Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБЛИКА ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ ПЕРМИ'

ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБЛИКА ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ ПЕРМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗ ГОРОДА / ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЕРМЬ / ПЕШЕХОДНЫЕ УЛИЦЫ / ГЕОКУЛЬТУРНЫЙ БРЕНДИНГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дианова Ю.В.

В статье представлены результаты авторского исследования перспектив формирования дизайн-среды пешеходных улиц города Перми на основе геокультурных ресурсов Пермского региона. Автор делает вывод о том, что образы архаических культур, которые силой художественного мастерства выдающихся деятелей литературы, архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIX-XXI веков прочно закрепились в культурном ландшафте города, в новейшее время целесообразнее всего использовать для разработки проектов преобразования визуально-эстетического облика пешеходных улиц и бульваров. Важнейшим геокультурным ресурсом Перми сегодня признается пермский звериный стиль. Его уникальные исторические образы через культуротворческую деятельность горожан получают возможность быть представленными как в визуальной эстетике городского общественного пространства, так и в интерьерной среде, включая жилой интерьер. Разработка и реализация креативных дизайн-проектов, формирующих целостный художественно-стилевой ансамбль пешеходной улицы в тематике пермского звериного стиля, видится перспективным творческим действием в русле стратегии геокультурного брендинга города Перми. Цель исследования заключается в изучении перспектив репрезентации историко-художественного потенциала пермского звериного стиля в дизайне пешеходных улиц Перми. Данная цель раскрывается через решение следующих исследовательских задач: раскрыть семантику и символику исторических образов пермского звериного стиля; обозначить и охарактеризовать сложившиеся подходы в изучении дизайна пешеходных улиц современного города; рассмотреть сложившиеся в XX - XXI веках практики репрезентации сюжетов пермского звериного стиля в уличной среде Перми; предложить проектно-художественные решения по созданию элементов инфраструктуры пешеходной улицы в пермском зверином стиле. В качестве методологической основы использованы положения, содержащиеся в концепции геокультурного брендинга городов и территорий (Д.Н. Замятин), культурологические и историко-музейные практики создания и продвижения городских брендов (М.А. Беляева, Т.А. Ладыгина), художественный и декорационные подходы в дизайне городской среды (Е.Е. Дмитриева, О.В. Ефремова). При написании статьи использовались историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND ARTISTIC POTENTIAL OF PERM ANIMAL STYLE TO FORM A VISUAL AESTHETIC APPEARANCE OF PEDESTRIAN STREETS OF PERM

The article delivers the results of the author's study of the prospects for forming the design environment of the pedestrian streets of the Perm city based on the geocultural resources of the Perm region. The author concludes that the images of archaic cultures, which-through the artistic power of outstanding figures of literature, architecture, sculpture as well as decorative and applied arts of the 19th - 21st centuries-have been firmly entrenched in the cultural landscape of the city, can be used today to develop projects for the transformation of the visual and aesthetic appearance of pedestrian streets and boulevards. The most important geocultural resource of Perm today is the Permian animal style. Its unique historical images through the cultural activity of citizens get the opportunity to be represented both in the visual aesthetics of the urban public space and in the interior environment, including residential interiors. The development and implementation of creative design projects that form an integral artistic and stylistic ensemble of a pedestrian street in the Permian animal style is seen as a promising creative endeavor in line with the strategy of geocultural branding of the city of Perm. The purpose of the study is to investigate the prospects for the representation of the historical and artistic potential of the Permian animal style in the design of the pedestrian streets of Perm. This goal is achieved through solving the following research objectives: to identify the semantics and symbolism of historical images of the Permian animal style; identify and characterize the existing approaches to the study of the design of pedestrian streets in a modern city; analyze the prevailing in the 20th - 21st centuries practices of representing some plots of the Permian animal style in the street environment of Perm; propose design and artistic solutions for the creation of infrastructure elements of a pedestrian street in the Permian animal style. The methodological basis comprises the concept of geocultural branding of cities and territories (D.N. Zamyatin), cultural, historical, and museum practices of creating and promoting urban brands (M.A. Belyaeva, T.A. Ladygina), artistic and decorative approaches in the design of the urban environment (E.E. Dmitrieva, O.V. Efremova). When writing the article, historical-genetic, historical-comparative, historical-typological methods were used.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБЛИКА ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ ПЕРМИ»

Дианова Ю.В. Историко-художественный потенциал пермского звериного стиля для формирования визуально-эстетического облика пешеходных улиц Перми // Технологос. - 2022. - № 4. - С. 66-79. DOI: 10.15593/perm.kipf/2022.4.06

Dianova Y.V. Historical and Artistic Potential of Permanimal Style to Form a Visual Aesthetic Appearance of Pedestrian Streets of Perm. Technologos, 2022, no. 4, pp. 66-79. DOI: 10.15593/perm.kipf/2022.4.06

Научная статья

DOI: 10.15593^1^^/2022.4.06 УДК 930.85:[7.031.1/.2+7.042](470.53)

ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ВИЗУАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБЛИКА ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ ПЕРМИ Ю.В. Дианова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия

О СТАТЬЕ

Поступила: 22 сентября 2022 г. Одобрена: 09 декабря 2022 г. Принята к публикации: 28 декабря 2022 г.

Ключевые слова:

пермский звериный стиль, исторические образы, историко-художествен-ный потенциал, образ города, геокультурные ресурсы, Пермь, пешеходные улицы, геокультурный брендинг

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты авторского исследования перспектив формирования дизайн-среды пешеходных улиц города Перми на основе геокультурных ресурсов Пермского региона. Автор делает вывод о том, что образы архаических культур, которые силой художественного мастерства выдающихся деятелей литературы, архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Х1Х-ХХ1 веков прочно закрепились в культурном ландшафте города, в новейшее время целесообразнее всего использовать для разработки проектов преобразования визуально-эстетического облика пешеходных улиц и бульваров. Важнейшим геокультурным ресурсом Перми сегодня признается пермский звериный стиль. Его уникальные исторические образы через куль-туротворческую деятельность горожан получают возможность быть представленными как в визуальной эстетике городского общественного пространства, так и в интерьерной среде, включая жилой интерьер. Разработка и реализация креативных дизайн-проектов, формирующих целостный художественно-стилевой ансамбль пешеходной улицы в тематике пермского звериного стиля, видится перспективным творческим действием в русле стратегии геокультурного брендинга города Перми. Цель исследования заключается в изучении перспектив репрезентации историко-художественного потенциала пермского звериного стиля в дизайне пешеходных улиц Перми. Данная цель раскрывается через решение следующих исследовательских задач: раскрыть семантику и символику исторических образов пермского звериного стиля; обозначить и охарактеризовать сложившиеся подходы в изучении дизайна пешеходных улиц современного города; рассмотреть сложившиеся в XX - XXI веках практики репрезентации сюжетов пермского звериного стиля в уличной среде Перми; предложить проектно-художествен-ные решения по созданию элементов инфраструктуры пешеходной улицы в пермском зверином стиле. В качестве методологической основы использованы положения, содержащиеся в концепции геокультурного брендинга городов и территорий (Д.Н. Замятин), культурологические и историко-музейные практики создания и продвижения городских брендов (М.А. Беляева, Т.А. Ладыгина), художественный и декорационные подходы в дизайне городской среды (Е.Е. Дмитриева, О.В. Ефремова). При написании статьи использовались историко-генетический, историко-сравнительный, историко-ти-пологический методы.

©ПНИПУ

© Дианова Юлия Викторовна - кандидат культурологии, доцент кафедры дизайна, графики и начертательной геометрии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8798-0993,e-mail: julok1@mail.ru

© Yulia V. Dianova - Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Department of Design, Graphics and Descriptive Geometry, https://orcid.org/0000-0001-8798-0993, e-mail: julok1@mail.ru

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Вклад 100 %

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

HISTORICAL AND ARTISTIC POTENTIAL

OF PERM ANIMAL STYLE TO FORM A VISUAL

AESTHETIC APPEARANCE OF PEDESTRIAN STREETS OF PERM

Yulia V. Dianova

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 22 September 2022 Revised: 09 December 2022 Accepted: 28 December 2022

Keywords:

Perm animal style, historical images, historical and artistic potential, image of the city, geocultural resources, Perm, pedestrian streets, geocultural branding.

The article delivers the results of the author's study of the prospects for forming the design environment of the pedestrian streets of the Perm city based on the geocultural resources of the Perm region. The author concludes that the images of archaic cultures, which-through the artistic power of outstanding figures of literature, architecture, sculpture as well as decorative and applied arts of the 19th - 21st centuries-have been firmly entrenched in the cultural landscape of the city, can be used today to develop projects for the transformation of the visual and aesthetic appearance of pedestrian streets and boulevards. The most important geocultural resource of Perm today is the Permian animal style. Its unique historical images through the cultural activity of citizens get the opportunity to be represented both in the visual aesthetics of the urban public space and in the interior environment, including residential interiors. The development and implementation of creative design projects that form an integral artistic and stylistic ensemble of a pedestrian street in the Permian animal style is seen as a promising creative endeavor in line with the strategy of geocultural branding of the city of Perm. The purpose of the study is to investigate the prospects for the representation of the historical and artistic potential of the Permian animal style in the design of the pedestrian streets of Perm. This goal is achieved through solving the following research objectives: to identify the semantics and symbolism of historical images of the Permian animal style; identify and characterize the existing approaches to the study of the design of pedestrian streets in a modern city; analyze the prevailing in the 20th - 21st centuries practices of representing some plots of the Permian animal style in the street environment of Perm; propose design and artistic solutions for the creation of infrastructure elements of a pedestrian street in the Permian animal style. The methodological basis comprises the concept of geocultural branding of cities and territories (D.N. Zamyatin), cultural, historical, and museum practices of creating and promoting urban brands (M.A. Belyaeva, T.A. Ladygina), artistic and decorative approaches in the design of the urban environment (E.E. Dmitrieva, O.V. Efremova). When writing the article, historical-genetic, historical-comparative, historical-typological methods were used.

©PNRPU

Введение

Город Пермь в первой четверти XXI века занимает особое место среди российских горо-дов-миллионников, демонстрирующих динамичные темпы социокультурного и экономического развития РФ. Новейший этап исторического развития Перми характеризуется дискуссиями в кругах ученых и творческих сообществ по теме брендирования города через культуру. Данная тема периодически находит закрепление в научно-исследовательских и управленческих проектах («Пермский культурный проект», «Пермь как стиль», «Пермский период. Новое время»). Вместе с тем Перми до настоящего времени не удалось избавиться от образа города «серого», «мрачного и неудобного», который сложился ещё в советский период [1]. Серьёзной проблемой эксперты называют отсутствие стилевой выразительности в визуально-эстетическом облике города, культурное пространство которого всё более напоминает «почтовый ящик, в который неизвестно что вкладывают» [2]. Следует признать, что в городе Перми действительно сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, власти и городские сообщества периодически пытаются реализовать проекты городского брендинга, а с другой - в городе не формируется креативная пространственно-планировочная среда, которая бы позволяла создавать для пермяков и гостей города особую атмосферу психоэмоционального и визуально-эстетического комфорта. Прежде всего налицо явное торможение в области формирования новых подходов в реорганизации уличного пространства города Перми, причем не только ради удобства жителей, но и для придания им художественных смыслов. При этом, по признанию исследователей, особое место в уличном пространстве современного города

занимают пешеходные улицы. Устойчиво функционирующие пешеходные улицы являются одним из важнейших факторов в процессе создания комфортной и эстетической городской среды. Однако, как отмечают в своей статье специалисты по изучению практик городской мобильности, пешеходные сообщения полностью игнорируются в процессе транспортного проектирования и планирования [3]. Это привело, в частности, к тому, что все попытки создания пешеходной, оформленной с использованием местных историко-художественных достижений (культурных брендов) улицы в центре Перми («пермского Арбата») в 2010-е годы оказались безуспешными.

«Пермский Арбат» - это участок улицы Пермской от Комсомольского проспекта до улицы Газеты «Звезда», протяженностью 270 м. В период «культурной революции» в Перми (2009 - 2012), в начале июня 2011 года, перед открытием городского фестиваля «Белые ночи», эта территория была объявлена центральной пешеходной улицей. Однако уже в 2018 году решением городской администрации улица была закрыта на ремонт, а осенью 2019 году было объявлено о возобновлении автомобильного движения с обустройством зон для платной парковки. Председатель Пермской городской Думы Ю.А. Уткин признал, что «ул. Пермская не оправдала себя, как пешеходная, для прогулок жители города выбирают Комсомольский проспект, обновленную набережную и другие территории» [4].

По ряду факторов «пешеходная Пермская» оказалась несостоявшимся проектом, среди которых логично выделить такие, как: небольшая протяженность улицы, отсутствие выходов на прилегающие переулки и дворики, ее второстепенность по отношению к Комсомольскому проспекту и улице Ленина, соответственно, туристские маршруты фактически пролегли по этим улицам (ЦУМ, арт-объекты «Пермский Мишка», «Кама-река»). Свою роль сыграла без-людность улицы в осеннее и зимнее время года. Пермяки, особенно молодые мамы с детьми, выбирали другие маршруты для прогулок, в частности, с выходом на площадь перед Театром оперы и балета. Наконец, у «пешеходной Пермской» так и не сложился целостный художественный образ, который бы вызывал у людей отзывы эмоционально-эстетического характера.

Таким образом, тема создания визуально-эстетического облика пешеходных улиц сегодня актуальна и востребована. Творческий коллектив ученых Казанского государственного архитектурно-строительного университета в своем пилотном учебном пособии «Дизайн пешеходной улицы» акцентирует внимание на формирование спроса на оформление пешеходных зон в европейских городах во второй половине XX века [5]. В этот период разработка единых принципов формообразования и цвето-фактурных решений, формирующих целостный художественно-стилевой ансамбль пешеходной улицы, проводилась на основе исторических традиций западноевропейской городской культуры - на идеалах Средневековья. Опыт создания таких уникальных проектов был использован в начале XXI века специалистами в области креативных индустрий.

Богатое архаическими смыслами имя Перми позволяет сегодня развертывать его геокультурный потенциал. Перспективным творческим действие представляется закрепление в пространственно-планировочной среде города геокультурных ресурсов, позволяющих органично связать древнюю и новейшую историю Перми. Одним из таких геокультурных ресурсов является пермский звериный стиль. В фантастичных, полных таинства фигурках заключены пространственные и культурные символы пермской земли. Отнюдь не случайно образы «медведя в жертвенной позе», «человеколосей», причудливых «ящеров» нашли свое отражение в произведениях писателей, архитекторов, художников, дизайнеров, скульпторов XIX - XXI веков Люди, далекие от искусства, также устремляют свои взоры на плоды работы древних мастеров. Из поколения в поколение от этих образов передаются положительные посылы. Сюжеты пермского звериного стиля сегодня присутствуют в ювелирных изделиях, на посуде

гончарного производства, в изделиях кузнечного ремесла и в оформлении городских кафе. Шаг за шагом исторические образы закрепляются в композициях уличной подсветки, на фасадах общественных зданий. Из вышесказанного следует, что пермский звериный стиль может органично вписаться и в среду пешеходной улицы. При этом речь идет не только об отдельных вкраплениях стилизованных образов в инфраструктурные объекты улицы, но и о создании целостного художественно-стилевого ансамбля. Тем самым создаются возможности для трансформации визуально-эстетического облика пешеходной улицы в долгосрочной перспективе. В период празднования 300-летнего юбилея у города Перми имеются возможности для успешной реализации перспективных дизайн-проектов преобразования городской уличной среды. Пешеходные улицы должны сыграть важную роль в реализации стратегии геокультурного брендинга Перми, в которой город действительно нуждается.

Семантика и символика исторических образов пермского звериного стиля

Образы «медведя в жертвенной позе», «человеколося», «кричащей птицы», «женских богинь», «ящеров» и других существ, наделенных древними мастерами антропоморфными и зооморфными чертами, зародились в далекой древности на пермской земле.«Пермский звериный стиль со всей определенностью можно назвать пермским, почти все предметы металлической скульптуры этого стиля обнаружены в пределах Верхнего Прикамья - на территории бывшей Перми Великой», - отмечал В.А. Оборин [6, с. 7]. В сюжетных композициях были запечатлены легендарные сведения о мировоззрении народов, населяющих Пермское Прикамье. Человек органично вписывался в композицию трехуровневой структуры миров - подземного, земного и верхнего. В искусстве пермского звериного стиля человек маркировал себя атрибутами животного мира, заявляя о своей причастности к этой таинственной, наполненной легендами живой среде. В период существования Ломоватовской культуры (III - IX вв.) помимо сложных композиций, включающих фигуры людей, обрамленных животными и фантастическими существами, в практике бронзовой металлопластики проявлялись символы семейного благополучия и плодородия (образ «семейное счастье» - семейная пара с ребенком и колосьями в руках, женщина в окружении колосьев со злаками). В Родановской культуре (IX - XIV вв.) произошла схематизация сюжетов, образы пермского звериного стиля подверглись существенной стилизации, сакральные мотивы уступили место хозяйственно-бытовым символам. Изображения человека подавались уже без «звериного» присутствия. В качестве примера можно проследить эволюцию семантики образов «медведя в жертвенной позе» и «человеко-лося». Так, если в Ананьинской (VIII - IV вв. до н.э.) и Гляденовской (III в. до н.э. - IV в. н.э.) археологических культурах медведь и лось почитались как тотемы («хозяин леса», «лесной дух»), то в уже в Ломоватовской и Родановской культурах их образы были подвержены стилизации: превращению в мифических героев, легендарных существ. Свойственные их образам магические силы передавались не только мужчинам-охотникам, но и женщинам, ведущим домашнее хозяйство, обеспечивающим бытовую повседневность.

Анализ семантики и символики пермского звериного стиля позволяет понять причины, по которым мастера современного искусства обращаются к этому древнему наследию. Как писал В.А. Оборин, «искусство возникло в первобытном обществе не тогда, когда человек выделился из животного мира, а на той ступени развития, когда у него развилось абстрактное мышление, позволившее создавать отвлеченные художественные образы...» [6, с. 9]. Всем тем, кто сегодня обращается к пермскому звериному стилю, становится очевидным его геокультурный потенциал, который возможно охарактеризовать как «мифический», «чудской», «камский», «древнепермский», «животрепещущий», «архаический», «экзотический». Причем

в процессе творческого осмысления возникает необходимость выхода из строго аргументированного историко-фактического поля в формат искусствоведческих интерпретаций, посредством которых возможна не только репрезентация образов звериного стиля, но и ассоциируемых с ним образов «пермскости». Поэтому В.В. Абашев безусловно прав, говоря о том, что даже легендарное предание, содержащее художественный вымысел, может оказаться самым реальным фактом семиотики города [7, с. 25]. Соответственно в практиках репрезентации сюжетов звериного стиля в архитектуре и дизайне, в скульптуре и художественном искусстве произведения скорее ориентированы на феноменальные смыслы, чем на исторические факты.

Артефакты, представленные в уникальных музейных коллекциях, позволяют исследователям выявлять художественные средства выразительности пермского звериного стиля [8]. Отметим, что скрупулёзная работа по описанию композиционного строения формы артефактов пермского звериного стиля (геометрия контуров, ритмический строй, статика и динамика формы) продолжает проводиться ведущими российскими специалистами [9]. Предметы пермского звериного стиля с точки зрения общих оценок построения композиции характеризуются базовыми и дополнительными условиями. К базовым можно отнести проекционную двухмер-ность: фронтальность, раскрывающую представления об открытости жизни, природе и космосу при отсутствующей пространственной глубине, и профильные проекции. В композициях царит торжественность момента, образы наполнены смыслом. Поэтому оригинальным археологическим находкам даются альтернативные названия, подчеркивающие «поэтичность» их образа («святое семейство», «всадница на змее», «кричащая птица» и др.). Эти условия, как правило, оформлены в границах геометрических, замкнутых контурах в виде окружностей, овалов, трапеций, отвечающих символическому характеру образов и выделением композиционных доминант: фигур по оси симметрии, чаще вертикальной. Помимо выявленных принципов композиции, присутствующих в артефактах, любой предмет из коллекций пермского звериного стиля определяется через восприятие цвета. Особо обратим внимание на то, что цветовую гамму первоисточников нельзя считать «серой» и однообразной, так как культура цвета у древнего населения Пермского Прикамья складывалась веками, а выбор цветовых категорий формировался на базе знаний о природе материалов, их взаимодействии. В пермском зверином стиле эпохи Средневековья черный, красный и белый цвета продолжали оставаться главными. Белый цвет означал мир, благородство, высшую власть; черный - ночь, мрак, смерть; пурпур - знак высшего достоинства, силу, могущество, благородство. В современной интерпретации эти цвета идейно продолжают нести смысл, которым их наделили далекие предки. Например, красный символизирует высокую активность, борьбу, агрессию, белый - молодость, чистоту, непорочность, черный - траур, печаль. Репрезентация семантики цвета позволяет глубже понять традиции предков, донести смысл выбора и использования определенных тонов в разных обстоятельствах жизни. Исходя из данного контекста стоит только приветствовать современные креативные проекты, которые реализуются в Перми, Кудымкаре и других городах Пермского региона. Узнаваемые образы пермского звериного стиля здесь подаются художественными средствами (например, арт-проект «Чудо чуди», 2018 г., г. Пермь; лекторий «Пермский звериный стиль», июль 2021 г., Коми -Пермяцкий этнокультурный центр, г. Кудымкар). Ценным практическим результатом обращения художников, скульпторов и дизайнеров к семантике и символике пермского звериного стиля следует считать практику создания тематических фондовых групп коллекций, на основе которых представляется возможным создание перспективных творческих проектов, в том числе и по дизайну пешеходных улиц Перми.

Исторические образы пермского звериного стиля в уличной среде Перми (XX - начало XXI в.)

С начала XXI века уральские города демонстрируют различные подходы к созданию креативных пространств в русле реализации геобрендинговых стратегий. Весомое место здесь занимают активно функционирующие пешеходные зоны. Новейший опыт организации новых и реконструкции старых пешеходных улиц показывает, что ключевым критерием их востребованности городскими жителями и туристами является гармоничное сочетание принципов интеллектуальности и культуротворчества, природности и социальности. При этом интеллектуальность предстаёт в двух измерениях: первое - это общая информационная инфраструктура пешеходной улицы, второе содержит познавательные сюжеты, транслирующие позитивные культурные смыслы о месте, где сформировалась городская среда («образ места», «смысл места»). В свою очередь, культуротворчество охватывает и креативные практики мастеров уличного искусства, и творческие действия самих горожан в деле создания объектов, входящих в художественно-стилевой ансамбль пешеходной улицы. Творческие инициативы городских жителей выступают необходимым условием для её перспективного развития. В природ-ности заключены не только задачи уличного озеленения, но и создание комфортной экосистемы, в структуру которой входят биодренаж, искусственные водоемы, фонтаны, водопроницаемые тротуары, топиарии и др. В социальности воплощается тема удовлетворения потребностей различных категорий пешеходов (дети и их родители, молодёжь, пенсионеры, маломобильные группы населения).

Автор выделяет несколько тенденций в планировании пешеходной уличной инфраструктуры в малых и крупных городах Уральского региона. Во-первых, это стремление привязать пешеходные зоны к природному ландшафту территории (реки, рощи, возвышенности), реализовать проект в русле геокультурного подхода. Яркий пример - новая пешеходная набережная в г. Красноуфимске вдоль реки Уфы (2019), на которой расположились арт-объекты (жанровая и игровая скульптура) и стационарные бинокли, обращенные на берега реки. С 2015 году в г. Красноуфимске проводятся мероприятия по разработке городского бренда «Красноу-фимск - город земских традиций» [10]. Другой пример - проект «Пермь - 300 лет на Каме», архитектурного бюро «MLA+» (VII межрегиональный архитектурно-строительный форум (Пермь, 2018)). Проект был нацелен на создание рекреационной инфраструктуры и прогулочных пешеходных маршрутов вдоль р. Егошихи с последующим выходом на пешеходную набережную р. Камы. Во-вторых, стремление сделать город ярким и привлекательным для туристов и экскурсантов побуждает муниципальные власти к внедрению пешеходных туристических маршрутов, которые отнюдь не всегда отвечают ожиданиями городского населения (например, «Малахитовая линия» в Нижнем Тагиле, «Красная линия» в Перми, «Один день на Ирбитской ярмарке» и «Культуры чудные мгновенья» в Ирбите). В-третьих, в проектах по преобразованию уже существующих пешеходных улиц в городе зачастую отсутствует единая стилевая концепция. В качестве примера можно привести результаты проведения открытого городского конкурса по разработке схемы благоустройства ул. Макаренко и пешеходной части ул. Крупской Мотовилихинского района г. Перми (2019) [11]. В г. Ирбите текущий ремонт пешеходной улицы Свердлова направлен исключительно на поддержание существующей уличной инфраструктуры. В г. Верещагино, где в послевоенное десятилетие в рамках концепции «Город - сад» совместными усилиями властей и городских жителей создавались парковые зоны и пешеходные аллеи, сегодня можно наблюдать феномен «обезличенности» и «пустоты» уличного пространства [12].

Представим результаты авторского исследования практики репрезентации образов пермского звериного стиля в уличной среде города Перми, сложившихся в XX - XXI веках. В процессе продвижения стилизованных образов звериного стиля в городском пространстве возможно выделить четыре исторических периода:

1) 1910-е гг. - проявление стилизованных образов пермского звериного стиля в архитектурном декоре зданий и жилых домов. Яркий пример - дом Пермского инженерного товарищества (1909). Его архитектор К.П. Икорский применил приёмы стилизации образа «медведя в жертвенной позе» для оформления проемов дверей и окон на первом этаже этого здания. Дом разместился фактически в месте слияния двух старинных улиц - Пермской и Сибирской. Мотивы «звериного стиля» также нашли отражение в рисунках наличников окон на фасадах деревянных домов, находящихся рядом с прогулочными дорожками в районе камских пристаней.

2) 1970-1980-е гг. - новый всплеск интереса у архитекторов-проектировщиков к пермскому звериному стилю. Яркий пример - широкий бордюр-фриз на фасаде жилого дома по улице Крисанова, выполненный из бетона, где искусно был прорезан орнамент, содержащий образы «жертвенного медведя», «человеколося», «птицы с личиной», «ящера» (1976). Московские архитекторы мастерски применили данную композицию для завершения визуально-эстетического облика городской эспланады. Стилизованный образ «жертвенного» медведя был запечатлен и на барельефе флигеля здания - бывшего в советское время рестораном «Кама» (ул. Большевистская).

3) 1990 - сер. 2000-х гг. - период развития архитектурного декора в творчестве архитектора М.И. Футлика. В одном из поздних интервью он отмечал, что в процессе проектирования административного здания по улице Советской возникла проблема оформления фасада. «Чтобы придать капризной пластике модерна пермский характер, мы ввели в орнаменты узнаваемые элементы пермского звериного стиля», - признавался архитектор [13]. Вырезанные из цельного камня «жертвенные медведи» стали поддерживать арочные конструкции и придали внешнему облику здания креативный вид. В 2001 году этот успешный проект был включен в европейскую энциклопедию искусств «Allgemeine Kunstler Lexicon». На верхней части фасада другого здания по улице Екатерининской М.И. Футлик также расположил рельефные вставки с образом «жертвенного медведя», в промежутках между которыми оказалась композиция с образом «женской богини» в головном уборе хищной птицы.

4) 2008 - 2010-е гг. - период «культурной революции» в Перми, характеризующийся выходом мотивов звериного стиля непосредственно в уличную инфраструктуру. В городском центре, на пешеходной аллее Комсомольского проспекта, появились жанровые скульптуры, которые изготавливались из различных материалов (кровельное железо, трубы, цепи, металлические механизмы, фанера, пластик и др.). В скульптуре «И была древняя легенда...» её создатель Д.А. Прибыльнов представил образы двух человеколосей, стоящих на ящере, передавая смысловое содержание трехчастной композиции звериного стиля (нижний, средний и верхний миры). Среди других скульптур, установленных в рамках городского фестиваля «Сезон искусств», это произведение выделялось своей принадлежностью к древнему пермскому искусству.

Помимо жанровой скульптуры в Перми появились малые архитектурные формы, произведения мастеров уличного искусства. Яркий пример - архитектурная композиция «Кама-река» (2010), изготовленная мастерами-скульпторами из Удмуртии А.Л. Суворовым, Д.Б. Постниковым и М.В. Васевым. В июле 2021 года по мотивам этой композиции на городской пешеходной набережной был установлен арт-объект «Река Кама», выполненный творческой группой студентов Пермского строительного колледжа. В 2010-е годы с образами пермского звериного стиля активно работали уличные художники А.И. Жунев, Е.Н. Лисица и др. Арт-объект «Ни рыба, ни мясо» А.И. Жунев создал, применив довольно редкую в то время для

Перми технику пиксель-скотч-арта. Композиция состояла из образа большого лося, внутри которого разместились человеколоси, «взбирающиеся» на гигантскую рыбу. Высокую степень мастерства в стилизации образов звериного стиля А.И. Жунев проявил в эскизных проектах росписи фасадов жилых зданий по улице Петропавловской. В продолжение темы отметим, что в 2017 - 2018 годы стилизованный образ «жертвенного медведя» вошёл в композицию сети уличной подсветки по Шоссе Космонавтов.

Таким образом, созданные экспериментальным путем оригинальные образцы стилизаций пермского звериного стиля следует рассматривать как важные «вкрапления» в процесс преобразования визуального облика Перми. Однако всего этого явно недостаточно для создания уличного образ-концепта, который бы предполагал сочетание интеллектуальности, куль-туротворчества, природности и социальности.

Пермский звериный стиль для перспективной модели пешеходной улицы Перми: авторский проект

Концептуальная идея представляемого авторского проекта заключается в организации художественно-стилевого ансамбля пешеходной улицы в пермском зверином стиле. При выборе места для реализации проекта учитывались следующие факторы:

- наличие пешеходной улицы в районе и/или мкр, появившемся в результате экспериментальных градостроительных практик XX века;

- расположение пешеходной улицы вблизи археологических памятников, свидетельствующих о существовании древних поселений эпохи Средневековья;

- протяженность и пространственные параметры пешеходной улицы;

- существование зеленых зон вдоль улицы (деревья, кустарники, лужайки);

- расположение в непосредственной близости от общественных и жилых зданий, стационарных и нестационарных торговых объектов.

Перечисленным условиям соответствует пешеходная улица в мкр Городские горки Мо-товилихинского района г. Перми. Установлено, что начало улице-проспекту имени Н.К. Крупской было положено ещё в 1957 году. Уже в следующем десятилетии часть улицы Крупской стала пешеходной вследствие экспериментальной застройки мкр Городские горки (общественные и жилые здания различной типовой модернистской архитектуры). История заселения данной местности имеет глубокие исторические корни. Специалистами Камской археологической экспедиции в ходе многочисленных полевых исследований было установлено, что именно в границах этой территории в VII - XI веках существовали поселения архаических культур, для которых пермский звериный стиль имел уже не столько сакральную, сколько хозяйственно-бытовую и эстетическую направленность: на высоком мысу правого берега реки Егошихи размещалось городище Ломоватовской культуры [14]. Таким образом, звериный стиль не является привнесенным извне культурным явлением, и его следует рассматривать как геокультурный ресурс для территории современной Мотовилихи.

Немаловажным фактором, побудившим автора начать разработку дизайн-концепции проекта, стало проведение администрацией Мотовилихинского района совместно с региональной общественной организацией «Улица детства» в 2019 году конкурса дизайн-проектов по благоустройству части улицы Макаренко и пешеходной части улицы Крупской. В рамках данного мероприятия была проведена большая работа по анализу современного состояния объектов уличной среды мкр Городские горки, определены пространственные параметры пешеходной части улицы Крупской и прилегающих к ней улиц (ул. Макаренко, ул. Патриса Лумумбы, бульвара Гагарина, ул. Студенческой), включая количество и тип жилых домов, назначение общественных (административных) зданий. К финалу конкурса были подготовлены для

публичного обсуждения ряд авторских проектных предложений по использованию стилизованных образов пермского звериного стиля в уличной среде города [11]. В своей деятельности автор настоящей статьи опиралась на собственные ранние разработки по дизайну жилого интерьера в тематике пермского звериного стиля [15].

Полученный первичный опыт был использован автором для дальнейшей комплексной работы по созданию дизайн-проекта пешеходной улицы «Пермский звериный стиль для пешеходной на Горках». Данный проект был нацелен на решение следующих практических задач:

- выделение четырех пространственно-планировочных зон в границах пешеходной части улицы Крупской и прилегающих к ней улиц;

- описание функционального содержания и декоративно-художественных элементов, входящих в композиционное решение каждой зоны;

- определение методов и средств для достижения гармоничного сочетания интеллектуальности, культуротворчества, природности и социальности в ансамбле пешеходной улицы;

- актуализация достижений городских мастеров по созданию экстерьерных и интерьер-ных решений, арт-объектов и малых архитектурных форм в городе Перми, выполненных в тематике пермского звериного стиля;

- создание особой атмосферы психоэмоционального и эстетического комфорта как развитой формы общения различных групп пешеходов, выступающей необходимым условием для геокультурного брендинга Перми.

В содержание описываемого дизайн-проекта были включены проектно-художественные решения, в совокупности составляющие целостный ансамбль пешеходной улицы:

- пешеходные тротуары с орнаментом пермского звериного стиля, проходящие через все участки улицы (рис. 1), а также навигаторы движения (рис. 2);

- искусственные водоемы, фонтаны (рис. 3);

- игровые предметные формы, выполняющие функцию компактных детских игровых комплексов (рис. 4);

- архитектурные конструкции, ранее утраченные, адаптация их в соответствии с идеей проекта и современная модификация (например, арка с установленной смотровой площадкой);

- расположение мест проведения культурно-массовых мероприятий в виде амфитеатра, художественное оформление здесь соответствует тематике «календаря» пермского звериного стиля;

- оформление большой по площади «зеленой» зоны в виде головы и лап медведя, где дорожки повторяют его контур, а различные виды зеленых насаждений обеспечивают цветовое разнообразие;

- оформление скамеек и лавок в пределах пешеходной зоны (рис. 5);

- жанровые скульптурные композиции (рис. 6).

В ходе работы над проектом автор пришла к выводу о том, что сегодня важно не только делать уличную среду интересной и комфортной для горожан. По-существу, эту задачу можно решить и с помощью привычных техник и средств стрит-арта. Идейно-художественная основа дизайн-проекта должна опираться на исторический текст и культурологическое научное знание, а выражаться современными средствами художественной выразительности, актуальными дизайн-формами, формирующими современное искусство.

Далее, с целью экспертного обсуждения данных проектных предложений по использованию образов пермского звериного стиля в средовом дизайне города Перми Ю.В. Диановой совместно с С.А. Диановым было инициировано проведение серии тематических круглых столов. Так, в рамках VI Открытого чемпионата «Молодые профессионалы» Пермского края (Workdskills Russia) состоялся круглый стол «Креативный город: культурная среда и творческий потенциал современной Перми» (Пермский строительный колледж, 13 февраля 2020 г). Круглый стол по теме «Геокультурный брендинг современного города» был проведен 9 апреля

2021 года в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Участниками дискуссий стали приглашенные представители профессиональных сообществ (педагоги, краеведы, дизайнеры, архитекторы, библиотекари, журналисты), студенты.

8 апреля 2021 года на площадках муниципальных библиотек г. Верещагино и г. Очёра состоялось обсуждение вопросов, посвященных геокультурному развитию малых городов Пермского края [16; 17]. Блок вопросов был посвящен и состоянию уличной среды в городе. По приглашению Ю.В. Диановой ведущим экспертом выступил Д.Н. Замятин, главный специалист Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ (г. Москва). Его труды по геокультурному брендингу города известны широкому кругу специалистов [18]. Участники данных мероприятий поддержали проектные инициативы Ю.В. Диановой, выразив единогласное мнение о полезности их практической реализации [19].

По итогам состоявшихся научных мероприятий их участниками были приняты практические рекомендаций, как-то:

- профессиональным научным и творческим сообществам в 2022 - 2024 годах организовать проведение серии мероприятий по проблематике «Визуально-эстетический облик пешеходных улиц уральского города и стратегия геокультурного брендинга»;

- органам публичной власти в муниципальных образованиях на регулярной основе проводить конкурсы творческих проектов по преобразованию уличной среды (пешеходных тротуаров, бульваров и аллей), развивать грантовую систему поддержки креативных проектов талантливой молодежи (обучающиеся, молодые специалисты);

- местным бизнес-сообществам оказывать поддержку авторским творческим инициативам по геокультурному брендингу городов Пермского края, в основе которых заложены историко-культурные явления пермской земли.

Заключение

При разработке дизайн-проектов пешеходных улиц с использованием объектов историко-культурного наследия важно обладать не только историческими знаниями о древних культурах и народах, но и владеть компетенциями искусствоведческого анализа, компетенциями в технической эстетике. Сегодня отнюдь не каждый специалист обращается к сфере технической эстетики. В творческой деятельности вопросы выражения этнического мировоззрения, характера местности, геокультурного идеала, нахождения адекватного пластического языка для этого выражения, часто фокусируют в себе сущностные поиски основ бытия, а не просто искусствоведческую проблему или дизайнерское решение.

Немаловажным обстоятельством представляется и понимание эмоционально-психологического настроения некоторых граждан к самому феномену пермского звериного стиля. В ходе работы над статьей было установлено, что действительно имеет место негативное отношение, основанное на религиозных предрассудках людей. «Звериные» сюжеты кажутся таким людям языческими, не соответствующими религиозной морали. Нередко выражаются и мнения о том, что их место только в музеях. Вместе с тем следует заметить, что такие моменты встречались и в предыдущие периоды истории российского общества. И предметы пермской деревянной скульптуры в советское время считались идеологически вредными, не приносящими практической пользы людям. В то же самое время считаем логичным сделать вывод об отсутствии необходимости распределять образы и сюжеты пермского звериного стиля на нужные и ненужные, подходящие для дизайна или совсем неподходящие. Пермский звериный стиль -это целостный в своем единстве культурный маркер, маркер пермской территории, очень важный и значимый. И возникает он не просто на пустом месте. Это своеобразный ответ на ту тенденцию развития культуры, которая, как общеизвестно, на рубеже ХХ - XXI веков проявила интерес к культурам архаическим.

Дальнейшие перспективы исследования видятся в разработке проектов пешеходных улиц в городах большого Урала на основе их геокультурных ресурсов, составляющих историко-культурный потенциал территории.

Рис. 1. Пешеходный тротуар. Ю.В. Дианова, 2021 г.

Рис. 2. Навигаторы движения «Человеколось». Ю.В. Дианова, 2022 г.

Рис. 3. Фонтан «Ящер». Ю.В. Дианова, 2022 г.

Рис. 4. Тематические игровые предметные формы. Ю.В. Дианова, 2022 г.

Рис. 5. Оформление скамеек «Человеколось». Ю.В. Дианова, 2021 г.

Вид сбоку Вид спереди Вид сверху

Дополнительные З-d виды

Рис. 6. 3D-скульптура «Чудь». Ю.В. Дианова, 2022 г.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дюкин С.Г. Мрачный и неудобный город (оценка пермских реалий в блогосфере) // Пермь как стиль. Презентации пермской городской идентичности / под ред. О.В. Лысенко, Е.Г. Трегубовой / Пермский государственный гуманитарный педагогический университет. -Пермь, 2013. - С. 162-175.

2. Седурина О. Президент Пермской галереи Надежда Беляева: «Мы платим за то, что в Перми ничего не происходит» [Электронный ресурс]. - Properm.ru. - URL: https://properm.ru/-news/society/181088/ (дата обращения: 21.08.2022).

3. Давыдова Д.А., Кузнецова Е.П., Максимова С.В. Почему в Перми не состоялась пешеходная улица? // Современные технологии в строительстве. Теория и практика. - 2017. - Т. 1. -С. 17-26.

4. Диденко Н. Планы изменились. Проект пешеходной улицы Перми закрыт окончательно [Электронный ресурс] // Business Class: Пермская деловая газета. - URL: https://-www.business-class.su/news/2019/10/02/plany-izmenilis-gorodskie-vlasti-otkazalis-ot-idei-uspokoennogo-dvizheniya-po-ulice-permskoi (дата обращения: 02.09.2022).

5. Белов М.И., Михайлов С.М., Михайлова А.С. Дизайн пешеходной улицы: учеб. пособие для вузов. - Казань: Дизайн-квартал, 2015. - 188 с.

6. Оборин В.А. Древнее искусство народов Прикамья. - Пермь: Перм. кн. изд-во, 1976. -

190 с.

7. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века / Пермский государственный университет. - Пермь, 2000. - 404 с.

8. Кулябина Н.В. Пермский звериный стиль: наследие Камской Чуди. - Пермь: Краеведческий музей, 2013. - 268 с.

9. Кошаев Н.В. Искусство древней и средневековой пермской бронзы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. - М., 2015. - 27 с.

10. Ладыгина Т.А., Беляева М.А. Город земских традиций: в поисках уникального образа уральского города // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 1 (57). - С. 62-72.

11. Креативный город. Организация уличного пространства г. Перми в пермском зверином стиле. Итоги конкурса дизайн-проектов по благоустройству улицы Макаренко и пешеходной части улицы Крупской Мотовилихинского района г. Перми: проектные решения / авт. -сост.: Ю.В. Дианова. - Пермь: Астер Диджитал, 2019. - 42 с.

12. Зверева Ф.В. Здесь будет город-сад! Из истории садоводчества и озеленения города Верещагино / ООО «Печатник». - Верещагино, 2019. - 71 с.

13. Беломестная А. Интервью с М. Футликом. «Архитектуре невозможно научить!» [Электронный ресурс] // BERLOGOS: интернет-журнал о дизайне интерьера и архитектуре. -URL: http://www.berlogos.ru/interview/mendel-futlik-arhitekture-nevozmozhno-nauchit/ (дата обращения: 31.08.2022).

14. Мельничук А.Ф., Чагин Г.Н. Чудские, камские, пермские древности // Наследие Камской Чуди. Пермский звериный стиль / сост. Н.В. Кулябина. - Екатеринбург; Пермь, 2013. -С.10-14.

15. Дианова Ю.В. Процессы стилеобразования в дизайне современного жилого интерьера // Манускрипт. - 2019. -Т. 12, № 2. - С. 135-138.

16. Шардаков М. В бывшей вотчине французского революционера Строганова обсудили геокультурный брендинг малых городов Прикамья // Звезда. - 2021. - 13 мая.

17.Солдатикова М.В. Непохожий для прохожих. Чем удивить верещагинцев и гостей города? // Заря. -2021. - 16 апр. -№ 15. - С. 13.

18. Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг городов и территорий: от теории к практике. Книга для тех, кто хочет проектировать и творить другие пространства. - СПб.: Алетейя, 2020. -668 с.

19. Новикова А. Геокультурный бренд Верещагино. Символ округа - что это? Художник? Паровоз? Старообрядцы? // Верещагинский вестник. - 2021. - 16 апр. - № 16. - С. 3-4.

References

1. Dyukin S.G. Mrachnyi i neudobnyi gorod (otsenka permskikh realii v blogosfere) [Gloomy and uncomfortable city (assessment of Permian realities in the blogosphere)]. Perm' kak stir Prezentatsii permskoi gorodskoi identichnosti [Perm as a style. Presentations of Perm city identity], Eds. O.V. Lysenko, Ye.G. Tregubova. Perm, Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet, 2013, pp. 162-175.

2. Sedurina O. Prezident Permskoi galerei Nadezhda Beliaeva: «My platim za to, chto v Permi nichego ne proiskhodit» [President of the Perm Gallery Nadezhda Belyaeva: "We pay for the fact that nothing happens in Perm"]. Properm,ru, available at: https://properm.ru/news/society/181088/ (accessed 21 August 2022).

3. Davydova D.A. Pochemu v Permi ne sostoialas' peshekhodnaia ulitsa? [Why didn't a pedestrian street take place in Perm?]. Sovremennye Tekhnologii v Stroitel'stve. Teoriia i Praktika, 2017, no. 1, pp.17-26.

4. Didenko N. Plany izmenilis'. Proekt peshekhodnoi ulitsy Permi zakryt okonchatel'no [Plans changed. Perm pedestrian street project finally closed]. Business Class: Permskaia delovaia gazeta [Business Class: Perm Business Newspaper], available at: https://www.business-class.su/news/2019/10/02/plany-izmenilis-gorodskie-vlasti-otkazalis-ot-idei-uspokoennogo-dvizheniya-po-ulice-permskoi (accessed 2 February 2022).

5. Belov M.I. Dizain peshekhodnoi ulitsy: uchebnoe posobie dlia vuzov [Pedestrian street design: a textbook for universities]. Eds. M.I. Belov, S.M. Mikhaylov, A.S. Mikhaylova. Kazan', Dizain-kvartal, 2015, 188 p.

6. Oborin V.A. Drevnee iskusstvo narodov Prikam'ia [Ancient art of the peoples of the Kama region]. Perm', Permskoe kniznoe izdatel'stvo, 1976, 190 p.

7. Abashev V.V. Perm' kak tekst. Perm' v russkoi kul'ture i literature XX veka [Perm as text. Perm in Russian culture and literature of the XX century]. Perm, Izdatel'stvo Permskogo universiteta, 2000, 404 p.

8. Kulyabina N.V. Permskii zverinyi stil': nasledie Kamskoi Chudi [Perm animal style: the heritage of the Kamskaya Chud]. Perm', Kraevedcheskii muzei, 2013, 268 p.

9. Koshayev N.V. Iskusstvo drevnei i srednevekovoi permskoi bronzy [Art of Ancient and Medieval Permian Bronze Age]. Abstract of Ph. thesis: 17.00.04. Moscow, 2015, 27 p.

10. Ladygina T.A., Belyayeva M.A. Gorod zemskikh traditsii: v poiskakh unikal'nogo obraza ural'skogo goroda [City of zemstvo traditions: in search of a unique image of the Ural city]. Culture and Arts Herald, 2019, no. 1 (57), pp. 62-72.

11. Dianova Ju.V. Kreativnyi gorod. Organizatsiia ulichnogo prostranstva g. Permi v permskom zverinom stile. Itogi konkursa dizain-proektov po blagoustroistvu ulitsy Makarenko i peshekhodnoi chasti ulitsy Krupskoi Motovilikhinskogo raiona g. Permi: proektnye resheniia [Creative city. Organization of the street space in Perm in the Permian animal style. Results of the competition of design projects for the improvement of Makarenko Street and the pedestrian part of Krupskaya Street, Motovilikhinsky District, Perm: design solutions]. Perm', Aster Didzhital, 2019, 42 p.

12. Zvereva F.V. Zdes' budet gorod-sad! Iz istorii sadovodchestva i ozeleneniia goroda Vereshchagino [There will be a garden city! From the history of horticulture and landscaping of the city of Vereshchagino]. Vereshchagino, Pechatnik, 2019, 71 p.

13. Belomestnaya A. Interv'iu s M. Futlikom. «Arkhitekture nevozmozhno nauchit'!» [Interview with M. Futlik. "Architecture cannot be taught!"]. BERLOGOS: internet-zhurnal o dizaine inter'era i arkhitekture [BERLOGOS: online magazine about interior design and architecture], available at: http://www.berlogos.ru/interview/mendel-futlik-arhitekture-nevozmozhno-nauchit/ (accessed 31 August 2022).

14. Melnichuk A.F. Chudskie, kamskie, permskie drevnosti [Chudsky, Kama, Perm antiquities]. Nasledie Kamskoi Chudi. Permskii zverinyi stil' [Legacy of the Kama Chud. Perm animal style]. Ed. N.V. Kuliabina. Ekaterinburg-Perm', 2013, pp. 10-14.

15. Dianova Ju.V. Protsessy stileobrazovaniia v dizaine sovremennogo zhilogo inter'iera [Styling processes in modern residential interior design]. Manuscript, 2019, no. 2, vol. 12, pp. 135-138.

16. Shardakov M. V byvshei votchine frantsuzskogo revoliutsionera Stroganova obsudili geokul'turnyi brending malykh gorodov Prikam'ia [Geocultural branding of small towns of the Kama region was discussed in the former estate of the French revolutionary Strog-anov]. ZVEZDA. Permskaia kraevaia obshchestvenno-politicheskaia gazeta, 2021, 13 Maia.

17. Soldatikova M.V. Nepokhozhii dlia prokhozhikh... Chem udivit' vereshchagintsev i gostei goroda? [Dissimilar to passers-by... How to surprise Vereshchagin residents and guests of the city?]. Zaria, 2021, no. 15, 16 aprelia, 13 p.

18. Zamyatin D.N. Geokul'turnyi brending gorodov i territorii: ot teorii k praktike. Kniga dlia tekh, kto khochet proektirovat' i tvorit' drugie prostranstva [A book for those who want to design and create other spaces]. Saint Petersburg, Aleteia, 2020, 668 p.

19. Novikova A. Geokul'turnyi brend Vereshchagino. Simvol okruga - chto eto? Khudozhnik? Parovoz? Staroobriadtsy? [Geocultural brand of Vereshchagino. District symbol - what is it? Painter? Locomotive? Old Believers?]. Vereshchaginskii vestnik, 2021, no. 16, 16 aprelia, pp. 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.