Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И США В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И США В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВОЕННАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОЩЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ МЕРЫ / КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ЭМБАРГО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ДАВЛЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ / ДОГОВОРЁННОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рыбникова А.А.

Статья посвящена комплексному исследованию исторического развития торговых и внешнеэкономических отношений, сложившихся между США и Россией. В современных реалиях данный вопрос встает наиболее остро, поскольку существующая на данный момент мировая экономическая и политическая ситуация претерпевает достаточно серьезные изменения и отсылка на исторический аспект позволяет глубже понять сложившийся мировой порядок. Содержание исследования составляет анализ исторического опыта взаимоотношений США и России на основе изучения иностранной нормативной правовой базы. Рассматриваемая в статье проблема актуализируется за счет нарастающего противоборства двух поистине великих держав. В качестве исследовательской задачи автором было проведено сопоставление двух моделей института экспортного контроля и выявление изменений во внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности США и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL ASPECT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE UNITED STATES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FUNCTIONING OF THE EXPORT CONTROL SYSTEM

The article is devoted to a comprehensive study of the historical development of trade and foreign economic relations between the United States and Russia. In modern realities, this issue arises most acutely, so the current global economic and political situation is undergoing quite serious changes and reference to the historical aspect allows a deeper understanding of the prevailing world order. The content of the study is an analysis of the historical experience of relations between the United States and Russia based on the study of a foreign regulatory framework. The problem considered in the article is actualized due to the growing confrontation between two truly great empires. As a research task, the author compares two models of the institute of export control and identify changes in the foreign trade and foreign economic activity of the United States and Russia».

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И США В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

УДК 339.545

Рыбникова А. А. студент

Научный руководитель: Левинская Е.В., к.э.н.

заведующий кафедрой ОТКиПТО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Москва

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И США В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию исторического развития торговых и внешнеэкономических отношений, сложившихся между США и Россией. В современных реалиях данный вопрос встает наиболее остро, поскольку существующая на данный момент мировая экономическая и политическая ситуация претерпевает достаточно серьезные изменения и отсылка на исторический аспект позволяет глубже понять сложившийся мировой порядок. Содержание исследования составляет анализ исторического опыта взаимоотношений США и России на основе изучения иностранной нормативной правовой базы. Рассматриваемая в статье проблема актуализируется за счет нарастающего противоборства двух поистине великих держав. В качестве исследовательской задачи автором было проведено сопоставление двух моделей института экспортного контроля и выявление изменений во внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности США и России.

Ключевые слова: экспортный контроль, военная и экономическая мощь, государственное регулирование внешней торговли, дискриминационные меры, контрольные списки, лицензирование, эмбарго, экономические рычаги давления, безопасность, стабильность, национальные интересы, экспорт, импорт, гонка вооружений, договорённости.

Rybnikova A.A. student

Scientific supervisor: Levinskaya E. V., candidate of economics

head of the department of OTKiPTO Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation

Moscow

THE HISTORICAL ASPECT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS

BETWEEN RUSSIA AND THE UNITED STATES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FUNCTIONING OF THE EXPORT CONTROL

SYSTEM

Annotation: The article is devoted to a comprehensive study of the historical development of trade and foreign economic relations between the United States and Russia. In modern realities, this issue arises most acutely, so the current global economic and political situation is undergoing quite serious changes and reference to the historical aspect allows a deeper understanding of the prevailing world order. The content of the study is an analysis of the historical experience of relations between the United States and Russia based on the study of a foreign regulatory framework. The problem considered in the article is actualized due to the growing confrontation between two truly great empires. As a research task, the author compares two models of the institute of export control and identify changes in the foreign trade and foreign economic activity of the United States and Russia».

Key words: export control, military and economic power, state regulation of external trade, discriminatory measures, checklists, licensing, embargo, economic leverage, safety, stability, national interests, export, import, arms race, agreements.

История создания первой системы экспортного контроля корнями уходит в 1930-е годы. Однако стоит отметить, что некоторые источники приписывают начало существования системы экспортного контроля к 1917 году. Так, в Соединённых Штатах Америки 24.11.1917 г. был принят «Закон о торговле с врагом» («Trading with Enemy Act», 1917), запрещающий поставки товаров в СССР до тех пор, пока в нём не будет установлен определённый общественно - политический строй. Иными словами Закон 1917 г. преследовал сугубо политические цели, заключающиеся в сдерживании наращивания военной и экономической мощи государств, политика которых не была подчинена интересам Вашингтона. Последствия установления такого запрета переросли в экономическую блокаду для Советского Союза (как основного врага для США), к которой позднее (в 1919 году) присоединились скандинавские страны и страны Антанты (Великобритания и Франция). Запрет на торговлю был снят лишь в 1922 г. под давлением деловых кругов США, которые преследовали необходимость развития торгово - экономических отношений с Советским Союзом. США отказались от доктрины «интернационализма», фактически заявив об отказе придерживаться

идеологии мирного сотрудничества с другими нациями, а также заявили об отказе войти в Лигу Наций50.

В 1929 - 1933 гг. в период Великой депрессии в США произошло резкое сокращение экономической мощи, ощущались последствия кризиса, как результат: встала острая необходимость наращивания экспортного потенциала, была отменена политика ограничений внешнеторговой деятельности и существенно сокращены инструменты государственного регулирования внешней торговли.

В 1935 году в США был принят «Закон о нейтралитете» («Neutrality Act», 1935), наделяющий правом Государственного секретаря США осуществлять контроль деятельности американских предприятий военного назначения в мирное время, а также выдавать разрешения на экспорт продукции военного назначения, и устанавливающий Список вооружения, которое было разрешено экспортировать.

Положение дел изменила Вторая мировая война в конце 1941 года, когда США вступили в неё после нападения войск Японии на Пёрл -Харбор. СССР и США, не на долгое время ставшие союзниками против Германии, осуществляли обмен продовольствием, вооружением и военной техникой по Ленд - лизу. Февраль 1945 года знаменовался проведением Ялтинской конференции глав трёх великих держав (т.н. «Великий альянс»): СССР (И. Сталин), США (Т. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль), на которой были рассмотрены мероприятия по завершению военных действий, определены приоритетные направления сотрудничества и установлены миротворческие идеологии. Однако, смерть Т.Рузвельта, поддерживающего политику американско - советского мироустройства, перечеркнула все возможности сотрудничества. Пришедший к власти Г. Трумен был настроен против сотрудничества и провозгласил антисоветскую политику. Поражение на выборах в июле 1945 года У.Черчиллем окончательно поставило точку в существовании «Великого альянса». Американские и английские силы разворачивали холодную войну против стран СССР.

Дальше политика противоборства и развязывания гонки вооружений по отношению к СССР продолжались вновь. В 1949 году «Закон о контроле над экспортом» («Export Control Act», 1949) впервые установил порядок лицензирования экспорта из США стратегических товаров и технологий в СССР при условии действия дискриминационных списков, которые либо запрещали, либо ограничивали экспорт таких товаров51.

50 Лига наций (1920-1946 гг.) представляла собой универсальную международную организацию (прообраз современной ООН), которая была создана после Первой мировой войны в целях укрепления мира и сотрудничества между государствами.

51 Степень ограничений, а также режим лицензирования, были дифференцированы для отдельных стран. Все страны подразделялись на семь групп. В списки контролируемых групп входили Советский Союз, КНР и большинство бывших европейских социалистических стран. Полному эмбарго подверглись КНДР, Социалистическая Республика Вьетнам, Кампучия, Республика Куба.

Исследователи отмечают, что именно Закон 1949 г. положил начало действию современной американской системы экспортного контроля. Его положения разграничили товары на две категории: продукция военного назначения (те самые стратегические товары) и продукция гражданского назначения. Закон 1949 года чётко определял, что экспорт из США стратегических товаров позволяет укреплять военный и экономический потенциал стран - импортёров, поэтому их экспорт должен осуществляться без нанесения ущерба национальным интересам и при условии сохранения лидирующих позиций на мировой арене. Инструменты государственного регулирования системы экспортного контроля опирались на разработанные Правительством США контрольные списки стратегических товаров, услуг и технологий, а также на установленные списки государств, в отношении которых применялось эмбарго, либо действовали ограничения на поставку, либо была разрешена свободная торговля контролируемых товаров, услуг и технологий. США вели жёсткий контроль состояния научной, технологической, военной, экономической составляющей иных государств. В случае если обнаруживалось усиление каких - либо позиций США ужесточали меры экспортного контроля посредством принятия указа Президента США. Сформировавшаяся достаточно гибкая система, позволяла своевременно реагировать на изменяющиеся условия в рамках наращивания научно -технологической, военной, производственной мощи государств.

Необходимо отметить, что на этом агрессивный настрой не был ослаблен. Американская сторона посчитала, что в отношении Советского Союза необходимо применять «блоковую систему» экспортного контроля, которую планировалось реализовать посредством одностороннего контроля со стороны США и его союзников. После Второй мировой войны страны Западной Европы находились под зависимостью США и были вынуждены поддержать эту программу, однако они не стали ограничивать торгово - экономические отношения с СССР ввиду исторически сложившихся прочных связей. Прекращение импорта из стран Востока было бы нелогичным и нерациональным и повлекло за собой прекращение экспорта, что нанесло бы колоссальный ущерб Западу. Ввиду отсутствия уязвимости СССР в случае развязывания экономической войны западная система контроля рассматривалась как метод, позволяющий сдерживать развитие Советского Союза.

США использовали экономические рычаги давления, подчиняя экономическую составляющую решению военных и политических задач. Американские учёные М. Голдман, Н. Вернон утверждали, что: «Если в отношениях с большинством других стран указанные области политики могут быть в какой - то степени изолированы друг от друга, то во

взаимоотношениях с СССР достичь этого практически не удаётся»52. В 1951 году был принят Акт «О контроле над оказанием помощи в целях взаимной обороны»53 (The Act «Control over the Provision of Assistance for mutual Defense», 1951), устанавливающий эмбарго на экспорт из США стратегических товаров в СССР и ограничивающий экспорт иных категорий товаров. Можно сказать, что США вновь применили экономическую блокаду в отношении СССР (как было и ранее в 1917 году). «Закон Бэттла» также устанавливал жёсткие рамки не только в отношении СССР: американская сторона отказывалась предоставлять финансовую, военную и экономическую помощь тем государствам, которые не введут такие же запреты и ограничения на торговлю стратегическими товарами с Советским Союзом. Таким образом, США поставили в зависимость другие государства от курса своей политики. В 1954 году был принят «Закон о взаимной безопасности» («Mutual Security Law», 1954), который в очередной раз налагал определённую форму экономического давления на СССР.

В 60-х годах в Вашингтоне заговорили о провалившихся попытках по сдерживанию развития СССР. Отмечалось, что Советский Союз хоть и отставал от передового развития США, но он бросил им вызов в областях научно - технического, военного, промышленного производства, поскольку американская сторона опасалась значительных изменений в соотношении вооружённых сил СССР и США. Так, антисоветскую политику постепенно начали снижать. Президент Дж. Кеннеди в 1961 году в целях воссоздания дружественных отношений создал Межведомственный совет и поручил ему пересмотреть экспортное законодательство, посредством снятия ряда ограничительных и запретительных мер. Конгресс США не поддержал решение Президента и принял поправку к Закону 1949 года, ужесточающую действие системы экспортного контроля в отношении СССР. Попытки наладить отношения с Востоком продолжались и дальше. Придя к власти в 1965 году, Л. Джонсон создал Комитет по торговым отношениям с СССР, но Конгресс вновь не поддержал решение, заблокировав деятельность Комитета. Решительно настроенные американские противники советского режима старались удерживать контроль с целью решения внешнеполитических задач и обеспечения национальной безопасности своего государства. О дискриминационной политике начали высказываться и деловые круги, отмечая, что действующая система экспортного контроля не отвечает либералистическим принципам торговли, в приоритет поставлены политические интересы, а не обеспечение экономической стабильности и благосостояния нации. Лёд тронулся посредством принятия в 1969 году «Закона о регулировании экспорта» («Export Regulation Act», 1969),

52 The Making of America's Soviet Policy, Yale University Press, 1984, p. 159.

53 Иначе его именуют как «Закон Бэттла». Он назван по имени автора законопроекта сенатора Л. Бэттла.

который предусматривал реорганизацию изжившей себя системы экспортного контроля.

Начало 70-х годов ознаменовала разрядка международной напряжённости: СССР (во главе с Л.И. Брежневым) и США (во главе с Р. Никсоном) достигли договорённостей, были подписаны важные двусторонние нормативные правовые акты, касающиеся использования вооружения, создания и проведения испытаний оружия массового поражения (ОМП) и средств его доставки. Стороны отошли от конфронтации. Остро встал вопрос о наращивании внешнеторговых связей, в связи с чем, из контролируемых списков был исключен ряд категорий товаров по 1700 позициям списков (за исключением тех, производство которых делало США монополистом на международном рынке), что привело к расширению номенклатуры товаров и технологий, экспортируемых в СССР (оборудование, станки, средства автоматизации).

Политика США по обеспечению себе лидирующих позиций на мировой арене предусматривала разделение стран - импортёров на 3 лагеря:

1) Союзники - экспорт направлен на снабжение этих государств необходимым вооружением для поддержания военно - политических блоков, в которых участвует США.

2) Противники - при решении вопроса о возможности экспорта учитываются негативные последствия таких поставок с позиции соотношения сил Запада и Востока. США активно использовали санкции для дополнительного экономического давления в виде эмбарго, ограничении импорта, непредставление режима благоприятствующей нации.

3) Развивающиеся страны - экспорт осуществлялся с учётом национальных интересов США.

В этот период было проведено два раунда двусторонних переговоров об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), по результатам которых было подписано два Договора: ОСВ - I от 1972 г. (ограничение средств доставки ОМП), ОСВ - II (ограничение производства ядерного оружия до 1979 г.).

Антисоветский настрой в деловых кругах США не сбавлял обороты, и в 1974 году была внесена поправка Джексона - Вэника54 к «Закону о торговле», которая вновь установила торговые ограничения с СССР. Она не дала вступить в силу торговому соглашению между СССР и США и

54 Конгрессмены Г. Джексон и Ч. Вэник использовали наличие в СССР определённых ограничений эмиграции граждан еврейской национальности как предлог для внесения дискриминационной по отношению к Советскому Союзу поправки. Поправка запрещает предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, а также государственные кредиты и кредитные гарантии тем странам, которые нарушают или существенно ограничивают право своих граждан на эмиграцию. Этой же поправкой предусмотрено применение дискриминационных тарифов и сборов в отношении товаров, которые США импортируют из стран с нерыночной экономикой.

соглашению по реализации платежей по Ленд - лизу. В 1977 году Меморандум о политике США по контролю над экспортом стратегических товаров установил обязанность по предварительному консультированию потенциального экспорта с государствами - членами Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ)55 в целях ограничения доступа наукоёмких технологий в социалистические страны. «Закон о регулировании экспорта» (1979 г.) («Export Regulation Act», 1979) предусматривал своей целью предотвращение утечки стратегически важной информации о разрабатываемых технологиях. Закон 1979 г. возложил на Пентагон ведущую роль при разработке контрольных списков.

Система экспортного контроля США 80 -х годов отражала наращивание участия государственных структур при экспорте американских технологий. Действующая Рейгановская программа56 была направлена на модернизацию КОКОМ в целях придания ему наднационального статуса для возможности обеспечения контроля национальных системам экспортного контроля государств - членов. Программа имела своей целью повысить эффективность деятельности КОКОМ и использовать его как прообраз торговой политики для других стран. Так, из добровольной организации планировалось создать торгово -политический орган (экономический союз стран - членов НАТО57).

В 80-е годы давление США на социалистические страны приобрело интенсивный характер. Этот период для СССР характеризуется прорывом в научно - технической и оборонной отраслях производства. Дипломат США Г. Киссинджер, отмечал, что СССР выросла до «супердержавы глобального масштаба». Вашингтон, определяя в этом основную угрозу национальной безопасности, как и по предыдущему сценарию, настаивал на прекращении торговых отношений с Советским Союзом. В связи с этим США использовали дискриминационные меры для обеспечения собственной безопасности от нарастающей угрозы со стороны СССР в отношении стран - участниц Варшавского договора58 во всех сферах внешней торговли. В качестве ответа на вызов антисоветская коалиция наращивала военный потенциал, развязывая сильнее гонку вооружений. В 1983 году США развернули Стратегическую оборонную инициативу в целях подорвать экономику СССР и оказать негативное влияние на

55 КОКОМ - международная организация стран НАТО (кроме Исландии) и Японии, созданная с целью экспортного контроля над товарами и технологиями, запрещаемыми к ввозу в СССР и другие социалистические страны. Действовала до 31.03.1994г.

56 Курс экономической политики американского правительства в 1981 - 1989 гг. в период президентства Рональда Рейга.

57 НАТО - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, Соединённые Штаты Америки и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния.

58 Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан 14 мая 1955 г. Прекратил своё действие 01.07.1991 г.

благосостояние населения. Все новейшие разработки подлежали режиму особой секретности, вычислительные средства и средства связи попали под эмбарго на экспорт в социалистические и восточноевропейские страны. Страны - члены НАТО объявили монополию на разработку информационных ресурсов.

Середина 80-х годов ознаменовала новый виток американско -советских отношений: пришедший к власти в СССР М.С. Горбачёв с радикально новой программой развития внешнеторговой политики - с одной стороны и изменение стратегии и тактики, посредством установления активных связей с Москвой - с другой.

С начала 90-х годов под экспортный контроль попадала продукция двойного назначения по 240 товарным позициям (10 товарных групп), а также научно - техническая информация. Вашингтон учитывал два критерия потенциального экспорта: 1. относится ли страна - импортёр к списку недружественных стран - противников; 2. могут ли товары и технологии быть использованы в военных целях. Гонка вооружений сбавила обороты и стороны пришли к сотрудничеству и определённой стабильности.

Отмечу основные двухсторонние соглашения между российской (на тот момент произошёл распад СССР) и американской стороной:

—Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) от 08.12.1987 г. устанавливал обязанность уничтожить все комплексы средств доставки ОМП. В 1991 году условия Договора были выполнены, однако в 2019 году Стороны обвинили друг - друга в нарушении этих условий, что повлекло за собой прекращение Договора 02.08.2019 г.

—Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ - I) от 31.07.1991 г., в соответствии с положениями которого Стороны обязуются в течение семи лет сократить ядерные запасы до шести тысяч единиц, а также не производить и не испытывать средства доставки ОМП. Дополнительно был подписан Лиссабонский протокол (от 23.05.1992 г.)59. Действие Договора истекло 05.12.2009 г., однако обязательства были выполнены 06.12.2001 года с нарушениями со стороны США (некоторые ядерные вооружения не были утилизированы, а просто хранились на складе, создавая дополнительный потенциал).

—Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ - II) от 03.01.1993 г., однако для российской стороны он не вступил в силу ввиду невыгодности его

59 Протокол оговаривал что Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина являются правопреемниками СССР по условиям Договора СНВ-1. Также протокол оговаривал обязательства Белоруссии, Казахстана и Украины в кратчайшие сроки избавиться от ядерных вооружений и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия.

положений. Россия вышла из СНВ - II в ответ на выход американской стороны из Договора ПРО. На его замену был принят Договор СНП.

—Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) от 26.05.1998 г. устанавливал обязанности по отказу в производстве, испытаниях, разработке и создании систем ПРО. 13.12.2001 г. США вышли из Договора и он прекратил своё действие 12.06.2002 г.

—Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) от 24.05.2002 г. предусматривал ограничение количества ядерных боеголовок (до 1700 - 2200 шт.). Действие Договора истекло 31.12.2012 г.

— Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ - III; ДСНВ) от 08.04.2010 г. предусматривает дальнейшее сокращение ядерных запасов Сторон. Он стал правопреемником Договора СНВ - I и Договора СНП. Действие СНВ - III было рассчитано до 2020 года, но предусматривалась возможность продления на пять лет. В связи с этим 27.01.2021 г. Россия ратифицировала Соглашение о продлении действия СНВ - III до 05.02.2026 г., которое вступило в силу 03.02.2021 г.

На основании анализа рассмотренных договорённостей между США и Россией необходимо особо отметить наличие существующей в настоящий момент гонки вооружений. Она не имеет такой явный и интенсивный характер, как в 80-е годы, однако, поведение Сторон по реализации установленных договорённостей в области разоружения говорит об обратном положении дел. Нарушение условий договоров, выход из них в одностороннем порядке (в т. ч. в качестве ответной реакции), проведение политики протекционизма и дискриминации -создают препятствия конструктивному диалогу и осложняют итак столь сложные и обострённые современными реалиями отношения с США.

В 2018 году в США был принят «Закон о реформе экспортного контроля» («Export Control Reform Law», 2018), который установил цели и базовые принципы государственной политики в области обороны и поддержания национальной безопасности. Основные положения Закона 2018 г. позволяют сделать вывод о том, что существующие в настоящий момент национальные системы экспортного контроля двух ведущих держав имеют сходства. Во - первых, основные цели направлены на обеспечение жёсткого контроля передачи товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании ОМП и средств его доставки. Во -вторых, принцип ограничения экспорта контролируемой продукции, в случае, если она может быть использована в наращивании военного потенциала, или, если это является международным обязательством. Однако основным отличием является противоположная направленность двух систем экспортного контроля. Американская система в первую очередь стремиться обеспечить лидирующее положение на мировой арене:

одной из целей является качественное военное превосходство США, реализуемое посредством развития промышленной базы, а также обеспечения военного взаимодействия с союзниками. США очень расчётливо используют данный инструмент государственного регулирования и учитывают все возможные сферы влияния и последствия от такого влияния. В качестве принципа проведения экспортного контроля в США прямо указано обеспечение лидирующей роли США в научно -технологической отрасли (ч.2. раздел 1752 Закона от 2018 г.).

Российская система экспортного контроля, находившаяся долгие годы под экономическим давлением и дискриминационной политикой США, в качестве приоритетного направления выбрала добросовестное выполнение принятых международных обязательств за счёт обеспечения национальных интересов и политический курс, направленный на поддержание международного мира и безопасности60. В нормативной правовой базе также нет отсылок, указывающих на открытое стремление к обеспечению лидерства. Современная система экспортного контроля разработана таким образом, что может легко и быстро адаптироваться к появляющимся вызовам и угрозам XXI века, том числе порождаемых США.

Таким образом, внешнеэкономическая политика США в области экспортного контроля в отношении России на всех исторических этапах характеризовалась тремя основными принципами: 1. установление эмбарго/ограничений на экспорт, в случае, если он может повлечь за собой укрепление военной и экономической мощи; 2. выполнение возложенных международных обязательств; 3. предотвращение ущерба, возникающего вследствие получения передовых технологий. Заявленные принципы подтверждаются недавними действиями со стороны США. В 2018 году было установлено эмбарго на экспорт американских стратегических товаров российским предприятиям по причине подрыва национальной безопасности (в частности, летательных аппаратов, информационных и электронных технологий и компонентов и т.д.). Однако, 29.06.2020 г. вступили новые ужесточённые правила экспортного контроля в отношении (уже и гражданских лиц) России, Китая, Азербайджана, Венесуэлы и Армении. Первое правило устанавливает, что теперь американские экспортёры не могут безлицензионно поставлять достаточно большой список товаров, используемых в гражданских целях гражданскими потребителями (в основном это электронные технологии). Второе правило расширило понятие «конечный военный пользователь» и наложило запрет на поставку любого вида американской продукции физическому или юридическому лицу, которое хоть как - то может поддержать военное использование.

60 Ст.4, ст.5 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Проведение военной операции Россией на Украине, начавшейся 24.02.2022 г., вызвало международный политический диссонанс. В рамках ответных мер на действия России, США и союзники ограничили импорт высокотехнологической продукции (полупроводники, компьютеры, лазеры, сенсоры) на 50 %. Также США ввели полные блокирующие санкции в отношении предприятий военно - промышленного сектора и меры экспортного контроля, ограничивающие импорт в Россию оборудования по добыче нефти и газа. Вашингтон прорабатывает возможность наложения санкций на страны, которые заключают значимые внешнеторговые сделки на покупку российского вооружения, например, в отношении Турции, Индии, в соответствии с принятым Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» («Countering America's Adversaries Through Sanctions Act», 2017)61. Отмечу, что такие же меры предусматривал и «Закон Бэттла» в 1951 г. Кроме этого США, ЕС и G762 намерены отменить режим наиболее благоприятствующей нации во внешней торговле с Россией (как это было в 70-х годах).

В настоящий момент Россией прорабатывается механизм ответных мер по защите экономической стабильности в виде контрсанкций в отношении недружественных стран, утверждённых Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 430-р63. На сегодняшний день одной из мер является возможность расплачиваться по обязательствам перед недружественными странами в рублях, а не в валюте той страны, с которой был заключен внешнеторговый контракт. Кроме того с 03.03.2022 г. Россия запретила экспорт ракетных двигателей в США (отмечу, что с 90 -х годов ограничений на экспорт данного товара не вводилось). Россия, как один из ведущих мировых экспортёров сырьевых товаров, с 01.04.2022 г. повышает ставку экспортной пошлины на нефть до 61,2 $ за тонну (сейчас составляет 58,3$), товарного бензина до 18,3 $ за тонну (сейчас - 17,4 $), сжиженного газа до 89,0 $ за тонну (сейчас - 50,8 $)64.

По оценке Bloomberg на 08.03.2022 г. Россия стала «мировым лидером» по количеству введённых санкций - 5530, однако эта цифра с каждым днём возрастает, поскольку ежедневно оказывается давление на

61 Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) - федеральный закон Соединенных Штатов, который ввел санкции в отношении Ирана, Северной Кореи и России.

62 The Group of Seven (Большая семёрка) — неформальный международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Францию, Японию и США.

63 В перечень вошли Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ангилью, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства - члены Европейского союза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария, Япония.

64 Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 марта 2022 года [Электронный ресурс] URL: https://www. economy. gov. ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/tamozhenn o_tarifnoe_regulirovanie/o_vyvoznyh_tamozhennyh_poshlinah_na_neit_i_otdelnye_kategorii_tovarov_vyrabota nnyh_iz_neffi_na_period_s_1_po_31_marta_2022_goda.html

российскую экономику новыми пакетами санкций, имеющее своей целью её сокрушить и полностью изолировать от внешней торговли.

Однако использование данного рода инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности не является чем - то из ряда вон выходящим, поскольку как видно из истории, такое агрессивное поведение американской стороны существует с самого начала зарождения режима экспортного контроля. Стремление достичь глобальное военное, экономическое, политическое и технологическое превосходство - суть американской системы экспортного контроля, отсюда и вытекает тотальный контроль, применение дискриминационных экспортных ограничений и активное влияние на мировое сообщество.

Использованные источники:

1. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) от 08.12.1987 г.

2. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ - I) от 31.07.1991 г.

3. Лиссабонский протокол к Договору СНВ - I от 23.05.1992 г.

4. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ - II) от 03.01.1993 г.

5. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) от 26.05.1998 г.

6. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) от 24.05.2002 г.

7. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ - III; ДСНВ) от 08.04.2010 г.

8. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1998 № 183-ФЗ.

9. Контроль торговли стратегическими товарами (КТСТ). Практическое руководство. ВТаМО. - 2019. - С. 181.

10. Малькевич В.Л. Экспортный контроль: от противостояния к сотрудничеству. - М.: Общество сохранения литературного наследия, 2012. - С. 512.

11. Внешнеэкономические новости [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.alta.ru/external_news/74989/ (дата обращения: 18.02.2022).

12. The Making of America's Soviet Policy, Yale University Press, 1984, p. 159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.