Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ ПЕРМСКОГО АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ ПЕРМСКОГО АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПЕРМСКИЙ АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АРТ-ОБЪЕКТ / ПЕШЕХОДНАЯ УЛИЦА / СULTURAL TRADITIONS / PERM ANIMALIST STYLE / SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / CREATIVE CITY / DESIGN / ART OBJECT / PEDESTRIAN STREET

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дианова Ю. В.

В статье исследуются перспективы репрезентации образов пермского анималистического стиля в уличных пространствах уральских городов. Создание художественного образа пешеходных улиц города представляется социально значимой деятельностью, адресованной местным сообществам и ориентированной на культурно-познавательные интересы горожан. В настоящее время в современной репрезентации образов анималистического стиля в архитектуре, скульптуре и дизайне городской среды произведения авторов-творцов скорее ориентированы на феноменальное «ядро» (мифы, легенды, предания), чем на исторические факты. Автор полагает, что идейно-художественная основа проектного решения должна основываться на исторически-событийном и философскокультурологическом контекстах. Для демонстрации возможных вариантов были разработаны авторские проектные предложения для их практического внедрения в городскую среду Перми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF IMAGES OF THE PERM ANIMALIST STYLE IN THE MODERN URBAN SPACE

The article explores the prospects of representing Permian animalistic style images in the street spaces of the Ural cities. Creating an artistic image of the pedestrian streets of the city seems to be a socially significant activity addressed to local communities and focused on the cultural and cognitive interests of citizens. Currently, in the modern representation of animalistic style images in architecture, sculpture and urban design, the works of authors-creators are more likely focused on the phenomenal “core” (myths, legends, traditions) than historical facts. The author believes that the ideological and artistic basis of the design solution should be based on historical-eventual and philosophical-cultural contexts. To demonstrate the possible options, author’s project proposals were developed for their practical implementation in the urban environment of Perm.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ ПЕРМСКОГО АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 7.05;745.03 Ю.В. ДИАНОВА

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ ПЕРМСКОГО АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Дианова Юлия Викторовна, дизайнер, преподаватель Пермского строительного колледжа (Пермь, Комсомольский проспект, д. 59), julok1@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются перспективы репрезентации образов пермского анималистического стиля в уличных пространствах уральских городов. Создание художественного образа пешеходных улиц города представляется социально значимой деятельностью, адресованной местным сообществам и ориентированной на культурно-познавательные интересы горожан. В настоящее время в современной репрезентации образов анималистического стиля в архитектуре, скульптуре и дизайне городской среды произведения авторов-творцов скорее ориентированы на феноменальное «ядро» (мифы, легенды, предания), чем на исторические факты. Автор полагает, что идейно-художественная основа проектного решения должна основываться на исторически-событийном и философско-культурологическом контекстах. Для демонстрации возможных вариантов были разработаны авторские проектные предложения для их практического внедрения в городскую среду Перми. Ключевые слова: культурные традиции, пермский анималистический стиль, предметно-пространственная среда, креативный город, проектирование, арт-объект, пешеходная улица.

UDC 7.05;745.03

Y.V. DIANOVA

REPRESENTATION OF IMAGES OF THE PERM ANIMALIST STYLE IN THE MODERN URBAN SPACE

Dianova Yuliya Viktorovna, Designer, Lecturer of the Perm College of Construction (59, Komsomolsky ave., Perm), julok1@mail.ru

Abstract. The article explores the prospects of representing Permian animalistic style images in the street spaces of the Ural cities. Creating an artistic image of the pedestrian streets of the city seems to be a socially significant activity addressed to local communities and focused on the cultural and cognitive interests of citizens. Currently, in the modern representation of animalistic style images in architecture, sculpture and urban design, the works of authors-creators are more likely focused on the phenomenal "core" (myths, legends, traditions) than historical facts. The author believes that the ideological and artistic basis of the design solution should be based on historical-eventual and philosophical-cultural contexts. To demonstrate the possible options, author's project proposals were developed for their practical implementation in the urban environment of Perm.

Keywords, cultural traditions, Perm animalist style, subject-spatial environment, creative city, design, art object, pedestrian street.

Пермский анималистический стиль - уникальное культурное явление, которое сегодня является предметом исследований историков, краеведов, социологов, культурологов, искусствоведов, архитекторов и дизайнеров. История звериного стиля насчитывает почти две тысячи лет, а его образы (медведь в жертвенной позе, человеколось, ящеры, птицы (водоплавающие и летающие), лошади, собаки, женские богини, люди и их семьи) уже в новейшее время в различных авторских стилистических интерпретациях прочно вошли в предметно-пространственную среду уральских городов. Город Пермь получил свое название в XVIII в. от мифического легендарного имени древней «Камской земли», где в эпоху раннего Средневековья проживала «чудь» - племена, населяющие территории Европейского Северо-Востока и Зауралья [1, с. 10]. В 2023 г. Перми исполняется 300 лет со дня основания. При этом город, власти которого еще в 2012 г. подавали заявку в Европейский Союз на присвоение статуса «культурной столицы Европы», в настоящее время не имеет стратегии геокультурного брендинга территории.

Города-соседи (Киров, Ижевск) опережают Пермь по темпам реализации креативных проектов по преобразованию городской среды. Особенно ярко преобразуются городские пространства Кирова, где в качестве местного имиджевого ресурса используется дымковский народный промысел и главная его составляющая «Дымковская игрушка» (глиняная игрушка с орнаментом и ярким колористическим оформлением). «Дымковский стиль» выступает в качестве основы по организации уличных пространств и интерьер-ной жилой среды (арт-объекты, скульптуры, фасады домов) [2].

Выход из этой непростой ситуации видится в использовании властями и городскими сообществами местных имиджевых ресурсов с целью создания в Перми креативных пространств. Богатый искусствоведческий потенциал пермского анималистического стиля следует использовать в качестве геокультурного основания для осуществления стратегии геокультурного брендинга Перми, конечной целью которого является реализация модели «креативный город» по примеру развития российских и европейских городских агломераций [3].

Уличные пространства выступают как ключевой элемент, на который следует обратить внимание в процессе развития креативной среды города. Цель статьи -показать варианты создания художественного образа пешеходных улиц путем разработки проектных предложений для последующего внедрения в дизайн-среду Перми.

В современной базе исследований, посвященных презентации методик и техник проектирования комфортной уличной среды в российских городах, авторы особое внимание уделяют принципам мобильности, социальности и природности. Уличная городская среда - это универсальная территория для общественной активности и обслуживания, развития благоустройства и озеленения [4]. В ряде публикаций постулируется проблема дизайна среды пешеходных улиц города, которые, кроме всего прочего, должны нести смысловую нагрузку и способствовать формированию художественного образа города [5]. К созданию такого образа должны привлекаться городские сообщества. Без их участия невозможно реализовать проект организации пространства пешеходных улиц, который, кроме функциональных аспектов, имел бы эмоционально-художественную направленность, открывал для городских слоев широкие возможности культурно-познавательного досуга.

Проведенный анализ методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволил разработать авторские проектные предложения. Продемонстрируем потенциальные возможности реализации анималистического стиля в уличном пространстве Перми. Обозначим и раскроем содержание четырех основных параметров: экосистема, общественное пространство, артерии для «резидентов» и коммуникации.

Экосистема. Тематически стиль олицетворяется с природными ресурсами, а пешеходные улицы, аллеи и бульвары могут выступать как «экосистемы», в которых результаты деятельности творчески мыслящих людей органично вплетаются в природные объекты. В структуру экосистемы следует включить такие элементы, как озеленение, биодренаж, водопроницаемые тротуары, искусственные водоемы, фонтаны и т. д. Фоновой основой композиции анималистического стиля выступают зеленые насаждения и зоны с посадками сельскохозяйственных культур (рожь, овес, подсолнечник, кукуруза). Отметим, что в археологических коллекциях, описанных исследователями, присутствуют плакетки с изображением семейной пары с ребенком и колосьями в руках [6, с. 52]. Таким образом, в экологическом решении пешеходной улицы заключено своеобразное сообщение из культурных слоев истории пермской земли. Считаемым это необходимым условием для формирования художественного образа уличного пространства.

Общественное пространство. Пешеходные улицы города включают различные уличные объекты: игровые детские и спортивные площадки, ярмарки и кафе, зоны отдыха и развлечений, арт-объекты. Передать художественную выразительность анималистского стиля целесообразно посредством использования «маркеров» - тематических скульптур с обязательной их привязкой к функциональной направленности деятель-

ности административных учреждений и общественных организаций города, расположенных вдоль пешеходных улиц. Это могут быть как одиночные арт-объекты, так и парк тематических скульптур. Поддержим мнение самарского исследователя Н.В. Чирковой, что с помощью арт-объектов (причудливых фигур - «кукол»), можно повлиять на психологию индивидуума, даже погасить выплески агрессии и вспышки вандализма [7, с. 13]. Итак, предложим авторские решения скульптурных композиций для некоторых учреждений Перми. Например, для фармацевтической академии можно предложить скульптуру «Озверин» - «пластина с таблетками» (рисунок 1), для медицинского университета - скульптуру «Утка» (рисунок 2), для торгового колледжа - «Весы» (рисунок 3), а для городских поликлиник - скульптура «Дарующая жизнь» (рисунок 4).

Рисунок 1. Скульптура «Озверин» Рисунок 2. Скульптура «Утка»

Рисунок 3. Скульптура «Весы» Рисунок 4. Скульптура «Дарующая жизнь»

Артерии для «резидентов». Пешеходными улицами и бульварами пользуются разновозрастные группы населения для передвижения по городу с разной степенью мобильности. Для покрытия пешеходных тротуаров возможно использовать тротуарную плитку нескольких цветов, которыми при укладке можно образовать орнаменты стилизованных образов анималистического стиля. Конструктивной особенностью скамеек на тротуарах являются их металлические боковые части, выполненные на основе геометрической стилизации образа «жертвенного медведя». В целом композиция в округлой форме задает внешний контур медвежьей головы, а наклонные выступы призваны символизировать его «уши».

Рисунок 6. Тротуарная плитка пешеходной зоны

Рисунок 7. Вариант модульной скамьи

Рисунок 8. Композиционное решение освещения и ограждений

Коммуникации. Обеспечение приятной, комфортной для пешеходов улицы невозможно без планирования систем освещения. Современными тенденциями в дизайне городского уличного пространства являются разноуровневые типы источников света как декоративного, так и функционального назначения. Поддержка художественного образа осуществляется за счет использования орнаментов на опорных столбах (насечки, косички, кольца), а также колористических решений. Отметим, что в Индустриальном районе г. Перми уже применяется декоративная подсветка в виде повторяющегося образа «жертвенного» медведя. Одним из вариантов достижения целостности геометрических стилизаций является композиционное решение ограждений, где каждый из пяти элементов конструкции представляет собой значимый образ анималистического стиля.

Таким образом, авторские проектные предложения нацелены на формирование концептуального образа Перми как креа-

тивного города. Использование стилизованных образов анималистического стиля в процессе проектирования художественного образа пешеходных улиц города, безусловно, является культурно-значимой деятельностью. Важно не только делать уличную среду интересной и комфортной для жителей. По существу, эту задачу можно решить и с помощью привычных техник и средств стрит-арта. Выразим убеждение, что идейно-художественная основа проектного решения должна основываться на исторически-событийном и фи-лософско-культурологическом контекстах. Для молодежи, как самой активной и мобильной категории горожан, тематические скульптуры в анималистическом стиле выступают как хорошо узнаваемые объекты, нагруженные мифическими смыслами и современным контентом. Перспективы дальнейшего изучения данной темы видятся в исследовании малоизученных вопросов стилеобразования и колористики в дизайне городской среды. Образы мифических животных скифо-сибирского и хуннского стилей сегодня представлены в национальных стилевых направлениях обустройства жилых интерьеров в Иране, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане (текстиль, посуда, мебель). Эмоциональный потенциал анималистического стиля предлагается раскрывать через обращение к международным практикам оформления городского пространства.

Литература

1. Мельничук А.Ф., Чагин Г.Н. Чудские, камские, пермские древности // Куля-бина Н.В. Наследие камской чуди. Пермский звериный стиль: из собрания Пермского краеведческого музея. Екатеринбург - Пермь, 2013. С. 9-16.

2. Кузнецова А.В., Тетенькина О.Л. Дымковская игрушка как элемент айдентики (на примере города Кирова) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 4 (9). С. 131-137.

3. Pratt A.C. The cultural contradictions of the creative city // City, culture and society. 2011. Vol. 2. Iss. 3. 123-130.

4. Исмагилова С.Х., Е.А. Зелетова. Современные тенденции структурной реорганизации пространства улицы // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 4 (30). С. 109-114.

5. Месенева Н.В. К вопросу организации дизайн-среды пешеходных улиц центра города // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 7. С. 38-42.

6. Оборин В.А. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермь, 1976. 190 с.

7. Чиркова Н.В. Кукла как арт-объект в креативных практиках городского уличного искусства // Управление городом: теория и практика. 2019. № 2 (33). С. 13.

References

1. Melnichuk A.F., Chagin G.N. Chudskie, kamskie, Permskie drevnosti // Kulyabina N.V. Nasledie kamskoj chudi. Permskij zverinyj stil. Iz sobraniya Permskogo kraevedcheskogo muzeya [Chudsky, Kama, Perm antiquities // Kulyabina N.V. The legacy of the Kama Chude. Perm animal style: collection of the Perm regional museum]. Perm, 2013. P. 9-16.

2. Kuznetsova A.V., Tetenkina O.L. Dymkovskaya toy as an element of identity (on the example of the city of Kirov) // Sovremennye problemy servisa i turizma. 2015. № 4 (9). P. 131-137.

3. Pratt A.C. The cultural contradictions of the creative city // City, Culture and Society. 2011. Vol. 2. Iss. 3. P. 123-130.

4. Ismagilova S.H., E.A. Zelenova. Modern tendencies of structural reorganization of the street space // Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitelnogo universiteta. 2014. № 4 (30). P. 109-114.

5. Meseneva N.V. On the issue of organization of the design environment of pedestrian streets of the city center // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2017. № 7. P. 38-42.

6. Oborin V.A. Drevnee iskusstvo narodov Prikamya. Permskiy zverinyy stil [Ancient art of the peoples of the Kama region. Perm animal style]. Perm, 1976. 190 p.

7. Chirkova N.V. Doll as an art object in creative practices of urban street art // Upravlenie gorodom: teoriya i praktika. 2019. № 2 (33). P. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.