Научно-образовательная деятельность Историко-архивного института РГГУ
А.Б. Безбородов
Историко-архивный институт РГГУ сегодня: модель гуманитарного образования
В статье раскрывается место Историко-архивного института РГГУ в современной системе гуманитарного образования в России. В 1991 г. Московский государственный историко-архивный институт стал фундаментом созданного Российского государственного гуманитарного университета. Институт продолжил развиваться как синтетическое высшее учебное заведение, базируясь на исторических, археографических и архивоведческих дисциплинах. В истории российской высшей школы Историко-архивный институт по праву может считаться первым вузом, в котором трудами выдающихся ученых, работавших в нем, была успешно реализована новая модель университетского гуманитарного образования.
Ключевые слова: Историко-архивный институт, Российский государственный гуманитарный университет, историческая наука, архивоведение, архивный документ, историк-архивист, архивоведческая мысль, гуманитарное образование.
Историко-архивный институт в нынешнем виде, как и РГГУ в целом, образован 27 марта 1991 г. на базе Московского государственного историко-архивного института.
Напомним, что еще 31 августа 1990 г. на заседании Ученого совета и общего собрания профессорско-преподавательского состава было принято решение о создании на основе МГИАИ Российского государственного гуманитарного университета. Ученый совет отметил, что за 60 лет своего существования Историко-архивный институт прошел путь от узкоспециализированного вуза до учебного заведения университетского типа, готовящего специалистов
© Безбородов А.Б., 2017
по работе со всеми формами и видами информации в социальных и гуманитарных областях: документные и информационные системы, архивы, информатика, защита информации и т. д. На всем протяжении своего существования институт располагал одним из самых квалифицированных преподавательских коллективов в стране, «сформировал факультетскую структуру университетского типа, разветвленную сеть кафедр, многие из которых не имеют аналогов в отечественных и зарубежных вузах»1.
Стенограммы заседаний Ученого совета и факультетов отражают непрерывный поиск новой модели образования и дискуссии заинтересованных людей о судьбе Института. 30 октября 1990 г. Ученым советом принято решение об организации отделения музееведения, у истоков создания которого стоял историк, историограф В.А. Муравьев (1941-2009); 28 мая 1991 г. было решено создать факультет музеологии. К этому времени на факультете архивного дела были открыты специализации: историк-архивист - специалист по древнегреческим и латинским текстам; историк-архивист - специалист по текстам на санскрите и хинди; историк-архивист - специалист по еврейским языкам, культуре, текстам и архивам; историк-архивист -специалист по памятникам письменности средневековой Руси и другие2.
Ответом на вызов времени, связанный с появлением и широким внедрением новых информационных технологий, явилась основанная в 1990 г. проблемная научно-исследовательская лаборатория «Электронные архивы». При кафедре отечественной истории новейшего времени была открыта лаборатория математических методов и ЭВМ в архивоведении и исторических исследованиях, задачами которой определялись создание архива машиночитаемых данных и баз данных для изучения актуальных проблем современной истории, в том числе экономической, а также изменения социальной структуры общества, состава органов власти и управления, государственного аппарата и т. д.
Став фундаментом РГГУ, Историко-архивный институт продолжил развиваться на качественно новой основе, являясь своего рода синтетическим вузом с опорой на исторические, археографические и архивоведческие дисциплины. Так, в 1991 г. на основе студенческого клуба «Устная история» была открыта лаборатория устной истории, в фокусе которой - повседневная история человека в бурном XX в.
Решением Совета ИАИ РГГУ в 1992 г. открыта специализация по научно-техническим и аудиовизуальным архивам и документам. А в 1994 г. создан и факультет технотронных архивов и доку-
ментов, основателем и душой которого стал Владимир Маркович Магидов (1938-2015). Приоритетными направлениями факультета являлись технотронные архивы в эпоху экономических и социокультурных трансформаций, неизвестное архивное неигровое кино, источниковедение аудиовизуальных документов, бизнес-архивы и т. д. Факультет стал базовым центром в системе российского высшего образования, разрабатывающим данный комплекс проблем основанной В.М. Магидовым научно-педагогической школы.
Директором Историко-архивного института РГГУ с 1992 по 1996 г. являлся Евгений Васильевич Старостин (1935-2011), продолживший в области зарубежного архивоведения традиции, заложенные И.И. Любименко, И.Л. Маяковским и Н.В. Бржостовской, что лишний раз продемонстрировало ту преемственность, которая связывает многие поколения отечественных архивистов3.
В феврале 1992 г. в ИАИ была открыта специализация «политология», а через полтора года - создано отделение, вскоре преобразованное в факультет истории, политологии и права, который продолжает оставаться одним из самых востребованных. Факультет динамично развивается: уже в 1997 г. открыта новая специальность - «связи с общественностью», ставшая своего рода ответом на те трансформации, которые переживало российское общество; был создан учебно-научный центр политологии и антропологии современного Востока.
Всероссийский статус Института находит свою практическую реализацию в деятельности факультета подготовки, переподготовки и повышения квалификации архивных работников - «Архивной школы», ныне Высшей школы документоведения и архивоведения, которая с 1992 г. и по настоящий день готовит специалистов для городов и весей нашей страны - от Великого Устюга и Александрова до Хабаровска и архивных учреждений Республики Адыгея.
Благодаря усилиям и энтузиазму профессора Татьяны Вячеславовны Кузнецовой (1933-2011) отделение документоведения в 1999 г. было преобразовано в факультет документоведения, сохраняющего традиции подготовки специалистов в области документа-ционного обеспечения управления, а в 2013 г. образован факультет документоведения и технотронных архивов.
Современные процессы глобализации и интеграции выявили новое измерение деятельности государств, правительственных и неправительственных участников международных отношений, актуализировав проблему подготовки историков и специалистов-международников. Ответом на этот научно-образовательный
вызов стало создание отделения, затем - в 2015 г. - и факультета международных отношений и зарубежного регионоведения.
За годы существования вуза в нем сложились хорошо известные и пользующиеся признанием не только в России, но и далеко за ее пределами научно-педагогические школы: источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин; истории; архивоведения, документоведения. Среди них - образованная в 2011 г. Высшая школа источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин.
Ученые ИАИ РГГУ только в 1990-2010-е гг. опубликовали сотни научных статей, десятки монографий, учебных пособий и общероссийских учебников, реализовали немало других научно-образовательных проектов.
К блестящей плеяде ученых, в разные годы работавших в ИАИ, относятся А.И. Андреев, С.Б. Веселовский, М.С. Вишневский, Ю.В. Готье, В.З. Дробижев, Н.П. Ерошкин, А.А. Зимин, В.Е. Илле-рицкий, В.В. Кабанов, Е.И. Каменцева, В.Б. Кобрин, И.Ф. Колесников, Т.П. Коржихина, Т.В. Кузнецова, В.К. Лукомский, Е.А. Луцкий,
B.В. Максаков, И.Л. Маяковский, О.М. Медушевская, К.Г. Митяев, В.А. Муравьев, А.Т. Николаева, П.П. Смирнов, А.Н. Сперанский, А.Л. Станиславский, Е.В. Старостин, А.Д. Степанский, Н.В. Устюгов, Л.В. Черепнин, А.В. Чернов, М.Н. Черноморский,
C.О. Шмидт, В.К. Яцунский и др.
В настоящее время в нем плодотворно работают ведущие ученые страны в области истории, архивоведения, документоведе-ния: Т.Г. Архипова, Н.И. Басовская, Е.М. Бурова, Т.А. Быкова, В.И. Дурновцев, Н.В. Елисеева, В.И. Журавлева, С.С. Илизаров, Н.В. Иллерицкая, С.В. Карпенко, С.М. Каштанов, А.А. Киличенков, В.П. Козлов, И.В. Курукин, Г.Н. Ланской, А.П. Логунов, О.В. Павленко, Е.В. Пчелов, А.С. Сенин, Л.А. Халилова, Т.И. Хорхордина, А.Л. Юрганов и др.
Таким образом, современный Историко-архивный институт осуществляет образовательную деятельность по всем формам обучения в составе 4 факультетов: архивного дела; документоведения и технотронных архивов; истории, политологии и права; международных отношений и зарубежного регионоведения, а также Высшей школы документоведения и архивоведения. Названные факультеты объединяют 23 кафедры и учебно-научные центры. Они готовят специалистов по 11 направлениям, по ряду направ-ленностей бакалавриата и нескольким десяткам магистерских программ. Образовательная стратегия Историко-архивного института РГГУ направлена на подготовку профессионалов, способных
к самостоятельной творческой активности в наиболее востребованных обществом и государством сферах деятельности.
Научно-исследовательская деятельность коллектива ИАИ рассматривается как одно из важнейших направлений, определяющих роль и место Института в РГГУ и отечественной науке в целом. Руководство Института и профессорско-преподавательский состав исходят из того, что именно специфика научной работы с первоисточниками-документами, которая была исторически заложена в ИАИ, определила прочное положение РГГУ в системе научно-исследовательских и высших учебных заведений современной России.
Важным направлением научно-исследовательской работы Института является развитие фундаментальных исследований. Речь идет о решении наиболее важных проблем общетеоретического характера. В связи с этим перспективными становятся исследования с применением методов исторической компаративистики, что особенно актуально в условиях глобализации. Данный подход, в свою очередь, предполагает изучение общих историко-антропо-логических оснований, единства и разнообразия человеческой деятельности, творчества и познания с точки зрения процессов глобализации. В центре внимания при таком подходе оказываются фундаментализация гуманитарных исследований, ориентация на общие принципы информационно-источниковедческого поиска, эвристики и аналитики.
Перспективной в этом отношении может стать научно-образовательная программа по изучению конфликтов на посткоммунистическом пространстве, формирование которой возможно на базе Учебно-научного центра «Новая Россия. История постсоветской России». Признание того, что мировая цивилизация в начале XXI в. вступила в новую стадию развития, обусловленного конфликтностью на всех уровнях, предполагает фундаментальное исследование этой проблемы. Существующие теории конфликтов (социологическая, политологическая и др.) и отрасли научного знания по этой проблематике (конфликтология, этнология) в силу своей многочисленности исключают целостное понимание конфликта в историческом процессе. История как научная дисциплина может стать единым интеллектуальным интегратором в этом научно-исследовательском процессе.
Еще одно направление в развитии научно-исследовательской работы Института - разработка теоретических и проблемных исследований, продиктованных современным состоянием информационной работы и научно-исследовательской практики
в информационно-аналитических и архивных учреждениях современной России. Здесь Институт обладает значительным опытом, позволяющим успешно конкурировать с другими ведомствами и организациями, ведущими исследования в области разработки и внедрения новых информационных технологий, создания новых типов баз данных и научно-справочного аппарата и т. д. В условиях разных форм собственности возрождается интерес к комплектованию различного типа бизнес-архивов, ведомственных систем хранения, учета и использования документов и т. п. В Институте сложились и такие области научного поиска, как системная ар-хивистика, эдиционное архивоведение, документалистика и технотронная архивистика и др.
Историографическое направление научно-исследовательской работы связано с изучением истории отдельных кафедр и факультетов Института. Эта работа была начата еще в 1980-е гг. трудами Л.Н. Простоволосовой и А.Л. Станиславского (1939-1990) по истории кафедры вспомогательных исторических дисциплин и была продолжена в связи с 80-летним юбилеем Института. В частности, в рамках научного направления «Документалистика и технотронная архивистика» планируются долгосрочные научные программы «История РГГУ в технотронных документах» и «Компьютерные технологии в работе с технотронными документами по истории РГГУ».
За последние пять лет Историко-архивный институт заметно прибавил в наращивании учебно-научного потенциала: за этот период в нем открыты и реализуются более 15 научно-образовательных магистерских программ, немало направленностей бакалавриата. В научных рейтингах РГГУ Институт сегодня твердо удерживает лидирующие позиции. Приоритетными научными направлениями в Историко-архивном институте являются следующие: архивоведение; документоведение; археография; история и организация архивного дела; источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины; история России; международные отношения; зарубежное регионоведение; всеобщая история; политология; востоковедение и африканистика; краеведение и москво-ведение. Учебный процесс претерпел глубокие изменения: в ИАИ создана электронная информационно-образовательная среда, произведены новые расчеты учебной нагрузки.
В 2015-2016 гг. учеными Института опубликованы десятки крупных научных трудов: среди них монографии И.В. Курукина «Екатерина I» (М.: Молодая гвардия, 2016), Е.В. Пчелова «Рюриковичи: история и генеалогия» (М.: Академический проект, 2016),
«Архивоведение (теория и методика): Учебник для вузов» под редакцией Е.М. Буровой (М.: ТЕРМИКА, 2016), Т.И. Хорхординой и А.В. Попова «Архивная эвристика: Учебник для вузов» (М.: РГГУ, 2015) и др. Как видим, Историко-архивный институт всегда был и остается центром разработки учебных программ, учебников и учебных пособий по профилирующим дисциплинам.
2017 г. обозначил особый интерес ученых ИАИ РГГУ к революционным событиям 1917 г. в России. В Университете прошли десятки международных и всероссийских конференций, круглых столов, выступлений преподавателей на иных площадках по самым разным аспектам революционного прошлого страны. В эти мероприятия были активно вовлечены и студенты.
Все это свидетельствует о том, что модель гуманитарного образования, опирающаяся на системообразующие принципы научно-педагогической концепции Историко-архивного института, будучи интегрированной в структуру РГГУ, получила дополнительные импульсы. В структуре РГГУ представлены институты, факультеты, учебно-научные центры и кафедры, в которых гуманитарные науки вступают во взаимодействие с естественными, точными, информационными. Разнообразие современных подходов и широкие интеграционные связи открывают перед Историко-архивным институтом новые возможности и перспективы развития.
В Историко-архивном институте РГГУ соединились традиции российской высшей школы и современные подходы к подготовке историков-архивистов, широта общекультурного кругозора с практическими навыками выявления, организации, изучения, анализа и обобщения документальных источников и реализован новый взгляд, новая парадигма университетского гуманитарного образования.
Примечания
РГГУ: Замысел. Воплощение. Перспективы // Информационные материалы к собранию профессорско-преподавательского состава РГГУ 6-7 февраля 1992 г. М., 1992. С. 5.
Безбородое А.Б., Хорхордина Т.И. Историко-архивный институт: прошлое и настоящее // Вестник архивиста. 2001. № 1. С. 117-127.
Хорхордина Т.И. Гуманитарный университет в Москве: История идеи. М.: РГГУ, 2012. С. 92.
2