Научная статья на тему 'Двойственность эстетических воззрений Н. А. Бердяева (опыт зарубежных исследований)'

Двойственность эстетических воззрений Н. А. Бердяева (опыт зарубежных исследований) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
374
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРДЯЕВ / ЭСТЕТИКА / КУЛЬТУРА / ДВОЙСТВЕННОСТЬ / РОМАНТИЗМ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КИТАЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РАЦИОНАЛИЗМ / BERDYAEV / AESTHETICS / CULTURE / DUALITY / ROMANTICISM / INTERNATIONAL RESEARCHERS / CHINESE STUDIES / RATIONALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ишуай Ли

Статья посвящена анализу исследований творчества русского мыслителя Н. А. Бердяева: выделяются особенности взглядов китайских исследователей, а также обобщаются результаты европейских и американских исследований. В своей работе автор обосновывает уникальность и значение эстетики Бердяева для мировой науки, анализирует противоречие и двойственность эстетики в его жизни и творчестве. Автор ставит множество вопросов о личности русского философа: сохранил ли он русский характер, живя в эмиграции, рациональна или иррациональна философия Бердяева, мыслитель был пессимистом или оптимистом, приверженцем классицизма или романтизма. Сделан также акцент на том, что эстетика Н. А. Бердяева имеет большое референтное значение для более глубокого понимания зарубежными исследователями русской культуры и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DUALITY OF N. A. BERDYAEV’S AESTHETICS (EXPERIENCE OF INTERNATIONAL STUDIES)

The article summarizes the international research status of the Russian thinker and philosopher N. A. Berdyaev through the analysis of the characteristics of the Chinese and European studies. The article explains the uniqueness and importance of N. A. Berdyaev’s aesthetics in international research, analyzes the contradiction and duality of his aesthetics in his works and life. The author of the article poses a lot of questions about N. A. Berdyaev’s duality: whether he preserved his Russian character while living abroad, whether he was rational or emotional, optimistic or pessimistic, classicist or romantic. It is concluded that N. A. Berdyaev’s aesthetics has a great value for international researchers in better understanding of the Russian culture and literature.

Текст научной работы на тему «Двойственность эстетических воззрений Н. А. Бердяева (опыт зарубежных исследований)»

УДК 1(092)

Б01: 10.18384/2310-7227-2019-3-124-131

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Н. А. БЕРДЯЕВА (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Ли Ишуай

Китайская академия общественных наук, Институт литературы 100732, г. Пекин, ул. Цианьгомэннеи, д. 5, Китайская Народная Республика Аннотация. Статья посвящена анализу исследований творчества русского мыслителя Н. А. Бердяева: выделяются особенности взглядов китайских исследователей, а также обобщаются результаты европейских и американских исследований. В своей работе автор обосновывает уникальность и значение эстетики Бердяева для мировой науки, анализирует противоречие и двойственность эстетики в его жизни и творчестве. Автор ставит множество вопросов о личности русского философа: сохранил ли он русский характер, живя в эмиграции, рациональна или иррациональна философия Бердяева, мыслитель был пессимистом или оптимистом, приверженцем классицизма или романтизма. Сделан также акцент на том, что эстетика Н. А. Бердяева имеет большое референтное значение для более глубокого понимания зарубежными исследователями русской культуры и литературы. Ключевые слова: Бердяев, эстетика, культура, двойственность, романтизм, зарубежные исследования, китайские исследования, рационализм

THE DUALITY OF N. A. BERDYAEV'S AESTHETICS (EXPERIENCE OF INTERNATIONAL STUDIES)

Li Yishuai

Institute of Literature, Chinese Academy of Social Sciences 5, Jianguomennei st., Beijing, 100732, People's Republic of China

Abstract. The article summarizes the international research status of the Russian thinker and philosopher N. A. Berdyaev through the analysis of the characteristics of the Chinese and European studies. The article explains the uniqueness and importance of N. A. Berdyaev's aesthetics in international research, analyzes the contradiction and duality of his aesthetics in his works and life. The author of the article poses a lot of questions about N. A. Berdyaev's duality: whether he preserved his Russian character while living abroad, whether he was rational or emotional, optimistic or pessimistic, classicist or romantic. It is concluded that N. A. Berdyaev's aesthetics has a great value for international researchers in better understanding of the Russian culture and literature.

Keywords: Berdyaev, aesthetics, culture, duality, romanticism, international researchers, Chinese studies, rationalism

© CC BY Ли Ишуай, 2019 .

VJ247

Конец XIX в . был весьма продуктивным временем для российской интеллигенции . В это время было создано множество известных произведений . Философы и писатели в своих сочинениях старались осмыслить исторические и социальные изменения Серебряный век стал периодом творческого осмысления этих перемен

Н . А . Бердяев - один из властителей дум ХХ в . Николай Александрович Бердяев родился в 1874 г. в Киеве . Он является одним из наиболее ярких мыслителей России . Он оказал заметное влияние на русскую философию, науку и литературу. Его власть над умами неразрывно связана со способностью быть сейсмографом сдвигов человеческого духа, неустанно отстаивать драгоценную человеческую личность . Его имя широко известно в западном мире Но в Китае исследования творчества философа начались лишь 20 лет назад .

Русский философ Н А Бердяев оставил богатое творческое наследие . Он известен как «русская душа», «Гегель ХХ века» . Его работы связаны с философией, религией, литературой, эстетикой, антропологией, политологией, историей, социологией, культурологией, искусством. Широта кругозора Бердяева позволила ему сформулировать уникальные идеи, а такие понятия, как «свобода», «созидание», «личность», стали тремя ключевыми темами всей его жизни Еще одной важной частью творчества философа является эстетика, хотя специальных книг на эту тему Бердяевым так и не было написано В В Бычков писал: «И хотя он не написал специального исследования по эстетике, если не считать за таковое раннюю книгу

«Смысл творчества», выходящую все-таки за рамки собственно эстетики, многие его работы содержат экскурсы в эстетическую сферу, а основу его понимания теургии составляет идея грядущего преображения мира и человека по эстетическим принципам» [9, с. 210]. Его эстетическое мышление имеет разные идейно-теоретические источники

Люди часто игнорируют важность эстетической мысли Н А Бердяева На самом деле у него было много книг об эстетике, но их отличительной особенностью является невозможность четкого разделения его эстетических воззрений и других сфер его творчества. К числу книг, где философ писал об эстетике, относятся: «Смысл Творчества», «Миросозерцание Достоевского», «Самопознание», «Русская Идея», «Судьба России» Кроме того, другие книги и статьи также относятся к области эстетики В них он выразил ясные суждения о культуре, литературе и искусстве Его литературный стиль имеет афористический характер, и именно поэтому Н А Бердяев пользуется популярностью как в Европе, так и во всем мире . Большой вклад в эстетику, кроме Бердяева, внесли такие русские религиозные мыслители, как В . С . Соловьёв, Д . С . Мережковский, Л . И . Шестов [8]. Все они были неотделимы от категории эстетики И это стало академической традицией русских мыслителей в конце XIX в .

Н А Бердяев провёл свою жизнь в двойственном противостоянии В чем же состояла эта двойственность? Посмотрим на его семью и биографию Он родился в дворянской семье, известной своими традициями офицерской службы . Воспитывался дома,

затем в кадетском корпусе . Поступил на естественный факультет Киевского университета. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован В 1913 г написал антиклерикальную статью «Гасители духа», за что был приговорен к ссылке в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве . Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму: первый раз в 1920 г. , а в 1922 г. после недельного ареста был изгнан из страны

После отъезда из России Бердяев жил сначала в Берлине, а в 1924 г. перебрался в Париж Преподавал, участвовал в общественной жизни . В 1947 г. был удостоен звания почётного доктора теологии Кембриджского университета. Умер за письменным столом в своей квартире во Франции в 1948 г. Более 20 лет прожил в изгнании, поэтому его личность находилась не только под русским национальным влиянием [3]. Насколько на его характер и мышление повлияла жизнь на Западе? Тематика его философских произведений всегда была связана с Россией «Русская Идея», «Судьба России», «Философия свободы», «Философия свободного духа», «О рабстве и свободе человека» основаны на русской религиозной философии Из его критики России проглядывает огромная любовь к русскому народу. В книге «Самопознание» он написал: «Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции,

искавшей правду» [1, с . 11]. Он жил вдали от Родины, но не переставал беспокоиться о судьбе русского народа

Несмотря на то, что Н . А . Бердяев жил и мыслил противоречиво (а это свойственно людям с широким кругозором), именно эта противоречивость (и даже парадоксальность) придавала его идеям уникальность, очаровывая и привлекая мыслителей разных поколений . Его мировоззрение сформировалось под знаком двойственности, парадоксальности и антиномичности

Был ли Бердяев рационалистом? В книге «Самопознание» он признался, что не может писать длинные рассказы Не потому, что у него нет такой способности, но потому что искусство существует в чувствах, а не в описаниях Он ценил прежде всего эстетические способности, считал, что его эстетическая способность выше, чем способность творческая . Хотя и указывал, что эстетика должна быть более рациональной

Был ли русский философ иррацио-налистом? Всю жизнь он преклонялся перед творчеством Ф . М . Достоевского, Ф Ницше и Г Ибсена, которые были яркими представителями иррациона-листической мысли Бердяев считал себя похожим на них В своей жизни он был полон энтузиазма и безумия, ненавидя при этом реальную жизнь Он не раз указывал на слабость рационализма, но восхищался интуицией и был против рассуждений и спекуляций Его творчеству лишь частично присуща рациональность

Н А Бердяев был пессимистом или оптимистом? Известно, что на его творчество оказал существенное влияние О . Шпенглер, считавший, что западная цивилизация приходит в

упадок . Человеческая культура всегда переживает спад, когда достигнет своего пика. Этот тезис стал источником эсхатологических воззрений русского мыслителя . Его эсхатология, философия истории, религиозная философия тесно связаны друг с другом В его пессимизме присутствует надежда на спасение, он верит в возрождение после катастрофы, как в воскресение Иисуса Христа Поэтому его можно назвать позитивным пессимистом

Бердяев восхищался красотой классицизма, любил искусство итальянского Возрождения Одна из самых известных его работ «Смысл Творчества» вдохновлена итальянским классицизмом Он любил картины Боттичелли и Леонардо да Винчи, каждая из которых - воплощение классицизма И в то же время он хотел разоблачить «обман» классицизма, поскольку правила и нормы классицизма были для него ограничением Средневековье же оставило для него только искусство Поэтому Бердяев говорил, что он не классик Любил ли он романтизм? Он хвалил личность, полагая, что субъект первичен по отношению к объекту. Он противостоял ограниченности, выбирал бесконечность Это распространённая романтическая идея . Он признавал, что у него уклон в романтизм Однако после того как философ стал следовать романтической традиции, он почувствовал себя анти-романти-ком, потому что был уверен, что есть нечто, что выше, чем природа: социальные законы, рациональные нормы и Дух Поэтому он не классик и не романтик, но, скорее, мыслитель в романтическом стиле

Н . А . Бердяев как-то сказал, что из многих теорий ему трудно отдать пред-

почтение какой-либо одной И, несмотря на всю противоречивость его идей, это придаёт обаяние его суждениям Он ценил остроту духа, что доказывает его духовную искренность, объясняет стремление избежать построений систем Несмотря на то, что его философию истории можно считать системной, статьи в других философских областях являются фрагментарными И чтобы исследовать эстетический фон его сочинений, мы должны узнать больше о его сложных духовных и идейно-теоретических источниках

Институт философии РАН в 2014 г. организовал международный симпозиум «Личность Творчество Россия Философское наследие Н А Бердяева», приуроченный к 140-летию со дня рождения философа В ходе церемонии открытия мероприятия директор ИФ РАН академик Абдусалам Гусейнов отметил, что сегодня интерес к философскому наследию Николая Бердяева в России имеет не только историческую подоплеку, но и важное актуальное измерение «Он один из тех русских философов, который был глубоко интегрирован в западную интеллектуальную жизнь, но оставался подлинно национальным русским философом И, возможно, именно из-за этого, из-за того, что он размышлял о России, о её роли в истории и культуре, он получил такое признание на Западе»1 . В апреле этого же года на философском факультете МГУ состоялась книжная выставка,

1 Международный научный симпозиум к 140-летию со дня рождения Николая Бердяева // Общественно-исторический клуб «Белая Россия» [сайт]. URL: http:// belrussia. ru/page-id-5112 . html (дата доступа: 06.05.2019).

посвященная работам Бердяева и исследованиям его творчества Выставка показала, что исследования российских ученых жизни и творчества представителя русского экзистенциализма и персонализма являются исчерпывающими

Произведения Н А Бердяева по историческим причинам ранее были запрещены в России Как сказал А Гусейнов, судьба русской философии в ХХ в оказалась достаточно трагичной, с учётом того, что она расцвела в начале столетия, но позже - особенно это касается религиозной философии - оказалась в вынужденной эмиграции . Во второй половине 80-х г. она стала возвращаться в Россию

Н . А . Бердяев в книге

«Самопознание» написал: «Я очень известен в Европе и Америке, даже в Азии и Австралии, переведен на много языков, обо мне много писали Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, это моя родина» [1, с. 341]. И только через 50 лет после написания «Самопознания» в России появились работы Бердяева, где рассматриваются религиозная философия, метафизика, история, этика, биография, сравнительная философия, культурология и др

История русской философии творческое наследие Н А Бердяева рассматривает с разных точек зрения Религиозный философ, богослов, культуролог В В Зеньковский назвал философию Бердяева религиозным неоромантизмом и критиковал за пафос, который повлиял на логику [4]. А один из основателей направления интуитивизма в философии Н . О . Лосский говорил о значимости Бердяева для таких областей, как этика, социология

и историография . Лосский также критиковал философию Н А Бердяева, но за не полное соответствие традиционной христианской философии [6].

Хотя в истории русской философии эстетика Н . А . Бердяева не занимает самого важного места, в последние годы в России возрос интерес к изучению эстетики и философии культуры русского мыслителя, например: «Богочеловечество в русской религиозной философии» Л К Нагорной (1994), «Философия культуры Н А Бердяева и актуальные проблемы современности» М В Силантьевой (2005), «Н А Бердяев и единство европейского духа» В Поруса (2007), «Философия пола и любви Н . А . Бердяева» Ю . Ю . Черного (2004), «Н А Бердяев Интеллектуальная биография» О . Д . Волкогоновой (2010) .

В современной России творчеству Бердяева также посвящено много диссертационных исследований: «Проблема «Россия-Запад» в философии русского религиозного ренессанса XX века: В . Н . Эрн, Н . А . Бердяев, В . В . Розанов»

К . И . Горбача (1996), «Тема России: Н . А . Бердяев и Н . О . Лосский: Философско-культурологический анализ» Е . В . Сердюковой (2002), «Н А Бердяев о русской культуре» Чэнь Жэнь-Хэнь (2002), «Судьба России в культурно-исторической концепции Н . А . Бердяева», Б . И . Буйло (2003), «Кризис культуры в культурологических концепциях Н . А . Бердяева и О . Шпенглера» Л . Г. Зимовец (2011) .

Всплеск интереса к философской мысли Бердяева на Западе пришелся на 40-70-е гг. XX в . Исследования в основном сосредоточены на его православной философии, философии исто-

V12V

рии и этике . Например: «Men Against Time: Nicolas Berdyaev, T. S . Eliot, Aldous Huxley & C. G . Jung» Douglas Kellogg Wood (1982), «The Desire to be God: Freedom and the Other in Sartre and Berdyaev (American University Studies)» J. M . McLachlan (1992), «Personality, Spirit and Ethics: The Ethics of Nicholas Berdyaev» H . A . Slaatte (1997), «Dilemmas of Reaction in Leninist Russia: The Christian Response to the Revolution in the Works of N . A . Berdyaev 19171924» C . Gottlieb (2003), «Modern Christian Revolutionaries: Kierkegaard, Gill, Chesterton, Andrews And Berdyaev» D . Attwater (2007), «C. G . Jung and Nikolai Berdyaev: Individuation and the Person: A Critical Comparison» G . Nicolaus (2010), «Nicolas Berdyaev and the New Middle Ages» E Lampert (2015) . Как показывают исследования, философия религии Бердяева наиболее востребована в международных академических кругах .

Русская философская мысль получила большую популярность и в Китае. Она отражает суть русской традиции и также неразрывно связана с западной философской мыслью Однако в последние годы в Китае набирает популярность американская и западноевропейская философии Наследие Н . А . Бердяева на китайский язык стали переводить только в начале 90-х гг. XX в .: «Истоки и смысл русского коммунизма» (1992), «О рабстве и свободе человека» (1994), «Русская идея» (1995), «Самопознание» (1997), «Судьба России» (1999), «Философия свободы» (1999), «Царство духа и царство кесаря» (2000), «О назначении человека» (2000), «Смысл истории» (2002), «Дух и реальность» (2002), «Опыт эсхатологической ме-

тафизики» (2003), «Миросозерцание Достоевского (2008), «Сборник статей» (1999,2007) .

В начале XXI в . значительно увеличилось количество китайских монографий по творчеству Н А Бердяева, особенно после 2008 г. В основном китайские учёные изучают русского философа сквозь призму его воззрений из области философии (в том числе марксистской), религии, литературы, гуманизма «В течение последних двух десятилетий интерес китайского научного сообщества к истории русской философской традиции был подкреплен выходом в свет внушительного числа переводов сочинений русских философов прошлого и современных российских исследователей» [7, с . 3].

С 2008 г в Китае выходят в свет работы: «Сопротивление объектно-ориентированному миру» (2008), «Антропологическое мышление

Н . А . Бердяева» (2009), «Н . А . Бердяев и русская литература» (2009), «Ветер дует со смыслом Религиозно-философские исследования Н . А . Бердяева» (2011), «Свобода и творчество Введение в религиозную философию» (2011), «Социалистический взгляд на герме-тизм Н . А . Бердяева» (2014) . Кроме того, изданы три книги, посвященные Н А Бердяеву и его современникам-мыслителям: «Современная православная богословская мысль» (2000), «Русская религиозная философия» (2006), «Человек на Востоке и Западе Православие и гуманизм» (2007) За последние 10 лет появилось много докторских диссертаций на китайском языке: «Антропологическое мышление Н А Бердяева» (2004), «Сопротивление объектно-ориентированному миру» (2006), «Н . А . Бердяев и

русская литература» (2007), «Критика Н А Бердяева в отношении европейского гуманизма» (2014), «Творчество и миссия Исследование эстетики Н . А. Бердяева»(2016) .

В . В . Бычков в книге «Русская теургическая эстетика» представил богословскую эстетику Бердяева. Он проиллюстрировал эстетическое значение русского философа с точки зрения кризиса христианской культуры, искусства, нравственности и т. д . [2]. В 2011 г. в докторской диссертации А . Е . Кудаева «Проблема трагического в эстетике Н А Бердяева» рассматривались различия между Бердяевым и Достоевским, Ницше, Шестовым и другими философами и писателями в восприятии трагедии [5] Его исследование эстетики Бердяева

выглядит довольно редким и необычным по сравнению с другими исследованиями о русском философе . В контексте исследования Н А Бердяева его эстетические идеи, его художественное восприятие, литературные комментарии редко привлекают внимание не только в Китае, но и в России У мыслителя было мало статей непосредственно по эстетике и литературе, потому что его эстетические взгляды вкраплены во все его сочинения Эстетика тесно связана с богословием, историей и социальной философией Это увеличивает сложность исследования, поэтому изучение эстетики Н А Бердяева весьма актуально

Статья поступила в редакцию 28.06.2019 г.

БЛАГОДАРНОСТИ

Исследование выполнено в рамках гранта молодежного проекта Фонда социальных наук Китая № 17CZW011.

ACKNOWLEDGEMENTS

The work was supported as part of a youth project grant by the Social Science Foundation of China no . 17CZW011.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н . А. Самопознание . М. : Книга, 1991. 446 с.

2. Бычков В . В. Русская теургическая эстетика. М. : Ладомир, 2007. 743 с.

3. Волкогонова О . Д . Бердяев . М. : Молодая Гвардия, 2010. 390 с.

4. Зеньковский В. В . История русской философии. М. : Академический проект, Раритет, 2001.880 с.

5 . Кудаев А. Е . Проблема трагического в эстетике Н . А. Бердяева. М . : Институт фило-

софии РАН, 2011.251 с.

6 . Лосский Н . О . История русской философии. М. : Советский писатель, 1991. 480 с.

7. Лю Цзоюань . Метафизика русской идеи в творчестве Ф . М. Достоевского, В. С. Соловьева, Н . А. Бердяева взгляд из России и Китая. М. : Московский государственный университет имени М . В. Ломоносова, 2010. 143 с.

8 . Маслин М . А. , Рачин Е . И ., Солопов Е . Ф . , Горелов А. А. , Горелова Т. А. , Черезов А. Е . ,

Кондратьев В. М. Русское мировоззрение и русская идея. М: МУПУ 2011. 249 с.

9 . Николай Александрович Бердяев / под . ред. В . Н . Поруса. М. : РОССПЭН, 2013. 543 с.

Философия России первой половины ХХ века.

V13V

REFERENCES

1. Berdyaev N. A. Samopoznanie [Self-Cognition]. Moscow, Kniga Publ. , 1991. 446 p. 2 . Bychkov V. V. Russkaya teurgicheskaya estetika [Russian Theurgic Aesthetics], Moscow,

Ladomir Publ. , 2007. 743 p . 3. Volkogonova O. D. Berdyaev [Berdyaev], Moscow, Molodaya Gvardiya Publ. , 2010. 390 p.

4 . Zenkovsky V. V. Istoriya russkoi filosofii [The History of Russian Philosophy], Moscow,

Akademicheskiy proekt Publ., Raritet Publ. , 2001. 880 p.

5 . Kudaev A . E . Problema tragicheskogo v estetike N. A. Berdyaeva [The Problem of the Tragic

in Aesthetics . N. A. Berdyaev], Moscow, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences Publ. , 2011.251 p.

6 . Lossky N . O . Istoriya russkoi filosofii [The History of Russian Philosophy], Moscow, Sovetskiy

pisatel Publ. , 1991.480 p. 7. Li Yishuai. Metafizika russkoi idei v tvorchestve F. M. Dostoevskogo, V. S. Soloveva, N. A. Berdyaeva vzglyad iz Rossii i Kitaya [Metaphysics of the Russian Idea in the Works of F. M. Dostoevsky, V. S. Solovyov, N. A. Berdyaev], Moscow, Lomonosov State University Publ. , 2010. 143 p.

8 . Maslin M . A . , Rachin E . I . , Solopov E . F. , Gorelov A. A . , Gorelova T. A . , Cherezov A. E . ,

Kondratev V. M . Russkoe mirovozzrenie i russkaya ideya [Russian Outlook and Russian Idea], Moscow, MUPU Publ. , 2011. 249 p.

9 . Porus V. N. , ed. Nikolai Aleksandrovich Berdyaev [Nikolai Berdyaev], Moscow, ROSSPEN

Publ. , 2013. 543 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ли Ишуай - доктор философских наук, преподаватель кафедры теории литературы и искусства Института литературы Китайской академии общественных наук; e-mail:allali2019@yandex. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Li Yishuai - Doctor of Philosophy, Lecturer at the Department of the Theory of Literature and Art, Institute of Literature, The Chinese Academy of Social Sciences; e-mail:allali2019@yandex. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Ли Ишуай. Двойственность эстетических воззрений Н . А. Бердяева (опыт зарубежных исследований) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019 . № 3. С. 124-131. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-124-131

FOR CITATION

LiYishuai . The Duality of N . A . Berdyaev's Aesthetics (Experience of International Studies). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 3, pp. 124-131. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-124-131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.