Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕКОНСТРУКЦИИ АРТИСТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ А. ЧЕРЕПНИНА'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕКОНСТРУКЦИИ АРТИСТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ А. ЧЕРЕПНИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕКОНСТРУКЦИИ АРТИСТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ А. ЧЕРЕПНИНА»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Рубан Н. Л.

Исторический подход к реконструкции артистической карьеры А. Черепнина

Одной из важнейших задач в истории фортепианного искусства является изучение исполнительской деятельности выдающихся музыкантов XX века. Среди них многогранностью своего дарования выделяется фигура А. Н. Черепнина (1899-1977) — талантливого пианиста, композитора и теоретика, педагога, просветителя, видного представителя русского зарубежья.

В нашей стране обширная творческая деятельность музыканта не исследована в полном объеме, а его фортепианные произведения (более 50 опусов), к сожалению, не исполняются, тогда как за рубежом сочинения А. Черепнина активно включаются в концертный и конкурсный репертуар ведущих пианистов1.

Реконструкция артистической карьеры музыканта впервые стала возможной благодаря комплексному исследованию материалов и документов, отражающих историю фортепианного искусства XX века. Речь идет о концертной жизни не только Петербурга, Тифлиса, Парижа, Лондона, Берлина, но и крупных культурных центров Китая, Японии, США.

Ранний период формирования композиторского и пианистического дарования А. Черепнина (1899-1918) теснейшим образом связан с художественной культурой Петербурга. Бесспорно, важнейшую роль в этом процессе сыграла семья будущего композитора-пианиста. Его отец — известный русский композитор и дирижер Н. Н. Черепнин — создал для сына яркую художественную среду, в которой музыкальные способности ребенка развивались динамично и имели профессиональ-

ную направленность. Мать Александра Мария Кинд, от природы обладавшая прекрасными вокальными данными, стала первой учительницей сына2.

Детские впечатления Александра связаны с музыкальными вечерами в доме, где бывали Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, Ц. Кюи, А. Глазунов, а также И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Павлова, Ф. Шаляпин. Композитор охотно посещал многие концерты С. А. Кусевицкого, «Вечера современной музыки».

Кроме того, на формирование артистических принципов музыканта существенное влияние оказали его учителя. Первым профессиональным педагогом Александра была Леокадия Кашперова (1872-1940) — пианистка, композитор, дирижер. Занимаясь с юным исполнителем, она воспитывала в нем артистические качества, присущие прежде всего ей самой как ученице Ан. Рубинштейна. Необходимо отметить, что творческую натуру А. Черепнина с детства характеризовала динамичность, импульсивность и чрезмерная темпераментность. Результатом домашнего обучения стало успешное поступление музыканта в 19 лет в Петербургскую консерваторию. Примечательно, что несмотря на работу с педагогами, пианист в юности и в последующие годы стремился к самостоятельной практике и экспериментам: по собственной воле расширял свой репертуар, разучивал классические и современные произведения и играл сам публично, не сообщая об этом родителям и педагогам. При этом в программы концертов он обязательно включал и собственные произведения.

<3

Артистическая карьера музыканта, начавшаяся в Петербурге, была продолжена в Грузии, где Александр вместе с семьей проживал с 1918 по 1921 год, обучаясь в Тифлисской консерватории. При этом он утверждается в роли пианиста-исполнителя, не только выступая в Тифлисе, но и гастролируя по другим городам Закавказья. Концерты молодого пианиста неизменно вызывают восторженные отзывы критики: «У него бурный юношеский темперамент <...> стремится к пафосу, к некоему кипящему преизбытку чувств, к действенному драматизму.»; «.это какой-то гигантский преизбыток творчества. .За этим могучим ростом <.. > в его стремительном развитии и не угонишься — а ведь это только нежная юность огромного дарования» [1, 58].

В концертах А. Черепнин играет много русской и зарубежной романтической музыки от Ан. Рубинштейна до Н. Метне-ра, С. Прокофьева, ансамблевые сонаты Л. Бетховена, Э. Грига, К. Сен-Санса. В результате, уже к 1921 году музыкант сформировался как пианист-виртуоз романтического склада.

Парижский период творческой деятельности А. Черепнина продлился с 1921 по 1934 год. Его педагогом по фортепиано в Парижской консерватории был И. Филипп, посещавший в свое время концерты Листа и Рубинштейна. К тому же Филипп был учеником пианиста Дж. Матиаса, бравшего уроки у Ф. Шопена. В силу этих обстоятельств Филиппу импонировала художественная индивидуальность молодого исполнителя. С другой стороны, интерес Филиппа к современной музыке способствовал ознакомлению Александра со стилем новой музыки современных французских композиторов.

Следует обратить внимание на то, что парижская концертная деятельность композитора становится более интенсивной. Так, Н. Набоков (брат великого русского писателя) в книге своих воспоминаний называет фортепианные концерты этих лет «.парижскими авангардными окрошками двадцатых и ранних тридцатых, на которых молодые композиторы предлагали дружески расположенной светской публи-

ке новейшие произведения» [2, 224]. В программы концертов входили сочинения Прокофьева, Стравинского, Мясковского, а также И. Вышнеградского, В. Дукель-ского, А. Лурье, Н. Набокова — русских композиторов, олицетворявших авангардное искусство, в русле которого творил и А. Черепнин3.

Концертная аудитория принимает музыканта как высокопрофессионального исполнителя-виртуоза, акцентируя яркую эмоциональность его пианистической манеры. Вместе с тем, в его фортепианной игре этого периода уже отмечены черты рационального подхода к интерпретации как собственных сочинений, так и произведений других авторов.

Период с 1934 по 1937 годы связан с творческой деятельностью А. Черепнина на Дальнем Востоке (в Китае и Японии). На практике контакты с азиатскими странами начались раньше и не прекращались после отъезда из Китая4. Знакомство с новой восточной культурой происходит во время сольных концертов исполнителя по странам Ближнего Востока (Египту и Палестине). Приехав впервые в Китай на гастроли в 1934 году, известный к тому времени пианист был оценен как гениальный исполнитель.

Заметим, что американские и китайские историки музыки включают его имя в круг самых выдающихся инструменталистов XX века: «Среди известных музыкантов, приезжавших в Китай выступать, — Я. Хейфец, Ф. Крейслер и А. Черепнин» [4, 96]. После гастролей А. Черепнин был приглашен в Шанхайскую консерваторию на должность профессора фортепиано и композиции.

Его вклад в современную музыкальную культуру Китая значителен, поскольку в каждой из профессиональных сфер своей деятельности (исполнительской, композиторской, педагогической, просветительской) музыкант воплощает основную идею, направленную на развитие и становление китайской профессиональной пианистической школы.

С одной стороны, как пианист, родившийся в России, А. Черепнин в своих

Музыкальное образование и наука № 2 (3) 2015

концертных программах пропагандировал произведения русских композиторов — от Бортнянского до Стравинского, включая и собственные фортепианные сочинения; с другой, активизировал интерес слушателей разных стран к музыкантам Китая и Японии, играя их произведения не только на Дальнем Востоке, но в Германии и Франции, Голландии, Англии и США. С целью укрепления художественных традиций и школ Дальнего Востока А. Черепниным был организован конкурс молодых китайских композиторов на сочинение фортепианной пьесы. В письме к Сяо Юмэй (директору Шанхайской консерватории) музыкант сообщает: «Я надеюсь, что появится китайское произведение, которое смогу играть во многих других странах» [4, 102].

Практическим воплощением исполнительских и педагогических задач А. Череп-нина стало создание оригинального фортепианного цикла «Пять концертных этюдов» (ор. 52). В них обновление трактовки фортепиано в большей мере связано с использованием сонорно-колористических эффектов инструмента. Композитор блестяще имитирует звучание разнообразных национальных китайских инструментов: гуциня — в этюде № 2, пипы — в этюде № 3 и многочисленных ударных — в этюде 5.

Период с 1948 по 1977 год, завершающий в артистической карьере А. Череп-нина, по праву называют американским. Он связан с пребыванием музыканта в Чикаго, Нью-Йорке, а в самые последние годы — в Великобритании. Первые гастроли концертирующего пианиста по Америке состоялись еще в 1926 году — задолго до его окончательного отъезда в США. В 1948 году пианист получил приглашение на должность профессора композиции в Чикагский университет Де Пол5. Вместе с тем, музыкант активно продолжает свою творческую деятельность в Англии и Швейцарии. Отметим, что в США он приехал, будучи известным пианистом, композитором и педагогом, обладавшим огромным европейско-азиатским артистическим опытом. Важно и то, что деятельность му-

зыкантов-представителей европейского искусства, принимавших участие в культурной жизни США, на тот момент была активно востребована6.

Особого внимания заслуживает тот факт, что пианист активно концертировал до последних дней жизни. При этом репертуар американских концертов А. Че-репнина постоянно дополнялся сочинениями японских и китайских композиторов. Кроме того, территориальные горизонты его гастролей продолжают расширяться, на что указывают фрагменты писем. Так, в письме из Парижа от 13 сентября 1974 года читаем: «Еще в 20-х числах октября должен быть в Англии и потом опять безостановочные передвижения в Европе до конца января, в США в феврале и марте, в апреле — опять в Европе. Только в начале мая — надеюсь на несколько месяцев — предвижу передышку и возможность сочинять» [3, 150].

Наряду с динамичной концертной деятельностью пианист начинает записывать свои выступления на радио и в студиях звукозаписи. Исполнительские качества А. Черепнина точно отметила американская пианистка Марта Браден. Ее восхищала «электризованная игра» и одновременно «потрясающая музыка». Пианистка пишет: «Предельно захватывающая дух скорость, мощь и абсолютный объем звука, с одной стороны, лиризм, искренность и юмор, с другой, были не только качествами его личности, но и его пианизма» [5, 1].

В мае 1967 года музыкант (почти после полувекового отсутствия) по приглашению Союза композиторов вновь побывал в СССР, где выступил с авторскими концертами в Москве, Ленинграде и Тбилиси7.

В заключение подчеркнем, что насыщенная артистическая карьера пианиста и одновременно его многочисленные записи свидетельствуют о масштабе и универсальности пианистического дарования исполнителя. На протяжении всей концертной деятельности он включает в свои программы произведения отечественных композиторов XVШ-XX веков. Сочинения классиков и романтиков интересова-

Теория и практика исполнительского искусства

<3

Музыкальное образование и наука № 2 (3) 2015

i>

ли пианиста в большей мере на раннем этапе артистической карьеры. Среди современников А. Черепнин отдавал предпочтение произведениям Прокофьева и Стравинского. Вместе с тем, будучи композитором-пианистом подобно Скрябину и Рахманинову, в первую очередь, он выступал как интерпретатор собственных сочинений. Его индивидуальности присущи исполнительские качества как концертного виртуоза романтического склада, так и современного пианиста. С одной стороны, пианистическая манера А. Черепнина отличается стихийным порывом, размахом, что сближает артистизм музыканта с его современником Ар. Рубинштейном. Особенно в исполнении А. Черепнина привлекают такие качества, как яркая эмоциональность и романтический темперамент. С другой стороны, он во многом ориентировался на современных композиторов-авангардистов, олицетворяющих новаторское направление в музыке: Барто-ка, Стравинского, Прокофьева. Отметим также широкую амплитуду динамической шкалы, активную ритмическую упругость, токкатную моторику вечного движения с тенденцией к его последовательному нагнетанию, многообразие звуковой палитры. Однако пианизм А. Черепнина не лишен признаков камерной манеры исполнения: ясности, утонченности звучания, внимания к деталям, что свидетельствует о влиянии фортепианного стиля Лядова и новой музыки французских композиторов.

Из всего сказанного следует, что артистическая карьера музыканта, охватывая разные исторические этапы и территориальные границы, прошла длительный путь эволюции. Его пианистическая практика взаимодействовала с композиторской, что обеспечило артистической карьере А. Че-репнина несомненный успех, творческую наполненность и постоянное внимание слушательской аудитории в разных странах мира.

Литература 1. Корабельникова Л. З. Александр Черепнин: Долгое странствие. М.: Языки русской культуры, 1999. 288 с.

2. Набоков Н. Д. Багаж: мемуары русского космополита. СПб.: Звезда, 2003. 354 с.

3. Томпакова О. М. Письма А. Черепнина (1973-1977) II Музыкальная академия. 2004. № 4. С. 148-154.

4. Jingzi Liu, Caroline Mason. A critical history of new music in China. Hong Kong: Chinese University Press, 2010. 905 p.

5. Waleson H., Alexander Tcherepnin (1899-1977) Notes for CD: Alexander Tcherepnin Archival release Martha Bra-den, piano. N. Y., 2002.

Примечания

1 Список исполнителей сочинений А. Че-репнина весьма обширен: Марта Браден, Беннет Лернер, Лин Дженни (США), Мар-грит Вебер (Швейцария), Джорджио Кукл (Чехия), Мюррей Маклахлан (Шотландия).

2 Кроме того, пианистическую одаренность А. Черепнин унаследовал от бабушки Марии-Карловны Бенуа-Кинд, бывшей в свое время незаурядной пианисткой.

3 Первый авторский концерт А. Черепни-на состоялся еще до приезда в Париж в Константинополе 4 декабря 1921 года; в 1922 — концерт в Лондоне, в 1924 — в Париже, где в программу вошли собственные сочинения: «Маленькая сюита», «Славянские транскрипции», Соната a-moll.

4 Известная китайская пианистка Ли Сяньми, став женой композитора в 1938 году, до конца своей жизни (до 1991 года) активно концертировала в странах Европы и США, имея обширный пианистический репертуар, в том числе и из произведений А. Черепнина.

5 В 1959 году А. Черепнин принимает гражданство США и преподает в Чикаго до 1964 года.

6 К примеру, в середине XX века в Америке жили и работали такие известные исполнители и композиторы, как А. Дворжак, С. Кусевицкий, Н. Слонимский, С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Мийо,

A. Шенберг, П. Хиндемит, Б. Барток, Б. Мартину, Л. Ауэр, Я. Хейфец, Ан. Рубинштейн,

B. Горовиц.

7 В Москве пианист выступил дважды. 6 мая в Малом зале консерватории он дал

<5

Теория и практика исполнительского искусства

свои авторским вечер, в программу которого вошли его ранние фортепианные сочинения, кроме того: «Тоска по Родине» (1922), Этюд (1938), «На заре» (1951), Прелюдия (1952), Экспромт и Бурлеска (1954). 13 мая в Большом зале консерватории А. Черепнин с Государственным орке-

стром Союза композиторов СССР под управлением И. Гусмана (главного дирижера симфонического оркестра Горьков-скоИ филармонии) исполнил своИ ВтороИ фортепианным концерт.

© Рубан Н. Л., 2015

Ху Хунвей

Китайские этюды русского композитора (Концертные этюды соч. 52 А. Н. Черепнина): вопросы исполнения

В историю китаИского фортепианного искусства особый вклад внесли русские композиторы и пианисты, работавшие в Китае с начала ХХ века. Изучение вопросов исторического и художественного влияния русских музыкантов на формирование и развитие китаИскоИ пианистическоИ школы в той или иной степени представлено в значительном количестве научных исследований [1; 2; 3; 6; 7; 8; 9; 11]. Тем не менее до настоящего времени сочинения, созданные русскими композиторами в традициях китайского национального искусства, остаются известны лишь узкому кругу профессиональных музыкантов и не получили широкого распространения в концертно-исполнительском и педагогическом репертуаре ни в России, ни в Китае. На наш взгляд, это обстоятельство отчасти объясняется практически полным отсутствием специальных работ, посвященных целостному рассмотрению конкретных сочинений в комплексе вопросов особенностей стиля и исполнительского воплощения. Исключение представляет диссертация С. А. Айзенштадта, посвященная фортепианным концертам А. Н. Черепнина, в которой автор анализирует черты стиля композитора, одновременно затрагивая и некоторые вопросы исполнения, не являющиеся, однако, предметом специального исследования в указанном труде.

Творчество и личность русского композитора А. Н. Черепнина (1899-1977) в

последнее время привлекают внимание исследователей. «Многогранная деятельность музыканта практически не исследована, — пишет Н. Л. Рубан, — а значительная часть его фортепианных сочинений (более 50 опусов), к сожалению, до сих пор не освоена исполнителями» [7, 243].

А. Н. Черепнин внес ценный вклад в развитие фортепианного искусства Китая, работая в качестве композитора, исполнителя, профессора Шанхайской консерватории, советника по делам музыкального образования Министерства просвещения в 1930-1940-е годы. Его деятельность в Китае можно сравнить с работой иностранных музыкантов, приезжавших в Россию в XVШ-XIX веках: итальянских оперных композиторов и клавесинистов Д. Чима-роза, Б. Галуппи; немецких композиторов и исполнителей В. Пальшау, И. В. Гес-слера, пианиста и педагога А. Л. Гензель-та; ирландского композитора и пианиста Д. Фильда, которые также совмещали композиторскую и исполнительскую деятельность с педагогикой и просветительством. Музыкальное искусство А. Н. Черепнина, несомненно, испытывало воздействие его прогрессивных взглядов. Основываясь в создании сочинений этого периода на художественных образах и настроениях китайского народного искусства, творческих и исполнительских приемах, идущих от народного пения и инструментальной культуры, по существу он закладывает фун-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.