г
Язычество в Украине:
верования, столкновение с христианством, развитие после...
Виталий ПРОШАК, Запорожье, Украина © в. Прошак, 2006
"... В последнее десятилетие происходит развитие неоязычества в Украине..."1
Язычество, будучи одной из мировых религий, естественно, существует в Украине. Невозможно определить, когда оно появилось на Украине, а также существующих исторических исследований недостаточно для того, чтобы заключить, что язычество всегда было на Украине, но на основании работ византийского историка Прокопия из Кесарии VI ст. д.э. можно с уверенностью утверждать, что язычество было на Украине главной религией предшествующей христианству2.
Языческие верования на Украине
Согласно «Энциклопедии Украины», было четыре главных периода развития язычества в Украине. Археологические раскопки вдоль рек Днепр, Дон, Днестр, раскрывшие, что первые обитатели этой территории (35002700 до н.э.) жили большими поселениями до 600-700 человек и владели культурой, переполненной магическими ритуалами и сверхъестественными верованиями3, показывают, что самой ранней формой язычества на Украине был анимизм.
1 Andrij Yurash, Ukraine, in "Religions of the World," J. Gordon Melton and Martin Baumann, eds., vol. 4, (Santa Barbara, California: ABC-CLIO, Inc.: 2002), 1321.
2 Bohdan Kravtsiw and Bohdan Medwidsky, "Mythology", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaofukraine.com/display. asp?AddButton=/pages/m/y/mythology.htm (24 MapTa 2006).
3 Orest Subtelny, Ukraine: A History, (Toronto, Canada: University of Toronto Press, 1988), 6.
4 Raymond Firth, Animism, in "A New Dictionary of Christian Theology" by Alan Richardson and John Bowden, eds., (Great Britain, London: SCM Press Ltd, 1983), 21.
Виталий Валентинович Прошак (1976) - обучается на богословском факультете Утрехского университета (Нидерланды) на докторской программе по специальности: «Философия религиозного образования». Закончил программы Master of Divinity и Master of Evangelical Theology в богословской семинарии Tyndale, Амстердам. Написал магистерскую работу: «Философия религиозного образования в плюралистическом обществе: христианское евангельское образование на Украине после 1991 г.» Сотрудник Запорожского библейского колледжа и семинарии (Украина). Женат.
г
1
Анимизм - это простое верование в сверхъестественных существ4, что выросло в попытке объяснить явления смерти, сновидений, и аномалий природы5. Анимизм был проявлен в украинском язычестве в верованиях о существовании добрых (берегини) и злых (упыри, демоны) духов6, что является примитивной формой этическо-религиозного дуализма7. В течение этого периода предки украинской нации, или, как Гомер в «Одиссеи» называет народ живущий на северном побережье Чёрного моря в VIII столетии д.э., кимирийцы8, поклонялись также мифическому герою-всаднику. Позже этот период анимизма был замещен периодом поклонениями богам плодородия (Род и рожа-ници) и духам предков9, но сохранил предшествующую форму, будучи политеистической религией10.
Многие учёные, которые исследуют историю язычества на Украине не могут дать объяснения факту,
что третий этап развития язычества радикально отличался от двух предыдущих. Богдан Кравцив и Богдан Медвицкий в статье «Украинская мифология» заявляют, что в течение этого этапа язычество изменило свою сущность с религии политеизма на монотеизм11. Это был период, когда все языческие божества были организованы в доктринальный пантеон под главенством бога Сваро-га. Однако позже религиозная арена была изменена и бог Перун, подчинивший бога Сварога, занял главенствующую позицию.
Следует заметить, что развитие в доктринах язычества от анимизма до главенства Перуна не означало, что все другие языческие божества были забыты и им больше не поклонялись. Развитие в доктринах не замещало предыдущих религиозных верований, но добавляло главенство нового божества, не забывая поддерживать божественность старых богов.
5 D.A. Hu, Animism, in "New Dictionary of Theology" by Sinclair B. Ferguson and David F. Wright, eds., (Downers Grove, Illinois: Inter-Varsity Press, 1988), 24.
6 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine.com/display.asp? AddButton=pages\ P\A\Paganism.htm (24 MapTa 2006).
7 H.B. Kuhn, Dualism, in "Evangelical Dictionary of Theology", by Walter A. Elwell, ed., 2nd ed., (Grand Rapids, Michigan: Baker Academic, 2001), 357.
8 Orest Subtelny, Ukraine: A History, (Toronto, Canada: University of Toronto Press, 1988), 9.
9 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine.com/display.asp?AddButton=pages\ P\A\Paganism.htm (24 MapTa 2006).
10 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine.com/display.asp?AddButton=pages\
P\A\Paganism.htm (24 MapTa 2006).
11 Bohdan Kravtsiw and Bohdan Medwidsky, "Mythology", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaofukraine.com/ display.asp?AddButton=/pages/m/y/mytholo-gy. htm (24 MapTa 2006).
12 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopedia ofukraine.com/display.asp?AddButton=pages\ P\A\Paganism.htm (24 MapTa 2006).
13 Mykola Mushynka, "Svaroh", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclope dia ofukraine.com/display.asp?AddButton=pages\ S\V\Svaroh.htm (24 MapTa 2006).
14 Harry E. Wedeck and Wade Baskin, eds., Dictionary of Pagan Religions: The Cults, Rites, and Rituals Assosiated with Polytheistic Religion, From the Stone Ages to the Present, s.v., "Svaroh," (Secaucus, New Jersey: The Citadel Press, 1973), 312.
15 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopedia ofukraine.com/display.asp?AddButton=pages\
г
п
Имя
Род
Сварог12
Перун15
Хорс18 Дажбог21
Стрибог24
Мокош28
Табл. 1. Имена и функции богов в украинском язычестве Описание
Один из богов плодородия
Бог неба, солнца, небесного огня (грома)13; ассоциируется с римским богом Вулканом14
Бог грома, молнии, дождя, правитель небес, и, позже, бог войны16; бог грома в древних балканских религиях17
Бог солнца, источник праведности19; исцелитель20
Бог солнца; Сын Сварога; третий после Перуна и Хорса22; древние представители украинского народа (варяги и поляне23 ) назывались «дети Дажбога»
Бог ветра25 (однако Словарь языческих религий заявляет, что остальные функции этого бога не определены26); ассоциируется с греческим богом Аеолом27
Богиня плодородия, воды и женщин; относится к Хекате (или Гекате) и Афродите в классической мифологии; жена Перуна29
P\A\Paganism.htm (24 марта 2006).
16 Mykola Mushynka, "Perun", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine.com/display.asp?AddButton=pages\ P\E\Perun.htm (24 MapTa 2006).
17 Harry E. Wedeck and Wade Baskin, eds., Dictionary of Pagan Religions: The Cults, Rites, and Rituals Assosiated with Polytheistic Religion, From the Stone Ages to the Present, s.v., "Perun," (Secaucus, New Jersey: The Citadel Press, 1973), 260.
18 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine.com/display.asp?AddButton=pages\ P\A\Paganism.htm (24 MapTa 2006).
19 Encyclopedia of Ukraine , "Khors", n.d., http://www.encyclopediaofukraine.com/ display.asp?linkpath=pages\K\H\Khors.htm, (24 MapTa 2006).
20 Harry E. Wedeck and Wade Baskin, eds., Dictionary of Pagan Religions: The Cults, Rites, and Rituals Assosiated with Polytheistic Religion, From the Stone Ages to the Present, s.v., "Khors," (Secaucus, New Jersey: The Citadel Press, 1973), 186.
21 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine.com/display.asp?AddButton=pages\ P\A\Paganism.htm (24 MapTa 2006).
22 Encyclopedia of Ukraine, "Dazhboh", n.d., http://www.encyclopediaofukraine.com/
display.asp? linkpath=pages\K\H\Khors.htm, (24 MapTa 2006).
23 G.Y. Shevelov, "Rus", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof Ukraine. com/display.asp?AddButton=pages\ R\U\RushDA. htm (24 MapTa 2006).
24 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www. encyclopedia ofukraine.com/display.asp?AddButton= pages\ P\A\Paganism.htm (24 MapTa 2006).
25 Encyclopedia of Ukraine, "Stryboh", n.d., http://www.encyclopediaofukraine.com/ display.asp?linkpath=pages\S\T\Stryboh.htm, (24 MapTa 2006).
26 Harry E. Wedeck and Wade Baskin, eds., Dictionary of Pagan Religions: The Cults, Rites, and Rituals Assosiated with Polytheistic Religion, From the Stone Ages to the Present, s.v., "Stri-bog," (Secaucus, New Jersey: The Citadel Press, 1973), 305.
27 Encyclopedia of Ukraine, "Stryboh", n.d., http://www.encyclopediaofukraine.com/ display.asp?linkpath=pages\S\T\Stryboh.htm, (24 MapTa 2006).
28 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine.com/display.asp?AddButton=pages\ P\A\Paganism.htm (24 MapTa 2006).
29 Encyclopedia of Ukraine, "Mokosh", n.d., http://www.encyclopediaofukraine.com/
г
1
В отличии от египетского, вавилонского, или греческого народов, украинские язычники не строили огромных храмов для своих богов. Николай Мышинка в статье «Язычество», помещенной в «Энциклопедии Украины» указывает на факты о том, что украинцы предпочитали поклонятся богам на открытой местности у алтарей, построенных на священных местах30.
Археологами обнаружены несколько небольших и два крупных места поклонения. Один из двух главных алтарей был построен Великим князем Киевской Руси Владимиром Великим (956 - 1015 н.э.) возле его дворца в Киеве и был посвящен Перуну, Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Мокоше в благодарность за победы, которые он одержал над врагами своей страны31.
Второе главное известное место было построено под большим священным дубом на острове Хортица (остров на Днепре, в районе города Запорожье) и поклоняющиеся, в основном купцы, приплывали вниз по реке Днепр, чтобы там принести жертвоприношения32. Наталия По-лонська-Василенко в своей книге «Украина - Русь и Западная Европа в 10-13 столетиях» приводит факты, что некоторые из этих купцов прибывали с Индии, Китая, по-
тому что торговые пути между Китайской империей и Священной римской империей проходили через украинские земли, пересекая реку Днепр вблизи Киева33.
Также Орест Субтельный в книге «Украина: История» доказывает это, говоря, что археологическими раскопками на украинских землях были обнаружены товары азиатского происхождения: шелк с Китая, драгоценные камни с Ирана и Индии, а также кристалл с Кавказа34. Если считать эти предположения достоверными, то тогда украинское язычество могло иметь религиозное столкновение с культурами этих азиатских стран.
Эти алтари и места поклонения языческим богам отражают религиозное состояние предшественников украинской нации перед официальной встречей с христианством.
Столкновение язычества и христианства на Украине
Будучи относительно близкой к Православной Византии и имея торговые контакты с католической Европой, Украина была открыта для миссионерских путешествий монахов как с западных, так и с восточных христианских церквей. Огромное влияние на приход хрис-
display.asp?linkpath=pages\M\O\Mokosh.htm, (24 MapTa 2006).
30 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine.com/display.asp?AddButton=pages\ P\A\Paganism.htm (27 MapTa 2006).
31 Arkadii Zhukovsky, "Volodymyr the Great," Encyclopedia of Ukraine, n.d., http:// www.encyclopediaofukraine.com/display.asp? AddButton=pages\V\O\VolodymyrtheGreat.htm, (27 MapTa 2006).
32 Mykola Mushynka, "Paganism", Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine.com/display.asp?AddButton=pages\ P\A\Paganism.htm (27 MapTa 2006).
33 Natalia Polonska-Vasylenko, Ukraine-Rus and Western Europe in 10th-13th Centuries, (London, Great Britain: Ukrainian Publishers Ltd., 1964),8.
34 Orest Subtelny, Ukraine: A History, (Toronto, Canada: University of Toronto Press, 1988), 12.
г
п
тианства на Украину оказало проникновение «новых мыслей» с греческих колоний, расположенных на северных побережьях Чёрного моря. Василий Ленцык в статье «Христианизация Украины» утверждает, что хорошее географическое расположение - близость к Чёрному морю и Ближнему Востоку - способствовало тому, что христианство уже в I ст. н.э. было известно на территории современной Украины35 .
Предания православной церкви повествуют о том, что апостол Андрей, один из 12 учеников Иисуса Христа, брат Петра, был первым миссионером на землях северного побережье Чёрного моря и путешествовал вверх по реке Днепр36. Позже он был провозглашен главным святым в Украине37.
Также украинские земли были местом визитов римских пап. В конце X столетия Великий князь Киевской Руси Владимир Великий, тот, кто в прошлом построил алтари для языческих богов, рассматривал возможность обращения в христианство. Трудно сказать было ли это решение основано на личном веровании или на политических интересах, но в 987 году Владимир Вели-
кий был крещён сам и позднее, в 988 году, он издал указ о крещении всей Киевской Руси. Весь народ был принуждён отвергнуть старых языческих богов и креститься в реке Днепр38. Если это решение Владимира Великого было основано на личном веровании, то тогда неизвестно, кто повлиял на него больше: его друг Олаф Трюггвасон I, король Норвегии, или одна из его христианских жён, или его бабушка Ольга, княгиня Киевской Руси в 945957 гг. н.э., которая тогда уже была христианкой, будучи крещённой в Киеве в 955 году н.э.39
После этих событий Рим и Византия начали «войну» за Киевскую Русь и вскоре Киев стал местом посещений делегаций этих двух христианских «миров». Наталия Полонская-Василенко утверждает, что было три главных визита из Рима в Киев (в 979, в 991, и в 1000 гг. н.э.) и два путешествия с Киева в Рим (в 992 и в 1001 гг. н.э.)40. Примерно в эти же временные сроки множество делегаций из восточно-византийских церквей посетили Киев. Сделав выбор в пользу восточной византийской церковной литургии, Киевская Русь продолжала сохранять дружеские отно-
35 Wasyl Lencyk, "Christianization of Ukraine," Encyclopedia of Ukraine, n.d., http:/ /www.encyclopediaofukraine.com/display. asp?AddButton=pages\C\H\ Christianization ofUkraine.htm (30 MapTa 2006).
36 Encyclopedia of Ukraine, "Saint Andrew", n.d., http://www.encyclopediaofukraine.com/ display.asp?AddButton=pages\S\A\SaintAndrew. htm, (30 MapTa 2006).
37 Harold W. Attridge, Andrew, St., in "The
Harpercollins Encyclopedia of Catholicism,"
Richard P. McBrien, ed., (New York, NY: Harp-
erCollins Publishers, 1995), 45.
38 Wasyl Lencyk, "Christianization of Ukraine," Encyclopedia of Ukraine, n.d., http:/ /www.encyclopediaofukraine.com/display. asp?AddButton=pages\C\H\Christianization ofUkraine.htm (2 а Апрель 2006).
39 Mykhailo Zhdan and Arkadii Zhukovsky, "Olha, Princess [Ol'ha]," Encyclopedia of Ukraine, n.d., http://www.encyclopediaof ukraine. com/display.asp?AddButton=pages\O\L\ OlhaPrincess.htm (2 апрель 2006).
40 Natalia Polonska-Vasylenko, Ukraine-Rus and Western Europe in 10th - 13th Centuries, (London, Great Britain: Ukrainian Publishers Ltd., 1964), 13-14.
г
1
шения с Римом. Позже Киев стал передовым пунктом для западных мо-
нахов на миссионерских путешествиях в восточные и северные земли41.
Табл. 2. Христианизация Украины
1. 2. 3.
Метод
Миссионерское путешествие Колонизация Политические влияния
Следует заметить, что язычество не было полностью вытеснено традиционным христианством с религиозной жизни в Украине. Язычество частично внедрившееся в христианские доктрины, всё еще присутствует в некоторых верованиях, обычиях и праздниках в тради-
Пример
Визиты апостола Андрея, римских пап, миссионеров с Византии
Греческие колонии на Северном побережье Черного моря
Экономические, политические и родственно-семейные отношения с западными и восточными странами
ционных ветвях христианской церкви на Украине. Таблица, приведённая ниже, показывает, как языческие праздники были соединены с религиозными праздниками традиционной христианской церкви на Украине.
Табл. 3. Языческие праздники в христианстве4
Язычество
Праздник Перуна: бога грома и молнии
Праздник Велеса: древнего славянского бога животноводства, богатства и торговли
Праздник Купайла: из древнеслов. «тот, кто купает, очищает через воду»
Праздник Эквинаха: зимний праздник в честь возращения Солнца или начала посевного календаря
Праздник «Великого Дня» (Великдень): весенний фестиваль, начало жизни после зимы
Розалия: фестиваль в честь возращения мертвых в форме духов
Христианство
Праздник Св. Илии
Праздник Св. Георга, защитника агрономии, того, кто благословляет урожаем
Праздник Св. Иоанна Крестителя Рождество
Пасха
Сошествие Духа Святого
41 ¡ыа, 14.
42 Муко1а МивИупка, "Pagamsm", Епсус1ореа1а
о! икгате, п.а., http://www.eпcyc1opedia-ofukraiпe.com/disp1ay.asp?AddButtoп=pages \P\A\Pagaпism.htm(27 мaрта 2006).
г
п
Нео-язычество на Украине
Основателем нового языческого движения в современной Украине был Владимир Шаян, родившийся во Львове в 190843. После Второй мировой войны он эмигрировал в Лондон, где продолжил свою деятельность, которая повлияла на развитие нового языческого движения на Украине. Владимир Шаян способствовал организации одной из сильнейших языческих ассоциаций в Украине - Союзу Украинских Народных Верующих. Эта организация продолжает свою деятельность и сейчас, выпуская ежемесячник под названием «Сварог».
Вторая сильнейшая языческая ассоциация в Украине под названи-
ем Общество Украинской Народной Веры «Православие» была организована в Киеве в 199344. Интересно заметить, что эта организация использует название восточной ветви традиционного христианства. Основатель Общества Украинской Народной Веры «Православие» считает Восточную Православную церковь незаконно присвоившей это название для того, чтобы «...обмануть верующих в течении первых столетий после крещения Киевской Руси»45.
Эти две главные языческие организации входят в состав членов европейских языческих организаций, а также поддерживает отношения с мировой федерацией язычества.
Доктрины
Бог
Св. Писание Троица
существования
Природа
Табл. 4. Верования Общества Украинской Народной Веры «Православие»46
Объяснения
Бессмертный, многоличностный и многоименный Сварог -это древний бог нашей веры, главный бог Вселенной, небесный Зодиак. Его сыновья: Дажбог, Перун, Велес, Стрибог, Ярило, Хорс, Ладо, Купайло, Симаргл, Позвызд, Переплут, и др. Его дочери - Лада, Лея, Купала, Дана, Перунистя, Мокоша, Коляда и др.
«Велесова Книга», написанная в 5 ст. до. н.э. на дубовой коре
Отождествлена в идее священного Дерева Жизни: Корни этого дерева достигают подземной глубины (Царства предков). Ствол и ветви символизируют проявления Жизни (Царство живущих)
Центральная идея веры - получить больше знания о Природе и Вселенной, и прославлять бога за счастье даруемое в нашей жизни
43 Neo-Paganism in the Central Eastern Europe, "Ukraine," n.d., http://vinland.org/heathen/ pagancee/# Ukraine (30 MapTa 2006).
44 "Society of the Ukrainian Native Faith
"PRAVOSLAVYA,» World Congress of Ethnic
Religions, n.d., http://www.wcer.org/members/
europe/Ukraine (31 марта 2006).
45 Там же.
46 "Society of the Ukrainian Native Faith "PRAVOSLAVYA,» World Congress of Ethnic Religions, n.d., http://www.wcer.org/members/ europe/Ukraine (2 апреля 2006).
г
1
Причины возрастания интереса к язычеству на Украине
Как было сказано выше, последние десятилетие на Украине отличалось повышением интереса к языче-ству:47 язычество было на Украине до прихода христианства, язычество частично адаптировалось и слилось с христианством после его прихода, и в настоящее время оно переживает декаду возрождения на Украине.
Возрастание интереса к язычеству на Украине означает, что христианство не полностью восполнило некоторые нужды в сердцах и умах людей. Краткое исследование, проведенное для этой статьи осветляет две главные причины растущего интереса к язычеству.
Первая главная причина повышения интереса к язычество касается вопроса национальной идентичности украинского народа: многие люди путают язычество с национальной идентичностью и призывают отвергнуть чужеземную религию и вернуться к язычеству для того, чтобы возродить потерянную «исконно присущую» национальную религию. Однако те, кто придерживается этой идеи забывают, что Украина уже была частично христианской даже до официального крещения Киевской Руси в 988989 гг. н.э. под руководством князя Владимира Великого, через влияния миссионерских путешествий
апостола Андрея и распространений «новой мысли» из греческих колоний на северном побережье Чёрного моря. Поэтому, национальная идентичность не означает принадлежность к язычеству.
Вторая немаловажная причина повышения интереса к язычеству касается вопроса сущности самого христианства. В некоторых частных случаях христианство не сохранило чистоту доктрин и позволило проникновение языческих традиций, обрядов и верований. По этой причине многие видят язычество, как основание для христианства и призывают вернуться к «духовным» корням истинной религии. Однако, те, кто придерживаются этой точки зрения по вопросу взаимоотношения христианства и язычества забывают, что не церковные доктрины характеризуют христианство, а Библия. В Библии нет традиций, обрядов, или верований позаимствованных у язычества. Следовательно, христианство не основано на язычестве и не вышло из него.
Ситуация сложившаяся с язычеством на Украине ожидает ответной реакции от христианства. Если христианство не даст ясного ответа на эти два вопроса - национальной идентичности и сущности христианства, - тогда многие воспримут это молчание как позитивный ответ и частичное падение христианства.
47 Ушга8^ 1321.
г
п
Библиография
Attridge, Harold W. "Andrew, St." The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. Editor Richard P. McBrien. New York, NY:
HarperCollins Publishers, 1995 Encyclopedia of Ukraine. "Dazhboh." "Khors." "Mokosh." "Saint Andrew." "Saint Clement." "Stryboh," n.d. <http: //www.encyclope diaofukraine.com Firth, Raymond. "Animism." A New Dictionary of Christian Theology. Editors Alan Richardson and John Bowden. Great Britain, London: SCM Press Ltd, 1983 Hu, D.A. "Animism." New Dictionary of Theology. Editors Sinclair B. Ferguson and David F. Wright. Downers Grove, Illinois:
InterVarsity Press, 1988 Kravtsiw, Bohdan and Bohdan Medwidsky. "Mythology". Encyclopedia of Ukraine, n.d. <http://www.encyclopedia ofukraine.com/display.asp?AddButton= /pages/m/y/mythology.htm> Kuhn, H. B. "Dualism." Evangelical
Dictionary of Theology. Editor Walter A. Elwell. 2nd ed. Grand Rapids, Michigan: Baker Academic, 2001 Lencyk, Wasyl. "Christianization of Ukraine." Encyclopedia of Ukraine, n.d., <http://www. encyclopedia ofukraine.com/isplay.asp?AddButton= pages\C\H\ChristianizationofUkraine.htm Mushynka, Mykola. "Paganism". "Perun". "Svaroh". Encyclopedia of Ukraine, n.d.<http://www.encyclopedia ofukraine.com > Neo-Paganism in the Central Eastern Europe. "Ukraine," n.d., <http:// vinland.org/heathen/pagancee/ #Ukraine >
Polonska-Vasylenko, Natalia. Ukraine-Rus and Western Europe in 10th - 13th Centuries. London, Great Britain: Ukrainian Publishers Ltd., 1964
Shevelov, G.Y. "Rus." Encyclopedia of Ukraine, n.d. <http://ww.encyclopedia ofukraine. com/display.asp?AddButton= pages\R\U\RushDA.htm> "Society of the Ukrainian Native Faith "PRAVOSLAVYA.» World Congress of Ethni Religions, n.d. <http:// www.wcer.org/members/europe/ Ukraine/> Subtelny, Orest. Ukraine: A History.
Toronto, Canada: University of Toronto Press, 1988 Wedeck, Harry E. and Wade Baskin, eds. Dictionary of Pagan Religions: The Cults, Rites, and Rituals Assosiated with Polytheistic Religion, From the Stone Ages to the Present. S.v., "Khors." "Perun." "Stribog." "Svaroh." Secaucus, New Jersey: The Citadel Press, 1973 Yurash, Andrij. "Ukraine." Religions of the World. Editors J. Gordon Melton and Martin Baumann. Vol. 4. Santa Barbara,
California: ABC-CLIO, Inc.: 2002 Zhdan, Mykhailo and Arkadii Zhukovsky, "[Ol'ha],"Encyclopedia of Ukraine, n.d., <http://www.encyclopedia ofukraine.com/display.asp?AddButton= pages\O\L\Olha Princess.htm> Zhukovsky, Arkadii. "Volodymyr the Great," n.d. Encyclopedia of Ukraine. <http://www. encyclopedia ofukraine.com/display.asp?AddButton= pages\V\O\VolodymyrtheGreat.h>