Научная статья на тему 'Историко-архивный институт РГГУ сегодня: модель гуманитарного образования'

Историко-архивный институт РГГУ сегодня: модель гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
922
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / АРХИВОВЕДЕНИЕ / АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТ / ИСТОРИК-АРХИВИСТ / АРХИВОВЕДЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INSTITUTE FOR HISTORY AND ARCHIVES / RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES / HISTORICAL SCIENCE / ARCHIVAL SCIENCE / ARCHIVAL DOCUMENT / HISTORIAN-ARCHIVIST / ARCHIVAL THOUGHT / HUMANITIES EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безбородов Александр Борисович

В статье раскрывается место Историко-архивного института РГГУ в современной системе гуманитарного образования в России. В 1991 г. Московский государственный историко-архивный институт стал фундаментом созданного Российского государственного гуманитарного университета. Институт продолжил развиваться как синтетическое высшее учебное заведение, базируясь на исторических, археографических и архивоведческих дисциплинах. В истории российской высшей школы Историко-архивный институт по праву может считаться первым вузом, в котором трудами выдающихся ученых, работавших в нем, была успешно реализована новая модель университетского гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безбородов Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute for History and Archives of RSUH today: a model for humanities education

The article reveals the role of the Institute for History and Archives in the modern system of the humanities education in Russia. In 1991 the Moscow State Institute for History and Archives served as a basis for the newly established Russian State University for the Humanities. The Institute continued to develop as a synthetic higher educational institution specializing in historical, archaeographic and archival disciplines. In the history of the Russian higher education, the Institute for History and Archives can justly be proud of being the first higher educational institution which, through the efforts of its outstanding scholars, has implemented a new model of university humanities education.

Текст научной работы на тему «Историко-архивный институт РГГУ сегодня: модель гуманитарного образования»

Научно-образовательная деятельность Историко-архивного института РГГУ

А.Б. Безбородов

Историко-архивный институт РГГУ сегодня: модель гуманитарного образования

В статье раскрывается место Историко-архивного института РГГУ в современной системе гуманитарного образования в России. В 1991 г. Московский государственный историко-архивный институт стал фундаментом созданного Российского государственного гуманитарного университета. Институт продолжил развиваться как синтетическое высшее учебное заведение, базируясь на исторических, археографических и архивоведческих дисциплинах. В истории российской высшей школы Историко-архивный институт по праву может считаться первым вузом, в котором трудами выдающихся ученых, работавших в нем, была успешно реализована новая модель университетского гуманитарного образования.

Ключевые слова: Историко-архивный институт, Российский государственный гуманитарный университет, историческая наука, архивоведение, архивный документ, историк-архивист, архивоведческая мысль, гуманитарное образование.

Историко-архивный институт в нынешнем виде, как и РГГУ в целом, образован 27 марта 1991 г. на базе Московского государственного историко-архивного института.

Напомним, что еще 31 августа 1990 г. на заседании Ученого совета и общего собрания профессорско-преподавательского состава было принято решение о создании на основе МГИАИ Российского государственного гуманитарного университета. Ученый совет отметил, что за 60 лет своего существования Историко-архивный институт прошел путь от узкоспециализированного вуза до учебного заведения университетского типа, готовящего специалистов

© Безбородов А.Б., 2017

по работе со всеми формами и видами информации в социальных и гуманитарных областях: документные и информационные системы, архивы, информатика, защита информации и т. д. На всем протяжении своего существования институт располагал одним из самых квалифицированных преподавательских коллективов в стране, «сформировал факультетскую структуру университетского типа, разветвленную сеть кафедр, многие из которых не имеют аналогов в отечественных и зарубежных вузах»1.

Стенограммы заседаний Ученого совета и факультетов отражают непрерывный поиск новой модели образования и дискуссии заинтересованных людей о судьбе Института. 30 октября 1990 г. Ученым советом принято решение об организации отделения музееведения, у истоков создания которого стоял историк, историограф В.А. Муравьев (1941-2009); 28 мая 1991 г. было решено создать факультет музеологии. К этому времени на факультете архивного дела были открыты специализации: историк-архивист - специалист по древнегреческим и латинским текстам; историк-архивист - специалист по текстам на санскрите и хинди; историк-архивист - специалист по еврейским языкам, культуре, текстам и архивам; историк-архивист -специалист по памятникам письменности средневековой Руси и другие2.

Ответом на вызов времени, связанный с появлением и широким внедрением новых информационных технологий, явилась основанная в 1990 г. проблемная научно-исследовательская лаборатория «Электронные архивы». При кафедре отечественной истории новейшего времени была открыта лаборатория математических методов и ЭВМ в архивоведении и исторических исследованиях, задачами которой определялись создание архива машиночитаемых данных и баз данных для изучения актуальных проблем современной истории, в том числе экономической, а также изменения социальной структуры общества, состава органов власти и управления, государственного аппарата и т. д.

Став фундаментом РГГУ, Историко-архивный институт продолжил развиваться на качественно новой основе, являясь своего рода синтетическим вузом с опорой на исторические, археографические и архивоведческие дисциплины. Так, в 1991 г. на основе студенческого клуба «Устная история» была открыта лаборатория устной истории, в фокусе которой - повседневная история человека в бурном XX в.

Решением Совета ИАИ РГГУ в 1992 г. открыта специализация по научно-техническим и аудиовизуальным архивам и документам. А в 1994 г. создан и факультет технотронных архивов и доку-

ментов, основателем и душой которого стал Владимир Маркович Магидов (1938-2015). Приоритетными направлениями факультета являлись технотронные архивы в эпоху экономических и социокультурных трансформаций, неизвестное архивное неигровое кино, источниковедение аудиовизуальных документов, бизнес-архивы и т. д. Факультет стал базовым центром в системе российского высшего образования, разрабатывающим данный комплекс проблем основанной В.М. Магидовым научно-педагогической школы.

Директором Историко-архивного института РГГУ с 1992 по 1996 г. являлся Евгений Васильевич Старостин (1935-2011), продолживший в области зарубежного архивоведения традиции, заложенные И.И. Любименко, И.Л. Маяковским и Н.В. Бржостовской, что лишний раз продемонстрировало ту преемственность, которая связывает многие поколения отечественных архивистов3.

В феврале 1992 г. в ИАИ была открыта специализация «политология», а через полтора года - создано отделение, вскоре преобразованное в факультет истории, политологии и права, который продолжает оставаться одним из самых востребованных. Факультет динамично развивается: уже в 1997 г. открыта новая специальность - «связи с общественностью», ставшая своего рода ответом на те трансформации, которые переживало российское общество; был создан учебно-научный центр политологии и антропологии современного Востока.

Всероссийский статус Института находит свою практическую реализацию в деятельности факультета подготовки, переподготовки и повышения квалификации архивных работников - «Архивной школы», ныне Высшей школы документоведения и архивоведения, которая с 1992 г. и по настоящий день готовит специалистов для городов и весей нашей страны - от Великого Устюга и Александрова до Хабаровска и архивных учреждений Республики Адыгея.

Благодаря усилиям и энтузиазму профессора Татьяны Вячеславовны Кузнецовой (1933-2011) отделение документоведения в 1999 г. было преобразовано в факультет документоведения, сохраняющего традиции подготовки специалистов в области документа-ционного обеспечения управления, а в 2013 г. образован факультет документоведения и технотронных архивов.

Современные процессы глобализации и интеграции выявили новое измерение деятельности государств, правительственных и неправительственных участников международных отношений, актуализировав проблему подготовки историков и специалистов-международников. Ответом на этот научно-образовательный

вызов стало создание отделения, затем - в 2015 г. - и факультета международных отношений и зарубежного регионоведения.

За годы существования вуза в нем сложились хорошо известные и пользующиеся признанием не только в России, но и далеко за ее пределами научно-педагогические школы: источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин; истории; архивоведения, документоведения. Среди них - образованная в 2011 г. Высшая школа источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин.

Ученые ИАИ РГГУ только в 1990-2010-е гг. опубликовали сотни научных статей, десятки монографий, учебных пособий и общероссийских учебников, реализовали немало других научно-образовательных проектов.

К блестящей плеяде ученых, в разные годы работавших в ИАИ, относятся А.И. Андреев, С.Б. Веселовский, М.С. Вишневский, Ю.В. Готье, В.З. Дробижев, Н.П. Ерошкин, А.А. Зимин, В.Е. Илле-рицкий, В.В. Кабанов, Е.И. Каменцева, В.Б. Кобрин, И.Ф. Колесников, Т.П. Коржихина, Т.В. Кузнецова, В.К. Лукомский, Е.А. Луцкий,

B.В. Максаков, И.Л. Маяковский, О.М. Медушевская, К.Г. Митяев, В.А. Муравьев, А.Т. Николаева, П.П. Смирнов, А.Н. Сперанский, А.Л. Станиславский, Е.В. Старостин, А.Д. Степанский, Н.В. Устюгов, Л.В. Черепнин, А.В. Чернов, М.Н. Черноморский,

C.О. Шмидт, В.К. Яцунский и др.

В настоящее время в нем плодотворно работают ведущие ученые страны в области истории, архивоведения, документоведе-ния: Т.Г. Архипова, Н.И. Басовская, Е.М. Бурова, Т.А. Быкова, В.И. Дурновцев, Н.В. Елисеева, В.И. Журавлева, С.С. Илизаров, Н.В. Иллерицкая, С.В. Карпенко, С.М. Каштанов, А.А. Киличенков, В.П. Козлов, И.В. Курукин, Г.Н. Ланской, А.П. Логунов, О.В. Павленко, Е.В. Пчелов, А.С. Сенин, Л.А. Халилова, Т.И. Хорхордина, А.Л. Юрганов и др.

Таким образом, современный Историко-архивный институт осуществляет образовательную деятельность по всем формам обучения в составе 4 факультетов: архивного дела; документоведения и технотронных архивов; истории, политологии и права; международных отношений и зарубежного регионоведения, а также Высшей школы документоведения и архивоведения. Названные факультеты объединяют 23 кафедры и учебно-научные центры. Они готовят специалистов по 11 направлениям, по ряду направ-ленностей бакалавриата и нескольким десяткам магистерских программ. Образовательная стратегия Историко-архивного института РГГУ направлена на подготовку профессионалов, способных

к самостоятельной творческой активности в наиболее востребованных обществом и государством сферах деятельности.

Научно-исследовательская деятельность коллектива ИАИ рассматривается как одно из важнейших направлений, определяющих роль и место Института в РГГУ и отечественной науке в целом. Руководство Института и профессорско-преподавательский состав исходят из того, что именно специфика научной работы с первоисточниками-документами, которая была исторически заложена в ИАИ, определила прочное положение РГГУ в системе научно-исследовательских и высших учебных заведений современной России.

Важным направлением научно-исследовательской работы Института является развитие фундаментальных исследований. Речь идет о решении наиболее важных проблем общетеоретического характера. В связи с этим перспективными становятся исследования с применением методов исторической компаративистики, что особенно актуально в условиях глобализации. Данный подход, в свою очередь, предполагает изучение общих историко-антропо-логических оснований, единства и разнообразия человеческой деятельности, творчества и познания с точки зрения процессов глобализации. В центре внимания при таком подходе оказываются фундаментализация гуманитарных исследований, ориентация на общие принципы информационно-источниковедческого поиска, эвристики и аналитики.

Перспективной в этом отношении может стать научно-образовательная программа по изучению конфликтов на посткоммунистическом пространстве, формирование которой возможно на базе Учебно-научного центра «Новая Россия. История постсоветской России». Признание того, что мировая цивилизация в начале XXI в. вступила в новую стадию развития, обусловленного конфликтностью на всех уровнях, предполагает фундаментальное исследование этой проблемы. Существующие теории конфликтов (социологическая, политологическая и др.) и отрасли научного знания по этой проблематике (конфликтология, этнология) в силу своей многочисленности исключают целостное понимание конфликта в историческом процессе. История как научная дисциплина может стать единым интеллектуальным интегратором в этом научно-исследовательском процессе.

Еще одно направление в развитии научно-исследовательской работы Института - разработка теоретических и проблемных исследований, продиктованных современным состоянием информационной работы и научно-исследовательской практики

в информационно-аналитических и архивных учреждениях современной России. Здесь Институт обладает значительным опытом, позволяющим успешно конкурировать с другими ведомствами и организациями, ведущими исследования в области разработки и внедрения новых информационных технологий, создания новых типов баз данных и научно-справочного аппарата и т. д. В условиях разных форм собственности возрождается интерес к комплектованию различного типа бизнес-архивов, ведомственных систем хранения, учета и использования документов и т. п. В Институте сложились и такие области научного поиска, как системная ар-хивистика, эдиционное архивоведение, документалистика и технотронная архивистика и др.

Историографическое направление научно-исследовательской работы связано с изучением истории отдельных кафедр и факультетов Института. Эта работа была начата еще в 1980-е гг. трудами Л.Н. Простоволосовой и А.Л. Станиславского (1939-1990) по истории кафедры вспомогательных исторических дисциплин и была продолжена в связи с 80-летним юбилеем Института. В частности, в рамках научного направления «Документалистика и технотронная архивистика» планируются долгосрочные научные программы «История РГГУ в технотронных документах» и «Компьютерные технологии в работе с технотронными документами по истории РГГУ».

За последние пять лет Историко-архивный институт заметно прибавил в наращивании учебно-научного потенциала: за этот период в нем открыты и реализуются более 15 научно-образовательных магистерских программ, немало направленностей бакалавриата. В научных рейтингах РГГУ Институт сегодня твердо удерживает лидирующие позиции. Приоритетными научными направлениями в Историко-архивном институте являются следующие: архивоведение; документоведение; археография; история и организация архивного дела; источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины; история России; международные отношения; зарубежное регионоведение; всеобщая история; политология; востоковедение и африканистика; краеведение и москво-ведение. Учебный процесс претерпел глубокие изменения: в ИАИ создана электронная информационно-образовательная среда, произведены новые расчеты учебной нагрузки.

В 2015-2016 гг. учеными Института опубликованы десятки крупных научных трудов: среди них монографии И.В. Курукина «Екатерина I» (М.: Молодая гвардия, 2016), Е.В. Пчелова «Рюриковичи: история и генеалогия» (М.: Академический проект, 2016),

«Архивоведение (теория и методика): Учебник для вузов» под редакцией Е.М. Буровой (М.: ТЕРМИКА, 2016), Т.И. Хорхординой и А.В. Попова «Архивная эвристика: Учебник для вузов» (М.: РГГУ, 2015) и др. Как видим, Историко-архивный институт всегда был и остается центром разработки учебных программ, учебников и учебных пособий по профилирующим дисциплинам.

2017 г. обозначил особый интерес ученых ИАИ РГГУ к революционным событиям 1917 г. в России. В Университете прошли десятки международных и всероссийских конференций, круглых столов, выступлений преподавателей на иных площадках по самым разным аспектам революционного прошлого страны. В эти мероприятия были активно вовлечены и студенты.

Все это свидетельствует о том, что модель гуманитарного образования, опирающаяся на системообразующие принципы научно-педагогической концепции Историко-архивного института, будучи интегрированной в структуру РГГУ, получила дополнительные импульсы. В структуре РГГУ представлены институты, факультеты, учебно-научные центры и кафедры, в которых гуманитарные науки вступают во взаимодействие с естественными, точными, информационными. Разнообразие современных подходов и широкие интеграционные связи открывают перед Историко-архивным институтом новые возможности и перспективы развития.

В Историко-архивном институте РГГУ соединились традиции российской высшей школы и современные подходы к подготовке историков-архивистов, широта общекультурного кругозора с практическими навыками выявления, организации, изучения, анализа и обобщения документальных источников и реализован новый взгляд, новая парадигма университетского гуманитарного образования.

Примечания

РГГУ: Замысел. Воплощение. Перспективы // Информационные материалы к собранию профессорско-преподавательского состава РГГУ 6-7 февраля 1992 г. М., 1992. С. 5.

Безбородое А.Б., Хорхордина Т.И. Историко-архивный институт: прошлое и настоящее // Вестник архивиста. 2001. № 1. С. 117-127.

Хорхордина Т.И. Гуманитарный университет в Москве: История идеи. М.: РГГУ, 2012. С. 92.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.