Научная статья на тему 'Историческо-эволюционное развитие проблемы культуры здоровой жизни'

Историческо-эволюционное развитие проблемы культуры здоровой жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
461
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жамолдинова Одинахон Расуловна

Изучение здорового образа жизни молодежи (ЗОЖ) и его эволюционных этапов является основой для развития культуры здоровой жизни у каждого члена общества. Взгляды наших предков о здоровом образе жизни дошли до нас через устное творчество, в источниках письменности, в определенных правилах, орудиях труда, произведениях искусства, изделиях мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческо-эволюционное развитие проблемы культуры здоровой жизни»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКО-ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ Жамолдинова О.Р.

Жамолдинова Одинахон Расуловна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: изучение здорового образа жизни молодежи (ЗОЖ) и его эволюционных этапов является основой для развития культуры здоровой жизни у каждого члена общества. Взгляды наших предков о здоровом образе жизни дошли до нас через устное творчество, в источниках письменности, в определенных правилах, орудиях труда, произведениях искусства, изделиях мастеров.

Ключевые слова: культура, здоровый образ жизни, народная педагогика, физическое здоровье человека.

Проведенные исследования свидетельствуют о развитии образа жизни в ходе последовательного прогресса человечества, об использовании человеком природы в таком виде, каком она была.Первоначально жили коллективно, затем появилась семья. Таким образом, произошли семья, общество, государство, религия. Возникли общественные отношения, воздействующие на здоровье человека. В результате этого, жизнь человека кроме капризов природы, стала зависеть от взаимных войн, инфекционных заболеваний и других факторов. Условия проживания человека воздействовало на его образ жизни, здоровье, в конечном счете, - на продолжительность его жизни. Люди в соответствии с уровнем сознания стали рассуждать о происхождении, развитии заболеваний, секретах выздоровления.

Изучение в процессе исследования различных исторических, философских, научно-педагогических, популярных материалов дало возможность группировки источников по развитию здорового образа жизни человечества и развитию культуры здоровой жизни молодежи следующим образом:

а) источники народной педагогики и наследия мыслителей Востока;

б) историческая, этнографическая, философская, художественная литература, посвященная изучению этапов исторического, эволюционного развития здорового образа жизни, его роли в прогрессе общества;

в) источники медицины, посвященные изучению с медицинско-гигиенической точки зрения здорового образа жизни и культуры здоровой жизни;

г) научные, педагогические, религиозные источники, направленные на изучение развития у граждан ЗОЖ и культуры здоровой жизни (КЗЖ), воспитательной функции, сути КЗЖ.

Анализ этих источников показывает, что проблема развития образа жизни и культуры жизни началась с античных времен и продолжается в наше время.

Если взглянуть на этап исторического формирования культуры жизни, то можно увидеть, что образ жизни, культура жизни первоначально нашла отражение в общественно-философских, морально-эстетических взглядах стран Востока. Воспитание здорового образа жизни является древним как и история человечества. Оно нашло свое отражение в источниках древней письменности, на каменных надписях, произведениях мыслителей.

Как подтверждают сведения этнографов-уеных В. Исхакова и Т. Искандарова [1], представления об исторических корнях здорового образа жизни соприкасаются в древнегреческой философией. Они свидетельствуют, что история представлений о здоровом образе жизни исходят из натуро-философских взглядов врачей школы Косс

(Косского). Эта школа связана с именем Гиппократа и натуро-философским учением медицины, основанным на строении окружающего мира (макрокосмоса) и человеческого организма (микрокосмоса). Это был первый системный подход связанности человеческого организма и окружающей среды. Он трактовал физическое здоровье человека в связи с воздействием факторов внешней среды (климат, вода, почва), а образ жизни людей, законы страны - воздействием физических и психологических особенностей людей. Медицинско-гигиеническое понятие ЗОЖ возникло в школе лекарей Гиппократа и является логическим продолжением натуро-философского мировоззрения. Ее основная суть заключается в пропаганде реализации ряда профилактических мероприятий. Это понятие в дальнейшем было научно развито в творчестве пергамского известного врача Клавдии Гален, которая пыталась тесно связать все аспекты здорового образа жизни человека с гигиеническими мероприятиями. Создается концепция об идеальном государстве, в котором забота о человеке является приоритетом. Как подчеркивал Авиценна, основным критерием идеального общества жолжны быть «всеобщий труд и долгая жизнь».

Клавдия Гален разработала важные практические выводы из медицинско-гигиенических понятий Гиппократа о здоровом образе жизни. В ее изысканиях ведущей является идея о формировании здорового образа жизни личности с самого детства до старости. Ибо в античное время уже было доказано, что здоровый образ жизни является основным критерием для интеллекутального воспитания и физического совершенства последующего поколения. Научное понятие о ЗОЖ развивалось в научной школе Востока. В этих школах научное наследие Гиппократа, К. Гален и других известных ученых было переведено на арабский язык, который в тот период являлся языком Восточного Ренессанса. На протяжении четырех веков собран исторический опыт ученых мира по ЗОЖ, который был обогащен и развит до качественно нового уровня. Этот процесс длился около 400 лет (5-8 века до н.э.), после чего научные идеи согласно закономерностям развития перешли на новый этап.

Исторически известно, что проблема здоровья человека связана с возникновением человечества и развивалась и в последующие периоды[3]. В средние века в воспитание была включена задача оздоровление души, однако в философских источниках мало сведений об укреплении здоровья детей, их гигиеническом воспитании. Идеи о сохранении здоровыми души и тела как основы здоровья также относятся к древнему прошлому. Английский философ Джон Локк, поддержавший эти идеи, выдвинул мысль "В здоровом теле - здоровый дух". Медицинские работники и психологи также одобряют эту мысль.

Великие педагоги Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци включают здоровый образ жизни в правила нравственного воспитания и раскрывают его роль в сохранении здоровья и личной жизни. По мнению А.Н. Радищева, для укрепления и развития физической силы необходимо укрепить и развить духовную силу. Задача физического воспитания ребенка определяется охраной здоровья детей, развитие физической силы - правильной организацией здорового образа жизни, организацией игр, гимнастических упражнений, соблюдением личной и общественной гигиены.

В древних индийских ведах также были разработаны основные принципы здорового образа жизни. Духовное удовлетворение человека, признание психологической стабильности и на этой основе обращение к его внутреннему миру являются основными особенностями индийской философии. Древнекитайские мыслители, говоря о здоровой жизни, считают, что шероховатости на теле человека являются следствием психологического дисбаланса [2]. Со временем представление о ЗОЖ приобрело новое философское осмысление. Натуро-философская структура ЗОЖ не только осложнилось, но и его частная типологическая концепция углубилась, определилась математическая трактовка. Система представлений о ЗОЖ начала изучаться в качестве составной части медицинских знаний о здоровье и болезни человека.

В период Восточного возрождения идеи ЗОЖ имели свой общественный характер. Благодаря логическому критерию мышления от Гиппократа, вобравшего в себя великий исторический опыт народов Востока и Запада, до Авиценны была собрана сложная система ЗОЖ, раскрыто ее глубокое медицинско-гигиеническое содержание. Стало повышаться его общественное значение. Все это было направлено на будущее, преследовало цель достижения здоровой общественной жизни [1, 13]. Образ жизни людей определялся их взаимоотношениями, о чем сказано в источнике письменности - «Авесто», основное учение которого пропагандирует единого бога, призывает людей к совести и справедливости, взаимному милосердию, состраданию, согласию. Если зороастризм означает основные три аспекта поведения - «благая мысль», «благое слово», «благое деяние», то в исламской религии для достижения реального счастья человечеством необходимо соблюдать четыре грани поведения: вера, благое деяние, правильный путь и терпение несмотря на трудности этого пути. В основе этой веры лежит идея хорошего поведения, благой цели, полезного действия и труда во имя прогресса общества, что являлось во все времена высшей целью человечества. Также во времена зороастризма строго запрещалось загрязнять воздух, воду, землю, готовить и распивать спиртные напитки, призывали всех к здоровой жизни.

Список литературы

1. Искандаров Т.И., Исхаков В.И. Здоровый образ жизни: восточные традиции и современность. - Тошкент: Медицина, 1989. 120 с.

2. Уринбоев Н.У. Баркарор тараккиётни таъминлашда соглом турмуш тарзининг урни: Фал. фан. ном. ... дис. автореф. Тошкент:УзМУ, 2005. 23б.

3. Musurmanova A. Issues of strengthening the family institutions in Uzbekistan: Theory and practice //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 2018. Т. 8. № 10. С. 4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.