Историко-философский анализ «русской идеи» Н.А. Бердяева
В современной России наблюдается тенденция противопоставлять русскую философию советской. Как верно замечает Ма Иньмао, «первая рассматривается как национальная и традиционная по преимуществу»'.
Основатель экзистенциалистского течения Н.А. Бердяев подчеркивал, что « в России нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным»2. С.Л. Франк так охарактеризовал русских мыслителей: «Для русской философии и всего русского мышления характерно, что его выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека как ... особый мир, своеобразную реальность, которая в своей глубине связана с
о
космическим и божественным бытием»3.
В 1890-е гг. Н.А. Бердяев, будучи студентом Киевского университета, вошел в кружок марксистов. Фактически это означало разрыв Бердяева с окружавшей его средой, проявлением его бунта против условностей внешнего мира. Но Бердяев не относил себя к ортодоксальным марксистам. В студенческие годы Бердяев подружился с известным философом-идеалистом Л.И. Шестовым. Разговоры и споры с ним Бердяев называл «поисками истины». Тогда же у молодого Бердяева зародился интерес к творчеству Ф.М. Достоевского, чьи идеи уводили Бердяева от социальных проблем. В 1897-1898 гг. Бердяева дважды арестовывали за антиправительственную деятельность. Из университета его исключили. После суда Бердяев был выслан на три года в ссылку, не
1 Ма Иньмао. Русская философия в Китае // Вопросы философии, 2007, № 5, с. 68.
2 Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX - начала ХХ века / О России и русской философской культуре. Философы русского зарубежья. М., 1990, с. 57.
3 Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996, с. 157.
получив диплома об университетском образовании. П.А. Флоренский, Е.Н. Трубецкой называли его дилетантом.
В 1901 г. вышла первая книга Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском». Предисловие к книге было написано П.Б. Струве. Бердяев попытался соединить марксистскую критику общественного строя с идеализмом в философии. В 1902 г. Бердяев принял деятельное участие в сборнике «Проблемы идеализма», что означало его переход на позиции метафизики и религиозной философии. После возвращения в Киев он тесно общался с С.Н. Булгаковым, лично знакомым с Г.Плехановым, А.Бебелем. В 1904 г. Бердяев и Булгаков переехали в Петербург и вошли в редакцию религиозно-общественного журнала «Новый путь». В конце 1890-х гг. в российском обществе нарастали апокалипсические настроения, свойственные, в частности, Н.Федорову, который понимал апокалипсис не пассивно, а активно. Придя к выводу, что «русский нигилизм» - это извращенное понимание русского апокалипсиса, Бердяев пытается познать «русскую революционность», «русское черносотенство».
Проживание Бердяева в Петербурге совпало со временем расцвета русского ренессанса. В стране назревали социально-политические перемены, и общество на первый план выдвинуло изучение вопроса о судьбе России. Антиномические характерные черты русского человека перестают быть центральными в понимании Бердяевым отечественной истории, культуры, русского национального характера. Так он приходит к особой форме экзистенциализма. Его интересует русский народ, его дух, его стремление к свободе.
Христианство для многих русских философов было, по сути, определенным этапом духовного взросления. Начиналось у Бердяева с марксизма, а возвышение над бытием вело к идеализму. В годы
Первой мировой войны Бердяев формулирует основные положения
л
учения «христианского экзистенциализма»1. «Я верил и верю в возможность новой эпохи в христианстве - Эпохи Духа, которая и будет творческой эпохой», - писал он. «Я раскрыл трагедию человеческого творчества... Основной проблемой для меня является проблема объективации, которая основана на отчуждении, утрате свободы и личности и подчинении общему и необходимому» 2.
Извечный поиск «мы» через «я» особенно часто встречается в работах русских мыслителей на переломе XIX - ХХ вв. В общественно-философских течениях русскими философами человек исследуется через призму мирового пространства. И душа России открыта для нового, грядущего, неизведанного. Влияние Запада в петровское время привело русскую душу в состояние буйства, разбудило в ней демонические силы. В результате столкнулись две России: одна — московская, купеческая, мещанская, дворянская, другая - интеллигентная, революционная. Наиболее последовательно принцип «в каждом «я» содержится «мы» разрабатывался у русских философов Вл. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Н.О. Лосского.
Мир для Бердяева имеет вторичный признак: «Первично лишь мое бытие, существование. Я утверждаю дуализм мира феноменального, который был создан объективацией и не является вообще истинным, и мира феноменального, который есть мир подлинной жизни и свободы - творения Духа в человеке. Этот
о
дуализм преодолим лишь эсхатологически»3. Позже в «Русской идее» Бердяев изложил свое понимание философии: «Меня без основания назвали философом свободы. Такова была моя основная проблематика, которую часто плохо понимали. Большое значение
1 См.: БердяевН.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1916.
2 Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2004, с. 236.
3 Там же, с. 237.
имел для меня Я. Беме. Из чистых философов я более других был обязан Канту. Но определяющее значение имел для меня
л
Достоевский»'. В начале ХХ в. Бердяев поддерживал Л Шестова,
призывавшего отказаться от всех существующих философских
2
воззрений2.
Бердяев противопоставляет личность коллективу, потому что в
о
коллективе проявляется свобода личности3. В 1907 г. в «Московском еженедельнике» выходит работа Бердяева, в которой дан анализ духовного кризиса российского общества4. Им были исследованы три главных вопроса: русское богоискательство XIX - ХХ вв., русская миссия, уроки революции 1905 г. Когда все исповедовали коллективизм, соборность, Бердяев отстаивал свободу личности. Для русского миссионизма характерен дуализм. В первой русской революции развивались два направления - миссионизм религиозного призвания и миссионизм государственный. Борьба между Западом и Востоком в душе русского народа нашла развитие в русской революции. Будучи представителем религиозно-философского направления, Бердяев противопоставлял социальную революцию духовной, возвышал вторую над первой. Н.Н. Полторацкий назвал философию Бердяева философией «метафизического барства, эсхатологического анархизма и романтического нигилизма»5.
В конце февраля 1909 г. Бердяев выступил на заседании Религиозно-философского общества с рецензией на книгу В.И. Несмелова. При подготовке доклада «Опыт философского оправдания христианства» укрепился радикальный антропоцентризм Бердяева. По его мнению, пришло время разума, время оправдания
1 Бердяев НА. Русская идея. М., 2004, с. 236.
2 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. М., 1991, с. 54.
3 Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж,1939, с. 93.
4 Бердяев Н.А. Духовный кризис // Московский еженедельник, 1907, 28 июля, с. 28.
5 Полторацкий Н.П. Россия и Революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль ХХ века. Сб. статей. Janefly, 1988, с. 122.
философской веры. В 1911 г. Бердяев публикует книгу «Философия свободы», в которой через христианскую религию, христианскую философию показана высшая степень свободы человечества. В его концепции мало научности, но книга послужила основой для развития его идей в будущих произведениях: «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства» (1927-1928), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики» (1946).
Многие русские философы были убеждены, что судьба русского народа предопределена его выбором религии, поэтому вопрос о русской идее для них - это, прежде всего, вопрос о религии. Достоевский говорил, что русский народ - «народ-богоносец». Вл. Соловьев выделял в общемировом историческом процессе вопрос о русской идее. Бердяев писал: «Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея»1.
Религиозность «русской идеи» предопределила религиозность русской философии, а также ее методы. Независимо от ориентации на то или иное общественное течение, принадлежности к тому или иному движению в русской культуре, размышления русских мыслителей носили предположительный характер. Достоевский не выдвинул четкого понимания «русской идеи», но он прямо предсказывал русскому народу великую судьбу. Бердяев, анализируя структуру русской души, пишет о ней как о живом человеке. В русской философии с вопросом о русской идее был тесно связан вопрос о человеке. Первый рассматривается как исходная субстанция и самая главная тема. Философия изучает понятие «русский» не с позиции
1 Бердяев Н. Русская идея, с. 4.
кровного родства, а как понятие, позволяющее вывести общую концептуальную теорию о содержании понятия «русский». Соловьев создал всеединство, Бердяев - новое религиозное сознание. Когда он говорит о русском человеке, русском народе, он размышляет о русской душе. Здесь и граница личности (граница души, «безграничность» русского народа), «оформляющий лик человека», центр личности (центр Вселенной).
Отношение Бердяева к Февральской революции 1917 г. было противоречивым: с одной стороны, он считал ликвидацию монархии неизбежной, но последующее развитие общества он, как и большинство людей того времени, воспринял как стихийное бедствие, чреватое хаосом и насилием, как национальную катастрофу, готовую перерасти во вселенскую.
Но, опираясь на учение немецкого мистика Я. Беме, Бердяев уже не может отказаться от окружающего мира, он, как и марксисты, обосновывает свою модель царства будущего, а в дальнейшем, отрицая мещанскую и буржуазную мораль, возвышается над тем самым бытием, которое вторично по отношению к свободе. И в этом видится сближение с идеями Ницше. Единство мира, его гармонию Бердяев открывает как глубоко интимные чувства. Любовь к русскому народу, вера в его судьбу выходят на первый план наряду с идеей о божественном предназначении. После революции 1917 г. Бердяев организовал в Москве Вольную Академию Духовной Культуры. В 1918 г. Бердяев пишет статью «Откровение о человеке в творчестве Достоевского». Взяв идею Беме о безосновности Бога, бытия, свободы и судьбы человека, Бердяев рвет с традициями русского научного понимания. Пафос статьи - в признании за писателем и философом XIX в. права на идеологическое творчество в пределах христианской традиции. В том же году у Бердяева выходит еще одна статья — «Духи русской революции». Бердяев населяет
послеоктябрьскую Россию персонажами Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Классики русской литературы охарактеризованы как авторы имманентных исторических процессов. В образах, созданных Гоголем и Достоевским, в моральных оценках Толстого можно обнаружить духов, владеющих революцией, разгадать бедствия и несчастья, постигшие народ. Отсюда становится яснее, почему Бердяеву чужда политическая борьба.
В 1918 г. выходит сборник статей о русской революции «Из глубины», одним из авторов которого был Бердяев. Сразу после издания он был запрещен большевиками. Если главная мысль «Вех» -предупреждение о том, что революционный путь для России - это тупик, то «Из глубины» нас подводит к мысли: Россия ввергается в пучину социальной катастрофы. В августе 1922 г. Бердяев был арестован и отправлен вместе с другими учеными за границу на немецком пароходе. Тогда из страны были высланы почти 200 человек. В Германии, будучи профессором Русского научного института (1922-1926) он руководит религиозно-философским кружком, читает лекции студентам созданной им в Берлине Религиозно-философской академии.
В 1923 г. выходят одна за другой книги русских эмигрантов о Достоевском1. Среди них — работа «Миросозерцание Достоевского», написанная Бердяевым в Праге. Это — плод десятилетних размышлений2. Все названия глав связаны с проблемами Бердяева -человека, гражданина, философа. Сам Бердяев, исследуя творчество Достоевского, называет себя проповедником «верующего, интуитивного вживания в мир его динамических идей», последователем идей великого русского писателя, который приоткрыл «тайники первичного миросозерцания».
1 Лапшин И. Эстетика Достоевского. Берлин, 1923; Вышеславцев Б. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1023.
2 Шлецер Б. Новейшая литература о Достоевском // Современные записки, 1923, № 17, с. 460.
В 1924 г. в Берлине выходит работа Бердяева «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы», которая принесла ему признание в Европе. Бердяева можно упрекнуть в антиисторизме, потому что его философия истории стремится отыскать смысл исторического процесса за пределами эмпирического времени. Романтизм Бердяева был по сути романтизмом гипертрофированной свободы, за которым видна та безграничная бездна, в которую так любит заглядывать Бердяев, с определенной долей любопытства и страха перед неожиданностью1.
В 1937 г. Бердяев пишет об истоках и смысле русского коммунизма. Он обосновывает социальную значимость русской революции. С 1925 по 1940 гг. Бердяев издает орган русской религиозной жизни за рубежом «Путь» (выпущен 61 номер), занимаясь пропагандой русских философов. В 1940-е гг. Бердяев начинает писать свое главное произведение о русском народе. Рассмотрение бытия через призму времени - один из важнейших элементов учения Бердяева. В русском человеке столкнулись природное язычество и аскетизм. Религиозная формация русской души выработала устойчивые, не поддающиеся изменениямни при каких социальных и экономических потрясениях свойства - аскетизм, догматизм, умение страдать и жертвовать во имя веры, обращаться к вечности. Бердяев выделяет двоичный цикл всемирной истории: эпохи критические и органические. Историческая судьба народа проходит четыре стадии: варварство, культуру, цивилизацию и религиозное преображение, вот почему Бердяев так высоко оценивал роль русского народа в том числе и в судьбах Запада. Исходя из геополитических особенностей России, Бердяев приходит к выводу, что главная миссия русского народа - освоение пространства, в
1 Бердяев Н. О новом русском идеализме // Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910, с. 119
отличие от западной цивилизации, для которой главное сводится к борьбе против времени.
Весной 1947 г. Бердяеву была присуждена степень доктора теологии Кембриджского университета. Уже после его смерти вышли в свет его книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1949), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1955). Всего число книг, статей и публикаций Бердяева составляет порядка 500. В них отразилась борьба веков, трех революций, трех войн, поиск истины, главное в которой -свобода. Бердяев подчеркивает антиномичную противоречивость России, без понимания которой невозможно постижение души русского народа, русской идеи. Как и Герцен, Бердяев создал «историческую эстетику».
Лю Цзоюань
аспирант кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Лю Цзоюань. Историко-философский анализ «русской идеи» Н.А. Бердяева.
Обращаясь к самым ранним философским исканиям Бердяева, автор раскрывает сложный и противоречивый путь постижения им русского духа, особых смыслов и стремлений русского человека. В статье четко прослежена устремленность Бердяева к прояснению и конкретизации научных положений, связанных с «идеей» существования русского народа.
Ключевые слова: религиозная философия, «русская идея», социальная катастрофа, «миссия русского народа».
Liu Tszoyuan. The historico-philosophic analysis of "Russian ideas" of N.A. Berdyaev. The author reveals a complex and controversial way of his comprehension of the Russian spirit, the special sense and aspirations of the Rissian man by refetting to the early philosophical searches of Berdyaev. The tendency of Berdyaev to clarify and concrete the scientific positions related to the "idea" of the existence of the Russian people is distinctly observed in the article.
Key words: religious philosophy , "Russian idea" , social disaster , mission of the Russian people.