Научная статья на тему 'Московский государственный Историко-архивный институт во второй половине 1940-х гг. - 1991 г. : вглядываясь в людей и дела минувших лет'

Московский государственный Историко-архивный институт во второй половине 1940-х гг. - 1991 г. : вглядываясь в людей и дела минувших лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1462
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / ИСТОРИОГРАФИЯ / АРХИВОВЕДЕНИЕ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТ / ИСТОРИК-АРХИВИСТ / АРХИВОВЕДЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MOSCOW STATE INSTITUTE FOR HISTORY AND ARCHIVES / HISTORICAL SCIENCE / HISTORIOGRAPHY / ARCHIVAL SCIENCE / SCIENTIFIC EDUCATIONAL SCHOOLS / ARCHIVAL DOCUMENT / HISTORIAN-ARCHIVIST / ARCHIVAL THOUGHT / HUMANITIES EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Безбородов Александр Борисович

В статье в основных чертах освещается история Московского государственного историко-архивного института с 1947 г., когда он был передан из системы МВД в подчинение Министерству просвещения СССР. Раскрывается место МГИАИ в системе гуманитарного образования в России и превращение его в центр подготовки специалистов архивного дела с широким культурным и историческим кругозором. В конце 1970-х гг. развитие Института пошло путем перехода к модели высшего учебного заведения широкого гуманитарного профиля. Институт стал фундаментом созданного в 1991 г. Российского государственного гуманитарного университета. В истории российской высшей школы Историко-архивный институт по праву может считаться первым вузом, в котором трудами выдающихся ученых, которые работали в нем, была успешно реализована новая модель университетского гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow State History and Archives Institute in the Second Half of the 1940s through 1991: Contemplating the People and the Deeds of the Past Years

The article summarizes the history of the Moscow State Institute for History and Archives since 1947 when this higher educational institution was transferred from the Ministry of Internal Affairs to the Ministry of Education of the USSR. The paper specifies the position of the Institute in the system of Humanities education in Russia and shows how the Institute became the centre for training archivists with broad cultural and historical background. In the late 1970s, the development of the Institute caused the shift to the model of a higher educational institution of a comprehensive Humanities profile. The Institute served as the basis for the Russian State University for the Humanities which was founded in 1991. In the history of the Russian higher education, the Institute for History and Archives can claim to be the first one which, through the efforts of its outstanding faculty, has implemented the new model of university Humanities education.

Текст научной работы на тему «Московский государственный Историко-архивный институт во второй половине 1940-х гг. - 1991 г. : вглядываясь в людей и дела минувших лет»

А.Б. Безбородов

Московский государственный историко-архивный институт во второй половине 1940-х -1991 гг.: вглядываясь в людей и дела минувших лет

В статье в основных чертах освещается история Московского государственного историко-архивного института с 1947 г., когда он был передан из системы МВД в подчинение Министерству просвещения СССР. Раскрывается место МГИАИ в системе гуманитарного образования в России и превращение его в центр подготовки специалистов архивного дела с широким культурным и историческим кругозором. В конце 1970-х гг. развитие Института пошло путем перехода к модели высшего учебного заведения широкого гуманитарного профиля. Институт стал фундаментом созданного в 1991 г. Российского государственного гуманитарного университета. В истории российской высшей школы Истори-ко-архивный институт по праву может считаться первым вузом, в котором трудами выдающихся ученых, которые работали в нем, была успешно реализована новая модель университетского гуманитарного образования.

Ключевые слова: Московский государственный историко-архивный институт, историческая наука, историография, архивоведение, научно-педагогические школы, архивный документ, историк-архивист, архиво-ведческая мысль, гуманитарное образование.

В 1947 г. Историко-архивный институт был передан из системы МВД в ведение Министерства высшего образования СССР и подчинен Главному управлению университетов. Исто-рико-архивный институт стал называться Московским государственным историко-архивным институтом (далее - МГИАИ). Послевоенные годы отмечены активной научно-педагогической и студенческой жизнью, хотя Институт и не миновало «закручивание гаек» в области идеологии.

© Безбородов А.Б., 2017

В период начавшейся борьбы с «космополитизмом» Н.А. Елис-тратов, назначенный директором МГИАИ в конце 1947 г., вынудил покинуть вуз А.И. Андреева и Л.В. Черепнина, организовав кампанию по их травле1. Л.Н. Простоволосова и А.Л. Станиславский отмечали: «Вероятно, никогда в МГИАИ не преподавало так много ученых первой величины, как в 1930-1940-е гг. ... Блестящие специалисты, являвшиеся украшением нашей науки, они подвергались публичным проработкам невежд, их заставляли калечить лекционные курсы, учебники и учебные программы. Можно только удивляться, что в таких условиях они смогли воспитать несколько поколений квалифицированных историков-архивистов»2. Это были наиболее трудные, но достойные страницы в истории кафедры, борьба за свободу научной мысли. И все же члены кафедры продолжали сохранять высокий уровень преподавания источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

В 1950 г. МГИАИ возглавила А.С. Рослова, время директорства которой отмечено явственным осознанием необходимости перемен. О периоде ее руководства Институтом С.О. Шмидт говорил: «Анна Сергеевна. сумела в сталинские времена создать обстановку непреследования: она не терпела доносы. Она сумела и в этом плане уберечь институт»3. Сходное мнение высказал и А.Д. Степан-ский, учившийся в Институте в 1950-е гг.: «.Для своего времени институт был во многих отношениях счастливым исключением»4.

Во второй половине 1940-х гг. в Институт пришли молодые кандидаты наук А.А. Зимин и С.О. Шмидт, ставшие выдающимися учеными и педагогами.

В 1949/50 учебном году был введен пятилетний срок обучения.

Целый ряд учебных дисциплин, преподававшихся в МГИАИ, не имел аналогов в программах других вузов страны. Так, в 1952 г. была образована единственная в стране кафедра истории государственных учреждений и делопроизводства, которую возглавил А.В. Чернов, объединившая две группы преподавателей - специалистов в области делопроизводства - К.Г. Митяева, В.Л. Бушу-еву, Л.И. Вартаняна; и специалистов по истории государственных учреждений - А.В. Чернова, Н.П. Ерошкина, Б.Г. Слицана, Ю.В. Куликова, А.А. Нелидова, В.А. Цикулина.

В 1957 г. была создана кафедра археографии под руководством М.С. Селезнева, костяк которой составили сотрудники кафедры теории и практики архивного дела Е.М. Тальман, Д.М. Эпштейн, Т.В. Ивницкая (Батаева) и Л.И. Арапова. На кафедре в это время сложился сильный преподавательский состав - Н.А. Павлова, М.Ф. Петровская, М.Н. Шобухов, Н.А. Ковальчук, Н.А. Орлова, Л.Г. Сырченко, А.А. Кузин, К.И. Рудельсон. Начало изучению

технических архивов на кафедре положил А.А. Кузин. Позже в эту работу включились Н.Г. Филиппов, К.Б. Гельман-Виноградов, П.С. Преображенская и Л.М. Рошаль. Не менее сильный преподавательский костяк сложился на кафедре истории и организации архивного дела - В.В. Максаков, А.В. Чернов, Н.В. Бржостовская, В.И. Вяликов, Г.А. Дремина, Н.А. Ивницкий Ю.Ф. Кононов, И.П. Козлитин.

Каждая кафедра Института может дополнить этот список наших духовных и профессиональных учителей и наставников. Именно благодаря таким людям Историко-архивный из ведомственно-отраслевого вуза вырос в учебно-методический и научный центр отечественной гуманитарной мысли.

Во второй половине 1940-х - 1950-е гг. шел процесс расширения номенклатуры учебных дисциплин. Список сложившихся в предшествующий период лекционных курсов пополнился исторической географией, историей зарубежных архивов, технических и кинофотофоноархивов, микрофотокопированием5.

В 1953 г. издательский отдел МГИАИ вошел в структуру издательства МГУ, что позволило уже в следующем году выпустить сразу три тома «Трудов МГИАИ», в 1957 г. из печати вышли еще три тома. Десятый том представлял собой сборник студенческих научных работ под редакцией С.О. Шмидта. В 1958-1962 гг. было опубликовано еще шесть томов «Трудов МГИАИ».

В 1955 г. был создан заочный факультет, на который принимались преимущественно работники архивов.

Кафедрами были подготовлены и изданы такие фундаментальные учебники и учебные пособия, как «Теория и практика архивного дела в СССР» (М., 1958), «Методическое пособие по археографии» (М., 1958), «История и организация делопроизводства в СССР» К.Г. Митяева (М., 1959), «Технические архивы» (М., 1956) и «Кинофотофоноархивы» (М., 1960) А.А. Кузина, «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России» Н.П. Ерошкина (М., 1960), «Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» под ред. В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева (М., 1961), «История государственных учреждений СССР в 1917-1936 гг.» А.А. Нелидова.

Большую работу в области разработки теоретических и практических проблем документо- и архивоведения провел К.Г. Митяев, руководивший кафедрой теории и практики архивного дела. Результаты его научных изысканий представляют интерес и сегодня, так как автор уже «в 1958 г. многое предвидел из того, чем будет делопроизводство для Историко-архивного института»6. Митяев

создал стройную теорию организации системы делопроизводства, от зарождения документов до передачи в госархив. Он разработал механизм взаимодействия архивных служб с делопроизводственными отделами госучреждений. Затем он пошел дальше, перекинув мостик к управлению, т. е. к звеньям, создающим потоки документной информации. Это было понято и описано Митяевым еще в 1940-е гг., тогда как «большинство эту очевидную истину осознали намного позже»7.

Под началом Митяева в 1960 г. возникла первая в стране кафедра советского делопроизводства, выделенная из состава кафедры истории государственных учреждений и делопроизводства. Т.В. Кузнецова отмечала, что создание кафедры было «связано с усилением в стране внимания к вопросам совершенствования управленческого аппарата и началом разработки в стране Единой государственной системы делопроизводства»8, что и послужило отправной точкой для подготовки кадров в области государственного делопроизводства в МГИАИ с 1 октября 1960 г. Годом ранее, в 1959 г., Митяевым было издано первое учебное пособие «История организации делопроизводства в СССР»9.

Еще в июне 1960 г. на Всесоюзном совещании А.С. Рослова подчеркнула, что Институт готов взять на себя подготовку специалистов в области делопроизводства. постановлением Совета министров РСФСР «Об увеличении средств механизации делопроизводства и улучшении подготовки кадров по делопроизводству» перед МГИАИ ставилась задача создания факультета государственного делопроизводства, который открылся в 1964 г. С 1969 г. специальность получила название «документоведение и организация управленческого труда и делопроизводства в государственных учреждениях». Как о талантливом исследователе заявил о себе Н.П. Ерошкин, автор классических работ по истории российской государственности, учитель таких ставших позднее известными ученых, как Т.П. Коржихина (1932-1994), А.Д. Сте-панский, Т.Г. Архипова, А.С. Сенин и многие другие.

В июне 1962 г. к руководству МГИАИ пришел выпускник исторического факультета МГУ, доктор исторических наук Л.А. Никифоров, инициатор создания кафедры научно-технических архивов под руководством А.А. Кузина. В 1976 г. была образована кафедра научно-технической информации под руководством П.И. Никитина. Это направление деятельности Института завершилось введением в 1977 г. новой специальности - документовед-организатор научно-технической информации. При факультете архивного дела (до 1969 г. - факультет историко-архивоведения) было образовано отделение научно-технической информации.

Н.П. Ерошкиным в 1975 г. создана самостоятельная кафедра истории государственных учреждений и общественных организаций.

Однако в стране наступали другие времена: демократизация общественно-политической жизни, порожденная импульсами XX съезда КПСС, завершилась. В 1968 г. Пражская весна в Чехословакии усилила консервативные традиции во внутриполитическом курсе советского руководства. Некоторые члены коллектива МГИАИ оказались среди тех, кто остро публично реагировал на чехословацкие события. В ответ власти «укрепили» руководство вуза.

В 1968 г. ректором назначен выпускник Высшей партийной школы при ЦК КПСС, доктор исторических наук С.И. Мурашов, который, черпая административное вдохновение в недалеком советском прошлом, решительно принялся приводить институтскую жизнь в соответствие с новой идеологической жесткой линией КПСС. Возросла негативная роль первичной партийной организации. Из Института были уволены, вынужденно ушли или подверглись притеснениям многие профессора и преподаватели. В 1976 г. С.И. Мурашову был объявлен строгий выговор, и он был снят с поста ректора10.

Новым руководителем стал Н.П. Красавченко, при котором духовно-нравственная атмосфера в Институте улучшилась.

К числу заслуг Красавченко относится стремление вернуть в Институт ушедших при Мурашове профессоров и преподавателей.

Его отличало внимательное отношение к славному опыту Института. В 1981 г. Красавченко инициировал торжественное празднование полувекового юбилея МГИАИ, к которому было приурочено награждение Института орденом «Знак Почета».

К числу существенных достижений относится открытие первого в СССР технического факультета в гуманитарном вузе» -факультета научно-технической информации. Стоявший у истоков его создания первый декан факультета В.Р. Серов отмечал, что «Историко-архивный институт выполнил свою историческую роль, приняв на себя первый шквал новой информационной эры»11.

Был расширен факультет архивного дела, укреплен факультет государственного делопроизводства, переехавший в здание на улице Забелина. Рядом открылся лабораторный корпус, где появилась большая ЭВМ. Долгие годы МГИАИ оставался единственным вузом в стране, готовившим специалистов в области документаци-онного обеспечения управленческой деятельности. «Николай Про-кофьевич сразу оценил уникальность, актуальность и перспективы этого направления, всячески его поддерживал и способствовал его развитию», - вспоминала Т.В. Кузнецова12.

В 1978 г. было создано подготовительное отделение - рабфак, ставший основой современного Центра довузовского образования, для создания которого много сделала воспитанница Института И.С. Шинкарук. Наряду с рабфаком были открыты вечерние подготовительные курсы для молодых сотрудников архивных органов. В 1978 г. был образован факультет повышения квалификации работников архивных учреждений.

По инициативе ректора было возведено 16-этажное студенческое общежитие квартирного типа. Начал работу факультет защиты информации - совершенно новое направление высшего специального образования. В результате Институт превратился в комплексное учебное заведение, осуществлявшее подготовку и переподготовку кадров для всех видов и форм работы с документами. Впервые в Институте была открыта докторантура.

Красавченко принадлежит и идея создания музея Историко-архивного института, руководителем которого стал В.З. Дробижев. В 1986 г. Николаю Прокофьевичу исполнилось 70 лет, с поста ректора он ушел на пенсию.

В декабре 1986 г. ректором МГИАИ был назначен Ю.Н. Афанасьев, при котором вуз обрел на волне «перестройки» второй половины 1980-х гг. совсем иное академическое и общественно-политическое лицо Историко-архивного института: учебному процессу стали присущи - большая академическая свобода для студентов; прозрачность границ между отдельными научно-образовательными программами; их разнообразие и полидисциплинарность; рост профессиональной состязательности с созданными в рамках образованного РГГУ новыми структурами (факультетами, учебно-научными центрами, институтами и др.); значительное расширение международных контактов. К уже имевшимся связям с Украиной, Беларусью, Польшей ИАИ добавил надежное партнерское сотрудничество по академической линии с вузами США, Германии, Франции, Канады, Австралии, Швеции. Институт был принят в качестве коллективного члена в Международный совет архивов, стал участником Болонского процесса.

В это же время возросла политическая ангажированность Института. МГИАИ, а затем и созданный на его базе РГГУ приобрели в СССР/РФ и за их пределами репутацию «либерального» вуза. Активная включенность в политические процессы наложила соответствующий отпечаток на содержание учебного процесса: идеологически крен стал все определеннее делаться в сторону чисто западных духовных и образовательных ценностей. И все же вузу в наибольшей мере удалось сохранить и развить оригинальные подходы в образовании и науке, сочетая их с современными инно-

вационными технологиями, осваиваемыми коллективом и отдельными структурами Университета.

В 1987 г. в МГИАИ были организованы публичные чтения «Социальная память человечества», которые стали важным интеллектуальным событием в масштабах всей страны. В рамках чтений была прочитана Ю.С. Борисовым первая в годы перестройки публичная лекция о Сталине. Отчасти в продолжение развернувшейся на чтениях дискуссии было составлено письмо «Спасти службу социальной памяти - архивы» в редакцию газеты «Советская культура», опубликованное 31 мая 1988 г. за подписью «Ученый совет МГИАИ». Речь шла о восстановлении исторической правды и свободе научного творчества и научного слова.

В конце 1980-х гг. в МГИАИ начинается разработка новых учебных программ и планов в связи с намеченной реорганизаций Института и созданием на его основе гуманитарного университета: задавалась перспектива преобразования Института в университет, объединяющий в своих стенах академическую науку и преподавание классических дисциплин.

27 марта 1991 г. постановлением Совета министров РСФСР на базе Московского государственного историко-архивного института был создан Российский государственный гуманитарный университет (далее - РГГУ).

Став фундаментом РГГУ, Историко-архивный институт продолжил развиваться на качественно новой основе, являясь своего рода синтетическим вузом с опорой на исторические, археографические и архивоведческие дисциплины. В истории отечественной высшей школы Историко-архивный институт по праву может считаться первым вузом, в котором трудами выдающихся ученых своего времени был реализован новый взгляд, новая парадигма университетского гуманитарного образования.

Примечания

1 ЦМАМ. Ф. 535. Оп. 1. Д. 443. Л. 142, 143.

2 Простоволосова Л.Н., Станиславский А.Л. История кафедры вспомогательных исторических дисциплин. М., 1990. С. 37.

3 Шмидт С.О. Истина познается в сравнении // Николай Красавченко и его университеты. Элиста, 2006. С. 177.

4 Степанский А.Д. Памяти Анны Сергеевны Рословой: Заседание в ИАИ РГГУ // Вестник архивиста. 2004. № 3-4 (81-82). С. 344.

5 Хорхордина Т.И. Гуманитарный университет в Москве: История идеи. М.: РГГУ, 2012.

6 Стрекопытов С.П., Сенин А.С. Кафедра истории государственных учреждений и общественных организаций: Краткий очерк организации и деятельности: 19522002. М., 2002. С. 53.

7 Ковальчук Н.А. «Историко-архивный институт стал моим родным домом»: Воспоминания Н.А.Ковальчук о годах учебы в институте (1940-1947) // Отечественные архивы. 2003. № 4. С. 74.

8 Кузнецова Т.В. Кафедре документоведения - 40 лет // Делопроизводство. 2000. № 2. С. 3-9.

9 Хорхордина Т.И. Возникновение и развитие школы документоведения и делопроизводства // Делопроизводство. 2014. № 2. С. 20-28; № 3. С. 21-29.

10 Хорхордина Т.И. Гуманитарный университет в Москве: История идеи. М.: РГГУ, 2012. C. 79-80.

11 Серов В.Р. Первые шаги в новую цивилизацию // Николай Красавченко и его университеты. Элиста, 2006. С. 204.

12 Кузнецова Т.В. Об одном эпизоде // Николай Красавченко и его университеты. Элиста, 2006. С. 210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.