Научная статья на тему 'Исторические предпосылки ценностного отношения к здоровью в отечественной педагогике ХХ столетия'

Исторические предпосылки ценностного отношения к здоровью в отечественной педагогике ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кириллов Денис Владимирович

Статья посвящена историческим предпосылкам ценностного отношения к здоровью, которые понимаются нами как объективно существовавшие обстоятельства, отражающие эволюцию теоретических представлений о здоровье как педагогическом феномене, его взаимоотношения с обществом в историческом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки ценностного отношения к здоровью в отечественной педагогике ХХ столетия»

УДК 37 (091)

Д.В. Кириллов ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ХХ СТОЛЕТИЯ

Статья посвящена историческим предпосылкам ценностного отношения к здоровью, которые понимаются нами как объективно существовавшие обстоятельства, отражающие эволюцию теоретических представлений о здоровье как педагогическом феномене, его взаимоотношения с обществом в историческом контексте.

Необходимость систематизировать многовековой опыт человечества в облас-. ти здоровья предопределило рассмотрение данной проблемы в исторической ретроспективе. В соответствии с закономерностями исторического процесса в объекте познания выделяются три периода. В первом периоде объект познания не является предметом сознательной целенаправленной деятельности, получение сведений о нём несистематично, поэтому знания о нём противоречивы и недостаточны. Во втором периоде начинается систематическое изучение одного или нескольких аспектов (сторон) объекта познания, результатом которого является выработка гипотез и научных теорий. Происходит более интенсивное практическое использование объекта познания и, соответственно, его теоретическое изучение. Третий период характеризуется всесторонним изучением всего объекта, возможностей его универсального использования и трансформации на другие области знаний [1, с. 8-9].

На основании вышеизложенного целесообразно выделить в истории развития проблемы здоровья три периода: в первый период - с первобытного общества до конца XIX в. - расширяется семантическое поле термина «здоровье»; во второй период - с рубежа Х1Х-ХХ вв. до середины XX в. - появляются попытки синтезирования знаний по проблеме здоровья, происходит выделение данного феномена на физический, психический и социальный аспект; третий период - с середины XX в. по настоящее время - наблюдается стремление к целостному изучению здоровья, в результате появляются новые отрасли знания, связанные с понятием «здоровье»: санология, психогигиена, валеология, психология здоровья, педагогика здоровья, ортобиотика.

Рассмотрим генезис указанных периодов с целью выделения соответствующих исторических предпосылок, обусловливающих проблему ценностного отношения к здоровью в отечественной педагогике.

Период с первобытного общества до конца XIXв. В диссертационном исследовании З.Н. Литвиновой представлена точка зрения В.И. Дубровского и М. Брихцина. Автор считает, что в первобытном обществе человек во многом зависит от природы (в качестве лечебных мер применялись вода, воздух, солнце), хотя и противостоит ей формами внеприродного бытия. В единстве с природой осуществляется его всеобщность и противопоставление всему «нечеловеческому», а здоровье как социокультурный феномен становится элементом этого разграничения. В период древнейшей цивилизации формируется определенное отношение к здоровью и болезни, появляются некоторые медицинские представления, о чем свидетельствуют клинописные тексты древней Месопотамии и другие документы [2, с. 29-31; 3, с. 76-77; 4, с. 18; 5, с. 5].

Отношение к здоровью как общественно значимому явлению возникает в период античности. В этой связи проблема здоровья становится не только медицинской, но и общефилософской. Сократ считал, что «здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничего!». Здоровье приобретает самостоятельное значение и смысл, воспринимается как особая ценность, определяющая индивидуальные характеристики человека. В трудах Платона, Г иппократа, Аристотеля, содержатся не только сведения медицинского характера, но и представления о целостности человеческого организма. Важное место отводилось предупреждению болезней, из чего следовали предписания гигиенического характера: режим питания (диета), массаж, водные процедуры, запрет на употребление опьяняющих напитков [3, с. 77-80; 4, с. 18; 5, с. 5-6; 6, с. 3].

Совершенно иные взгляды на человека, его здоровье и нездоровье формируются в Средневековье, когда с одной стороны церковь проповедовала отречение от собственного тела как греховной плоти (презрение к плоти, самоистязание),

© Д.В. Кириллов, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

285

в результате чего снизилась роль гигиены и начали распространяться эпидемии, а с другой стороны, именно в этот период происходит углубление знаний о медицине, начинают говорить не только о необходимости лечения болезни, но и сохранении и поддержании здоровья тех, кто им обладает. В обществе формируется установка на здоровье как необходимый компонент жизнедеятельности человека. Так, устанавливается система карантина, впервые введённая в Венеции в 1370-1374 гг., предусматривающей выявление больных и лиц, прибывших из «подозрительных» местностей, и истребление огнём вещей, принадлежащих заражённым [3, с. 80; 4, с. 18-19; 5, с. 6].

В Новое время проблема здоровья становится всё больше сферой медицины (формируется государственное здравоохранение). Происходит не только дифференциация и углубление медицинских знаний, но и все большая их взаимосвязь с другими науками [4, с. 19; 5, с. 6-8].

Отметим работы М.В. Ломоносова, изучавшего проблему человека с точки зрения его здоровья. В 1764 г. По его инициативе в Московском государственном университете открыт медицинский факультет. Позднее С.П. Боткин рассматривал здоровье человека как функцию приспособления и эволюции, воспроизводства и продолжения рода, гарантию здоровья потомства [4, с. 1920; 5, с. 8; 6, с. 3; 7, с. 7; 8, с. 193].

Период с рубежа Х1Х-ХХ вв. до середины XX в. В систематическом изучении здоровья огромное значение имело открытие в 1896 г. П.Ф. Лесгафтом института человека - первого в мире института, занимавшегося комплексными проблемами человека [4, с. 20].

В это время появляется общая гигиена и педология, которые способствовали приращению новых знаний о здоровье, повышению интереса к данной проблеме. Так, начинается проведение комплексного изучения природы развития ребёнка, теоретически обосновывается и реализуется на практике идея здоровьесберегающей педагогики, создаётся программа формирования понимания ценности здоровья и здорового образа жизни в школе, государственно регулируется проблема здоровьесбережения.

Период с серединыXXв. по настоящее время. В отмеченное время происходит всестороннее изучение здоровья. В итоге формируются первая наука о здоровье - санология, которая в свою очередь способсвует возникновению ва-

леологии, в связи с чем формирование, сохранение и укрепление становится необходимостью как для больных, так и для здоровых людей и резко повышенный интерес учёных к изучению данной проблемы приводит к тому, что главной здоровьесберегающей идеей отечественной науки является полноценное и неосложнённое развитие ребёнка в процессе обучения и воспитания без ущерба его целостного здоровья.

Отмеченные моменты позволяют нам выделить исторические предпосылки, обусловившие проблему ценностного отношения к здоровью в отечественной педагогике XX в.:

- в первобытном обществе происходит возникновение истоков гигиены: применение таких природных лечебных мер как вода, воздух, солнце;

- в период античности гигиена продолжает своё развитие: для предупреждения болезней соблюдается режим питания (диета), массаж, водные процедуры и воздержание от употребления опьяняющих напитков;

- в Средние века эпидемии способствовали установлению системы карантина;

- в Новое время формируется государственное здравоохранение;

- в первой половине XX в. начинается проведение комплексного изучения проблемы здоро-вьесбережения;

- во второй половине XX в. появляется первая наука о здоровье - санология, которая вызывает дальнейшее последовательное возникновение других наук о здоровье и формируется целостная работа по здоровьесбережению.

Библиографический список

1. Суворова С.Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: методологические, теоретико-педагогические и технологические аспекты. - Шадринск: Шадрин-ский Дом Печати, 2008. - 228 с.

2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 352 с.

3. Васильева О.С., ХозинаД.З. Историко-культурный анализ понятия «здоровый образ жизни» и современные представления о нём студенческой молодёжи // Психология в вузе. - 2005. - .№1. -С 76-84.

4. Литвинова З.Н. Формирование ценностного отношения личности к культуре здоровья в об-

286

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

разовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 184 с.

5. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Фекникс, 2001. - 416 с.

6. Шенделева С.В. Здоровье и здоровый образ жизни как культурологическая ценность в истории педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №5. - С. 2-4.

7. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. средн. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. - 320 с.

8. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. средн. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. - 320 с.

Н.В. Кузьмина СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО УРОВНЯ КАК ОСНОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В работе рассматривается структура мировоззренческого уровня в контексте формирования идентичности. Автор полагает, что мировоззренческий уровень идентичности является основанием интеграции ситуативных идентичностей в длящуюся непротиворечивую идентичность.

Нестабильностью современного мира и общества детерминирован поиск устойчивых образований, на основе которых определяется отношение индивида к миру и Другим, что находит отражение в личностной и социальной идентичности как результате осознания целостности, длительности, непротиворечивости Я, собственной индивидуальности в соотнесенности с инаковостью Других, своего места в социальном пространстве. Множество социальных контактов создает прецедент для децентрализации Я, формирования множества идентичностей, зачастую противоречащих друг другу, ставит вопрос об основаниях, способных интегрировать разобщенные идентичности в целостную, непротиворечивую, длящуюся личностную идентичность. В качестве этих оснований выступает мировоззренческий уровень личности, в котором аккумулируются воспринятые в процессе социализации ценности, идеалы, убеждения. Цель данной работы - выявить структуру мировоззренческого уровня идентичности, что позволит обнаружить основания интеграции личностной и социальной идентичностей в единое целое, длящуюся, трансверсальную [5] идентичность, объяснить непротиворечивость воплощения Я во множестве различных ситуаций социального взаимодействия.

В понятие мировоззрения входит сложный комплекс проблем отношения человека к окружающему миру, определения своего места в нем, своей позиции по главным вопросам: цели суще-

ствования личности и человечества в целом, происхождения человека и общества, возможности человеческого познания, соотношения бытия и мышления. Мировоззрение представляет собой разноуровневое образование. Первый элементарный уровень представлен мироощущением или миросозерцанием. В нем отражаются лишь внешние проявления бытия. На уровне мировосприятия и миропредставления фиксируются тождество и различие процессов и явлений, формирующих цельную картину мира. Самый глубинный уровень отражения - миропонимание - преодолевает чувственный опыт и вскрывает закономерность явлений и процессов при помощи абстрактного мышления и теоретического познания [10, с. 15]. Таким образом, структура мировоззрения представлена последовательно сменяющими друг друга уровнями мироощущения/ миросозерцания, мировосприятия/миропредставления, миропонимания, характеризующимися разной степенью созерцательности и абстрагирования. Мировоззрение как осознание окружающей действительности можно представить и как единство мировосприятия, миропонимания и мироотношения, которые соотносятся как эмоционально-перцептивный, рационально-когнитивный и деятельностный уровни.

Существует точка зрения, что миропостиже-ние, мироощущение и миропонимание - не уровни, а разновидности мировоззрения. Л. Джахая выделяет три основных типа философствования: миропонимание, осуществляемое в рамках фи-

© Н.В. Кузьмина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.