Научная статья на тему 'Исторический опыт в системе общественного воспроизводства'

Исторический опыт в системе общественного воспроизводства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тихонов В. А.

Предметом анализа являются социально-практические функции исторического опыта в системе общественного воспроизводства. Особое внимание уделяется осмыслению социально-культурных оснований формирования исторического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EXPERIENCE IN SOCIAL REPRODUCTION

The subject of analysis is social and practical functions of historical experience in the system of social reproduction. Special attention is given to the understanding of social and cultural foundations of formation of historical experience.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт в системе общественного воспроизводства»

УДК 101.1

В.А.Тихоное* ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

Предметом анализа являются социально-практические функции исторического опыта в системе общественного воспроизводства. Особое внимание уделяется осмыслению социально-культурных оснований формирования исторического опыта.

Ключевые слова: управление, исторический опыт, исторический процесс.

В контексте изучения функционирования исторического опыта в сфере социально-практической деятельности человека представляется воз-можныш выщелить две его базовые функции: социально-управленческую и воспитательно-нравственную. Социальное управление, как известно, — это вид целесообразной человеческой деятельности, неразрытно связанной с руководством обществом в целом и его отдельными звеньями, с принятием решений относительно поведения людей и социальных институций, с осуществлением контроля над исполнением решений. Разумеется, социальное управление не может быть успешным при игнорировании знаний об истинных тенденциях социальной жизни, о прошлыгх состояниях социальных систем. Оно не может осуществляться без интенсивного использования уроков истории всеми социальными акторами. Общеизвестно также воспитательное воздействие исторических уроков прошлого на мировоззренческий кругозор и нравственное развитие личности. Мировоззренческо-идеологическая функция исторического опыта в массовом сознании выражается в углублении и расширении представлений о движущих силах истории, оптимальных методах решения социально-политических проблем, формировании идеалов социально-экономического устройства общества. Исключительно велика роль истории и в нравственном воспитании. «Опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются даже бессознательно. Подчас не отдавая себе отчета, человек корректирует свое поведение, руководствуясь примером пережитого, увиденного, услышанного» [1, с. 25].

В современном обществе элита стремится по-своему использовать нравственно-воспитательную сторону исторического сознания, концентрирующего с различной степенью полноты и точности уроки прошлого. Она с предельной интенсивностью манипулирует сознанием широкой общественности, препарируя в соответствии со своими потребностями исторические факты и представле-

ния о национальных традициях, устойчивых чертах прошлого и настоящего различных стран и народов. Нельзя не отметить, что такого рода приемы пробуждают пессимизм в отношении перспектив выгхода из мирового финансово-экономического кризиса, потворствуют националистическим страстям, сеют недоверие к демократическим процедурам и методам решения кардинальный общественных проблем. Кроме того, используются и более тонкие приемы формирования массового сознания в выгодном для олигархии духе: практикуется, в частности, опора на крайне консервативные, устаревшие традиции. Подобные приемы обработки исторического, а посредством него и морального сознания, всей гаммы нравственных чувств и эмоций масс, взятые в совокупности с новейшими информационными технологиями, свидетельствуют о необходимости постоянного внимания к методологическим аспектам данной проблематики, общетеоретическому осмыслению наиболее оптимальных, эффективных средств и каналов влияния истории на формирование массового сознания.

Помимо анализа функций опыта истории в управленческо-воспитательном плане, важным является его классификация по такому критерию, как направленность и мера реального воздействия субъекта истории на общественный процесс. В данном конкретном случае последний рассматривается в социально-политическом аспекте, что позволяет судить в конечном счете о степени мобилизации и уровне осознанности социальных закономерностей и реалий действительности. Мы должны отдавать себе отчет, насколько сложной задачей является проникновение в саму суть механизма и пределы адекватности отражения господствующей элитой социально-исторического бытия и использования на данной основе уроков прошлого. Поразительно грубые ошибки правящих кругов в XX веке (ярчайшими примерами таких ошибок являются Мюнхенский сговор 1938 г., «странная война» 1939—1940 гг., войны

* © Тихонов В.А., 2013

Тихонов Владимир Александрович ([email protected]), кафедра философии и истории Самарского государственного архитектурно-строительного университета, 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.

Исторический опыт в системе общественного воспроизводства

25

в Юго-Восточной Азии, Афганистане, Чечне и т. п.) могут послужить основанием скепсиса и вполне оправданных сомнений в отношении самой возможности какого-либо использования уроков истории.

Тем не менее трудно оспорить тот факт, что современные правящие элиты в существенной степени учли прошлый политический опыт для поддержания более или менее устойчивого порядка, а также в плане оценки соотношения сил на международной арене. Элита стран современного Запада вполне успешно овладела как многообразием приемов реформистского лавирования, политикой частных уступок, заимствования популярных лозунгов оппозиционных сил, так и методами насильственного подавления демократии. Умелое комбинирование указанных выше методов во многих конкретныгх социально-политических ситуациях свидетельствует о тонком учете тенденций и нюансов текущей социальной жизни, о более или менее своевременном и адекватном заимствовании одной страной опыта других государств.

Представляется ясным, что использование уроков истории вполне логично связано с вопросом осмысления социальных закономерностей. В исследовательской литературе, посвященной обсуждению данной проблематики, не существует единого мнения по этому вопросу. Так, к примеру, известный отечественный исследователь Г.Е. Гле-зерман отрицал обязательность такого осмысления, считая, что вполне возможно «бессознательное» (так сказать, «на ощупь») использование социального закона. Это означает, что возможна и эмпирическая реализация отдельных требований закона при правильной оценке обстановки [2, с. 181—182]. Отметим, что эмпирическое использование общественной закономерности осуществляется на основе осмысления лишь некоторый: сущностных элементов. Проявлениями подобного рода познавательной деятельности можно считать эмпирические школы теории организации и управления, политического манипулирования, «конфликтологии» и т. п. Имеются основания для утверждения, что чем более длителен период нахождения у руля государственной власти той или иной политической силы, тем, как правило, более богат и эффективен ее опыт использования социальных закономерностей.

Анализ показывает, что усвоение уроков истории может реализовываться в самых различных масштабах и целевых направлениях воздействия на социально-исторический процесс и, кроме того, на различных уровнях осознанности и обобщенности опыта прошлого и современности. Под этим углом зрения представляется возможныш выделить следующие социально-практические функции исторического опыта. Во-первыгх, это адаптивная функция. Она выражается, главным обра-

зом, в использовании уроков истории по линии приспособления общественных субъектов к историческим реалиям, что существенно повышает эластичность и гибкость тех или иных социальных систем, позволяя удерживаться партиям или отдельным ее деятелям на политической сцене. Нелишне вспомнить, что еще в 1895 г. будущий президент США Вудро Вильсон заявил (и это мнение впоследствии бышо подхвачено еще более выдающейся фигурой в искусстве социального маневрирования — президентом Ф. Рузвельтом), что главным законом общественного развития является «приспособление, тонкое исправление, лата-нье» [см.: 3, с. 320—349].

Сам процесс приспособления правящих элит к изменяющимся международным условиям, динамике борющихся общественных сил, идейно-политической и организационно-тактической зрелости своих противников идет в основном в следующих направлениях: 1) признание и хотя бы внешнее «предоставление права» на существование и нормальное функционирование тех социально-политических феноменов и организаций, которые «чужды системе», но возникают и действуют в данный исторический период или ситуацию; 2) усиление социальной демагогии, ведущейся с помощью широкой рекламы социальныгх программ и массированных манипуляций общественным мнением.

Еще одна важнейшая социально-практическая функция исторического опыта — функция формирования и развития системы социального контроля. Отметим, само понятие «социальный контроль» достаточно широко используется современныши политтехнологами. В наиболее абстрактном виде система социального контроля может квалифицироваться как способ саморегуляции жизни социального организма, обеспечивающий функционирование всех его элементов в рамках определенной урегулированности и порядка. В политическом контексте социальный контроль — неотъемлемый элемент жизнедеятельности правящей элиты, ибо последняя воспроизводит господствующий тип общественных отношений, социальных институтов и политической организации общества, поддерживая выгодные для данного государства внутренние и международные условия бытия.

Причем уровень и масштабы реального воздействия общественного опыта на ход истории в данном случае гораздо более значительны, нежели в пределах адаптации. В рамках этой функции обществоведы и политики занимаются целенаправленным поиском наиболее действенных средств подчинения народа воле элиты. Так, уже в XVII веке Ф. Бэкон в своем эссе «О смутах и мятежах» определил весь набор известных его времени средств предотвращения политических бурь. Пожалуй, именно этот автор впервые в истории

европейской политической мысли наиболее четко сформулировал социально-контролирующую функцию поддержания правящим классом у масс надежды на возможность социального равенства в рамках существующей системы отношений [4, с. 380-384].

Следующей социально-практической функцией исторического опыта является функция содействия оптимизации существующего общественноэкономического строя. Решение задач по социальной оптимизации предполагает проведение мероприятий, так или иначе совершенствующих (в различных направлениях) существующий социально-экономический строй. Эти мероприятия осуществляются в плане приведения его (строя) в более или менее оптимальное соотношение с потребностями исторической эпохи вообще, что нередко может затрагивать и отдельные сущностные компоненты общественной системы. Попытки Септимия Севера, Каракаллы, Диоклетиана преодолеть социально-экономический и политический кризис, охвативший Рим в III в. н.э., — вот лишь некоторые наиболее показательные примеры такого рода во времена античности. К ряду подобных попыток оптимизации общественной системы и удержания тем самым экономических и политических преимуществ господствующих кругов можно отнести и известные «революции сверху» XIX в., реформы 1860-х гг. в России, «белые революции» в странах Азии в XX в., обеспечившие правящему классу «второе дыхание» и в определенной мере обезопасившие его от масштабных революционных потрясений.

В завершение следует отметить еще одну социально-практическую функцию исторического опыта — функцию фундамента, основания социальной теории. В рамках осмысления этой функции в отечественной литературе было проведено немало исследований, специально посвященных изучению уроков социальных революций. Однако по-пре-

жнему малоизученным остается вопрос о роли исторического опыта в формировании политических взглядов, политического поведения выдающихся деятелей Западной Европы и Америки. В этом смысле «не повезло» даже таким крупномасштабным личностям, как Робеспьер, Марат, Сен-Жюст, Боливар, Кошут, Мадзини, Гарибальди. Между тем данный аспект имеет большое значение при экспликации закономерностей развития тех или иных политических систем, стратегическо-тактического искусства деятелей современной истории [см. подр.: 5, с. 75—86].

Подводя некоторые итоги, отметим, что классификация функций опыта истории в социальнопрактической плоскости может, конечно, проводиться и по иным критериальным основаниям (тем более если рассматривать его значимость в таких относительно самостоятельных сферах общественной жизни, как художественная культура, социальное общение и т. п.) Однако в социально-политическом плане богатство исторического опыта и возможности его реального использования оцениваются по преимуществу по перечисленным функциональным параметрам. Последние особенно важны в решении социальных задач, в совершенствовании самого искусства общественно-политической борьбы.

Библиографический список

1. Гулыга A.B. Эстетика истории. М., 1974. 128 с.

2. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М., 1979. 303 с.

3. США: политическая мысль и история. М., 1976. 619 с.

4. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1972. С. 347-486.

5. Тихонов B.A. Философско-методологические принципы освоения исторического опыта. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. 224 с.

V.A. Tikhonov* HISTORICAL EXPERIENCE IN SOCIAL REPRODUCTION

The subject of analysis is social and practical functions of historical experience in the system of social reproduction. Special attention is given to the understanding of social and cultural foundations of formation of historical experience.

Key words: management, historical experience, historical process.

* Tikhonov Vladimir Alexandrovich ([email protected]), the Dept. of Philosophy and History, Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, 443001, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.