Научная статья на тему 'Исторический аспект создания в России закрытых административно-территориальных образований'

Исторический аспект создания в России закрытых административно-территориальных образований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
812
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБО РЕЖИМНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / УСИЛЕННЫЙ РЕЖИМ БЕЗОПАСНОСТИ / A CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ENTITY / SPECIAL CONTROLLED-ACCESS OBJECTS / THE STATE SECRET / THE STRENGTHENED MODE OF SECURITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нарыков Д. Н.

В статье изложена история создания в России закрытых административно-территориальных образований, приведены примеры из аналогичной мировой практики, дана их современная характеристика, подтверждающие целесообразность и актуальность их существования и развития в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKINGS HISTORICAL ASPECT OF CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ENTITIES IN RUSSIA

In work the makings history of closed administrative-territorial entities is described in the article. There are examples of similar world practice, their modern description which confirm the suitability and urgency of their existence and development in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект создания в России закрытых административно-территориальных образований»

Развитие железных дорог позволило также решить еще одну немаловажную проблему — железные дороги дали возможность обеспечивать быструю эвакуацию с театра военных действий больных и раненых и распределение их по лечебным учреждениям, расположенным на всей территории воюющего государства.

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с возникновением и ростом военного значения транспорта во второй половине XIX века, следует отметить, что роль, которую он приобрел в укреплении обороноспособности государства, ускорении мобилизации и сосредоточения вооруженных сил, достижении оперативно-стратегической внезапности явилась причиной ошибочных выводов, оказавших довольно негативное влияние на развитии военной науки и практики.

Общественное мнение о «выдающемся» военно-стратегическом значении железнодорожного транспорта было настолько велико, что многие поспешили сделать вывод «о закономер-

ном сокращении продолжительности войн по мере развития сети железных дорог». Однако жизнь довольно быстро показала ошибочность подобных суждений.

Проблемы обеспечения снабжения действующей армии, эвакуации раненых и особо ценных грузов в русско-японскую (1904-1905 гг.) войну, множество других серьезных недостатков, были учтены в будущем. Накануне Первой Мировой войны пересматривались принципы обеспечения движения поездов, переброски воинских частей, подачи войскам необходимых грузов.

В начале XX века развитость путей сообщения стала оказывать непосредственное влияние на степень готовности государства к защите от агрессии, на ход и исход вооруженной борьбы.

Развитие путей сообщения всегда вносило (и наше нынешнее время не исключение) большой вклад в укрепление оборонного и экономического потенциалов страны.

Библиографический список

1. Военно-статистическое обозрение Томской губернии. - СПб., 1849. - Т. XVII. - Ч. 2.

2. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.422. Оп.1. Д. 724.

Bibliography

1. Voenno-statisticheskoe obozrenie Tomskoyj gubernii. - SPb., 1849. - T. XVII. - Ch. 2.

2. Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj voenno-istoricheskiyj arkhiv (RGVIA). F.422. Op.1. D. 724.

Статья поступила в редакцию 21.11.11

УДК 338.245(470)(09)

Narykov D.N. MAKINGS HISTORICAL ASPECT OF CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ENTITIES IN RUSSIA. In work the makings history of closed administrative-territorial entities is described in the article. There are examples of similar world practice, their modern description which confirm the suitability and urgency of their existence and development in the Russian Federation.

Key words: a closed administrative-territorial entity, special controlled-access objects, the state secret, the strengthened mode of security.

Д.Н. Нарыков, ст. офицер в/ч 44261, г. Новосибирск, моб. тел.+79059504689

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В статье изложена история создания в России закрытых административно-территориальных образований, приведены примеры из аналогичной мировой практики, дана их современная характеристика, подтверждающие целесообразность и актуальность их существования и развития в Российской Федерации.

Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование, особо режимные объекты, государственная тайна, усиленный режим безопасности.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) представляют собой уникальное явление в истории России ХХ века. Впервые не только военно-промышленные объекты, но и целые населенные пункты были засекречены и превращены в закрытые зоны с особой структурой органов управления и режимом безопасности.

Это не значит, что создание закрытых территорий является исключительно российской практикой. На протяжении длительного исторического периода, вне зависимости от политического строя любого государства, им всегда предпринимались усилия, направленные на сохранение в тайне имеющихся важных секретов от посягательств со стороны зарубежных стран, путём создания различных ограничительных (режимных) мер на своей территории. Однако, чаще всего по политическим и экономическим соображениям, такие ограничения было не целесообразно распространять на всю территорию страны. Поэтому многие государства пошли по пути размещения секретов на объектах, дислоцируемых на специально выделенных закрытых территориях с усиленным режимом безопасности и охраны государственной тайны, что подтверждает ряд примеров из мировой истории.

Так, создание секретных городов в Великобритании началось в 1915 году, когда был построен крупный военный завод по производству пороха, рабочие которого проживали в городках

Истриггс и Гретна, официально не существовавших из-за окружавшей их секретности (проект «Мурсайд»).

В США для организации разработки и производства атомного оружия в рамках «Манхэттенского проекта», в местечке Лос-Аламос, штат Нью-Мексико, в 1944 году был создан Лагерь'Т’ (Лос-Аламосская лаборатория). Лагерь был изолирован от внешнего мира и располагался в пустынной местности. Его территория была отгорожена проволокой и находилась под специальной охраной, почтовая переписка жителей контролировалась.

В качестве примера из новейшей истории можно привести Республику Казахстан, правительство которой утвердило перечень закрытых территорий страны (п.г.т. Гвардейский, г. Байконур и др.), въезд на которые разрешается только по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан [1].

В России большинство такого рода закрытых территорий были созданы в годы противостояния двух социально-политических систем - т.н. «холодной войны», и это было обусловлено совокупностью следующих причин:

- необходимостью обеспечения безопасности страны посредством создания новейших видов, средств и систем вооружения;

- целесообразностью организации мест компактного проживания населения, занятого на особо режимных предприятиях;

- необходимостью сохранения сведений о военных и промышленных объектах, а также результатах создания новых оборонных технологий в тайне от иностранных государств.

20 августа 1945 года Государственный комитет обороны (ГКО) СССР издал постановление № 9887сс/оп о создании Спец-комитета и Первого главного управления (ПГУ) при ГКО СССР (с марта 1946г. - при Совете Министров СССР). Председателем Спецкомитета был назначен Л.П. Берия, начальником ПГУ -Б.Л. Ванников. На Спецкомитет и ПГУ возлагалось руководство процессом создания атомной промышленности и ядерного оружия. Именно под эгидой указанных ведомств и началось создание в нашей стране закрытых городов и территорий [2].

В обязанности заместителя начальника ПГУ П.Я. Мешика (в 1943-1945гг. - зам. начальника Главного управления контрразведки «Смерш» Наркомата обороны СССР), входило обеспечение полной секретности работ, охрана объектов, формирование кадров. Именно П.Я. Мешик является организатором создания в 1946-1953 гг. закрытых зон, городов и поселков, а также режима проживающих в них работников атомной промышленности и специалистов, привлеченных из других ведомств. Под его руководством строились и укомплектовывались оборудованием и эксплуатационным персоналом все объекты и обеспечивающие службы, возводилась инфраструктура жизнеобеспечения закрытых населенных пунктов, создавались зоны охраны объектов и населенных пунктов, формировались и поддерживались особые режимные меры, осуществлялись кадровые назначения [3].

В закрытые поселения направлялось большое количество научных работников, инженеров, квалифицированных рабочих. Постановлением Совнаркома СССР от 19 декабря 1945 г. было решено привлечь для этих работ и немецких военнопленных, в числе которых около 50 человек были докторами наук и руководил которыми профессор Р Позе[4, с. 16-17].

Создание объектов и самих закрытых городов не могло осуществляться без участия заключенных ГУЛАГа, о чем свидетельствует, в частности, то, что курирующий ГУЛАГ и другие подразделения НКВД, использующие труд заключенных, заместитель наркома внутренних дел В.В. Чернышев в 1947-1949 гг. вынужден был постоянно жить с семьей в г. Челябинске-40 (ныне -ЗАТО Озерск), контролируя строительство атомных предприятий и закрытых городов Урала[5, с. 82].

Руководство страны, учитывая характер задействованного в работах контингента и другие факторы, предполагало, что разведки иностранных государств будут стремиться получить информацию о работах по созданию ядерного оружия в СССР. Поэтому, наряду с решением многочисленных научно-технических, экономических и других вопросов, было необходимо осуществить ряд мер по обеспечению строгой секретности проводимых работ, не допустить проникновения агентуры противника на секретные объекты, предупредить возможную утечку информации о состоянии научных исследований, их результатах и дислокации советских атомных объектов.

Это удалось, и атомный взрыв на советском полигоне 29 августа 1949 года явился поистине психологическим ударом для официальных, а также научных и общественных кругов США. Американские ученые полагали, что СССР только к 1954 году сумеет произвести достаточное количество плутония для создания атомных зарядов. Американские разведывательные органы не имели единства во взглядах на сроки существования монополии США на атомное оружие. Так, военно-морская разведка считала, что это произойдет в 1965 году, разведка сухопутных войск — в 1960 году, авиаразведка — в 1952 году [6, с.113].

Это, несомненно, свидетельствует о правильности выбора руководством страны, в качестве одной из мер по защите наиболее важных государственных секретов, курса на создание закрытых территорий с сосредоточением на них особо режимных объектов.

С момента создания ЗАТО и до начала 90-х годов ХХ века вся информация о них в СССР была засекречена и общественность знала о них только на уровне слухов. Закрытые поселения не показывались на географических картах, сведения о них отсутствовали в справочниках и энциклопедиях, не было никакого намека на их присутствие на местности: названия не подписывались на дорожных указателях, маршрутных табличках

транспортных средств, следующих в закрытые населённые пункты. Любая статистическая информация в их отношении (численность населения, социально-экономические показатели и др.) включалась в общую статистику регионов, на территории которых они были расположены.

Тщательно легендировались вопросы, касавшиеся не только назначения производственных и военных объектов, расположенных на территории ЗАТО, но и всей жизнедеятельности закрытого административно-территориального образования (уровень жизни, снабжение, наличие культурных учреждений, учебных заведений и др.). Указанные легенды доводились сотрудниками режимных отделов предприятий до их работников в целях дальнейшего использования при выезде последних за пределы ЗАТО по служебной необходимости, личным вопросам, на отдых и т.д. Контроль за соблюдением проживающими и работающими на территории ЗАТО лицами требований по неразглашению информации о режимных объектах осуществлялся органами безопасности, использующими весь арсенал оперативных сил и средств[7].

В советский период жизнедеятельность закрытых городов регулировалась в основном секретными нормативными документами высших государственных инстанций общесоюзного или республиканского уровней. Причины этого положения представляются очевидными и заключаются в особом уровне секретности всего, что было связано с этапом военного противостояния супердержав в мировой истории.

Распад СССР, перемена государственного устройства и политического строя, произошедшие в начале 1990-х годов, не привели к уничтожению института закрытых территорий и отмене особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, но заново поставили вопрос об их легитимности. В результате этого был принят закон, регламентирующий все основные стороны жизнедеятельности закрытых административно-территориальных образований Российской Федерации [8].

В настоящее время в России свыше сорока ЗАТО, они расположены на территории 22 субъектов Российской Федерации и в них проживает около 1 млн. 345 тыс. человек, то есть приблизительно каждый сотый россиянин.

По своей специализации закрытые административно-территориальные образования РФ можно условно разделить на несколько групп:

1. ЗАТО, находящиеся в ведении Росатома, с объектами, на которых обогащается и перерабатывается ядерное топливо для его использования в военных и мирных программах (ЗАТО Саров, Северск, Железногорск и др.).

2. Военно-морские базы, обеспечивающие боеготовность надводного и подводного флота России (ЗАТО Североморск, Вилючинск, Фокино и др.).

3. Населенные пункты вблизи объектов Ракетных войск стратегического назначения (ЗАТО Власиха, Сибирский, Горный и др.).

4. ЗАТО войск Воздушно-космической обороны, расположенные в окружении космодромов, ракетных полигонов и центров космической связи (ЗАТО Краснознаменск, Мирный, Углегорск и др.).

5. ЗАТО, ранее являвшиеся центрами разработки химического оружия, ныне - центрами его утилизации (ЗАТО Шиханы, Михайловский).

6. ЗАТО, на территории которых расположены объекты военной связи, специальные строительные объекты и центры разработки новейших средств вооружения (ЗАТО Восход, Межгорье, Радужный) [9].

Специализация ЗАТО свидетельствует, что на их территории и сейчас сосредоточены наиболее важные сведения, составляющие государственную тайну, дислоцированы объекты повышенной опасности, на которые направлены подрывные устремления различных субъектов угроз безопасности РФ.

Необходимость защиты указанных особо важных объектов и ретроспективный анализ формирования в России закрытых территорий доказывает историческую правильность решения об их создании, а также подтверждает целесообразность существования ЗАТО в Российской Федерации и актуальность их развития.

Библиографический список

1. Лаппо, Г., Полян П. «Архипилаг ЗАТО» [Э/р]. - Р/д: www.world.lib.ru

2. Круглов, А.К. Краткие биографические данные ряда основных участников советского уранового проекта в начальный период его реализации: Создание первой советской ядерной бомбы / А.К. Круглов, А.М. Петросьянц. - М., 1995.

3. Атомный проект СССР: Документы и материалы: в 3 т. / под общ. ред. Л.Д. Рябева. - М., 1999; Кокурин, А.И., Петров Н.В. Лубянка ВЧК-КГБ 1917-1991: Справочник. - М., 2003.

4. Емельянов, Б.М., Гаврильченко В.С. Лаборатория “Б”. Сунгульский феномен. - Снежинск, 2000.

5. Круглов, А.К. Штаб Атомпрома. - М., 1998.

6. Хапаев, В. Из истории контрразведывательного обеспечения создания ядерного оружия // Лубянка: обеспечение экономической безопасности государства. Сборник. - М., 2005.

7. Железногорск: статьи, очерки, отрывки из монографий / под общ. ред. С.П. Кучина, А.А. Просвирина. - Красноярск, 2000.

8. Федеральный Закон «О закрытом административно-территориальном образовании» № 3297-1 от 14 июля 1992 года (с последующими изменениями и дополнениями).

9. Перечень ЗАТО утверждён постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года № 508 (с изменениями от 16.04.2007 года, 16.07.2009 года).

Bibliography

1. Lappo, G., Polyan P. «Arkhipilag ZATO» [Eh/r]. - R/d: www.world.lib.ru

2. Kruglov, A.K. Kratkie biograficheskie dannihe ryada osnovnihkh uchastnikov sovetskogo uranovogo proekta v nachaljnihyj period ego realizacii: Sozdanie pervoyj sovetskoyj yadernoyj bombih / A.K. Kruglov, A.M. Petrosjyanc. - M., 1995.

3. Atomnihyj proekt SSSR: Dokumentih i materialih: v 3 t. / pod obth. red. L.D. Ryabeva. - M., 1999; Kokurin, A.I., Petrov N.V. Lubyanka VChK-KGB 1917-1991: Spravochnik. - M., 2003.

4. Emeljyanov, B.M., Gavriljchenko V.S. Laboratoriya “B”. Sunguljskiyj fenomen. - Snezhinsk, 2000.

5. Kruglov, A.K. Shtab Atomproma. - M., 1998.

6. Khapaev, V. Iz istorii kontrrazvedihvateljnogo obespecheniya sozdaniya yadernogo oruzhiya // Lubyanka: obespechenie ehkonomicheskoyj bezopasnosti gosudarstva. Sbornik. - M., 2005.

7. Zheleznogorsk: statji, ocherki, otrihvki iz monografiyj / pod obth. red. S.P Kuchina, A.A. Prosvirina. - Krasnoyarsk, 2000.

8. Federaljnihyj Zakon «O zakrihtom administrativno-territorialjnom obrazovanii» № 3297-1 ot 14 iyulya 1992 goda (s posleduyuthimi izmeneniyami i dopolneniyami).

9. Perechenj ZATO utverzhdyon postanovleniem Praviteljstva RF ot 5 iyulya 2001 goda № 508 (s izmeneniyami ot 16.04.2007 goda, 16.07.2009 goda).

Статья поступила в редакцию 21.12.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.