ПИТАНИЯ 1СТОРИ ЗАРУБ1ЖНО1 Л1ТЕРАТУРИ (В1Д АНТИЧНОСТ1 ДО К1НЦЯ XIX СТОЛ1ТТЯ) УДК 821.111 (Кингсли)
Шлыкова О.В.,
соискатель кафедры русской и зарубежной литературы Таврического национальног университета
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН Ч. КИНГСЛИ «ХЕРЕВАРД БДИТЕЛЬНЫЙ, ПОСЛЕДНИЙ АНГЛИЧАНИН», КАК РОМАНТИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ ЛЕГЕНДЫ О ХЕРЕВАРДЕ
Романное творчество английского писателя, публициста и проповедника Чарльза Кингсли (1819-1875 гг.) относится к третьей четверти XIX века -периоду, который принято называть «средневикторианским». Крючкова Н.Д. называет его «периодом существования викторианства в его символическом значении, в котором оно вошло в историю и в коллективную память англичан» [1, 4]. Именно в третьей четверти XIX века в стране были сформированы основные национальные мифы и созданы культурные образцы, на которые ориентировалось большинство населения. Уникальность средне-викторианского периода связано с общим понятием викторианства как единого социокультурного феномена.
Исторический роман Чарльза Кингсли «Херевард Бдительный. Последний англичанин» (Hereward the Wake, "Last of the English") писался и выходил выпусками в журнале «Good News» в 1865 году, а в 1866 году был напечатан отдельным изданием. К этому времени писатель уже был автором исторических романов «Вперед на Запад!» (Westward Ho!, 1855) и «Два года назад» (Two Years Ago, 1856), связанных с событиями Крымской войны 1853-1856 годов. Ищенко Н.А. в исследовании, посвященном проблемам мифотворчества в военном дискурсе, отметила высокую степень ми-фогенности этих произведений. Именно Ч. Кинсли, считает исследовательница, стал главным мифотворцем Крымской войны в прозе Великобритании второй половины XIX века. Его «агрессивный патриотизм» и «культурный национализм» явился результатом того, что писатель вскрыл проблемы, «сопутствующие построению чистой национально-империалистической идентичности, основанной на расовом и религиозном наследии» [2, 159].
Из средневековых хроник известно, что реальный Херевард возглавлял последнее убежище англосаксонских патриотов на острове Или в 1070 - 1071 г., откуда они совершали вылазки против нормандских захватчиков. Как зафиксировано в «Domesday Book» и в англо-сансонских хрониках, Херевард был, скорее всего, мелким сквайром из южного Линкольншира, владеющим землями аббатств Кроулэнда и Петерборо. Контактируя с монахами, он находился в постоянных спорах с ними по поводу арендных соглашений [3, 79].
Однако единой версии по поводу происхождения Хереварда не существует. Согласно одной из легенд, он был сыном Леофрика, одного из наиболее знатных англосаксонских магнатов. Но то, что имя Хереварда имеет скандинавское происхождение, дает право некоторым современным историкам предполагать, что отцом его был датчанин. Земельные владения семьи Хереварда находились в южной части Линкольншира, а возможно они арендовали земли монастыря в Петерборо. По традиции, местом рождения Хереварда называют небольшой городок Боурн в Линкольншире.
Легенда гласит, что в период правления Эдуарда Исповедника Херевард выступал против привлечения нормандцев к управлению Англией и ориентации короля на северофранцузских советников. За это король объявил его вне закона. Популярно также утверждение о том, что во время нормандского вторжения в 1066 году Херевард находился на службе у графа Фландрии и вернулся на родину для борьбы за англосаксонские интересы после коронации Вильгельма Завоевателя. Однако подтверждения этим предположениям в средневековых источниках не содержится.
Подтвержденными же в источниках являются сведения о том, что в начале 1070 года флот датского короля Свена Эстридсена, предпринимающего попытки оспорить права Вильгельма на английский престол, обосновался на острове Или, территории к юго-востоку от Линкольншира, окруженной реками и болотами. Свен создал там базу для совместных с англосаксами действий против нормандцев. К этому времени в результате подавления восстаний в Мерсии в 10691070 годах англосаксонское сопротивление нормандской власти было сломлено. Лишь небольшое число англосаксов продолжало бороться за свою независимость, и часть из них нашла пристанище под прикрытием датской армии на острове Или. Среди них и был и Херевард, который вскоре после этого стал лидером последнего очага сопротивления. Англо-датские отряды со своей базы на Или совершали набеги на прилегающие земли, уничтожая нормандские формирования и разоряя владения нормандцев. Наиболее известен набег Хереварда на аббатство Петерборо в 1070 году. По легенде, он пытался спасти сокровища монастыря от разграбления нормандцами.
Летом 1070 года, когда Свен Эстридсен и Вильгельм завоеватель заключили перемирие, датский флот покинул Англию. Однако англосаксы на острове Или продолжали сопротивление. Именно Херевард после ухода датчан возглавил действия повстанцев, к которым присоединялись все новые и новые отряды из других областей страны. Так, на остров Или прибыл Моркар, бывший эрл Нортумбрии и один
ПИТАНИЯ ICTOPÍÍ ЗАРУБЖНО1' Л1ТЕРАТУРИ (В1Д АНТИЧНОСТ1 ДО К1НЦЯ XIX СТОЛ1ТТЯ)
из наиболее влиятельных англосаксонских аристократов. Однако летом 1071 года крупные военные соединения короля Вильгельма окружили подступы к лагерю повстанцев. После упорного сопротивления нормандцам удалось захватить остров Или. По легенде, они подкупили монахов монастыря Или, которые показали им путь среди болот к расположению лагеря повстанцев. Многие англосаксы были пленены или убиты, однако Хереварду удалось уйти.
Несмотря на крах последнего очага организованного сопротивления нормандскому завоеванию Англии, Херевард не покорился нормандцам. С небольшой группой сторонников он скрылся в непроходимом Брунесвальдском лесу на границе Нортгемптоншира и Хантингдоншира. Став лесным разбойником, Херевард на протяжении следующих лет совершал нападения на нормандские отряды и вошел в английский фольклор как защитник простого народа и предшественник Робина Гуда.
Согласно хронике XII века «Gesta Herewardi» (De Gestis Herewardi Saxonis), король Вильгельм в конце концов помиловал Хереварда. Однако по другим источникам жестокость Вильгельма не знала границ, и он отпускал пленников, только выколов им глаза и отрубив руки [4, II, 9]. Хереварду с небольшой группой соратников удалось ускользнуть, и после этого он уже не упоминался в официальных хрониках. Позже, как и другие лидеры сопротивления, он мог примириться с Вильгельмом Завоевателем. Дж. Геймар предполагает, что Херевард на стороне Вильгельма командовал английским контингентом в Майне и был впоследствии убит группой завистливых нормандских рыцарей [5, 178-180]. Известно, однако, что человек по имени Херевард владел землями в Варвикшире после смерти Вильгельма [6, XVI, 26, 44, 48]. Имя Херевард сохранилось на острове Или в течение XIII столетия: в хрониках упоминается Роберт Херевард, бейлиф и сенешаль епископа Или, а также шериф Кембриджшира и Норфолка [7, 267-168].
Деяния такого выдающегося героя мгновенно захватили воображение нации. Говорят, что женщины и девушки пели о нем в своих песнях, прославляя и, вне сомнения, преувеличивая его подвиги. Многочисленные произведения фольклора были созданы в течение нескольких лет после его смерти. Многое из того, что было рассказано в устной форме, в первой четверти XII века было включено в хронику «Gesta Herewardi». Те, кто желал считать Хереварда своим предком, наделили его благородным происхождением и тщательно разработали его родословную, прибавив значимости тому сопротивлению, которое он оказал Вильгельму. Прозвище «the Wake» (бдительный) впервые было зафиксировано в поздней хронике, приписываемой
Джону из Петерборо [8], что еще раз подтвердило характеристику успешного лидера повстанцев. Потомками Хереварда считала себя английская дворянская семья Уэйков, владеющая землями в южном Линкольншире. Одна из представительниц этой семьи была замужем за Эдмундом Вусто-ком, 1-м графом Кентским и стала бабушкой английского короля Ричарда II.
Исследователь англосаксонских хроник Ч. Пламмер считал, что Херевард «имел недолгую жизнь в истории, но долгую жизнь в романтической литературе» [9, II, 265]. Само имя Херевард, означающее в англосаксонском языке «хранитель стад», а также его прозвище «Уэйк» (the Wake), переводимое на русский язык как «будитель», «бдительный» или «внимательный», несет в себе значение объединителя нации, борца за ее единство и независимость. Легенды о нем стали частью английского фольклора, а некоторые из них были заимствованы при создании поэтического цикла о похождениях Робина Гуда.В социокультурном пространстве средневикторианского периода обращение Ч. Кингсли к образу Хереварда видится вполне закономерным. Именно в романе Ч. Кингсли история известного борца за независимость Англии получила свою завершенную современную форму. Взяв за основу материалы средневековой хроники «Gesta Herewardi», Ч. Кингсли продолжил романтизацию реального Хереварда, уже предпринятую в хронике. Сделав его сыном Леофрика, графа Мерсии, и леди Годивы, писатель закрепил в народной памяти благородное происхождение, которое, по его мнению, так подобало герою. Назвав Хереварда «последним англичанином», он указал на то, что считает настоящим англичанином только того, кто сражается за независимость своей нации. Романтическое описаниесмерти Хереварда, упавшего «с четырьмя копьями в спине, чтобы уже больше не подняться», воспевает мифическую германскую «мускулистость» в разительном контрасте к континентальному вероломству.
Литература
1. Ищенко Н.А. Перо сильнее, чем клинок. Мифология Крымской войны 1853-1856 годов. - Симферополь: Крымский Архив, 2007.
2. Крючкова Н.Д. Образ жизни британской элиты в третьей четверти XIX века: дис. ... кандидата истор. наук: 07.00.03/ Крючкова Наталья Дмитриевна. - Ставрополь, 2004.
3. The Chronicle of Hugh Candidus / Ed. by W.T. Mellows. - L.: Oxford University Press, 1949.
4. Chronicon ex Chronicis / Ed/ by Benjamin Thorpe. - L.: English Historical Society, 1848-1849.
nUTAHHfl ICTOPM 3APyBIMHOI flITEPATyPH (BIA AHTI/IHHOCTI AO KIHUfl XIX CTOfllTTfl)
5. Gaimar G. L'Estoire des Engleis / Ed. by Alexander Bell. -AngloNorman Rext Society. - Oxford: Basil Blackwell, 1960.
6. Domesday Book / Ed. by John Morris. - Chichester: Phillimore, 1975-1992.
7. Miller E. The Abbey and Bishopric of Ely. - Cambridge: Cambridge University Press, 1951.
8. Chronicon Anglie Petriburgense / Ed/ by J.A. Giles. - L.: David Nutt, 1845.
9. Two of the Saxon Chronicles Parallel / Ed. by Charles Plummer. -2 vols. - Oxford: The Clarendon Press, 1889.