ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГОРНОГО БАДАХШАНА К РОССИИ (История, современность, перспективы)
Р.МАСОВ,
доктор исторических наук, профессор, академик Академии наук Республики Таджикистан, директор Национального музея древностей Таджикистана
В.ДУБОВИЦКИЙ,
доктор исторических наук, заведующий отделом истории науки и техники Института истории, археологии и этнографии им.
А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан
Судьба Горного Бадахшана и Памира неразрывно связана с историей таджикского народа. Трагическим этапом истории этого региона стала его оккупация в 1883г. Афганистаном. Присоединение Памира и Горного Бадахшана к России стало спасением для жителей и дало новый импульс развитию региона.
Создание в 1925г. ГБАО стало важным шагом в истории края, давшего возможность коренного развития этой труднодоступной части Таджикистана.
Ключевые слова: Горный Бадахшан, Памир, присоединение, Россия, историческая судьба.
Регион Средней Азии расположен не только в центре Старого Света, но и на перекрестке происходивших важнейших в истории человечества событий. Именно здесь находилась колыбель многих цивилизаций, давших миру десятки государств. Именно здесь зародились религии, которые исповедуют многие миллионы и миллионы людей. Сотни поколений людей живших в них исповедовали в разное время самые разные религии, от анимистических культов, до великих мировых - христианства и ислама. По этой земле прокатывались грандиозные нашествия, жестокие войны, на ней же были сделаны великие научные открытия. В ряду всех этих бесчисленных событий - немало судьбоносных, как для народов Азии, так и Европы. Среди них выделяется произошедшее сто лет назад добровольное присоединение Горного Бадахшана (Памира) к России.
Последние двадцать пять лет истории Таджикистана наполнены различными, подчас драматическими и даже трагическими, событиями. Республика обрела в этот период государственную независимость, пережила раскол среди населения, приведший к жестокой межтаджикской вооруженной борьбе и до настоящего времени находится в сложном экономическом положении. Учёным - историкам, экономистам, политологам - еще предстоит оценить все тяжелые последствия этих событий, их истоки и негативные результаты в будущем.
Предстоит оценить и еще один фактор в становлении независимости Республики Таджикистан - роль различных государств в этом процессе. Деклараций о поддержке государства таджиков в период обретения независимости было предостаточно: в них звучало и упоминание об этнической и религиозной близости и напоминание об общем многовековом культурном единстве и уверения в помощи на пути к истинной демократии. Однако быстро выяснилось, что за каждой из таких деклараций стояли вполне определенные эгоистические цели, ведущие к экономическому и политическому подчинению страны таджиков.
Именно в этот сложный, подчас трагический, период истории со всей очевидностью проявилась истинность народной мудрости: «Старый друг - лучше новых двух». Именно в эти дни таджики поняли правильность решений своих предков, сделавших выбор в направлении союза с Россией. Для таджиков отношения с Россией имеют глубинный исторический смысл: являясь на среднеазиатской территории единственным коренным народом индоарийского происхождения, носителем древнейшей культуры региона, они издавна испытывали притяжение к русской цивилизации.
Первые контакты русского и таджикского народов приходятся на исторический период, имеющий для них важное значение, а именно - на X век, время расцвета Государства Саманидов в Средней Азии, первого таджикского государства в регионе и одновременно - на момент крещения Руси, давшего русскому народу новую духовную культуру в контексте евразийской цивилизации. Именно поэтому в событиях, произошедших на Памире сто лет назад, прослеживается не малозначительная случайность, а цепь последовательных исторических движений, важнейших вех в судьбах не только населения горного края, но всего таджикского народа, а также народов России.
Эти события имеют свою, весьма длительную и поучительную предысторию. Впервые так называемый «памирский вопрос» в русской внешней политике проявился в 1876 году, в период присоединения к России Кокандского ханства. Феодальная группировка кочевников-кипчаков, захватившая власть в Коканде, потребовала восстановления территории ханства в прежних (до 1853 года) границах и начала набеги на юго-восточные пределы России, входившие в то время в Туркестанское генерал-губернаторство. Царские власти ответили мощным контрнаступлением, в результате чего в 1876г. Кокандское ханство было ликвидировано, а на его месте образована Ферганская область. Исходя из норм международного права того времени, вся территория побеждённого государства вошла в состав России в его границах на последний момент. Однако в отличие от равнинной части ханства, расположенной в Ферганской долине, территория Памира с прилегающей к нему Алай-ской долиной, населенной киргизами, фактически целых четырнадцать лет, т.е. до 1891 года, не имела российского административного управления. Причиной тому была удалённость территории от Ташкента, малочисленность администрации России на местах и малонаселённость ре-
гиона.
Вместе с тем, население Памира, Горного Бадахшана, да и всего Таджикистана, уже с конца 60-х годов XIX века вошло в орбиту российской государственности: Северный Таджикистан - благодаря включению в состав Туркестанского генерал-губернаторства; южная часть - посредством тысяч и тысяч рабочих-отходников, ежегодно отправлявшихся из горных долин Восточной Бухары и Памира в промышленные центры Ферганы, Ташкента, Семиречья. Эти люди знакомились с новыми государственными порядками, социально-экономическими и культурными реалиями, привнесенными в регион российским государством. Не следует идеализировать деятельности официального русского чиновничества в Средней Азии, среди его представителей немало было и так называемых «господ ташкентцев», людей случайных, а часто отправлявшихся на окраины государства за «длинным рублём» и полностью безразличных к «туземцам», их нуждам, культуре и истории. Эта социальная «накипь» не может умалить заслуг основной части русских людей, отправлявшихся на далёкую юго-восточную окраину России для ее изучения, защиты и обустройства. Этим нелёгким делом во все времена занимались, в основном, энтузиасты и патриоты, искренне преданные своему делу. Именно благодаря их усилиям у местных жителей создавался образ великой имперской державы, несшей в регион не только экономическое развитие, но и животворные принципы русской культуры, сформированной на основе православия.
Немаловажен тот факт, что появившаяся не позднее XI века на Памире и в Горном Бадахшане религиозная секта исмаилитского (шиитского) направления «Дини пяндж тани» («Религия пяти святых исла-ма»)1, последователями которой было большинство проживавшего там таджикского населения, резко дистанцировалась от традиционного суннитского ислама ханифатского толка, который исповедовали и в Бухарском ханстве, и в Афганистане. Более того, по утверждению некоторых русских востоковедов, все книги «пяндж тани» носят в этическом плане заметные следы учения Христа. Первое правило, рекомендуемое «пяндж тани» к сведению и руководству, - «не делай другому того, чего ты не желаешь, чтобы другие делали тебе». Правило - нельзя отвечать злом на зло - содержится также в Евангелии.
Фактор исповедования «пяндж тани», без сомнения, психологически отделял все население Горного Бадахшана, независимо от социального положения, как от влияния афганских (пуштунских) беков с юга, так и политической и духовной власти мангитской Бухары. В этой ситуации население Горного Бадахшана видело для себя наиболее естественным выходом находиться под покровительством власти соседнего христианского государства, духовной основой которого было восточное православие.
Население Памира не представляло для себя ничего другого - ни с
1 Раскрытая человеческая ладонь - десница Аллаха и пять пальцев, символизирующие имена пяти особ - Мухаммеда, Али, Фатимы, Хасана, Хусейна.
социально-экономической, ни с духовной, ни наконец с историко-этнической позиции - кроме как добровольного вхождения в состав Российской империи. Оно надеялось в составе или под протекторатом России обрести защиту от административно-чиновничьего произвола Бухарского эмирата и постоянных набегов и грабежей афганских и китайских приграничных правителей, князьков, царьков и беков.
Однако в конце 80-х - начале 90-х годов XIX века Памир вновь привлек к себе внимание европейской политики. Произошло это в связи с тем, что на его территорию начали предъявлять свои права соседние Китай и Афганистан. Официально китайские власти формально не представляли таких претензий, но они начали постоянно вмешиваться в дела памирских киргизов, назначать беков по своему усмотрению из их числа. Не ограничиваясь этим, китайские власти потребовали ежегодного приезда киргизских беков в Кашгарию для отчета, изъявления своей покорности, получения указаний. Согласно китайским источникам, для управления Памиром назначались беки Шаиму и Кулумэга на должность мэн-баси («начальника тысячи дворов») с постоянным пребыванием в Мур-габе. Кроме того, была установлена должность «начальника ста дворов», который осуществлял управление киргизским населением в Ихули, Аличуре, Мургабе, Аису, Хеличи и других местах. Для руководства таджикскими территориями Сарыкола и прилегающих местностей был назначен «чиновник пятой категории» Айлибу.
Под давлением Англии в 1883 году территориальные претензии на Памир заявил и Афганистан, войска которого вторглись в Вахан, Горан, Шугнан и другие территории Горного Бадахшана. В этот период эмир Афганистана Абдурахманхан проводил агрессивную политику по присоединению к государству полунезависимых территорий на севере от пуштунского государства, по левобережью Пянджа и Амударьи, и захват земель Горного Бадахшана, не находящихся под покровительством ни одной из великих держав, вполне укладывался в его экспансионистские планы.
Правителю Вахана Шо-Али-Мардону удалось заблаговременно проведать о планах афганцев, и он созвал совещание родовых старейшин в своем главном селении Калаи-Пяндже. Было принято решение всем жителям бежать из страны, поскольку отобразить ожидаемое нападение не было возможности. Так начался малоизвестный эпизод истории Горного Бадахшана - исход ваханцев со своей родины во главе с Шо-Али-Мардоном. Старейшины быстро передали сообщение покинуть Вахан в самые дальние кишлаки. Все без исключения, ваханцы изъявили желание последовать за своим правителем. Было решено собраться в местечке Ак-Таш, откуда Шо-Али-Мардон намеревался направить их в различные местности. Сам же он временно обосновался в Таш- кургане (Сары-коле), а затем перебрался в Ишкамол, в провинцию Чатрат, откуда обратился к русскому правительству за разрешением переселиться в Россию.
Осенью 1883 года в Шугнане вспыхнуло восстание жителей про-
тив гнета интервентов, или как записано в архивных документах, против «непосильных налогов, а также использования людей для работ вместо лошадей и ишаков при доставке провианта». Перебив наиболее жестоких сборщиков налогов, восставшие бежали в Рушан, где, укрепившись на труднодоступных высотах, вышли с ходатайством о помощи в Туркестанское генерал-губернаторство. Делегация во главе с прогрессивно настроенными представителями Горного Бадахшана, в том числе поэтом Фаррух- шо, Мухаммадназарбеком, Манзаршо из Рушана, Мираваз- беком из Сучана, поэтом Назаршо из Ишкашима прибыло в феврале 1884 года в Новый Маргелан (ныне город Фергана). Посланцы видели в присоединении своей родины к России единственный путь освобождения от дикой тирании афганцев. Они доставили с собой обращение жителей Шугнана, в котором говорилось, что те «зимой бросили свои дома и скитаются по степи. Единственное спасение находят они в лице Белого Царя и прибегают к его покровительству и защите».
Жизнь таджиков Горного Бадахшана в этот период можно было описать только в самых мрачных красках: настоящее существование в рабстве; поборы, доводящие целые семьи до голодной смерти; продажа людей в Афганистан; ежедневные убийства и насилия на всей территории - от Язгулема до Вахана.
В августе-сентябре 1889 года вооруженная борьба таджиков Горного Бадахшана против афганского вторжения достигла апогея. Именно к этому периоду относится послание правителя Шугнана Сеида Акбар-шо подполковнику царской армии Б.Л.Громбчевскому. В нем говорилось: «Завоевателю мира, подобному орлу, великому господину. Да будет Вам, властителю Вселенной, оказывающему помощь, известно, что до настоящего времени я страну мою считал входящею в состав владений Великого Белого Царя, теперь же явились сюда воры-грабители и овладели половиною моих владений. Раньше этого времени о положении моем я отправил донесение к слугам Великого Государя, но ответа еще не получил. Докладывая Вам о положении дел, высказываю надежду, что страна моя будет принята под покровительство Великого Белого Царя, воры же убегут и перестанут разорять мою Родину. О последующих событиях буду извещать Вас своевременно. Пока Рушан находится в моих руках, считайте эту провинцию своими владениями».
Находясь в поистине трагическом, безвыходном положении, все население Горного Бадахшана видело единственное свое спасение в немедленном присоединении к России.
В августе 1889 года подполковник Б. Л. Громбчевский встретил огромные толпы беженцев из Шугнана, двигавшихся к границе Туркестанского генерал-губернаторства. Он так описывал это: «Спустившись в долину р. Мургаб, мы в продолжении трех дней по дороге встречали сплошные толпы шугнанцев, направлявшихся в пределы России, впереди шло около 20 семейств родственников Юсуфа Алишо, главного сподвижника Сеида Акбаршо. За головы многих из них была назначена афганцами денежная премия, а все остальные объявлены вне закона, т.е.
каждый мог убить или ограбить беглеца, не подвергаясь никакому наказанию. Беглецы шли быстро, бросая по дороге уставший скот и имущество, старались уйти по возможности дальше от афганцев. Узнав во мне русского, они бросались на колени, целовали одежду и молили защитить их от преследования. Бедствия этих несчастных не поддаются описанию. Все в рубищах, с котомками за плечами, несли на себе, кроме домашнего скарба, грудных и маленьких детей. Тут же гнался домашний скот, половина которого подохла в дороге или же была разграблена памирскими киргизами. Дорога буквально была устлана трупами животных, которые, разлагаясь на солнце, заражали воздух невыносимым зловонием. За каждым табором тянулась длинная вереница больных и отставших, преимущественно стариков и женщин с детьми. Столь ужасную картину народного бедствия воображение европейца вряд ли может себе представить. Такие картины возможны только в Азии, где властелин, завоевывая страну другого, поголовно вырезает население занятой страны, обращая, вместе с тем, ее в пустыню. Зная, что беглецы идут прямо в руки союзника афганцев Сахиб-Назара и что лучшее, что их ожидает, - эго ограбление, захват женщин и продажа многих в рабство, я пытался уговорить несчастных вернуться обратно в Шугнан. «Вы не знаете афганцев, - говорили мне беглецы, - это лютые звери. Они сожгли наши дома, разграбили наше имущество и назначили цену за наши головы! Жен наших они насилуют на наших глазах, издеваясь и заставляя смотреть на это посрамление». Из скудных запасов экспедиции беглецам оказывалась посильная помощь. Раздавались мука, вареное мясо, лекарства, перевязывались раненые, а на ночлегах варилась горячая пища для спешивших мимо беглецов. Но бедствие было таких размеров, что помощь наша уподоблялась капле в море. В селении Сарез я был приятно удивлен симпатией населения к русским. Жители называли себя не иначе как поданными Белого Царя и новое занятие Рушана афганским войсками объясняли тем, что русские войска не могли подоспеть вовремя, чтобы прогнать этих дуздов (воров). Чрезвычайно интересен факт, что местное население считает себя русскими поданными на основании какого-то договора, по которому русские отдали будто бы афганцам все земли по левую сторону реки Пянджа и оставили за собой земли правого берега, а, следовательно, и Рушан. Вера в этот договор непоколебима».
В 1891 году правительством России, наконец, было принято решение о нормализации управления территориями на Памире. С этой целью в период 1891-1893 гг. из Ферганы были направлены отряды русских войск, которыми были созданы первые пограничные посты: в Шаджане (1892г.), Мургабе (пост Памирский) - в 1893 г.
Однако уже в 1895 году, в результате англо-русско-афганских переговоров, территория Горного Бадахшана оказалась в составе Бухарского эмирата: она была передана Бухаре в качестве компенсации за потерю ею Запянджского Дарваза, отошедшего Афганистану. Учитывая последствия жестокой афганской оккупации, разоренному населению
была обещана трехлетняя отсрочка в сборе налогов.
Так неожиданно для себя таджики Горного Бадахшана после двенадцати лет изнурительной борьбы с афганцами и китайцами оказались под дланью «Бухорои Шариф» (Священной Бухары), одного из деспотичных государств Востока того времени. Предупреждение некоторых русских востоковедов и военных относительно разницы в вероисповедании основной массы населения Бухарского ханства и бадахшанцев, а также происходивших на этой почве негативных проявлениях не было принято во внимание как малозначительная этнографическая деталь. Однако это обстоятельство при «всей своей малости» привело к трагическим последствиям для бадахшанцев.
Власть Бухары над таджиками Горного Бадахшана начала осуществляться во всех изощренных формах феодальной азиатской деспотии, о которых сохранились свидетельства классика таджикской литературы С.Айни, других его современников. Во время сбора множества налогов людей не просто избивали, но подвергали истязаниям, применяя пытки, достойные средневековой инквизиции.
В Горном Бадахшане эмирскими чиновниками была восстановлена практика их афганских предшественников по насильственной отправке в гаремы молодых женщин и мальчиков. Все это переполняло чашу терпения населения, вызывая взрыв гнева против присутствия представителей «Священной Бухары» в Горном Бадахшане. Возмущение населения Памира было понято русскими военными властями на Памире и в Фергане, отвечавшими за спокойствие и стабильность государственной границы. Несколько раз, чтобы предотвратить кровавую расправу над эмирскими чиновниками со стороны местного населения, русским пограничным чинам приходилось под конвоем высылать представителей «Священной Бухары» из Горного Бадахшана. Русские пограничные отряды, хорошо знакомые с истинным положением дел в горном крае, неизменно выступали за отторжение Горного Бадахшана от эмирской власти и передачу его полностью под управление России. Однако такие докладные записки с обоснованием ситуации долгое время оставались без внимания, как в Ташкенте, так и в Петербурге. Перемене положения послужили события в Вахане в 1896 году, когда его жители заявили, что они «столько вытерпели от афганцев вовсе не для того, чтобы попасть в руки к новым деспотам мангитского эмира - бухарцам», и что готовы полностью переселиться на территорию Британской Индии, в случае если не будут взяты под покровительство русской администрации. В результате этого, а также многих других обращений местного населения к русским властям территория Горного Бадахшана в 1903 году была переведена под управление русских военных властей, представленных Хорогским погранотрядом.
Таким образом, произошло событие огромной исторической важности - фактическое присоединение территории Памира и Горного Ба-дахшана к России. Этим актом было наконец осуществлено многолетнее стремление таджиков Горного Бадахшана к установлению братских от-
ношений с русским народом.
Дальнейшие исторические события, произошедшие через несколько лет на территории Российской империи, позволили сохранить Горный Бадахшан в составе Советского Союза. Горно-Бадахшанская автономная область была включена в Таджикскую Республику, и экономическая, политическая и культурная жизнь населения Памира получила новое развитие. Образование Советского Таджикистана имело огромное историческое значение для Горного Бадахшана. Созданием в Средней Азии такого государственного образования таджики были спасены как нация, они получили возможность развивать свою культуру, науку, иметь все условия для создания государственной инфраструктуры. Много позже, в 1991 году, у таджиков всего Востока появилось национально-государственное образование, позволившее перейти на новый, полный уровень суверенности.
Однако Республике Таджикистан, пришлось выдержать тяжелейшее испытание вооруженного противостояния, последствия которого не преодолены до сих пор. И в этих сложных условиях таджики вновь осознали, чем для них является Россия, насколько прочные и многообразные узы связывают два государства, насколько необходимы они друг другу и сегодня и завтра. Двадцать четыре года независимого существования Таджикистана показали всем бывшим республикам СССР всю глубину исторической интеграции, которая выдержала тяжелейшее испытание трагических событий 90-х годов прошлого века. И эти взаимосвязь и взаимная необходимость осознаются теперь не только в Таджикистане, но в равной степени и в России. Свидетельство тому - мощный процесс интеграции, происходящий на просторах СНГ, а именно создание Таможенного Союза, Евразийского Экономического Союза, снятие границ между Россией и Белоруссией, заключение договора о совместной обороне - ОДКБ. Это, наконец, принятие документа под названием «Стратегический курс России с государствами - участниками Содружества независимых государств», призванного упорядочить и конкретизировать политику Российской Федерации на пространстве СНГ.
Россия все больше осознает себя не просто европейской державой, но и великой евразийской державой и в этой связи яснее понимает свои интересы в Центральной Азии. Для таджиков все это представляется особо отрадным явлением, так как интересы России в центральноазиат-ском регионе исторически и геополитически более естественны, чем у США, Китая и других стран.
Понятно, что самой России сейчас непросто: идут грандиозные экономические реформы, становление нового демократического строя, борьба сложного спектра политических сил внутри государства. России нелегко и в области проведения внешней политики: кризис на Балканах, события в Афганистане, Ираке и других регионах ясно показали, что в мире есть силы, которые хотели бы сбросить Россию со счетов как великую державу, окончательно «задвинуть» ее на задворки истории, как некий политический анахронизм, недостойный внимания. В этом ключе
можно только приветствовать решение российского руководства по началу проведения с 30 сентября 2015 года операции силами её военно-космических сил в Сирии, которая уже привела к кардинальному изменению обстановки на Ближнем и Среднем Востоке.
В то же время можно отметить, что возможности состояния современной геополитики России позволяют ей ответить на любой вызов, и ответ этот может быть необязательно в Европе, но и далеко в глубинах Азии. Россия имеет здесь мощные позиции и верных союзников, которые осознают общие с ней интересы.
В этой связи хочется выразить надежду, Республика Таджикистан в ближайшее время примет решение о вхождении в Евразийское экономическое пространство, что, несомненно, откроет новые возможности для политической и экономической интеграции двух братских стран. Этот шаг решил бы большую часть экономических проблем и трудностей, стоящих перед Таджикистаном. Одновременно такая акция способствовала бы и полноценному существованию ГБАО.
Свой 120-летний юбилей присоединения к России, а также 90-летие создания ГБАО Горный Бадахшан встречает в сложных условиях. В годы Советской власти Горно-Бадахшанская автономная область (Памир) находилась на дотации, то есть была в составе Советского Союза дотационной территорией. Область обеспечивалась продовольствием: мукой, маслом, консервно-колбасными продуктами. Всё это досрочно завозилось в ГБАО до зимних холодов, закрытия перевалов многометровым снежным покровом. В настоящее время Таджикистан уже не имеет таких возможностей. Единственным выходом остается возрождение отечественной индустрии, промышленных предприятий, а также сельского хозяйства республики.
Но древняя и многострадальная история научила таджиков не отчаиваться в любых обстоятельствах: упорный труд и надежда во все времена помогала им в национальном развитии. Отсюда задача - делать всегда правильные выводы и упорно двигаться к поставленной цели.
R. Masov,V.Dubovitsky
HISTORICAL IMPORTANCE OF THE VOLUNTARY ACCESSION OF MOUNTAIN BADAKHSHAN TO RUSSIA ( history, modernity, perspectives)
Historical destiny of Mountain Badakhshan connected to the history of the Tajik nation. The occupation of this region by the Afghanistan in 1883 became the tragic epoch for it. Vvoluntary accession of Mountain Badakhshan to Russia became the rescue for its habitants and gave new impulse for development of this region. Formation of Mountain Badakhshan Autonomic Region in 1925 became one important moment in the history of this district that gave a chance for development of this inaccessible part of Tajikistan.