Научная статья на тему 'Историческому факультету – 30 лет'

Историческому факультету – 30 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the historical faculty at the period of time since 1974 to 2004 is described in the article. Stages of the formation of main faculty specialities, directions of methodics and scientific activity of teachers and students

Текст научной работы на тему «Историческому факультету – 30 лет»

Вестник Омского университета, 2004. № 3. С. 10-13. © Омский государственный университет

УДК 378.4

ИСТОРИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ - 30 ЛЕТ

A.B. Якуб

Омский государственный университет, кафедра регионоведения 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 27 апреля 2004 г-

The history of the historical faculty at the period of time since 1974 to 2004 is described in the article. Stages of the formation of main faculty specialities, directions of methodics and scientific activity of teachers and students.

История факультета тесно связана со становлением Омского университета. Решение об открытии университета было принято Советом Министров СССР 28 апреля 1973 г., а уже год спустя первые студенты нового вуза вошли в его аудитории. Первоначально подготовка студентов по специальности «История» велась в рамках гуманитарного факультета. Первым деканом гуманитарного факультета был доцент, кандидат исторических наук Н.Ф. Емельянов. Он же был и первым деканом историко-филологического факультета, который был создан приказом ректора ОмГУ В.В. Пластининым 1 октября 1975 г. Дальнейшая реорганизация структуры университета в 1977 г. привела к созданию исторического факультета, который возглавил профессор, доктор исторических наук В.И. Матюгценко. Он руководил факультетом до 1988 г. Это был период становления факультета, формирования его преподавательского и научного потенциала, традиций, закладывания материально-технической базы. Всё это позволило факультету достаточно безболезненно пережить трудные годы, совпавшие с распадом Советского Союза и перестройкой системы высшего образования в условиях формирования нового общественного организма в стране, связанного с переходом к рыночной экономике. В эти годы (1988-1995 гг.) деканом исторического факультета был избран и плодотворно работал доцент, кандидат исторических наук А.И. Петров. С 1995 г. и по настоящее время деканом факультета является доцент, кандидат исторических наук A.B. Якуб.

Рубеж XX - XXI столетий оказался для факультета периодом наиболее динамичного развития. Реалии нового российского общества потребовали не только адаптации классической специальности «История» к современным условиям, но и выявили необходимость расширения спектра специальностей, по которым могла бы вестись подготовка современных специалистов. Новые специальности открывались одна за другой. В 1994 г. на факультете была начата подготовка по направлению «Теология», в 1997 г. открыта специальность «Регионоведение», в 1998 г. -специальность «Культурология». В 2000 г. начинается подготовка специалистов по специальности «Социология» и «Музеология», 2001 г. -«Социальная работа», 2002 г. - «Политология», в 2003 г. - «Документоведение и документаци-онное обеспечение управления» и «Социальная антропология».

Исторический факультет в эти же годы стал и «aima mater» для нового факультета. В 2000 г. на базе отделения «Теология», существовавшего на факультете, был создан факультет теологии и мировой культуры, в состав которого были включены направления «Теология» и специальность «Культурология».

В настоящее время в состав факультета входит 10 кафедр: дореволюционной отечественной истории (зав. кафедрой профессор, доктор исторических наук А. П. Тол очко); современной отечественной истории и историографии (зав. кафедрой профессор, доктор исторических наук В.П. Корзун); первобытной истории (зав. ка-

федрой профессор, доктор исторических наук В.И. Матющеико); всеобщей истории (зав. кафедрой профессор, кандидат исторических наук Г.К. Садретдннов); этнографии и музееведения (зав. кафедрой профессор, доктор исторических наук H.A. Томилов); истории и теории международных отношений (зав. кафедрой доцент, кандидат исторических наук A.B. Якуб); социологии (зав. кафедрой доцент, кандидат философских наук И.А. Огородникова); политологии (зав. кафедрой профессор, доктор философских наук Н.К. Поздняков); психологии и педагогики (зав. кафедрой профессор, доктор педагогических наук Ю.П. Дубенский); музеологии (зав. кафедрой доцент, кандидат исторических наук Г.М. Патрушева) .

На факультете работают 63 штатных преподавателя, в том числе 10 докторов наук и 52 кандидата наук. Для обеспечения выполнения основных образовательных программ, специализаций и дополнительных программ подготовки специалистов на факультете имеются 2 учебно-методичесих кабинета (по истории и по реги-оноведению). Кроме того, в учебном процессе активно принимают участие сотрудники музея археологии и этнографии ОмГУ. Для учебного процесса также привлекаются научные сотрудники Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН и Сибирского института культурологии.

В содержании подготовки специалистов по всем специальностям факультета на протяжении всех трех десятилетий главной задачей являлась фундаментальная подготовка студентов, что определяется наличием, во-первых, в учебных планах дисциплин, дающих основательную общетеоретическую подготовку; во-вторых, дисциплин основных выпускающих кафедр, позволяющих выявить закономерность всемирно-исторического процесса и современного состояния развития человеческого общества; в-третьих, дисциплин, дающих основательную языковую подготовку.

Организация учебного процесса на факультете носит традиционный, можно сказать, консервативный характер. Основу его составляет чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. Особое место занимает специальная подготовка, которая осуществляется через систему спецкурсов и спецсеминаров, большого спектра вспомогательных научных дисциплин, в ходе работы над курсовыми и дипломными сочинениями; в процессе производственных и учебных практик, а также работы в научных экспедициях.

Тематика спецкурсов и спецсеминаров связана с углубленным изучением студентами научно-

го материала в области избранной ими специализации. Она предлагается преподавателями выпускающих кафедр и постоянно корректируется и обновляется. Семинарские занятия, направленные на углубленное изучение отдельных, наиболее важных проблем истории и современной общественной жизни, отвечают современным требованиям общенаучной и специальной подготовки студентов и требуют от них обстоятельного изучения источников и научной литературы.

Преподаватели факультета используют в семестре различные формы контроля знаний: коллоквиумы, олимпиады, текущая рейтинговая оценка, промежуточное тестирование, контрольные работы, написание эссе, рефератов, обзоров и аннотаций монографической литературы. Преподаватели регулярно ведут индивидуальную работу со студентами в виде собеседований, консультаций. На заседаниях отдельных выпускающих кафедр сложилась практика защиты курсовых работ студентов и предварительной защиты текста дипломного сочинения.

В настоящее время наряду с традиционными формами проведения занятий на факультете внедряются и новые. Прежде всего, это разработка и внедрение мультимедиакурсов «Методика преподавания истории» (А.Н. Лукьянов), «Культура русского зарубежья» (В.Ю. Волошина), «Историография отечественной истории» (В.П. Корзун), «Культура региона: история и современность» (В.Г. Рыженко, А.Г. Быкова), «Женщины в истории» (А.Г. Быкова), «Отечественная история XX века» (В.Б. Шепелева).

Во внедрении в образовательный процесс новых методик обучения большую роль сыграли гранты при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках «Программы поддержки кафедр провинциальных университетов» (2000-2002 гг.), выигранные кафедрами современной отечественной истории и историографии и этнологии и музееведения. Кроме того, участие названных кафедр в программе позволило организовать для студентов исторического факультета проведение спецкурсов, читаемых крупнейшими учеными страны. Только в течение 2000 и 2001 гг. студенты исторического факультета прослушали курсы директора Института истории РАН, академика РАН, доктора исторических наук А.Н. Сахарова «Судьбы реформаторства в России», зам. директора Института истории РАН, доктора исторических наук, профессора А.К. Соколова «Социальная история. Новый взгляд» и «Источниковедение на пороге XXI века», ведущего научного сотрудника Института истории РАН, доктора исторических наук М.Г. Вандалковской «Историческая мысль русской эмиграции», ведущего научного сотрудника

12

A.B. Якуб

Института истории СО РАН доктора исторических наук С.А. Красильникова «Маргиналы в советском обществе», директора Института этнологии и антропологии РАН профессора, доктора исторических наук В.А. Тишкова «Политическая антропология», доктора исторических наук A.B. Головнева «Визуальная антропология».

В последние годы на факультете сложилась стройная система подготовки специалистов высшей квалификации. В 2002 г. был открыт диссертационный совет К.212.179.04 по защите кандидатских диссертаций по специальностям 07.00.07 «Этнология, антропология» и 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторических исследований». За период его работы соискателями ученых степеней были успешно защищены и утверждены ВАК 15 диссертаций.

В 2002 г. была открыта докторантура по специальности 07.00.02 «Отечественная история», по которой в настоящее время ведется подготовка 4 докторантов. В 2003 г. была открыта докторантура по специальности 07.00.07 «Этнография, этнология, антропология».

На многих кафедрах исторического факультета открыты аспирантуры по различным специальностям. На кафедре дореволюционной отечественной истории существуют аспирантура по специальности 07.00.02 «Отечественная история», на кафедре современной отечественной истории по специальностям 07.00.02 «Отечественная история» и 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», на кафедре всеобщей истории по специальностям 07.00.03 «Всеобщая история» и 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», на кафедре первобытной истории по специальности 07.00.06 «Археология», на кафедре этнографии и музееведения по специальности 07.00.07 «Этнология, этнография, антропология», на кафедре теории и истории международных отношений по специальности 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», на кафедре политологии по специальности 09.00.01 «Политология». Таким образом на факультете осуществляется обучение в аспирантуре по шести специальностям. Общее количество аспирантов, обучающихся на кафедрах исторического факультета, составляет 59 человек, из них 45 - обучаются в очной аспирантуре, 14 - в заочной.

Большую часть среди лиц, обучающихся в аспирантуре, составляют выпускники исторического факультета ОмГУ, хотя есть и выпускники других вузов, например Омского государственного педагогического университета. Помимо непосредственной работы над текстом диссертации, аспиранты факультета, активно занимаясь на-

учной деятельностью, принимают участие в работах различных крупнейших международных и российских конференций, публикуют научные работы в центральных и региональных научных изданиях. Ряд подготовленных и выполняемых аспирантами научных проектов получили грантовую поддержку российских и международных организаций. Всего 42 кафедральных, коллективных и индивидуальных научно-исследовательских проекта, разработанных преподавателями и сотрудниками факультета, получили в 2002 г. различные гранты. Чаше всего научно-исследовательские проекты преподавателей факультета пользуются финансовой поддержкой РГНФ, РФФИ, ФЦП «Интеграция», программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» (МИОН), фонда Сороса и фонда Карнеги.

Помимо аспирантов, активное участие в научной работе под руководством преподавателей кафедр исторического факультета принимают и студенты. Согласно учебным планам, они участвуют в работе научно-исследовательских археологических и этнографических экспедиций. Практически все студенты факультета принимают участие в ежегодной студенческой научной конференции ОмГУ, работа на которой организована по тематическим секциям, руководимым преподавателями исторического факультета. Традиционно создаются 7 секций - археология, этнография, дореволюционная отечественная история, отечественная история XX века, история зарубежных стран в античности и средние века, новая и новейшая история, методика преподавания истории. Кроме того, студенты исторического факультета принимают участие в работе региональных, всероссийских и международных научных конференций, проводимых как в Омске, так и в других городах, выступая с докладами и сообщениями. Ряд студентов имеют научные публикации. В среднем за год публикуется от 15 до 20 научных работ (статей и тезисов докладов) студентов факультета. За успехи в научной работе некоторые студенты были удостоены именных стипендий. Полученные при написании курсовых работ навыки и результаты научно-исследовательской работы позволяют им получать стипендии общероссийского уровня: Потанинскую (О.С. Пучкова, М.С. Шаповалов, М.В. Евстратенко, A.M. Фрумгарц - 2001 г.), имени академика Раушенбаха (Н.С. Кряжева -2002 г.).

С конца 90-х гг. XX в. приобрели наибольшую активность международные связи факультета, развивающиеся как в рамках общих программ международного сотрудничества университета, так и по факультетским, а также личным

каналам. Они имеют несколько основных направлений.

Первое направление - образовательное. Оно имеет три уровня: дальнее зарубежье, ближнее зарубежье, университет. Первый уровень связан с участием студентов в разного рода образовательных программах с зарубежными вузами. Здесь, безусловно, наибольшую активность проявляют студенты специальности «Регионове-дение», что объясняется их хорошей языковой подготовкой. В рамках различных программ студенты данной специальности проходили обучение в университетах ФРГ (г. Кёльн, Айштатт), Ирландской республики. В 2002 г. две студентки данной специальности проходили производственную практику в фирмах Республики Мальта и Республики Кипр.

Второй уровень данного направления был связан с общеуниверситетской программой открытия учебных центров и представительств в ближнем зарубежье, прежде всего в Республике Казахстан и Республике Узбекистан. Факультет принимает самое активное участие в этой работе. В 1995 г. в Ташкенте (Узбекистан) был проведен первый набор на специальность «История» по заочной форме обучения. Выпуск по данной специальности был в 2000 г.

Более стабильно и динамично развивается учебный процесс в представительствах ОмГУ на территории Республики Казахстан (г. Павлодар и г. Петропавловск) по специальности «Регио-новедение». В Павлодарском представительстве обучение по данной специальности было начато в 1997 г. одновременно с началом подготовки специалистов по данной специальности на самом факультете. За период 1997-2002 гг. в г. Павлодаре было набрано 5 академических групп студентов, которые по истечении двух лет подготовки на базе представительства переводились на базовый факультет. В 2002 г. первая группа специалистов- регионоведов, подданных Республики Казахстан, получили дипломы и вернулись на родину. В 2000 г. подготовку специалистов-регионоведов начали на базе Северо-Казахстанского представительства ОмГУ (г. Петропавловск), где за последние два года было набрано две группы.

Главной особенностью данного уровня является привлечение к работе преподавателей высшей категории на аналогичных факультетах в вузах ближнего зарубежья. Так, профессора, доктора исторических наук А.П. Толочко и Ю.А. Сорокин работали в качестве председателей ГАК по специальности «История» в Кокшетауском государственном университете (Республика Казахстан) в 2000-2002 гг., неоднократно приглашались для чтения различных учебных курсов.

Третий уровень данного направления - уча-

стие в образовательных международных программах, которые осуществляются на базе университета. В этой области факультет принимает самое активное участие в совместном проекте преподавания турецкого языка для студентов университета, который осуществляет турецкий образовательный фонд «УФУК».

Кроме сотрудничества с турецкими преподавателями факультет совместно с факультетом иностранных языков ежегодно участвует в подборе и привлечении к образовательному процессу по регионоведению преподавателей из США, Великобритании, Франции, Германии и др. Кроме того, студенты факультета имеют возможность сдавать квалификационные тесты по английскому, французскому и немецкому языкам, которые позволяют им при желании продолжать обучение в высших учебных заведениях за рубежом.

Второе направление - это совместная научная деятельность. В данном направлении преобладает совместная работа в диссертационном совете К.212.179.04, в состав которого входит профессор Астанинского госуниверситета (Республика Казахстан), доктор исторических наук Ж.А. Ер-мекбаев. Исторический факультет также неоднократно выступал в качестве соорганизатора различных международных конференций, симпозиумов, круглых столов и иных форм научного сотрудничества. Соответственно, преподаватели факультета принимают самое активное участие в их работе, по результатам которой, как правило, издаются совместные сборники научных статей или тезисов выступлений. Кроме того, многие преподаватели факультета получали гранты различных зарубежных научных фондов (Сороса, Карнеги, Форда).

Третье направление - научные обмены и стажировки преподавателей за рубежом.

В целом, исторический факультет прошел в течение 30 лет своего существования сложный, но весьма плодотворный путь развития. Созданная за эти десятилетия педагогическая и научная база позволяет ему с уверенностью глядеть в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.