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР «Общих принципов землепользования и землеустройства», согласно которым бедняки и середняки получили право на лучшие и удобные участки земли в общине, а коллективы получили дополнительные льготы на пользование зем-лей46. Весной 1929 г. начинается наступление на крестьян-единоличников с целью ускорения темпов коллективизации. В 1929 г. в селе Нестелиевка Лозовского района был создан ТСОЗ, объединявший 25 семей.

Общим итогом, такой аграрной политики, направленной на уменьшение среднего размера земельных участков, значительное налоговое давление, стремление приблизить социальное положение колонистов к социальной структуре автохтонного крестьянства, стало снижение заинтересованности значительной части немцев-колонистов в расширенном производстве.

Для эффективной советизации всех слоев немецкого меньшинства, и не только, органы власти привлекали их к выборам представительских органов. По результатам выборов 1924 г., в состав Харьковского городского совета на уровне с украинцами и русскими, вошли представители немецкой национальности47. Выборы 1925/1926 г. привели к увеличению представительства национальных меньшинств в советских органах власти. Так, от немецкого меньшинства в советы было избрано 0,2% от общего числа депутатов, когда общая численность немецкого населения региона составляла 0,21 % от общего числа жителей48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В январе 1927 г., первым Всеукраинским совещанием по вопросам работы среди национальных меньшинств, было принято решение о необходимости проводить всю работу по подготовке и проведению выборов на родном языке последних, в местах их ко м-пактного проживания49. Во время проведения избирательной кампании 1927 г. в Харькове, выполнение этого решения миновало немецкое меньшинство, уделив главное внимание русскому, еврейскому, польскому и армянскому50. Вместе с тем, при формировании избирательных участков учитывалось и территориальное расположение национальных меньшинств в сельской местности, в результате чего, при общем увеличении избирательных участков по округу на 30%, количество участков национальных меньшинств увел и-чилась на 51%. Эти меры способствовали повышению активности представителей национальных меньшинств в целом, и немецкого в частности51.

Вместе с тем, выборы 1920 -х годов сопровождались многочисленными нарушениями прав человека. Большое количество лиц были лишены избирательного права. К указанной категории относились предприниматели, граждане, жившие посредством нетрудовых доходов, духовенство и другие. Так, во время проведения выборов 1926 г. избирательного права на Харьковщине лишено было 5708 человек, из которых немцы составляли 0,1%52.

Важным элементом политики советской власти в отношении национальных меньшинств было предоставление последним возможности пользоваться родным языком в

45 бвтух В. Б., Чирко Б. В. Шм в УкраТш (1920^ - 1990^ роки). Ки''в, 1994. С. 16-17.

4бЯку бова Л. Д. Соцдально-еконо1^чне становище етшчних меншин УСРР (20^ - початок 30-х роюв ХХ ст.). КиТв. 2004. С. 233.

47 Основные итоги хозяйственного и советского строительства на Харьковщине. К 1Х-м у губернском у съезду Советов // Бюл етень губершального виконавчого комттету Рад роб^ничих i селянських депутата. 1925. № 20. С. 6.

48 Сводные данные о составе Советов Харьковской округи по национальности 19 26/19 27 гг. // ГАХО . Ф. Р-845. Оп. 3. Ед. хр.1157. Л. 111 -112.

49 Гонч а ров а О. С. Нацюнальш меншини Харювщини в умовах здшснення полынки корешзацП (2 0-т поч а ток 30 -х роюв ХХ ст.): дис.....канд. ют. наук. Харюв. 2006. С. 71.

50 Протокол № 40 засщання Окружного виконавчого комттету ввд 15 жовтня 1928 р. // ГАХО. Ф. Р-845. Оп . 3 . Сп р. 2 8 5 4 . Арк. 2 5 .

51 Отч ет о деятельности окружного бюро Нацмен при Харьковском окрисполкоме за период с 1 мая 1928 г. по 1 нября 1929 г. // ГАХО. Ф. Р-845. Оп. 2. Ед. хр. 613. Л. 11.

52 Зводка про склад громадян, що були позбавлеш права брати участь у виборах до сшьрад по Харювс ь-юй окрузi (в перевиборчу кампашю 1926 р.) // Бюл етень Харювського округового Виконавч ого Ком ^ету Рад Роб^ничих, селянських та червоноармшських депута^в. 1926. № 5. С. 52 -53.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 143

2014 № 15 (186). Выпуск 31

отношениях со структурами госаппарата, что впервые было указано в постановлении ВУЦИК и СНК УССР от 1 августа 1923 г. «О мерах обеспечения равноправия языков и о помощи развитию украинского языка». Именно это постановление провозглашало равноправие языков всех национальностей Украины и возможность их использования на заседаниях советов, съездах, конференциях и других мероприятиях.

Впоследствии, был принят ряд правовых актов, которые затрагивали языковую проблему нацменьшинств, а именно постановление ВУЦИК и СНК УССР от 30 апреля 1925 г. «О мерах срочного проведения украинизации советского аппарата»53, «О языке сношений органов власти и делопроизводства в административно-территориальных единицах, образованных по национальному признаку» (ноябрь 1925 г.)54. Но на практике эти меры не нашли применения, из-за возникновения трудностей во время перевода делопроизводства на языки национальных меньшинств, особенно на немецкий, в связи с нехваткой специалистов, владевших этим языком. Таким образом, служащие немецкого прохождения, хоть и избирались в советские органы власти, но родным языком польз о-ваться не могли. Исключением можно назвать ведение некоторой части документации, обычно внутреннего обращения, на немецком языке в национальных сельсоветах55.

Таким образом, этническая политика 1920 -х годов, оставила неизгладимый след во всех сферах жизни немецкого национального меньшинства. Не взирая, на декларируемые позитивные изменения в положении этнических групп, данная политика в отношении немцев была скорее средством их принудительного «втягивания» в построение нового общества, используя национальные идеи возрождения и стремления последних, в интересах социалистического строительства.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

SOVIET STATE ETNIK POLITIK OF THE 1920s., SOCIO-POLITIKAL ASPEKTS OF THE INTERAKTION WITH THE GERMAN NATIONAL MINORITIES (ILLUSTRATED KHARKIVSHYNA)

O.E. FILATOVA

V.N. Kaiazin Kharkiv National University, Ukraine

e-mail: history@karazin.ua

The article is devoted to the study of the problems of socio -economic and political development of the German minority in Kharkiv 2 0s . Twentieth century, in the face of a new ethnic politics. In the first study to comprehensively analyzed, activities undertaken within the framework of government policy of "indigenization", in respect of the German population of the region, their main purpose and effect . Much attention is paid to the creation of national administrative units in the population, the problem of their existence.

Key words: national minorities , national policy, indigenization.

53 Про заходи термшового переведения укра'шзащЧ радянського апарату. Постанова ВУЦВК i РНК УСРР. 30 кв^ня 1925 р. // ЗУ Укра'ши. 1925. № 26. С. 305 -306.

54 Постанова ВУЦВК i РНК УСРР «Про мову зносин оргашв влади i д^оводства в адм шютративно -територiальних одиницях, утворених за национальною ознакою» (листопад 1925 року) // Збiрн ик узагал ьнень та розпоряджень роб^ничо-селянського уряду Укра'ши. 1928. №4. С. 126 -127.

55Циркулярное распоряжение Изюмского Окрвоенкомата // ГАХО. Ф. Р. 149 6. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 3; Обязател ьныепостановл ения Барвенковского испол ком а // ГАХО. Ф. р. 1496. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.