Публикация
П. Б. Шаскольский
христианские катакомбы в окрестностях рима и их изучение (к открытию новых катакомб на латинской дороге) *
(публикацию подготовили А. в. Свешников, А. И. клюев, о. в. Метель)
Петр Борисович (Бернардович) Шаскольский (1882-1918) — историк-медиевист и общественный деятель, приват-доцент Петроградского (Петербургского) университета, ученик И. М. Гревса и Э. Д. Гримма. Публикуемая статья посвящена изучению открытий христианских катакомб близ Рима, в особенности открытых случайно в 1905 г. катакомб ad Бестит, получивших название по десятому мильному камню, найденному поблизости, и раскопки которых начались лишь в 1912 г. Статья была написана П. Б. Шаскольским в период пребывания историка во Фрайбурге, подготовлена автором к публикации, но нигде опубликована не была.
Статья публикуется впервые по машинописному варианту, хранящемуся в архиве П. Б. Шаскольского в рукописном отделе Российской национальной библиотеки (Ф. 845. Д. 1). Орфография приведена в соответствие с современными нормами. Авторские сокращения развернуты комментаторами. Примечания, сделанные автором, даны в подстрочнике и обозначены арабскими цифрами, примечания комментаторов даны в виде концевых сносок и пронумерованы римскими цифрами. Все подчеркивания в тексте принадлежат автору.
С тех пор, как знаменитый итальянский археолог де Росси 1 путём многолетнего труда и изысканий описал и определил ряд важнейших римских катакомб и составил общий план всей сети этих подземных кладбищ древних христиан, можно считать, что почти все количество и расположение существовавших когда-либо под стенами Рима катакомб определено и известно. Де Росси не создал сам науку о катакомбах: исследование последних началось ещё в эпоху Ренессанса, и до середины XIX в. когда начал свою деятельность де Росси, уже многое было известно и изучено. Но он первый поставил все исследования на твёрдый, систематический научный фундамент. В своём колоссальном труде «Подземный Рим» (Кота 8оИеггапеа, 3 т., 1864-1877 г.) и в ряде отдельных работ он исходил не из случайных находок распахивающих землю
* Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, государственный контракт № 14.740.11.1306 и Российского гуманитарного научного фонда, соглашение № 12-31-01041/12.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 1
81
крестьян или бессистемного исследования уже до него известных катакомб. Он подверг систематическому изучению все существующие и возможные источники, говорившие или намекавшие на существование когда-либо в какой-либо местности возле Рима этих кладбищ. Для неутомимого исследователя, как для истинного археолога, разнообразие этих источников было безгранично, и ничто не ускользало от его глаза. Он изучал наиболее древние «жития» римских святых и средневековые римские, италийские, франкские и др[угие] летописи, ища в них указаний на какие-либо мощи мучеников, вывезенные из под стен Рима в мирное и военное время. Он вчитывался в некоторые сохранившиеся до нас «хождения по святым местам» древних паломников, которые с таким же наивным восторгом и добросовестным невежеством, как когда-то изображал Палестину наш соотечественник, известный всем русским гимназистам Даниил Паломник п, описывали святые места, мощи, церкви, и подземные деметерии (катакомбы) под Римом для своих франкских, ирландских и германских сородичей. Далее де Росси тщательно собирал, описывал и изучал все встречавшиеся ему надписи на катакомбных могилах, на надгробных плитах, сохранившиеся около церквей или валявшихся среди полей в окрестностях города или унесённых со своих мест и украшающих какую-либо случайную постройку в Риме и др[угом] городе; далее надписи на церковных зданиях, на некоторых статуях — одним словом всё, где только он мог найти какое-либо указание на возможные могильные центры. При этом де Росси не только использовал данные этих надписей для своих целей, но и издал результаты своего многолетнего собирания в огромном ценном труде: «Inscriptiones christianae Urbis Romae» 2 т. 1861-1888 (Свод христианских надписей города Рима). Де Росси родился и действовал в счастливую эпоху для его специальности. Одновременно с его работой развивалась, особенно в Германии, под гениальным руководством Моммзена 111 огромное движение по собиранию древне-римских античных надписей, создавалась новая большая наука эпиграфики (наука о надписях), которой суждено было открыть совсем новые горизонты в изучении античного мира (особенно его экономического, административного, религиозного быта) и пересмотре и во многом изменить прежние сведения о них. До наших дней неустанно продолжается ближайшими и более молодыми наследниками Моммзена труд по составлению всё новых выпусков «Corpus inscriptionum latinarum» (Свод Латинских надписей) IV; а предварительно занесения в этот сборник каждая вновь находимая надпись подробно описывается и изучается либо в издании Римской Академии Наук «Notizie dei Scari» (Известия о раскопках), либо в соответствующих немецких, французских, английских археологических журналах. И работа де Росси по христианским надписям явилась в своё время ценнейшим дополнением ко всем этим трудам.
Путём этих кропотливых исследований де Росси выяснял себе план «подземного Рима», определял, на какой римской дороге и в каком расстоянии от городских ворот могли быть эти катакомбы; он смело переименовывал другими именами некоторые уже известные в его время катакомбы, указывал, где надо копать в них дальше и каких местностях следует искать ещё доселе неизвестные центры. Далеко не сразу он получил в своих работах признание. Любопытно, что как раз для шедевра его научной работы — открытия знаменитых Калликстовых катакомб (столь хорошо известных теперь всякому римскому туристу) ему пришлось преодолеть массу препятствий и недоверия к его работе. Он на основании своих исследований был убеждён, что катакомбы Калликста V должны находиться по Аппиевой дороге, недалеко от встречи её с дорогой Ардеатинской; и когда однажды, гуляя в раздумье по этим местам, среди
поля он наткнулся на обломок мраморной доски, на которой видны были старинные буквы ...nelius m..., он окончательно убедился в том, что катакомбы здесь близко. Проникновенным чутьём он угадал, что эта доска была вынесена несколько столетий тому назад кем-либо на поверхность земли и что она была надгробной доской для одного из наиболее почитаемых в средние века покойников этой катакомбы — епископа римской христианской общины Корнелия VI (Cornelius martyr).
Лишь с большими усилиями ему удалось исхлопотать у скептически настроенного папы Пия IX VI1 деньги на покупку того клочка виноградника, на котором ему хотелось начать раскопки. И лишь когда раскопки блестяще подтвердили его предположения и к торжеству учёного мира были найдены не только огромные Каллискстовы катакомбы, но внутри их знаменитая скромная крипта (горница), где покоились тела 6 епископов римской общины III века, предшественников Римского папства (гробницы точно засвидетельствованы современными надписями),— то де Росси добился признания правильности своих предположений. Старый археолог всю жизнь любил вспоминать этот момент, когда в ответ на прежние насмешливые слова Пия IX: «Sogni degli archeologi!» («сны археологов!») он мог привести самого папу к могилам его скромных предшественников.
Великое дело де Росси продолжают частью его ученики, а большей частью другие исследователи. К сожалению, сам большой учёный — де Росси не сумел приготовить себе в полном смысле слова учеников. Талантливый его ученик, американский археолог Stevenson рано умер, в другой его ученик профессор Марукки VIH (O. Marucchi), хотя и продолжает с большим прилежанием христианско-археологические исследования и имеет в этой области заслуги, но ни талантом, ни авторитетом в учёном мире далеко не равняется своему учителю. Теперь все дело исследования катакомб сосредоточено а руках специальной комиссии при Ватикане (итальянское правительство передало этой комиссии все права на владение христианскими «недрами» земли), в которой заседают несколько видных учёных: кроме названного Марукки, членами её между пр[очим] состоят известный французский историк церкви L. Duchesne IX и неутомимый исследователь раннехристианской катакомбной и церковной живописи монсиньор J. Wilpert X. Но и кроме них число работников на христианско-археологической ниве в настоящее время довольно многочисленно, и почти все большие университетские центры Европы имеют какого-нибудь крупного учёного по этой области.
Как я уже сказал, много новых открытий катакомб после работ де Росси ожидать нельзя. Большое внимание в учёном мире возбудило недавнее открытие мон-синьором Вильпертом совсем близко от Калликстовых катакомб подземной крипты папы Дамаза XI; находка была особенно ценна потому, что Дамаз, римский епископ конца IV века был сам одним из самых заслуженных в катакомбном строительстве людей: он ремонтировал, украшал и снабжал надгробными плитами (частью до сих пор сохранившимися), с красивыми стихотворными надписями целый ряд гробниц мучеников церкви. Далее, были открыты катакомбы в окрестностях Рима, в городе Albano, что указало на существование христианской общины и в этом городе; ещё были найдены маленькие катакомбы в более отдалённых от Рима городках Anagni и Velletri. Но главная работа христианской археологии сейчас направлена не на отыскание новых катакомб, а на подробное обследование старых, уже теперь известных. В меру своих довольно скромных финансовых средств папская комиссия освобождает засыпанные землёю бесчисленные ходы в них, ищет следов более выдающихся покойников, имена которых сохранились в истории и легенде раннего христианства, опубликовывает найденные надписи и живопись.
Особенное внимание в последние годы учёные посвятили изучению живописи на стенах многих «крипт» «кубикулов» (так называются отдельные «комнаты» среди подземных ходов) и «аркозолиев» (гробницы, высеченные в стене в виде ниш). Важные общие и специальные исследования посвящены формальной стороне живописи и её связи с античным искусством, а также её содержанию — истории немногочисленных, но часто повторяющихся библейских и евангельских сюжетов, аллегорических и декоративных композиций, их символике, связи с древнехристианскими молитвами и религиозными представлениями и пр[очим]. Наиболее монументальный труд по катакомбной живописи издан на немецком и итальянском языках упомянутым выше монсиньором J. Wilpert под названием «Die Malereien der Katakimben Roms, 1903» (есть тоже издание и итальянским текстом), труд особенно ценный потому, что в нём приводятся в превосходных красочных воспроизведениях все (за малыми исключениями) найденные до сих пор катакомбные фрески 1
Но если, так сказано, нельзя надеяться на открытие в будущем очень многих новых катакомб, всё же вполне возможно, что некоторые подземные кладбища ещё удастся найти. Как раз прошлой зимой учёный мир в Риме заинтересовался раскопками новых катакомб в более далёких окрестностях Рима, в поле близ аббатства Гроттаферрата. Гротаферратский монастырь лежит живописно у подножия Альбанских гор, недалеко от электрической железной дороги, которая так хорошо известна всем туристам, ездившим из Рима в Альбанские горы, во Фраскати, Rocca di Papa и другие чудесные места. Это старинный культурный центр, основанный в X в. греческими монахами из южной Италии, и до наших дней он сохранил свой восточный характер. На ряду с другими греческими монастырями Италии он сыграл довольно большую роль в эпоху Ренессанса (Возрождения), когда бежавшие от турецкого нашествия массы монахов из Византии принесли с собою в Италию греческие книги и, приютившись в греческих аббатствах Италии, приобщали людей Ренессанса к литературе, философии и науке классического эллинского мира. Сейчас этот монастырь представляет собою центр нового движения: возрождение старой идеи об унии восточной и западной церквей. Монахи его — католики, признают главенство папы и католическую иерархию, но остаются приверженцами православной греческой обрядности, богослужения, пения, одеяния и всего культа. Как бы ни относиться к идеям теперешних обитателей монастыря, но для судеб вновь открытых катакомб было очень благоприятно, что открытие было сделано по соседству с монастырём: монахи заинтересовались ими и добились возможности планомерных раскопок. Далеко не всегда выпадает такое счастье подземным открытиям. Часто бывало, что открывшие катакомбы или другие античные остатки под землёю поселяне долгое время пользовались ими (по невежеству или из стремления к выгоде) для своих целей — вывозили для продажи остатки мраморных частей или надписей, употребляли подземные воды как погреба для своего оливкового масла или вина, а в частности именно в катакомбах вскрывали почти все доступные им гробницы с целью найти «клады»: в итальянском
1 Желающим ознакомиться и подробно изучить древне-христианскую катакомбную живопись я могу рекомендовать прочесть первый том книги немецкого профессора L. Sybel Xn “Die christlische Antike”, Einfuhrung in die altchristliche Kubst, т. 1, 1906, и пользоваться при этом первоклассными иллюстрациями труда Wi^ert^, который можно видеть в больших в публичных и университетских библиотеках. Могу ещё заметить, что москвичи для ознакомления с катакомбной живописью имеют в новом музее Изящных Искусств им. Александра II первоклассную коллекцию копий с катакомбных фресок. Это единственное в мире собрание является плодом многолетнего труда под землёю русского художника Реймана XIII.
простонародье до сих пор держится нелепая вера в то, будто в гроб каждому покойнику древние христиане клали золотую монету. Эта же судьба грозила и гроттаферратским катакомбам; они отчасти даже подверглись такому ограблению. Владелец виноградника, лежащего над ними, простой итальянский крестьянин, сам рассказывал, как он, знавший по преданиям своей семьи, что под его землёю находятся катакомбы, начал их разрывать, вывез из доступного ему коридора ряд мраморных плит (конечно с надписями) и открыл в нём все высеченные в стене гробницы. Лишь когда он убедился, что клада никакого он не найдёт, он предложил монахам купить всю его землю. Несколько лет прошло, пока монахи собрали нужные деньги, чтоб начать раскопки. Как водится, за право их производить некоторое время ссорились гроттаферратские монахи, папская археологическая комиссия и итальянское ведомство народного просвещения (т. к. земля находится не в ближайших окрестностях Рима, исследование которых уступлено папской комиссии), но, наконец, начальная работа сделана, и прошлой весной состоялось даже официальное открытие катакомб для обозрения публики. Монахи выпустили уж маленькое печатное описание нового памятника, написанное отцом Сикстом Скалья (Scaglia). Этот монах-траппист, которого хорошо знают все имеющие дело с катакомбами и специально посещающие катакомбы св. Калликста на Аппиевой дороге, приобрёл за свою многолетнюю службу в катакомбах Калликста большое практическое знание катакомб; у него есть и ряд трудов по ним и вообще по церковной археологии (он же руководит самой работой по раскопкам гроттаферратских катакомб). Но учёным в строгом смысле слова его назвать нельзя — он все же слишком церковно-верующий человек, чтобы иметь в церковной археологии, где так часто наука сталкивается с догматами и предпосылками религии (в частности католической), вполне свободные самостоятельные суждения. Поэтому и я при своём посещении Гроттаферратских катакомб пользовался путеводной книжкой с осторожностью и критикой и могу описать катакомбы на основании личного знакомства и проверки данных о. Скалья.
Первый вопрос — откуда взялись христиане, похороненные в этих катакомбах? Был ли здесь рядом городок в римские времена и когда в нём появились христиане?
Жители самого Рима не могли быть похоронены здесь, т. к. это было бы слишком далеко от города. Но на поверхности земли не сохранилось никаких развалин какого-либо городка. Катакомбы находятся среди поля в пустынной Кампанье, довольно далеко от современного жилья. Правда, они лежат недалеко от подножия Альбанских гор; на мягких склонах этих последних лежат городки Frascati, Marino и др., а на их невысоком гребне развалины античного городка и «дачного места», известного из Цицероновской переписки Tusculum. Гроттаферрасткие монахи хотели бы даже приурочить катакомбы именно к последнему городку и прямо называют их «le catacomb Tuscolane». Несомненно, что так далеко под гору в поле не стали бы уносить тускуланские христиане своих покойников. Вернее всего предположить, что вблизи катакомб был всё же римский городок, память о котором исчезла. Есть и несколько смутных данных, говорящих в пользу предположения. Если не найдено развалин города, то вокруг этой местности находятся часто отдельные обломки и куски каких-то построек, обрывочные надписи, даже следы какого-то большого водяного резервуара; есть эпиграфические следы некоторых вилл, принадлежавших крупным римским фамилиям. А лет 30 тому назад нашли обломки трёх водопроводных труб с античными надписями «Pub. Decimiensium» и ещё как раз недавно в самых катакомбах нашли мраморную доску (видимо случайно затащенную в катакомбы или впоследствии провалившуюся в них) с надписью, касающуюся какого-то «Vicus (деревня) Angusculanus». Первое название позволяет думать
о какой-нибудь ResPublica Decimiensium, т. е. городской общине, в имени которой лежит слово «десятые», «decimi». И очень правдоподобно уже высказанное предположение, что здесь было поселение, названное «на десятой миле». Дело в том, что катакомбы лежали видимо у самого края «Латинской дороги», старинного римского шоссе, которое в некотором расстоянии от южных римских ворот (теперешней Porta S[an] Sebastiano) отделялось от Аппиевой дороги и шло на восток к Альбанским горам; следы этой старой дороги в виде остатков от мильных столбов и находившихся по краям её языческих могил видны около гроттаферратских катакомб до сих пор. И каждый раз около этого места и должен был быть десятый мильный столб этой дороги. В самом названии ничего удивительного нет: в аналогии я могу привести, что на 20-й миле Фламиниевой дороги было поселение «Ad vicesimum», т. е. на двад[цатой]. Таким образом, вполне возможно, что в катакомбах хоронились христиане из двух городков, Decimiensium и Vicus Anguscolanus, память о которых не сохранилась до нас. Очень возможно также, что и из рабов и служащих в близ лежащих виллах римских вельмож многие были христианами и были похоронены тут же.
Первое, что можно сказать из самого беглого ознакомления с катакомбами — это что они видимо были небогатые; слои, из которых рекрутировались христиане в этой местности, были видимо очень невысоки. В самом деле, ходы и коридоры, высеченные в мягкой каменной породе (туфа) низки и тесны; роспись живописью, признак большей состоятельности семьи похороненного, найдены только в двух местах; мрамора и могильных надписей найдено тоже не много. Правда, то ещё не раскопаны целые ходы, и дальнейшие раскопки могут нам показать что-либо новое в этом отношении. Но если христиане были из бедных слоёв, что за то с другой стороны их накопилось за несколько столетий вероятной службы этих катакомб большое количество. Катакомбы вырыты в земле местами в три этажа, и всюду тела лежали густо и тесно во всю вышину и ширину стены. Как известно, гробницы в катакомбах состоят из простых продолговатых и низких ниш, высеченных в стене мягкой каменной породы туфа (в котором рыли вообще катакомбы), величиною чуть-чуть побольше лежащего в ней тела. Эти ниши вырывались по мере надобности, в них клали набальзамированного или завёрнутого в благовонного полотнища покойника и затем нишу закрывали либо мраморной доской либо простыми глиняными кирпичами, плотно замазывая щели и отверстия цементной массой. Когда целый коридор заполнялся покойниками, то рыли новый коридор или целый новый этаж. Так и в наших катакомбах. Ниши врыты в стенах до самого потолка. Но мало того: видимо под конец не хватило места, и покойников погребали под земным полом; этих последних гробниц гроттаферратские монахи не открывали, но когда проходишь по подземным коридорам, то ясно слышишь под ногами глухой звук — это показывает, что под полом тоже вырыты могилы. Когда видимо и под полом места не хватило, христиане прибегли к приёму, которого я не видел ни в одной из многочисленных катакомб у самого Рима: покойников клали на земляной пол у самой стены с обеих сторон проходов и затем покрывали их косо лежащими глиняными досками. В остальном катакомбы с чисто-архитектурной стороны мало отличаются от римских. В них почти только коридоры; в доступных для обозрения частях всего только одна горница, маленькая и квадратная, как обыкновенно. Но вероятно в ней было похоронено лицо, память которого почиталась. Во-первых, вся её левая сторона занята большим аркозолием, т. е. полукруглой нишей, на дне которой вырыто место для тела покойника; бывший владелец катакомбного участка рассказал, что вся эта гробница была обшита мраморными досками, и именно их
то он и утащил для продажи; в виде печального остатка монахи нашли валяющимся на земле обломок мраморной надписи, от которой осталось только слово «Presbyter». Имя этого пресвитера к сожалению навеки останется неизвестным: было бы так интересно узнать, какое духовное лицо почитали скромные исповедники христианкой религии в этой местности! Очень возможно даже, что это был мученик или вообще «угодник»; по крайней мере рядом с гробницей в стене, которая отделяет кубикул от коридора, проделано маленькое оконце: такие оконца встречаются иногда в катакомбах рядом с почитаемыми гробницами, и полагают, что они служили для того, чтобы приходящие в катакомбы молящиеся могли рукой дотронуться до самой могилы почитаемого лица или приложить к ней какой-нибудь предмет, чтоб этим «освятить» его. Весь кубикул — что особенно замечательно для этих катакомб, бедных живописью,— расписан. К сожалению, роспись в нем очень плохо сохранилась, и надо внимательно всматриваться, чтоб узнать её содержание. На низком потолке, на красном фоне написан юноша в пастушеском одеянии, держащий на плечах овечку, у его ног по обеим сторонам стоять по две овцы. Это любимый и хорошо известный сюжет катакомбной живописи, иногда встречающийся также и на рельефных изображениях мраморных саркофагов (кстати, во всей откопанной части катакомб не нашли ни одного саркофага, тогда как в римских катакомбах находят почти всегда несколько штук; и это несмотря на то, что катакомбы под Римом подвергались разграблению варваров и позднейших христиан, между тем как до гроттаферратских вероятно никто не дотрагивался) — Христос в виде Доброго Пастыря с овцами, душами христиан. На одной из стен можно различить композицию: по-видимому, сидят семь человек, из которых средний выше других; о. Скалья с основанием полагает, что это изображён Христос в виде судьи с шестью апостолами (число 6, возможно, объясняется тем, что не хватило места для других на стене; такие сокращения количества встречаются в раннехристианской живописи 2); можно было бы думать, что это — небесное пиршество (символ небесного блаженства), изображения которого встречаются иногда в катакомбной живописи (напр[имер] в катакомбах Калликста, Присциллы 3), но в таком случае катакомбные художники изображают людей возлежащими по античному у полукруглой трапезы — а на нашей фреске, сколько можно разобрать, люди сидят, как сидели в античном мире должностные лица. И перед ними, как бы приближаясь к ним, изображена ещё одна фигура, с воздетыми кверху руками. Так изображает античный мир молящихся, и специально в катакомбной христианской живописи эти очень многочисленные фигуры толкуются, как умершие, стоящие перед лицом Бога. Очень возможно таким образом, что эта композиция имела целью показать душу умершего почитаемого лица, похороненного в этом кубикуле, предстоящую перед судом Христа; а потолочная картина изображает рай, в котором пасутся овцы Христовы — конечно угодник будет среди них.
Что-то написано ещё и на других стенах этого кубикула, но пока ещё не удалось отмыть и разобрать содержание фресок. Как я говорил, живописи в этих катакомбах вообще очень мало, и кроме описанной мною горницы ещё только одна ниша в конце одного коридора расписана. Зато эта последняя имеет большой интерес. В середине ниши написан стоящий на горке Христос, с нимбом вокруг головы, причём лицо его
2 Напр[имер], в «греческой капелле» в катакомбах Присциллы на известной фреске, изображающей Христову вечерю (см. Wilpert, таблица 15), в катакомбах Каликста ^ИреЛ, табл[ица] 15 и 41).
3 См. те же таблицы.
обрамлено бородой. Пониже его, по обеим сторонам стоят по апостолу: налево апостол Пётр (с крестом за спиною) поднимает голову к Христу и принимает от него книгу, на раскрытых страницах которой начертаны слова: «Dominus legem dat» — «Господь даёт закон»; апостол принимает её руками, покрытыми концом его тоги (люди еврейского и римского античного мира никогда не дотрагиваются до почитаемой ими вещи непокрытыми руками). Направо от Христа, тоже глядя на Учителя, стоит апостол Павел; позади него растут пальмы, и на ветви одной из них сидит птица с нимбом святости вокруг головы: это известная из древне-христианской живописи птица феникс, которая в христианском искусстве символизировала воскресенье (это конечно заимствование мотива античного языческого искусства — феникса, возрождающегося из пепла). Поверх и по сторонам композиции изображены очень живо несколько птичек; что то было ещё и ниже её (может быть из холма, на котором стоит Христос, истекали четыре райских ручья — частый мотив в древне-христианской живописи и церковных мозаиках), но от вековой сырости погибло безвозвратно.
Гроттаферратские монахи и их путеводитель хотят приурочить эту фреску к IV веку, но я думаю, что они неправы и она написана на столетие позднее. Конечно, было бы очень интересно установить, что и самая композиция и особенно типы лиц Христа и апостолов этой фресок принадлежат в IV веку, или даже, как многим хотелось бы (особенно тем, кто из религиозных предпосылок желал бы установить исконное постоянство художественных типов Христа, Петра и Павла) и более ранней поры. Дело в том, что в нашей фреске и Павел и Пётр изображены с такой внешностью, которая у них сохранилась и до религиозной живописи настоящего времени в ставших издавна канонических, официальных типах: Пётр с короткой седой бородой, Павел — с длинной чёрной бородой и лысый. Так же и Христос изображён с небольшой бородой и правильным лицом. Но эти типы появились не сразу — и сама по себе история постепенного создания канонических внешних обликов этих трёх глав христианской церкви составляет интересную и не совсем ещё точно установленную главу в церковной археологии. С совершенной точностью я утверждать не могу; но мне кажется, что, судя по аналогии с другими изображениями в катакомбной живописи, в рельефной скульптуре саркофагов и в церковных мозаичных картинах, лица именно этой фрески являют более поздний тип, который встречается не раньше V века. Самая живопись грубовата и свидетельствует об эпохе упадка катакомбной фресковой работы. Правда уже в IV веке считается, по сравнению в предыдущими, веком упадка катакомбного искусства, но наша фреска мне кажется ещё грубее приёмами. Далее, по моему интересно то, что она по композиции напоминает несколько композиций мозаичных картина в ранних римских церквах. В частности она напоминает мозаику в одной нише знаменитой церкви S[anta] Costanza на Via Nomentana (там тоже Христос подаёт закон Петру, и по другую сторону его Павел), причём даже лица обоих апостолов очень напоминают лица катакомбной фрески (Христос в мозаике сильно подновлён) — а эта мозаика принадлежит V веку.
Этот вопрос важен ещё потому, что он позволяет также осветить другой более общий и важный вопрос: когда были созданы эти «Тускуланские» катакомбы? Есть мнение, что они вообще поздние, и что они были вырыты не раньше эпохи Константина Великого XIV, т. е. IV века: указывают на сравнительно поздний характер живописи, затем на то, что в числе символических знаков, нацарапанных на досках, которыми закрывали гробницы, встречаются довольно часто монограмма X и P — знаменитая монограмма Христа, которую по преданию увидел Константин Великий перед победой над своим соперником Максенцием XV и которая, во всяком случае, христианами упо-
треблялась действительно лишь с IV века. Но эти данные для меня неубедительны. Они показывают только, что в катакомбах действительно есть места и целые коридоры, которые были вырыты лишь в IV веке и даже позже (как напр[имер] только что разобранная ниша с фреской Христа и апостолов). Но ведь катакомбами пользовались целые столетия и начать их устройство могли и раньше. Главным аргументом в пользу более раннего зарождения этих катакомб — это то, что вообще, сколько я думаю (и так думают и многие учёные) в IV веке, после эры Константина В[еликого], когда всё существование христианской церкви сделалось главным и официальным, не было нужды начинать подземные катакомбы. Мы знаем, что продолжали хоронить ещё долго (до VII-VIII в.), в катакомбах, хотя всё реже; и считалось особенно большим счастьем лечь рядом со старыми покойниками, тем более, что позднейшие поколения считали почти всех умерших в первые столетия угодниками и мучениками. Но как можно предположить, что в IV веке, когда все христианские общины строили себе открыто церкви и начинал развиваться обычай похорон возле церкви, маленькие селения начнут рыть в подземном туфе катакомбы! Вероятнее всего потому, что наши катакомбы зародились раньше. Но очень возможно, что в эпоху зарождения их городки, рядом лежащие, были очень малы, сторонники новой религии, вербовавшиеся из низших классов, были очень бедны и хоронили своих единоверцев, закрывая их могилы простыми кирпичами, замазывая простой глиной, без надписей — вот почему мы и теперь, проходя может быть мимо них, не можем установить их ранней эпохи.
Но все же — какова была их община? Была ли она организована? Было ли духовенство? Были ли христиане местными или из пришлых людей? Точных ответов мы никогда не получим,— если только продолжающиеся раскопки не откроют чего либо совсем нового. Но все же кое-что мы можем узнать из скромных следов их существования — надписей. Последних очень немного; но есть некоторые, шрифт которых можно определить III веком — что подтверждает мнение о более раннем существовании катакомб. Большинство из нас упоминают, как всегда только имя покойного и прибавляют иногда его звание или два — три сакраментальных слова: «In pace» (в мире), «benemerenti» (дорогому, заслуживающему добро), «sibi fecit» (сделанному самому себе, т. е. эту могилу) или число лет жизни и т. д. Но интересно, что есть три надписи, которые говорят о духовных лицах: одну мы уже упоминали — в кубикуле с живописью найдена мраморная доска со словом «presbyter»; далее другая надпись (вероятно IV века) говорит о «Januarius diaconus», его жене и дочери 4: третья упоминает о «Faustus exorc.» — это вероятно сокращение духовного чина ранней церкви «exorcista», впоследствии исчезнувшего. Как видно, община, по крайней мере к III-IV веку была организована и имела духовенство. Далее одну надпись поставили какому-то (J) Sperantiusy его «colliberti», т. е. товарищи-вольноотпущенники — (вероятно бывшие рабы одного и того же господина) — это подтверждает известные сведения о слое, из которого выходили первые христиане. Наконец среди женских имён на надписях есть такие как Tigris: мне кажется, это восточное имя указывает тоже на исторический факт — на тех восточных рабов и рабынь, которых привозили римские магнаты и которые приносили из своей далёкой родины слова новой веры.
Вот то немногое, что можно извлечь из глухих и скудных указаний этих катакомб. Будем ждать, м[ожет] б[ыть] дальнейшие работы гроттаферратских монахов нам откроют
4 Интересно тут указание на то, что духовные лица в древних общинах были женатыми (впрочем, это давно установленный факт).
ещё что-нибудь. Сейчас можно отметить ещё только две интересные особенности. Во-первых, две из аркозольных ниш, вырытых в коридорах, против обыкновения имеют подпорки в виде маленьких колонок или столбиков из мрамора. При этом эти колонки очевидно взяты с какого-нибудь античного памятника, т. к. они украшены резьбой, изображающей акантовые листья, небольших орлов или просто орнаменты. Т. к. на стене вокруг этих ниш сохранились маленькие куски разноцветного мрамора (видимо от богатой мраморной отделки), то надо думать, что это были тоже могилы почитаемых или богатых лиц; тоже две мраморные колонки, уже не в качестве подпорок, а просто для украшения, вделаны в стену по сторонам ниши с фреской Христа и апостолов, о которых мы говорили ниже: видно и здесь лежал какой-то угодник. В стене же тут виден остаток вделанной металлической полочки — на ней, вероятно, стояли светильники с маслом или же предметы богослужения, когда приходили славить его память.
Другая ещё особенность катакомб — это то, что, поскольку можно судить сейчас по оставшимся следам о направлении Латинской дороги, наши катакомбы, находящиеся у самого края её, некоторыми своими коридорами заходят и под дорогу. Это очень интересная особенность, т. к. известно, что катакомбы рылись только на частной земле, а Латинское шоссе составляло конечно собственность государства. Даже в те длинные периоды мира между кратковременными гонениями, когда христиане (напр[имер] в III в.) уже не скрывались, и были в Риме большие общины, катакомбы никогда не осмеливались прорывать под государственными дорогами; государственное право и строгие законы охраняли неприкосновенность государственной земли. До сих пор ещё можно увидеть под Римом на Аппиевой дороге, как по обеим её сторонам вырыты катакомбы друг против друга — Каллистовы и Претекстата, причём ходы одних проходят местами к ходам других на расстоянии нескольких саженей — но между ними на поверхности земли проходила Аппиева дорога, и катакомбы не могли соединиться. Между тем в северных окрестностях Рима по Номентантской дороге мы и сейчас знаем пример того, как две катакомбы (S[ant’]Agnese и Coemeterium Ostrianum), постепенно удлиняя свои ходы и вырывая новые, встретились и слились: они лежали обе по одной и той же стороне дороги. Есть правда тоже под Римом на Via Salaria пример катакомб, ходы которых прошли под дорогой: это катакомбы Vigna Massimo (под теперешней королевской виллой). Но надо предполагать, что эти ходы вырыты в эпоху после Константина Великого, т. е. после государственного признания христианства (313 г.), в конце IV, в V или даже VI веке, когда христиане пользовались уже привилегированным положением, или даже когда ослабела правительственная охрана государственных прав. Очень может быть, что и ходы под дорогой в наших гроттаферратских катакомбах принадлежали к наиболее поздней эпохе расширения кладбища.
Я отметил все важные особенности нового открытия. Не могу не сказать в заключение, что и вне всяких «новых слов» и особенностей, интересных для занимающихся катакомбами научно, самое впечатление от посещения только что открытой древней усыпальницы очень глубоко. Когда я, изучая, ходил по бесчисленным ходам, горницам и проходам «позднего Рима», то я всегда знал, что передо мной уже десятки лет ходили с восковой свечой по этим темным подземельям многие и учёные, и работники, и туристы. И более того: если эти другие катакомбы замечательны своими многочисленными фресками, иногда встречающимися мраморными саркофагами, наконец сохранившейся памятью об исторических покойниках — то зато они почти все имеют одну печальную особенность: могильные ниши почти всюду раскрыты и пусты. Эти следы варварских нашествий V-IX веков, когда осаждавшие Рим вандалы, вестготы, остготы, лангобарды,
франки, уже христиане, раскрывали могилы и вывозили десятками «мощи» угодников — для христианских варваров, с суеверным страхом приближавшихся к стенам грозного Рима, каждый похороненный в катакомбе считался мучеником. Это затем следы окончательного опустошения в IX в., когда римские папы вывезли последние оставшиеся кости «мучеников» в город и похоронили их в римских церквах. С тех пор катакомбы опустели; они потому и пришли в забвение и стояли так частью до эпохи Ренессанса, а частью до наших дней. Этого опустошения избегли лишь немногие катакомбы или вернее немногие ходы в них. Но конечно именно последние производят необыкновенно глубокое впечатление: таков один очень узкий коридор в катакомбах Комодиллы (близ церкви Св. Павла за стенами Рима по Остийской дороге), таковы некоторые ходы в катакомбах Св. Агнессы, Св. Присциллы. И таковы именно большинство ходов наших гроттаферратских катакомб. Вот почему их посещение навевает особое настроение. Когда пробираешься при тусклом свете восковых свечей в сопровождении монаха по этим темным ходам, то чувствуешь себя перенесённым за многие столетия назад, к бедным рабам и ремесленникам, осчастливленным в своём нищем, тяжёлом существовании химерической мечтой о пришествии Мессии и более справедливом царстве на земле. По стенам вырыты могилы этих людей, которые лежат, по их собственным словам, на надписях, «в мире», «освежёнными», и которые, по их бесхитростным рисункам, лицезреют божество и пасутся, как невинные овцы, в райском сад. Могильные ниши наглухо закрыты, их никто не потревожил до наших дней. На кирпичах, замыкающих отверстие, намазано потускневшей краской два — три слова; или неумелой рукой кладбищенского ремесленника нацарапаны такие же слова в глине или цементной массе. На огромном большинстве могильных ниш ничего не написано; только в глину вдавлены или иначе прикреплены к стене какой-нибудь мелкий предмет, кусочек металла, обломок блестящего стекла, небольшая кость, изредка монета — по ним находили родственники и друзья место успокоения дорогого покойника когда приходили навещать его прах.
Таковы новооткрытые катакомбы. В настоящее время трудно ещё учесть их значение для науки: их раскопки будут продвигаться медленно, и ещё очень много времени потребует археологическое расследование всей местности вокруг них. Но есть основание предполагать, что эта находка послужит исходным пунктом для исследования Кампаньи с точки зрения истории раннего христианства. Несмотря на культурную запущенность окрестностей Рима в настоящее время, мы знаем, что они были густо заселены в античную эпоху; непрерывной сетью тянулись городки, селения, аристократические виллы. Тут должны были быть христианские общины и церкви, и, как показывает настоящее открытие, были вероятно в разных местах катакомбы. И не даром уже давно стараниями де Росси, который бродил по этим самым местам, уже теперь найдены катакомбы, и расспрашивал местных крестьян и владельцев виноградников об остатках старины, о подземных ходах, о кусках мрамора. Ему не суждено увидеть то, что блестяще оправдывало его предположения о развитии древне-христианской общины и о существовании катакомб в древних окрестностях Рима. Но теперь, быть может, вскоре удастся, нарисовать гораздо более широкую, чем предполагали до сих пор, картину развития катакомб вокруг Рима,— а вместе с тем новые находки изменят нам многое в столь ещё темной и обрывочной истории древнехристианской жизни Римской области 5.
5 Настоящая статья уже была написана, когда появились статьи о катакомбах O. Marucchi и A. De-Waal в Romische Quartalschrift, 1913. Вып. IV. Впрочем ничего существенного в моем очерке не изменяют. J. Wilpert готовит иллюстрированную публикацию о фресках этих катакомб.
' Де Росси, Джованни Батиста (1822-1894) — итальянский христианский археолог и эпиграфик. Изучал в Риме археологию, затем занимался исследованиями раннехристианских надписей и стал пионером в изучении римских катакомб. С 1850 года учёный открыл 27 катакомб, среди них катакомбы святого Калликста. Стал профессором Римского университета и членом Pontificia Accademia Romana di Archeologia. Основные труды: De Rossi D. Inscriptiones christianae Urbis Romae septimo saeculo antiquiores. Vol. I-II. Rome, 1861-1888; Ibid. La Roma Sotterranea Cristiana. Vol. I-III. Rome, 1864-1877; Ibid. Mosaici delle chiese di Roma anteriori al secolo XV. Rome, 1872-87 и др.
п Даниил Паломник — православный монах, священник, первый русский паломник, оставивший описание Святой земли. Игумен Даниил совершил паломничество в Святую землю в 1104-1106 годах. Он описал своё путешествие в книге «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», которая стала древнейшим из русских описаний паломничества в Святую землю и образцом для последующих описаний, а также является одним из наиболее заметных произведений древнерусской литературы в целом. «Хождение...» было очень популярным на Руси, сохранилось более 150 его списков. См.: «Хождение» Игумена Даниила // Памятники литературы Древней Руси. Кн. 2. М., 1980.
ш Моммзен, Теодор (1817-1903) — немецкий историк, филолог-классик и юрист, лауреат Нобелевский премии по литературе в 1902 г. за труд «Римская история», почётный гражданин Рима. В 1868 г. награждён медалью «Pour le Merite». Основные труды: Mommsen T. Romische Geschichte. Bd. 1-3, 5. B, 1854-85 (русский перевод: Моммзен Т. Римская история. М., 1909); Ibid. Romisches Staatsrecht. Liepzig, 1871-1888; Ibid. Romisches Strafrecht. Liepzig, 1899 и др.
IV Corpus Inscriptionum Latinarum (Свод латинских надписей) — собрание латинских надписей эпохи античности. Целью создания «Свода» являлись сбор и публикация всех латинских надписей со всей территории Римской империи. Для его издания в 1847 году в Берлине был создан комитет, руководящее положение в котором занял Теодор Моммзен; впоследствии он стал издателем многих томов серии. Участники проекта выезжали на места и лично осматривали надписи. В случаях, когда памятник был утрачен, издатели сличали различные свидетельства более ранних исследователей, видевших надпись, чтобы установить как можно более точное прочтение. Первый том «Свода» вышел в 1853 году. Всего издание включает в себя 17 томов более чем в 70 частях и содержит более 180 000 надписей. Впоследствии было выпущено ещё 13 дополнительных томов с указателями и иллюстрациями.
V Каликст (? — 222) — епископ римский c 217 по 11 октября 222 гг.
VI Корнелий (? — 253) — епископ Рима с марта 251 до июня 253 гг.
Vn Блаженный Пий IX (лат. Pius PP. IX, итал. Pio Nono) (в миру Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти; 1792-1878) — римский папа с 16 июня 1846 по 7 февраля 1878 гг. Вошёл в историю как Папа, провозгласивший догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии и созвавший I Ватиканский Собор, утвердивший догматически учение о безошибочности Римского первосвященника.
VIn Марукки, Оразио (1852-1931) — итальянский археолог, открывший, раскопавший и изучивший множество катакомб, профессор Христианской Археологии в университете Рима, а также директор Христианского и Египетского музеев Ватикана. Также член Понтификской Комиссии Священной археологии. Основные труды: Marucchi O. Le catacombe romane. Roma, 1905; Ibid. Manuale di archeologia Cristiana. Roma, 1908; Ibid. Le memorie degli apostoli Pietro e Paolo in Roma. Roma, 1894.
IX Дюшен, Луи (1843-1922) — аббат, значительный французский исследователь древней церковной жизни и литературы. Занимался археологией в Риме, откуда был посылаем в учёные экспедиции на Афон и в Малую Азию, где открыл и изучил множество древних манускриптов. По возвращении во Францию получил профессуру на богословском факультете Парижского
(свободного) университета и место директора в Ecole des Hautes Etudes. Рукоположен в 1867 г. Под влиянием своего учителя де Росси проникся интересом к церковной археологии. Преподавал историю древней Церкви в ряде высших учебных заведений, в т ом числе в Католическом институте Парижа (1877-85), где с 1877 г. был профессором. С 1895 г. до конца дней состоял директором французской Археологической школы (Рим). В 1900 г. папа Лев XIII назначил Дюшена апостольским протонотарием. С 1888 г. член Академии надписей. В 1910 г. избран во Французскую академию. Основные труды: Duchesne L. L’histoire ancienne de ^gUse». v. 1-3. P., 1908-11 (Частичный русский пер.: Дюшен Л. История древней Церкви / Под ред. И. В. Попова, А. П. Орлова. Т. 1-2. М., 1912-14); Ibid. Etudes sur le Liber Pontificalis. P., 1877; Ibid. Origines du culte chretien. P., 1898 и другие.
X Вильперт, Йозеф (1857-1944) — историк искусства и теолог, исследователь раннехристианской иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской; прелат-domesticus (с 1897 г.), действительный апостольский протонотарий (с 1903 г.), профессор кафедры иконографии Папского институтата христианской археологии (1926-1936 гг.). В 1883 г. рукоположен в пресвитера; с 1884 г. работал в Германском научно-религиозном центре (Camposanto Teutonico) в Риме. Увлекся археологией катакомб (с 80-х гг. XIX в. занимался их натурным изучением), стал сотрудником, а затем преемником Дж. Б. де Росси. Посвятил себя изучению иконографии, став к нач. ХХ в. вместе с О. Марукки во главе особого направления католической апологетики «науки о христианском искусстве» (или «теологии монументов»), важную часть которой составляло учение об искусстве катакомб. Основные труды: Wilpert J. Die Malereien der katakomben Roms. Freiburg, 1903; Ibid. Fractio Panis: die alteste Darst. des eucharistischen Opfers in der Capella graeca. Freiburg, 1895; Ibid. Principienfragen der christlichen Archaologie: Mit besonderer Berucksichtigung der «Forschungen» von Schultze, Hasenclever und Achelis. Freiburg, 1889; Ibid. Die Katakombengemalde und ihre alten Copien. Freiburg, 1891; Ibid. Die Gottgeweihten Jungfrauen in den 1. Jh. der Kirche. Freiburg, 1892 и другие.
XI Дамасий I (именуемый также Дамас) (лат. Damasus I) (300-11 декабря 384) — епископ Рима с 1 октября 366 по 11 декабря 384. Родился в Лузитании, в семье священника. Первый из римских епископов стал называть себя папой.
Xn Зибель, Людвиг (1846-1929) — немецкий археолог, сын Генриха Зибеля. Профессор в Марбурге. Основные работы: Sybel L. Zur Mythologie der Ilias. Marburg, 1877; Ibid. Katalog der Sculpturen zu Athen. Marburg, 1881; Ibid. Kritik des agyptischen Ornaments. B., 1883; Ibid. Weltgeschichte der Kunst bis zur Erbauung der Sophienkirche. Marburg, 1888; Ibid. Christliche Antike, Bd. I-II. МаЛ>ш^, 1906-1909.
XIn Рейман, Фёдор Петрович (1842-1920) — русский художник. Родился в Юрьеве (Тарту), учился в Петербургской Академии художеств. В 1869 году он приехал в Рим, где окончил Академию Святого Луки Жил и работал в Риме. Преподавал рисунок и живопись. С 1880 года стал копиистом эпиграфических памятников, по его эскизам была сделана мозаика в православной церкви во Флоренции. Создал обширную серию акварелей, воспроизводящих фрески римских катакомб. В 1908 году был одним из организаторов Кружка поощрения молодых художников в Риме. Умер в Спелло, в Умбрии.
XIV Константин I, Константин Великий (272-337) — римский император. Константин почитается рядом христианских церквей как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин).
XV Марк Аврелий Валерий Максенций (ок. 278-312) — римский император.