УДК 392 (470.21)
ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТАХ
КОЛЬСКОГО СЕВЕРА
THE HISTORICAL STUDY ABOUT CULTURAL LANDSCAPES OF THE KOLA NORTH
© Киселёв Алексей Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» Контактный телефон: (8152) 21-38-39. E-mail: [email protected]
© Kiselyov Aleksey Alekseevich, Doctor of Historical Sciences, Professor, leading researcher of Murmansk State Humanities University. Те.: (8152) 21-38-39. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья представляет собой крат- Abstract. The article represents a short review
кую рецензию на новую монографию про- of the new book by prof. P.V. Fedorov «Cultur-
фессора П.В. Фёдорова «Культурные ланд- al Landscapes of the Kola North: Structure and
шафты Кольского Севера: структура и исто- Historical Dynamics». рическая динамика».
Ключевые слова: колонизация, Арктика, Keywords: colonization, Arctic, Russia, North,
Россия, Север, урбанизация urbanization
В 2014 г. Мурманским государственным гуманитарным университетом и издательско-полиграфическим предприятием «Правда Севера» выпущена новая монография доктора исторических наук, профессора П.В. Фёдорова «Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика» [1].
П.В. Федоров, мой самый талантливый ученик, ставший признанным, крупным учёным-историком, исследующим историю Кольского Севера, опубликовал много книг, каждая из которых является значительным вкладом в кольское регионоведение. В этом он — продолжатель дела профессора Ивана Фёдоровича Ушакова.
У П.В. Федорова уже сейчас более сотни серьезных научных работ, в т.ч. такие монографии, как «Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье в XVI - XX вв.» [2] и «Историческое регионоведение в поисках другой истории России (на материалах Кольского полуострова)» [3]. Его научные интересы широки: не только история Мурманской области, но и всего Европейского Севера, историческая антропология, этнография, демография, историография. Павел Викторович Федоров дважды (в 2006 и 2011 годах) был лауреа-
том конкурса монографий и научных трудов, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие Мурманской области, дважды был дипломантом Всероссийского конкурса в области архивоведения, документоведения и археографии, проводимого Федеральным архивным агентством.
П.В. ФЕДОРОВ
КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА
СТРУКТУРА
И ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА
МУРМАНСК ¿014
Новая книга «Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика» — это не просто история нашего края, а анализ динамики развития культурных ландшафтов Кольского Севера на протяжении веков. Автор рассматривает исторический процесс, происходивший на Русском Севере, через призму меняющегося ландшафтного текста и на этой основе освещает историю освоения одной из территорий Арктической зоны.
В предисловии говорится: «Россию заслуженно называют великой северной страной, арктической державой. Славными открытиями, сделанными на Севере, Россия вошла в мировую историю.
На фоне яркого света научных достижений, героических походов и экспедиций не всегда заметен тот вклад, который вносился повседневным трудом многих поколений россиян, живущих на Севере. Россия первой из стран мира реализовала в приарктическом пространстве разные уклады жизни от архаических и традиционных до урбанизационных» [1, с.4].
Монография не лишена полемики и дискуссионного обсуждения с первых страниц, где автор говорит о терминах «колонизация» и «освоение», и я тут согласен с Федоровым, что «термин — освоение — имеет гораздо более широкий контекст, чем термин — колонизация» [1, с.5].
И далее автор говорит о своем замысле — попытаться осмыслить феномен освоения Кольского Севера через рассмотрение структуры и исторической динамики его культурных ландшафтов. Но что такое культурный ландшафт? В Словаре иностранных слов читаем: «Ландшафт (нем. Landschaft) — 1) общий вид местности; 2) картина, изображающая природу-» [4].Далее поясняется понятие «географический ландшафт». А о культурном ландшафте в том словаре нет ничего. Попытаемся определиться с этим понятием. Вновь заглянем в словарь: «Культура — в широком смысле — всё, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей». Выходит, что понятие «культурный ландшафт» включает всё, что создано веками на Кольском Севере. Это города и заводы, рудники и дороги, дома и линии передач, корабли и портовые сооружения, связь и транспорт и т.д. и т.п. А как всё это возникало и создавалось — об этом в книге повествует раздел «Структура и историческая динамика».
П.В. Федоров считает разработку данной проблематики полезной не только в конкретно-историческом, но и в общенаучном плане. Во-первых, с точки зрения развития теории текстуальности. Во-вторых, Север, с его сравнительно поздним заселением, позволяет в целостном виде реконструировать процесс формирования территориального социума. И, в-третьих, сравнительный анализ освоения арктической зоны и оценка исторического наследия будут необходимы для уточнения и корректировки современных социальных процессов и стратегии на северных территориях России.
В первой главе — «Культурный ландшафт и его тексты» — автор исследует три проблемы: «Пленер — текст и словесные тексты», «Ландшафт в отраженных текстах» и «Культурный ландшафт: от текстов к метатексту».
Во второй главе, озаглавленной «Культурные ландшафты Кольского Севера в исторической динамике», есть три раздела: 1) «Традиционные ландшафты Кольского Севера»; 2) «Инфраструктурные сдвиги. Усложнение культурных ландшафтов Кольского Севера в конце XIX - первой трети XX века» и 3) «Урбогенез и ландшафтная трансформация на Кольском Севере (1931 г. - ...)».
В этой главе, которая занимает три четверти текста книги, раскрыты все основные позиции автора: праландшафт и погосты, монастыри и посады, тони и становища, рост населения и развитие промыслов, транспорта и связи вплоть до строительства Мурманской железной дороги и основания Мурманска.
Автор правильно утверждает, что «традиционные ландшафты Кольского Севера не представляли собой что-то монолитное, неизменное». Нельзя не согласиться и с другим выводом П.В. Федорова, что «русский сельский ландшафт проникал на Русский Север скачкообразно, с юга на север» [1, с.47].
Возьмем и ещё один вывод автора «За 400 лет совместного нахождения (слово не очень удачное. — А.К.) друг с другом (XVI — XIX вв.) положению традиционных ландшафтов ничего не угрожало. Ни один тип традиционного ландшафта за это время не исчез с территории Кольского Севера.» [1, с.48].
Монография П.В. Федорова системно создана на базе солидных исторических, статистических, географических, этнографических, литературных, архивных и иных источников.
Текстовой материал дополнен фотографиями, картами и схемами. Книга вышла в твердом переплете, оформленном в соответствии с содержанием монографии.
Хорошо, что автор подкрепляет каждое важное положение своего исследования ссылкой на первоисточник — архив, книгу, статью. Все иллюстрации имеют не только название (текст), но и указание, откуда они заимствованы. Автором использованы труды не только русских, в т.ч. мурманских, но и зарубежных авторов (П. Нильсен, И. Аструп и др.).
Не возражая против определений терминов «колонизация» и «освоение», рецензент лишь подчеркнул бы, что первый характеризует больше внешнюю сторону деятельности сообщества (захват новых территорий, приобщение их к культуре более цивилизованных народов и т.д.), а процесс освоения нацелен на последующую работу, рассчитанную на продолжительный (на века ) срок.
В монографии кроме основного авторского текста (109 стр.) есть три важных, ценных и интересных приложения:
1) 11 текстов с описанием лопарского погоста, становищ и колоний Мурманского берега, Трифоно-Печенгского монастыря и лебедевское (из очерка писателя В.В. Лебедева) описание Мурманска 1929 года;
2) данные переписей населения Кольского Севера с 1926 по 2010 год;
3) список использованной литературы (более 150 наименований).
От редакции. Добавим от редакции журнала «Арктика и Север», что монография профессора П.В. Федорова, члена редакционого совета нашего журнала, вносит солидный научный вклад в системное исследование этнокультурного ландшафта, арктических артефактов, регионального контекста «культуры Арктики» в самом широком значении этого концепта. Появляются возможности для проведения сравнительного анализа этнокультурных ландшафтов приарктических и северных территорий, учитывая то обстоятельство, что Кольский Север полностью входит в Арктическую зону Российской Федерации. Поздравляем Павла Викторовича с выходом в свет новой монографии и желаем дальнейших творческих достижений в научной деятельности на должностях главного научного сотрудника Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, руководителя Лаборатории геокультурных исследований и разработок Международного банковского института (Санкт-Петербург).
Литература
1. Федоров П.В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика. - Мурманск: ИГГУ, 2014. - 175 с.: ил.
2. Федоров П.В. Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. - Мурманск: МГГУ, 2009. - 388 с.
3. Федоров П.В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России (на материалах Кольского полуострова). - Мурманск: МГПУ, 2004. - 241 с.
4. Толковый словарь иностранных слов // URL: http://foreign.slovaronline.com/%D0%9B/%D0 %9B%D0%90/7200-LANDSHAFT (дата обращения: 30.04.2014)