Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ ЗНАК / СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / КЛЕЙМИРОВАНИЕ / ПРАВО НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИСТРАЦИЯ / ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галямова Алина Радиковна, Пищулина Татьяна Валерьевна

В работе рассмотрен институт товарного знака с точки зрения правовой природы. В статье анализируются правовые аспекты становление законодательной базы, регулирующей институт товароотношений как во всеобщей мировой истории, так, в частности отдельно рассматривается развитие законодательства в отношении товарных знаков в Российской Федерации. Проводится анализ становления отечественного законодательства в области регулирования права на товарный знак

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF TRADEMARK LAW

The paper considers the institution of a trademark from the point of view of its legal nature. The article analyzes the legal aspects of the formation of the legislative framework regulating the institution of trade relations both in the universal world history, and, in particular, the development of legislation regarding trademarks in the Russian Federation is considered separately. The analysis of the formation of domestic legislation in the field of regulation of trademark law is carried out

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК»

Галямова А.Р. Исторический анализ становления и развития права на товарный знак /А.Р. Галямова, Т.В. Пищулина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2022. - Т. 1, №1 (36). - С. 58-62

УДК 930.24 ББК 67.1

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

ГАЛЯМОВА А.Р., ПИЩУЛИНА Т.В.

ОУВО ЮУТУ, Челябинск, Россия ФГБОУВО ЧелГУ, Челябинск, Россия e-mail: galyamova.0101@mail.ru

Аннотация

В работе рассмотрен институт товарного знака с точки зрения правовой природы. В статье анализируются правовые аспекты становление законодательной базы, регулирующей институт товароотношений как во всеобщей мировой истории, так, в частности отдельно рассматривается развитие законодательства в отношении товарных знаков в Российской Федерации. Проводится анализ становления отечественного законодательства в области регулирования права на товарный знак

Ключевые слова: товарный знак, средство индивидуализации, клеймирование, право на товарный знак, фальсификация, торговля и промышленность, регистрация, изобретения и открытия

Актуальность. На современном этапе развития общества товарноотношения являются главным промышленным активом, в следствии чего наличие государственного правового механизма для реализации исключительного права на товарный знак представляется важным ключевым элементом. Правовая

неопределенность в рассматриваемой отрасли права возникает, как правило в результате использование исключительного права, в частности вручения исключительного права на товарный знак одной организации другому, смежному субъекту права. В результате чего законодательством в сфере защиты прав интеллектуальной собственности вводится ряд лимитирующих мер для защиты общественных интересов, охраняемых законом. Однако правовое регулирование данной категории невозможно без исследования сущности и правового понимания, в том числе исторического развития становления права на товарный знак.

Цель работы. Комплексное исследование становления и развитие права на товарный знак, обусловить зарождение нормативно-правового регулирования индивидуализации товаров как во всеобщей мировой истории, так и в частности в Российской Федерации.

Материалы и методы. При написании работы использовались официальные статистические данные, информация сети

Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики. Методологическую основу работы составляют методы: сравнительного правоведения и

государствоведения, технико-юридический, статистический, системно-структурный.

Результаты исследования. Появление первых прообразов товарным знакам смело можно отнести к позднему каменному веку. Уже в те времена человек всячески пытался установить свое право на полученный и переработанный им товар или продукт, к примеру, на полученное им животное или на обработанную им кожу мертвого животного. Делал он это с помощью различных знаков, рисунков, чтобы отличать свой продукт от другого.

Во всемирной истории имеется суждение, что один из первых законов об охране товарных знаков-прототипов был принят в 1266 году в Англии. Согласно данному законопроекту товарным знаком служил ярлык изготовителя, а также обязательном было указывание знака объединения ремесленников, к который принадлежал мастер. Такие знаки представляли значительную ценность для ремесленников, положения о передаче права на знак по завещанию или по наследству были закреплены в свидетельстве на знак. Также, необходимо упомянуть, что в Европе торговые знаки широко использовались для обозначения имени

торговца, поставлявшего определенный товар. Правовая охрана права на торговые знаки в те времена выражалась в суровых санкциях, так, к примеру, фальсификация товарных обозначений наказывалась смертной казнью.

Появление промышленного производства и производства продукции привело к замене знаков и этикеток профсоюзов на товарные знаки компаний, что привело к принятию во многих странах в конце 19 века национального закона об охране товарных знаков [2]. Например, во Франции первый закон - закон о товарных знаках, который был принят в 1857 году.

Что касается образования права на товарный знак в России, то первое упоминание вопроса о товарном знаке в царской России было отмечено в "Новом торговом статуте", принятом 22 апреля 1667 года при царе Алексее Михайловиче. Одним из создателей хартии по праву является Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, внесший значительный вклад в развитие этого документа.

Говоря о явном, открытом выделении товарного знака, это явление напрямую соотносится с началом мануфактур, а именно с публикацией указа в 1744 году "Об обязательном клеймании всех русских товаров особыми фабричными знаками".

В 1896 году вступил в силу указ "О товарных знаках (товарных знаках, знаках и клеймах)", в котором было дано определение товарного знака. Говоря об исключительном праве на товарный знак, стоит отметить, что его дифференциация напрямую соотносится с появлением министерства торговли и промышленности и как следствие регистрация исключительного права на товарный знак. Согласно положению об исключительном праве, установленном в министерстве торговли и промышленности, владелец товарного знака может использовать его, размещая его на товарах и упаковке, прайс-листах и бланках. Важным документом реализации

исключительного права на товарный знак служил выдаваемый обладателем

рассматриваемой отрасли права сертификат, предусматривающий возможность размещения товарного знака только на товарах определенного типа.

Первым законодательным актом,

регулирующим отношения в области правовой охраны товарных знаков в Советской республике, является постановление совета

народных комиссаров от 15 августа 1918 г. "О пошлине на товарные знаки". Согласно этому постановлению, все свидетельства,

удостоверения и сертификаты, выданные в царской России отечественным и иностранным предприятиям, должны были быть зарегистрированы в наркомате торговли и промышленности, а незарегистрированные свидетельства были признаны

недействительными [1]. Кроме того, данным постановлением установлены размер платы за регистрацию товарного знака, а также порядок регистрации товарного знака. Он также содержал ссылку на право владения товарным знаком только для национализированных, то есть государственных компаний.

В процессе реализации экономической политики действующее правительство издало постановление совета народных комиссаров РСФСР от 10 ноября 1922 г. "О товарных знаках", согласно которому абсолютно все промышленные, торговые и другие предприятия, как государственные, так и негосударственные, получили право на использование товарных знаков, чтобы отличать продукцию, которую они производят или продают, от продукции других компаний. Обязательная регистрация товарных знаков коммерческих и промышленных предприятий проводилась комиссией по изобретениям при высшем совете народного хозяйства [3]. Согласно указанному постановлению, товарными знаками признавались размещаемые на товаре или его упаковке постоянные отличительные знаки, такие как, клейма, пломбы, метки, этикетки, рисунки, и т.д.

Следует отметить, что постановление совета народных комиссаров РСФСР от 10 ноября 1922 г. " О товарных знаках" содержало интеллектуальную собственность, характерную для прав на товарные знаки, которые используются до сих пор.

Следовательно, необходимо отметить, что вышеупомянутая резолюция закрепила положение, согласно которому все организации, независимо от форм собственности, имеют право на регистрацию товарного знака с целью использование его при изготовлении или продаже товара дифференциации своего товара от товара смежного предприятия.

Однако рассматриваемая резолюция не устанавливает единого и общего способа обозначения знаков и допускает использование всех видов отличительных знаков, таких как

печати, ярлыки, бирки, наклейки, обложки, рисунки и т. д. Кроме того, рассматриваемое постановление допускало свободное выражение наименований, однако обязательным условием знака было наличие указания в отличительном знаке названия компании.

Рассматриваемое постановление ввело обязательную регистрацию наименований, проводимую государственным комитетом СССР по изобретениям и открытиям, но с ограничениями, согласно которым обязательная регистрация отличительного знака не допускается. Такими ограничениями было использование в качестве товарных знаков такие обозначения, как:

- знаки, содержащие информацию только о способе, месте и времени производства товара, без

- указания цены товара, меру или веса, в также состава, качества и предназначения;

- рисунки или обозначения, состоящие из отдельных букв и цифр обозначения, состоящие из

рисунков, отдельных букв или цифр, содержание, расположение или комбинация которых не носили особого отличительного характера;

- обозначения, ставшие общеупотребительными в качестве обозначения товары определенного типа, то есть так называемые "бесплатные бренды";

Все тем же постановлением не допускалось использование знаков, менее отличные от ранее зарегистрированных, а также способные "напоминать" один товар другому. Далее постановлением СНК от 18 июля 1923 г. "О товарных знаках" было введено еще одно ограничение, согласно которому запрещалось использование товарных знаков,

принадлежащих предыдущим владельцам национализированных предприятий.

Следствием вышеупомянутым

обстоятельствам, на основании ст. 23 постановление совета народных комиссаров РСФСР от 10 ноября 1922 г. "О товарных знаках", было опубликовано постановление высшего совета народного хозяйства РСФСР, наркомата юстиции РСФСР, Совета труда и обороны РСФСР, от 6 октября 1923 г. " Инструкция по применению декрета о товарных знаках", в которой четко определены правила регистрации товарных знаков.

Следующим этапом формирования законодательной базы стоит отметить принятие

постановление ЦИК СССР №47, от 03.07.1936 г. " О производственных марках и товарных знаках", согласно которому порядок регистрации товарных знаков был изменен. Например, регистрацию товарных знаков на лекарства и медицинские инструменты осуществлял народный комиссариат

здравоохранения, а на машины, оборудование, строительные материалы и химикаты оформление товарного знака производил наркомат тяжелой промышленности [4]. Что касается остальных товаров, регистрация товарных знаков проводилась с помощью Народного комиссариата внешней торговли СССР. Комиссариаты, назначенные новым правительством, рассматривали заявки и выдавали сертификаты на исключительное использование товарного знака.

Дальнейший этап изменений

законодательства о товарных знаках наступил после принятия постановления совета министров СССР от 15 мая 1962 г. 442 "О товарных знаках", принятая с целью усиления ответственности производителей за качество своей продукции. Это постановление содержит правило, запрещающее:

- использование в качестве товарного знака, символов, содержащих изображения государственных гербов, красного креста или красного полумесяца, знаков международных организаций;

- использование товарных знаков, содержащих информацию только о месте или времени изготовления товара, цены и количества товара;

- использование знаков, содержащих неверную информацию или которые могут вводить в заблуждение;

- использование знаков, противоречащих интересам народа, требованиям социалистической морали, а также международным договорам, в которых участвует СССР.

Также, постановлением совета министров СССР от 15 мая 1962 г. 442 "О товарных знаках" был установлен четкий срок действия регистрации товарных знаков, составляющий 10 лет с возможностью продления максимум на 10 лет. Также выдаваемой лицензией предусматривались случаи передачи права на использование знака от одного субъекта к другому субъекту, к примеру, реорганизации юридического лица. В рассматриваемом постановлении отдельное внимание выделялось

правовому положению иностранных

юридических лиц. Анализируя положения Постановления, стоит выделить, что товарные знаки иностранных юридических лиц и граждан могли быть зарегистрированы в СССР, при условии, если компаниям и организациям СССР, в свою очередь, было предоставлено право регистрировать товарные знаки в стране-заявителе.

Принимая во внимание статью 10 постановления совета министров СССР от 15 мая 1962 г. №442 "О товарных знаках", постановление государственного комитета СССР по изобретениям и открытиям от 25 июня 1962 г. №144, было утверждено "Положение товарного знака", который включает само определение товарного знака и знака обслуживания, список наименований, которые не могут быть использованы в качестве товарного знака, правило об обязательной государственной регистрации товарных знаков перед их использованием, список материалов для подачи на регистрацию товарного знака, списка причин отказа в регистрации, списка причин прекращения исключительного законного использования знака.

8 января 1974 г. государственным комитетом СССР по изобретениям и открытиям было принято "Положение о товарных знаках", что было необходимо вследствие присоединения СССР к международным соглашениям, важными для института товарного знака являлись:

- "Соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков", заключенное в Ницце 15 июня 1957 г.;

- Парижская конвенция по охране промышленной собственности, заключенная в Париже 20 марта 1883 г.

Анализируя данное положение, можно выделить основную цель рассматриваемого нормативно-правового акта, которая заключается в дополнении существующих правил и приведение их в соответствие со стандартами международного договорного права.

Постепенное развитие рыночной экономики предопределило возможность появления закона, регулирующего правовые вопросы защиты и использования средств индивидуализации продукции. Таким законопроектом стал закон СССР от 03.07.1991 №2293-1 "О товарных знаках и знаках обслуживания", который

должен был вступить в силу 01.01.1992 г., но не вступил из-за распада Советского Союза. В дальнейшем проект этого законопроекта стал основой для будущей разработки верховным советом Российской Федерации закона Российской Федерации от 23.09.1992 г. №35201 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Исследуя содержания вышеупомянутого законопроекта, важно отметить, что значительная часть положений закона устанавливает процедуру регистрации товарного знака, а концепция рассматриваемого законопроекта закрепляет положения о рассмотрении заявки на товарный знак.

Экспертиза заявки на товарный знак осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а в дальнейшем функции по экспертизе заявок на товарные знаки были переданы федеральному институту

промышленной собственности, - в соответствии положениям постановления правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №1203 " О Российском агентстве по патентам, товарным знакам и подчиненным организациям".

Положения данного закона были необходимы для упрощения его применения. В этой связи необходимо выделить статью 46, которая устанавливает прямую ответственность за незаконное использование товарного знака.

Таким образом, закон " О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. 3520-1 выполнял свои обязанности до 2008 года.

1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая гражданского кодекса Российской Федерации, которая в главе 76 содержит все институты права интеллектуальной

собственности, в том числе средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и компаний. Большая часть этой главы посвящена вопросам предоставления правовой защиты, использования, защиты и распоряжения исключительным правом на товарный знак.

Выводы. Учитывая вышеизложенное, стоит отметить, что зарождение законодательства о товарных знаках произошло в 1266 году в Англии. В Европе торговые знаки широко использовались для обозначения имени торговца, поставлявшего определенный товар. Что касается становления права на товарный

знак в России, первое упоминание вопроса о клеймировании товаров в царской России было отмечено в "Новоторговом статуте", принятом 22 апреля 1667 года. В последствии прогрессирующие развитие законодательства о товарных знаках происходило в Советской республике, главными нормативными документами являлись постановления совета министров СССР от 15 мая 1962 г. №442 "О

товарных знаках", постановление правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №1203 " О Российском агентстве по патентам, товарным знакам и подчиненным организациям". На смену последнего указанного нормативно-правового документа явилась четвертая часть гражданского кодекса Российской Федерации, принятая 1 января 2008 года.

Список литературы

1. Афанасьева В.И. Становление и развитие товарного знака и его законодательное обеспечение на примере России / В.И. Афанасьева //Право и государство: теория и практика. - 2016. - №4. - С. 39-44.

2. Мамедов Р.В. Основные периоды в правовом регулировании прав на товарные знаки государств - участников Евразийского экономического союза /Р.В. Мамедов //Инновации. Наука. Образование. - 2020. - №12. - С. 345-351.

3. О некоторых аспектах защиты прав на товарный знак /А.И. Сафутина //Актуальные проблемы права, экономики и управления: сборник материалов студенческой конференции - 2020. - С. 287-290.

4. Царегородцев Е.А. Права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания и их гражданско-правовая защита / Е.А. Царегородцев, С.А. Царегородцева, А.Д. Бурлаченко //Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. - №3. - С. 57-60.

HISTORICAL ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF TRADEMARK LAW

GALLYAMOVA A.R., PISHCHULINA T.V.

EI HE SUUT, Chelyabinsk, Russia FSBEI HE ChelSU, Chelyabinsk, Russia e-mail: galyamova.0101@mail.ru

Abstract

The paper considers the institution of a trademark from the point of view of its legal nature. The article analyzes the legal aspects of the formation of the legislative framework regulating the institution of trade relations both in the universal world history, and, in particular, the development of legislation regarding trademarks in the Russian Federation is considered separately. The analysis of the formation of domestic legislation in the field of regulation of trademark law is carried out

Keywords: Trademark, means of individualization, branding, trademark right, falsification, trade and industry, registration, inventions and discoveries

Сведения об авторах

Галямова Алина Радиковна,

galyamova.0101@mail.ru, образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский

технологический университет", кафедра

юриспруденции, 454084, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Комсомольский проспект 113 А.

Пищулина Татьяна Валерьевна, tata_pi@mail.ru, образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский технологический университет", кафедра юриспруденции, 454084, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Комсомольский проспект 113 А. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский государственный университет", кафедра теории и истории государства и права, 454001, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных 129.

Author Information

Alina Galyamova, galyamova.0101@mail.ru, educational institution of Higher Education "South Ural University of Technology", associate Professor of the Department of "Jurisprudence", candidate of historical sciences, 454084, Russian Federation, Chelyabinsk, Komsomolsky Ave., 113 A.

Pishchulina Tatiana Valeryevna, tata_pi@mail.ru, educational institution of higher education "South Ural Technological University", Department of Jurisprudence, 454084, Russian Federation, Chelyabinsk, Komsomolsky Ave., 113 A, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chelyabinsk State University", Department of Theory and History of State and Law, 454001, Russian Federation, Chelyabinsk, Brothers Kashirin Str., 129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.