Научная статья на тему 'Историко-географические и социально-экономические предпосылки развития экономическою сотрудничества приграничных территорий России и Монголии'

Историко-географические и социально-экономические предпосылки развития экономическою сотрудничества приграничных территорий России и Монголии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
433
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мангатаева Д. Д., Осодоев П. В.

Historio-geografical and socio-economic preconditions of economic cooperation of frontier territories of Russia and Mongolia are considered. The necessity of elaboration of the programs of socio-and-economic development of territories in dependence of their economic, socio-demographic and ecological situation is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мангатаева Д. Д., Осодоев П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-географические и социально-экономические предпосылки развития экономическою сотрудничества приграничных территорий России и Монголии»

Литература

1. Кобяков А.Б., Хазин МЛ. Закат империи доллара и конец Pax Americana, http://www.rusdom.rt)/ или http://www.worldcrisis.ru

2. Смит Дж. В. О причинах экономического неравенства стран J.W. Smith. WHY? A Deeper History Behind the September ] Ith Terrorist Attack on America 1st Books Library, Bloomington, Indiana, 2002 http://www.ied.info/ (русский перевод имеется в книге Д, Неведимова "Религия денег или лекарство от рыночной экономики" h II р ://w w\v .rusdom.ru/)

Д.Д. Мангатаева, П.В. Ocoôoee г. Улан-Удэ

Историко-географические и социально-экономические предпосылки развития экономического сотрудничества приграничных территорий России и Монголии

Historio-geograficaî and socio-econornic preconditiorts of economic coopération of fronlier territories of Russia and Mongolie are considered. Tke necessity of élaboration ofthe programs of socio-and-economic development of territories in dependence of their economic. socio-demographic and ecologicat situation is proved.

В условиях глобализации приграничные территории приобретают значение зоны экономической и культурной интеграции соседствующих стран, выполняющей стратегические функции.

Приграничные районы представляют собой территории, на которых проживают сообщества, тесно связанные различными взаимоотношениями, но разделенные границей. Независимо от политической системы страны, к которой принадлежат эти сообщества, приграничные районы сталкиваются со специфическими пространственными, социально-экономическими, социально-культурными, политическими и законодательными проблемами [1].

Граница - это скорее разграничение двух государств, нежели «физическое понятие». Поэтому необходимо взять на вооружение междисциплинарный и международный подходы, основанные на изучении вопросов, связанных с границей и имеющих важное значение для определения различных типов экономических, культурных и политических отношений, которые возникают или развиваются в приграничных и отдаленных районах. Жесткие теоретические определения для этих районов неуместны; районы должны рассматриваться во многих измерениях в зависимости от функций, которые являются предметом изучения [2].

Российско-монгольское сотрудничество продолжается на протяжении длительного периода, включая различные этапы взаимодействия. После распада СССР только один участок границы России остался таким, каким был и 100 лет назад - это граница с Китаем и Монголией. Приоритет в развитии многосторонних отношений России с Монголией имеет Республика Бурятия, имеющая с ней одну из самых протяженных границ (1275 км), а также единое этнокультурное пространство трансграничной территории, обусловленное исторической и этнической общностью монголоязычных народов.

Так до определенного времени не происходила демаркация ее границы ввиду общего этноса и культуры, границы между России и Монголией как бы были прозрачными, как в настоящее время между Россией и странами СНГ. Только за последние десятилетия в связи с подписанием ряда договоров и соглашений между Россией и Монголией, проведением демаркации, введением визового контроля в Монголии и России произошло разграничение прав и обязанностей обеих сторон в международных правовых актах.

Взаимоотношения России и Монголии складывались веками, но непосредственные отношения между ними восходят к началу XVII в., когда Россия начала осваивать Сибирь. В XVII веке Россия проводила политику обеспечения мира в Сибири и на Дальнем Востоке и, исходя из этой задачи, характер русско-монгольских отношений определялся укреплением связей между Россией и Монголией.

С 1691 г. Монголия стала владением Китая вплоть до 1911 года, в этот период русско-монгольские отношения регулировались русско-китайскими правовыми актами: в XVII и первой половины XIX вв. - Кяхтинским договором 1727 г., со второй половины XIX века - Ай-гуньским (1858 г.) и Пекинским (1860) договорами, правилами сухопутной торговли между Россией и Китаем 1867 года и другими.

Несмотря на политику изоляции Монголии от внешнего мира, русско-монгольские связи развивались. Пограничное население вступало между собой в непосредственные контакты, происходила мелкая розничная торговля на русско-монгольской границе, развивалась караванная торговля с Китаем. Караванный путь, пересекая Монголию с севера на юг, проходил через

33

Кяхту, которая была одним из самых крупных центров русско-монгольско-китайской торговли. «Великий чайный путь» пролегал через Россию - Кяхту - Ургу (ныне Улан-Батор) - Калган -Китай. Российские власти особенно поддерживали чайную торговлю и вывоз из России в Китай пушнины, сукна, тканей. Поощрялась деятельность русских подданных в Монголии, особенно русского купечества. Такая политика привела к тому, что общий оборот русско-монгольско-китайской торговли с 1861г. увеличился до начала XX в. в 80 раз.

В течение 1911-1917 гг. в Россию осуществлялись постоянные поставки живого мяса через города Иркутск, Верхнеудинск, Бийск и другие. Начиная с 1908г. только через западную (Кош-Алаг) и северную (Монды, Кяхта, Борзя) границы Монголии ежегодно поставлялось 339 тыс. голов скота, а в 1911г. российские скотопромышленники закупили в Монголии 1,1 млн голов. Живой скот составлял 40% всего русского экспорта из Монголии. Россия вывозила не только мясо, но и другие продукты животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и др.).

Основной торговый путь из Сибири в Западную Монголию шел из Бийска на Обь-Чуйский тракт до урочища Кош-Агач вблизи границы, оттуда он разветвлялся на три направления - на Кобдо, Улангом, Улясутай, В Центральную и Восточную Монголию шли дороги от Иркутска через Кяхту на Ургу, а также по реке Селенге. Другой маршрут шел от Иркутска через Акшин-ский округ [3].

Русское приграничное население широко использовало монгольские сенокосные, пастбищные и лесные угодья, что являлось важной формой экономических связей России и Монголии.

Новый этап сотрудничества на совершенно иной основе начался после победы народной революции в Монголии в 1921г. Монголия вслед за СССР избрала для себя советскую модель строительства социализма, В период социализма широкое распространение получили связи приграничных районов СССР и Монголии. Данная форма взаимоотношений уходит своими корнями в далекое прошлое, которая характеризовалась крепкими связями между русскими, бурятами и монголами, проживающими на сопредельных территориях.

Особенно активизировались приграничные связи с начала 60-х годов прошлого столетия, когда между отдельными республиками, областями Советского Союза и аймаками Монголии были установлены прямые контакты. Так, деловые отношения были оформлены между Иркутской областью и Хубсугульским аймаком, Бурятской АССР и Селенгинским аймаком, городами Иркутском и Улан-Батором, Улан-Удэ и Дарханом. К 1980 г. 18 аймаков и три города Монголии развивали дружественные и деловые отношения с автономными республиками, областями и городами СССР [3].

В начале 90-х гг. XX в. во взаимоотношениях России и Монголии появились новые условия и факторы. Это было связано с распадом социалистической системы и демократическими преобразованиями, развернувшимися в Монголии и России. Процесс перехода к демократическому строю и рыночным отношениям был трудным и болезненным для обеих стран. Хотя и в январе 1993 г. был заключен Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Монголией, в них не произошло серьезных изменений, так как реальные экономические и политические связи долгое время находились в застое, что было вызвано серьезными экономическими трудностями в обеих странах. Растущая китайская экономика начала доминировать на монгольском рынке и стала практически господствовать к середине 90-х гг. Если до 1990 г. почти 80% внешнеторгового объема Монголии приходилось на долю СССР и страны СЭВ, то в 1997 г. на долю России приходилось только 12,1% импорта Монголии, после Китая (30%) и Швейцарии (21,4%). За исключением ключевых стратегических активов в основных отраслях промышленности Монголии, таких совместных предприятий, как, Эрдэнэтский медномолибде-новый комбинат, «Монголросцветмет», «Улан-Баторская железная дорога», в Монголии практически отсутствовали российские инвестиции [4].

Объем российского экспорта в Монголию составляет всего 417,9 млн долл. (35,3%), импорт - 27,2 млн долл. (2,5%) [5], однако существует ряд проблем повышения доли России во внешнеторговом обороте Монголии: отсутствует отлаженный импорт монгольского мяса, не работают инвестиционные проекты, российское участие незначительно представлено в развитии инфраструктуры Монголии. Сегодня в Монголии представлены европейский капитал (Германия, Швейцария), Япония, Южная Корея и другие страны [6].

В тоже время можно отметить медленное, но верное возвращение российского частного сектора на инвестиционный рынок Монголии. Как известно, в советскую эпоху Монголия была тесно взаимосвязана с северным соседом. Как наследие этих тесных двусторонних отношений, Россия сохраняет определенные экономические позиции в Монголии. Существует 265 совместных российско-монгольских предприятий с общим российским капиталом в 20 млн долл. США,

34

при этом Эрдэиэтский комбинат и Улан-Баторская железная дорога находятся на первых позициях экономического сотрудничества.

Можно также отметить, что двусторонние взаимоотношения России и Монголии заменяются «квази-многосторонними» отношениями между Монголией и приграничными регионами Сибири и Дальнего Востока. Некоторые ученые Монголии, такие как Дацщаваа Ч. отмечают, что такие взаимоотношения ведут с одной стороны к лучшему экономическому взаимодействию, с другой стороны эта же тенденция может рассматриваться и как противоречивый фактор двусторонних отношений, связанный с введением Монголии в зависимость от приграничных российских регионов [4].

Приграничные территории Монголии и Бурятии охватывают муниципальные образования (бывшие административные районы) Бурятии - Кяхтинский, Джидинский, Закаменский, Тун-кинский и Окинский и аймаки Монголии - Сэлэнгэ, Булган, Ховсгол, Дархан-Уул, Орхон, с общей площадью 260,0 тыс. км2 и численностью населения 579,3 тыс. человек.

Расширяющиеся внешнеэкономические связи (культурные, экономические и др.) приграничных районов приводят к перерастанию приграничных отношений в трансграничные. Так примером трансграничного взаимодействия является единая энергетическая система, транспортная сеть - железнодорожные и автомобильные дороги, а в будущем может быть создание свободной экономической зоны «Кяхта - Алтан-Булаг» и дальнейшее развитие взаимодействия приграничных районов Бурятии и Монголии, с формированием трансграничного региона. Так можно выделить рассматриваемую территорию, как этнокультурный трансграничный регион (по Герасименко Т.И. и Гладкому Ю.Н.), который является частью единого этнокультурного пространства, рассеченного государственной границей, вмещающий территориально-культурные общности. Этнокультурное единство, характерное для трансграничной территории, является естественной основой для взаимодействия сопредельных стран и их интеграции [7].

В целом приоритетными направлениями в развитии этого региона является сельское хозяйство, лесная, горнодобывающая, пищевая и легкая промышленность, туризм, в том числе экологический. Главная задача - разработка международной программы устойчивого развития совместными усилиями монгольской и российской сторон, а затем заключения межправительственного соглашения о реализации программы, о соблюдении общих норм и ограничений [8].

Для реализации международного сотрудничества в России и Монголии приняты нормативно-правовые документы, как Договор «О дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерации и Монголии» от 20 января 1993г., Закон ог 26.12.2005 № 186-ФЗ «О ратификации соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Монголии о поощрении и взаимной защите капиталовложений». Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Монголии «Об экономическом и приграничном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Монголией» от 17.02.1999 №187, Соглашение «О культурном и научном сотрудничестве» от 05.04.1995, «Закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации» (от 04.01,1999г. №4-ФЗ), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии «О принципах сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями Монголии» от 14 ноября 2000 г. («Улан-Баторская декларация 2000г.»), «Концепция о приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» от 09.02.2001, №196-р, Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003г. №164 - ФЗ, Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» 2003г. № 4730-1, с изменениями от 20.04.2006, № 55 -ФЗ.

Между тем ещё не разработаны законодательные акты, регулирующие отношения между приграничными территориями напрямую, без выхода на центральные органы управления.

Приграничные территории России (Бурятии) и Монголии имеют богатый опыт совместного исторического, в особенности этнокультурного развития монголоязычных народов и могут использовать накопленные традиции взаимодействия, углубляя и расширяя многообразие контактов на более высоком технологическом уровне.

С 2004г. подписаны протоколы о сотрудничестве между 18 районами республики и 14 аймаками Монголии на организацию экономических, торговых, культурных, образовательных и научных связей. В Республике Бурятия издавна экономическое сотрудничество основано на экспорте электроэнергии, черных металлов, угля, строительных материалов - цемента, асбестоце-ментных изделий, древесины, продовольственных товаров, как зерно, картофель, овощи, молоко, кондитерские изделия, лекарственные препараты и др. Прочное место на монгольском рынке занимают предприятия Бурятии, такие как ОАО «Амта», ОАО «Макбур», ТК «Титан», ОАО

35

«Тимлюй-цемент», ОАО «Селенги не кий завод асбестоцемеитных изделий», «Бурятфармация» и др. Из Монголии в Россию ввозится в основном продукция животноводства (мясо), горнорудной промышленности, в последние годы промышленные товары из шерсти и кожи. Рассматриваются возможности развития традиционного номадного животноводства на приграничные территориях Бурятии по опыту монгольских скотоводов.

Хотя внешнеторговое сотрудничество между Бурятией и Монголией динамично развивается, соседние регионы, как Иркутская и Читинская области еще более повышают эффективность сотрудничества. Так, за 2004 г. внешнеторговый оборот Иркутской области с Монголией составил 202,9 млн долл., а Бурятии лишь 43 млн долл. (рис. 1) [9].

□ Бурятия

О Иркутская обл.

□ Остальные регионы России

Рис. I. Товарооборот России с Монголии в 2004 г,(%)

В 2005 г. в общем объеме экспорта товаров Республики Бурятия на долю Монголии приходилось 11,9%, в импорте доля Монголии составляла - 35,3%. Внешнеторговый оборот Бурятии и Монголии с 2000-2005 гг. увеличился на 20,6 млн долл., что составило на конец 2005 года -41,1 млн долл. (215,2% к уровню 2000 г.). В то же время при увеличении экспорта на 26,1 млн долл. (в 3,05 раза), импорт.уменьшился на 4,7 млн долл. (в 4,4 раз) (Рис. 2) [9,10]. Уменьшение импорта, который в основном состоит из сельскохозяйственной и горнорудной продукций, связано со снижением поставок мяса из Монголии, из-за сложной эпизоотической ситуации и ужесточением ветеринарного контроля таможенной службы.

□ Внешнеторговый оборот

И Экспорт

□ Импорт

Рис. 2. Динамика внешнеторгового оборота Бурятии и Монголии {2000-2005гг.. млн долл.)

Такое положение требует интенсификации международного сотрудничества между странами, в особенности на локальных контактных приграничных территориях (5 районов Бурятии и 5 аймаков Монголии). Кроме расширяющегося социально-культурного сотрудничества между контактными территориями требуется внедрение интенсивных технологий в освоении минерально-сырьевых, рекреационно-туристических ресурсов.

В рамках реализации монголо-бурятского межправительственного соглашения достигнута договоренность о закупе Монголией в Бурятии сельскохозяйственной техники, о создании на базе Налсайхинского стеклозавода современного предприятия по производству оконного стекла. Стороны подписали соглашение о реконструкции и расширении Дарханского керамзитового завода, завода минеральной ваты и Улан-Баторского завода керамических изделий. Принято решение о проведении проектно-изыскательских работ для строительства предприятий по выпуску

36

нетрадиционных источников энергии, в использовании кварцитов из Бурятии для изготовления в Монголии элементов для солнечных батарей и модулей. Предусмотрено проведение совместных мероприятий по охране природной среды в бассейне р. Селенга, озер Байкал и Хубсугул.

Прошла встреча президентов Монголии и Бурятии в Улан-Удэ 4 декабря 2006 г., где были рассмотрены вопросы дальнейшего развития сотрудничества, которые будут способствовать ускоренному развитию дружеских взаимоотношений Монголии и Бурятии. А 8 декабря 2006 года состоялась встреча в Москве президента Монголии Н. Энхбаяра и президента России В.В. Путина. По итогам переговоров была подписана Московская декларация, коммюнике о завершении работы над программой по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 годы. В программе по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 годы, принятой по итогам переговоров, говорится, что Россия может возобновить импорт из Монголии дубленок, кожаной одежды, войлока, валенок, шерстяных одеял, швейных и трикотажных изделий». В ходе встречи обсуждался вопрос об отмене визового режима между двумя странами [11].

Приграничные районы Бурятии охватывают площадь - 65,4 тыс. км2, при численности населения - 131,2 тыс. чел. (18,6% площади и 13,6% населения Бурятии), приграничные аймаки -194,6 тыс. км2, численность - 448,1 тыс. чел. (12,4% и 17,5%» Монголии) (Рис. 3).

87,60%

[1

12,40%

□ Приграничные аймаки

□ Остальная часть Монголии

Рис, 3. Площадь приграничных районов в Бурятии, Монголии

Приграничные территории характеризуются низкой плотностью населения, так наименьшие показатели в Окинском районе (0.2 чел/км2), Хубсугульском аймаке (1.2 чел/км2), наибольшую плотность имеют аймаки Орхон и Дархан-Уул (98.7 и 26.6 чел/км2). Средняя плотность населения рассматриваемой территории - 2.2 чел/км2. Крупными населенными пунктами являются -города Эрдэнэт (73.0 тыс. чел.), Дархан (72.3), Кяхта (18.8), Закаменск (13.1).

Естественный прирост на приграничной территории Монголии характеризуется высокими показателями, в среднем - 10,4 на 1000 чел., в тоже время на приграничной территории Бурятии - 1,8. На монгольской территории показателями естественного прироста выделяются такие аймаки, как Ховсгол - 12,9, Сэлэнгэ - 10,6, можно отметить, что естественный прирост по приграничным аймакам меньше, чем в среднем по стране (11,6). Естественный прирост приграничной территории Бурятии отличается от монгольской территории довольно низкими показателями в Тункинском (-6,6), Кяхтинском (1,2) районах, и в целом по республике составляет - -1,7, Рождаемость по приграничным территориям составляет 16,95 на 1000 чел., в целом на одном уровне, так в приграничных районах Бурятии - 16,5, в приграничных районах Монголии - 17,4.

Уровень смертности значительно различается, так на приграничной территории Монголии составляет 6,8 на 1000 чел., на приграничной территории Бурятии - 14,7. Такая значительная разница в уровне смертности можно охарактеризовать разницей в половозрастных структурах населения Монголии и Бурятии, так в Монголии большую долю составляют дети от 10 до 14 лет, в Бурятии относительно большая доля пожилого населения и разница в продолжительности жизни - в Бурятии - 60,9 лет, в Монголии - 65,21.

В условиях реформирования экономики обеих сторон возрос уровень безработицы. В среднем по приграничным территориям уровень безработицы составляет 4,5 %, это выше, чем по Бурятии (3,7 %) и Монголии (3,3 %). Высокий уровень безработицы отмечены в Закаменском -7,8%, Тункинском - 5,0% районах, Булганском аймаке - 6,5%. По приграничным районам Бурятии составляет 4,8%», доля же безработных на приграничных территориях - 4,2%. Меньше всего уровень безработицы в Окинском районе (2,1%), где развивается промышленное производство (золотодобывающая отрасль), в аймаке Дархан-Уул (3,1%) - кожевенно-меховая и другие отрасли промышленности.

Промышленное производство представлено незначительно, за исключением аймаков Орхон

37

(ЭрдэнзтскиЙ медномолибденовый комбинат - около 30% промышленной продукции Монголии), Дархан-Уул, Окинского и Закаменского районов.

На рассматриваемой территории развито сельское хозяйство, главным образом животноводство, поэтому доля производства сельскохозяйственной продукции приграничных районов в Бурятии составляет 28.4%, в Монголии - 23,1%. Поголовье скота приграничных аймаков Монголии составляло в 2005 г. - 4811,3 тыс. голов (16% поголовья скота в Монголии), а приграничных районов Бурятии - 187.1 тыс. (35% поголовья в республике). По посевным площадям выделяется, такие районы и аймаки, как Селенгинский - 87,3 тыс. га, Булганский - 21.2, Джидин-ский - 36,0 тыс., Кяхтинский - 14,1. Объем валового сбора зерновых в приграничных районах Бурятии составил в 2005 г. - 27,4 тыс. тонн (при средней урожайности - 7,3 цн/га), приграничных аймаков Монголии - 54,2 тыс. тонн (5,6 цн/га). Приграничные аймаки Монголии являются основным производителем земледельческой продукции, здесь выращивают - 72% зерновых, 38,8% картофеля, 49,2% овощей, приграничные районы производят 33% зерновых культур, 20,3% картофеля, 17% овощей в общем объеме сельскохозяйственного производства Бурятии,

Объем производства промышленной продукции на душу населения в целом по приграничным территориям составляет 25,14 тыс. руб/чел., это выше чем в среднем по Бурятии (13,66 тыс. руб/чел.) и Монголии (6,21), так на приграничной территории Бурятии этот показатель выше почти в 2 раза (33,26 тыс, руб/чел.), чем на монгольской территории. Наибольшие объемы промышленной продукции на душу населения в Окинском (155,38 тыс. руб/чел) и Закамен-ском (9,32) районах, аймаках Орхон (77,60) и Дархан-Уул (6,38).

Объем сельскохозяйственного производства на душу населения на приграничной территории Бурятии в значительной степени выше, чем в Монголии (5,12) и составляет 22,9 тыс. руб/чел. Наименьшие показатели на монгольской территории в промышленных аймаках - Орхон (1,39 тыс. руб/чел) и Дархан-Уул (1,60), в Бурятии - Кяхтинском районе (14,82).

Как показывает анализ, приграничные территории Монголии по сравнению с российскими (бурятскими) территориями имеют более высокие показатели воспроизводства, чем центральные районы, хотя для них характерны низкая плотность населения, в целом слабое экономическое развитие (за исключением городов Дархан и Эрдэнэт), хроническая безработица.

Особенно сдерживающими факторами еще слабого приграничного сотрудничества является недостаточное количество переходов, таможенных пунктов и многих элементов приграничной инфраструктуры, особенно сервисных услуг транспорта, сферы услуг, олтовой и розничной торговли, в муниципальных образованиях и аймаках, как Закаменский и Булганский, Джидин-ский и Селенгинский.

В социально-экономическом сотрудничестве приграничных территорий существует ряд факторов развития, которые необходимо развивать и устранять сдерживающие факторы (табл. 1).

Однако приграничные территории ещё недостаточно используют специфический ресурс приграничья, который может повлиять на формирование особой экономической системы приграничного региона. Поэтому имеющиеся различия в экономическом, социально-демографическом, природно-географическом положении приграничных территорий, требуют комплексной оценки и анализа с учетом общностей многих проблем современного социально-экономического сотрудничества с обеих сторон границы для определения приоритетных направлений их развития. При этом следует учесть, что экономическое сотрудничество с Монголией является фактором интеграции России в динамично расширяющийся Азиатско-Тихоокеанский регион.

Таблица 1

Факторы развития и факторы сдерживания приграничных территорий России и Монголии

Факторы развития Факторы сдерживания

1. Приграничное пространство территории 2. Наличие месторождений минерального сырья, лесных ресурсов, сквозного железнодорожного и автомобильного сообщения 3. Этнокультурное взаимодействие народов проживающих на приграничных территориях 4. Уникальные природные объекты - озера Байкал и Хуб-сугул, Тункинская долина с многочисленными лечебно-минеральными источниками 1. Отсутствие правовых отношений муниципальных образований обеих стран 2. Отсутствие инвестиций с обеих сторон границы 3. Отсутствие таможенных переходов между соседними районами и аймаками 4. Не разработаны конкретные программы экономического сотрудничества по разным отраслям экономики, культуры, туризма и рекреационной деятельности

38

Литература

1. Морозова T.B. Альтернативные пути развитая приграничных местных сообществ // Народонаселение, 2005. №2.

2. Шарль Рикк. Прифаничные кантоны и Европейская интеграция Единый Европейский Акт. -1992. - с.56.

3. Ганжуров ВЦ. Россия - Монголия (на трудном пути реформ)-Г19 Улан-Удэ: Иад-во БНД СО РАМ, 1997,- 107 с.

4. Дащдаваа Ч. Некоторые вопросы монголо-российских отношений на рубеже XX-XXL веков И История, этнография, антропология, социология трансфапичья. Экология, природа, геофафия, охрана окружающей среды; материала международной научно-практической конференции «Трансграничьс в изменяющемся мире: Россия - Китай -Монголия» {18-20 октября 2006 г.) / Забайкал. гос. гум-пед. ун-т. - Чита, 2006. - 299 с.

5. Mongotian Statistical yerbook 2005. - Ulaanbatar, National Statistical Office of Mongolia, 2006.

6. Ковалева Г.Д. Интеграционные процессы в Центральной Азии и Сибирский федеральный округ // Эко, 2006, №4.

7. Герасименко Т.И., Гладкий Ю.Н. Трансграничность как фактор этнокультурного и экономического развития //Изв. РГО. 2005, Т. 137. Вып. 6.

R. Бакланов П.Я., Винокуров Ю.И., Снытко В.А., Тулохонов А.К., Чибилев A.A. Географические и геополитические проблемы развития приграничных районов азиатской России // Геофафия и природные ресурсы. 2003г. №1,

9. Атанов Н.И. Визит в Россию Президента Монголии-многообещающий //Бурятия. I дек, 2006 г. №226(3866)

10. Атапов Н.И. Монголия от нас может «убежать» // Информ полис. №24 (663). 15 июня 2005 г.

11. http ://www.rg.ru/arhi v/t^/2006/12/09.html#rg-4244

Б. В. Oiuopoea, Э.Ц. Дамбиев, Э.А. Сыхеева г.Улан-Удэ

Ландшафтопользованне криофнтно-лесостепных геосистем Окинского плоскогорья

Forest geosystems play a water-regulating, soil-protecting role, thus they can be considered as special-protected. Plant communities of highlands are pastures with high productivity. Effective use of biological resources of the Okinsk region is based on traditional forms of economy.

Криофитно-лесостепные ландшафты Окинского плоскогорья сформированы в пределах высот 1500-2100 м над у. м. Лесной компонент представлен травяными лиственничными лесами и сообществами осинников, тополевников, распространенных в межгорных котловинах и слонах световых экспозиций. Горно-таежные лиственничники занимают склоны северной, северовосточной и северо-западной экспозиций. Лесные сообщества составляют богатый ресурсный потенциал региона. По новой классификации лесные ресурсы исследуемой территории относится к I и III группам (Шутов, 2004). В первой группе выделяются леса специального назначения, имеющие реальную сырьевую ценность, но с другим назначением. Такие леса относятся к особо важным, выполняющим защитные (охранные) функции. В лесах этой группы допускаются рубки промежуточного пользования (санитарные, добровольно-выборочные, постепенные). К третьей группе отнесены леса, не отвечающие требованиям доходного производства древесины для промышленных нужд. Основания для выделения - высокая ранимость как экологических систем, низкая продуктивность, а также экономическая и территориальная недоступность. В таких лесах не допускаются рубки главного пользования (сплошные), лесохозяйственные мероприятия проводят в санитарно-восстановительных целях. Лесные массивы Окинского плоскогорья выполняют роль естественного барьера, задерживая значительную часть осадков, регулируют водный режим, являются источником питания горных рек и ручьев. Такие леса выделяются в качестве особозащитных. Лесные сообщества криофитной лесостепи, представляющие особую ценность в качестве исторического памятника природы, могут быть признаны осо-боохраняемыми.

Светлохвойные леса района исследования в целом характеризуются низким классом бонитета (IV-V), используются в качестве источника древесины для собственных нужд: индивидуальной постройки, заготовки дров и др. Лесные сообщества являются источником грибов, ягод, используются в качестве оленьих пастбищ, охотничьих угодий, объектов туризма и др.

Лиственничные леса региона часто подвержены пожарам весной и вначале лета, которые случаются непроизвольно или по не осторожности человека. Часто можно наблюдать палы на надпойменных террасах, оставшиеся после профилактических работ по выжиганию ерниковых сообществ в целях расширения пастбищных и сенокосных угодий. Нередко низовым пожарам подвергаются крупные массивы вследствие возгорания хорошо развитой сухой подстилки из мхов, лишайников и старицы. В современных условиях возрастающей антропогенной нагрузки на естественные ландшафты предлагается ряд рекомендаций по сохранению лесных геосистем: проведение детальных лесоустроительных работ, выделить леса водоохранного значения и редкие лесные сообщества, контролировать выпас скота в редкостойных парковых лесах у

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.