Научная статья на тему 'Исторические предпосылки стандартизации профессионального обучения артистов балета'

Исторические предпосылки стандартизации профессионального обучения артистов балета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки стандартизации профессионального обучения артистов балета»

A.B. Фомкин

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ АРТИСТА БАЛЕТА1

Следующим обновлением образовательной системы училище обязано императору Николаю I, посетившему его в феврале 1853 года. Император прибыл без предупреждения и в одиночестве проследовал в столовую, затем по спальням, учебным классам и лазаретам. Немедленно после его визита в училище начались преобразования.

Должность управляющего училищем и начальника репертуарной части Дирекции занял известный водевилист того времени Павел Степанович Федоров (1803-1879). Следует отметить, что двадцать шесть лет его пребывания на посту управляющего — знаменательное время в истории балетного образования. Именно Федоров отстоял балетное и театральное образования от грозившей им в 1850-е годы ликвидации из-за планировавшегося открытия музыкальной академии (консерватории)2. Благодаря П.С. Федорову и составленному им Уставу (утвержден в 1865 году), продолжилось упорядоченное развитие системы образования в Театральном училище. Новый Устав был преемственен по отношению к предыдущим редакциям, но более системен, продуман и основателен в деталях, что позволило ему не потерять актуальности в течение следующих пятидесяти лет.

Устав конкретизировал цель деятельности училища: "готовить балетных танцовщиков и танцовщиц, и вообще артистов мимического искусства, равно драматических актеров и актрис, а также оперных певцов и певиц"3, тем самым разведя эти виды. Также Устав предусматривал прием в классы драматического искусства и оперного пения учащихся не моложе 16 лет через специальный экзамен с целью усовершенствования, а не первоначального обучения указанным искусствам. Этот пункт шел вразрез с прежними законоположениями и свидетельствовал о

начале постепенной ориентации училища исключительно на обучение балетных артистов (образование вокалистов и драматических артистов все более сводилось к усовершенствованию в специальных классах).

Глава 3 Устава подробно регламентировала процедуру приема детей на балетное отделение. Как и прежде, приему предшествовало заявление родителей о намерении отдать ребенка в училище, но теперь они должны были письменно заверить начальство, что, в случае исключения детей из училища по каким-либо причинам, они примут их обратно на свое содержание.

Отбор детей включал несколько этапов: 1) осмотр врача; 2) испытание способностей; 3) проверку знания русской грамоты, молитв согласно своему исповеданию, математики.

Основными критериями отбора были физические способности и телесная красота. Результаты испытаний подробным образом записывались и передавались в Конференцию училища, которая, рассмотрев кандидатуры, отсылала подходящих детей к директору Императорских театров. При этом Конференции вменялось соблюдать "строжайшее беспристрастие". Директор, лично осмотрев рекомендованных, утверждал постановление Конференции. Дети принимались в училище с испытательным сроком: первый год они учились за свой счет или как вольно-приходящие, затем проходили повторное освидетельствование Конференции на предмет способностей к танцу и зачислялись в училище. Если успехов в обучении не наблюдалось, ребенка возвращали родителям. В то же время любой из учащихся в любой момент имел право оставить училище и поступить в другое учебное заведение.

Устав более четко определил структуру учебного года, отличную от современной. Учебный год начинался 1 марта и примерно совпадал с окончанием театрального сезона и началом Великого поста. С 1 июня по 1 августа продолжались каникулы, когда классы науки и искусств закрывались, за исключением танцевальных классов, в которых преподавание танцев

продолжалось по три раза в неделю. В течение Великого поста (март-апрель) производился выпуск учащихся. Вслед за этим начинался прием желающих обучаться в училище, которые должны были заявить об этом в течение декабря-января.

Глава 4 установила структуру образовательного процесса в Театральном училище как совокупность трех частей: 1) физического образования; 2) нравственного образования и 3) обучения наукам и искусствам.

К физическому образованию относилось "стройное развитие и укрепление телесных сил воспитывающихся и предохранение от болезней" через правильное питание, гигиену, упорядоченность времени, гимнастику, игры, прогулки на открытом воздухе и купание.

Нравственное образование, как и прежде, Устав основывал на религиозном воспитании: изучении Закона Божия, посещении церкви по воскресным и праздничным дням, причащении св. Таин согласно своему исповеданию.

Учреждалось новое деление образовательной программы на классы:

3-4 года Старший

2 года Средний

2 года Младший

Продолжительность обучения балетному искусству, как и прежде, в Уставе четко не определялась и могла варьироваться в зависимости от способностей ученика; однако в младшем и среднем классах он должен был пробыть не менее двух лет в каждом, а в старшем классе оставался до 17-летнего возраста. Следовательно, освоение программы занимало около 7-8-ми лет.

В отличие от предыдущего Устава, впервые была определена структура образовательной программы училища, сочетавшая общий и специальный образовательный цикл. Наполнение циклов было таково:

Цикл общего образования

1. Закон Божий (православного, католического или лютеранского исповеданий).

2. Русская словесность.

3. Французский язык.

4. Арифметика.

5. География.

6. Всеобщая и русская история и мифология.

7. Естественная история.

8. Рисование и чистописание.

9. Музыка, элементарное учение на фортепиано и скрипке.

Цикл специального образования (по видам искусств)

Балетное искусство Драматическое искусство Оперное искусство

1. Танцы балетные 1. История драматического искусства (история русского театра и замечательных на поприще оного деятелей, критическое изучение произведений прежнего и текущего репертуара) 1. Изучение отдельных партий (соло)

2. Танцы характерные 2. Изучение некоторых ролей из лучших драматических произведений, при подробном объяснении преподавателем характера действующих в оных лиц 2. Упражнения в пении дуэтов, трио, квартетов и вообще совокупных отрывков

3. Танцы бальные 3. Частные представления на театре училища, с замечаниями преподавателя о правильности или неправильности игры 3. Лирическая декламация

4. Мимика 4. Частное исполнение на театре училища небольших опер, серьезных и комических, под руководством профессора

5. Фехтование

6. Постановка и представление на театре училища небольших балетов

Как видно из перечня дисциплин, в программе подготовки артиста балета специальный цикл уже оформился как комплекс дисциплин, дающий разностороннюю подготовку в сфере театрального танца. В основе своей он дошел до наших дней, только "танцы балетные" называются "классический танец", "бальные" — "историко-бытовой танец", "характерные" сохранили свое название до сего дня, "постановка и представление на театре училища небольших балетов" именуется "профессиональной практикой". Место "мимики" занимает "актерское мастерство", а "фехтование" покинуло программу лишь 15 лет назад. Распределением предметов по классам ведала Конференция училища, но, к сожалению, расписание занятий до нас не дошло. Во всех отделениях циклы общего и специального образования реализовывались интегрально.

Предметное наполнение цикла общего образования соответствовало тогдашней программе гимназии с добавлением "музыки": практического овладения элементарной игрой на фортепиано или скрипке. Так неприметно в недрах цикла общего образования начал кристаллизоваться третий цикл (в современной терминологии — "общепрофессиональный"), изучающий историю и теорию смежных искусств.

Пунктами 82 и 83 в училище вводились классные журналы и пятибалльная система отметок для всех дисциплин: 5 — за отличные успехи, 4 — хорошие, 3 — удовлетворительные, 2 — посредственные, 1-худые. Пункты 103-112 вводят в училище новую систему аттестации на балетном отделении — отныне экзаменационные испытания "подразделяются на частные, переводные и выпускные".

Целью частных годичных экзаменов является проверка успехов, сделанных учащимся в продолжение учебного года, и отчисление "нерадивых".

Переводные экзамены сдаются через два года и служат основанием для перевода учащегося из класса в класс, при этом Уставом предписано при переводах обращать внимание не только на успехи в искусствах, но и в науках.

Выпускной экзамен на балетном отделении должен производиться не ранее 17-летнего возраста. Как и прежде, зафиксирована публичность выпускных экзаменов, местом их проведения назначен школьный театр. Аттестат выдавался выпускнику, получившему на экзаменах специальных и общих не менее 3-х баллов по каждому. Испытания в предметах общего образования обязательны для всех выпускников: Не выдержавшие эти экзамены аттестат не получали.

Впервые в Уставе зафиксировано требование иметь по всем дисциплинам подробные программы, причем содержательный уровень программ цикла общего образования ориентирован на программные требования средних учебных заведений, а специального — на потребности современного уровня развития искусства. Это позволяет обозначить 1863 год как год возникновения в образовательной системе училища нового вида работы — методической. Параграф 78 гласил: "На преподавание и изучение специальных предметов должно быть обращено особенное внимание, .. .вследствие чего при определении преподавателей следует требовать от них письменного объяснения методы, по которой они намерены преподавать. . Представляемая каждым преподавателем метода, по обсуждении оной в Конференции училища в присутствии самого преподавателя, представляется на утверждение директору Императорских театров"4. Закрепив обязательность методической работы, П.С. Федоров сделал попытку сломать более чем вековую традицию ремесленно-цехового преподавания в танцевальном искусстве, когда обучение совершалось не по программам, а буквально "из рук в руки, из ног в ноги". Правда, М.В. Борисоглебский, опираясь на документы архива, утверждает, что попытка эта мало удалась: "главные руководители классов хореографии, драмы и пения наотрез отказались писать лекции, заявив, что они учат, как умеют, а писать им нечего"5.

Началом более планомерной методической работы в училище следует считать 1895 год, когда танцовщик В.И. Степанов составил "Программу занятий балетными танцами с примерным

распределением учебного материала на семь отделов по степени трудности и сложности их".

В 1890 году впервые изданы программы по общеобразовательным предметам училища. Но эти события происходили уже в русле реформ, осуществленных следующим директором императорских театров И.А. Всеволожским. Он занял этот пост в 1881 году.

В 1888 году его решением ликвидировано драматическое отделение (оперное закрылось еще в 1862 году с учреждением Русского музыкального общества и затем Консерватории). В структуре училища открылись Драматические курсы — самостоятельное отделение, не связанное с "балетным" учебным процессом. Преподавание здесь велось лучше, чем прежде, педагогический персонал отличался хорошей профессиональной подготовкой, на что раньше внимания не обращалось. Окончательно на практике была разделена образовательная подготовка артиста балета и актера драмы и уяснена разница между ними. Податливая эластичность мускулатуры для драматического артиста необязательна, а для балетного — необходимое условие. Определенные физические данные, грация, красота тела, а также чувство ритма для артиста балета имеют решающее значение, тогда как для артиста драмы эти качества желательны, но не обязательны. Если физическая тренировка тела, необходимая для балетного артиста, требовала непременно раннего возраста и длительных систематических упражнений, то подготовка драматического артиста нуждалась в уже законченном общем образовании и в таком возрасте, которому сопутствует определенная степень сознания и способность к восприятию окружающего мира.

В связи с этим, на Драматические курсы начали принимать студентов в возрасте 17-18 лет, а не с детства, как раньше. По своему возрастному цензу и общеобразовательной подготовке они более соответствовали задачам драматического искусства. Учащиеся, имеющие даже не законченное среднее образование, лучше воспринимали специальные предметы, способны были

разрешать поставленные задачи и относились к делу более серьезно, чем подростки.

В 1883-1888 годы был произведен очередной пересмотр Устава Театрального училища.

Балетное отделение было разделено на пять классов: два приготовительных с двухлетним курсом каждый и три с годичным курсом. При этом предполагалось, что "учащиеся могут быть оставляемы в первых классах не более трех лет в каждом, а в остальных не более двух лет в каждом, с тем, чтобы в течение всего учебного курса допускалось оставление на повторный год не более трех раз". Прием детей в балетное отделение допускался из всех сословий. В уставе впервые определена четкая программа обучения, приложены программы дисциплин. Предметы разделены уже на три цикла:

_Общеобразовательный цикл

1. Закон Божий.

2. Русский язык и словесность.

3. Арифметика.

4. Всеобщая и русская история.

5. География.

6. Французский язык.

7. Чистописание и рисование.

_Специальный цикл

1. Танцы балетные.

2. Танцы бальные и характерные.

3. Мимика.

4. Исполнение балетов и дивертисментов.

_Вспомогательный цикл

1. Музыка (игра на фортепиано или скрипке).

2. Фехтование.

3. Военные приемы для мальчиков.

4. Хоровое пение.

5. Рукоделие для девочек.

При получении на выпуске удовлетворительных оценок по общим и специальным предметам ученику выдавался аттестат с правами и преимуществами лиц, окончивших курс городских училищ ведомства Министерства народного просвещения.

В журнале Конференции за 1884 год помещено новое постановление, по которому все испытания отныне должны были проходить в присутствии преподавателей, членов Конференции и заведующего училищем. Помимо пятибалльной системы оценок, вводилось обязательное выведение среднегодовой оценки. Все спорные вопросы относительно учащихся, во избежание пристрастности, должны были решаться на Конференции закрытым голосованием. Основные правила, предписанные Конференции при рассмотрении результатов экзаменов, сводились к выставлению двух обязательных оценок: по балетным танцам и средней по научным предметам, причем

"а) для перевода из приходящих в казенные учащемуся иметь отметку не менее четырех по балетным танцам и не менее трех по научным предметам, при отличном поведении; но при возрасте свыше 14 лет перевод его в казенные не допускать;

б) для перечисления из разряда испытуемых в комплект вольноприходящих учащийся должен иметь, при хорошем поведении, отметки не менее трех, как по балетным, так и по научным классам;

в) отметка менее трех по балетным танцам, в течение двух лет сряду, несмотря на удовлетворительную отметку по научным предметам, подвергает учащегося, как неспособного к танцам, к исключению из училища"6.

В 1899 году И.А. Всеволожский покинул директорский пост. С его уходом не осуществилась реформа театрального дела, изложенная в "Проекте законоположений об Императорских театрах". Автором проекта был сподвижник ушедшего в отставку директора В.П. Погожев. Проект предполагал организацию в составе управления театральной дирекции специальной учебной части. В нее должны были входить в каждой столице: Балетное училище, Драматические курсы, Практический оперный класс,

Хоровой класс и Декорационный класс. Балетное училище и Драматические курсы объединялись в одном учебном заведении под названием Императорское Театральное училище. Последнее предполагалось отнести к ведению начальника Управления Императорских театров, который одновременно являлся бы председателем Конференции училища. Училище планировалось состоящим из трех отделов: воспитательного, учебного и хозяйственного, а также включало канцелярию, лазарет, православную церковь с причтом. К проекту прилагались штаты училища: воспитательно-учебная часть состояла из 23 человек, хозяйственная из 33.

Несмотря на то, что проект В.П. Погожева не воплотился в жизнь, многие его пункты оказались в утвержденном в 1900 году новом Уставе Санкт-Петербургского Императорского Театрального училища.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Продолжение. Начало в № 15.

2Инициатором создания музыкальной академии были А.Ф. Львов и барон М.П. Корф.

3Борисоглебский М.В. Прошлое балетного отделения Петербургского Театрального училища. Материалы по истории русского балета. Т. 1. Л., 1938. С. 330.

"Борисоглебский М.В. Указ.соч. Т. 1. Л., 1938. С. 330.

5Борисоглебский М.В. Указ.соч. Т. 1. С. 209.

6Борисоглебский М.В. Указ. соч. Т. 1. С. 301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.