Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). Специальный выпуск. С. 6-8.
А. В. Власова, Н. В. Кустова
историческое значение социального служения русской православной церкви в военные годы НА УРАЛЕ
В статье осмысляется значение социального служения Русской Православной Церкви на Урале в годы Первой мировой войны. Авторы приходят к выводу, что пастырское слово православного духовенства, социальная и материальная поддержка Церкви сыграли существенную роль в преодолении тяжелых бедствий в уральском регионе.
Ключевые слова: Урал, Русская Православная Церковь, дореволюционный период, благотворительность, война, патриотизм.
Недавно Россия пережила судьбоносное событие - избрание нового Патриарха Московского и всея Руси — митрополита Кирилла. Отвечая на вопросы «Российской газеты», Патриарх сказал: «За последние двадцать лет наше общество изменилось, изменилось и положение в нем Церкви, которое, претерпев гонения и притеснения, осмеяния и унижения, умывшись кровью но-вомучеников и исповедников, восстала в славе». При Святейшем Патриархе Алексии II мы стали свидетелями небывалого возрождения церковной жизни: люди стали возвращаться к вере дедов и отцов. Такого количества крещений до этого не было! Не хватало священников, храмы не могли вместить всех молящихся, было недостаточно книг... И вот к настоящему времени трудами и заботой почившего Первосвятителя, сотен архипастырей и тысяч пастырей, миллионов монашествующих и мирян, мы прошли первый этап возрождения. Его финалом стало воссоединение Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, ставшее символом завершения междоусобиц двадцатого столетия. В истории России именно православие внесло решающий вклад в развитие культуры и государственности, способствовало формированию нации, и сегодня Православная Церковь пользуется народным доверием и немалым авторитетом как в новейшей стране, так и в мире»1.
В начале XX века религия была идеологическим стержнем жизни, нравственным ориентиром каждого россиянина, невзирая на социальный, образовательный уровень. В годы испытаний, особенно в период Первой мировой войны, рядом с простыми солдатами, идущими на смерть со словами «За Веру, Царя и Отечество», находились священнослужители. Они учили солдат верности воинскому долгу, присяге, готовности к самопожертвованию во имя победы над врагом.
В отечественной истории Церковь была не только сферой приложения благотворительного капитала, но и выступала в качестве организатора благотворительной деятельности. Благотворительность Русской Православной Церкви (РПЦ) на протяжении истории носила многоплановый характер: от помощи материальными средствами нищим до помощи деньгами и церковными ценностями государству для ведения войн. Причем «драгоценные украшения святынь своих» на военные нужды Церковь жертвовала различным властям: и российским самодержцам, и Временному правительству, и Советской власти2.
Например, в «Церковных Ведомостях» 7 февраля 1904 г. в связи с началом войны с Японией было опубликовано «Всеподданнейшее письмо Высокопреосвященного Антония, митрополита Санкт-Петербуржского от 28 января 1904 г. с выражением молитвенных благожеланий Государю Императору по случаю открытия военных действий на Дальнем Востоке». Митрополит, в частности, говорил в нем: «Дерзай, Государь .располагай нами и имуществом нашим. Нужно будет — церкви и монастыри внесут драгоценные украшения святынь своих на алтарь Отечества...»3.
Выделяя существовавшие в этот период формы благотворительной деятельности Православной Церкви, следует отметить и помощь, которая оказывалась инвалидам и участникам войны (их назвали «военноувечными»), их семьям, престарелым, тяжелобольным, людям с психическими расстройствами. В то время во все резервные воинские формирования, дислоцировавшиеся на территории Оренбургской епархии было назначено более двадцати полковых и госпитальных священников. Одновременно епархия внушала прихожанам, что их нравственный долг — оказывать всем семьям нижних чинов, участвую-
щим в войне, посильную помощь и поддержку их хозяйств при отсутствии единственного работника и кормильца. Для помощи таким семьям в 1915 г. было создано 27 попечительских обществ4.
В среде русской аристократии благотворительность, милосердие, филантропия были не показным, искусственным актом, а воспитывались, культивировались, поощрялись. Воспитанницы институтов и пансионов благородных девиц, дети лучших фамилий обязаны были посещать больницы и госпитали, а часто не просто посещали их, но становились деятельными сестрами милосердия, как это сделали в годы Первой мировой войны 1914-1916 гг. дочери последнего российского императора Николая II.
Положительную оценку Церковь давала и деяниям прихожан, жертвующим свои средства на благие начинания. В августе 1914 г. был создан Епархиальный Комитет Красного Креста для помощи семьям воинов, а также больным и раненым, особенно там, где не было светских учреждений. Оказывая помощь беженцам, на конец
1915 г. по приходам было собрано более 10 тыс. рублей. В октябре того же года в г. Оренбурге во время богослужений было принято от населения 10 фунтов золота и 5 пудов серебра4.
В годы Первой мировой войны для оказания помощи семьям погибших учителей церковноприходских школ в столице было учреждено Всероссийское Филаретовское общество народного образования, под патронажем императрицы Александры Федоровны, для выдачи пособий и беспроцентных ссуд семьям пострадавших.
В соответствии с письмом обер-прокурора Синода на имя Преосвященного Мефодия, епископа Оренбургского и Тугайского от 29 ноября 1914 г. за № 12250 «О выдаче пособий и беспроцентных ссуд семьям погибших на войне учителей училищ всех ведомств», Филаретовское общество оказывало помощь семьям учителей и законоучителей церковноприходских школ, погибших или умерших от ран, ставших инвалидами (если это препятствовало их дальнейшей педагогической деятельности). В состав родственников, имевших право на оказание помощи, входили: жена, дети, родители мужа, братья и сестры, при условии, что они имели статус иждивенцев.
Особое значение в военный период имели внебогослужебные собеседования священников с прихожанами. Например, в 1914 г. в Троицком
уезде было проведено 60 чтений, которые посетило 5300 слушателей.
Огромное внимание епархиальные преосвященные обращали на то, как заповеди Божии реализуются в повседневной жизни прихожан. Так, в отчете священника Гавриила Троицкого указывается, что за период с сентября 1915 г. по апрель
1916 г. было проведено 43 чтения, которые посетило 6 172 человека. Слушателям было предложено 160 тем, из которых 70 — богословского и церковно-исторического характера, 8 — по русской истории, 42 — о войне, 9 — по вопросам борьбы с алкоголизмом и 31 — на бытовые темы5.
Говоря об историческом значении социального служения Русской Православной Церкви в годы стихийных бедствий, обратимся к словам современника. Дореволюционный исследователь истории церковной благотворительности А. Н. Афанасьев на основе собранных фактов сделал вывод, что в эпоху, когда «народ, незнакомый с материальным благосостоянием», вымирал вследствие войн и неурожаев, объем княжеской и церковной благотворительности вполне удовлетворял потребности тех нуждающихся, которые могли приняться за труд после перенесенных бедствий. С развитием материальных ресурсов нищета неизбежно перестает предшествовать физической гибели людей, в обществе «призрение принимает больший объем»6.
Рассматривая деятельность Церкви в разные периоды российской истории, мы выделяем ее активную проповедь, ее важное влияние на жизнь общества. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «.Мы все должны следовать примеру жизни святых апостолов, которые были ревностными исполнителями повеления Божия: “Идите во всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”». Значимость слова Русской Православной Церкви особенно важна в периоды кризисов. Отсюда невозможно представить сегодня общество без Церкви, оторвать Церковь от народа, «потому что Церковь — это и есть народ в значительной своей части».
По словам Патриарха Московского и всея Руси, современная Церковь также ведет огромную социальную работу. «У нас есть церковные больницы, приюты, службы милосердия, группы помощи тем, кто страдает от алкоголизма, наркомании, СПИДа. И если на Западе вся эта деятельность на 70, 80, а то и на 100 процентов оплачивается государством, то наши верующие
ищут средства сами и вкладывают собственный труд. Убежден, что эти усилия продолжатся и будут приносить еще большую пользу обществу. Надеюсь, церковная социальная работа будет совершенствоваться, в том числе через развитие сотрудничества Церкви с государством и институтами гражданского общества»1.
примечания
1 Свет добра: интервью с Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом [Электронный ре-
сурс] // Рос. газ. Режим доступа: http://www.rg.ru/ рйШаЫе/2009/01/23/ктП.Ыш1
2 См.: Власова, А. В. Очерки истории церковной благотворительности : в 2 ч. / А. В. Власова, Л. Ф. Бабкина. Челябинск : Фотохудожник, 2007. Ч. I. С. 90.
3 Церковные ведомости. СПб., 1904. № 6. С. 5.
4 См.: Осипов, О. В. Армия и церковь: исторический опыт деятельности Оренбургской епархии в начале XX века // Социум и власть. 2008. № 1. С. 115-119.
5 Троицкая газета. 1916. 22 апр.
6 Афанасьев, А. Н. Историческое развитие вопросов о призрении в России // Отеч. зап. 1850. № 10. С. 123-144.