Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ХРИСТИАНСТВО / ЯЗЫЧЕСТВО / КАРЕЛИЯ / РОССИЯ / CULTURE / CHRISTIANITY / PAGANISM / KARELIA / RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каткова М.М., Дзюбан В.В.

Предлагаемая к рассмотрению статья посвящена многогранности и безграничности культуры - она включает в себя вопросы влияния религии на культуру и связанные с этим исторические преобразования и этнические процессы. В работе рассматриваются исторические процессы адаптации языческой культуры (фольклор, обряды, язык, традиции) в условиях продвижения православного христианства как государственной религии России на примере Карелии, где до XII века царствовало язычество. Особое внимание уделяется интеграции коренной веры в христианство и то, какое действие оказывало и оказывает подобное смешение на развитие культурных традиций страны и отдельно взятой республики. Проведённое автором исследование определяет роль язычества и его влияние на формирование христианской веры как фактора образования культуры современной Карелии. Исследование на данную тему можно считать дискуссионным не только в России, но и за рубежом, поскольку язычество оказывало влияние и на становление обрядовости различных ветвей христианской веры, которые ныне есть на территории современных Карелии и Финляндии. Публикация представляет интерес для студентов факультетов политологии и международных отношений, истории, социологии и теологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PROCESSES OF ADAPTATION OF PAGAN CULTURE IN THE CONTEXT OF THE PROMOTION OF ORTHODOX CHRISTIANITY

Тhe proposed article is devoted to the versatility and limitlessness of culture - it includes the issues of the influence of religion on culture and the associated historical transformations and ethnic processes. The paper examines the historical processes of adaptation of pagan culture (folklore, rituals, language, traditions) in the conditions of the promotion of Orthodox Christianity as the state religion of Russia on the example of Karelia, where paganism reigned until the XIIth century. Particular attention is paid to the integration of the indigenous faith in Christianity and the effect that this mixture has had and has on the development of the cultural traditions of the country and a single republic. The research conducted by the author determines the role of paganism and its influence on the formation of the Christian faith as a factor in the formation of the culture of modern Karelia. A study on this topic can be considered debatable not only in Russia, but also abroad, since paganism also influenced the formation of the ritualism of various branches of the Christian faith that now exist on the territory of modern Karelia and Finland. The publication is of interest to students of the departments of political science and international relations, history, sociology and theology.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА»

УДК 12

М.М. Каткова,

студентка 1 курса, факультета «Международных отношений и ГП» направление «Политология», НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва

В.В. Дзюбан,

доктор исторических наук, кандидат педагогических наук,

профессор и заведующий кафедрой «Гуманитарных дисциплин и коммуникационных технологий» НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА

M.M. Katkova,

1st year student, Department of International relations and SE direction «Political Science», NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow

E-mail: marim.urt@yandex.ru

V.V. Dzuban,

Doctor of Historical Sciences; Candidate of Pedagogical Sciences,

Professor and Head of the Department of Humanitarian Disciplines and Communication Technologies NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow E-mail: bryanskstudzuban@mail.ru

HISTORICAL PROCESSES OF ADAPTATION OF PAGAN CULTURE IN THE CONTEXT OF THE PROMOTION OF ORTHODOX CHRISTIANITY

Аннотация. Предлагаемая к рассмотрению статья посвящена многогранности и безграничности культуры — она включает в себя вопросы влияния религии на культуру и связанные с этим исторические преобразования и этнические процессы. В работе рассматриваются исторические процессы адаптации языческой культуры (фольклор, обряды, язык, традиции) в условиях продвижения православного христианства как государственной религии России на примере Карелии, где до XII века царствовало язычество. Особое внимание уделяется интеграции коренной веры в христианство и то, какое действие оказывало и оказывает подобное смешение на развитие культурных традиций страны и отдельно взятой республики. Проведённое автором исследование определяет роль язычества и его влияние на формирование христианской веры как фактора образования культуры современной Карелии. Исследование на данную тему можно считать дискуссионным не только в России, но и за рубежом, поскольку язычество оказывало влияние и на становление обрядовости различных ветвей христианской веры, которые ныне есть на территории современных Карелии и Финляндии. Публикация представляет интерес для студентов факультетов политологии и международных отношений, истории, социологии и теологии.

Ключевые слова: культура, христианство, язычество, Карелия, Россия.

Abstract. proposed article is devoted to the versatility and limitlessness of culture — it includes the issues of the influence of religion on culture and the associated historical transformations and ethnic processes. The paper examines the historical processes of adaptation of pagan culture (folklore, rituals, language, traditions) in the conditions of the promotion of Orthodox Christianity

as the state religion of Russia on the example of Karelia, where paganism reigned until the Xllth century. Particular attention is paid to the integration of the indigenous faith in Christianity and the effect that this mixture has had and has on the development of the cultural traditions of the country and a single republic. The research conducted by the author determines the role of paganism and its influence on the formation of the Christian faith as a factor in the formation of the culture of modern Karelia. A study on this topic can be considered debatable not only in Russia, but also abroad, since paganism also influenced the formation of the ritualism of various branches of the Christian faith that now exist on the territory of modern Karelia and Finland. The publication is of interest to students of the departments of political science and international relations, history, sociology and theology.

Keywords: Culture, Christianity, Paganism, Karelia, Russia.

Данный вопрос затрагивает множество ответвлений культуры, от филологии до медицины. Он представляет интерес не только для отечественных учёных, но и для зарубежных исследователей, поскольку народы финно-угорской группы расселены по территории нескольких государств. Изучение этого вопроса важно для налаживания международных отношений, создания более полной истории культуры финно-угорских и прибалтийско-финских народов, а так же способствует открытиям в столь обширном пласте культуры. То, какое влияние оказало православие на обычаи и обряды народов данной группы как в России, так и других скандинавских и европейских странах, позволит изучить факторы их развития и понять в каких направлениях лучше развивать взаимное культурное сотрудничество.

Вопросами изучения межэтнических и межкультурных отношений во всех их проявлениях интересовались различные научные и общественные деятели разных эпох, в том числе такие как Кузнецов С., Ключевский В.О., Бернштам Т.А., Петрухин В.Я., Федяно-вич Т.Л., Жириновский В.В., а так же Логинова Н.Н., Пашкова Т.В., Пулькин М.В. Несмотря на то, что многие учёные подняли этот вопрос, в науке всё ещё осталось достаточно места для изучения данной темы.

В данной статье, показана суть процесса переформирования обрядов и приспособления существовавших обычаев, рассмотрены произошедшие изменения в языковых значениях, медицинской терминологии и фольклора.

Начало изменениям в традициях коренного населения Карелии положило массовое крещение 1227 года с которого, собственно, пошёл сложный синтез в различных сферах народной культуры [5, с. 191].

В первую очередь это нашло отражение в языке и медицинской терминологии того времени. Если обратиться к статье Т.В. Пашковой «К вопросу о языческо-христианском синкретизме в карельской народной медицине» [4], то мы сразу же увидим стремительный переход смысла одного слова в другое под влиянием христианства: «слово Юмала, обозначающее ранее бога неба и воздуха, приобретает и значение христианского Бога» [4, с. 1]. Известно, что в карельском языке зафиксировано несколько значений слова Jumala / Jumal: 1) покровитель воздуха/божество; 2) праведник / святой; 3) Творец, христианский Бог. В той же статье Пашкова Т.В. говорит, что применение этиологии народных болезней к данным значениям выявит, что «карелы сохраняли на протяжении длительного времени пережитки язычества» [4, с. 2] в собственной культуре. Она же отмечает, что до сих пор в различных районах Карелии сохраняются архаичные восприятия данного недуга, воспринимающегося проклятием некого Бога, хоть большинство опрошенных склоняется к версии, что подобное насылает именно христианский Бог.

Интересно и то, как повлияло христианство на сказки, песни, придания финно-угорских народов — фольклор сохранил жуткие, порой пугающие образы, но так же получил и едва заметные христианские ритуалы. Например, в карельской сказке «Голубая важенка» появляется намёк на православный символ — берёза, выросшая из капель крови убитой матери героини. Как мы знает, берёзой принято украшать в день Троицы храмы и дома, потому как она, исторически так сложилось по мнениям некоторых теологов, напоминает

дубраву Мамвре, где Господь, Троица, под видом трёх ангелов, явился Аврааму. Вот и получается, что в сказке героине опорой и поддержкой становится христианский символ, чьими ветвями она, по настоянию духа матери —

«...возьми ветку с берёзы, ударь три раза крест на крест и скажи: «С маминого благосло-веньица отделись.» [3, с. 48], после крестит вещи, разрушенные злой Сюоятар — местный аналог Бабы-Яги, отчего они восстанавливаются. Выходит, что данная сказка — это аллюзия на взаимоотношения христианства с язычеством в Карелии: православие всего лишь дух в пропитанным язычестве мире, но дух сильный и способный побороть «варварские» обычаи.

И таких примеров достаточно много. Такой научный деятель как Максим Викторович Пулькин в одной из своих статей рассматривает проблемы изменения карельских эпических песен под влиянием Православия в Архангельских и Олонецких епархиях. Он пишет, что основной задачей героев эпических песен является созидание, направленное на «творение мира, начиная с самых основ его бытия», «добывание культурных благ, магических предметов и беспощадную борьбу с хтоническими чудовищами» [6, с. 2]. Пулькин выделяет двух основных творцов карельской мифологии — Ильмаринена и Вяйнямёйнена, вечно конкурирующих между собой. Ильмаринен, отождествляющийся с кузнечным делом, олицетворяет труд индивидуальный, тогда как Вяйнямёйнен предпочитает творить коллективом, а не в одиночку. Это так же является аллюзией, но не на религию, а на прогресс: Вяй-нямёйнен «связан с примитивным хозяйством ранней первобытной эпохи», Ильмаринен «более важным считает освоение и совершенствование технологий» [6, с. 2].

Главной функцией мифа, по Пулькину, создание образцов и ритуалов для важных действий человека. Однако с приходом христианства «сюжеты эпических песен постепенно обогащались христианизированными вкраплениями», которых, правда, было не много в основном из-за языкового барьера между «белым духовенством и прихожанами» [6, с. 6]. Существующая форма организации работы религиозной системы потерпела крах: крестьяне не ходили на службы в храмах из-за расстояний между селениями и церквями, клир, путешествующий по приходу, совершал церковные обряды с значительным опозданием, что и породило «парадоксальные коллизии религиозной жизни, которые прямо и косвенно повлияли на сюжеты эпических песен.

Исполняли эпические песни верующие, причудливо сплетая мифологию и христианские сюжеты и вот уже «Вековечный песнопевец» [1, с. 8]. Вяйнямёнен попадает в место, где «попов не видно!» [2, с. 142], «попы» наделены особыми полномочиями и обладают образом недостижимым, великим.

Смешение православия и язычества породило интересный, необычный и крайне занимательный материал, изучение которого никогда не закончится, поскольку развиваются народы, населяющие Карелию, Финляндию и другие страны, а значит развивается и их культура, обычаи, прошедшие через года и до сих пор имеющие значение. Ни сказки, ни эпические песни не потеряют свою актуальность, наоборот, станут ещё интереснее, привлекательнее для учёных и исследователей, позволят создать прочные отношения с другими странами, потому как культура — это та мировая цепь, благодаря которой весь мир связан духовно.

Список литературы

1. Калевала: карело-финский народный эпос / Собрал и обработал Элиас Лённрот; пер. Л.П. Бельского. — Петрозаводск: Барбашина Е.А., 2014.

2. Карело-финский народный эпос. В 2-х кн. Кн. 2. — М.: Восточная литература, 1994. — 458 с.

3. Карельские сказки / Пер. У.С. Конкка, А.С. Степанова, Э.Г. Карху. — Петрозаводск, 1983.

4. Пашкова Т.В. К вопросу о языческо-христианском синкретизме в карельской народной медицине (на примере болезни jumalanviga «насланный богом на человека недуг»).

5. Полное собрание русских летописей. Т. 1. — С.-Пб.: Типография Эдуарда Праца, 1849. — С. 191.

6. Пулькин М.В. Персонажи карельских эпических песен: на пути от язычества к христианству.

УДК 378.046.4

Е.Л. Маслова,

Доцент, канд. экон. наук, профессор кафедры менеджмента и торгового дела российского университета кооперации Российской Федерации, Москва, бизнес-тренер тренинговой компании ООО «ПСИ-МЕНЕДЖМЕНТ-КОНСАЛТИНГ»

Т.Ю. Дуборасова,

доцент, канд. техн. наук, доцент российского университета кооперации Российской Федерации, Москва, доцент кафедры таможенных платежей и валютного контроля РАНХиГС

при Президенте РФ, г. Москва; бизнес-тренер тренинговой компании ООО «ПСИ-МЕНЕДЖМЕНТ-КОНСАЛТИНГ»

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

E.I. Maslova,

Associate Professor, Cand. Econ.

Professor of the Department of management and trade of the Russian University of cooperation of the Russian Federation, Moscow, business coach of the training company LLC «PSI-MANAGEMENT CONSULTING»

E-mail: elena.maslova@inbox.ru

T.Y. Duborasova,

Associate Professor, Cand. tech. Sciences, associate Professor Russian University of cooperation of the Russian Federation, Moscow,

associate Professor of Department of customs payments and currency control Ranepa, Moscow; business coach training company LLC «PSI-MENEDZHMENT-KONSALTING»

E-mail: psi-mk@mail.ru

MENTORING AS A LEARNING TOOL IN THE WORKPLACE

Аннотация. В статье проанализирован опыт работы с наставниками молодых специалистов в двух крупных российских компаниях на протяжении нескольких лет. Показаны сильные, слабые стороны как наставника, так и молодых специалистов. Обсуждены требования к наставничеству на современном этапе. Рассмотрены качества и профессиональные компетенции, а также инструментарий действующего наставника.

Ключевые слова: наставник, молодой специалист, инструменты наставничества, качества наставника, профессиональная адаптация

Abstract. The article analyzes the experience of working with mentors of young professionals in two large Russian companies for several years. The strengths and weaknesses of both the mentor and young professionals are shown. The requirements for mentoring at the present stage are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.