УДК 271.2:141.411+141.412 Лозовицкая Маргарита Федоровна
доцент кафедры гуманитарных наук Северного государственного медицинского университета
Лозовицкий Дмитрий Витальевич
заведующий кафедрой анатомии человека Северного государственного медицинского университета
СЛИЯНИЕ ЯЗЫЧЕСКОГО И ХРИСТИАНСКОГО НАЧАЛ В НАРОДНОМ ПРАВОСЛАВИИ
Аннотация:
В статье на примере народного православия показано слияние политеистической религии с монотеистической. Даются определения понятий «народная религия», «народное христианство», «народное православие», «язычество». Статья кратко освещает проблему соотношения двоеверия и народного христианства с точки зрения ведущих российских ученых. Показано слияние образов некоторых святых и языческих божеств, что также является характерной чертой народного православия. Отмечены отдельные русские и славянские обряды, в которых проявляется взаимовлияние язычества и христианства, и место православных обрядов в народном сознании. Делаются выводы о закономерности слияния языческого и христианского начал, о важности такого слияния для культуры в плане реконструкции традиционных верований.
Ключевые слова:
религия, политеизм, монотеизм, язычество, христианство, народная религия, народное христианство, народное православие, традиция, обряд.
https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.28 Lozovitskaya Margarita Fedorovna
Associate Professor, Humanities Department, Northern State Medical University
Lozovitsky Dmitry Vitalyevich
Head of the Human Anatomy Department, Northern State Medical University
A MERGER OF PAGAN AND CHRISTIAN PRINCIPLES IN FOLK ORTHODOXY
Summary:
The paper deals with the merger of polytheistic religion and monotheistic one. Such terms as folk religion', folk Christianity', folk Orthodoxy', and 'paganism' are defined. The research outlines the relationship between dual faith and folk Christianity from the perspective of leading Russian scientists. The study illustrates the fusion of several saints and pagan deities, which is typical of folk Christianity. The paper notes certain Russian and Slavic rites that demonstrate the interaction of paganism with Christianity. It shows the role of Orthodox rites in people's consciousness as well. The study reveals the pattern in merging the pagan and Christian principles and the cultural importance of such a merger in reconstructing traditional beliefs.
Keywords:
religion, polytheism, monotheism, paganism, Christianity, folk religion, folk Christianity, folk Orthodoxy, tradition, rite.
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время возрос интерес к народным обрядам и традициям, к славянскому язычеству. В связи с этим существует потребность изучить народную религию и народное православие, в верованиях, традициях и обрядах которых сохранены элементы восточнославянского язычества. Возникает необходимость выделить характерные особенности слияния славянского язычества и православия и показать те уникальные и неповторимые достижения культуры, родившиеся в результате этого слияния.
Как известно, религия зародилась еще в период первобытнообщинного строя. Тогда она была способом объяснить необъяснимое, упорядочить жизнь людей, объединить их под властью одного вождя. Можно сказать, что религиозные представления были у человека с древнейших времен, они во многом стали основой его культуры. Со временем происходит трансформация общественного строя, возникает необходимость объединения людей не просто под влиянием одного вождя, а целых племен в единое государство, это государство нужно сохранить. И потому на смену политеистическим религиям приходят новые религии - монотеистические.
Монотеистические религии, как правило, вырастали из прежних, политеистических, хотя и существенно отличались от них. Кроме того, зачастую (как это было, например, с Киевской Русью) монотеистическая религия привносилась извне. Отсюда следует, что политеизм первичен по отношению к монотеизму. И именно он лежит в основе многих традиций и обрядов, а также в основе дальнейшего развития монотеизма и формирования характерных особенностей монотеистических религий в границах тех или иных территорий.
Не будем заострять внимание на таких общеизвестных понятиях, как поли- и монотеизм. Отметим лишь, что самая упрощенная их трактовка такова: политеизм - вера во множество бо-
гов, монотеизм - вера в одного бога. Политеистические религии зачастую называют также языческими, однако это не совсем верное положение, поскольку под категорию языческих в христианстве подпадают и некоторые монотеистические религии. Таким образом, язычество - это принятый христианским богословием и исторической литературой термин, который обозначает все традиционные и нехристианские религии [1]. Отсюда «традиционная религия» - это ранняя форма религии, традиционные религии, верования тех народов, которые изначально жили на территории конкретных государств [2].
Однако христианство на новых территориях не полностью заменяет собой прежние религиозные взгляды и начинает сливаться с местными религиями. Так рождается новая форма религиозных взглядов - народная религия. Народная религия - это формы и проявления религии, отличающиеся от официальных доктрин и положений организованных религий [3]. Иногда народную религию определяют как «нечто, состоящее из этнических и региональных религиозных обычаев под прикрытием религии, но вне официальной доктрины и практики» [4, р. 3-4]. Народная религия соединяет в себе такие понятия, как народный ислам, народное христианство, китайская народная религия, народный индуизм. Народное христианство является условным названием народной религии, соединяющей в себе христианские мировоззрения и религиозные мировоззрения традиционных религий народов [5]. Само собой разумеется, существуют также народный католицизм и народное православие. Ввиду специфики данной работы, рассмотрим термин «народное православие» - это объединение традиционных верований восточных славян с православной религией.
Основным методом для исследования народного православия в отечественной науке является метод этнографического исследования, а именно интервьюирование носителей традиционной культуры, поскольку письменных источников (в особенности тех, которые бы содержали восточнославянские мифы) по изучаемой проблеме практически нет. Тем не менее это дает исследователям богатейший материал, учитывая обширность территории и большое количество регионов в России.
Долгое время у исследователей ведущим было мнение, что никакого народного православия нет, а есть лишь система двоеверия. Однако исследования таких ученых, как Н.И. Толстой, Н.Е. Мазалова, доказывают обратное: некорректно применять термин «двоеверие», поскольку народное христианство является цельной, единой системой [6].
В среде современных ученых, исследующих проблемы народной религии (Н.И. Толстой, Н.Е. Мазалова, Л.И. Сартаева, А.Л. Устименко, Е.Л. Мадлевская, Н.Д. Эриашвили, В.П. Павловский и др.), бытует мнение либо о народном православии как отдельной форме православной религии, либо о более сложном явлении - троеверии. В понятие троеверия при этом включаются представления как о самом православии, так и о народном православии и даже о религиях других народов России. При этом термин «двоеверие» этой группой ученых категорически отметается как изначально некорректный по отношению к самому православию [7].
Л.И. Сартаева в работе «Народное христианство в современной культуре Кубани» отмечает: «...установки народного христианства ярко проявляются в своеобразном отношении информантов к религиозным обрядам. Во время бесед с информантами выясняется, что, по сути, единственным значимым для них обрядом является крещение» [8, с. 73]. Т. е., по сути, для носителей традиционной культуры более важным является именно обряд, вводящий их в православную веру, но при этом такие значимые и весомые церковные обряды, как, например, венчание, не играют столь заметной роли в их религиозном сознании.
Однако и церковь принимала в себя народные культы и обряды, таким образом изменяя себя. Так, народный культ Девы Марии в XII в. был не только поддержан и принят официальной церковью, но и развит ею.
Наиболее ярко народная религия отражена в интерпретации народом образов некоторых святых.
1. Богородица - покровительница женщин, женских работ, рожениц, защитница от бед. К ней обращаются в народных молитвах, заговорах, заклинаниях. О ней сложено множество легенд, базирующихся на апокрифических источниках. Богородица в народе воспринималась не только как Матерь Божья, но и как всеобщая мать, и в этом смысле ее образ сливается с образом матери сырой земли.
2. Николай Чудотворец - один из наиболее почитаемых восточными славянами святых. Наш народ почитает его наряду с Богородицей и Иисусом Христом. Даже в Х1Х-ХХ вв. в среде крестьян бытовало поверье, что Троица - это Спаситель, Богородица и Николай Угодник. В народных заговорах, молитвах, заклинаниях и даже былинах имя Николая упоминается наряду
с именами Господа, Святой Троицы и Богородицы. Он считается покровителем скота, путешественников, земледелия. Ранее его называли «мужицким» или крестьянским святым. И в этом плане его образ перенимает черты языческого бога Велеса (Волоса).
3. Илья-пророк - единственный ветхозаветный пророк, почитаемый православной церковью среди своих святых. Он считается повелителем дождя, грома, грозы, небесного огня, что автоматически переносит его черты на славянского Перуна, и наоборот: черты и функции Перуна с принятием христианства переносятся народом на образ пророка Илии. От Перуна же Илия получает «функцию» змееборчества. Таким образом, в народном представлении возникает противоборство между святым Николаем (языческим Велесом) и пророком Илией (языческим Перуном). В противовес святому Николаю Илья - покровитель знати, князя (в Древней Руси Перун считался именно покровителем князя).
4. Георгий Победоносец (Егорий Храбрый, Юрий) - защитник скота, повелитель волков, победитель змия, покровитель воинов. Под именем Георгия был крещен сам князь Ярослав Мудрый, что говорит об особенном его почитании в православной среде. Также он почитался как заступник христианства на Руси. В среде исследователей нет однозначного ответа на вопрос: с кем из славянских богов слился образ Георгия Победоносца, поскольку его функции частично взяты от разных божеств. Наиболее распространены две версии - образ Георгия тождествен образу Ярилы и соотносится с образом Даждьбога.
5. Власий - уже в христианской традиции считается покровителем всех животных, домашнего скота. В народе его называют Власий - скотий бог, что роднит его со славянским покровителем скота - Велесом. Причем Власий почитался как покровитель не только крупного, но и мелкого рогатого скота, лошадей. Обряды, посвященные ему, совершались для защиты домашних животных от болезней.
6. Святая Параскева Пятница - ее образ слился в православии с остальными четырьмя образами святых Параскев. Ее культ, «.сформировавшийся у восточных славян после принятия христианства, восходит к языческому почитанию персонифицированного образа Пятницы и, наряду с народными культами Николы и Богородицы, имеет исключительное значение для традиционной культуры» [9, с. 692]. Также в народном представлении образ Параскевы Пятницы часто отождествлялся с образом святой Анастасии. В народном представлении это была красивая женщина или девушка, обязательно с распущенными волосами. Также она ассоциировалась с такими персонажами языческого пантеона, как Доля, Смерть (согласно поверьям, Параскева извещает женщин о скорой смерти). Ее называли «бабьей» или женской святой. И здесь она, как покровительница женских ремесел, сливается с Мокошью (Макошью) и Землей.
7. Флор и Лавр - родные братья, мученики. При жизни были каменщиками, что породило у русских множество легенд. Так, по одной из них, Флор и Лавр участвовали в постройке Киево-Печерской лавры. В народе, однако, их почитали как покровителей лошадей. День памяти святых Флора и Лавра называли «лошадиным».
8. Косьма и Дамиан (Кузьма и Демьян) - святые братья-бессребреники. В славянской традиции - хранители кур, покровители учебы (им молились о том, чтобы научиться грамоте), также почитаются как лекари (их имена встречаются в заговорах от различных болезней и травм), но в первую очередь как божественные кузнецы. Поэтому их образы частично соотносятся с образом Перуна. Очень часто братьев называли покровителями браков, что объединяет их образ с языческим божеством Полелем.
9. Кассиан - в христианстве - один из основателей и теоретиков монашества. В русской и восточнославянской народных традициях почитается тем не менее как негативный персонаж Касьян Немилостивый. Его образ зачастую противопоставляется образу Николая Угодника (например, в известной легенде о том, почему день святого Николая празднуется дважды в год, а день Касьяна - раз в четыре года). Множество черт, приписываемых ему народом, соотносится с чертами, присущими славянским демонам Буняку и Вию [10].
Как видно из предложенного описания, народное православие в русской культуре прослеживается уже в образах некоторых святых, в способах их почитания, перенесении некоторых черт и характерных особенностей тех или иных православных святых на славянских языческих божеств и наоборот.
Кроме того, как отмечают многие исследователи, верования, существующие в народном православии, отражаются и в мифологии русского народа. Так, традиционные для язычества космогонические мифы (т. е. мифы о сотворении мира) очень ярко представлены в народном православии [11]. Однако место творца, создателя мира теперь занимает Бог, а место его антагониста -Сатана. Отсюда и бытующее в народном сознании представление о «чистых», т. е. созданных Богом, и «нечистых», т. е. созданных или извращенных Сатаной, животных, растениях и т. д.
Также на основе проведенных этнографических исследований, бесед с носителями традиционной культуры (знающими, сказителями) выясняется, что, по представлениям народного православия, у воды, неба, земли есть свой хозяин или хозяйка, однако хозяином всего мира является Бог. В этих представлениях также четко прослеживаются элементы восточнославянского язычества: согласно мифологическим представлениям древних славян, у воды был свой «хозяин» - водяной, у леса - леший, у дома - домовой, в бане - банник и т. д. Но в то же время правитель над всеми, «всеобщий хозяин» - это Бог, что отражает уже христианские религиозные представления. При этом одно из главнейших мест в народном православии занимают крест и молитва, выступающие как обереги. Судьбу человека в понимании народного христианина определяет Бог и его «заместители» - Судьба, Доля и Недоля [12].
Одной из характерных особенностей народного православия является одновременная ведущая роль как священников, так и различного рода «знающих», народных лекарей, «молитвен-ниц» и пр. Так, по данным все тех же исследований, народные «знающие» и им подобные были хорошо знакомы с обрядами и таинствами православной церкви и иногда могли заменять священников (особенно это проявилось во времена Советского Союза). Несомненно, существование всех вышеназванных категорий населения - это отзвуки более архаичных времен с их жрецами, знахарями и т. д. Отсюда и уважительное к ним отношение, в том числе к священникам, которые в народном понимании недалеко ушли от прежних жрецов.
Зачастую носители народного православия - простой народ, крестьяне - воспринимают лишь внешнюю оболочку церковных обрядов, не зная и не понимая их сути. Но эти обряды для них важны, они носят торжественный характер. Даже в советский период истории нашей страны, когда любая форма религии отрицалась, народ крестил детей, иногда на похороны приглашался священник. Особенно ярко элементы народного православия проступают в обряде поминовения усопших, который сам по себе уже является наследием язычества, где поминовение занимало особое место. Так, например, в поминовении усопших важную роль играют как церковные молебны, так и посещение кладбищ с подношением покойным пищи и вещей [13]. Последнее, несомненно, относится именно к языческой части народной религии.
Важнейшей особенностью народного православия является и то, что оно представляет собой не насильственный синтез религий, а добровольный, самостоятельный выбор веры. И действительно, даже славянское язычество не подвергалось насильственному воздействию ни эллинистических религий, ни германского или иранского язычества либо любой другой религии. В славянском язычестве (по крайней мере, в том, что нам о нем известно) мы не наблюдаем влияния всех вышеназванных религий, кроме разве что некоторого родства со скандинавским язычеством (а это уже скорее объяснимо территориальной близостью и тесными контактами славян со скандинавами). То же можно сказать и о православии. Оно было принесено на территорию Руси задолго до Великой схизмы, но выбрано именно из-за своей уникальности и близости восточнославянским культурным традициям.
Помимо всего прочего, восточнославянское язычество - это, по мнению А.Л. Устименко, в первую очередь не конкретный пантеон богов, а набор верований, подчиненных смене природных сезонов. Такой набор верований способствовал получению и закреплению знаний о природе, и именно праздники играли в нем сакральную роль [14].
Некоторые современные исследователи данной проблемы, в том числе А.Л. Устименко, объясняют возникновение феномена народного православия тем, что новая вера не уничтожала старые верования и культурные традиции, а, наоборот, позволяла собрать их в единое целое. Она мягко, без лишних конфронтаций вводила свое религиозное миропонимание [15].
Также исследователи, опираясь на этнографические материалы, в частности о жизни крестьянства, отмечают, что «образно-обрядовая сторона крестьянских верований - результат адаптации православия к главным нуждам и чаяниям крестьянства, конструировавшего социально значимые религиозные смыслы, связанные с сельскохозяйственной деятельностью в самообеспечивающихся натуральных или полунатуральных хозяйствах» [16]. Это свидетельствует о том, что народное православие не утратило своей актуальности и сегодня, хотя и пережило ряд трансформаций. Также народное православие связано в первую очередь с сельскохозяйственными культами и обрядами. Это объясняется тем, что язычество - религия в первую очередь «природная», связанная с естественной сменой времен года и цикличностью жизни самой природы.
Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что народная религия - явление общемировое, поскольку существуют как народное христианство, так и народный ислам, народный буддизм и т. д. Народная религия представляет собой синтез местных культов и религий (как правило, языческого характера) с привнесенной монотеистической религией. Особое место среди народных религий занимает народное православие, поскольку оно образовано более
мирным путем, чем остальные народные религии. Рассматривая народное православие, мы приходим к выводу о живучести народной религии, о ее ведущей роли в мировосприятии народа. Кроме того, слияние язычества и православия в народном православии - явление закономерное, поскольку невозможно в корне устранить традиционные верования народа. Важность такого слияния для культуры очевидна: по сохранившимся элементам традиционных верований можно провести их реконструкцию.
Ссылки:
1. Буганов В.И. Язычество [Электронный ресурс] // Советская историческая энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/his-tory_encyclopedia^3bNECTBO (дата обращения: 19.06.2019).
2. Традиционные религии [Электронный ресурс] // Религия : словарь-справочник. URL: http://sr.artap.ru/traditional_r.htm (дата обращения: 19.06.2019).
3. Народная религия [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Народная_религия (дата обращения: 19.06.2019).
4. Bowman M. Phenomenology, Fieldwork and Folk Religion // Religion: Empirical Studies / ed. by S. Sutcliffe. Ch. 1. Abingdon, Oxon ; N. Y., 2004. P. 3-18.
5. Белова О.В. Христианство народное // Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. Т. 5. С (Сказка) -Я (Ящерица) / под общ. ред. Н.И. Толстого ; Институт славяноведения РАН. М., 2012. 728 с.
6. Мазалова Н.Е. Народное христианство и магические практики кенозерской «знающей» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4. С. 16-26.
7. Устименко А.Л. Проблема двоеверия и идея тройственности «русской веры» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1-1 (51). С. 194-198.
8. Сартаева Л.И. Народное христианство в современной культуре Кубани // Альманах современной науки и образования. 2017. № 1 (115). С. 71-76.
9. Мадлевская Е.Л. Русская мифология. М., 2005. 784 с.
10. Там же.
11. Там же.
12. Мазалова Н.Е. Указ. соч.
13. Сартаева Л.И. Указ. соч.
14. Устименко А.Л. Народная религия Руси: «между» язычеством и православием // Ценности и смыслы. 2017. № 2 (48). С. 33-45.
15. Там же.
16. Сережко Т.А. Репрезентация «сакрального» в повседневных практиках крестьянства // Вера и религия в современной России. Всероссийский конкурс молодых ученых: 25 лучших исследований. М., 2014. С. 208-219.
References:
Belova, OV 2012, 'Folk Christianity', in NI Tolstoy (ed.), Slavic Antiquities: Ethno-Linguistic Dictionary, in 5 vols, vol. 5, From S (Skazka) to Ya (Yashcheritsa), Moscow, 728 p., (in Russian).
Bowman, M 2004, 'Phenomenology, Fieldwork and Folk Religion', in S Sutcliffe (ed.), Religion: Empirical Studies, ch. 1, Abingdon, Oxon, New York, pp. 3-18.
Buganov, VI 1961-1976, 'Paganism', Sovetskaya istoricheskaya entsiklopedia, viewed 16 June 2019, <https://gufo.me/dict/history_encyclopedia/ЯЗЫЧЕСТBО>, (in Russian).
'Folk Religion' 2019, Wikipedia, <https://ru.wikipedia.org/wiki/Народная_религия>, (in Russian). Madlevskaya, EL 2005, Russian Mythology, Moscow, 784 p., (in Russian).
Mazalova, NE 2015, 'Folk Christianity and Magic Practices of "The Knowledgeable" of Kenozero', Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seria: Gumanitarnye i sotsialnye nauki, no. 4, pp. 16-26, (in Russian).
Sartaeva, LI 2017, 'People's Christianity in Modern Culture on Kuban Region', Almanakh sovremennoy nauki i obrazovania, no. 1 (115), pp. 71-76, (in Russian).
Serezhko, TA 2014, 'Representation of the 'Sacred' in Everyday Practices of the Peasantry', in Faith and Religion in Modern Russia. All-Russian Competition of Young Scientists: 25 Best Studies, Moscow, pp. 208-219, (in Russian).
'Traditional Religions' 2019, Religia: slovar-spravochnik, viewed 19 September 2019, <http://sr.artap.ru/traditional_r.htm>, (in Russian).
Ustimenko, AL 2015, 'Problem of Dual Faith and Idea of Triplicity of the "Russian Faith"', Istoricheskie, filosofskie, politi-cheskie i yuridicheskie nauki, kulturologia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 1-1 (51), pp. 194-198, (in Russian).
Ustimenko, AL 2017, 'Folk Religion of Russia: "Between" Paganism and Christianity', Tsennosti i smysly, no. 2 (48), pp. 33-45, (in Russian).