УДК 930
Афанесян Кристина Кареновна
аспирант кафедры отечественной истории
Северо-Кавказского федерального университета
Kristina K. Аfanesyan
a post graduate National history North -
Caucasian Federal University
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА СТАВРОПОЛЬЕ
HISTORICAL TRADITIONS AND STATE REGULATION IN DEVELOPING OF DAILY WELFARE AND CHARITY PRACTICE IN STAVROPOL
REGION
Аннотация. В данной статье рассмотрены традиции, законы и органы власти в процессе оформления и развития повседневности общественного призрения и благотворительной практики на Ставрополье. Подробно исследованы сферы и степени полномочий Приказов общественного призрения и подведомственных ему учреждений. Проведен анализ нормативных актов, изданных в отношении благотворительности в России.
Ключевые слова: традиции, приказы общественного призрения, частная и добровольная благотворительность, социальнонедостаточное население, устав общественного призрения
Annotation. Traditions, law and authorities in developing of daily welfare and charity practice in Stavropol region. Areas and degrees of social welfare and subordinate institutions are analyzed in details. Analysis of standard acts, published regarding charity in Russia was carried out.
Key words: traditions, orders of social welfare, privateand voluntary charity, socio inefficient population, charter of social welfare.
На сегодняшний день опыт общественного призрения и благотворительности приобретает все большую актуальность, особенно если принимать во внимание реформирование социальной сферы и формирование новых институтов, в задачи которых входит оказание помощи нуждающимся в ней. Общественное призрение возникает и развивается в систему
государственных мер в условиях, когда государство не может обеспечить всех граждан средствами существования, но стремится к общественному благополучию и общественной стабильности.
Историография дореволюционной отечественной благотворительности и общественного призрения [1] вполне мотивированно настаивает на том, что традиции благотворительности в России имеют многовековую историю. Древнерусское общество, принимая христианство, особо близко восприняло заповедь князей Владимира I и Владимира Мономаха о любви к ближнему. Православное учение о братолюбии и милосердии закладывает в славянской культуре привычку к необходимости раздачи регулярной и щедрой милостыни под неоспоримым руководством церковной иерархии в выполнении дел милосердия. Более того, в силу специфики истории взаимоотношений государства и церкви, в условиях становления института российского самодержавия, - церковная идеология нищелюбия обеспечивает укрепление в общественном сознании тезиса о богоугодности бедности [2] и о богом завещанной необходимости помогать людям недостаточным.
До конца XVII века процесс благотворения в стране носил характер прежде всего частной благотворительности «ради души спасения», к чему призывала церковная проповедь получения спасения за счет активной и постоянной помощи - милостыни бедным и нищим, имевшим статус заступников перед богом, страдающих за православных. Более-менее организованное призрение также оставалось заботой церкви: все имевшиеся благотворительные заведения основывались и существовали исключительно при церквях и монастырях.
Начало серьезному государственному подходу к пониманию необходимости, смысла и путей организации системы социального призрения в России положил указ Федора Алексеевича от 1682 года. Он содержал базовые идеи, руководившие «затем всем законодательством русским по делам общественного призрения» [3]. Именно этот документ дал начало строительству государственных заведений призрения и дифференциации категорий нуждающихся. В Указе 1682 года предлагались меры по искоренению нищенства средствами частной и монастырской благотворительности, через организацию специальных полицейских учреждений и ремесленных училищ для малолетних с упором, в большинстве своем, на закрытые формы призрения.
К моменту начала славянской колонизации территории степного Предкавказья и Северного Кавказа традиции благотворительности в России уже имели многовековую историю. Важной особенностью реализации христианского учения о братолюбии и милосердии в российской православной культуре стала при этом абсолютизация «спасающей роли милостыни, подаяния».
К началу изучаемого нами периода - рубежу XVШ-XIX веков -российская власть на основе ряда нормативных актов легитимизировала и руководила сложившейся к этому времени системой, связанной с «проявлением сострадания к ближнему и нравственной обязанностью имущего спешить на
помощь неимущему». В стране руководство такой системой, в соответствии с «Учреждением о губерниях» от 1775 г., возлагалось на созданные Приказы общественного призрения.
Вплоть до 1864 года, т.е. до введения земств на большей территории Российской империи, Приказы общественного призрения не только создавали и руководили деятельностью заведений общественного призрения, но и были по закону обязаны «поспешествовать повсюду делам, основанным на человеколюбии», т.е. не стеснять дела частной благотворительности. Состав Приказа стал всесословным. В него вошли: 1) два заседателя Верхнего Земского суда из дворян; 2) два заседателя Губернского Магистрата от купцов и мещан; 3) два заседателя от Верховной Расправы из крестьян. Такая структура полностью соответствовала сословному характеру государства и была логичной с точки зрения продолжения следования принципу сословности в призрении: каждое сословие должно было участвовать в организации и оказании помощи своим нетрудоспособным членам. Но функции председательствующего, согласно Учреждению о губерниях, беспрекословно принадлежали губернатору. Интересно, что Городской голова при этом мог приглашаться на заседания по необходимости, и это при том, что подавляющее количество социальнонедостаточного элемента сосредотачивалось именно в городе.
Серьезный вклад в отечественный благотворительный процесс на рубеже ХУШ-Х1Х веков начинают вносить российские т.н. ведомства или общества «на особых основаниях управляемые». Их появление и деятельность стали своего рода результатом реализации идеи соединения организации помощи социальнонедостаточному населению все, уже имевшие легитимизированный опыт, действия сословных групп, государства, частной благотворительности и даже пока еще немногочисленных общественных групп в рамках этой новой организационной формы. Сами эти благотворительные ведомства финансировались при создании государством, контролировались чиновниками, работали по всей стране, являясь, таким образом, элементом системы государственного призрения, но подведомственные им благотворительные заведения создавались и содержались в основном за счет частных пожертвований.
1 января 1864 г., наряду с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, были утверждены и Временные правила для земских учреждений по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении [4].
Вся ответственность и необходимые полномочия по поводу осуществления общественного призрения делегировались Земствам, города оставались по факту центрами притяжения социальнонедостаточного элемента. А, соответственно, и благотворительная деятельность, в различных ее формах и в основных масштабах, развивалась и ширилась именно в городах. Именно они сталкивались в повседневной жизни с такими проблемами социального характера, как детская и старческая неустроенность, бездомность, преступность и др. И хотя формулировки по поводу обязанности попечения о благотворении в Городовом положении 1870 года были настолько нечетко трактованы, что
данная обязанность могла восприниматься как факультативная, городское самоуправление могло устраниться от дел социальной заботы.
На городские общественные управления Городовым положением 1870 года было возложено управление такими отраслями, как водоснабжение, уличное освещение, транспорт, канализация, градостроительство, образование и пр. Увеличился и контингент избирателей.
Новое Городовое положение 1892 года [5] сократило контингент избирателей через повышение имущественного ценза. Таким образом, городская повседневность общественного призрения и благотворительности своим наполнением со стороны городского общественного управления во многом зависела от действия субъективных факторов в лице городских глав, гласных городских Дум, их желания и умения привлекать средства с благотворительными целями.
Частная или добровольная благотворительность, имея прочные традиции в отечественной культуре к началу изучаемого нами периода, регламентировалась в крупных своих индивидуальных проявлениях Высочайшими Указами. При этом традиционные милостыня, подаяние, пожертвование в пользу заведения общественного призрения или в рамках церковных кружечных сборов составляли весомую часть благотворительной помощи в истории отечественного благотворения в это время. В ХУШ веке начинается и ширится процесс попыток объединения отдельных неравнодушных и социально активных граждан в благотворительные общества. В 1862 году специальным государственным актом этот процесс легитимируется через начало упрощения в деле создания добровольных общественных благотворительных организаций в стране. По мере увеличения числа таких организаций, на фоне роста в стране потребности в помощи общества в деле социального призрения растущих в количестве категорий социально недостаточного населения, происходит дальнейшее упрощение процедуры их открытия. Организации, соглашавшиеся действовать на основании Примерного устава, изданного в 1897 году, могли открываться с разрешения губернаторов и градоначальников. «Временные правила 4 марта 1906 г. об обществах и союзах» провозгласили возможность образования обществ явочным путем.
Основным документом, обобщившим все законоположения в сфере общественного призрения и частной благотворительности в стране, стал Устав об общественном призрении, изданный в 1892 году. Он подтвердил незыблемость принципа сословности в призрении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Покотилова,Т.Е. Теоретико-методологический и историографический аспекты феномена российской благотворительности. -Ставрополь, -1998.
2. Покотилова, Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт. Автореф. дисс. докт. ист. наук. - М., 1998. - С. 28.
3. Благотворительная Россия. История государственной благотворительности в России. - Т. 1. - СПб., 1903. - С. 89-94.
4. Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. Т. 20. № 14392. - С. 270-271.
5. Полное собрание законов Российской Империи. 3-е собр. Т. 12. № 8708. - СПб., 1895. - С. 430-456.
LITERATURE
1. Pokatilova, I.E. the Theoretical-methodological and historiographical aspects of the phenomenon of Russian charity. - Stavropol, 1998.
2. Pokatilova, I.E. charity in the social history of pre-revolutionary Russia: ideology and historical experience. Avtoref. Diss. doctor. East. Sciences. - M, 1998. -Р. 28.
3. Charitable Russia. The history of the state ofphilanthropy in Russia. - So 1. - SPb, 1903. -Р. 89-94.
4. The complete collection of laws of the Russian Empire. 2nd SOBR. So 39. CTD. 1. No 40456. - SPb., 1865. - Р. 14-21.
5. The complete collection of laws of the Russian Empire. 3rd SOBR. So 12. № 8708. - SPb., 1895. - Р. 430-456.