ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ
© Богданова Т.В.*
Саратовская государственная академия права, г. Саратов Прокуратура г. Мичуринска Тамбовской области, г. Мичуринск
Статья посвящена исследованию природы алиментных обязательств, а также порядка уплаты алиментов в историческом аспекте. Исследуются положения основных наиболее важных российских источников, регушрующих обязанность уплаты алиментов, а также порядка их взыскания, например, Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 года, Постановление Пленума Верховного Суда от 4 августа 1950 года за № 14/10/4 СССР «О судебной практике по делам о взыскании средств на содержание детей», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 года «Об унучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей», Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей», Федеральный Закон 27 октября 1996 года «О внесении изменений и дополнений в гражданский процессуальный кодекс РСФСР».
Представление о природе алиментов в нашей стране неоднократно менялось. Еще в дореволюционной России родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Вместе с тем родители должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.
Имущественные отношения супругов с XVIII века менялись. Достаточно подробно говорится о правах и обязанностях, возникающих из супружества, в главе IV Свода Законов Российской Империи. Так, родители обязаны были давать несовершеннолетним детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное, по своему состоянию. Обязанность родителей содержать своих детей не прекращалась с достижением ими совершеннолетия и могла сохраняться «коль скоро дети нуждаются еще в попечении родителей». Так комментировалась в то время ст. 172. Но при раздельном жительстве родителей эту обязанность выполнял тот, с кем оставались дети, за исключением случаев, когда раздельная жизнь объяснялась виной другого родителя. Мать при отдельном от мужа проживании была обязана участвовать в содержании своих детей соответственно своим имущественным средствам, если отец не имеет собственных достаточных средств. В
* Помощник прокурора.
случае предъявления иска к отцу совершеннолетней дочерью истица должна была доказать отсутствие у нее средств к жизни согласно ее состоянию. Эти правила распространялись и на незаконных детей, рожденных от прелюбодеяния. Освобождались родители от обязанности содержать своих несовершеннолетних детей при вступлении последних в брак. В то же время лишение родительской власти не освобождало родителей от обязанности содержать своих детей [9].
Опубликованный 19 декабря 1917 г. декрет «О расторжении брака» [10] наряду с регламентацией процедуры расторжения брака решил вопросы, связанные с имущественными правоотношениями между супругами, между родителями и детьми. Он определил, что одновременно с постановлением о расторжении брака суд должен установить, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, рожденные в браке, и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по содержанию и воспитанию детей (п. 8). Если же соглашение достигнуто не будет, то участие мужа в доставлении бракоразве-денной жене своей пропитания и содержания при неимении или недостаточности у нее собственных средств и при неспособности ее к труду, а также вопрос о том, у кого должны оставаться дети, решаются в общеисковом порядке в местном суде, независимо от суммы иска. Судья, незамедлительно постановив единоличное определение о расторжении брака, определяет временно, до решения спора, судьбу детей, а равно решает вопрос о временном содержании как детей, так и жены, если она в том нуждается (п. 9).
Дела об алиментах рассматривались в то время отделами социального обеспечения. Основаниями для предоставления содержания признавались нуждаемость и нетрудоспособность одного из супругов. Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 года на заседании Всероссийского Центрального исполнительного комитета V созыва [11] года предусматривал, что при определении размера и формы содержания отдел социального обеспечения должен руководствоваться степенью нуждаемости и трудоспособности заявителя и размером прожиточного минимума, установленного в данной местности. Размер алиментов в совокупности с другими средствами получателя не должны были превышать прожиточного минимума, установленного для данной местности (ст. 113). Алименты выплачивались периодически, при этом замена их единовременно выдаваемой суммой не допускалась. Право на содержание сохранилось за бывшим супругом пожизненно. В случае смерти супруга-плательщика алименты продолжали выплачиваться из оставшегося после его имущества.
При расторжении брака Кодекс РСФСР 1918 года предоставлял супругам, имеющим детей, право своим соглашением определить, кто из них и в какой мере будет участвовать в их содержании (ст. 166). Однако даже одобренное судьей соглашение связывало только супругов. Дети, если со-
глашение нарушало их интересы, имели право взыскать алименты с каждого из родителей на общих основаниях. При отсутствии соглашения о содержании детей спор об алиментах на их содержание разрешался в исковом порядке (ст. 167).
Размер алиментов устанавливался судом в твердой денежной сумме и не ограничивался размерами прожиточного минимума (ст. 130).
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 10 февраля 1921 года, где было указано что «к спорам об уплате алиментов разведенному супругу суд обязан, по требованию состоящей в споре стороны, применить законодательство той Республики, где стороны наиболее длительно осуществляли брачно-семейные отношения». Эти изменения и были произведены в Кодексе Законов о браке, семье и опеке и 19 ноября 1926 года сессия ВЦИК РСФСР приняла новый Кодекс законов о браке семье и опеке (КЗоБСО), введенный в действие с 1 января 1927 года [12].
Кодекс РСФСР 1926 года предусматривал, что если суд признавал, что отцом ребенка является лицо, указанное в заявлении, то выносил об этом постановление и налагал на отца обязанность участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами, рговдением и содержанием ребенка, а равно и его матери в течение ее беременности и шестимесячного срока после родов
Размер выдаваемого родителями на ребенка содержания определялся в зависимости от их материального положения.
Предусмотрено было также соглашение между супругами, регистрирующими прекращение брака, о том, при ком из них и кто из детей остается на воспитании и кто из них и в какой мере будет нести издержки по содержанию детей, кроме того, определялся размер содержания нуждающемуся нетрудоспособному супругу. Это соглашение не лишало права каждого из бывших супругов и детей отыскивать впоследствии в общеисковом порядке причитающиеся им содержание, если последнее превышало размер, предусмотренный соглашением.
В случае нежелания обязанного лица платить алименты добровольно, предусматривалась возможность обращения в суд с иском о взыскании алиментов (ст. 50 КЗоБСО РСФСР) [14].
Кодекс РСФСР 1926 года устранил возможность пожизненного али-ментирования, ограничив срок алиментирования одним годом после прекращения брака.
В дальнейшем алиментные обязательства развивались по пути усиления охраны личных и имущественных интересов женщин и защите интересов детей.
4 августа 1950 года за № 14/10/4 было принято важное Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взыскании средств на содержание детей» [13]. В нем содержались положения о том, что в случае доказанности по делу недобросовестного отношения от-
ветчика к выполнению своих родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, суд должен сообщить об этом общественным организациям по месту работы ответчика, а в случаях злостного уклонения ответчика от платежа алиментов вынести определение о привлечении его к уголовной ответственности по статье 158 УК РСФСР. Суды должны были привлекать к ответственности по ст. 291 ГПК РСФСР должностных лиц, виновных в несвоевременном удержании или задержке переводов следуемых по алиментам сумм, в не сообщении судебному исполнителю сведений, обеспечивающих правильность и своевременность взыскания с ответчика алиментов.
Серьезные изменения в порядок взыскания алиментов внес Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 года «Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей» [5]. Этим Указом было предусмотрено, что удержание средств на содержание детей из заработной платы, пенсии, стипендии и других сумм, на которые по закону допускается обращение взыскания алиментов, производится не только на основании решения суда, но и по письменному заявлению лица, изъявившего желание добровольно платить алименты, поданному администрации предприятия, учреждении, организации по месту работы заявителя. Уплата алиментов по заявлению была проще и удобнее, по сравнению с судебной процедурой, и должна была сразу же стать преимущественным способом исполнения алиментных обязанностей, но, к сожалению, этого не произошло и правовая норма, нацеленная на достижение такого результата, не получив гарантий обеспечения ее надлежащего соблюдения, оказалась неэффективной. Во-первых, эффективности его действия помешал сам закон, зафиксировавший право получателя алиментов обратиться в суд с требованием их взыскания в любое время, независимо от того, выплачиваются они добровольно или нет, добросовестно или ненадлежащим образом. Законодательно была закреплена возможность взыскателя алиментов злоупотреблять своим правом. Другой не менее важной причиной, препятствующей использованию добровольного порядка уплаты алиментов, стало возложение обязанности по совершению активных действий на взыскателя алиментов. Не проявление им инициативы в получении алиментов вызывало неблагоприятные для него последствия. Алименты за прошлое время в этом случае не могут быть им получены, так как по ст. 95 КоБС они взыскиваются лишь при условии, что до обращения в суд получателем принимались соответствующие меры, но средства на содержание не были получены из-за уклонения обязанного лица от их уплаты [7].
Ворожейкин Е.М. справедливо считал норму, закрепленную вч. 2 ст. 95 КоБС, излишней и не способствующей «лучшему алиментному обеспечению детей», подчеркивая, что именно алиментообязанное лицо «должно заботиться о надлежащем исполнении своей обязанности... и предложить свои услуги по уплате алиментов. Главной причиной неэффективности анализируемой
нормы стало сознательно культивируемое предпочтение, отдаваемое исполнительному листу по сравнению с заявлением плательщика [6].
В соответствии с этим в Основы законодательства о браке и семье СССР была включена норма (ст. 23), устанавливающая, что алименты уплачиваются в добровольном порядке, лично лицом, обязанным платить алименты, либо через администрацию по месту работы или получения им пенсии, стипендии.
В 1968 году началась активная работа по подготовке Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, которые начали действовать с 1 октября 1968 года [4].
Основы содержали ряд новых положений. Так, было установлено, что алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной треть, на трех и более - половины заработка (дохода) родителей.
Суд также вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации (ст. 22 Основ).
Кодекс о браке и семье РСФСР (КОБС), принятым Верховным Советом РСФСР 30 июля 1969 года и введенным в действие с 1 ноября 1969 года [1] специально выделял правила, посвященные порядку уплаты и взыскания алиментов. Были кодифицированы правила относительно долевого взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, взыскания алиментов в твердой денежной сумме, а также на детей, помещенных в детские учреждения. Теперь родители участвуют в дополнительных расходах на ребенка, возможно временное взыскание алиментов до рассмотрения дела судом. В нем предусмотрена также возможность уменьшения и изменения судом размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей. Расширен перечень алиментных обязанностей других членов семьи (отчима и мачехи, пасынка и падчериц, фактических воспитателей и их воспитанников).
20 февраля 1985 года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» [2]. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, устанавливался законом. Суд был вправе уменьшить размер алиментов не только при наличии перечисленных в ней обстоятельств, но и по любым иным причинам, которые он найдет уважительными. Размер алиментов на совершеннолетних детей, родителей, супругов и других членов семьи устанавливался судом, исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов. Право на алименты эти лица имели только при установлении наличия нуждаемости и нетрудоспособности.
Была предусмотрена возможность рассмотрения бесспорных дел о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей единолично судьей, без возбуждения гражданского дела. В результате в гражданском процессе появился совершенно новый порядок взыскания алиментов по единоличному
постановлению народного судьи при отсутствии спора между родителями, а в главу II КоБС были внесены изменения в ст. 89-90, 92-95, 97.
Соглашения между плательщиками и получателями алиментов формально признавались действительными, но не имели правовой силы. Независимо от наличия соглашения его добросовестного исполнения, лицо, имеющее право на получение алиментов, имело право в любое время обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов, так, как будто соглашение не существовало. Суд при этом руководствовался императивными нормами закона, а не заключенным соглашением.
Указом от 19 ноября 1986 года был установлен минимальный размер алиментов, подлежащих взысканию на несовершеннолетних детей [3]. Однако этот Указ не достиг поставленной цели, так как при установлении минимального размера (20 рублей на одного ребенка), не было принято во внимание то, каким образом можно распределить все 100 % дохода родителей. Минимальный размер алиментов так и не был проиндексирован до самой своей отмены в декабре 1994 г.
9 января 1996 года введен в действие принятый 27 октября 1996 года Государственной Думой Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в гражданский процессуальный кодекс РСФСР» [8]. Была введена для некоторых категорий дел, в том числе и для алиментных, упрощенная процедура их рассмотрения путем выдачи судебного приказа -постановления судьи, имеющего силу исполнительного документа (ч. 2 ст. 125 ГПК РСФСР). Более подробно в § 2, главы IV
Таким образом, обращаясь к истории права, можно заключить, что Советское законодательство развивалось вместе с развитием общества и приводилось в соответствие с новыми условиями общественной жизни, которые закреплялись Конституциями СССР 1924, 1936, 1977 гг.
Список литературы:
1. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1969. - № 32. - Ст. 1086.
2. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1985. - № 9. - Ст. 305.
3. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1986. - № 48.
4. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1968. - № 37. - Ст. 241.
5. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1967. - № 30. - Ст. 418.
6. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. - М., 1982.
7. Ершова Н.М. Имущественные правоотношения в семье. - М.: Изд-во Наука, 1979.
8. Жуйков В.М. «О новеллах в гражданском процессуальном праве». Комментарий Российского законодательства. - М., 1996.
9. Свод законов Российской империи. Законы Гражданские. Т. X. ч. 1 -СПб., 1916.
10. СУРСФСР. - 1917. - № 10. - Ст. 152.
11. СУ РСФСР. - 1918. - № 76. - Ст. 818.
12. СУ РСФСР. - 1926. - № 82. - Ст. 612.
13. Судебная практика Верховного Суда СССР. - М., 1950. - № 10.
14. Чечина H.A., Чечот Д.М., Муравьева A.C., Кабакова М.А., Авдеен-ко Н.И. Роль гражданских процессуальных норм в предупреждении гражданских правонарушений // Актуальные проблемы Советского государства и права в период строительства коммунизма. - Л., 1967.
К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СЗДА РФ
© Соловьева Т.В.*
Саратовская государственная академия права, г. Саратов
В данной статье автор рассматривает свойство нормативности, которое присуще правовым актам применительно к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ. На примере отдельных постановлений Пленума Верховного Суда РФ делается вывод, что нормативность как свойство заложена в содержание данных актов.
В настоящее время постановления Пленума Верховного Суда РФ в соответствии с законодательством не являются нормативными правовыми актами. Это связано, в первую очередь, с особенностями системы органов государственной власти (все органы государственной власти делятся на законодательные, судебные и исполнительные), т.е. судебная власть не вправе вмешиваться в сферу законотворчества и принимать нормативные акты. Однако в науке и практике существуют различные мнения, относительно нормативности как свойства постановлений Пленума Верховного Суда РФ.
Нормативность акта заключается в том, что он, как государственная воля общества, проявляется во вне, выступает в реальной жизни как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в ихматериалистическом понимании [1, с. 291-298].
По мнению Л.Ф. Апт, определения (разъяснения), помещенные в актах судебной власти, имеют нормативный характер. Они обладают всеми признаками нормативности: неконкретность адресата, действие предписания независимо от применения (исполнения), возможность неоднократного применения [2, с. 160]. Апт Л.Ф. наделяет свойством нормативности только определения, понятия (дефиниции), содержащиеся в судебной практике и в качестве примера называет п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Феде-
* Доцент кафедры Гражданского процесса, кандидат юридических наук.