Научная статья на тему 'Истории и судьбы «особо почитаемых» икон сельских и городских храмов СанктПетербургской губернии (XIX — начало XX вв.)'

Истории и судьбы «особо почитаемых» икон сельских и городских храмов СанктПетербургской губернии (XIX — начало XX вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СанктПетербургская губерния / православные уездные и сельские приходские храмы / деревенские часовни / чудотворные иконы / St. Petersburg province / Orthodox County and rural parish churches / village chapels / miraculous icons

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Людмила Валентиновна Королькова

Статья представляет собой расширенный текст доклада, прочитанного на III Научнопрактической конференции «Империя и Церковь», проходившей 14–15 апреля 2022 г. в СанктПетербургской духовной академии. В докладе рассматриваются вопросы, связанные с историей появления (обретения) особого почитания местных чудотворных икон, хранящихся в храмах и часовнях СанктПетербургской губернии, а также судьбы наиболее известных святынь в послереволюционный период. Приводится статистика по рассматриваемым объектам и их систематизация, определяется география распространения чудотворных икон. Для написания статьи использованы архивные и опубликованные источники, а также полевые этнографические материалы автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and fate of the “especially revered” icons of Temples in the countryside and urban churches of the St. Petersburg province (XIX — early XX centuries)

The article is the text of a report read at the III Scientific and Practical Conference “Empire and the Church”, held on April 14–15, 2022 at the St. Petersburg Theological Academy. The report examines issues related to the history of the appearance (acquisition) of special veneration of local miraculous icons stored in temples and chapels of St. Petersburg province and the fate of the most famous shrines in the post-revolutionary period. Statistics on the objects under consideration and their systematization are given, the geography of the distribution of miraculous icons is determined. Archival and published sources, as well as field ethnographic materials of the author were used to write the article.

Текст научной работы на тему «Истории и судьбы «особо почитаемых» икон сельских и городских храмов СанктПетербургской губернии (XIX — начало XX вв.)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (14) 2023

Л. В. Королькова

Истории и судьбы «особо почитаемых» икон сельских и городских храмов Санкт-Петербургской губернии (XIX — начало XX вв.)

УДК 271.2-772(470.23)-9"18/19" DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_102 EDN TYWWKU

Аннотация: Статья представляет собой расширенный текст доклада, прочитанного на III Научно-практической конференции «Империя и Церковь», проходившей 14-15 апреля 2022 г. в Санкт-Петербургской духовной академии. В докладе рассматриваются вопросы, связанные с историей появления (обретения) особого почитания местных чудотворных икон, хранящихся в храмах и часовнях Санкт-Петербургской губернии, а также судьбы наиболее известных святынь в послереволюционный период. Приводится статистика по рассматриваемым объектам и их систематизация, определяется география распространения чудотворных икон. Для написания статьи использованы архивные и опубликованные источники, а также полевые этнографические материалы автора.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская губерния, православные уездные и сельские приходские храмы, деревенские часовни, чудотворные иконы.

Об авторе: Людмила Валентиновна Королькова

Кандидат исторических наук, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики Российского этнографического музея. E-mail: korolkoval@list.ru ORCID: https://orcid.org/000-002-4039-4687

Для цитирования: Королькова Л.В. Истории и судьбы «особо почитаемых» икон сельских и городских храмов Санкт-Петербургской губернии (XIX — начало XX вв.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №2 (14). С. 102-110.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (14) 2023

Lyudmila V. Korolkova

History and fate of the "especially revered" icons of Temples in the countryside and urban churches of the St. Petersburg province (XIX — early XX centuries)

UDC 271.2-772(470.23)-9"18/19" DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_102 EDN TYWWKU

Abstract: The article is the text of a report read at the III Scientific and Practical Conference "Empire and the Church", held on April 14-15, 2022 at the St. Petersburg Theological Academy. The report examines issues related to the history of the appearance (acquisition) of special veneration of local miraculous icons stored in temples and chapels of St. Petersburg province and the fate of the most famous shrines in the post-revolutionary period. Statistics on the objects under consideration and their systematization are given, the geography of the distribution of miraculous icons is determined. Archival and published sources, as well as field ethnographic materials of the author were used to write the article.

Keywords: St. Petersburg province, Orthodox County and rural parish churches, village chapels, miraculous icons.

About the author: Lyudmila Valentinovna Korolkova

Candidate of Historical Sciences, Researcher of the leading category of the Department of Ethnography of the Peoples of the North-West of Russia and the Baltic States of the Russian Ethnographic Museum. E-mail: korolkoval@list.ru ORCID: https://orcid.org/000-002-4039-4687

For citation: Korolkova L.V. The history and fate of the "especially revered" icons of Temples in the countryside and urban churches of St. Petersburg province (XIX — early XX centuries). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 2 (14), pp. 102-110.

Почитание икон в православных храмах имеет глубокие исторические традиции. Через отношение к этим святыням в народной среде формировались конфессиональное сознание и исповедальная практика. Одним из феноменов православной культуры является почитание явленных и чудотворных икон. Чудотворными иконами считались священные изображения, при посредничестве которых была явлена милость Божия: даровано избавление от стихийных бедствий, от болезней и недугов, эпидемий, оказана помощь в промысле. Явленными — явившиеся чудесным образом или обретенные иконы. Несмотря на то, что тема «святынь» Санкт-Петербургской губернии неоднократно становилась предметом исследований историков, этнографов (часовни, деревянные и каменные кресты, камни со следками Богородицы и т.п.), явленные и чудотворные иконы нашего региона еще не получили должного освещения на страницах научных изданий. В данной публикации будет представлен первый опыт исследования по систематизации материалов по явленным и чудотворным иконам рассматриваемого региона, который впоследствии может стать базой для дальнейшей разработки научной темы.

О том, что это направление исследований является перспективным, свидетельствуют подобные по тематике работы, посвященные местным святыням других регионов России, введенные в научный оборот в течение последних тридцати лет. В начале 1990-х гг. это были отдельные статьи1, а в последующие годы явленные и чудотворные иконы стали предметом целенаправленных научных исследований, увенчавшихся монографиями и диссертациями. Среди них особо следует отметить работу П. Г. Чистякова «Почитание местных святынь в российском православии Х1Х-ХХ1 вв. (на примере почитания чудотворных икон в Московской епархии»)2, а также диссертации А. В. Маркелова «Местночтимые иконы и святыни в церковно-общественной жизни Российской провинции второй половины XVII — начала XX вв. (на примере Вятской епархии)»3 и И. В. Злотниковой «Чудотворные иконы Брянского края и их списки. Проблемы бытования и иконографии»4. Отметим, что в этих работах содержится исчерпывающая историография, дающая представление о различных видах источников, которые могут быть привлечены для подобного рода исследований по другим регионам России.

Основными источниками для написания данной статьи послужили материалы Петроградской Духовной консистории, хранящиеся в ЦГИА Санкт-Петербурга и публикации конца XIX в., подготовленные Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом, а также периодические издания. Информация о судьбах некоторых святынь нашего региона была получена из источников, хранящихся в ЦГА Санкт-Петербурга. Это описи церковного имущества 1919-1920гг. и документы по изъятию церковных ценностей (1919-1922 гг.), материалы о закрытии церквей и ликвидации церковного имущества (1930-е гг.). В целом имеющаяся база источников позволит в будущем создать свод особо почитаемых икон по рассматриваемому региону. Поскольку обозначенная нами тема ещё не была предметом целенаправленных исследований и находится в начальной стадии разработки, в этой публикации представлен материал о 43-х особо почитаемых иконах и рассмотрены судьбы некоторых из них в богоборческое время.

1 Бруцкая Л.А. Сказания о явленных и чудотворных иконах в Пермском Приуралье XVII-XVIII вв. // Источники по истории народной культуры Севера. Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, 1991. С. 58-65.

2 Чистяков П. Г. Почитание местных святынь в российском православии XIX-XXI вв. (на примере почитания чудотворных икон в Московской епархии). Дисс... канд. ист. наук. М., 2005. 256 с.

3 Маркелов А. В. «Местночтимые иконы и святыни в церковно-общественной жизни Российской провинции второй половины XVII — начала XX вв. (на примере Вятской епархии)». Авто-реф. канд. ист. наук. Киров, 2011. 39 с.

4 Злотникова И. В. Чудотворные иконы Брянского края и их списки. Проблемы бытования и иконографии. Дисс. ... кандидата искусствоведения. М., 2011. 348 с.

Изучение опубликованных источников по теме данной публикации показало, что в XIX — начале XX вв. наиболее многочисленными среди явленных и чудотворных икон Санкт-Петербургской губернии были богородичные иконы (23 иконы, 12 иконографических образов). Далее следует образ свт. Николая Чудотворца (11 икон) и образ вмц. Параскевы Пятницы (8 икон). Богородичные иконы представлены следующими иконографическими вариантами: образ Божией Матери Казанская (6 икон), Божией Матери «Всех скорбящих радость» (4), Божией Матери Тихвинская (3), Успения Божией Матери (2), Покрова Пресвятой Богородицы (2), Рождества Пресвятой Богородицы (1), Божией Матери Владимирская (1), Божией Матери «Споручица грешников» (1) и образ Божией Матери «Знамение» (1), икона «Собор Пресвятой Богородицы (1), одна икона Божией Матери Свенская (Печерская). Кроме того, на территории губернии зафиксирована икона вмц. Анастасии Узорешительницы.

Отметим, что в Санкт-Петербургской губернии среди явленных и чудотворных икон было восемь образов вмц. Параскевы Пятницы. Вероятно, это было обусловлено тем, что эта святая считалась хранительницей семейного очага, целительницей, небесной помощницей женщинам. Самая известная в губернии старинная чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы хранилась в приходском храме свт. Николая Чудотворца (с. Ильеши Ямбургского уезда). На поклонение святыне в Ильинскую пятницу в храм стекались тысячи богомольцев из деревень и Санкт-Петербурга. Икона представляла собой резное изображение высотой 1 аршин (0,71 м). До 1853 г., пока на иконе не было ризы, скульптура вмц. Параскевы Пятницы была покрыта облачением из тканей, пожертвованных прихожанами. На скульптуру было надето большое количество вотив-ных даров: серебряные подвески «руки», «ноги», «сердца» и «заветов» — полотенца, пояса, ленты. Все эти предметы приносили прихожане и паломники по обету, ради исцеления от недугов или исполнения просьб, обращенных к святой5. С этой иконой связано предание о ее чудесном явлении недалеко от с. Ильеши. Подробная информация об истории почитания этой иконы содержится в нашей статье, опубликованной в 2019 г.6

Подобная резная чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы находилась в церкви вмч. Георгия Победоносца с. Осьмино Лужского уезда. Она также особо почиталась в народе. К старейшим живописным почитаемым иконам вмч. Параскевы можно отнести чудотворный образ из Староладожского Никольского монастыря и образ, который хранился в каменной часовне вмц. Параскевы Пятницы, расположенной в пригороде Санкт-Петербурга на Охте, в районе Пороховых заводов. Первая из названных святынь была явлена в XVII в. недалеко от д. Кути Песоцкого прихода Новоладожского уезда. На месте ее чудесного явления местными крестьянами была построена часовня. В 1668 г. с места явления икона вмц. Параскевы Пятницы по распоряжению митрополита Новгородского Корнилия была перенесена вместе с часовней в Староладожский Ивановский монастырь, который располагался на Малышевой Горе. А спустя 47 лет после упразднения этого

5 Р[угодивц]ев. Ильешский приход // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 28; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885. С. 399-410.

6 Королькова Л. В. Почитаемые культовые памятники Ленинградской области: История и современность // Рябининские чтения-2019: материалы VIII конференции по изучению и актуализации культурного наследия. Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 2019. С. 91-94.

Св. вмц. Параскева Пятница. Село Ильеши

монастыря, в 1811г. чудотворная икона была передана в Никольский монастырь (Старая Ладога)7. Об охтинской иконе известно, что уже в середине XVIII в. в Ильинскую пятницу на поклонение к местной святыне приходили тысячи богомольцев, их количество год от года постоянно увеличивалось8. Недалеко от северной столицы, в приходском храме с. Ям-Ижора хранилась ещё одна почитаемая икона вмц. Параскевы, которая привлекала богомольцев в Ильинскую пятницу. Почитание этого образа началось после пожара, произошедшего в 1855 г. Поскольку икона сохранила в огне свой облик и не была повреждена, случившееся было названо чудом, а икона стала считаться чудотворной9.

Ещё три особо почитаемые иконы вмц. Параскевы Пятницы находились в разных концах губернии. Их обретение было связано с явлением на деревьях. Так, в Новоладожском уезде в часовне д. Юхора (XVIII в.) хранилась икона вмц. Параскевы, которая, согласно преданию, явилась местным жителям на дереве. В девятую пятницу Пасхи к этой святыне приходило большое число богомольцев. В Лужском уезде известно два места явления иконы великомученицы. Одна из почитаемых икон была явлена местному крестьянину в шести верстах от церкви с. Болотско. Здесь для неё специально была построена часовня10. Другая явленная икона хранилась в приходском храме с. Чупрова Гора того же уезда. Это был старинный образ с изображением мученического подвига святой; икона была написана на дереве. По местной легенде, образ был найден на дубе11.

Явленные иконы Казанской Божией Матери на территории Санкт-Петербургской губернии находились как в городских, так и в сельских храмах и часовнях. Наибольшим почитанием пользовалась икона, хранившаяся в соборе Иоанна Предтечи г. Шлиссельбурга. Этот образ считался чудотворным. Согласно преданию, икона была явлена часовому, который увидел свет, исходящий из стены бывшей шведской кирхи. Стену разобрали и обнаружили там икону Казанской Божией Матери. После помещения в храм икона прославилась своими чудесами. Ей в заслугу ставили избавление от падежа скота (1802 г.), спасение города от пожара 1840 г.12 В Новоладожском уезде чудотворная икона Казанской Божией матери хранилась в Успенском Староладожском монастыре и в часовне прор. Илии в д. Заполек; по легенде, она явилась в 1812 г. в поле местному крестьянину13.

В Лужском уезде особо почитаемые иконы принадлежали церкви Троицы Жи-воначальной с. Боброво и Казанскому собору г. Луга. В Царскосельском уезде чудотворная икона «Казанская» находилась в Благовещенской церкви с. Кузьмино, она считалась «целительницей». Согласно преданию, икона явилась в 1826 г. крестьянке д. Александровка во сне и была обретена на берегу р. Кузьминки. Об этом явлении было доложено священнику приходской Знаменской церкви, а затем церковным властям, в том числе митрополиту Серафиму. По указанию владыки 29 апреля 1826 г. икона была перенесена в храм. Летом того же года на поклонение к чудотворной иконе приезжали император Николай Павлович с супругой Александрой Федоровной и великой княжной Марией Николаевной14.

7 ЦГИА СПб. Ф. 857. Оп. 1. Д. 203. Л. 18. Краткий очерк истории Староладожского монастыря. Опись Староладожского Николаевского монастыря.

8 Часовня св. вмц. Параскевы Пятницы на Пороховых // URL: https://sobory.ru/ artide/?object=34757 (дата обращения: 20.05.2022).

9 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. С. 405-412.

10 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. С. 466-467.

11 Там же. С. 372-374.

12 См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. С. 254-269.

13 См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. СПб., 1871. С. 143-238.

14 Церковь Казанской иконы Божией Матери (Александровская) // URL: https://spb-sovtrans. ru/stati/6968-cerkov-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi-aleksandrovskaya.html (дата обращения: 25.05.2022).

Вторым по числу чудотворных богородичных икон на территории Санкт-Петербургской губернии был образ Божия Матерь «Всех скорбящих радость». Эти иконы хранились в следующих храмах: в Скорбященской церкви Царского Села; в церкви вмч. Георгия Победоносца (Старая Ладога), где рассматриваемый образ считался исцеляющим от болезней; в Череменецком монастыре и в Вознесенской церкви с. Валговицы15. Третьим по численности среди чудотворных икон был образ Божией Матери «Тихвинская». В Лужском уезде особо почиталась икона из Знаменской церкви д. Гагрино. В 1831 г. она помогла местным крестьянам избавиться от холеры. Чудотворная Тихвинская икона (целительница) хранилась в церкви Успения Божией Матери в Ивангородской крепости. Она была обретена после завоевания Нарвы — в пепле. К этой иконе в праздники стекалось большое количество богомольцев с разными недугами. К святыне приносили вотивные дары: серебряные подвески — ножки, сердца; украшения — кольца, серьги16. Ещё одна особо почитаемая икона Божия Матерь «Тихвинская» известна на территории Новоладожского уезда. Она хранилась в часовне, расположенной в версте от приходского храма с. Загубье17.

Чудотворные иконы с иконографией Успение Божией Матери известны только в двух населенных пунктах Новоладожского уезда. Оба образа имели большую известность и особо почитались. Первая из них хранилась в Успенской церкви с. Сясь-ские Рядки. Ее почитание было связано с историей чудесного спасения русских пленников из шведского плена. Вторая святыня принадлежала церкви Успения пресвятой Богородицы (Старая Ладога). Также на территории Санкт-Петербургской губернии известны чудотворные иконы Покров Пресвятой Богородицы. Обе они стали особо почитаться после пожара, поскольку сохранились в огне. Одна из них находилась в храме с. Югостицы Лужского уезда. Она прославилась исцелением от глазных болезней. Другая икона принадлежала Покровской церкви с. Сарь18.

Остальные чудотворные иконы из богородичной серии были единичны. Почитаемая старинная икона Рождество Богородицы хранилась в часовне д. Стояницы Новоладожского уезда. Икона Божия Матерь Владимирская — в приходском храме с. Глажево того же уезда. Здесь её почитание связывали с преданием «об ослеплении шведов и обращении их в бегство»19. Чудотворный образ «Знамение» Божией Матери находился в Малой Знаменской церкви Царского Села. Эта икона в 1831 г., согласно преданию, принесла жителям избавление от холеры20.

В числе явленных икон известен всего один образ Божия Матерь «Споручи-ца грешных». Он хранился в Посолотинском мужском монастыре Лужского уезда, под колокольней храма Входа Господня в Иерусалим, где в пещере у источника произошло явление иконы. Известно, что эта икона была увезена в г. Псков в епархиальное управление21. Ещё одна икона Собор Пресвятой Богородицы — единственный по иконографии среди богородичных икон образ, хранился в Староладожском Никольском монастыре. Согласно местному преданию, он был обретён в монастырской кладовой, где находился среди ветхих икон. Обнаружить его удалось благодаря видению одного безнадежно больного жителя с. Путилово. В благодарность он получил исцеление от своего недуга22. Последняя из ряда явленных богородичных икон — икона Божией Матери Свенская (Печерская), зафиксирована в Лужском уезда. Явление иконы произошло в 1851г. в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы,

15 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885. С. 325-335.

16 Там же. С. 301.

17 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. С. 297.

18 Там же. С. 198-199.

19 Там же. С. 257-260.

20 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. С. 323-324.

21 См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. С. 427-432.

22 ЦГИА СПб. Ф. 857. Оп. 1. Д. 203. Л. 17-18.

недалеко от деревни Турово. На месте её чудесного явления, над родником, была сооружена часовня и рядом с ней купальня. Вода из источника считалась целебной. В заключение рассмотрения этой группы икон нужно упомянуть чудотворную икону вмц. Анастасии Узорешительницы, которая находилась в иконостасе старого храма с. Заполья Лужского уезда23.

Среди икон святых мужей наиболее представлен образ свт. Николая Чудотворца, за ним следуют иконы прор. Илии (2 иконы), образ апп. Петра и Павла (1) и образ ап. Иоанна Богослова (1). Самая древняя чудотворная икона свт. Николая Чудотворца, с житием и чудесами, находилась в Никольском монастыре в Старой Ладоге. На ней святитель изображен в полный рост, вокруг него располагались клейма. Первоначально эта икона принадлежала древнему Никольскому монастырю. В годы Русско-шведской войны (1610-1617 гг.) этот монастырь был разорен шведскими войсками, однако икона сохранилась целой и невредимой24. Ещё одна древняя святыня — почитаемый деревянный резной образ свт. Николая Чудотворца (Можайский) хранился в Никольском храме с. Никольского Шлиссельбургского уезда. Он почитался чудотворным, поскольку в храме было много случаев исцеления больных, обращавшихся с молитвами к свт. Николаю. На поклонение иконе приезжал император. Первое чудесное исцеление было зафиксировано в 1773 г., а последующие чудеса произошли в 1800, 1835 и 1843 гг.25

Кроме вышеназванной святыни, в Шлиссельбургском уезде явленные и чудотворные образы были зафиксированы в с. Колпино (церковь Святой Троицы), в с. Ям-Ижора и в с. Матокса. Икона Троицкого храма, согласно преданию, явилась рабочему 23 декабря 1713 г. на р. Ижоре и помогла ему исцелиться от болезни. Образ, хранившийся в приходской церкви блгв. кн. Александра Невского (с. Матокса), пользовался особым почитанием и привлекал в храм сотни богомольцев из местных деревень, даже из северо-восточных пригородов Петербурга. В Новоладожском уезде ещё две особо почитаемые иконы свт. Николая Чудотворца находились в храме Преображения Господня (с. Кусяга) и в храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на Ладожском канале (с. Дубно). Эта икона, согласно местному преданию, была найдена в 1710 г. жительницей деревни на берегу Ладожского озера. Известно, что указанные иконы особо почиталась рыбаками и судовладельцами26. Ещё один особо почитаемый старинный образ свт. Николая Чудотворца хранился в часовне с. Морозово. В Лужском уезде известны три особо почитаемые иконы свт. Николая Чудотворца. Одна из них была явлена на территории прихода храма Покрова Божией Матери (с. Вычелбок) и хранилась в часовне д. Заполье, расположенной недалеко от места явления. Ещё две особо почитаемые иконы свт. Николая Чудотворца находились в Никольской церкви села Каменный Погост27.

Две особо почитаемые иконы из числа образов святых мужей — это икона Пророк Илия с деяниями и икона Пророк Илия, питаемый вороном. Первая из этих икон хранилась в церкви Архистратига Михаила с. Бегуницы, а вторая — в приходском храме с. Чёрное Новоладожского уезда. Обе иконы почитались чудотворными, поскольку сохранились при пожаре28. Единичными экземплярами представлены чудотворные иконы апп. Петра и Павла из церкви Рождества Богородицы (с. Тюнев Посад) и икона ап. Иоанна Богослова из Череменецкого монастыря. Первая икона особо почиталась рыбаками, отправлявшимися на лов рыбы. Эту икону использовали во время молебнов, которые служились перед выходом судов в Ладожское озеро29.

23 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. С. 224.

24 ЦГИА СПб. Ф. 857. Оп. 1. Д. 203. Л. 17.

25 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. С. 298-311.

26 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. С. 307-315.

27 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 10. С. 144-147.

28 Там же. С. 45-50; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. С. 176-182.

29 См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 243-244.

Таким образом, на территории Санкт-Петербургской губернии в настоящее время выявлено довольно значительное количество явленных и чудотворных икон. К сожалению, история их появления в опубликованных источниках, которые находились в нашем распоряжении, краткая или фрагментарная. Поэтому при проведении дальнейших изысканий в этом направлении потребуется привлечение дополнительных, неопубликованных источников и привлечение материалов периодической печати. Ещё меньше сведений о том, как сложилась судьба особо почитаемых икон в богоборческое время. Наши изыскания показывают, что в ближайшем будущем эту историческую лакуну можно будет заполнить, поскольку архивы хранят ещё много материалов по интересующей нас теме.

В качестве примера приведем информацию по Новоладожскому уезду, которая дает представление о судьбах местных святынь в начале 1920-х гг. Так, в 1919-1922 гг. чудотворные иконы ещё оставались в храмах30. Церковные двадцатки брали на себя обязательство «беречь передаваемое народное достояние, принимать на себя всю ответственность за целостность и сохранность вверенного им имущества церкви»31. В 1922 г. ряд чудотворных икон лишились серебряных и золотых окладов. Утаить святыни было нельзя, поскольку члены комиссий, уполномоченные изымать церковные ценности, имели при себе подробные описи имущества храмов 1887, 1900, 1902 и 1920 гг.32 В 1924 г. начался процесс изъятия из церквей предметов музейного и историко-бытового назначения. К этому времени уже многие церкви и соборы, в которых хранились особо почитаемые иконы, находились на государственной охране как «памятники древнего искусства» (декрет ВЦИК от 7 января 1924 г.)33. В 1926 г. началось массовое изъятие церковных древностей34. Можно предположить, что все явленные и чудотворные иконы, которые не были изъяты в 1920-е годы, сохранились в своих храмах до их окончательного закрытия.

Источники и литература

1. Бруцкая Л.А. Сказания о явленных и чудотворных иконах в Пермском Приура-лье XVII-XVIII вв. // Источники по истории народной культуры Севера. Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар. 1991. С. 58-65.

2. Злотникова И. В. Чудотворные иконы Брянского края и их списки. Проблемы бытования и иконографии. Дисс. ... кандидата искусствоведения. М., 2011. 348 с.

3. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. СПб.: С.-Петербургский епархиальный ист.-стат. комитет, 1871. 440 с.

4. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб.: С.-Петербургский епархиальный ист.-стат. комитет, 1884. 513 с.

5. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. СПб.: С.-Петербургский епархиальный ист.-стат. комитет, 1884. 534 с.

6. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб.: С.-Петербургский епархиальный ист.-стат. комитет, 1885. 514 с.

30 ЦГА СПб. Ф. 7462. Оп. 40. Д. 16. Л. 4, 26, 27. 1920 г. Акты по изъятию церковных ценностей. 1922 г.; Там же. Ф. 1001. Оп. 107. Д. 44. Л. 71, 72, 158. Описи церквей Новоладожского уезда Петроградской губернии. 1920 г.

31 Там же. Л. 71, 72.

32 Там же. Ф. 7541. Оп. 1. Д. 106. Л. 129. Акты уездного финотдела по изъятию церковного имущества. 1919-1922 гг.

33 Там же. Ф.1001. Оп.106. Д.575. Л.4-5. ЦГА СПб. Ф.1001. Оп.106. Д.575. Л.4. Переписка с Волховским уездным исполкомом и Главнаукой о закрытии женского Успенского монастыря; и о принятии мер к охране церковного имущества. Акты приема и описи изъятых ценностей. 1924-1927 гг.

34 Там же. Л. 31-47.

7. Королькова Л. В. Почитаемые культовые памятники Ленинградской области: История и современность // Рябининские чтения-2019: материалы VIII конференции по изучению и актуализации культурного наследия. Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 2019. С. 91-94.

8. Маркелов А. В. «Местночтимые иконы и святыни в церковно-общественной жизни Российской провинции второй половины XVII — начала XX вв. (на примере Вятской епархии)». Автореф. канд. ист. наук. Киров. 2011. 393 с.

9. Р[угодивц]ев. Ильешский приход // Гдовско-Ямбургский листок 1872. № 28.

10. ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 106. Д. 575. Переписка с Волховским уездным исполкомом и Главнаукой о закрытии женского Успенского монастыря и о принятии мер к охране церковного имущества. Акты приема и описи изъятых ценностей. 1924-1927 гг.

11. ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 107. Д.44. Описи церквей Новоладожского уезда Петроградской губернии. 1920 г.

12. ЦГА СПб. Ф. 7462. Оп. 40. Д. 16. Акты уфинотдела по изъятию церковных ценностей. 1922 г.

13. ЦГА СПб. Ф. 7541. Оп. 1. Д. 106. Акты уфинотдела по изъятию церковного имущества. 1919-1922 г.

14. ЦГИА СПб. Ф. 857. Оп. 1. Д. 203. Краткий очерк истории Староладожского монастыря. Опись Староладожского Николаевского монастыря.

15. Церковь Казанской иконы Божией Матери (Александровская) // URL: https://spb-sovtrans.ru/stati/6968-cerkov-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi-aleksandrovskaya.html (дата обращения: 25.05.2022)

16. Часовня св. вмц. Параскевы Пятницы на Пороховых // URL: https://sobory.ru/ article/?object=34757 (дата обращения: 20.05.2022)

17. Чистяков П.Г. Почитание местных святынь в российском православии XIX-XXI вв. (на примере почитания чудотворных икон в Московской епархии). Дисс... канд. ист. наук. М., 2005. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.