Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДОБРОСОСЕДСКИХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ КУБАНИ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДОБРОСОСЕДСКИХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ КУБАНИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ / КАВКАЗСКИЕ НАРОДЫ / КУБАНЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / КУНАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мациевский Герман Олегович

Целью работы является рассмотрение и систематизация элементов исторического опыта развития добрососедских отношений казаков и горских народов, что актуально в условиях возрастания рисков межэтнических и межрелигиозных конфликтов современности. Такие формы межэтнических и межкультурных контактов как межэтнические гендерные связи, обычаи гостеприимства, куначества и аталычества, горское «мухаджирство» и верстание горцев в казачество, боевое братство казаков и кавказцев способствовали сближению народов, расширяли бытовые и культурные связи казачества и горцев, способствовали лучшему пониманию традиций, обычаев и образа жизни друг друга. На протяжении веков, в процессе длительного культурного, хозяйственно-экономического, социального и политического взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения, накапливался обширный и многогранный исторический опыт добрососедских, мирных и уважительных отношений казаков и горских народов. Казачество, обладая богатым опытом добрососедства, может стать важным ресурсом гармонизации межэтнических отношений на Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF GOOD-NEIGHBORLY RELATIONS OF PEOPLES OF THE KUBAN REGION

The aim of the article is to examine and systematization of experience in the development of good-neighborly relations of Cossacks and Caucasian nations. This is important in a situation increases the risk of ethnic and religious conflicts. Such forms of ethnic and cultural contacts as gender communication, customs of hospitality, Kunachestva and Fosterage, Caucasian “muhajirun” and “verstanie” in Cossacks, martial fraternity of the Cossacks and Caucasian nations have contributed to the rapprochement of peoples, expanded domestic and cultural relations of the Cossacks and Caucasian nations have contributed to a better understanding of the traditions, customs and lifestyle. During long-term cultural, commercial, economic, social and political interaction, mutual influence and interpenetration, been accumulating a large and diverse historical experience of good-neighborly, peaceful and respectful relations Cossacks and Caucasian nations. Cossacks learning a wealth of experience and good neighborliness can be an important resource for the harmonization of ethnic relations in the Kuban region.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДОБРОСОСЕДСКИХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ КУБАНИ»

DOI: 10.12731/2077-1770-2016-3-2-52-68 УДК 94(470)

исторический опыт

ДОБРОСОСЕДСКИХ ОТНОШЕНИй НАРОДОВ КУБАНИ

Мациевский Г.О.

Целью работы является рассмотрение и систематизация элементов исторического опыта развития добрососедских отношений казаков и горских народов, что актуально в условиях возрастания рисков межэтнических и межрелигиозных конфликтов современности.

Такие формы межэтнических и межкультурных контактов как межэтнические гендерные связи, обычаи гостеприимства, куначества и аталычества, горское «мухаджирство» и верстание горцев в казачество, боевое братство казаков и кавказцев способствовали сближению народов, расширяли бытовые и культурные связи казачества и горцев, способствовали лучшему пониманию традиций, обычаев и образа жизни друг друга. На протяжении веков, в процессе длительного культурного, хозяйственно-экономического, социального и политического взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения, накапливался обширный и многогранный исторический опыт добрососедских, мирных и уважительных отношений казаков и горских народов.

Казачество, обладая богатым опытом добрососедства, может стать важным ресурсом гармонизации межэтнических отношений на Кубани.

Ключевые слова: казаки; кавказские народы; Кубань; межэтнические конфликты; исторический опыт; куначество; аталыче-ство; боевое братство.

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF GOOD-NEIGHBORLY RELATIONS OF PEOPLES OF THE KUBAN REGION

Matsievsky G.O.

The aim of the article is to examine and systematization of experience in the development of good-neighborly relations of Cossacks and Caucasian nations. This is important in a situation increases the risk of ethnic and religious conflicts.

Such forms ofethnic and cultural contacts as gender communication, customs of hospitality, Kunachestva and Fosterage, Caucasian "mu-hajirun" and "verstanie" in Cossacks, martial fraternity of the Cossacks and Caucasian nations have contributed to the rapprochement of peoples, expanded domestic and cultural relations of the Cossacks and Caucasian nations have contributed to a better understanding of the traditions, customs and lifestyle. During long-term cultural, commercial, economic, social and political interaction, mutual influence and interpenetration, been accumulating a large and diverse historical experience of good-neighborly, peaceful and respectful relations Cossacks and Caucasian nations.

Cossacks learning a wealth of experience and good neighborliness can be an important resource for the harmonization of ethnic relations in the Kuban region.

Keywords: Cossacks; Caucasian nations; Kuban region; ethnic conflicts; historical experience; kunachestvo; Fosterage; martial fraternity.

В последние годы на территории Краснодарского края, как и в целом по стране, существенно возросли риски межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Происходит это под влиянием со-

циальных, политических, идеологических, экономических и иных факторов, когда люди, не имеющие глубоких исторических знаний, прочных мировоззренческих установок и устойчивых ценностей, пополняют ряды радикальных общественно-политических и религиозных организаций. Для Кубани данная проблема осложняется наличием полиэтнического и поликонфессионального состава населения, близостью к очагам межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Учитывая, что исторически именно казачество оказывало достаточно значимое влияние на межнациональные отношения в регионах с полиэтническим составом населения, а современные казаки вновь претендуют на активное участие в социально-политической, культурной, хозяйственно-экономической жизни страны, видится обоснованным и востребованным обращение к историческому опыту казачества в выстраивании добрососедских отношений с кавказскими народами.

Вопросами освоения Северного Кавказа Россией, истории кубанского казачества, а также взаимоотношений русских с горцами занимались виднейшие учёные-кубановеды XIX - начала ХХ вв. Е.Д. Фелицын [23], Ф.А. Щербина [26], И.Д. Попко [19], П.П. Короленко [12] и др. В новейшей историографии можно отметить работы В.Н. Ратушняка «Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г.» [16], В.А. Матвеева «Россия и Северный Кавказ» [14], В.Б. Виноградова «Средняя Кубань: земляки и соседи» [5], книги «Парадигмы и оценки кавказской политики России в прошлом и настоящем» [17], «Россия и Кавказ сквозь два столетия» [20] и др.

В данной статье предлагается рассмотреть уникальный опыт северокавказского, прежде всего кубанского, казачества по выстраиванию добрососедских отношений с представителями горских народов. При этом необходимо отметить, что Кубанское казачье

войско исторически формировалось за счёт объединения Черноморского войска (около 25 тыс. человек, из них 5,5 тыс. бывших запорожцев) с 6 бригадами правого крыла Кавказского линейного войска. С самых первых лет своего существования кубанское войско было достаточно многонациональным. Как отмечает Н.Н. Великая, «..."составные" казачьи группы (например, Кубанского казачества)», так и не достигли в дореволюционные период «стадии "однородности"» [4, с. 47]. При этом даже отдельные подразделения кубанцев носили также «составной» характер. Так в Хопёрский полк, от даты создания которого ведёт своё старшинство Кубанское казачье войско, входили донские и малороссийские казаки, однодворцы и государственные крестьяне, ссыльные поляки, крещёные закубанские горцы и даже иранцы.

Начиная с ХУ1-ХУИ вв., времени освоения казаками Северного Кавказа, у них складываются мирные и дружеские отношения с представителями местных горских народов, что во многом предопределило взаимовлияние русской и кавказской культур. Первые ватаги и отряды переселяющихся казаков были представлены, в основном, мужчинами-воинами, а потому их жёнами становились, прежде всего, девушки-горянки. По словам Л.Б. Заседателевой, «с самого начала своего возникновения казачество - беглая "вольница", "сходцы" из селений и городов России оказывались в иноэт-ническом окружении или в соседстве с местными аборигенными группами населения..., что не могло не сказаться на внешнем облике и самом характере ранних казачьих обществ, а затем отразилось и в материальной, и духовной культуре казачества» [9, с. 50]. По выражению Ф.А. Щербины, «русская казачья вольница на Тереке и отчасти на Дону в первые времена своего существования буквально-таки добывала себе жён на Кавказе» [26, с. 62]. Как отмечал И.Д. Попко, «казаки скоро вошли в дружеские и даже родственные

связи с горцами..., от которых брали на своё обзаведение зерновой хлеб, скот, лошадей и даже жён невенчальных» [18, с. 24]. Межнациональные браки усиливали позитивный потенциал этнических контактов, способствовали сближению народов, становились одним из важнейших аспектов культурного взаимовлияния и взаимопроникновения.

Северокавказские казаки многое заимствовали в ведении сельского хозяйства и промыслов у своих соседей, охотно используя их опыт охоты и рыболовства, скотоводства, хлебопашества, занятия шелководством и горным пчеловодством. В одежде и манере её ношения у казаков также видно непосредственное влияние горских народов. Кавказская бурка, бешмет, черкеска с газырями, папаха, башлык, кавказский пояс, кинжал - постепенно становятся естественными атрибутами одежды не только терско-гребенских, но и кубанских казаков. Горские музыкальные инструменты - барабан, зурна, горская двухструнная балалайка - получают распространение у казаков. В музыке и танцах северокавказских казаков также ощутимо влияние кавказских ритмов, приёмов и манер, экспрессии. Исполняемые казаками адыгская кафа, наурская лезгинка, «танец Шамиля», как отмечает А.Н. Соколова, «были имитацией кавказского темперамента и выражением определенного уважения к культуре соседей» [21].

Важное значение в культуре добрососедских отношений кавказцев и горцев имел обычай куначества. Кунак - не просто приятель или друг, это человек, хоть и не связанный узами кровного родства, но несущий обязанности близкого родственника - побратим. Кунаки в любых обстоятельствах должны были всегда оказывать всяческую помощь друг другу. Как отмечает Б.Х. Бгажно-ков, куначество, возникшее в древности в среде горских народов, поддерживалось не только между кавказскими народами, но и в

отношениях горцев с казаками, с русским населением, что «способствовало смягчению противостояния, ...налаживанию дружеских, толерантных отношений в регионе. Куначество стало вместе с тем одной из важных форм народной дипломатии» [2, с. 13]. Многие казаки и горцы братались, становились кунаками, гордились своей дружбой, зачастую передавая её своим детям как завет добрососедства и взаимного уважения. По данным, приводимым И.Д. Попко, «в Кумыках и Кабарде были лучшие оружейники, седельники, серебряки. Казаки водили с ними дружбу, принимали у себя горцев, так как знали их язык» [18, с. 302]. Бывало и такое, что казачья семья брала на воспитание сирот, детей погибших кунаков (ногайцев, калмыков или горцев), которые повзрослев, становились «настоящими казаками и за них могли выйти замуж девушки-казачки» [9, с. 50]. Лев Толстой, гордившийся своей дружбой с кунаком-чеченцем Садо Мизирбиевым из тайпа Элстанжой, писал, что «живя между чеченцами казаки перероднились с ними и усвоили обычай, образ жизни, нравы горцев... Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу...» [22]. Кунацкие отношения складывались на Кубани между черкесами, карачаевцами и казаками, между осетинами и казаками в станицах Ардонской, Архонской, Михайловской. Как отмечает О.С. Мутиева, «куначеские связи между казаками и горцами не были поколеблены даже в период кровавой и ожесточённой Кавказской войны» [12, с. 248]. Более того, куначество к этому времени приняло такие масштабы, что во втор. пол. XIX в. на казачьих сходах неоднократно ставился вопрос о его запрете [8, с. 59].

Особым видом дружеских отношений и культурных связей между казаками и горцами, связанным с обрядом куначества, было аталычество - традиция отдачи на воспитание своих сыновей в другую семью, часто в семью кунака. Межнациональное аталыче-

ство получило достаточно широкое распространение у казаков кавказского линейного войска, которые отдавали своих детей на воспитание в семьи кумыков, чеченцев, черкесов для обучения языку, традициям и обычаям. В свою очередь казак-аталык, принявший в свою семью горского мальчика, также становился ему вторым отцом и обязан был заботиться о нём, воспитывать и обучать. Интересные данные в этой связи приводит Э.В. Бурда: «...в краеведческом музее станицы Екатериноградской имеются документы и фотографии, свидетельствующие о том, что Бесланеев Х.И. и Лу-кожев Г.И. из Малой Кабарды окончили Екатериноградскую школу. Бесланеев Х.И. жил у казака Ивана Накаева, впоследствии командовал Малокабардинским полком. О Лукожеве известно только то, что он окончил Церковно-приходскую школу и изучал русский язык. Имеются свидетельства обратной связи, когда казачата попадали к горцам и там воспитывались. Ярким примером тому служит Гриша Скворцов, который жил и работал фельдшером в селе Була-тово (Терское) в Малой Кабарде» [3]. Межнациональное аталыче-ство укрепляло добрососедские отношения, расширяло бытовые и культурные связи казаков и горцев, способствовало лучшему пониманию традиций, обычаев и образа жизни друг друга.

Интересной формой межнациональных контактов между казаками и кавказцами было т.н. «мухаджирство», прежде всего, к линейным казакам. В классическом понимании мухаджирство -это переселение мусульман из немусульманской страны в мусульманскую. Однако термин горское «мухаджирство» используют С.Д. Шаова, Д.В. Жиляев и М.В. Баисова, понимая под ним переселение представителей горских народов под защиту казачьих крепостей и городков [25]. Кавказцы уходили к казакам, чтобы спастись от кровной мести, феодального гнёта или рабства. Как отмечают исследователи, «..."мирные горцы" (натухайцы, шапсу-

ги, приморские убыхи) становились объектами агрессии со стороны других племен, в первую очередь горных убыхов. У мирных горцев угонялся скот, их торговым отношениям с русскими препятствовали...» [24, с. 56]. В этих случаях «мирные горцы» обращались к русской администрации с просьбой разрешить селиться у русских фортов на дистанции оружейного выстрела, чтобы обезопасить себя от набегов воинственных соседей. А.А. Черкасов, В.Г. Иванцов и др. со ссылкой на архивные материалы приводят сведения, что 12 августа 1851 г. в форте Лазарева Черноморской береговой линии (ЧБЛ) собралось более тысячи шапсугов для переговоров с начальником 2-го отделения ЧБЛ генерал-майором Вагнером 2-м. Шапсуги дали клятву не слушаться наиба Шамиля Магомета Амина, а «в случае если другие племена нападут на них за возобновление дружеских отношений с русскими, горцы просили у русских властей военную помощь» [24, с. 59].

Зачастую переселившиеся горцы вливались в состав казачьих сообществ, оказачивались, принимая православие. Так были ока-зачены в XVI в. чеченские тайпы галоевцев, варандоевцев и гу-ноевцев из станицы Червлёной, не желавшие принять ислам, а у гребенских казаков появились фамилии Егоркиных, Галкиных, Гу-лаевых, Бусунгуровых, Титкиных, Закаевых, Борискиных, Костиковых, Хановых и др. [6, с. 241]. Наиболее активно процесс верстания в казаки представителей горских народов протекал с конца XVIII в. до середины XIX в. Как отмечает С.И. Алиева, «в 1806 г., с целью отвести ногайцев с Кубани, каждому из них предложено было срочно избрать род занятий. Желающие записаться в казаки переселялись к Ейскому укреплению - к берегам Азовского моря... На Тамани осталось примерно 116 мужского и 82 женского пола ногайцев и татар, перешедших в казачье сословие» [1, с. 37]. Ещё одним явным примером такого взаимопроникновения является на-

личие у кубанских казаков фамилий ногайского происхождения: Нагой, Ногаевы, Ногайцевы, Карамурзиновы, фамилии с основой «гирей», «солтан», «хан» и др. [11, с. 35] По данным, которые приводит В.Б. Виноградов, весной 1807 г. в Кубанский казачий полк, базировавшийся в станице Прочноокопской, были зачислены 20 абазин «горского владельца» Атажука Клычева [5]. Костяк Кавказского казачьего полка Линейного казачьего войска составляли в основном однодворцы южнорусских губерний (прежде всего Курской, Воронежской и Орловской), бывшие в своем большинстве великороссами, однако, наличие в станицах Кавказского полка таких фамилий, как Арчибасовы, Арнаутовы, Бермезовы, Толмачевы, Сагалаевы, Черкашины, Черкасовы, Шуклиновы также подтверждает мысль о верстании в казаки представителей различных горских народов [7, с. 173].

Страницы истории боевого содружества российских и горских воинских подразделений также стали важной составляющей позитивного опыта добрососедских отношений русских и кавказцев. Так в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. на стороне России принимало участие 5-тысячное Кабардинское земское ополчение под командованием лучших представителей дворянско-княжеских фамилий Большой и Малой Кабарды. Десятки князей и дворян из числа участников этой войны были зачислены на российскую военную службу и получили офицерские чины.

Для большего включения горцев в военные и социально-политические структуры государства, власть в 1828 г. формирует лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон собственного Его Императорского Величества конвоя для несения службы в Санкт-Петербурге. «В конвой принимались исключительно представители знатнейших фамилий горских народов. Через это привилегированное подразделение, расквартированное в Петербурге, прошли

сотни адыгов...» [10]. Полуэскадрон нёс службу по охране императора и его семьи, участвовал в российских военных кампаниях в Польше, Венгрии и Трансильвании, на Кавказе. Кроме того, представители горских народов служили в драгунских, гусарских, уланских и казачьих частях русской армии. В 1830-х - 1880-х гг. большое количество адыгов и абазин было приписано и служило в полках Волгской казачьей бригады, в Горском, Моздокском, Владикавказском и других полках Кавказского линейного казачьего войска, полках Черноморского и Донского казачьих войск, принимая участие в Крымской, русско-турецких войнах и на других театрах боевых действий. В годы Кавказской войны 1817-1864 гг. на стороне русских войск воевали многие представители горских народов. Например, в Анапском горском полуэскадроне, с 1861 г. переформированном в Кубанский конно-иррегулярный эскадрон, служили ушедшие из шапсугских и натухайских племён сторонники т.н. «аристократической партии». После окончания войны они осели в местах, где проходила их служба. Так возникла станица Суворово-Черкесская под Анапой. В годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. из адыгского населения станиц Гривенско-Черкес-ской и Суворово-Черкесской была сформирована Конно-иррегу-лярная сотня Кубанской области, которая совместно со вторым Полтавским полком несла службу на Таманском полуострове, прикрывая черноморское побережье от возможной турецкой высадки. Как отмечают исследователи, в станице Гривенско-Черкесской и «татарском» Адынском курене, а так же Суворово-Черкесском посёлке проживала особая, почти исчезнувшая группа Черноморского и затем Кубанского казачьего войска - адыги-казаки (гри-венские адыги, грунэхэр) [13, с. 22]. В начале ХХ в., в ходе русско-японской войны, в составе отправленного на Дальний Восток Терско-Кубанского конного полка воевали адыги Кубани и Терека.

Боевое братство казаков и горцев укрепляло межнациональные связи, формировало взаимные чувства уважения, закладывало прочные основы мирного сосуществования культур и народов Северного Кавказа и Кубани.

Таким образом, можно говорить о том, что межэтнические ген-дерные связи, обычаи гостеприимства, куначества и аталычества, горское «мухаджирство» и верстание горцев в казачество, боевое братство казаков и кавказцев - всё это усиливало позитивный потенциал этнических контактов, способствовало сближению народов, расширяло бытовые и культурные связи казачества и горцев, способствовало лучшему пониманию традиций, обычаев и образа жизни друг друга. На протяжении столетий, в процессе длительного хозяйственно-экономического, социального, политического и культурного взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения, накапливался обширный и многогранный исторический опыт добрососедских, мирных и уважительных отношений казаков и горских народов.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 16-11-23008.

Список литературы

1. Алиева С.И. Ногайцы Северо-Западного Кавказа после Ясского договора 1791 г. // Археология, этнография и краеведение Кубани: материалы VIII краевой межвузовской аспирантско-студенческой конференции. Армавир; Краснодар, 2000. С. 37-39.

2. Бгажноков Б.Х. Куначество у черкесов и других народов Северного Кавказа // Вестник Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Бал-

карского Научного центра Российской академии наук. 2015. № 1. С. 7-14.

3. Бурда Э.В. Аталычество и куначество в быту терского казачества [Электронный ресурс] // Дипломатика. URL: http://www.diplomatica. ru/?pl=page&id=194&lng=ru (дата обращения 20.09.2016).

4. Великая Н.Н. Об этнических особенностях казачьих групп // Российский исторический журнал. 2008. № 1(38). С. 46-51.

5. Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи (формирование традиционного населения) [Электронный ресурс]. URL : http:// budetinteresno.info/kraeved/narod_vin_index.htm (дата обращения 20.09.2016).

6. Гарсаев Л.М. К вопросу о русско-нахских контактах с древнейших времён // Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития: Тезисы Всероссийской научной конференции (28-29 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону) / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2010. С.240-242.

7. Дюкарев А.В. К генеалогии кубанских казачьих родов // Вторые кубанские литературно-исторические чтения: Материалы научно-теоретической конференции. Краснодар, 2000. С. 173-174.

8. Заседателева Л.Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в XVI-XIX вв. // Кавказский этнографический сборник. Т. 8. М., 1984. С. 57-61.

9. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-XX вв.). М., 1974. 422 с.

10. Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе [Электронный ресурс] // Circas: история Черкесии. URL : http://circas.ru/ index.php?newsid=634 (дата обращения 20.09.2016).

11. Керейтов Р.Х. Некоторые вопросы этногенетических и историко-культурных связей кубанских ногайцев с народами Северного Кав-

каза // Историческое регионоведение - вузу и школе: Материалы V региональной научно-практической конференции. Славянск-на-Кубани, 1997. С. 35-36.

12. Короленко П.П. Переселение казаков за Кубань. Русская колонизация Северо-Западного Кавказа. Екатеринодар, 1910. 112 с.

13. Кубань многонациональная: этнографический словарь-справочник. Краснодар, 2007. 240 с.

14. Матвеев В.А. Россия и Северный Кавказ: исторические особенности формирования государственного единства (вторая половина XIX - начало XX в.). Ростов-на-Дону, 2006. 252 с.

15. Мутиева О.С. Межкультурное взаимодействие на нижнем Тереке // Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития: Тезисы Всероссийской научной конференции (28-29 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону) / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2010. С.247-250.

16. Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. / Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар: Советская Кубань, 1996. 656 с.

17. Парадигмы и оценки кавказской политики России в прошлом и настоящем / Под ред. А.Г. Иванова. Краснодар, 2013. 338 с.

18. Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. Вып. I. Гребен-ское войско. СПб., 1880. 518 с.

19. Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: Очерки края, вооруженной силы и службы. В двух частях. Краснодар, 1998. 192с.

20. Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. 416 с.

21. Соколова А.Н. Казачьи танцы как культурный феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 191-196.

22. Толстой Л.Н. Казаки. Кавказская повесть 1852 года [Электронный ресурс] // Lib.ru/Классика. URL: http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_ nikolaewich/text_0160.shtml (дата обращения 20.09.2016).

23. Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. 16961888. Краснодар, 1996. 489 с.

24. Черкасов А.А., Иванцов В.Г., Устинович Е.С., Молчанова В.С. Россия и Черкесия: проблемы взаимоотношений и их особенности (конец XVIII - первая половина XIX вв. // Русин. 2015. № 4. С. 53-65.

25. Шаова С.Д., Жиляев Д.В., Баисова М.В. Горское «мухаджирство» к линейным казакам // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: Материалы II Международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции. Армавир, 2000. С. 42-43.

26. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Краснодар, 1992. 1616 с.

References

1. Alieva S.I. Materialy VIII kraevoy mezhvuzovskoy aspirantsko-stu-dencheskoy konferentsii "Arkheologiya, etnografiya i kraevedenie Kubani" [Materials VIII regional graduate-student conference "Archaeology, Ethnography and Regional Studies of Kuban"]. Krasnodar, 2000, pp. 37-39.

2. Bgazhnokov B.Kh. VestnikInstitutagumanitarnykh issledovaniy Pravi-tel'stva Kabardino-Balkarskoy Respubliki i Kabardino-Balkarskogo Nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Institute of Humanitarian Studies of the Government of the Republic of Kabardino-Balkaria and Kabardino-Balkar Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences]. no 1 (2015): 7-14.

3. Burda Je.V. Diplomatika [Diplomatics]. http://www.diplomatica. ru/?pl=page&id=194&lng=ru (accessed September 20, 2016).

4. Velikaja N.N. Rossijskij istoricheskij zhurnal [Russian Historical Jour-nal].no 1(38) (2008): 46-51.

5. Vinogradov V.B. Srednjaja Kuban': zemljaki i sosedi (formirovanie tradicionnogo naselenija) [Average Kuban: countrymen and neighbors (the formation of the traditional population)]. http://budetint-eresno.info/kraeved/narod_vin_index.htm (accessed September 20, 2016).

6. Garsaev L.M. Tezisy Vserossijskoj nauchnoj konferencii "Kazachest-vo v sociokul 'turnom prostranstve Rossii: istoricheskij opyt i perspek-tivy razvitija" [Materials of the Scientific Conference "Cossacks in the socio-cultural space of Russia: historical experience and development prospects"]. Rostov-on-Don, 2010, pp. 240-242.

7. Djukarev A.V. Materialy nauchno-teoreticheskoj konferencii "Vtorye kubanskie literaturno-istoricheskie chtenija" [Materials of scientific-theoretical conference "Second Kuban literary and historical readings"]. Krasnodar, 2000, pp. 173-174.

8. Zasedateleva L.B. Kavkazskij jetnograficheskij sbornik [Caucasian ethnographic collection]. no 8 (1984): 57-61.

9. Zasedateleva L.B. Terskie kazaki (seredina XVI-XX vv.) [Terek Cossacks (middle of XVI-XX centuries)]. Moscow, 1974. 422 p.

10. Kazakov A.V. Circas: istorija Cherkesii [Circas: history Cherkessia]. http://circas.ru/index.php?newsid=634 (accessed September 20, 2016).

11. Kerejtov R.H. Materialy Vregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii" Istoricheskoe regionovedenie - vuzu i shkole" [Materials of the V regional scientific-practical conference "The historical regional studies - university and school"]. Slavjansk-na-Kubani, 1997, pp. 35-36.

12. Korolenko P.P. Pereselenie kazakov za Kuban'. Russkaja kolonizaci-ja Severo-Zapadnogo Kavkaza [The relocation of the Cossacks to the Kuban. Russian colonization of the North-West Caucasus]. Ekaterino-dar, 1910. 112 p.

13. Kuban' mnogonacional'naja: jetnograficheskij slovar '-spravochnik [Kuban multinational: Ethnographic dictionary catalog]. Krasnodar, 2007. 240 p.

14. Matveev V.A. Rossija i Severnyj Kavkaz: istoricheskie osobennosti formirovanija gosudarstvennogo edinstva (vtoraja polovina XIX - na-chalo XXv.) [Russia and the North Caucasus: the historical features of formation of national unity (second half of XIX - early XX century)]. Rostov-on-Don, 2006. 252 p.

15. Mutieva O.S. Tezisy Vserossijskoj nauchnoj konferencii "Kazachestvo v sociokul 'turnom prostranstve Rossii: istoricheskij opyt i perspektivy razvitija" [Materials of the Scientific Conference "Cossacks in the socio-cultural space of Russia: historical experience and development prospects"]. Rostov-on-Don, 2010, pp. 247-250.

16. Ocherki istorii Kubani s drevnejshih vremen do 1920 g. [Essays Kuban history from ancient times to 1920]. Krasnodar, 1996. 656 p.

17.Paradigmy i ocenki kavkazskoj politiki Rossii v proshlom i nastojash-hem [Paradigms and evaluation of Russian policy in Caucasus in the past and the present]. Krasnodar, 2013. 338 p.

18. Popko I.D. Terskie kazaki so starodavnih vremen. Grebenskoe vojsko [Terek Cossacks from ancient times. Grebenskaya army]. St. Petersburg, 1880. 518 p.

19. Popko I.D. Chernomorskie kazaki v ih grazhdanskom i voennom by-tu: Ocherki kraja, vooruzhennoj sily i sluzhby [Black Sea Cossacks in their civilian and military life: Essays on the edge, engagement and service]. Krasnodar, 1998. 192 p.

20. Rossija i Kavkaz skvoz' dva stoletija. Istoricheskie chtenija [Russia and the Caucasus through two centuries. Historical reading]. St. Petersburg., 2001.416 p.

21. Sokolova A.N. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija i iskusstvovedenie [Bulletin of the Adygeya State University: Philology and art history]. no 4 (2011): 191-196.

22. Tolstoj L.N. Lib.ru/Klassika [Lib.ru/Classic]. http://az.lib.ru/t/tolstoj_ lew_nikolaewich/text_0160.shtml (accessed September 20, 2016).

23. Felicyn E.D., Shherbina F.A. Kubanskoe kazach'e vojsko. 1696-1888 [Kuban Cossack army. 1696-1888]. Krasnodar, 1996. 489 p.

24. Cherkasov A.A., Ivancov V.G., Ustinovich E.S., Molchanova V.S. Rusin [Rusin]. no 4 (2015): 53-65.

25. Shaova S.D., Zhiljaev D.V., Baisova M.V. Materialy II Mezhdunarod-noj Kubansko-Terskoj nauchno-prosvetitel 'skoj konferencii "Iz istorii i kul tury linejnogo kazachestvaSevernogo Kavkaza" [Materials of the II International Kuban-Terek scientific and educational conference "From the history and culture of the linear Cossacks of the North Caucasus"]. Armavir, 2000, pp. 42-43.

26. Shherbina F.A. Istorija Kubanskogo kazach'ego vojska [The history of the Kuban Cossack Army]. Krasnodar, 1992. 1616 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Мациевский Герман Олегович, начальник научного отдела, доктор исторических наук, доцент

Краснодарский государственный институт культуры

ул. 40-летия Победы, д.33, г. Краснодар, Краснодарский край,

350072, Российская Федерация

matsievski2004@mail. ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9043-4704

DATA ABOUT THE AUTHOR Matsievsky German Olegovich, Head of Scientific Department, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor

Krasnodar State Institute of Culture

33, 40-letiya Pobedy Str., Krasnodar, Krasnodar Region, 350072, Russian Federation matsievski2004@mail. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.