Научная статья на тему 'Исторический опыт создания летучих сыскных отрядов в Российской империи'

Исторический опыт создания летучих сыскных отрядов в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
725
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт создания летучих сыскных отрядов в Российской империи»

на19. Благодаря этому шагу иезуиты (на определенный период) становились надежным политическим союзником российской монархии в новоприсоединенных землях. В конце царствования Екатерины II Ватикан предпринял попытку учредить в России свое представительство в целях оказания влияния на дела российских католиков. Однако эта попытка завершилась неудачей20. С точки зрения А.С. Ряжева, Екатерина II последовательно вела дело к производству С. Сест-ренцевича в кардиналы, что на практике привело бы к автономии Римско-католической церкви в России и к созданию Российской католической церкви, но смерть императрицы разрушила эти планы21.

1 «В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими народами, весьма вредный для спокойствия и безопасности граждан был бы порок — запрещение или недозволение их различных вер. Только благоразумная веротерпимость, признанная Православной верою и политикой, может привести сих заблудших овец к истинному стаду верных. Гонение на человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые зачерствелые сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государс-

тва и соединению граждан». Попов А.В. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. - Казань, 1904. С. 247.

2 ПСЗРИ. - СПб., 1830. Т XVIII. Ст. 13.251. С. 832-833.

3 Там же. Ст. 13.252. С. 833-834.

4 Там же. Ст. 13.252. С. 833-840.

5 ПСЗРИ. - СПб., 1830. Т XIX. Ст. 14.042. С. 827-833.

6 Там же. Ст. 14.073. С. 864-865.

7 Ряжев А.С. Просвещенное духовенство при Екатерине II // Вопросы истории. 2004. № 9.

8 Ряжев А.С. Указ. соч.

9 Там же.

10 Ряжев А.С. Указ. соч.

11 ПСЗРИ. - СПб., 1830. Т. XXI. Ст. 15.326. С. 383.

12 Тихонов А.К.. Власти и католическое население России в XVIII-XIX веках // Вопросы истории. 2004. № 3.

13 ПСЗРИ. - СПб., 1830. Т. XXI. Ст. 15.326. С. 384.

14 Там же.

15 Тихонов А.К.. Указ. соч.

16 ПСЗРИ. - СПб., 1830. Т. XXI. Ст. 15.326. С. 383.

17 Там же. С. 385.

18 Тихонов А.К.. Указ. соч.

19 Там же.

20 Кузнецов Н.Д. Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии. - Ярославль, 1898.

21 Ряжев А.С. Указ. соч.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЛЕТУЧИХ СЫСКНЫХ ОТРЯДОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Стремительный рост преступности в Российской Федерации стал гносеологическим фактом. На Всероссийском совещании работников правоохранительных органов, созванном по инициативе Генерального прокурора РФ Ю. Чайки 21 ноября 2006 г., отмечалось, что «уровень коррупции и организованной преступности в России остается очень высоким, а по некоторым данным оценки даже увеличиваются»1. Научные исследования в области криминологии констатируют, что криминализация общества из криминологической и правоприменительной может превратиться в острую политическую проблему2. В поисках путей оптимизации и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов многие исследователи обращаются к историческому опыту деятельности органов внутренних дел и государственной безопасности. Однако некоторые его аспекты остаются малоизученными и не освещенными в научной литературе. Одним из таких вопросов является попытка создания в Российской империи в начале ХХ в. особых органов по борьбе с преступностью — летучих сыскных отрядов.

Т.Л. МАТИЕНКО, кандидат юридических наук

Начало ХХ в. в России ознаменовалось рядом событий, среди которых, в рамках поставленного вопроса, следует отметить революционные события 1905—1906 гг. и аграрную реформу П.А. Столыпина (1906—1907) В период революции 1905—1906 гг. случаи открытого посягательства на личность и имущество обывателей резко возросли. В официальных органах печати этого периода отмечалось: «... возникшие в России волнения создали значительные кадры преступников и обнаружили слабость полиции в розыскном отношении.»3. Общественное мнение с трибуны Государственной думы высказывалось в пользу принятия правительством решительных мер в борьбе с преступностью. Общее мнение выразил октябрист С.Н. Шубинский: «.конечно, необходимы и социальные реформы, но дожидаться их результатов и ослабить борьбу с преступностью правительство не имеет права»4.

Криминализация общества усугублялась последствиями аграрной реформы. Распад крестьянской общины привел к ослаблению социального контроля над ее жителями, и как следствие, к люмпенизации части деревенского населения. Это обусловило рост

преступности в сельской местности, о чем красноречиво свидетельствуют архивные материалы 8-го делопроизводства Департамента полиции Министерства внутренних дел, а также иные источники. С 1907 по 1908 г. в Черниговской губернии бушевала банда А. Савицкого. За этот период она совершила 34 вооруженных ограбления и 4 убийства. Банда орудовала в пределах двух уездов буквально под носом у полицейских, пользуясь при этом полной поддержкой крестьян5. В этот же период в Санкт-Петербурге и его окрестностях действовала другая шайка, состоявшая из 68 человек и совершившая 22 вооруженных ограбления6. На территории, прилегающей к Москве, в 1908—1912 гг. вооруженные нападения и грабежи осуществляла разбойная группа А. Самышкина7. Печальный перечень можно продолжать.

Значительным шагом в борьбе с преступностью в Российской империи стало принятие «Закона об организации сыскной части», вступившего в силу с 6 июля 1908 г. В крупных городах империи были созданы 89 сыскных отделений. Однако их деятельность в общегосударственном масштабе была организована по децентрализованному типу, они практически оказались замкнутыми в рамках города и прилегающей местности. Налаженная связь и транспорт позволяли злоумышленникам организовывать крупномасштабные преступные акции на обширных территориях и быстро скрываться с места преступления.

Территориальные ограничения особенно мешали пресечению деятельности разбойничьих, воровских и мошеннических групп, разъезжавших по стране. Так, в 1913 г. в Забайкалье вооруженная банда ограбила два почтовых поезда на Забайкальской и Амурской железных дорогах. Преступники были обнаружены в г. Верхнеудинске, где привлекли к себе внимание, скупая в большом количестве золотые и серебряные вещи. Но так как полиция не обладала силами, способными задержать вооруженную банду, преступникам удалось скрыться. Более того, по сообщениям в газете «Московские ведомости», «кроме этой шайки, занимавшейся, по-видимому, только крупными делами, в Забайкальской области бродит еще много мелких шаек, которые грабят преимущественно крестьян»8. Чиновники Департамента полиции в 1913 г., обращая внимание на эти обстоятельства, констатировали: «Преступность давно уже потеряла свой местный характер благодаря новейшим средствам сообщений и всем, находящимся в ее распоряжении, вспомогательным средствам современной техники»9.

С другой стороны, чины полиции не располагали техническими средствами идентификации и розыска преступников. Ознакомленные только с приемами и привычками местных преступников, они были поставлены в весьма затруднительное положение, столкнувшись с преступными действиями так назы-

ваемых гастролеров, прибывших издалека. В многочисленных докладах и выступлениях чиновники Министерства внутренних дел подчеркивали, что из-за отсутствия в уездах специального розыскного органа значительная часть империи была «лишена обеспеченности в деле борьбы с преступными выступлениями, а также благодаря этому значительное число полицейских дознаний и следствий остаются безрезультатными, преступники не обнаруживаются...»10.

Неудовлетворительность результатов уголовного сыска требовала глубокой реорганизации сыскной полиции, созданной в 1908 г. На страницах журнала «Вестник полиции» велась дискуссия, в ходе которой предлагались и обсуждались различные способы повышения эффективности деятельности сыскных отделений и выдвигались проекты реформы уголовного розыска. Самым значительным из них был проект «Об организации сыскных летучих отрядов (бригад) для производства розысков вне районов штатных сыскных отделений». Интересно то, что этот проект в 8-м делопроизводстве начали разрабатывать уже в 1907 г. (т. е. до принятия Закона «Об организации сыскной части»). Его инициатором был видный деятель уголовного сыска, заведующий 8-м делопроизводством Департамента полиции с 1908 г. В.И. Лебедев.

Проект был подготовлен на основе подробного ознакомления с работой летучих отрядов во Франции и brigades mobilis в Саксонии (Германия). Во Франции летучие отряды были созданы в 1907 г., по этому образцу в 1909 г. в Саксонии были учреждены brigades mobilis, т. е. подвижные бригады. Функции и организация особых сыскных отрядов были идентичны. Основное их назначение состояло в преследовании и раскрытии тяжких преступлений и розыске лиц, их совершивших. Они были связующим звеном между отдельными территориальными полицейскими формированиями. Эти отряды были невелики — 2—4 человека, но это были способные и одаренные чины полиции, прошедших специальный курс теоретической и практической подготовки. Каждый отряд снабжался техническими средствами, предназначенными для нахождения и сохранения следов, оставленных на месте преступления. Эти отряды подчинялись центральному органу управления, который объединял их действия, и находились в распоряжении су-дебно-прокурорских органов. Они могли как вести отдельные розыски, так и участвовать в преследовании преступников на территории всего государства11. Авторы проекта создания сыскных летучих отрядов в Российской империи учитывали и отечественный опыт борьбы с преступностью.

Прообраз летучих отрядов был создан в 1907 г. в Екатеринославской губернии. В 1907 г. на средства, ассигнованные чрезвычайным губернским земским собранием «в целях успешной борьбы с преступным элементом. на воспособление полиции

по расходам, сопряженным с раскрытием преступлений, преследованием и поимкой воров, грабителей и прочих преступников»12, в 7 уездах губернии были организованы особые сыскные команды. На них возлагалась обязанность защиты населения от убийств, грабежей, разбойных нападений и других преступлений. Во главе сыскных команд стояли особые сыскные приставы, подчиненные уездным исправникам. Сыскных приставов и их помощников назначал и увольнял губернатор по представлению уездного исправника, предварительно согласованному с предводителем дворянства и председателем уездной земской управы. Для надзора за деятельностью сыскных команд и расходованием сумм на их содержание в каждом уезде были образованы неофициальные уездные совещания под председательством уездного предводителя дворянства. В Екате-ринославской губернии была создана своеобразная сыскная полиция в виде особых сыскных команд, содержавшихся на средства местной власти. Первоначальный штат этой сыскной полиции, состоявшей из 8 приставов и 27 помощников, по представлению губернатора был утвержден министром внутренних дел 28 марта 1908 г.

Подобную организацию борьбы с преступностью в сельской местности пытались внедрить и в других губерниях Российской империи. В 1908 г. Курское губернское собрание предлагало ассигновать средства в распоряжение земского предводителя дворянства и председателей городских управ на организацию специальных отрядов для борьбы с поджогами и выдачу премий за поимку поджигателей. Курский губернатор эти средства не использовал, и директор Департамента полиции предложил организовать на них сыскную полицию по примеру Екатеринослав-ской губернии. Однако спустя год Курский губернский комитет не признал возможным сделать дополнительное ассигнование на выполнение схемы сыскной части, предложенной директором Департамента полиции.

Между тем сыскные команды в Екатеринослав-ской губернии, которая издавна славилась особым размахом преступной деятельности, дали положительный результат в борьбе с преступностью. Число правонарушений уменьшилось, а раскрываемость преступлений повысилась. В 1909 г. на территории Екатеринославской губернии было совершено 230 преступлений, их них раскрыто 224, в 1910 г. из 350 раскрыто 287, в 1911 г. из 193 раскрыто 169.

Со временем обнаружилось несовершенство системы разрозненных сыскных команд, действующих в губернии. Летом и осенью 1911 г. в Екатеринославс-кой губернии прошла серия вооруженных грабежей. Грабители проявили организованность, планомерность в действиях и чрезвычайную дерзость. Они быстро и легко передвигались из уезда в уезд, успешно скрываясь от полиции и совершая новые ограбления.

Сыскные команды действовали каждая в своем уезде и не знали о грабежах, совершенных той же шайкой в соседнем уезде. В целях объединения сил для борьбы с вооруженными грабежами, поимки и разоблачения членов преступной группы екатеринославский губернатор по соглашению с начальником губернского жандармского управления поручил одному из жандармских офицеров координировать и направлять действия сыскных команд. Вскоре преступная группа была разоблачена, ее члены задержаны. Этот пример показал, что наиболее сильная сторона уголовного сыска заключается в сосредоточении руководства розыском в центральном органе и в снятии территориальных ограничений в деятельности мобильных розыскных подразделений.

Учитывая настоятельную потребность в противопоставлении огромному количеству дерзких организованных преступных групп мощной полицейской силы, проект о летучих сыскных отделениях предусматривал учреждение и введение в действие сети летучих отрядов в губерниях, уездах и городах страны. Целями их деятельности стали предупреждение, пресечение и обнаружение преступлений в районах уездов, а также ограждение железных дорог от хищений. Функции и организация летучих отрядов должны были определяться инструкциями МВД.

Особое внимание проект уделял управлению сыскной деятельностью. Отмечалось: «Централизация и объединение уголовного сыска приводит к наиболее успешным результатам в борьбе с преступностью и обеспечивает в то же время возможность постоянного контроля за розыскной деятельностью». Проектировалось, что деятельность летучих отрядов будет направляться и контролироваться Департаментом полиции, в распоряжении которого целесообразно организовать особый небольшой отряд из лучших чинов уголовного сыска. 8-е делопроизводство Департамента полиции, по замыслу составителей проекта, должно было стать центральным органом управления летучими отрядами и объединения их деятельности. На него предлагалось возложить функции снабжения летучих отрядов указаниями и помощью, поддержания с ними и между ними связи, ознакомление и снабжение их новейшими техническими средствами уголовного сыска и заботу о дальнейшем образовании членов летучих отрядов. Центральный орган наделялся правом располагать силами всех летучих отрядов, если бы предстояло вести розыск по указанию судебно-прокурорских органов на обширной территории. На местах летучие отряды должны были находиться при судебных палатах. Юрисдикция каждой из них распространялась на несколько губерний.

Составители проекта полагали, что с созданием сети сыскных отрядов в империи можно будет надеяться на скорое их соединение в единую централизованную криминальную полицию. Таким образом,

проект был направлен на создание сыскной полиции в уездах, установление связей между всеми сыскными отделениями и централизацию управления розыскной деятельностью в масштабах страны.

В целях ускорения внедрения новой структуры уголовного сыска чиновники МВД полагали, что «возможно было бы немедленно приступить к учреждению при Департаменте полиции... летучих отрядов первоначально за счет сыскного кредита, а затем уже закрепить эту организацию законодательным путем»13.

Проект о создании летучих сыскных отрядов был представлен для ознакомления на совещании губернаторов, состоявшемся в 1913 г. в Санкт-Петербурге, но дальнейшей реализации не получил. Вскоре была высказана мысль, что «прежде чем думать об этих отрядах, надлежит усовершенствовать общую постановку дела уголовного сыска на местах, поначалу, хотя бы, в пределах тех сил и средств, которые уже имеются»14. Однако некоторые его идеи были использованы в практике розыскной деятельности.

В январе 1913 г. в МВД состоялось совещание под председательством товарища министра внутренних дел по вопросу о борьбе с бандитизмом в Екатери-нославской губернии. В решении было предложено апробировать новую организационную структуру уголовного сыска, предусмотренную проектом о летучих отрядах.

По мнению чиновников 8-го делопроизводства, в Екатеринославской губернии следовало упразднить сыскных приставов, деятельность которых не контролировалась Департаментом полиции, так как они были учреждены на земские средства. Другой причиной являлась их общая деморализация, поскольку эти приставы «издавна получали такие значительные негласные доходы от шахт, заводов и проч., что проявление ими той честной службы..., которая служит необходимым залогом успешной деятельности по преследованию преступности всякого рода, ожидать не приходится»15. Далее предлагалось распределить по уездам губернии группы по 2, а если позволят средства — по 4 чина сыскной полиции, которые образовали бы маленькие летучие отряды во главе с приставом или полицейским надзирателем. Летучие отряды должны располагаться в уездном городе или другом наиболее угрожаемом по развитию преступности пункте уезда и иметь постоянную осведомленность как о преступном классе местного населения, так и о совершаемых в его среде преступлениях. Специально оговаривалось, что летучие отряды предназначаются

исключительно для расследования особых преступлений, грабежей, убийств и разбойных нападений.

Начальнику Екатеринославского сыскного отделения следовало подчинить все летучие отряды и сосредоточивать полученные от них сведения о ходе розыскных и профилактических мероприятий. В случае разбоев и грабежей чины летучих отрядов обязывались немедленно донести об этом главному ответственному руководителю и принять энергичные меры к розыску по горячим следам. При этом они могли пользоваться содействием местной общей полиции, полицейской стражи и железнодорожных жандармских отделений.

Подобную организацию уголовного розыска с системой летучих отрядов чиновники 8-го делопроизводства справедливо считали образцом планомерной постановки борьбы с преступностью и полагали, что ее введение необходимо в качестве общих мер развития уголовного сыска и борьбы с преступностью в Российской империи. Таким образом, совершенствование борьбы с уголовной преступностью искали в коренной реорганизации структуры и в централизации управления сыскной полицией.

1 Российская газета. 2006. 22 нояб.

2 Лунев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. — М., 1999; Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-разыскной деятельности. Автореф. дис... докт. юрид. наук. — Н. Новгород, 2002.

3 Проект об организации сыскной части в Империи // Вестник полиции. 1908. № 7. С. 7.

4 Там же. С. 6.

5 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 215. Д. 50. Ч. 2. Л. 2-12.

6 Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 131. Оп. 60. Д. 81. Л. 1-83.

7 Там же. Ф. 142. Оп. 13. Д. 194.

8 Московские ведомости. 1913. 9 окт.

9 Летучие сыскные отряды // Вестник полиции. 1913. № 27.

10 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 215-224. 1910 г. Д. 4. Ч. 3. Л. Б-14.

"Там же. Оп. 215-224. 1912 г., Д. 4. Ч. 3. Л. Б-20-25; Летучие отряды во Франции и Германии // Вестник полиции. 1913. № 23.

12 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 215-224. 1912 г., Д. 4. Ч. 3. Л. Б-16.

13 К вопросу о летучих сыскных отрядах // Вестник полиции. 1913. № 9.

14 Там же.

15 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.