фическое положение Афганистана, объективно угрожало бы советским границам [11]. Другими словами, СССР (как, кстати, и США) был заинтересован скорее в сохранении контролируемого и предсказуемого режима Дауда и нейтрального статуса Афганистана.
Тем не менее, очевидно, что установление в Афганистане режима НДПА объективно означало вовлечение страны в орбиту советского влияния. Другими словами, основные тенденции общественно-политического развития страны стали во многом определяться Москвой. Тем не менее, жесткого давления с её стороны Кабул не испытывал. В этой связи показательно, что советские советники, наводнившие страну после событий 1978 г., предпочитали оказывать лишь «направляющее», «опосредованное» влияние на общественно-политическую обстановку. Единственным исключением являлась акция 27 декабря 1979 г. по ликвидации режима Х. Амина, по приказу которого был умерщвлён первый руководитель Демократической Республики Афганистан (ДРА) Нур Мохаммад Тараки.
Рассматривая эволюцию общественно-политического развития Афганистана на этапе нахождения у власти НДПА, можно, на наш взгляд, утверждать, что основным её содержанием явились попытки нового руководства перенести опыт развития советской государственности на афганскую почву. При этом главным деструктивным фактором общественно-политического развития страны данного периода определялся слабостью цент-
ральной власти. Руководство ДРА контролировало лишь около 20% территории с населением менее 50%.
Объективная слабость режима НДПА была также обусловлена низким уровнем образования значительной части горожан, неграмотностью крестьян (более 95%). В результате идеи и лозунги «афганского социализма» не находили понимания у большинства населения. Фактически только силовые структуры являлись опорой режима.
В результате к середине 1980-х гг. в Афганистане проявились аналогичные советским процессы «застоя» и «системного кризиса». Надежды на своеобразную «перестройку» связывались со сменой партийного руководства в 1989 г., однако и этот шаг в условиях стремительного развивающихся процессов распада СССР и мировой социалистической системы уже не мог существенно повлиять на стабилизацию обстановки. Падение советского режима явилось неизбежным и стало реальностью в 1992 г. [12, с. 144 -145].
Таким образом, противоречивость основных тенденций и слабость центральных государственных структур представляли собой главные особенности политического процесса афганского государства в период с 1945 по 1992 гг. Они были обусловлены совокупностью детерминант как объективного свойства, связанных с историческими особенностями афганской государственности, так и субъективного, определяемого реалиями «холодной войны».
Библиографический список
1. История Афганистана [Э/р]. - Р/д: http://www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=103
2. Абдуллоев, Р Кого больше в Афганистане? [Э/р]. - Р/д: http://www.easttime.ru/analitic/2/13/479.html
3. Сайт РИА Новости: [Э/р]. - Р/д: http://www.ria.ru/world/20111121/493981568.htm, 21.11.2011
4. Ромодин, А. В. Афганистан. Часть 1. [Э/р]. - Р/д: http://afg-hist.ucoz.ru/publ/6-1-0-10
5. Топорков, В.М. Советский союз и политическая обстановка в Афганистане в 1978-1990 гг. Опыт факторного анализа // Вестник чуваш-
ского университета. - 2005. - № 3.
6. История Афганистана [Э/р]. - Р/д: http://www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=103
7. Дж. Кьеза Бесконечная война. - М., 2003.
8. Топорков, В.М. Советский союз и политическая обстановка в Афганистане в 1978-1990 гг. Опыт факторного анализа // Вестник чуваш-
ского университета. - 2005. - № 3.
10. О деятельности оппозиционных групп в данный период времени см. подробнее: История Афганистана с древнейших времен до наших дней / отв. ред. Ю.В. Ганковский. - М., 1982.
11. Цит по: В.Г. Коргун История Афганистана. XX век. - М., 2004.
12. Мордкович, Н. История модернизации Афганистана: взгляд из Москвы [Э/р]. - Р/д: http://www.afghanistan.ru/doc/11522.html
13. Подробнее об этих процессах см.: Спольников, В.Н. Афганистан и исламская оппозиция: истоки и цели. - М., 1990.
Bibliography
1. Istoriya Afganistana [Eh/r]. - R/d: http://www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=103
2. Abdulloev, R. Kogo boljshe v Afganistane? [Eh/r]. - R/d: http://www.easttime.ru/analitic/2/13/479.html
3. Sayjt RIA Novosti: [Eh/r]. - R/d: http://www.ria.ru/world/20111121/493981568.htm, 21.11.2011
4. Romodin, A. V. Afganistan. Chastj 1. [Eh/r]. - R/d: http://afg-hist.ucoz.ru/publ/6-1-0-10
5. Toporkov, V.M. Sovetskiyj soyuz i politicheskaya obstanovka v Afganistane v 1978-1990 gg. Opiht faktornogo analiza // Vestnik chuvashskogo universiteta. - 2005. - № 3.
6. Istoriya Afganistana [Eh/r]. - R/d: http://www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=103
7. Dzh. Kjeza Beskonechnaya voyjna. - M., 2003.
8. Toporkov, V.M. Sovetskiyj soyuz i politicheskaya obstanovka v Afganistane v 1978-1990 gg. Opiht faktornogo analiza // Vestnik chuvashskogo universiteta. - 2005. - № 3.
10. O deyateljnosti oppozicionnihkh grupp v dannihyj period vremeni sm. podrobnee: Istoriya Afganistana s drevneyjshikh vremen do nashikh dneyj / otv. red. Yu.V. Gankovskiyj. - M., 1982.
11. Cit po: V.G. Korgun Istoriya Afganistana. XX vek. - M., 2004.
12. Mordkovich, N. Istoriya modernizacii Afganistana: vzglyad iz Moskvih [Eh/r]. - R/d: http://www.afghanistan.ru/doc/11522.html
13. Podrobnee ob ehtikh processakh sm.: Spoljnikov, V.N. Afganistan i islamskaya oppoziciya: istoki i celi. - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 26.04.14
УДК 32
Radonova A.V. HISTORICAL EXPERIENCE DESIGN AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY IN RUSSIA.
This paper contains an analysis of historical experience in the development and implementation of social policy in Russia. The characteristics of the population and order within a state social insurance system are given. The analysis of legislation that regulated the Soviet system of social security of the population has been conducted. The basics of the main institutions of social protection in the USSR, such as social assistance and social insurance of employees, have been specified.
Key words: historical experience, development and implementation of social policy, social support, social assistance, social security, social activities, social insurance, social assistance and reforming period.
А.В. Радонова, канд. истор. наук, доц., зав. каф. уголовного права Алтайского института экономики, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
В статье содержится анализ исторического опыта разработки и реализации социальной политики в России. Дана характеристика органов и порядка обеспечения населения по системе государственного социального страхования. Анализируется законодательство, регулирующее советскую систему социального обеспечения населения. Раскрывается сущность базовых институтов социальной защиты в СССР, таких как социальная помощь и социальное страхование наёмных работников.
Ключевые слова: исторический опыт, разработка и реализация социальной политики, оказание социальной поддержки, социальная помощь, система социального обеспечения, социальная деятельность, социальное страхование, период реформирования.
Проблема социального обеспечения и социальной защиты населения, как одна из самых главных задач любого цивилизованного государства, имеет наряду с экономическими аспектами, аспекты правового, гуманитарного, культурно-образовательного характера, актуальность которых, представляется не преходящим явлением и заслуживает всемерного расширения пристального внимания всей общественности.
В Российской Федерации в настоящее время вопросы социального обеспечения и социальной защиты граждан далеки от благополучного их решения. Для подавляющего числа пенсионеров уровень пенсионных выплат по сравнению с жизненными потребностями переживаемого периода слишком низок. В связи с этим остаются неудовлетворенными многие насущные жизненные потребности пенсионеров.
В настоящее, время существует довольно много научной литературы о реформировании советской системы социального обеспечения в России.
Появляются отдельные работы об использовании мирового опыта по проблемам пенсионного обеспечения населения. Например, Е. Четыркин и С. Кабанкин совершенно обоснованно предлагают использовать международный опыт решения подобных проблем, Ю. Воронин предлагает обратить внимание на опыт дореволюционной России в создании страховых пенсионных касс. Однако почему-то умалчивается вопрос о возможности и необходимости использования советской пенсионной системы.
Исследование государственной социальной политики Российской Федерации в период радикального формирования общественно-политической системы в 1990-е годы требует знания исторического опыта разработки и реализации такой политики в прошлом страны.
На наш взгляд, логично выделить три основных этапа периодизации, подтверждаемых территориальными источниками и фактами из социальной истории России: дооктябрьский 1917 года; советский 1917-1991 годы; 1991-2000 годы - постсоветский период.
Необходимо отметить, что до начала периода правления Петра I социальная политика в России фактически существовала в форме социальной помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви (в местах расположения церквей и монастырей). При Петре I были преданы забвению такие известные ещё издревле на Руси формы социальной помощи нуждающимся, как предоставление кредита, поддержание хозяйства и другие. В то же время, созданная Петром Великим система государственного призрения имела разветвлённый контур централизованного и местного управления [1, с. 34].
На период правления Екатерины II приходится лишь начало длительного периода создания системы приказов общественного призрения по всей территории империя: первым по времени открытия был Новгородский приказ (1776 год), формирование же остальных приходится на период с 1778 по 1850 годы.
В конце XVIII века были впервые созданы специализированные типы благотворительных заведений, которые до учреждения приказов общественного призрения практически не существовало. В XIX веке социальная политика в основном сводилась к заботе о малообеспеченных слоях населения. Крупным вкладом в дальнейшее совершенствование и развитие системы государственного и общественного призрения и благотворительности стала отмена крепостного права и реформа губернских и городских органов управления.
В процессе индустриальной индустриализации 60-70-х годов XIX века кардинально изменилась социально-экономичес-
кая жизнь России, а значит и социальная роль государства. Благотворительность в это время была одним из средств гармонизации общества, поэтому власти её всемерно поощряли.
Основа формируемой системы государственного призрения в этот период не была государственной в полном смысле слова, а получила своё название потому, что её создала государственная власть, она приняла на себя выработку этой системы, регулирование дела призрения в жизни, создание для неё правовых норм, государственную помощь ей, фактически же осуществление заботы о нуждающихся на практике осуществляли местные общественные организации - сельских общин, городов, а также помещики и церковные организации, в основном, монастыри [2, с. 57].
Понятия «социальная помощь» и «социальное обеспечение» появились на страницах российской педагогической печати в первые годы после крушения самодержавия. Xотя в мае 1917 года в составе первого коалиционного Временного правительства созданное новое ведомство - Министерство государственного призрения (МГП) ещё сохраняло термин «призрение».
Создание министерства было вызвано тяжёлым материальным положением основной массы населения России, продолжавшейся войной, экономической разрухой, политическим хаосом и растущим в связи с этим количеством граждан, нуждающихся в защите [3, с. 28].
Большое значение для становления социальной политики имело принятие 31.10.1918 года «Положения о социальном обеспечении трудящихся». Оно законодательно закрепляло ряд принципиально новых функций: социальное обеспечение всех без исключения граждан РСФСР, источником существования которых являлся лишь собственный труд; социальное обеспечение трудящихся за счёт государства и через органы государственной власти. Положением предусматривались следующие виды социального обеспечения: 1) врачебная помощь; 2) денежные пособия и пенсии; 3) помощь натурой.
Xарактерной особенностью периода «военного коммунизма» являлось то, что обеспечение всех категорий нуждающихся в большинстве случаев выражалось в снабжении продовольствием, одеждой и топливом [4, с. 57].
Действовавшая в нашей стране в 20-е годы XX века советская модель социальной политики соответствовала сложившимся социально-историческим реалиям, господствовавшей официальной идеологии и, в целом, отвечала потребностям времени. Это признаётся теперь и всеми экспертами - критиками социальной политики бывшего СССР. Данная модель достаточно полно вписывается в структурно-логический эволюционный ряд, имеющий историко-культурные, национальные корни и опирающийся на вековые традиции и обычаи народа.
Период 20-х годов XX века, рассматриваемый как этап поисков и экспериментов в рамках переходного периода в смене парадигмы социального познания и реализации идей всеобщей единой системы социальной помощи нуждающимся, завершился формированием достаточно прогрессивной и эффективной для своего времени советской модели социального обеспечения трудящихся. В ней нашли своё отражение классовый подход и возврат к традиционной для России общинной (общественной) системе взаимо- и самопомощи трудящимся, в том числе и в сельской местности.
Социальная политика в отношении рабочих осуществлялась в порядке социального страхования. Практически государственное социальное обеспечение сохранилось в отношении военнослужащих и инвалидов войны.
Был осуществлён переход от системы единого и равного для всех граждан социального обеспечения к системе разных форм обеспечения для различных социальных групп и завершён очередной этап в эволюции отечественной модели социальной политики.
С незначительными изменениями данная модель социальной политики действовала в нашей стране более 70 лет, вплоть до 1991 года.
Социальная политика СССР включала оказание необходимой в рамках предусмотренной советскими законами помощи инвалидам войн, пенсионерам из числа военнослужащих и членам их семей [5, с. 66].
Исторической особенностью развития страны в XX столетии является довольно продолжительное участие в двух мировых и гражданской войнах, а также в ряде локальных войн и вооружённых конфликтов. В этой связи среди населения практически весь рассматриваемый период времени сохранялся и периодически пополнялся соответствующий социальный слой, нуждавшийся в государственном социальном обеспечении и поддержке.
Изменения центральных и местных органов системы социальной политики были нацелены на реализацию конституционных прав и гарантий гражданам в рамках действовавшей социальной модели. Речь шла об улучшении аппаратной работы всех госструктур, борьбе с бюрократизмом, что полностью соответствовало проводимой в стране социальной политике коммунистической партии.
Социальная функция, адаптированная применительно к решаемым задачам, имела своё логическое развитие и применение в деятельности органов здравоохранения, народного образования, культуры, внутренних дел, министерства обороны, в сфере торговли, бытового обслуживания, услуг и т.д. Многие социальные проблемы решались в рамках компетенции партийных и советских органов, а также ряда общественных организаций, таких как комсомол и профсоюзы. Специфичной и характерной чертой советской модели социальной политики была система двойного подчинения и контроля - со стороны Советов всех уровней и вертикальной цепочки исполнительных органов власти. В некоторой степени это повышало чёткость функционирования системы, усиливало возможность контроля исполнения, однако, в целом, это приводило к усложнению структурнофункциональной модели управления социальным обеспечением населения за счёт функциональных цепочек дублирования и, как следствие, к усилению бюрократизации всей системы. Полномочия представительных выборных органов власти находились в обратно пропорциональной зависимости к их иерархическому уровню: чем ниже иерархический уровень Совета, чем ближе он был к конкретному человеку, его реальным нуждам
Библиографический список
и запросам, тем меньшими возможностями и полномочиями по оказанию социальной помощи он обладал.
В связи с проведённой в 1946 году реформой системы государственного управления, указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта Наркомсобес был реорганизован в Министерство социального обеспечения РСФСР В его состав было передано из ведения Совета Министров РСФСР управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Структурно вновь образованное министерство, согласно штатному расписанию, включало в себя ряд управлений и отделов центрального аппарата, обеспечивающих реализацию всех возложенных на него социально-управленческих функций.
В годы «оттепели» и «застоя» продолжалось совершенствование социальной политики СССР, которая трансформировалась под воздействием соответствующих идеологии и социально-экономических реалий. Сохранялась тенденция развития функций штатного состава управленческого аппарата и поиска эффективных социальных решений в центре и на местах. В годы «застоя» вопросам улучшения социального положения и материально-бытового обеспечения инвалидов, семей погибших воинов, ветеранов войны и труда, а также отдельных категорий военнослужащих - участников боевых операций, уделялось постоянное внимание. Принимались соответствующие государственно-правовые документы, расширялись льготы и преимущества. Вместе с тем следует отметить, что единый, интегрированный правовой акт, впервые установивший организационные, экономические и правовые основы социальной защиты ветеранов был принят лишь в конце 1994 года, однако в связи с недостаточным финансированием его реализация осуществлялась не в полной мере [6, с. 42].
Изменения центральных и местных органов системы социальной политики были нацелены на реализацию конституционных прав и гарантий граждан в рамках действовавшей социальной модели. Речь шла об улучшении аппаратной работы всех госструктур, борьбе с бюрократизмом, что полностью соответствовало проводимой в стране социальной политике коммунистической партии.
Таким образом, можно констатировать, что действовавшая в нашей стране более 70 лет советская модель социальной политики соответствовала сложившимся социально - историческим реалиям, господствовавшей официальной идеологии и, в целом, отвечала потребностям времени. Это признаётся теперь и всеми экспертами - критиками социальной политики бывшего СССР. Данная модель достаточно полно вписывается в структурно-логический эволюционный ряд, имеющий историко-культурные, национальные корни и опирающийся на вековые традиции и обычаи народа.
1. Стремоухов, А.В. Человек и его правовая защита: теоретические проблемы. - СПб., 1996.
2. Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы. - М., 2009.
3. Проблемы социальной защиты населения. IV всероссийская научно-практическая конференция, февраль 2009 года: сборник статей / / под ред. Л.Г. Лаптева, А.П. Шумилина. - Пенза, 2009.
4. Наклонов, Д.Н. Формирование системы социальной защиты населения. - СПб., 2008.
5. Рождественский, А.В. Государственное регулирование социальной сферы. - Чебоксары, 2009.
6. Якимчук, С.В. Социальная защита населения и её совершенствование в современных условиях. - Белгород, 2008.
Bibliography
1. Stremoukhov, A.V. Chelovek i ego pravovaya zathita: teoreticheskie problemih. - SPb., 1996.
2. Panteleeva, T.S. Ehkonomicheskie osnovih socialjnoyj rabotih. - M., 2009.
3. Problemih socialjnoyj zathitih naseleniya. IV vserossiyjskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, fevralj 2009 goda: sbornik stateyj // pod red. L.G. Lapteva, A.P. Shumilina. - Penza, 2009.
4. Naklonov, D.N. Formirovanie sistemih socialjnoyj zathitih naseleniya. - SPb., 2008.
5. Rozhdestvenskiyj, A.V. Gosudarstvennoe regulirovanie socialjnoyj sferih. - Cheboksarih, 2009.
6. Yakimchuk, S.V. Socialjnaya zathita naseleniya i eyo sovershenstvovanie v sovremennihkh usloviyakh. - Belgorod, 2008.
Статья поступила в редакцию 24.04.14