Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
448
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ЛИЦА / ФОНД ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сподарева Е. Г., Пак Л. В.

Социальное страхование является одним из факторов эффективности социальной политики, важной составляющей гармоничного развития государства, базирующегося на заботе о собственных гражданах, обеспечении справедливости и поддержки при наступлении страховых случаев. В статье рассмотрены и обобщены существующие взгляды современных ученых, касающиеся этапов развития социальной защиты, в частности социального страхования за рубежом и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICALASPECTAND EVOLUTION OF THE FORMATION OF NON-BUDGETARY FUNDS OF COMPULSORY SOCIAL INSURANCE

Social insurance is one of the factors in the effectiveness of social policy, an important component of the harmonious development of the state, based on caring for its own citizens, ensuring justice and support in the incident of insurance cases. The article considers and summarizes the existing views of modern scientists regarding the stages of development of social protection, in particular social insurance abroad and in Russia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»

Научная статья

УДК 369

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Сподарева Е.Г.,

Донецкая академия управления и государственной службы,

г. Донецк, ДНР len_spod@inbox.ru

Пак Л.В.,

Донецкая академия управления и государственной службы,

г. Донецк, ДНР ludmilapak13@mail.ru

Аннотация. Социальное страхование является одним из факторов эффективности социальной политики, важной составляющей гармоничного развития государства, базирующегося на заботе о собственных гражданах, обеспечении справедливости и поддержки при наступлении страховых случаев. В статье рассмотрены и обобщены существующие взгляды современных ученых, касающиеся этапов развития социальной защиты, в частности социального страхования за рубежом и в России.

Ключевые слова: социальное страхование, социальная защита, социальная политика, социально незащищенные лица, фонд общеобязательного социального страхования.

Для цитирования: Сподарева, Е.Г., Пак, Л.В. Исторический аспект и эволюция формирования внебюджетных фондов общеобязательного социального страхования // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2022. №1 (58). С. 4-15.

Original article

HISTORICAL ASPECT AND EVOLUTION OF THE FORMATION OF NON-BUDGETARY FUNDS OF COMPULSORY SOCIAL INSURANCE

E.G. Spodarevа,

Donetsk Academy of Management and Public Service,

Donetsk, DPR len_spod@inbox.ru

L.V. Pak,

Donetsk Academy of Management and Public Service,

Donetsk, DPR ludmilapak13@mail.ru

Abstract. Social insurance is one of the factors in the effectiveness of social policy, an important component of the harmonious development of the state, based on caring for its own citizens, ensuring justice and support in the incident of insurance cases. The article considers and summarizes the existing views of modern scientists regarding the stages of development of social protection, in particular social insurance abroad and in Russia.

Key words: social insurance; social protection; social politics; socially vulnerable persons; fund of the compulsory of social insurance.

For citation: Spodareva, E.G., Pak, L.V. Historical aspect and evolution of the formation of non-budgetary funds of compulsory social insurance // Bulletin of the Ural Institute of Economics and Law. 2022. No.1 (58). P. 4-15. (In Russ.)

Введение

Социальное страхование - это важная составляющая социальной защиты населения, центром которого являются человек и его потребности. Качество удовлетворения потребностей граждан влияет на социально-экономическое развитие государства.

Социальное страхование создает условия для воспроизводства рабочей силы и защиты граждан при наступлении определенных страховых случаев, таких как: потеря работоспособности, в том числе в связи с уходом за ребенком, беременностю и родами; потеря кормильца, безработица; несчастный случай на производстве и т.д.

Основной целью социального страхования является материальное обеспечение застрахованных лиц и возможность получения социальных услуг через специально созданные страховые фонды. Обеспечение развития общеобязательного государственного социального страхования и его видов является важной задачей при реализации социальной политики государства.

В условиях тяжелой финансово-экономической ситуации в государстве стремительно снижается уровень жизни его граждан, их занятость, качество и доступность общественных благ в сфере здравоохранения, образования и культуры. То есть уничтожается человеческий капитал, динамика развития которого определяет конкурентоспособность национальной экономики. При таких обстоятельствах государству все труднее выдерживать нагрузку, связанную с функционированием системы социальной за-

щиты населения. Эффективная система социальной защиты является залогом обеспечения экономического роста в стране, повышения благосостояния граждан и сохранения единства в обществе. Ряд исторических этапов, через которые прошло становление системы социального страхования, раскрывают предпосылки, тенденции и закономерности его развития. Именно поэтому вопросы исследования становления и развития внебюджетных фондов общеобязательного социального страхования обусловлены историческими аспектами развития системы социальной защиты. Актуальным остается детальное освещение вопросов эволюции формирования и развития внебюджетных фондов социальной защиты.

Анализ последних исследований и публикаций, где заложены основы решения данной проблемы, на которые опирается автор. Многими учеными и практиками исследуются проблемы формирования и развития внебюджетных фондов, их роль в формировании и развитии финансовой системы государства. Теоретическую основу данной статьи составили работы таких ученых, как С.О. Кропельницкой, Т.В. Солод-жук [1], О.Я. Базилинской [2], В.О. Безуглой, Д.Н. Загорняк, Л.П. Шаповал [3], А.В. Ско-робагатько [4], Я.Р. Вовк, М.С. Линник [5], В.В. Собченко [6], А.Ю. Стопчак [7].

Постановка проблемы

Во всем мире все еще продолжается поиск оптимальных направлений развития социального государства со стараниями

обеспечить рост экономики и соответствующий уровень жизни населения. Весомая роль в этом процессе отведена социальной подсистеме с соответствующими механизмами, моделями, схемами социальной поддержки населения, в частности социальным страхованием.

Цель данной работы - исследование исторического аспекта становления и эволюции формирования внебюджетных фондов общеобязательного социального страхования.

Выбранная методология исследования включает систему общефилософских, общенаучных и специальных методов познания. Использование исторического и логического методов позволило проанализировать вопросы становления и развития системы социальной защиты, определить основные ее этапы.

Результаты и обсуждение исследования

Большинство исследователей связывают возникновение полноценной системы обязательного государственного социального страхования во второй половине XIX ст. с деятельностью немецкого канцлера Отто фон Бисмарка и принятием в Германии законов о социальном страховании населения. Немецкий канцлер Отто фон Бисмарк (1815 - 1898 гг.) считается учредителем системы государственного социального обеспечения. Авторство «социального обеспечения» как определения, считают ученые принадлежит Ф. Д. Рузвельту (1882 - 1945 гг.), так как он его использовал, являясь Президентом США, в

своей экономической полититке, получившей название «NewDeal».

До XIX ст. социальная защита носила эпизодический характер и основывалась на принципах самопомощи, семейного обеспечения и благотворительности. Современная система социальной защиты, действующая в мире, по мнению большинства ученых, начала формироваться в XIX ст. с развитием промышленного производства (индустриального развития) и созданием крупных предприятий с привлечением наемного труда. При новых экономико-демографических условиях взамен старой доктрине социальной защиты начала приходить новая, которая декларировала ответственность общества в целом за благосостояние его членов.

В таблице 1 представлена классификация основных этапов развития общеобязательного социального страхования за рубежом, предложенная С.О. Кропельницкой и Т.В. Солоджук.

В период Второй мировой войны был опубликован ряд документов, которые имели большое значение для дальнейшего расширения деятельности стран в сфере социальной защиты, в частности Атлантическая хартия, Филадельфийская декларация МОТ и доклад У. Бевериджа (1879 - 1963 гг.). В 1942 г. английский экономист У. Беверидж представил свой труд «Социальное страхование и союзнические услуги» (Social Insurance and Allied Services), более известный как «Доклад Бевериджа», в котором автор излагает принципы, лежащие в основе «го-

Таблица 1

Основные этапы развития социального страхования за рубежом [1]

Период Характеристика

Конец XIX - начало XX ст. Принятие первых страховых законов, возникновение профсоюзов

1919 г. Создание Международной организации труда (МОТ)

1929 - 1932 гг. Большая депрессия вызвала принятие законов о страховании на случай безработицы в Европе и страхового законодательства в Северной Америке

1945 г. На основании рекомендаций У. Бевериджа МОТ разработала универсальные системы социальной защиты и социального страхования

сударства всеобщего благосостояния». У Беве-ридж разработал стратегию, направленную на решение важных социальных проблем. Эта стратегия предусматривала введение социального страхования для создания всеобщей системы социальной защиты (социального обеспечения) (включая помощь многодетным семьям) и универсальной национальной службы здравоохранения. Именно У Беверидж одним из первых дал определение понятия «социальное обеспечение». По его мнению, социальное обеспечение это обеспечение минимальным доходом для того, чтобы отменить систему получение доходов от безработицы, болезни, аварии, увольнение по старости и предотвратить ущерб от содержания других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака.

В своей концепции У. Беверидж базируется на введении не только института социального страхования (система социального обеспечение на основе взносов), но и на использовании других социальных мер, которые должны распространяться на те слои населения, которые либо не охватываются системой социального страхования, либо чьи нужды недостаточно покрываются ею. Таким образом, У. Беверидж в своем документе сформулировал целостную систему социальной защиты населения, которая включает в себя все формы: социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь.

Французское правительство, находившееся в Великобритании во время Второй мировой войны, под влиянием доклада У. Бе-вериджа опубликовало Устав Национального Совета Сопротивления (Chartedu Conseil National dela Resistance, 1944 г.), призвавший к организации «системы полного социального обеспечения, призванного гарантировать всем гражданам средства для поддержания существования с момента потери ими возможности добывать их своим трудом...». Доклад У. Бевериджа был использован в послевоенные годы в формировании социальной политики правительства-

ми Бельгии, Дании, Нидерландов, Швеции, частично Германии.

Характеризуя план У. Бевериджа, Ф. А. Гаек (1899 - 1992 гг.) в труде «Конституция свободы» отметил, что план Бевериджа, который по замыслу не должен был бы быть инструментом перераспределения дохода, но благодаря политикам быстро превратился в план такого типа, это только самый известный из них. Однако если в рыночной среде возможно всем предоставлять минимальный уровень финансового обеспечения потребностей, то такое общество несовместимо с распределением дохода в соответствии с понятием справедливости. Гарантия одинакового минимума для всех, кто находится в нищете, предполагает, что этот минимум предоставляется только при доказательстве потребности и что ничего, за что не уплачено личным взносом, не дается без такого доказательства [2].

В работах В.О. Безуглой, Д.Н. Загорняк, Л.П. Шаповал относительно зарубежных стран убедительными выглядят основные вехи формирования системы социального страхования во Франции, Англии, Германии и других странах, в том числе и в Российской империи (табл. 2) [3].

Теоретическая разработка идеи обязательного страхования была начата почти за 100 лет до его внедрения в жизнь английским ученым Джоном Ванкувером. В книге 1796 г. «An Enquiry Into the Causes and Production of Poverty» («Исследование причин и последствий бедности») он предложил организовать особые сберегательные кассы, которые должны были выплачивать своим участникам деньги на лечение и захоронение, пенсию инвалидам, людям преклонного возраста, сиротам и поддерживать безработных.

В своей истории человечество прошло длительный путь, пока социальные функции государства приобрели масштабный характер и стали доминирующими. Первые признаки того, что характерно для современных социальных государств, наблюдаются в конце Х1Х ст. Бурное развитие капиталистических отношений, укрупнение рынков,

Таблица 2

Реформирование социального страхования в мире

Период Характеристика

1 2

Германия

1883 г. Закон «Об обязательном государственном страховании на случай болезни»

1884 г. Закон «О страховании от несчастных случаев на производстве»

Франция

1681 г. Введение режима пенсионного обеспечения для моряков

1790 г. Введение режима пенсионного обеспечения для государственных служащих

1831 г. Введение режима пенсионного обеспечения для военных

19 ст. Введение пенсионного режима для занятых в местных органах власти, банковских служащих, железнодорожников

1911 г. Введен в действие закон «О страховании»

1929 г. Введен в действие закон «О страховании по болезни»; установлен пенсионный возраст - 65 лет, при определенных условиях - 60 либо 55 лет.

Англия

1911 - 1913 гг. Введение законов «О страховании в связи с безработицей, болезнью и инвалидностью» Особенность системы - часть взносов оплачивает государство, причем за мужчин больше, чем за женщин. Пенсия по старости назначалась с 69 лет

Швеция

1913 - 1915 гг. Введение законодательства об обязательном государственном социальном страховании по старости и инвалидности

Россия

1903 г. Принят закон «О вознаграждении работников, потерпевших в следствии несчастных случаев». Данный закон, по сути, устанавливал особую ответственность работодателей, базировавшуюся на гражданско-правовых началах. При наличии умысла либо грубой неосторожности потерпевшего, работодатель освобождался от ответственности, но компенсация, назначавшаяся в связи с увечием, называлась пенсией

1 2

1912 г. Принятие пакета законов: «О страховании работников от несчастных случаев на производстве»; «Об обеспечении работников на случай болезни»; «Об утверждении Совета по делам страхования работников»; «Об утверждении организаций по делам страхования работников» - было положено начало новой форме социального обеспечения, получившей название - государственного социального страхования

13 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров публикует «Правительственное уведомление о социальном страховании» и выдает декреты о полном социальном страховании наемных работников, городской и сельской бедноты.

1917 - 1922 гг. Выдано более 100 декретов и распоряжений в вопросах социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и детства

27 октября 1917 г. Создан Народный комиссариат труда (Наркомтруда), который должен был осуществлять политику в сфере охраны труда и социального обеспечения

31 октября 1918 г. Совет народных комиссаров утвердил Положение о социальном обеспечении трудящихся, предусматривающее следующие виды материального обеспечения: помощь при временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, на похороны, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и т.д.

1919 г. Было отменено взыскание взносов на социальное страхование для всех предприятий и учреждений (кроме частных работодателей) и установлен порядок прямого сметного финансирования социального обеспечения.

15 ноября 1921 г. Подписан декрет Совета народных комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Уплата страховых взносов полностью возлагалась на предприятия и учреждения (частные - в большей мере). На органы социального страхования были возложены функции по финансированию медицинской помощи населению через страховые кассы

С 1924 г. органы социального страхования начали организацию санаторно-курортного лечения и домов отдыха

создание масштабных для того времени финансовых институтов привели к резкой социальной и имущественной дифференциации общества, обострение социальной напряженности и недовольство среди рабочих. Государства были вынуждены приобщиться к поддержке мало защищенных слоев населения, инвалидов и людей, потерявших трудоспособность с возрастом. В ре-

зультате этого во многих странах Европы начинают постепенно формироваться признаки социального государства, а экономическая целесообразность постепенно рассматривается сквозь призму социальной целесообразности и ценностей. В деятельности государств начинает выделяться новое направление, получившее название социальной политики.

А. Скоробогатько отмечает: «.. .во Франции отдельным чиновникам пенсии выплачивались из государственной казны. За период правления Наполеона назначение пенсий снова зависело от воли монарха. К слову сказать, что Наполеон был щедр к своим приближенным, большие пенсии получали министры, другие государственные служащие, офицеры. На эти выплаты уходило до 1/10 всех государственных расходов. Такая практика продолжалась до 1831 г.» [4].

В наиболее развитых капиталистических странах Европы (в Англии и Франции) добровольное страхование приобрело заметное расширение уже в середине XVIII в. В Англии, в частности, возникли так называемые «дружеские общества», основной задачей которых была взаимопомощь в случае различных несчастных случаев, болезни и смерти. В конце XVIII и первой половине XIX ст. профессиональные рабочие союзы появляются во всех капиталистических странах Европы и Америки. Начался процесс страхования не только рабочих, но и их семей; кое-где организуется страхование от безработицы. Поскольку добровольное страхование преимущественно ложилось на плечи рабочих и в значительной степени отягощало их бюджет, то оно было доступно наиболее обеспеченным слоям населения. В этой связи возникла необходимость организации новой формы социального страхования в виде обязательного страхования, задачей которого было устранение недостатков добровольного страхования, в частности ограниченности распространения и недостаточной интенсивности оказанной помощи.

Новый этап в становлении социального обеспечения начался в 1863 г. с образова-

ния в Швейцарии на основе филантропической организации «Общественная польза» общества Красного Креста как специальной институции по оказанию помощи раненым в боях. Эта организация сыграла значительную роль в помощи инвалидам, военнопленным, сиротам, создавала госпитали, пункты питания, проводила санитарное образование населения.

Не обращая внимания на то, что такая социальная опека большей частью имела общественный характер и не могла полностью удовлетворить растущие потребности в социальной защите, именно она стала той моральной опорой, на основе которой сформировалось общественное мнение и представление социума об обязанности общества об основных видениях организации государственного социального обеспечения.

В России императрица Екатерина II подняла систему социальной защиты на новый уровень своим Манифестом об учреждении воспитательных домов для сирот (1 сентября 1763 г.) и Указом об опеке для всех гражданских слоев (1775 г.).

Понимание необходимости оказания государственной поддержки социально незащищенным слоям было вознесено на новый уровень, т.е. были заложены базы социальной политики.

Я.Р. Вовк и М.С. Линник в своей статье «История развития социального страхования в России» выделяют три периода становления социального страхования в России (табл. 3) [5].

В.В. Собченко выделяет пять этапов социальной защиты населения, тем самым унифицирует данную классификацию (табл. 4) [6].

Таблица 3

Периоды становления социального страхования в России

Период Наименование

1861 - 1917 гг. Возникновение социального страхования

1917 - 1990 гг. Социальное страхование в условиях социализма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1990 г. Социальное страхование с начала развития рыночной экономики

Таблица 4

Унифицированная классификация этапов развития социального страхования

Период Наименование этапа Характеристика

Х - XVI ст. Простая благотворительность «Слепая раздача» подаяния отдельными благотворителями, отсутствие общественной цели благотворительности; преобладающая роль церкви в деле заботы о нищих

XVI - XVII ст. Общественная забота Организованная благотворительность на основе осознания солидарности между членами общества; забота государства о благе бедствующих с целью принесения общественной пользы; дифференциация нуждающихся

XVIII ст. -1917 г. Государственное попечительство Возникновение целостной системы общественного попечения под контролем государства; создание специальных государственных учреждений; появление социального страхования

1917 - 1991 гг. Социальное обеспечение Общее и универсальное социальное обеспечение, в первую очередь с использованием широкой натурализации, исчезновения благотворительности, полная ответственность государства за социальное обеспечение; развитие обязательного социального страхования и солидарного пенсионного обеспечения

С 1992 г. Социальная защита Отказ от принципа всеобщего и универсального социального обеспечения, появление программ адресной социальной помощи, постепенный переход к солидарно-накопительной пенсионной системе

Первые проявления социального обеспечения прослеживаются еще в морально-психологических составляющих любого общественного объединения. Постепенно с появлением государства права и моральные аспекты поддержки существования человеческого социума, необходимость дальнейшей защиты слабых, больных, немощных и детей приобретают новый уровень значения, в частности оформляются организационно.

Личная благотворительность была присуща человеческому обществу еще с доисторических времен. С первых шагов цивилизации домохозяйство было основным производственным очагом в обществе, поэтому попечительство над нетрудоспособными лицами возлагали на других членов домохозяйства. На помощь общины могли рассчитывать те, кто остался беспомощ-

ным вне его, или само домохозяйство оказалось в затруднительном финансовом состоянии.

Вместе с развитием частной благотворительности государство начинает рассматривать нищету и бедность как порок и бороться с ними административными методами. Государство считает бедность источником социальной нестабильности в обществе, поэтому в ряде стран Европы были приняты законы против отдельных социальных групп населения бродяг, нищих, осиротевших и больных. Так, в Англии с 1531 г. позволялось просить милостыню только инвалидам и старикам, а с 1536 г. попрошайничество было объявлено преступлением.

На территории древней Украины инициатива о введении определенных видов социальных начислений исходила от князей. В 996 г. князь Владимир своим уставом по-

Таблица 5

Этапы развития социального страхования в Украине

Период Характерные особенности

Ист. до н.э. - конец Х ст. Отсутствие законодательных механизмов. Помощь в натуральной бессистемной форме. Содержание нетрудоспособных лиц осуществлялось членами их семьи.

Конец Х ст. - первая половина ХVIIcт. Благотворительность со стороны церкви. Социальная помощь сиротам и инвалидам оказывалась князьями.

Вторая половина ХVIIст. - начало ХУШст. Петр I законодательно закрепил способы социальной помощи; милостыня сменяется благотворительностью. Закладываются основы государственного регулирования социальной защиты.

Вторая половина ХУШст. - начало Х1Х ст. Сформировалась государственная структура социальной помощи населению. Вводится пенсионное обеспечение для некоторых категорий государственных служащих.

Х1Х ст. - 1917 г. Вводятся пенсии в связи с увечьем сначала работникам государственных горных заводов и рудников, а впоследствии и всем работникам. Зарождается государственное социальное страхование посредством страхования рабочих от несчастных случаев на производстве, обеспечения на случай болезни, и появляется институциональное обеспечение социального страхования

1917 г. - 1990 г. Социальное обеспечение полностью закреплено за государством. Взносы работодателейпостепенно стали источником финансирования государственного социального обеспечения. Социальными гарантиями государства являлись минимальная заработная плата, минимальная пенсия, нормы потребления в интернатах для детей и взрослых. Социальной защитой было охвачено все население страны, независимо от необходимости в нем, поэтому избранные методы оказались неэффективными и дорогостоящими, система социальной защиты СССР не достигла цели, ради которой была создана.

С 1990 г. Создана законодательная база, определяющая социальные гарантии и нормативы, обеспечивающая получение определенного уровня доходов отдельными категориями граждан. Дальнейшее развитие системы социальной защиты проявляется через реформы (например, системы пенсионного обеспечения) и нововведения. Формируются предпосылки для принятия законов: «Об общеобязательном социальном медицинском страховании», «О ратификации Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов».

ручил церковным структурам и их руководителям присмотр за больницами, приютами для одиноких и установил известную «десятину» для благотворительных заведений. Неоспоримыми доказательствами его фигуры как социального реформатора являются основание богодельни, училища для обучения убогих людей, введение народных праздников, неотъемлемой составляющей

которых выступало «кормление» сирот, убогих, раздача щедрых подаяний. Потомок князя Ярослав стал первым законодателем, при котором обычные права и обязанности были четко прописаны. «Русская Правда» Ярослава была первым славянским законом, в котором закреплялось что-то похожее на современную социальную программу для населения.

Уже в 90-х гг. XIX в. некоторые предприниматели Херсонской губернии начали страховать своих рабочих на случай смерти, инвалидности и нетрудоспособности в частных страховых обществах. Такое страхование получило распространение в Одессе (в 1894 г. были застрахованы рабочие 22 предприятий), Николаеве и в некоторых других городах губернии. В 1899 г. в Одессе начало действовать Общество взаимного страхования фабрикантов и ремесленников от несчастных случаев, которое через три года уже насчитывало 7000 застрахованных. В 1905 г. было создано Черноморское общество взаимного страхования судовладельцев от несчастных случаев с их рабочими и служащими. Оно действовало во всех портах Черного и Азовского морей и в приморских речных портах.

А.Б. Стопчак рассматривает семь этапов развития социальной защиты в Украине, начиная со II столетия до н.э. и заканчивая 1990 г. (табл. 5) [7].

В ХХ ст. системы социального обеспечения были внедрены почти во всех государствах мира. Социальная защита населения является основной составляющей политики любого государства. Уровень ее организации и формирования непосредственно влияет на благосостояние и здоровье нации. В большинстве стран мира право граждан на социальную защиту определены в основных законодательных документах.

Законодательное закрепление основных тенденций социальной защиты достигло новых вершин: принятие новых нормативных кодексов, законов. В частности, 1889 г. (Швеция) - Закон «Об охране труда»; 1911 г. (Франция) - Закон «О страховании»; 1913 -1915 гг. (Швеция) Закон «Об обязательном государственном социальном страховании

из-за наступления старости и инвалидности»; 1929 г. (Франция) - Закон «О страховании по болезни»; 1934 г. (США) - Закон «О пенсионном обеспечении работников железных дорог»; 1935 г. (США) - Закон «О социальной защите»; 1946 г. (Швейцария) -«Федеральный закон о страховании и в случае потери кормильца»; 1956 г. (Франция) -Кодекс социального обеспечения; 1975 г. (Венгрия) - Акт о социальной защите; 1989 г. (Германия) - Социальный кодекс; 1995 г. (Чехия) - Закон «О пенсионном страховании»; 1997 г. (Германия) - изменения в Социальном кодексе; 1998 г. (Польша) - Закон «О системе социального страхования»; 1999 г. (Болгария) - Кодекс обязательного социального страхования и т.д.

Заключение (выводы)

Исследование эволюции формирования и развития внебюджетных фондов общеобязательного социального страхования дало понять, что данные преобразования происходили вместе с эволюцией государства, а также были их составной частью. Социальные внебюджетные фонды постоянно развиваются и совершенствуются в зависимости от финансовой и социальной политики государства, применяющей на каждом этапе развития общества определенные формы, методы и рычаги влияния на социальные процессы.

Также необходимо добавить, что проведенные реформы в системе государственных социальных фондов возможны только на основании результатов изучения генезиса, которое до настоящего времени осуществлялось фрагментарно, а именно изучались исторические особенности отдельно взятого фонда, либо отдельного вида социального страхования, либо проводился анализ конкретного временного периода.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кропельницкая, С.О. Социальное страхование: Учебное пособие / С.О. Кропель-ницкая, Т.В. Солоджук. 2-е изд. К.: Цент учебной литературы, 2013. 336 с.

2. Базилинская, О.Я. Макроэкономика: Учебное пособие / О.Я. Базилинская. 2-е изд. испр. К.: Центр учебной литературы, 2009. 442 с.

3. Безуглая, В.О. Социальное страхование: Учебное пособие / В.О. Безуглая, Д.Н. Загор-няк, Л.П. Шаповал. К.: Центр учебной литературы, 2011. 208 с.

4. Скоробагатько, А.В. Становление пенсионного обеспеченияна землях Украины в условиях феодального общества // Вестник Одесского национального университета. Серия «Правоведение». 2010. Т. 15. Вып. 22. С. 95 - 102.

5. Вовк, Я.Р., Линник, М.С. История развития социального страхования в России // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/ view?id=18915 (дата обращения: 24.01.2022).

6. Собченко, В.В. Историко-национальные этапы развития социальной защиты населения // Теория и практика государственного управления. Харьков, 2011. Вып. 4 (35). С. 216 - 228.

7. Стопчак, А.Ю. Исторические аспекты возникновения и эволюции социальной защиты населения в Украине // Вестник Хмельницкого национального университета. 2010. № 1 (Т. 1). С. 60- 64.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Kropelnitskaya, S.O. Social insurance: account. allowance / S.O. Kropelnitskaya, T.V. Solodzhuk. 2nd ed. K. : Center of educational literature. 2013. 336 p. (In Russ.)

2. Basilinskaya, O.Y. Macroeconomics: textbook. allowance / O.Y. Basilinskaya. 2nd ed. correc.t K. : Center for Educational Literature, 2009. 442 p. (In Russ.)

3. Bezuglaya, V.O. Social insurance: account. allowance / V.O. Bezuglaya, D.N. Zagornyak, L.P. Shapoval. K. : Center for Educational Literature, 2011. 208 p. (In Russ.)

4. Skorobagatko, A.V. Formation ofpension provision on the lands ofUkraine in a feudal society // Bulletin of the Odessa National University. Series «Jurisprudence». 2010. Vol. 15. No. 22. P. 95 -102. (In Russ.)

5. Vovk, Y.R., Linnik, M.S. History of the development of social insurance in Russia // International Student Scientific Bulletin. 2018. No.5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18915 (date of access: 01.24.2022). (In Russ.)

6. Sobchenko, V.V. Historical and national stages of development ofsocial protection ofthe population // Theory and practice of public administration. Kharkov, 2011. Iss. 4 (35). P. 216 - 228. (In Russ.)

7. Stopchak, A.Y. Historical aspects of the emergence and evolution of social protection of the population in Ukraine // Bulletin ofthe Khmelnitsky National University. 2010. Vol.1, No. 1. P. 60 - 64. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сподарева Елена Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, Донецкая академия управления и государственной службы, г. Донецк, Донецкая нароная Республика.

E-mail: len_spod@inbox.ru

Пак Людмила Владимировна, магистрант кафедры финансов, Донецкая академия управления и государственной службы, г. Донецк, Донецкая народная Республика.

E-mail: ludmilapak13@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena G. Spodareva, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Finance Department, Donetsk Academy of Management and Public Service, Donetsk, DPR. E-mail: len_spod@inbox.ru

Ludmila V. Pak, Graduate student of the Department of Finance, Donetsk Academy of Management and Public Service, Donetsk, DPR. E-mail: ludmilapak13@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 04.02.2022 Принята к публикации / Accepted: 15.03. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.