Научная статья на тему 'Исторические разыскания М. -Ж. Копеева по проблемам персоналий истории казахского народа'

Исторические разыскания М. -Ж. Копеева по проблемам персоналий истории казахского народа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1785
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In tnis article author deals with historical viewes of M.-J. Kopejev to some Kasakh history person’s.

Текст научной работы на тему «Исторические разыскания М. -Ж. Копеева по проблемам персоналий истории казахского народа»

ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета, 2003. №3. С. 64-66. © Омский государственный университет

УДК 930.1=943.42

ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ М.-Ж. КОПЕЕВА ПО ПРОБЛЕМАМ ПЕРСОНАЛИЙ ИСТОРИИ КАЗАХСКОГО

НАРОДА

Е.К. Жусупов

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, кафедра истории

637000, Павлодар, ул. Ломова, 64

Получена 15 января 2003 г.

In tnis article author deals with historical viewes of M.-J. Kopejev to some Kasakh history person's.

Рукописное наследие Машхура Жусупа Ко-пейулы (Коиеева) (1858-1931) содержит богатый материал по истории и культуре казахского народа. В современной науке до сих пор существует представление только о литературной деятельности поэта М.-Ж. Коиеева. О многогранности наследия ученого знали лишь те специалисты, которые смогли полностью прочесть (или просмотреть обзорно) отдельные рукописные книги автора. В наследии М.-Ж. Коиеева имеются труды, посвященные этнографии, медицине, философии, космологии и др. отраслям современной науки. Мы остановимся лишь на исторических взглядах ученого.

Как и его современники К. Халид, М. Чорма-нов, Ш. Кудайбердиев, М.-Ж. Копеев описывал историю казахского народа в форме «шежире», т. е. родословной. Этому способствовало его восточное образование. Он учился в 1870-1872 гг. в медресе Кокил-таш Бухары. Начиная с 1881 г. занимался собиранием устных народных сказаний. Поэтому можно отметить воздействие двух историографических течений на его наследие. С одной стороны, Машхур Жусуп пишет историю в форме родословной, как генеалогию отдельных личностей, с другой стороны, ученый опирается на фольклорные образцы народной историографии. Следует учесть, что Машхур Жусуп использовал и труды ученых России и Европы, но основополагающими исследованиями он их не считал. Хотя сведения и взгляды ученых Запада не принимались им за абсолютную истину, некоторое влияние европейской исторической науки в его трудах прослеживается. Например, во многих рукописях М.-Ж. Коиеева, хранящихся в рукописном фонде Центральной научной библиотеки

Казахстана, можно увидеть хронологическую целостность, линейность исторических сведений и взглядов.

Наследие М.-Ж. Копеева содержит богатый материал по персоналиям казахской истории. Исследователь его наследия филолог М. Божеев указывает, что объем рукописного фонда поэта может составить более 30 томов, включая оригиналы и копии. В царское время труды казахской интеллигенции по персоналиям проходили цензуру: проверялось отношение той или иной личности к колониальной политике России. И в советское время считалось, что отдельные личности не могут творить историю. Великих правителей, полководцев, биев-ораторов рассматривали через призму социальной принадлежности (богатый, бедный). Машхур Жусуп, очевидец двух эпох, социальные различия между ними не считал главными. Он разделял казахских правителей только на «значимых» (известных, прославленных) или на «незначимых», «никчемных» личностей: «... В свое время были ханы, прославленные народом. Но нет смысла говорить о тех ничего не значивших людях, которые не прославили себя?! Были они или нет? Есть же ведь пословица: «От непрославленного парня лучше холм с названием» [1].

Одна часть наследия М.-Ж. Копеева была издана под заглавием «Казахская родословная» (Алматы: Жалын, 1993). Просматривая содержание этой родословной, можно увидеть, что в ней тесно переплетаются истории личностей (генеология), история земли (краеведение, топография), этнических групп, родов и племен (этнология). Еще одна особенность исторического взгляда М.-Ж. Копеева - не довольствоваться

Исторические разыскания М.-Ж. Копеева.

65

лишь генеалогическими сведениями о личностях, а идентифицировать их, рассказать о каждом из них. Повествуя о «зимовках» и «летовках» каждого из своих героев и местности, получившей название в память о той или иной личности, Машхур Жусуп старался как можно подробнее описать каждое поколение родов и племен Центрального Казахстана, особенно Баянаульского края (он сам уроженец этой местности). Поэтому в его трудах подробнее описаны этнические группы и ономастика территории этого района.

Некоторые исторические личности, такие как Чсра Нарикович (князь Чура из Казани), Тамерлан, храбрый Едыге (правитель Золотой Орды), Машхур Жусуп считает общими героями тюрко-язычных народов: «У нас у казахов были великие, прославленные три богатыря. Один - храбрый Едыге, другой - кипчак Кобланды, третий - выходец из тамы (одно из племен Младшего жуза. - Примеч. автора) Шора богатырь» [3].

В одном из своих трудов под заголовком «Герой, который прославился сам, но чьи предки были забыты» М.-Ж. Копеев пишет : «Так как был из черного народа Эмир Тимур, сколько народов ни завоевал, не был провозглашен ханом. Кто любит его, скажет: «Эмир Тимур Ясновидящий». А кто ненавидит, скажет: «Тамерлин»... Кем бы ни был, он не остался плохим человеком. Остался в устах народа. Оставил много добрых дел. Он, Эмир Тимур Самаркандец, сын кипчакского богатыря Эмира Тагая ... Построил мавзолей Ходже Ахмаду Ясави, Зенги Ата в Ташкенте. Нынешнюю крепость Бухары Эмир Тимур выстроил» [4].

Повествуя об эпохе распрей в Золотой Орде между Едыге и Тохтамышем, Машхур Жусуп вначале приводит легенду о происхождении Едыге от пэри и святого Шашты Азиз [5]. Далее описываются борьба между двумя правителями и побег Тохтамыша в Сибирь, что подтверждается трудом «Жамих ат тауарих» Кадыргали Жала-ири [6]. В конце дается родословная Тохтамыша: «Жошы хана сын Токай Темир, его сын Токкыл ходжа, его сын Кой ходжа, его сын Токтамыш был прославлен в Туркестане. У него было восемь детей. Храбрый Едыге прославился во времена этого Токтамыша» [7].

Родословная Машхура Жусупа, посвященная казахским ханам ХУ-ХУП вв., отличается достоверностью, полнотой материала: все казахские правители описываются в хронологической последовательности, при этом сохраняется линия их генеологической преемственности. Воссоздавая историю казахских ханов, М.-Ж. Копеев опирался на исследования Ч.Ч. Валиханова, К. Халида, Ш. Кудайбердиева, В.В. Вельяминова-Зернова, Абулгазы хан и др. Ученый дает сле-

дующие оценки прославленным ханам: Касим -хан «первый по величине среди казахских ханов», Акназар - хан «человек энергичный», «богатырь хан», аз Тауке - «умный человек» «с глубинным размышлением, полными мозгами, большой хан» [8].

Сопоставляя институты власти Казахского ханства, где власть передавалась от двоюродного дяди к племяннику, с Джунгарским ханством (власть переходила от отца к сыну), Машхур Жусуп пришел к выводу о том, что всенародное избрание верховного правителя не всегда обеспечивает законность исполнительной власти: «1778 год - правление Среднего Жуза Аблай хана; в 1821 году Вали хан помер и сделали ему поминки. Калмыков называли по-разному: жонкарами называли рыжих калмыков. Их хан Калдан Ше-рин - сын Батыра ...»

У казахов не было такого постоянного ханства, где одна власть чередовалась с другой. Иногда правителям на короткое время давалось ханство, но вскоре все разъединялось и рушилось. Ханы, которые родились во благо казахов: Касим хан на «столбовой дороге», Есим хан на «старой дороге», аз Тауке, прозванный «сорок совещаний на Култобе», после правивший 48 лет хан Абы-лай. Это именно те ханы, которые «создавали законы и таким образом формировали, объединяли казахский народ» [9].

Также имеются сведения о личностях XVIII, XIX вв., 3 списка героев XVIII, XIX вв. В первом [10] - 20, во втором [11] - 22, в третьем [12] - 27 личностей. В третьем списке встречается имя батыра сиргелинца Елчибека. Видимо, этот список был дополнен материалами Ч.Ч. Валиханова.

Некоторые имена и названия событий, связанных с местами прошедших битв, были использованы в книге М.-Ж. Копеева «О том, чьими являются земли Сарыарки» (Казань, 1907), где автор критикует колониальную политику царизма [13].

В 1947 г. историк Е. Бекмаханов дал высокую оценку достоверности материалов М.-Ж. Копеева [14], используя их в своей монографии.

Таким образом, можно сделать вывод, что М,-Ж. Копеев не только собрал огромный материал по персоналиям, но и изучал, давал оценки этим личностям. А это в свою очередь позволяет утверждать, что Машхур Жусуп Копеев был историком, осветившим историю многих известных личностей, значимых для объективного и полного представления всей казахской истории.

66

Е.К. Жусупов

[1] Рукописный фонд Жусуповых К.П. (г. Павлодар). Копия Жолмурата. Папка 3. Тетрадь 22. Опись 3. С. 2.

[2] Рукописный фонд Центральной научной библиотеки Казахстана (далее - РФ ЦНБ). Рукопись Ко-пеева М.-Ж. Папка 1176. С. 331 (424;164) - 338 (431; 168); Там же. Папка 1645. С. 165-208.

[3] Там же. Папка 1177. С. 44; Копеев М.-Ж. Избранное. Алматы: Наука, 1992. Т. 2. С. 77.

[4] Копеев М.-Ж. Герои, которые прославились сами, но чьи предки были забыты // Ак Орда. 1993. № 2. С. 77-79.

[5] Копеев М.-Ж. Избранное. Алматы: Наука, 1990. Т. 2. С. 77-83.

[6] Кадыргали Жалайыр. Сборник летописей. Алматы: Казахстан, 1997. С. 114-115.

[7] РФ ЦНБ. Папка 1177. С. 68 (38).

[8] Жусупов Е.К. История народа и родословная ханов в рукописях Машхур Жусупа // Казак та-рихы. 1999. №4-5. С. 11-15; Артыкбаев Ж. О. Материалы к истории правящего дома казахов. Алматы: Наука, 2001. С. 79-123.

[9] Рукописный фонд Жусупова К.П. Копия Фазыл. Т. 5. Опись 6. С. 22.

[10] Там же. Копия Жолмурата. Папка 3. Тетрадь 22. Опись 3. С. 1-2.

[11] Абылай хан / Составитель С. Даутов. Алматы: Жазушы, 1993. С. 315-316.

[12] РФ ЦНБ. Копия 8. 29. с. 16-14 (8).

[13] Копеев М.-Ж. Избранное. Алматы: Наука, 1990. Т.1.

[14] Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40 годы XIX века. Алматы, 1992. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.