Научная статья на тему 'Экологическое и эколого-ориентированное мировоззрение как философская проблема'

Экологическое и эколого-ориентированное мировоззрение как философская проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
336
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЗИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ENVIRONMENTAL PHILOSOPHY / ECOLOGICAL WORLDVIEW / PHILOSOPHY / ENVIRONMENTAL-ORIENTED WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мякинников Сергей Петрович

В статье рассматривается экологическая компонента мировоззрения современного общества, которая эксплицируется и философски репрезентируется посредством общенаучных категорий «экологическое мировоззрение» и «эколого-ориентированное мировоззрение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое и эколого-ориентированное мировоззрение как философская проблема»

своеобразия национальной исторической судьбы, поиска смысла истории, создания целостной модели исторического процесса и эсхатологических образов будущего. Внешнеполитические построения славянофилов базировались на оригинальной историософской концепции, которая имела не только научное, но и общественно-политическое значение.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Русская идея // Византизм и славянство: Великий спор. - М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 712 с.

2. Леонтьев К.Н. Славянофильство теории и славянофильство жизни // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. - М.: Республика, 1996. -

С. 685-689.

3. Леонтьев К.Н. Владимир Соловьев против Данилевского // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. - М.: Республика, 1996. - С. 466-512.

4. Леонтьев К.Н. Избранное. Рарогь. - М.: Московский рабочий, 1993 - 400с.

5. Милюков П.Н. Разложение славянофильства: Данилевский, Леонтьев, Соловьев. [Публ. лекция, чит. 22 янв. 1893 г. в аудитории Ист. музея]. - М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнеров и К, 1893. - 53 с.

6. Розанов В.В. Сочинения. - М.: Сов. Россия, 1990. - 592 с.

7. Страхов Н.Н. О книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - С. 510-515.

УДК 128/129

Мякинников Оергей петрович

кандидат философских наук

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово)

mspcaph@list.ru

экологическое и эколого-ориентированное мировоззрение как философская проблема

В статье рассматривается экологическая компонента мировоззрения современного общества, которая эксплицируется и философски репрезентируется посредством общенаучных категорий «экологическое мировоззрение» и «эколого-ориентированное мировоззрение».

Ключевые слова: мировоззрение, экологическое мировоззрение, эколого-ориентированное мировоззрение, экологизированное мировоззрение.

После признания экофобности современной науки, породившей природораз-рушающий НТП, стало очевидно, что требуется внесение серьезных коррективов в традиционно сложившиеся мировоззренческие установки общества. Эти коррективы, прежде всего, касаются уточнения назначения человека в мире, его места в природе и роли в ее развитии. Осознание таких коррективов философами приводит к формированию экологической линии в философии. Экологический аспект разработки философских проблем отношения людей и природы становится общеобязательным. Свидетельством чему служит стремительно нарастающий интерес все большего числа исследователей к изменению характера и стиля современной науки, к ее экологической переориентации. Их работы содержат множество идей, предложений, концепций экологизации науки, познания и ценностей, практики жизни общества, мировоззрения в целом. Философское мировоззрение в первую очередь испытывает экологизацию, так как оно (как и экология) склонно к системному упорядочению частей в единое теоретически выраженное целое.

Значение расширения познания экологических проблем до уровня мировоззрения состоит в том, что последнее участвует в практике контроля и управления природных и сложных, комплексных антропоприродных структур биосферы. Тем са-

мым шире раздвигается видение естественного окружения человека, что делает его более понятным, непосредственно постигаемым. Именно возрастание значимости в философии и науке экологических исследований, расширение предметной области этих исследований и компетенции экологии порождают потребность в формировании представлений об экологическом мировоззрении.

В последние годы авторы все чаще используют термины «экологическое мировоззрение» [1, с. 64-90], «экологически ориентированное мировоззрение» [8, с. 97], «биоэтическое мировоззрение» [5], «ноосферное мировоззрение» [2, с. 2938] и др. Эти термины не нашли еще достаточного признания, а главное - не имеют пока должного обоснования. Чаще пишут об экологической компоненте мировоззрения [4, с. 34]. Несомненно, что основным, смыслоконструирующим оказывается термин «экологическое мировоззрение», так как он представляется наиболее емким, масштабным. Размерность термина «экологический» допускает более широкое смысловое пространство, чем размерность иных, представленных выше терминов. Содержание понятия «экологическое» перекрывает, вбирает в себя все вариации смыслового содержания понятий «эколого-ориентированное», а тем более «биоэтическое». «Экологическое» не обязательно означает «эколого-ориентированное». «Экологическое» есть всё, относящееся к взаимо-

© Мякинников С.П., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 5, 2014

117

отношениям людей и природы в самом широком смысле. Тогда как понятие «эколого-ориентиро-ванное» предполагает особого рода экологические отношения - отношения человека, общества и природы. А именно, отношения людей и природы, строящиеся на экологически целесообразных принципах, учитывающих природные законы и процессы в жизнедеятельности социума общества и отдельных индивидов.

Мировоззрение возникает, можно сказать, в процессе превращения природного в социоду-ховное. Поэтому оно располагается между внешней, внутренней природой человека и его социоду-ховной сущностью. Иными словами, психическое развитие человечества, онтогенез человека показывают, как по мере утраты природного на его место приходит социодуховное. Само мировоззрение, взятое в экологическом смысле, оказывается мерой компенсации недостатка природности в современном человеке, его надбиологическими, социальными и духовными качествами.

Мировоззрение отражает мир, природу, в том числе измененную, человекотворную природу в общем виде. При этом отражается в нем и сам человек, общество, в сознании которых пребывают общевоззренческие представления, так как люди воплощают свои жизненные цели в результатах деятельности, реализуют их в рамках общественной системы ценностей и форм деятельности. Тем самым они вторгаются в природу, переводя свои знания о ней в различные формы деятельности в ней, в экологические виды познания и практики, присущие данному обществу.

В процессе становления экологического мировоззрения следует выделять несколько моментов: 1) накопление объективных знаний о сфере экологического бытия людей; 2) формирование ценностей соответствующего познания и ценностных установок практической жизнедеятельности в природе; 3) непосредственное изменение поведения и деятельности людей в соответствии с принятой системой ценностей и ценностных приоритетов; 4) изменение собственно экологического сознания как феномена социальной и экологической реальности в соответствии с ее трансформацией.

Любое мировоззрение слагается из составных частей не только по признаку особенностей функционирования, уровня организации психического отображения мира (мироощущение, мировосприятие, миропредставление и т.д.), но и по критерию типа воззрений, акцентированного на ту или иную специфическую структурно-субстратную грань объективной и субъективной реальности. Согласно второму критерию в мировоззрении выделяются: а) взгляды на взаимоотношения мира и человека - онтолого-экологическая составляющая в широком смысле слова; б) предельно общее представление об отношении мира к человеку -

онтолого-экологическая составляющая в узком смысле слова; в) сознание и бытие материального мира во взглядах человека, имеющих оценочную, ценностную окраску - онтолого-аксиологическая составляющая; г) воззрения на познавательную деятельность людей, исходя из ценностных приоритетов - гносеолого-аксиологическая составляющая; д) воззрения человека на свое место в мире, на материально-практическое отношение к нему, опираясь на ценностные ориентации, - праксиоло-го-аксиологическая составляющая. Каждая последующая составляющая мировоззрения неразрывна с предыдущей.

Сформировать экологическое мировоззрение любого типа, как некое целое, невозможно путем однолинейного развития какого-либо одного или нескольких его элементов (средствами или воспитания, или образования, или идеологического воздействия, или культурных традиций). Чтобы изменить его как целостное образование, необходимо действовать на все структуры равномерно и учитывать их взаимосвязи. Отсюда выводится понимание того, что понятие «экологическое мировоззрение» следует рассматривать в качестве предельно общей категории для целой группы уточняющих, конкретизирующих его понятий, или понятий, в которых отражаются видовые особенности данного типа мировоззрения родового значения. Большая их часть уже давно нашла свое признание в среде специалистов. Говорить об экологических аспектах мировоззрения невозможно без упоминания понятий экологической проблемы, экологического противоречия, терминологии экологической культуры, экологической этики и прочих специально разработанных понятий.

Экологическое мировоззрение может быть эко-лого-ориентированным и не эколого-ориентиро-ванным. Эколого-ориентированное мировоззрение начинает возникать в конце ХХ - начале XXI вв. В нем высшими мировоззренческими ориентирами, приоритетными ценностными установками, знаниями индивида, освоенными как убеждения, личными взглядами предстают злободневные требования срочного изменения воззрений на традиционные отношения к природе. Тогда как не эколо-го-ориентированное мировоззрение предыдущих времен (до середины XX в.) включало установки, ценностные ориентации, верования необходимости либо господства над природой (радикально антропоцентристский вариант), либо жизни в природе (радикально натурцентристский вариант). В этом смысле эколого-ориентированное мировоззрение понимается как новое экологическое мировоззрение, как «неоэкологическое мировоззрение».

Общая характеристика эколого-ориентирован-ного мировоззрения включает следующие особенности: оно вполне соответствует демократическим принципам построения социальной жизнедея-

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014

тельности, толерантности, свободному развитию личности, ее здоровому образу жизни, идеалам социальной интеграции и глобализации; ему свойственна гуманистическая направленность, делающая краеугольным камнем общечеловеческие ценности; им осознаются общие для всего человечества цели и тяготы жизни в современной экоре-альности, необходимость общепланетарного единства людей, у которых единая судьба как у одного биовида и социальной семьи; оно есть базис экологической морали и нравственности, которые позволяют подняться над своими частными интересами каждому ради более общих интересов всех людей и всей природы Земли, выполняющей функцию дома для человечества; оно оказывается кладезью знаний и общих представлений, взглядов, позволяющих переосмыслить все основные смысложиз-ненные вопросы в ключе обеспечения прав и свобод жизни индивидов, рассматриваемых в ракурсе их отношений с природой; оно предоставляет всеобщие ориентиры практической и теоретической деятельности, позволяющей: I) стремиться действовать во имя самосохранения, осознания всеми людьми ценности жизни общества и опасности его разрушения; II) сформировать жизненно значимые цели поведения, деятельности в природе, при признании своего места в ней; III) достичь намеченных целей, обеспечить методами экологического познания и деятельности; IV) выбрать истинно экологические ценности и определить действительно важные для жизни в природе ценностные ориентации.

Экологическая компонента общего мировоззрения (как и оно само) характеризуется чертами системной интеграции, синкретичной нерасчлененности, нормативно-ценностного характера, целостностью структуры и функций, проявлением духовного производства. Поэтому нам представляется правомерным позиционировать экологическую ориентацию мировоззрения в качестве экологического мировоззрения. Тем более что термин «экологическое мировоззрение» в специальной литературе используется чаще, чем его аналоги.

Большинство авторов понимают под «экологическим мировоззрением» (по аналогии с «новым экологическим сознанием») «новое или современное мировоззрение», «биосферное мировоззрение» [9, с.7], которое должно стать интегративным итогом осмысления экологических проблем с позиции «нового отношения к природе», формирования «нового образа природы». В такого рода определениях на первом месте фигурируют категории «новой рациональности», «новой науки, техники и технологии», посредством которых человек полностью вписывается в научную картину мира, достигается полнота знаний о мире и человеке, обществе и сферах их гармоничного взаимодействия с природой.

Часто добавляется, что такие меры позволяют обеспечить переход к организации социально-экономических и экологических оснований устойчивого развития общества [8, с. 66-68]. Авторы подобного рода трактовок ссылаются на представления экологии о Земле как общем доме для всех живущих на ней. При этом они уточняют свои представления, указывая на особую степень их оформ-ленности, осознанности человеком себя частью системы «человек-природа». На этом примере мы вновь видим, каким образом целое подменяется частью, так как сугубо собственно экологическое не может заменить все экологическое в содержании мировоззрения. «Сугубо экологическое» понимается в качестве фрагмента, компонента об-щевоззренческих представлений экологического мировоззрения, в котором заключается не просто некое видение отношений людей с природой, а уз-рение необходимой целостности этих отношений, посредством которой связываются все аспекты их жизни, познания и деятельности с единым целым природного лона человечества. Понимание такой всесторонней организации социума, как правило, сопровождается стремлением реализовать это свое видение, ставшее убеждением, с целью достижения оптимально сбалансированного равновесия между процессами общества и природы.

В действительности, экологическое мировоззрение общества и индивида, как и экологическое сознание, существовало всегда, во все периоды человеческой истории. Оно достаточно адекватно отражает существующие в данный исторический момент времени объективные отношения людей и природы. Именно специфика сложившегося в ту или иную эпоху экологического мировоззрения определяет поведение и деятельность общества, каждого индивида в их взаимодействии с миром природы. В связи с чем вычленяется тип определений экологического мировоззрения, в которых представлено как раз наиболее широкое, универсальное понимание общих воззрений людей на свои взаимоотношения с природой. В таких дефинициях акцент смещается на рассмотрение людей и природы в качестве относительно самостоятельных частей единой метасистемы мира, что позволяет определенным образом регулировать отношения между ними [7, с. 58-66].

Думается, что именно таким образом представленная предельно фундаментальная мировоззренческая ориентация заслуживает обозначения «экологическое мировоззрение вообще», или просто - «экологическое мировоззрение». Такая терминология предполагает как системность социальных воззрений, убеждений, верований, ценностей и идеалов, основанных на знаниях естественной природы и понимании ее роли в жизни общества, так и специфику формирования индивидами смысложизненных целей, планов, программ, норм,

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 5, 2014

119

ценностных ориентаций, нацеленность на формирование соответствующих потребностей, мотивов и получение знаний, формирующих определенную стратегию поведения по отношению к природе. Тогда как предыдущее понимание экологизированного мировоззрения [6, с. 51], по причине обращенности внимания исследователей на необходимость очередного изменения общего мировоззрения общества перед лицом надвигающего глобального экоколлапса, предлагается обозначить термином «эколого-ориентированное мировоззрение». Экологически целесообразное (экосообразное), ориентированное на сближение с природой, на диалог с ней новое мировоззрение вновь возникает, как и прежде, когда общественное развитие начинает опережать адекватные на данный момент времени воззрения людей на природу и отношения с ней.

Современные реалии не однородны, следовательно, отображающее их сознание также должно отличаться многообразностью. Ведь, кроме традиционного критикуемого ныне воззрения на противопоставленность людей и природы, на признание пагубности крайне прагматического типа взаимодействия с ней и экологически ориентированного мировоззрения (не считая общий взгляд на взаимодействия людей и природы), существуют также иные общевоззренческие позиции экологического характера.

Так, выделяется своего рода переходный тип данной дефиниции от «экологического» к «эко-лого-ориентированному» мировоззрению. Некоторые исследователи, говоря о мировоззрении ноосферного типа (по сути, экологическом мировоззрении), отмечают, что оно есть воззрение на устойчивую систему взглядов и убеждений на мир природы, на их единство, развитие, на способы познания отношений людей и природы, на место людей в природе. И в то же время уточняется, что это воззрение характеризуется признанием самоценности любой формы жизни, осознанием человеком себя «субъектом развития природы» [3]. Подобно тому как взаимодействие общего мировоззрения и мира опосредуется сознанием, в данном случае имеет место опосредованность «экологического мировоззрения» и «эколого-ориентированного мировоззрения» осознанием человеком своего разрыва с природой и жизненной важностью признания его преодоления.

Таким образом, выделяется, как минимум, четыре разновидности формулировок экологически эксплицируемого мировоззрения современной эпохи:

1. Наиболее общие формулировки мировоззренческих представлений на взаимодействие природы и людей без учета конкретной сугубо экологической специфики этих отношений - общемировоззренческая экологическая ориентация, обозначенная нами термином «экологическое мировоззрение».

2. Уточненные, конкретные формулировки, включающие черты воззренческих ориентиров на коэволюцию общества, человека и природы -специфическая мировоззренческая экологическая ориентация, обозначенная нами как «эколого-ори-ентированное мировоззрение».

3. Смешанные, комбинированные варианты определений, содержащие элементы первого и второго типов - переходная мировоззренческая ориентация.

4. Критические выражения традиционного (не эколого-ориентированного) типа мировоззрения, фиксирующие его экофобный характер, все еще преобладающий в современном сознании.

Библиографический список

1. Антюхов А.В., Николаева Т.А., Шлык В.В. Формирование экологического мировоззрения в системе педагогического образования. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. - 118 с.

2. Бороздин В.С., Делия В.П., Лукьянчиков Н.Н. Парадигма планетарного мировоззрения XXI века. -Балашиха: Изд-во «Де-По», 2011. - 256 с.

3. Брагин А.В. Онтологический аспект ноос-ферного соотношения мира и человека: автореф. дис. ... доктор. филос. наук. - Иваново, 2003. - 37 с.

4. Гостева С.С., Попов В.М., Провадкин Т.Г. Современное экологическое сознание: Особенности формирования. - М: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 176 с.

5. Исланова Н.Н. Формирование биоэтического мировоззрения: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Казань, 2011. - 20 с.

6. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск: Наука, 1987. - 218 с.

7. Кузнецов М.А. Ноосферное мировоззрение. -М.: ВГНА, 2005. - 190 с.

8. Линенко О.А. Экологическое сознание. Экологическая культура. Экологическое образование. - Ставрополь: СевкавГТУ 2007. - 258 с.

9. Сергиенко Л.И. Теоретические вопросы экологии: биосферный аспект. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 108 с.

120

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова . м l- № 5, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.