Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / историческая личность / репрезентация / байопик / язык экрана / тропы / history / historical person / representation / biopic / screen / tropes

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Острижная Полина Александровна

История богатая база для создания медиаконтента на телевидении. Основная функция байопиков сохранять и популяризировать знания о прошлом в настоящем. В научном дискурсе долгое время обсуждались вопросы сохранения достоверности и применения игровых средств экранной выразительности в историческом контенте. На этом фоне одна из дополнительных побочных функций превратилась в тенденцию. Сегодня репрезентация современного культурного поля и озвучивание актуальных проблем через исторический материал активно присутствуют в историко-биографических программах как на зарубежном, так и на отечественном телевидении. Историко-биографический фильм выступает как пример мягкой силы и умелой манипуляции сознанием зрителей. Актуальная повестка проникает в исторический контекст. Репрезентация новой мысли происходит через выразительные средства экрана, преимущественно монтажные и драматургические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History is a rich basis for the creation of media content on television. Traditionally, the main function of biopics was to preserve and popularize knowledge about the past in the present. The issues of preserving authenticity and applying playful means of screen expression in historical content have long been discussed in the scientific discourse. Against this background, one of the additional functions has become a trend. Representation of the contemporary cultural field and voicing of topical issues through historical material are actively present in historical-biographical programs on both foreign and domestic television. The historical-biographical film becomes an example of soft power and manipulation. The topical agenda penetrates the historical context. The presentation of new thought is made through expressive means of the screen, mainly montage and dramaturgical.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

3. Журнал «Урал». - 2016. - №3. -112 с.

4. Журнал «Урал». - 2017. -№1,- 165 с.

5. Журнал «Урал». - 2016. - №8. - 99 с.

6. Журнал «Урал». - 2015. - №2. - 190 с.

7. Журнал «Урал». - 2017. - №3. - 145 с.

8. Журнал «Урал». - 2015. - №7. - 132 с.

9. Журнал «Урал». - 2015. - №5. - 120 с.

10. Журнал «Урал». - 2015. - №2. - 190 с.

11. Журнал «Урал». - 2015.-№11. - 190 с.

12. Журнал «Урал». - 2015. - №3. - 190 с.

13. Журнал «Урал». - 2017. - №10. - 190 с.

14. Журнал «Урал». - 2016. - №9. - 190 с.

15. Журнал «Урал». - 2015. - №6. - 190 с.

16. Журнал «Урал». - 2017. - №4. - 190 с.

17. Журнал «Урал». - 2017. - №7. - 190 с.

18. Славкин, В.В. Журналистский текст в динамическом аспекте / В.В. Славкин // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2005. -№2.-С. 14-19

19. Снигирева Т.А. «Толстый» журнал в России как текст и сверхтекст / Т.А. Снигирева, A.B. Подчиненов // Известия Уральского государственного университета. - 1999. - № 13.-С. 7.

20. Тертычный, A.A. Методологическая роль жанров в познавательной деятельности журналиста / A.A. Тертычный // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. -С. 42-47.

21. Урунова, Р.Д. Вербальная репрезентация автора и жанрообразование в текстах СМИ / Р.Д. Урунова // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - 2019. - №3.

УДК 621.397.13

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Острижная Полина Александровна,

аспирант кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Москва)

Аннотация. История - богатая база для создания медиаконтента на телевидении. Основная функция байопиков - сохранять и популяризировать знания о прошлом в настоящем. В научном дискурсе долгое время обсуждались вопросы сохранения достоверности и применения игровых средств экранной выразительности в историческом контенте. На этом фоне одна из дополнительных побочных функций превратилась в тенденцию. Сегодня репрезентация современного культурного поля и озвучивание актуальных проблем через исторический материал активно присутствуют в историко-биографических программах как на зарубежном, так и на отечественном телевидении. Историко-биографический фильм выступает как пример мягкой силы и умелой манипуляции сознанием зрителей. Актуальная повестка проникает в исторический контекст. Репрезентация новой мысли происходит через выразительные средства экрана, преимущественно монтажные и драматургические.

Ключевые слова: история, историческая личность, репрезентация, байопик, язык экрана, тропы.

Annotation. History is a rich basis for the creation of media content on television. Traditionally, the main function of biopics was to preserve and popularize knowledge about the past in the present. The issues of preserving authenticity and applying playful means of screen

expression in historical content have long been discussed in the scientific discourse. Against this background, one of the additional functions has become a trend. Representation of the contemporary cultural field and voicing of topical issues through historical material are actively present in historical-biographical programs on both foreign and domestic television. The historical-biographical film becomes an example of soft power and manipulation. The topical agenda penetrates the historical context. The presentation of new thought is made through expressive means of the screen, mainly montage and dramaturgical.

Key words: history, historical person, representation, biopic, screen, tropes.

Постановка проблемы. С каждым годом история становится все более востребованной темой для создания медиапродуктов на телевидении, а также специальных проектов на большом экране. Эпохи, знаковые события и биографии отдельных личностей превращаются в темы для новых сценариев как документальных, научно-популярных так и игровых программ. Современные историко-биографические фильмы выполняют важную традиционную функцию - сохраняют и популяризируют знания о прошлом в настоящем. В научном поле благодаря изучению подобного рода контента сходятся вопросы сохранения достоверности и целесообразности использования всевозможных способов для привлечения внимания аудитории к исторической тематике. Ответ на этот вопрос кроется в изучении применения игровых средств экранной выразительности в историко-биографическом контенте. Однако в процессе изучения этого, на первый взгляд, технического аспекта открывается необычная тенденция, связанная с восприятием зрителем реального времени: через раскрытие образа исторической личности автор историко-биографических программ часто поднимает актуальные вопросы, связанные с жизнью современного общества и его проблемным полем.

Изложение основного материала. Причинно-следственные связи в процессе актуализации реальной повестки через исторический контекст закономерно искать в истоках появления жанра байопика с опорой на особенности формирования образа исторической личности на экране, культурного контекста процесса становления этой тенденции, а также потребностей общества в тот или иной период производства и трансляции историко-биографического контента.

В классической учебно-методической литературе историческую личность чаще всего рассматривают как «представителя конкретного социального класса, выделяя типичные черты и характеристики» [4, С. 188]. В свою очередь, исторический фильм рассматривается как «произведение, в основе которого лежит изображение реальных событий, а героями являются действительные современные или некогда живущие исторические личности» [7, С. 68]. Исторические фильмы разделяют на поджанры в зависимости от того, что они изображают: историческая личность, событие в истории, историческое явление (эпоха). В общепринятой жанровой системе фильм-биография является разновидностью исторического фильма.

Биографический фильм является «произведением киноискусства, посвященным жизни и деятельности исторического лица (общественного деятеля, полководца, представителя науки или культуры) [7, С. 276]. В английском языке фильм-биография получил название «байопик», образованное путем слияния частей двух слов «biographical» (биографический) и «picture» (картина). Современный байопик может быть представлен в игровом, документальном и научно-популярном кино, что расширяет возможности выразительных средств и способствует взаимопроникновению игровых и неигровых художественных методов съёмки и монтажа. Это приводит к появлению микса на экране: поэтического и прозаического, прошлого и настоящего.

В широком смысле репрезентация - отношение между содержанием произведения и способом его выражения, чаще всего посредством изображения. Это также способ перевода содержания в сферу чувственного опыта адресата с помощью посредника (автора). Она включает в себя отражение действительности и её конструирование, при котором создается образ и размываются критерии реальной действительности. Основное предназначение репрезентации - замещение реального объекта представлением о нем. Стоит отметить, что репрезентация - один из центральных приемов теории визуальных искусств [2, С. 75].

Персонифицированная история позволяет изучить историю от частного примера к общему восприятию отдельной эпохи, что оказывает сильное психологическое воздействие на зрителя [1, С. 1]. Недаром обращение к биографии отдельно взятой исторической личности было востребовано в искусстве с давних времен: от древних рукописей до романов о рыцарях и королях, а затем в театральных пьесах, повествующих о личных драмах («Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV» и «Генрих V» У. Шекспира, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера и др.). С появлением кинематографа стал развиваться отдельный жанр биографического фильма, байопик.

Существует мнение, что персональный подход к восприятию истории формируется преимущественно при изучении «болевых точек» социальной стороны исторической реальности [5, С. 75]. Действительно, байопик как устойчивая жанровая форма начинает зарождаться в период экономической нестабильности в Великобритании. В 1933 году Александр Корда снимает «Частную жизнь Генриха VIII» (1933). Тематическая линия продолжилась в картинах «Частная жизнь Дон Жуана» и «Рембрандт». В годы Второй мировой войны снова формируется запрос на биографические работы. После окончания войны особое внимание уделяют раскрытию биографии в рамках документального кино, чему во многом способствует появление корпорации ВВС, материалы которой стали иллюстрациями к статье.

Байопики выполняют очень важную социально-культурную функцию - сохраняют образ знаковой личности для потомков. Более того, телевидение дает возможность взглянуть на биографию под особым углом, проанализировать поступки с точки зрения персональных качеств и в то же время общечеловеческих установок и ценностей. Режиссеры и сценаристы фокусируются не только на индивидуальном своеобразии, неповторимости и уникальности характера, но и рассматривают психологические особенности, мотивы тех или иных поступков главного героя. Для этого приходится работать с дневниками и воспоминаниями современников, а результатом становится глубокий личностный анализ и запоминающийся характерный образ на экране. Часто основой для сюжета становится поведение личности в переломные, решающие для исторического периода моменты.

Некоторые исследователи связывают интерес к исторической личности сегодня с популяризацией идей индивидуализма и уникальности человека как социальной единицы в современном мире. Отождествление целой эпохи с конкретной личностью, по их мнению, сводит масштабные процессы к исторической портретистике, которая уделяет внимание не эпохе, а отдельному человеку, чаще всего его страстям и порокам. Однако кинематограф в силу своих особых выразительных возможностей активно формирует новый подход к восприятию мировой и отечественной истории [6,С. 118].

Документальный фильм, и, в частности, биографический, может выполнять одну или несколько функций: информационную, публицистическую, научно-популяризаторскую, образовательную, развлекательную, художественную, пропагандистскую и другие [1, С. 4]. Эрик Барноу отмечал, что автор документального фильма также играет различные роли и даже может совмещать их. Он может быть исследователем, репортером, художником, адвокатом, обвинителем, прорицателем, поэтом, хроникером, инициатором, промоутером. Предполагаемая роль всегда зависит от того, какие цели ставит перед собой создатель картины [8, С. 25].

История на экране - интерпретация, авторский взгляд на произошедшее. Между создателями фильма и исторической эпохой лежит большая временная дистанция. Фильм заставляет зрителя думать и размышлять над тем набором смыслов и идей, который был заложен авторским коллективом, а значит посредством средств экранной выразительности творческая группа может сформировать тот образ, который будет отвечать не только историческим реалиями, но и современным представлениям о событиях, а также прокладывать смысловые мосты от прошлого к настоящему и обратно. Для этого используются различные классические приемы игрового кино: композиционные тонкости, перипетии сюжета, создание образов, запоминающихся и точно характеризующих персонажей.

Особенность биографического жанра заключается в том, что к реальным фактам добавляется образный ряд. Посредством создаваемых образов авторам представляется возможность конструирования собственной реальности, основанной на истории. Именно

в этот момент начинается задел для трансляции современных смыслов через исторические реалии. Современные исследователи во главе с Кейт Нэш и Джоном Корнером отмечают, что на современном телевидении документалистика активно сочетает повествование и принципы стратегической коммуникации с целью достижения конкретных социальных изменений [10, С. 229], а Ричард Килборн присуждает документальным проектам роль контролирующего восприятие «большого брата» в мире современных медиа [9, С. 15].

Яркими примерами актуализации современной повестки на историко-биографическом материале стали проекты телеканала ВВС-4. Для разбора были взяты 15 многосерийных историко-биографических фильмов (25 серий) с Люси Уорсли за период с 2012 по 2021 годы. Согласно рубрикатору телепрограммы ВВС, работы отмечены как фильмы в жанре «history», выполненные в формате «documentary». Однако жанровая структура Великобритании гибкая и ориентирована на аудиторию, в то время как российская классификация жанров придерживается строгих рамок. В отечественном восприятии байопики, произведенные телеканалом ВВС, - это историко-биографические научно-популярные авторские программы.

Историко-биографические фильмы с участием Люси Уорсли отличаются от других особенным стилем повествования и уникальным образом самой ведущей. Ведущая предстаёт перед зрителями не как журналист/репортер, а как человек, который совмещает в себе сразу несколько ролей: повествователя (нарратора), хранителя, ценителя, историка-исследователя и даже актрисы.

В речи Люси Уорсли обильно использует современную лексику, приводит актуальные сравнения. Во время разговора ее отличают эрудиция, свобода мысли и простые, но емкие вопросы. Например, она может спросить собеседника: как это было? что мог подумать исторический персонаж? что он мог чувствовать? Ответы экспертов всегда подкрепляются реальными цитатами из писем, дневников и артефактами (личные вещи, надписи на них и т.д.), но так или иначе заставляет сопоставить переживания исторического персонажа и человека, живущего в настоящем времени. Это в очередной раз приводит к размышлениям на тему о том, как конкретная историческая проблема могла бы быть представлена сегодня. Например, в фильме «Шесть жен» Люси Уорсли называет Екатерину Арагонскую старородящей «мамочкой в возрасте», а Генриха VIII «ловеласом, не отличающимся воздержанием».

Интервью и комментарии с экспертами Люси Уорсли записывает в весьма необычных, но контекстно ориентированных местах. Ведущая берет комментарии во время шоппинга, с театральных подмостков («Женщины эпохи реставрации»), за разбором аналога игры юного монарха («Соответствуя правилам: от Стюартов к Ганноверам»), соединяя в восприятии зрителя пространства прошлого и настоящего времени через детали и образы.

Люси Уорсли выражает интересную позицию по отношению к музейному пространству. Она проходит в запретные зоны, показывает административные части дворцов, записывает интервью на подоконниках и старинных лестницах, что делает королевские дома участниками актуального времени. Автор показывает, что дворцы - не древние неприкосновенные памятники, а их прошлые хозяева до сих пор актуальны.

Во время постановочных сцен автор не просто играет роль в исторически стилизованном фрагменте, но и совмещает ее с функциями ведущей, комментируя происходящее и оставаясь при этом в историческом костюме. Монтажная система позволяет объединить на экране прошлое и настоящее с помощью сопоставления стилизованных кадров и реальной жизни, а также интеграции предметов прошлого в современную обстановку.

В фильме «Империя царей: династия Романовых» мы видим сочетание исторического повествования и реального перемещения съемочной команды. Сама ведущая выступает активным репрезентатором личностей прошлого в настоящем. Это происходит через внутреннее построение кадра, образ ведущей и манеру повествования.

Важно отметить, что репрезентация современности происходит на экране крайне деликатно, без грубого вмешательства новостной повестки в сюжет. С помощью средств экранной выразительности, грамотно простроенных диалогов и четко выверенной речи

автора программы творческий коллектив работает с подсознанием зрителя, вырабатывая определенное отношение к тем или иным вопросам актуального времени.

Например, в фильме «Женщины эпохи реставрации» показано изменение роли женщины в обществе. Акцент сделан на женщинах эпохи реставрации, которые выбрали непривычные занятия для женщин тех времен. Нэл Гвин (актриса), Силия Файнс (путешественница), Афра Бэн (шпионка, писательница), Маргерет Кавиндиш (женщина-ученый), однако с помощью средств художественной выразительности ощущается негативное отношение к патриархату и феминизация контекста.

В проекте «Шесть жен Генриха XVII» поднимаются проблемы отношения к женскому телу и восприятию женщины как роженицы. В отношении Екатерины Арагонской используются понятие «старородящей», а также косвенно затрагивается тема такого явления как «child free». В картине «Истории из королевского гардероба» проводится аналогия между придворным дресс-кодом и современным дресс-кодом в офисах с помощью приема двойной экспозиции и многочисленных инсценировок. В работе «Борьба Елизаветы за церковную музыку» - в том числе показано современное положение дел церкви. В «Королевских мифах и сюжетах» четко прослеживается восторженное отношение к теме феминизма через образы Елизаветы I, Королевы Анна, королевы Виктории. В «Секретах королевских дворцов» косвенно поднимается проблема использования дворцов как административных помещений в реальном времени.

Выводы. Британские режиссеры филигранно вписывают процесс актуализации в тщательно продуманную и отработанную систему средств экранной выразительности. Среди наиболее популярных были выделены инсценировка разных видов, приемы внутрикадрового-монтажа, используемые для сочетания времен, монтажно-звуковые приемы, мультипликация, цифровой монтаж, деталь как способ репрезентации личности. Основные функции, которые несут игровые средства выразительности при репрезентации исторической личности, заключаются в создании яркого характерного образа на экране с целью привлечения внимания зрителей и популяризации истории, за счет чего происходит и неминуемая актуализация персонажа.

Список литературы:

1. Иконникова, С.Н. Биография как социокультурное измерение истории / С.Н. Иконникова // Культурологический журнал. - 2011. - № 4(6). - С. 1-6

2. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И. Юткевич; Редкол.: Ю.С. Афанасьев, В.Е. Баскаков, И.В. Вайсфельд и др. - Москва: Сов. энциклопедия, 1987.-640 с.

3. Кцоева, С.Г. Персональная история как метод исследования научных взглядов Карла Ясперса / С.Г. Кцоева // Альманах современной науки и образования. - 2012. -№ 3(58). - С. 74-77

4. Малькова, Л.Ю. Документальное кино / Л.Ю. Малькова // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. - 2017. - URL: https://old.bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/4293913. Дата обращения: 24.10.2023.

5. Осипов, C.B. Формирование исторической памяти: образ короля Георга VI в англо-американском кино и телевидении / C.B. Осипов // Исторический журнал: научные исследования. -2019. -№1. - С. 187-204

6. Смолянская, Н.В. Вопрос репрезентации в ракурсе современного искусства / Н.В. Смолянская // Артикульт. - 2014. - №16(4). - С. 75-87

7. Ющенко, О.И. Художественный кинематограф и его роль в формировании образа национального героя на примере личности Уинстона Черчилля / О.И. Ющенко // История и современное мировоззрение. Языкознание и литературоведение. - 2020. - №3. -С. 118-123

8. Barnouw, Е. Documentary: A History of the Non-Fiction Film. New York / E. Barnouw. - New York: Oxford University Press, Cop. - 1983. - 408 p.

9. Kilborn, R. Staging the Real. Factual TV programming in the age of big Brother / R. Kilborn. - Manchester; New York: Manchester University Press, Cop. - 2003. - 209 p.

10. Korner, J. Strategic impact documentary: Contexts of production and social intervention / J. Korner // European Journal of Communication 31.3, Cop. - 2016. - P. 227-242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.