Научная статья на тему 'Исторический опыт и современные проблемы противодействия преступности гражданами'

Исторический опыт и современные проблемы противодействия преступности гражданами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE WORKERS' MILITIA / ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА / РАБОЧАЯ МИЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ / УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ МИЛИЦИЯ / VOLUNTARY NATIONAL TEAMS / SOCIETY OF ASSISTANCE TO POLICE / PUBLIC PARTICIPATION IN POLICING / CRIME PREVENTION / LAW ENFORCEMENT / MUNICIPAL POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимохов Виктор Петрович

Рассмотрен вопрос о состоянии массового общественного правосознания в современной России с учетом исторического опыта, о том, насколько сами граждане соблюдают правила общежития и проявляют активность в недопущении и пресечении правонарушений. Отмечено, что государство обязано создать организационно-правовую форму оформления этой деятельности с целью обеспечения ее максимальной результативности и защиты интересов людей, выполняющих правоохранительные функции. Подчеркнуто, что необходимо скорейшее принятие федерального закона, который точно бы определил статус объединений граждан в сфере охраны правопорядка и общие принципы их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимохов Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical experience and current problems of counteraction to crime by citizens

The article covers the question of the mass public legal awareness in modern Russia, taking into account historical experience, how the citizens themselves bound by the rules of social life and are active in preventing and combating crime. It is noted that the state is obliged to create a legal form of registration of these activities with the aim to maximize the impact and protect the interests of the people performing law enforcement functions. Also it is stressed the necessity to prompt adoption of a federal law that would define precisely the status of citizens' associations in the scope of law enforcement and the general principles of their functioning.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт и современные проблемы противодействия преступности гражданами»

Проблемы профилактики и правонарушений

Исторический опыт и современные проблемы противодействия

преступности гражданами

В.П. Тимохов

Рассмотрен вопрос о состоянии массового общественного правосознания в современной России с учетом исторического опыта, о том, насколько сами граждане соблюдают правила общежития и проявляют активность в недопущении и пресечении правонарушений. Отмечено, что государство обязано создать организационно-правовую форму оформления этой деятельности с целью обеспечения ее максимальной результативности и защиты интересов людей, выполняющих правоохранительные функции. Подчеркнуто, что необходимо скорейшее принятие федерального закона, который точно бы определил статус объединений граждан в сфере охраны правопорядка и общие принципы их функционирования.

Ключевые слова: добровольная народная дружина, народная дружина, рабочая милиция, общество содействия милиции, участие общественности в охране правопорядка, профилактика правонарушений, охрана правопорядка, муниципальная милиция.

В 2010-2011 гг. более чем на 20% была сокращена численность сотрудников МВД России, что повлекло за собой снижение плотности полицейских нарядов в общественных местах. Негативные последствия проявились немедленно: в 2011 г. на улицах и площадях, в парках и скверах было совершено на 3,7% больше преступлений, чем в 2010 г. Небезопасность этих общественных мест становится все очевиднее: уже в январе-феврале 2012 г. количество совершенных там преступлений увеличилось на 14,8% (54,4 тыс.), а количество краж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года -на 29,8% [20].

Объективно прогнозируемая социально-экономическая обстановка в стране в ближайшем будущем не способствует сокращению правонарушений, что требует изыскания дополнительных организационных ресурсов в борьбе с преступностью. Одним из действенных инструментов этой борьбы, особенно в отношении преступлений, совершаемых в общественных местах, являются негосударственные общественные формирования, богатый опыт деятельности которых был накоплен в России в Х1Х-ХХ веках.

Первые сведения об участии общественности в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью относят к 1881 г., когда в Москве появились народные дружины, ставившие своей целью поддержание правопорядка при проезде высочайших особ по улицам столицы, во время коронаций и связанных с ними массовых мероприятий [17, с. 30]. Численность этого общественного формирования постепенно увеличивалась и к 1905 г. достигла 80 тыс. человек. Постепенно московский опыт при активном участии Департамента полиции стал распространяться на другие российские города, и на-

родные дружины стали превращаться в постоянно действующую организацию.

В 1913 г. была разработана и принята Инструкция по организации добровольных народных дружин, в которой были зафиксированы основные принципы ее создания и построения:

• принцип добровольности вступления, фиксированного членства и строгого отбора;

• принцип подотчетности и подчиненности органам государственной власти, государственного руководства и контроля за ее деятельностью [15, с. 82].

С первых дней существования советской власти в России вместе с красногвардейцами и только еще организуемой рабочей милицией1 новый революционный порядок утверждали и охраняли различные самодеятельные организации, создаваемые по инициативе самих граждан, принадлежащих, как тогда говорили, к трудовому сословию. Они имели различные наименования: «Друзья общественного порядка» (ДОП), летучие рабочие отряды, комитеты по поддержанию правопорядка; чуть позже - Дружины содействия милиции, Комиссии общественной помощи милиции и т.п.

Позже общественная самодеятельность подсказала еще одну форму помощи милиции - Общество содействия милиции (Осодмил), которая была законодательно закреплена постановлением СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска» [11]. Известен, например, факт, что основную роль в раскрытии убийства Павлика Морозова сыграл член этого общества Иван Потупчик, который до прибытия на место преступления официальных лиц умело определил круг подозреваемых, провел допросы и очные ставки. К приезду сотрудников ОГПУ им уже был собран весь необходимый материал для дальнейшего расследования [16, с. 50].

В 1959 г., после обобщения передового опыта охраны правопорядка рабочими ленинградских предприятий, была официально закреплена такая форма общественных организаций правоохранительной направленности, как добровольная народная дружина (ДНД) [12]. За долгие годы своего существования члены ДНД внесли существенный вклад в поддержание правопорядка, борьбу с преступностью и ее профилактику. За мужество и героизм при пресечении преступлений, задержании преступников в период 1970-1985 гг. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами свыше 800 дружин-

1 Наряду в «рабочей милицией» в 1917 г. существовала «народная милиция», которую формировала эсеро-меньшевистская фракция Петроградского совета, пытавшаяся подчинить себе и «рабочую милицию». Соответствующий приказ Петроградского совета был издан 7 (20) марта 1917 г.

2 Павлик Морозов - школьник, широко распропагандированный в СССР как пионер-герой, погибший в борьбе с кулачеством 3 сентября 1932 г.

3 ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР) - государственный орган, осуществляющий борьбу с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, обеспечивающий государственную безопасность.

ников, а медалью «За отличную службу по охране общественного порядка» только по РСФСР около 6 тыс. человек [14, с. 312-313].

В 1989 г. в СССР насчитывалось 298 тыс. дружин, в которых состояло 11,7 млн человек [17, с. 56]. В связи с ликвидацией СССР и отменой соответствующей нормативной базы эти общественные формирования прекратили свое существование.

Тем не менее в настоящее время в стране уже вновь действует около 36 тыс. добровольных организаций, уставной целью которых является участие в охране общественного порядка. В Ульяновске 8-9 ноября 2011 г. прошел первый Всероссийский форум добровольных дружин «Симбирский диалог-2011», собравший более 300 народных дружинников из 35 регионов. Делегаты съезда и представители государственных структур были единодушны во мнении: без активной помощи и поддержки населения об эффективной борьбе с преступностью не может быть и речи. Это подтверждает и официальная статистика. Более 27 тыс. раскрытых преступлений, почти 340 тыс. выявленных административных правонарушений, 276 тыс. задержанных правонарушителей - такую помощь оказали формирования за девять месяцев 2011 г. В Ульяновской области, по словам ее губернатора Сергея Морозова, в 24 муниципальных районах и городских округах созданы и действуют 235 добровольных дружин общей численностью 4065 человек, и практика показала, что они представляют серьезную силу, способную оказать значительную помощь в борьбе с преступностью [13].

Так как федеральное законодательство по регулированию такой деятельности отсутствует, эти формирования граждан создаются и осуществляют свою деятельность на основании законов субъектов РФ, а в ряде случаев -даже на основании распорядительных документов глав местных администраций или нормативных актов представительных органов местного самоуправления. Муниципальные образования руководствуются в этом случае ст. 132 Конституции РФ, которая наделяет органы местного самоуправления правом и обязанностью осуществлять охрану общественного порядка.

Региональные законы, успешно регулирующие деятельность граждан в сфере обеспечения правопорядка, давно уже действуют во многих субъектах РФ. Так, в городах Москве и Санкт-Петербурге такие законы были приняты еще в 2001 г. [5; 6]. Заметим, что в столице, помимо указанного закона, устанавливающего общие принципы и правила участия жителей в охране общественного порядка, действуют и специальные законы, в которых конкретизированы формы такой деятельности. Так, Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине» устанавливает правовые основы и принципы деятельности Московской городской народной дружины, определяет ее организационную структуру и систему управления, обязанности, права и ответственность народных дружинников, а также гарантии их правовой и социальной защиты.

Согласно этому закону, Московская городская народная дружина является государственно-общественным объединением, которое создается в целях оказания содействия органам государственной власти Москвы и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и состоит из граждан Российской Федерации, принятых в ее состав в установленном порядке. Непосредственное руководство деятельностью дружины осуществляет городской штаб, который создается правительством Москвы в форме государственного учреждения [4, ст. 1, 3, 6].

Социальные, правовые, организационные, педагогические и другие ресурсы некоммерческих организаций и граждан также включены в единую систему профилактики правонарушений в Москве [1, ст. 1].

В отличие от Москвы, определяющей ДНД как государственно-общественное объединение, Рязанская область считает народные дружины только добровольными объединениями граждан [3, ст. 1]. В некоторых субъектах РФ правоохранительные общественные формирования законодательно разделены на несколько категорий: добровольные народные дружины, муниципальные казачьи дружины, добровольные студенческие дружины [2, ст. 4]. Таким образом, единообразного подхода к определению статуса добровольных дружин пока нет, а неоднократные попытки урегулировать эту общественную инициативу на федеральном уровне успехом не увенчались.

Еще 3 декабря 1996 г. в Государственную думу был внесен проект Федерального закона «Об участии граждан РФ в обеспечении правопорядка», который после длительных согласований и изучений 27 января 1999 г. был принят Государственной думой и 18 февраля 1999 г. одобрен Советом Федерации. Однако Президент РФ отклонил этот закон и Государственная дума, согласившись с доводами президента, 14 марта 2001 г. постановлением № 1221-Ш сняла закон с рассмотрения.

Следующая попытка создать специализированную нормативную базу для участия общественности в охране правопорядка началась 11 декабря 2002 г., когда в Государственную думу группой депутатов был внесен законопроект «Об участии граждан РФ, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка». 14 февраля 2005 г. этот законопроект был внесен повторно с другим названием: «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка». Этот законопроект не предусматривал обязательного создания соответствующих государственно-общественных объединений в субъектах РФ и муниципальных образованиях. По концепции разработчиков, реализация законопроекта не потребовала бы никаких расходов из федерального бюджета. Внесенный документ был включен в примерную программу законопроектной работы Государственной думы; на него поступили многочисленные критические отзывы, предложения и замечания из комитетов и комиссий, поэтому авторы законопроекта отозвали его. Позднее, 6 сентября 2005 г. Государст-

венная дума согласилась с предложением Комитета Госдумы по безопасности вообще снять этот проект с рассмотрения по указанному основанию [7, п. 53].

Несколькими днями позже был отклонен одноименный проект Федерального закона № 248699-3, внесенный в Государственную думу Законодательным собранием Краснодарского края, на который также поступил отрицательный отзыв Комитета Госдумы по безопасности [10].

30 декабря 2008 г. группой депутатов Государственной думы был предложен очередной проект Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». Как указывалось в пояснительной записке к нему, на территории Российской Федерации действует более 34 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 363 тыс. человек, в том числе в 17,4 тыс. народных дружин -около 214 тыс., в 872 казачьих дружинах - 45,4 тыс.

По предложению Комитета Госдумы по безопасности в текст законопроекта вносились изменения, затем его рассмотрение в первом чтении неоднократно переносилось, и 15 октября 2010 г. он повторно был направлен во все высшие органы государственной власти и управления для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в ряд других инстанций. Отзывы, предложения и замечания было предложено направлять в Комитет Госдумы по безопасности до 15 декабря 2010 г., и до настоящего времени никакого дальнейшего движения по данному законопроекту нет [8].

Поиски оптимальных путей регулирования деятельности формирований, которые будут оказывать помощь полиции в охране общественного порядка и в обеспечении общественной безопасности, продолжаются и по другим направлениям. Так, 23 ноября 2011 г. в Государственной думе был зарегистрирован проект федерального закона, который позволит муниципальным образованиям ранга муниципального района и городского округа создавать у себя органы муниципальной милиции. В настоящее время такая возможность предусмотрена п. 8 ст. 15 и п. 9 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако нормы об охране общественного порядка муниципальной милицией могут вступить в силу лишь в сроки, указанные федеральным законом, регламентирующим порядок ее организации и деятельности, но данный закон еще не принят и его проект в Государственную думу даже не вносился. В связи с этим автором законопроекта, первым заместителем Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству А.Г. Назаровым было предложено внести изменение в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому нормы, касающиеся организации охраны общественного порядка, вступают в силу с момента официального

опубликования федерального закона или закона субъекта РФ, определяющего порядок организации и деятельности муниципальной милиции.

Безусловно, следует согласиться с мнением автора законопроекта, что он не препятствует дальнейшей разработке федерального закона о муниципальной милиции, а напротив, позволит накопить необходимую для этого нормо-творческую и правоприменительную практику [9].

Очевидно, что состояние общественной безопасности в любом государстве во многом определяется массовым общественным правосознанием, тем, насколько сами граждане соблюдают правила общежития и проявляют активность в недопущении и пресечении правонарушений. В любом обществе часть граждан так или иначе вносит свой вклад в обеспечение правопорядка. Задачей государства является правовое оформление этой деятельности с целью обеспечения ее максимальной результативности и защиты интересов людей, выполняющих правоохранительные функции. Поэтому, на наш взгляд, необходимо скорейшее принятие федерального закона, который как минимум точно бы определил статус объединений граждан в сфере охраны правопорядка и общие принципы их функционирования.

Литература

1. О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве: Закон города Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 // Ведомости Московской городской думы. - 2008. - № 4. - Ст. 51.

2. Об участии граждан в обеспечении охраны правопорядка: Закон Ставропольского края от 8 декабря 2007 г. № 69-кз. URL: http://www.dumask.ru/ legislation/regional/zakony/2007/12200/.

3. О народных дружинах в Рязанской области: Закон Рязанской области от 7 мая 2007 г. № 56-ОЗ // Рязанские ведомости. - 2007. - 12 мая.

4. О Московской городской народной дружине: Закон города Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 // Ведомости Московской городской думы. - 2002. -№ 8. - Ст. 162.

5. Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге: Закон города Санкт-Петербурга от 08 ноября 2001 г. № 760-95 // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. - 2001. - № 12.

6. Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка: Закон города Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 // Ведомости Московской городской думы. - 2001. - № 5. - Ст. 43.

7. Протокол заседания Совета Государственной думы ФС РФ от 6 сентября 2005 г. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN= 273623-3&02

8. Об участии граждан в охране общественного порядка: Законопроект № 146414-5. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?Open Agent&RN=146414-5&02

9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Законопроект № 634752-5. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)? OpenAgent&RN=634752-5&02

10. О проекте Федерального закона № 248699-3 «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка»: Постановление Государственной думы ФС РФ от 16 сентября 2005 г. № 2200-IV ГД. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN= 248699-3&02

11. Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска: Постановление СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. // СУ РСФСР. - 1930. - № 25. -Ст. 324.

12. Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране: Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 2 марта 1959 г. № 218 // СП СССР. - 1959. - № 4. - Ст. 25.

13. Бережкова В. «Красным повязкам» - зеленый свет // Щит и меч. - 2011. -24 ноября.

14. Взаимодействие милиции с трудящимися в охране общественного порядка // Советская милиция: история и современность (1917-1987). - М.: Юридическая литература, 1987. - С. 312-313.

15.Жеребцов А.В. Правоохранительные органы (история, теория, практика) // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2005. - № 1. -С. 82.

16. Логинов О.И. История Уральской милиции. - Екатеринбург, 2002.

17. Огородников В. Не командой и окриком // Советская милиция. - 1989. -№ 3. - С. 56.

18. Харламов В.И. Исторический опыт проблемы совершенствования нормативно-правовой базы деятельности народных дружин в Российской Федерации // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: Материалы «круглого стола» 27 января 2006 г. в Академии управления МВД России. - М.: Академия управления МВД России, 2006.

19. Информационное агентство Regnum. URL: http://www.regnum.ru/news/ 1465664.html

20. Статистика состояния преступности // Сайт МВД РФ. URL: http://www. mvd.ru/presscenter/statistics/reports/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.