Научная статья на тему 'Историческое значение правозащитного движения в СССР'

Историческое значение правозащитного движения в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
963
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова К. С., Поморцева Ю. В., Орлянский Е. А.

Создав тоталитарную политическую систему, коммунистические власти СССР неизбежно должны были встретиться с феноменом сопротивления. Неизбежность этого была обусловлена жестким давлением государства на общество. Это давление развивалось по нескольким направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое значение правозащитного движения в СССР»

Иванова К.С., Поморцева Ю.В., Орлянский Е.А.,

Омский институт (филиал) РГТЭУ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР

Создав тоталитарную политическую систему, коммунистические власти СССР неизбежно должны были встретиться с феноменом сопротивления. Неизбежность этого была обусловлена жестким давлением государства на общество. Это давление развивалось по нескольким направлениям. В первую очередь, по идеологическому направлению. Государство установило монополию единственной идеологии (коммунистической) и допускало легальное существование только одной противоречащей идеологии - религиозной (оказывая на ее носителей беспрецедентное давление). Во-вторых, давление оказывалось по политическому направлению. Существовала только одна политическая партия, существование других было запрещено. Наконец, осуществлялось еще и экономическое давление, так как запрещалась любая хозяйственная деятельность вне государственного сектора. Сопротивление этому давлению развивалось в зависимости от интенсивности давления тоталитарного государства на общество. Первая волна сопротивления вылилась в кровавую гражданскую войну 1918-1922 гг. В сталинскую эпоху сопротивление также выливалось в насильственные формы (восстания против раскулачивания, действия диверсионных групп эмигрантских организаций, подпольная группа «Витязь» и пр.). Переломным рубежом в сопротивлении общества тоталитарной власти стал период хрущевской «оттепели». Вначале оппозиционно настроенные группы людей надеялись на возможность либерализации в рамках самого советского режима. Впоследствии эта надежда не оправдалась. Более того, ранний брежневский период охарактеризовался демонстративными действиями властей, явно показывавшими, их намерения ужесточить давление на общество. Важнейшим таким рубежным событием стало уголовное дело в отношении Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Эти два писателя, столкнувшись с тем, что их произведения не печатали в СССР, опубликовали их под псевдонимами на Западе. Эта акция стоила им суда и лишения свободы. Это событие вызвало ответную реакцию в среде творческой интеллигенции, что выразилось в протестном «письме 63-х» с требованием отмены приговора и освобождения писателей. Письмо подписали известные деятель культуры и науки СССР: А. Н. Анастасьев, А. А. Аникст, Л. А. Аннинский, П. Г. Антокольский, Б. А. Ахмадулина, С. Э. Бабенышева, В. Д. Берестов, К. П. Богатырёв, З. Б. Богуславская, Ю. Б. Борев, В. Н. Войнович, Ю. О. Домбровский, Е. Я. Дорош, А. В. Жигулин, А. Г. Зак, Л. А. Зонина, Л. Г. Зорин, Н. М. Зоркая, Т. В. Иванова, Л. Р. Кабо, В. А. Каверин, Ц. И. Кин, Л. З. Копелев, В. Н. Корнилов, И. Н. Крупник, И. К. Кузнецов, Ю. Д. Левитанский, Л. А. Левицкий, С. Л. Лунгин, Л. З. Лунгина, С. П. Маркиш, В. З. Масс, О. Н.

Михайлов, Ю. П. Мориц, Ю. М. Нагибин, И. И. Нусинов, В. Ф. Огнев, Б. Ш. Окуджава, Р. Д. Орлова, Л. С. Осповат, Н. В. Панченко, М. А. Поповский, Л. Е. Пинский, С. Б. Рассадин, Н. В. Реформатская, В. М. Россельс, Д. С. Самойлов, Б. М. Сарнов, Ф. Г. Светов, А. Я. Сергеев, Р. С. Сеф, Л. И. Славин, И. Н. Соловьёва, А. А. Тарковский, А. М. Турков, И. Ю. Тынянова, Г. С. Фиш, К. И. Чуковский, Л. К. Чуковская, В. Т. Шаламов, М. Ф. Шатров, В. Б. Шкловский, И. Г. Эренбург.

Данные события придало импульс оппозиционному движению. В частности, получил развития так называемый «самиздат» (последовательное и целенаправленное распространение информации посредством ручного размножения, переписывания, перепечатывания на пишущей машинке и передачи текстов из рук в руки берёт начало, по-видимому, на рубеже 1950-60-х гг.). С конца 1960-х гг. правозащитный самиздат возникает и в более организованных формах - прежде всего, в виде информационного бюллетеня «Хроника текущих событий» (1968-1983),

осуществлявшего мониторинг нарушений прав человека в СССР. Наконец, оппозиционное движение организовало первую публичную политическую демонстрацию в послевоенном СССР. Ею стал «Митинг гласности», проведённый 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади в Москве. 5 декабря было выбрано не случайно - в СССР отмечался День Советской Конституции. Вот как описывает это событие Людмила Алексеева: «к памятнику Пушкину в назначенное время пришло около 200 человек. Но я была на площади и думаю, что демонстрантов было гораздо меньше, однако туда нагнали кагебистов в штатском и дружинников, и трудно было понять, кто есть кто. К тому же большинство находившихся на площади «своих» участия в демонстрации, как и я, не принимали, а лишь наблюдали за ней со стороны. Несколько человек развернули небольшие плакаты, но их быстро выхватили натренированные руки, и даже стоявшие рядом не успели прочесть, что было на плакатах. Потом стало известно, что надписи гласили: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте советскую конституцию!». Задержали человек 20. Их заталкивали в легковые машины. Сцену хорошо было видно из-за вспышек фотоаппаратов западных корреспондентов, они узнали о демонстрации, и пришли посмотреть на столь необычное в советской столице зрелище. Задержанных отпустили через несколько часов. В большинстве это были студенты. Все они и замеченные на площади в тот вечер были исключены из институтов - примерно человек 40» [1]. С тех пор подобные акции стали регулярными, а само

оппозиционное движение стало правозащитным. Оно использовало формальные права и свободы, содержащиеся в советской конституции, и фокусировало внимание на несоблюдение их властями. Наиболее известной демонстрацией правозащитников можно считать демонстрацию 25 августа 1968 года на Красной площади против ввода советских войск в Чехословакию (с точки зрения участников демонстрации, эта акция была не политической, а именно правозащитной - протестом против нарушения гражданских прав чешского народа самостоятельно выбирать своих лидеров и политический курс своей страны).

На рубеже 60-70-х гг. советское правозащитное движение получает признание и поддержку за границей. Это происходит благодаря участию в ее деятельности академика А.Д. Сахарова и писателя А.И. Солженицына. Оба деятеля стали лауреатами Нобелевских премий и имели большой авторитет во всем мире. После Хельсинской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе правозащитники создали свои организационные структуры («Хельсинкские группы»), которые занимались мониторингом нарушения прав человека в СССР. В конце 70-х гг. правозащитное движение пытается создать самостоятельное направление по защите прав рабочих в виде Свободного межпрофессионального объединения трудящихся (СМОТ). Несмотря на то, что это направление широкого распространения не получило, все же удалось организовать несколько забастовок. Составной частью деятельности правозащитного движения была поддержка подвергающихся репрессиям власти религиозных групп и национального движения в союзных республиках. После вторжения советских войск в Афганистан правозащитники активно выступили с протестом против этой акции. Это привело к усилению репрессий со стороны властей (ссылка А. Д. Сахарова в Горький, арест руководителей «Хельсинкских групп» и т.п.). Репрессивное давление на правозащитников прекратилось только в ходе реформ М. Горбачева («перестройка»).

Как же можно оценить этот феномен истории СССР? Безусловно, правозащитное движение внесло свой вклад в кризис и последующую гибель советского режима. Несмотря на достаточно узкий социальный слой, вовлеченный в правозащитное движение, оно все же оказывало немалое влияние на сознание интеллигенции, которая, как известно, в значительной мере, формирует общественное сознание (особенно, творческая интеллигенция). Таким образом, формировался раскол между властью и наиболее активной частью общества. Такой раскол частично лишал власть определенной социальной опоры, которая с тех времен постоянно сокращалась. В конечном итоге гибель этой власти произошла на фоне практически полного социального вакуума вокруг нее.

С другой стороны, деятельность правозащитников резко снижало авторитет советского государства на международной арене. Общественное мнение зарубежных стран получало ранее недоступную информацию о реальном положении с правами человека в СССР. В связи с этим, и власти зарубежных государств должны были реагировать на эту ситуацию. Результатом этого было усиление внешнеполитического давления на власти СССР, экономические санкции и т.п.

Являлась ли правозащитная деятельность исторически прогрессивным явлением? В целом, думается, можно дать положительный ответ на этот вопрос. Конечно, правозащитное движение в СССР не избежало недостатков. Оно, например, злоупотребляло акцентированием внимания на отдельных (не самых принципиальных) проблемах, таких как проблема свободы выезда из страны. Правозащитное движение не смогло преодолеть раскол между либеральным и национальнопатриотическим направлениями внутри самого себя и т.п. Тем не менее, оно внесло свой вклад в то, что история страны пошла не по пути реставрации самого жесткого (сталинского) варианта тоталитарной системы, а по пути формирования относительно мягкого варианта, который привел систему к гибели и возрождению в стране демократии. А опасность альтернативного развития, безусловно, была. Вот как оценивает один из исследователей ситуацию: «хотя Советский Союз в начале 70-х годов уже не был репрессивным диктаторским режимом сталинского типа, он оставался жестко авторитарным, высоко идеологизированным государством с однопартийной системой. Диктатура одной личности в нем была заменена диктатурой высшего слоя партийной бюрократии. Подчинив себе государство, коммунистическая партия управляла страной и обществом на основе ею самой принятых внутренних правил, программ и установлений, а не на основе конституции и законов, формально существовавших в СССР и плохо соблюдавшихся на практике. Аппарат КПСС строго следил за единообразием политических воззрений граждан, навязывая идеологию коммунизма и не допуская отступлений от установленных на ее основе догм, «нравственно-этических» оценок и правил. Мерилом этики вполне официально считались так называемый Моральный кодекс строителя коммунизма - по-своему совершенно поразительный документ, официально включенный в программу КПСС, - и положения об обязанностях члена КПСС, включенные в ее устав. Все идеологические директивы компартии, разрабатывавшиеся ее центральными органами и в приказном порядке подлежавшие исполнению нижестоящими партийными и государственными органами, готовились с учетом этих «философско-теоретических» посылок, отступление от которых пресекалось и каралось - хотя и не смертными приговорами и массовыми ссылками в «трудовые лагеря», как в сталинские годы»

[2]. Между тем, тот же автор указывает, что «подъем общественно-политических движений в 6070-х годах XX в. Был связан с глубокими социальными сдвигами в индустриальных и индустриализирующихся обществах. Рос образовательный уровень людей и их материальное благополучие. Большинство стран мира превзошло довоенный уровень жизни и стремилось к его дальнейшему повышению. Одновременно - по-разному, но в одном направлении - менялись представления о желаемом уровне личной свободы граждан как в западных, так и в «социалистических» странах. По-другому стали пониматься вопросы личного и гражданского достоинства, патриотизма, права на свободу творчества и самовыражение, свободу передвижения, включая право выезжать за рубеж и устанавливать личные связи и контакты с гражданами зарубежных стран, а также право на плюрализм политических мнений и свободу выражения политических и религиозных взглядов» [2]. Такое противоречие не могло существовать бесконечно долго. Рано или поздно должна была победить одна из двух вышеупомянутых альтернатив. Правозащитное движение внесло свой вклад в то, что победила лучшая альтернатива.

Литература

1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР [Электронная ст.] ИКЬ: http://www.memo.ru/historv/diss/books/ALEXEEWA /index.htm.

2. История международных отношений. Под ред. Богатурова А.Д. [Электронная ст.] URL: http://www.diphis.ru/ istoriva meidunarodnih otnosheniv-c1.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.