Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ / ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ / ЯДЕРНЫЕ ВООРУЖЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ / ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАТЕГИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Александр Алексеевич, Медведков Сергей Алексеевич

На основе обзора международных соглашений между Россией (СССР) и США по контролю над стратегическими наступательными вооружениями проведен анализ развития системы контроля над ядерными вооружениями. Даны оценки ее текущего состояния и изложены предположения о возможных перспективах ее совершенствования с учетом российских подходов к обеспечению стратегической стабильности и международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COMMITMENTS IN THE AREA OF NUCLEAR ARMS LIMITATION

The authors rely on a survey of international agreements between Russia (U.S.S.R.) and the US on controlling strategic offensive weapons to analyze progress in the system of nuclear arms control. The paper estimates its current state and offers ideas of likely improvement prospects there, considering Russia’s approaches to strategic stability and international security provision.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ»

Международные обязательства в сфере ограничения ядерных вооружений

Полковник А.А. НОВИКОВ Полковник С.А. МЕДВЕДКОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

На основе обзора международных соглашений между Россией (СССР) и США по контролю над стратегическими наступательными вооружениями проведен анализ развития системы контроля над ядерными вооружениями. Даны оценки ее текущего состояния и изложены предположения о возможных перспективах ее совершенствования с учетом российских подходов к обеспечению стратегической стабильности и международной безопасности.

The authors rely on a survey of international agreements between Russia (U.S.S.R.) and the US on controlling strategic offensive weapons to analyze progress in the system of nuclear arms control. The paper estimates its current state and offers ideas of likely improvement prospects there, considering Russia's approaches to strategic stability and international security provision.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Гонка вооружений, ограничение стратегических наступательных вооружений, ядерные вооружения, стратегическая стабильность, контроль над вооружениями, влияющие на стратегическую стабильность факторы.

Arms race, limitation of strategic offensive weapons, nuclear arms, strategic stability, armaments control, factors affecting strategic stability.

ПРИНЯТЫЕ в последние годы Соединенными Штатами Америки решения по выходу из Договора о РСМД и Договора по открытому небу существенно ослабили международную архитектуру контроля над вооружениями.

Продление в феврале 2021 года срока действия Договора СНВ-3 на 5-летний период позволило не допустить ее полного демонтажа, а также дало основания рассчитывать на предметное обсуждение перспектив российско-американских отношений в сфере ядерных вооружений в целях достижения новых договоренностей.

Факт появления ядерного оружия, обладающего особой разрушительной мощностью, сразу вызвал повышенное внимание к себе в международном сообществе и стимулировал обсуждение условий по ограничению его использования, а в последующем и сокращению.

Незаинтересованность американской стороны добровольно лишить себя односторонних ядерных преимуществ исключала возможность установления каких-либо ограничений на ядерное оружие. Однако по мере продвижения соответствующих работ в СССР ситуация постепенно менялась. Достижение Советским Союзом статуса ядерной державы, разработка носителей, способных доставить ядерные заряды к потенциальным целям на территории США, и переход к их серийному производству стали факторами, которые изменили баланс сил, лишив Соединенные Штаты превосходства в ядерных вооружениях.

За относительно короткий промежуток времени СССР и США создали ядерный потенциал, гарантированно обеспечивающий возможность нанесения неприемлемого ущерба любой из сторон. Дальнейшее количественное тиражирование стратегических вооружений становилось не только бесперспективным, но и привело бы к существенным экономическим издержкам. Достигнутый сторонами относительный паритет в потенциалах ядерных сил, рост антивоенных общественных настроений на Западе и активная позиция СССР в продви-

жении политики мирного сосуществования стимулировали развитие диалога по ограничению стратегических вооружений и достижение соответствующих договоренностей.

Анализ взаимодействия России (СССР) и США в сфере контроля над стратегическими наступательными вооружениями позволяет условно разделить его на три этапа (рис.): первый (1972—1991) — ограничение количества средств доставки ядерных боезарядов, второй (1991—2011) — сокращение носителей и ядерных боезарядов, третий (2011 год — настоящее время) — сокращение развернутых носителей и ядерных боезарядов.

Первый этап. Подготовка проектов первых соглашений по контролю над стратегическими вооружениями проходила на фоне активного участия СССР и США в урегулировании ряда региональных конфликтов на Ближнем Востоке, в Северо-Восточной Азии. При этом стороны испытывали существенные экономические издержки, в том числе в связи с высокими затратами на военную деятельность. Данные обстоятельства способствовали принятию согласованных решений по ограничению количества ядерных вооружений.

Однако переговоры осложнялись высоким уровнем недоверия между странами и отсутствием опыта взаимодействия в столь особо чувствительной сфере. Вместе с тем определяющей была нацеленность обеих стран сократить свои военные издержки путем прекращения гонки вооружений, а также повысить предсказуемость в сфере развития стратегических вооружений. На этом этапе достигнуты договоренности в рамках Временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-1 1972 года) и Договора между

* — Договор ОСВ-2 не был ратифицирован, однако стороны придерживались его основных положений

** — Договор СНВ-2 подписан в 1993 году, не вступил в силу, в 2002 году прекратил существование

*** — С учетом продления срока действия Договора СНВ-3 в 2021 году на 5 лет

Рис. Договоренности в области контроля над ядерными вооружениями, этапы сокращений

СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-2 1979 года).

Обязательства предусматривали ограничение общего количества имевшихся стратегических наступательных вооружений. Договор ОСВ-1 «замораживал» суммарное число пусковых установок (ПУ) для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и для баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), а также количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), находящихся в боевом составе и в стадии строительства на дату подписания соглашения — 26 мая 1972 года.

В сферу охвата Договора ОСВ-2 в дополнение к пусковым установкам МБР и БРПЛ добавлены тяжелые бомбардировщики с ядерными вооружениями (ТБ), а из-под ограничений выведены, как излишние, ПЛАРБ (дублировали обязательства по ПУ

БРПЛ). По этому договору предполагалось незначительное сокращение общего числа носителей с разрешенных 2400 единиц до 2250 единиц. Им, как и Договором ОСВ-1, не предусматривалось ограничение числа ядерных боезарядов. Из-за низкого уровня доверия соглашениями не предполагалось проведение инспекций на объектах стратегических наступательных вооружений. Для мониторинга выполнения обязательств партнером стороны могли использовать только свои национальные технические средства контроля (НТСК)1. Договор ОСВ-2 не вступил в силу из-за отказа американской стороны его ратифицировать, однако СССР и США в целом придерживались установленных им ограничений вплоть до 1986 года.

В рамках первого этапа (Договор ОСВ-1, Договор ОСВ-2) сокращение ядерных вооружений не осущест-

влялось. Стороны лишь «заморозили» общее количество стратегических носителей ядерного оружия на имевшемся на тот момент уровне. Установление ограничений только на носители оставляло возможность для наращивания количества ядерных боезарядов. Это привело к принятию в обеих странах программ по замене моноблочных головных частей на морских и наземных носителях разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) и росту ядерных потенциалов СССР и США. По разным оценкам, увеличение количества боезарядов в период Договора ОСВ-1 и Договора ОСВ-2 достигло от 20 до 30 %.

Вместе с Договором ОСВ-1 был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО 1972 года). Одновременное подписание данных соглашений не случайно, а стало следствием достижения взаимопонимания о неразрывной взаимосвязи в вопросах ограничения стратегических наступательных и оборонительных вооружений. При этом инициатива реализации данного подхода исходила от Соединенных Штатов. Фактор противоракетной обороны признан дестабилизирующим — отсутствие ограничений на развитие стратегических оборонительных систем не позволило бы приступить к сокращению наступательных вооружений. К сожалению, через 30 лет американцы отказались от выполнения своих обязательства по Договору по ПРО, выйдя в 2002 году из соглашения.

Еще одним значимым результатом двусторонних переговоров по контролю над вооружениями стало подписание Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД 1987 года). В отличие от ранее принимавшихся сторонами обязательств новым было то, что по

данному соглашению СССР и США договорились полностью ликвидировать два класса наземных ракет — средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км)2.

Несмотря на установленные Договором о РСМД четкие критерии по дальности полета наземных ракет (от 500 км), американская сторона настояла на ликвидации советских ракет «Ока» (ОТР-23), не подпадавших под его ограничения. Общее количество ликвидированных СССР ракет (1846 ед.) превышало более чем в два раза число уничтоженных США ракет (846 ед.).

По Договору о РСМД впервые был предусмотрен верификационный режим, включая развертывание пунктов непрерывного наблюдения при заводах, где ранее производились соответствующие ракеты. До этого практики проведения взаимных инспекций на «закрытых» объектах не существовало.

В 2019 году Договор о РСМД повторил судьбу Договора по ПРО, из которого Соединенные Штаты также вышли под надуманным предлогом. Американская сторона намеренно разрушила эти два уникальных соглашения, имевших бессрочный характер.

Второй этап двустороннего диалога по контролю над вооружениями начался с работы над Договором СНВ-1. Переговоры проходили на фоне геополитических изменений и в новых военно-политических условиях. В 1990 году произошло объединение Германии. Политические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы привели к распаду Организации Варшавского Договора. В Советском Союзе происходили кардинальные реформы по обновлению всех сторон жизни страны, в том числе был выбран позитивный курс на совместный поиск

со странами Запада способов решения общемировых проблем. Устные заверения США и других западных стран в готовности к конструктивному взаимодействию дали повод для завышенных ожиданий, но не были в последующем подкреплены практическими действиями.

В 1991 году был подписан Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) и в 1993 году — о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2). Соглашения предполагали почти четырехкратное сокращение арсеналов: по Договору СНВ-1 — до 6000 ядерных боезарядов, а по Договору СНВ-2 — до 3000—3500 единиц. Достижение данных уровней следовало произвести в установленные сроки с выполнением согласованных процедур ликвидации и с возможностью контроля за ними. Соблюдение обязательств также сопровождалось обменом информацией о происходящих изменениях в составе и состоянии стратегических ядерных сил (СЯС) и проведением инспекций на объектах СНВ. Кроме того, предусматривался обмен телеметрической информацией (ТМИ), связанной с пусками всех МБР и БРПЛ.

Засчет носителей и боезарядов осуществлялся по особым правилам. Пусковые установки рассматривались как содержащие баллистические ракеты вне зависимости от фактического их наличия. В соответствии с таким подходом за пусковыми установками МБР и БРПЛ засчитывались и ракеты, и максимальное количество боезарядов (с учетом результатов испытаний), которые могли бы быть размещены на носителях соответствующих типов. В отношении тяжелых бомбардировщиков был согласован условный засчет количества боезарядов.

Договором СНВ-1 устанавливались запреты на модернизацию и создание тяжелых МБР нового типа, на мобильные пусковые установки тяжелых МБР, тяжелые БРПЛ и средства скоростного перезаряжания, а также введены ограничения на суммарный забрасываемый вес развернутых МБР и БРПЛ для каждой стороны — 3600 тонн. Соглашением предусматривались механизмы контроля и обмена уведомлениями, интенсивная инспекционная деятельность и, как указано выше, обмен ТМИ и др. Существовало более 150 согласованных форм уведомлений и 9 типов инспекций (ежегодно каждая сторона проводила от 30 до 70 различных инспекций и показов).

Обязательства по Договору СНВ-2 развивали положения Договора СНВ-1. По сути, «вторая версия» соглашения должна была опираться на фундамент «первой» в отношении большей части процедурных положений и верификационного механизма. При этом в ней имелись отдельные уточнения, связанные с количественными ограничениями, порядком ликвидации и переоборудования тяжелых МБР, правилами засчета боезарядов за тяжелыми бомбардировщиками и др. Этим договором также предписывалось ликвидировать все тяжелые МБР, заменить имеющиеся в составе СЯС ракеты с РГЧ ИН на моноблочные головные части3.

Договор накладывал особые ограничения на отечественные стратегические ядерные вооружения. Реализация всех его требований существенно снизила бы потенциал РВСН по ядерному сдерживанию, что в условиях выхода США из Договора по ПРО было неприемлемо. Договор СНВ-2 в конечном итоге прекратил свое существование, так и не вступив в силу.

Учитывая, что семилетний этап сокращений по Договору СНВ-1 в 2001 году был полностью выполнен,

Россией и США было подготовлено и подписано новое соглашение — Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП 2002 года). На его подготовку повлияло отсутствие существенных противоречий у России и США. Однако российская сторона принимала во внимание решение США о выходе из Договора по ПРО, что требовало проведения переоценки возможного вклада России в процесс сокращения ядерных вооружений. Одновременно наличие действующего Договора СНВ-1 предоставляло возможность использовать его верификационный механизм для повышения предсказуемости в области стратегических наступательных вооружений. Поэтому ограничения по Договору о СНП устанавливались только для боезарядов, их уровень через десять лет не должен был превышать 1700—2200 единиц. В соглашении отсутствовали верификационный механизм и порядок выполнения обязательств, а предельные уровни должны были быть достигнуты в момент окончания срока его действия4.

В отличие от первого этапа особенностью второго стало реальное и существенное сокращение как носителей, так и ядерных боезарядов, а также введение режима контроля за стратегическими вооружениями на всех этапах «жизненного» цикла — от момента производства до ликвидации. Договор СНВ-1 содержал перечень терминов и определений, порядок обмена информацией, инспектирования ограничиваемых им вооружений, ликвидации и переоборудования, а также ряд других положений, необходимых для реализации обязательств. Советский Союз и Соединенные Штаты обменялись детализированной информацией по своим стратегическим наступательным вооружениям, в том числе по местам их расположения, провели показы

баллистических ракет наземного и морского базирования, мобильных пусковых установок МБР, ТБ, крылатых ракет воздушного базирования каждого типа и вариантов для подтверждения их технических характеристик.

Реализация обязательств по Договору СНВ-1 требовала привлечения значительных ресурсов для обеспечения информационного обмена, проведения инспекций, показов, выполнения процедур ликвидации. В среднем еженедельно помимо мест непрерывного наблюдения инспекционные группы посещали объекты стратегических наступательных вооружений, на которых вводились ограничения. В целом был накоплен положительный опыт взаимодействия по решению возникающих проблем, параметры установленных его положениями сокращений достигнуты всеми участниками. Белоруссия, Казахстан и Украина после распада СССР передали находившиеся на их территории ядерные боеприпасы России.

К семилетнему сроку, установленному для достижения предельных уровней и наступившему в 2001 году, стороны имели следующее количество вооружений: Россия — 1136 носителей и 5518 боезарядов, США — 1238 носителей и 5949 боезарядов5. На момент завершения действия соглашения в 2009 году эти показатели составили: у России — 809 носителей и 3897 боезарядов, у США — 1188 носителей и 5916 боезарядов6.

В 2009 году истекал 15-летний срок вступившего в силу в 1994 году Договора СНВ-1, а работа над Договором СНВ-3 еще не была завершена. В связи с этим президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки 4 декабря 2009 года приняли Совместное заявление, в котором выразили приверженность продолжению сотрудничества в духе Договора СНВ-1. В заявлении также под-

тверждались намерения обеспечить скорейшее вступление в силу нового договора, что и в последующем реализовано подписанием 8 апреля 2010 года Договора между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-3) и оформлением национальных законов о порядке реализации принятых международных обязательств.

Отсчет третьего этапа формально можно увязать с началом подготовки российско-американского Договора СНВ-3. Эта работа проходила на фоне начавшегося периода ухудшения двусторонних отношений. В 2007 году Президент Российской Федерации В.В. Путин в выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности подчеркнул неприемлемость для современного мира однополярной модели, в реализации которой заинтересованы США. Отделение Южной Осетии и Абхазии после вооруженной авантюры Грузии в 2008 году привело к обострению противоречий между Россией и странами Запада. Однако вопросы стратегической стабильности удалось вывести за рамки конфронтационной риторики и, несмотря на имевшиеся различия в подходах, подготовить компромиссный вариант соглашения, основанный на балансе интересов России и США.

Российская сторона при выходе на переговоры по Договору СНВ-3 ставила цели по устранению дискриминационных ограничений на мобильные средства, сокращению издержек в ходе выполнения обязательств, сохранению увязки между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями и обеспечению гибкости при определении состава своей группировки ядерных сил. Цели и основные подходы на переговоры по Договору СНВ-3 удалось реализовать полностью.

При подписании Договора СНВ-3 участники признали полное выполнение Договора СНВ-1, включая количественные ограничения, и согласились, что данное соглашение заменяет Договор о СНП, который одновременно прекращает свое действие. Период достижения предельных суммарных уровней установлен, как и по Договору СНВ-1, в 7 лет после вступления соглашения в силу (к 5 февраля 2018 года), но общий срок действия был определен в 10 лет (на 5 лет меньше, чем по Договору СНВ-1). Одновременно предусмотрена возможность продления действия договоренности еще на 5 лет. Основные параметры международных соглашений в сфере ограничения ядерных вооружений приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные параметры международных соглашений в сфере ограничения ядерных вооружений

Наименование соглашения, год его подписания Ограничиваемые средства Количество, ед.

СССР/РФ США

Договор ОСВ-1, 1972 ПУ МБР 1526 1054

ПЛАРБ 62 44

ПУ БРПЛ 950 710

Договор ОСВ-2, 1979 ПУ МБР, МБР и ТБ, а также БРВЗ 2250

ПУ МБР, БРПЛ и БРВЗ с РГЧ ИН, а также ТБ с КР с дальностью свыше 600 км 1320

ПУ МБР, ПУ БРПЛ и БРВЗ с РГЧ ИН 1200

ПУ МБР, оснащенных РГЧ ИН 820

Продолжение таблицы 1

Наименование соглашения, год его подписания Ограничиваемые средства Количество, ед.

СССР/РФ США

Договор о РСМД, 1987 Ликвидировано БРНБ и КРНБ 1846 846

Договор СНВ-1, 1991 МБР, БРПЛ и связанные с ними ПУ, а также ТБ 1600

Боезаряды на МБР, БРПЛ и ТБ 6000

Суммарный забрасываемый вес (тонн) 3600

Договор СНВ-2, 1993 Боезаряды на МБР, БРПЛ и ТБ 3000—3500

Договор о СНП, 2003 Развернутые стратегические боезаряды 1700—2200

Договор СНВ-3, 2010 Развернутые МБР, БРПЛ и ТБ 700

Боезаряды на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ 1550

Развернутые и неразвернутые ПУ МБР и БРПЛ, развернутые и неразвернутые ТБ 800

Концепция соглашения существенно отличалась от предшествующих документов. Значительно упрощен информационный обмен и инспекционный механизм. Введены 42 формы уведомлений (по Договору СНВ-1 — более 150) и 2 типа инспекций с общим количеством до 18 мероприятий ежегодно (по Договору СНВ-1 — 9 типов, до 70 мероприятий ежегодно). Правила подсчета предусматривают учет развернутых носителей и боезарядов на них. За тяжелыми бомбардировщиками, оснащенными для ядерных вооружений, засчитыва-ется один боезаряд. Неразвернутые носители и пусковые установки учи-

Достижение Советским Союзом статуса ядерной державы, разработка носителей, способных доставить ядерные заряды к потенциальным целям на территории США, и переход к их серийному производству стали факторами, которые изменили баланс сил, лишив Соединенные Штаты превосходства в ядерных вооружениях.

тываются в специально введенной отдельной категории, включающей суммарное количество развернутых и неразвернутых ПУ МБР, развернутых и неразвернутых ПУ БРПЛ, развернутых и неразвернутых ТБ (разрешено иметь до 800 ед. соответствующих средств).

России и США предоставлено право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений в пределах установленных количественных ограничений. Особые ограничения в отношении тяжелых МБР и мобильных пусковых установок (МПУ), имеющихся только у Российской Федерации, отсутствуют.

В Договоре СНВ-3 зафиксирована возрастающая важность взаимосвязи между стратегическими оборонительными и наступательными вооружениями по мере сокращения ядерных вооружений, а также установлен запрет на использование пусковых установок баллистических ракет для размещения в них противоракет. В соглашении упрощены и максимально универсализированы процедуры переоборудования и ликвидации, что позволило избежать, в том числе, особого порядка ликвидации российских мобильных

комплексов. Минимизирован обмен телеметрической информацией. Главным образом это связано с тем, что Договор СНВ-3 не содержит ограничений на суммарный забрасываемый

вес. Ежегодный обмен ТМИ предусматривается не более чем по пяти пускам ракет. Основные параметры договоров СНВ-1 и СНВ-37 приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные отличия Договора СНВ-1 и Договора СНВ-3

Договор СНВ-1 (1991 года) Договор СНВ-3 (2010 года)

Ограничения

1900 ед. — для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 7950 ед. — для боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 6750 ед. — для боезарядов на развернутых МБР и БРПЛ; 3600 т — суммарный забрасываемый вес развернутых МБР и БРПЛ 700 ед. — для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 1550 ед. — для боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 800 ед. — для развернутых и неразвернутых ПУ МБР и БРПЛ, а также ТБ

Особые ограничения в отношении: • тяжелых МБР (не более 154 ед., запрет на производство, испытание, развертывание новых типов); • МПУ (ограничение количества боезарядов и неразвернутых МБР для МПУ, размеров районов базирования и развертывания) Отсутствуют дискриминационные требования к тяжелым МБР и МПУ Стороны самостоятельно определяют состав и структуру своих стратегических ядерных сил

Процедуры ликвидации

Особые процедуры ликвидации в отношении МБР для МПУ и сооружений для них. Инспектирование ликвидированных грунтовых и железнодорожных МПУ Предусмотрены универсальные процедуры ликвидации МБР и БРПЛ, а также инспекции ликвидированных ПУ МБР и БРПЛ

Инспекционная деятельность

9 типов инспекций. Ежегодно от 30 до 70 различных инспекций и показов. Инспекции с целью подтвердить, что не осуществляется скрытая сборка МБР для МПУ Возвращение грунтовых МПУ в районы базирования при проведении инспекции. Выставление МПУ для наблюдения НТСК. Ограничения при проведении учений с МПУ МБР 2 типа инспекций. 18 инспекций ежегодно (10 — первого типа, 8 — второго типа), а также показы новых средств СНВ и процедур ликвидации. Никаких дискриминационных положений в договоре не имеется

Непрерывное наблюдение на объектах по производству МБР для МПУ (Воткинский завод) Постоянное наблюдение не предусмотрено

Уведомленческая деятельность

Более 150 форм уведомлений 42 формы уведомлений

Обмен телеметрической информацией

Обмен телеметрической информацией по всем пускам МБР, БРПЛ Обмен телеметрической информацией не более чем по пяти пускам в год

Таким образом, в ходе подготовки Договора СНВ-3 была использована новая концепция соглашения, по которой основные ограничения касались развернутых носителей и боезарядов при сохранении мони-

торинга за стратегическими средствами доставки в «небоеготовом» состоянии. Значительно снизилась нагрузка на повседневную деятельность подразделений стратегической триады сторон без потери качества.

Возможность выборочной проверки позволяет выяснить достоверность предоставляемой инспектируемой стороной информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоги выполнения Договора СНВ-3. За десятилетний период реализации Договора СНВ-3 Россией и США проинспектировано по 164 стратегических объекта при имевшейся возможности проведения 180 инспекций. Квота инспекционных мероприятий не использована полностью в связи с ухудшением в 2020 году санитарно-эпидемиологической обстановки из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

России и США предоставлено право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений

в пределах установленных количественных ограничений.

Особые ограничения в отношении тяжелых МБР и МПУ, имеющихся только у Российской Федерации, отсутствуют.

В первые десять лет реализации соглашения Россией и США также проведен ряд показов своих вооружений. В частности, американской стороной продемонстрированы процедуры переоборудования тяжелых бомбардировщиков В-52Н в носители неядерных вооружений и пусковых установок подводных лодок типа «Огайо» в состояние непригодности для применения БРПЛ. Однако цели проведенных США показов достигнуты не были — российская сторона не подтвердила, что переоборудованные средства можно признать неядерными.

В свою очередь, Россия представила американским инспекторам новые

ракетные комплексы «Ярс» и «Авангард». В первом случае заявлена и показана новая МБР и ее пусковая установка, во втором — демонстрировалось новое оснащение существующей ракеты РС-18. Кроме того, ракетный комплекс «Сармат» в 2020 году заявлен в качестве прототипа новой тяжелой МБР.

В то же время Соединенные Штаты, проводящие работы по созданию гиперзвуковых планирующих блоков, пока не объявляли о своей готовности включить данные средства в Договор. Сохраняются и проблемы с выполнением американской стороной обязательств по сокращению стратегических наступательных вооружений. В частности, у российской стороны имеются вопросы по выводу из засчета части пусковых установок БРПЛ «Трайдент-11» и тяжелых бомбардировщиков В-52Н.

По мере приближения к завершению основного срока действия Договора СНВ-3 (5 февраля 2021 года) были активизированы российско-американские контакты для определения дальнейшей судьбы соглашения. Консультации начались в период деятельности администрации Д. Трампа и завершились при новом президенте США Дж. Байдене. Подход республиканцев основывался на возможности продления Договора СНВ-3 на один год и только в случае принципиального согласия России с разработкой новой, трехсторонней договоренности с участием Китая. При этом будущая договоренность в понимании американцев должна была бы ограничивать все типы ядерных боеприпасов, включая нестратегические, и иметь механизм постоянного мониторинга мест их производства, хранения и утилизации.

Реализация перечисленных идей означала бы нарушение логической целостности и сбалансированности положений Договора СНВ-3

с получением Соединенными Штатами односторонних преимуществ. Одновременно заявленные Россией факторы, без учета которых в современных условиях невозможно рассчитывать на сохранение стратегической стабильности, игнорировались. В силу этих обстоятельств в 2020 году продлить договор не удалось. После смены администрации в Белом доме соглашение было продлено на пятилетний период без каких-либо условий.

Продление Договора СНВ-3 стало значимым событием, позволившим не допустить полного слома системы контроля над вооружениями, серьезно пострадавшей из-за действий США в отношении Договора о РСМД и Договора по открытому небу.

Возможное возобновление российско-американского диалога будет означать переход к четвертому этапу. Ситуация характеризуется тем, что выполнение обязательств по Договору СНВ-3 продолжается. При этом будущая договоренность должна базироваться на комплексном учете всех факторов, оказывающих влияние на стратегическую стабильность.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года. В.В. Путин акцентировал внимание на заинтересованности России в обсуждении с зарубежными партнерами вопросов, связанных со стратегическими вооружениями, с обеспечением глобальной стабильности. Переговоры необходимы, как подчеркнул российский лидер, для создания среды бесконфликтного сосуществования на основе уравнения безопасности, которое должно охватывать не только традиционные стратегические вооружения: МБР, ТБ и ПЛ, но и все наступательные и оборонительные системы, способные решать стратегические задачи, независимо от их оснащения8.

Цели проведенных США показов достигнуты не были — российская

сторона не подтвердила, что переоборудованные средства можно

признать неядерными. В свою очередь, Россия представила

американским инспекторам новые ракетные комплексы «Ярс» и «Авангард». В первом случае заявлена и показана новая МБР и ее пусковая установка, во втором — демонстрировалось новое оснащение существующей ракеты РС-18.

Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 2020 года № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» содержит перечень основных военных опасностей, способных при определенных обстоятельствах перерасти в военные угрозы. К ним отнесены: развертывание систем и средств ПРО, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного и гиперзвукового оружия, ударных БПЛА и других9. Соответственно, перечисленные факторы требуют учета в российско-американских переговорах по контролю над вооружениями.

В частности, согласованию параметров нового соглашения должна предшествовать всесторонняя оценка вопроса развития средств ПРО, обладающих способностями противодействовать стратегическим наступательным вооружениям, механизму их учета (количественного и/или качественного) при определении ограничений на ядерные вооружения.

Развитие высокоточных и гиперзвуковых средств достигло уровня, когда они могут решать стратегические задачи даже в вариантах неядерного оснащения. Ведутся также работы и по другим видам вооружений, эффективность применения которых требует изучения на пред-

мет целесообразности включения в общий перечень вооружений, подлежащих ограничениям.

Выход США из Договора о РСМД создал риски развертывания ими запрещенных ранее наземных ракет в различных регионах мира. Российский мораторий на их размещение пока адекватного отклика не получил. Поиск решения данной проблемы мог бы быть продолжен, в том числе в рамках переговоров по будущему соглашению.

Новым обстоятельством является объявленная в Комплексном обзоре внешней политики, обороны и безопасности Великобритании (опубликован 16 марта 2021 года) возможность наращивания британского ядерного арсенала до 260 единиц10. Ограничения по Договору СНВ-3 действуют в отношении Соединенных Штатов, но не распространяются на Соединенное Королевство. Кроме того, за рамками обязательств по

ограничению ядерных вооружений также остается потенциал Франции, союзника США по НАТО.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным четко определен внешнеполитический вектор, направленный на развитие диалога с зарубежными партнерами, в том числе по вопросам контроля над вооружениями. Целый ряд международных инициатив подтверждает заинтересованность в обсуждении имеющихся проблем безопасности и совместном поиске способов их решений на основе взаимного учета интересов участников переговоров.

Таким образом, продление Договора СНВ-3 предоставляет возможность заблаговременно приступить к переговорам по будущей договоренности. Подготовка нового соглашения потребует глубокой проработки сопутствующих многоплановых проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения СНВ, Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.

2 Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности.

3 Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

4 Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

5 Институт стратегической стабильности Госкорпорации по атомной энергии «Росатом». «Ядерное противостояние. События, факты», 2014.

6 Официальный сайт Государственного департамента США. URL: http://2009—

2017.state.gov/t/avc/r/s/130149 .htm (дата обращения: 11.05.2021).

7 Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, Договор между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

8 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 г.

9 «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2020 г. № 355.

10 Официальный сайт правительства Соединенного Королевства. The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. URL: www.gov.uk/official-documents (дата обращения: 11.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.