УДК 94(37).07
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СМЫСЛ ИСКУССТВА ДРЕВНИХ ХРИСТИАН*
В работе рассматриваются проблемы, связанные с генезисом и эволюцией древнехристианского искусства в историческом контексте. Анализируя росписи римских катакомб, авторы приходят к выводу о том, что существующая концепция полного символизма древнехристианской живописи нуждается в коррекции, так как иллюстрации к Св. Писанию появляются очень рано. Водораздел — в появлении иллюстративных изображений к Новому Завету.
Ключевые слова: живопись, древнехристианский, символ, катакомбы, Рим, Новый Завет, иллюстративность, сюжет, изображение.
История древнехристианского искусства до сих пор представляет собой актуальное поле для исследования, так как прежние концепции устаревают, появляются новые подходы, появляются новые памятники, требующие осмысления1.
Наиболее ярким памятником первых веков христианства являются росписи римских катакомб2. В России их изучением в дореволюционный период занимались А. фон Фрикен, выпустивший единственное специальное исследование в 4-х томах3; А.С. Уваров, изучивший христианскую символику4; еп. Порфирий (Успенский), описавший увиденные им памятники5; Н.В. Покровский, исследовавший отдельные символы в христианском искусстве; Н.Ф. Красносельцев, довший первый общий очерк истории катакомб и их искусства6.
В советский период искусствоведы практически не обращались к смысловому содержанию росписей катакомб.
Опубликованные в последнее десятилетие издания по церковной археологии уделяют катакомбам определенное внимание7.
Существующая ныне общепринятая концепция генезиса христианской живописи исходит из того, что до Миланского эдикта 313 г., разрешившего христианство, катакомбная живопись, в силу своего тайного характера, была исключительно символичной. Символы же были преимущественно абстрактными. Постепенно, с VI в., символы заменяются иллюстрациями к Священному писанию. В VII в. символы запрещаются Вселенским собором за ненадобностью.
Однако стоит лишь непредвзято посмотреть на хронологию и содержание катакомбных росписей, как станет очевидно, что сюжетные картины, связанные с Писанием, появляются очень рано (монография Н.В. Покровского об иконографических типах евангельских сюжетов8 хронологически статична и не показывает генезис и эво-
* Работа подготовлена при поддержке Внутривузовского гранта БелГУ 2009 г., программы «Развитие научного потенциала высшей школы», а также в рамках НИР по Федеральному Государственному контракту ИП-70П (ГК5).
1 Grabar A. The Beginnings of Christian Art. L., 1967; Morey C.R. Early Christian Art. Princeton, 1942; Milburn R. Early Christian Art and Architecture. Berkeley-Los Angeles, 1988; Thiede C.P. The Heritage of the First Christians. Oxford, 1992; Frend W.H.C. The Archaeology of Early Christianity. London, 1996.
2 Редин Е.К. Катакомбы / / Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 697-701.
3 Фрикен А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Ч. 1. Римские катакомбы. М., 1872; Ч. 2. Надписи и символические изображения. М., 1877; Ч. 3. Изображения Спасителя, Богоматери и апостолов у первых христиан. М., 1880; Ч. 4. Живопись и пластика у первых христиан Запада и Востока. М., 1885.
4 Уваров А.С. Христианская символика. М.-СПб., 2000.
5 Еп. Порфирий (Успенский). Святыни Земли Италийской (из путевых заметок 1854 г.). М., 1996.
6 Красносельцев Н.Ф. Древнехристианские усыпальницы в Риме и значение сделанных в них открытий для богословской науки. Казань, 1883.
7 Наиболее подробный очерк: Беляев Л.А. Христианские древности. СПб., 2000. С. 70-85, 91 -94.
8 Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб., 1900. С. 172; Покровский Н.В. «Добрый пастырь» в древнехристианской символике / / Христианское чтение (ХЧ). 1878. 2. С.483-498; Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892; то же: М., 2001;
Я. Ю. ИВАНИЦКАЯ11 Н. Н. БОЛГОВ21
Белгородский
государственный
университет
e-mail: [email protected]> e-mail: [email protected]>
Я.Ю. Иваницкая, Н.Н. Болгов. Исторический контекст...
17
люцию типов до формирования канона). Иконографические типы Христа и Богоматери (исследованные в свое время Н.П. Кондаковым9 без особого учета катакомб), близкие каноническим, существуют уже в III в.
Можно выделить группу «синтезных» изображений, по иконографическому типу еще античных, но по смыслу уже христианских. Если отдельные символы такого рода достаточно известны, то сюжетные изображения еще не были предметом специального исследования. Например, катакомбная сцена «Христос — Гелиос» (III в.) изображает Спасителя уже в почти каноническом виде, но композиция следует античной традиции изображения Гелиоса в колеснице.
Уже Н.В. Покровский отмечал: «Христианская символика катакомб выражает даже самые возвышенные истины христианства в формах сжатых. В простой, иногда даже наивной форме она дает лишь один намек на эти истины, предоставляя самому наблюдателю перенестись мыслью и воображением в область вечных, превышающих средства изобразительного искусства идеалов. Сцены исторические также не отличаются разнообразием: одни и те же темы встречаем мы и в Италии, и в Греции, и в Сирии, и в Египте. Средоточие этой иконографии составляет личность Спасителя и чудеса Евангелия. Но в этот период не были еще установлены с достаточной определенностью ни типы, ни композиции изображений, хотя пути к этой установке намечались уже в IV в.»10.
Катакомбы как комплексы подземных погребений первых христиан Рима состоят из лабиринта галерей, расходящихся в разные стороны, как идущих параллельно, так и пересекающихся перпендикулярно. В стенах галерей устроены ниши-локулы для погребения покойных. Эти ниши закладывались мраморными или черепичными плитами и заделывались цементом. Кроме галерей-коридоров имелись и целые помещения-кубикулы для семейных усыпальниц. Они имели полукруглый свод, а гробы с покойными ставились на ниши, устраивавшиеся по периметру вдоль стен. Такой тип погребения был широко распространен и как отдельный каменный или грунтовый склеп.
Отдельные комплексы имеют несколько ярусов, соединяющихся отверстиями и лестницами. Так, например, в катакомбах св. Калликста их пять. Сооружение христианских погребений в катакомбах началось, видимо, в III в. (или на рубеже М-Ш вв.)11. До этого они не были христианскими.
Основные группы памятников катакомбной живописи Рима — Капелла в катакомбе св. Калликста, греческая капелла в катакомбе Присциллы и галерея Флавиана в катакомбе Домициллы12.
Система орнаментации в основном соответствовала орнаментации домов и усыпальниц римских городов. Плафон потолка в середине обычно имел медальон с главным изображением. Вокруг него помещались менее значимые композиции, также в рамках, соединенных с медальоном линиями. Остальной фон заполнялся цветочным орнаментом.
Первый период живописи — до III в.: техника искусства высока, количество христианских сюжетов ограничено.
Покровский Н.В. Памятники византийской иконографии и искусства // ХЧ. 1893, сент.-окт. С. 185-221; нояб.-дек. С. 385-404; Покровский Н.В. Памятники живописи древнехристианского периода // ХЧ. 1893, май-июнь. С. 426-477; Покровский Н.В. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период / / ХЧ. 1893, июль-авг. С. 13-45; Покровский Н.В. Символические формы агнца в древнехристианском искусстве / / ХЧ. 1878. 1. С. 743-782; Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства. Пг., 1916.
9 Кондаков Н.П. Доклад о восточно-палестино-сирийском происхождении византийского искусства / / Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Т. 3, вып. 2. СПб., 1892. С. 144-160; Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1. М., 1998.
10 Покровский Н.В. Евангелие ... С. 13.
11 Беляев Л.А. Указ. соч. С. 93.
12 Муратов П.П. Образы Италии. Т. 2. СПб., 2005. С. 65, рис. 48; с. 68-69, рис. 51-52. См. также: Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний период. СПб., 2004; Нессельштраус А. Искусство Раннего Средневековья. СПб., 2000; Snyder G.F. Ante Pacem. Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. Mercer, 1985.
18
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
№ 7(62)2009
Второй период — Ш-^ вв.: техника ухудшается, количество и разнообразие сюжетов увеличивается.
Живопись размещается обычно на светлом фоне: потолок и стены — белые.
Сцены из Писания присутствуют изначально, но в ранний период не составляют большинства и иллюстрируют Ветхий Завет. Ближе к IV в. возрастает количество сцен, иллюстрирующих Св. Писание, и постепенно появляются сюжеты из Нового Завета.
Орнаментация до III в. — еще общая для античных и христианских изображений — цветы, плоды, вазы, птицы, гении, мифологические персонажи.
Среди символических христианских изображений преобладают изображения Оранты и Доброго Пастыря.
В исторических изображениях Христос изображается юным. Сюжеты — лишь некоторые из чудес Христа. Ветхий Завет представлен сценами: Ной в ковчеге, жертвоприношение Авраама, Давид и Голиаф, Илия возносится на небо, Даниил среди львов, три отрока в пещи, Иона и морское чудовище.
Одно из древнейших изображений Богородицы дано на стене аркосолия в катакомбах Присциллы. Она изображена как молодая женщина с покрывалом на голове и младенцем на руках. Рядом стоит пророк Исайя со свитком и указывает на звезду.
Богородица-Оранта представлена в одном из аркосолиев катакомб св. Агнесы.
Росписи с евангельскими сценами в историческом порядке появляются лишь в V в.
Еще одна группа памятников, заслуживающая особого изучения — это христианские росписи сирийского города Дура-Европос (III в.)13. Здесь также иллюстрации к Писанию появляются очень рано и не уступают место символическим изображениям. Причиной этого можно считать местоположение этого города за пределами Римской империи, куда не доходили гонения на церковь.
Росписи баптистерия древнейшего на сегодняшний день христианского храма (232 г.) дают нам отнюдь не символические изображения, а темы из Ветхого и Нового завета: Адам и Ева, Давид и Голиаф, Добрый пастырь, жены-мироносицы, чудо исцеления расслабленного, чудо на озере, добрая самаритянка. Христианское искусство этого периода находилось лишь в самом начале своего выделения из искусства сина-гогального14. Однако, при точном установлении конфессиональной принадлежности храма уже можно вести речь о характере искусства.
Это обстоятельство еще раз убеждает нас в том, что подлинная история раннехристианской живописи с выделением центров и этапов еще не написана.
HISTORICAL CONTEXT AND MEANING OF ANCIENT CHRISTIANS' ART
Ya. Yu. IVANITSKAYA11 N. N. BOLGOV21
Belgorod State University e-mail: [email protected]> e-mail:[email protected]>
The article deals with the problems of genesis and evolution of the ancient Christian art in the historical perspective. Upon analysis of the Roman catacombs, the authors come to a conclusion that the existing concept of full symbolism of the ancient Christian art requires corrections, as illustrations to the Holy Scripture appeared very early. Watershed is in appearance of illustrative pictures to the New Testament.
Key words: art, ancient Christian, symbol, catacombs, Rome, New Testament, illustrativeness, plot, picture.
13 Гаибов В.А., Кошеленко Г.А. Христианские памятники Дура-Европос: открытие и значение // Проблемы истории, филологии, культуры. XII. М.-Магнитогорск, 2002. С. 415-435; Ростовцев М.И. Дура-Европос и начало христианского искусства // Современные записки. Т. 65. 1937. С. 245-262; Беляев Л.А. Указ. соч. С. 96-99.
14 Чаковская Л.С. Синагогальное изобразительное искусство Св. Земли 111-VI вв. как историко-
культурный феномен / Автореф. дисс. ... к.ф.н. М., 2001.