Научная статья на тему 'Система преподавания общеобразовательных дисциплин в Императорском театральном училище'

Система преподавания общеобразовательных дисциплин в Императорском театральном училище Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ / СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полякова Наталия Викторовна

Материалы статьи отражают систему преподавания общенаучных дисциплин в Императорском театральном училище начиная с момента основания в 1738 году и вплоть до 1917 года. Показан исторический аспект преподавания этих дисциплин, а также прослеживаются изменения в образовательных программах и в системе преподавания в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система преподавания общеобразовательных дисциплин в Императорском театральном училище»

Н.В. Полякова

СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ИМПЕРАТОРСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

Материалы статьи отражают систему преподавания общенаучных дисциплин в Императорском театральном училище, начиная с момента основания в 1738 году и вплоть до 1917 года. Показан исторический аспект преподавания этих дисциплин, а также прослеживаются изменения в образовательных программах и в системе преподавания в целом.

Ключевые слова: образовательная система, общеобразовательные дисциплины, образовательные циклы, система преподавания.

В 1738 году в Петербурге была учреждена «Ея Императорского Величества Танцовальная школа» (ныне Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой). В 1740-х годах она выпустила первых профессиональных танцовщиков. Создав школу, танцмейстер Жан Батист Ланде заложил основы системы профессионального хореографического образования в России. В дореволюционной России отсутствовала единая государственная система образования, а также общие нормативные документы, регламентирующие деятельность учебных заведений. Школа была создана как придворное учреждение и с самого начала развивалась по собственному уставу. Первым уставом являлся проект школы, поданный Ланде вместе с челобитной императрице Анне Иоан-новне.'В нем были сформулированы главные требования балетного обучения: ограничения возраста приема на обучение двенадцатью годами и наличие природных данных у поступающих (гармонии телосложения, выразительности, сценичности, театральности внешнего облика). Отсутствие общеобразовательных предметов вполне отвечало представлениям того времени о целях образования. Они предполагались исключительно в ремесленно-технической подготовке к различным видам государственной службы. В начальный период истории Танцевальной школы образовательная программа подготовки танцовщика включала

1) танец;

2) рецитование в комедии (актерское мастерство);

3) французский язык;

4) участие (исполнение танцев) в балетах.

Выпуск производился, когда балетмейстер признавал ученика готовым к профессиональной деятельности.

В последующие годы, вплоть до 1780-х, исследователи не обнаруживают в архивах документов, говорящих о жизни школы.

В 1779-1781 годах начинается трансформация школы из танцевальной в театральную. Как считал М.В. Борисоглебский, реформа школы сводилась к объединению под общим руководством разных школ: балетной, драматической, музыкальной, живописной.2 Приспособление школы к более широким, теперь уже театральным нуждам было продиктовано развитием театрального дела, требовавшего постоянного притока разнообразных кадров: не только танцовщиков, но и актеров драмы, музыкантов, театральных живописцев. Опробовались разные варианты организации образовательной системы. Наиболее устойчивой оказалась схема, предложенная смотрителем школы и балетным артистом Антонио Казасси. В конце июля 1792 года он подал директору театров Н.Б. Юсупову проект организации театральной школы, которую Казасси закончил в конце 1770-х годов. «Воспитанники театральные, все вообще, должны учиться музыке, танцевать, по-русски порядочно писать и читать, а также, если заблагорассудится, и по-французски...»,3- так писал Казасси в своем проекте. В дополнение к плану прилагалось составленное им первое расписание школы, в котором каждодневно отводились часы на изучение русского и французского языка, искусство актера, музыку и танцы. Казасси предлагал легализовать одну из уже ранее опробованных моделей обучения и нашел поддержку в лице Н.Б. Юсупова. Эта система оказалась очень устойчивой и просуществовала до второй половины XIX века. Срок обучения в училище в ХУШ веке был от 3 до 5 лет, выпуск производился по инициативе администрации или самого учащегося, заявлявшего о приобретении достаточных познаний в выбранной профессии.

Значительная реформа образовательной системы Театрального училища связана с именем Александра Львовича Нарышкина, ставшего директором в 1799 году. В 1809 году был принят Устав, который определял

1) число учеников - по 60 воспитанников каждого пола;

2) возраст приема - от 7 до 10 лет;

3) точный срок обучения - до 16-летнего;

4) список изучаемых дисциплин;

5) обязанности учителей и учеников;

6) должности персонала.

Училище разделялось на четыре отделения. В первом отделении обучение носило испытательный характер. Здесь учащиеся находились до возраста 13 лет, именно в этом возрасте уже становились понятны способности и наклонности детей, в соответствии с которыми учеников определяли к конкретному роду театральной деятельности.

Возраст находящихся во втором отделении устанавливался от 13 лет до выпуска из школы. Скорее всего, это отделение было самым многочисленным, поскольку здесь обучалась основная масса театральных артистов со средними способностями. Они должны были пополнить кордебалет, оркестр, драматическую труппу. Наиболее одаренные из них переводились в третье, элитное отделение. Здесь находились «оказавшие особые успехи в каком-либо роде театрального искусства. Их число не должно было превышать 12 человек обоего пола, и они "отличались от прочих одеждою, содержанием, учением"». Как предназначенные к занятию в будущем «важного амплуа» в драматической или балетной труппе, они «поверялись исключительно балетмейстеру, музыканту или учителю декламации, которые довершают усовершенствование их талантов и ответствуют в том Дирекции, вознаграждающей их по мере успехов вверенных им учеников».4 Поступление в это отделение возможно было только из второго. Это отделение было самым дорогостоящим.

В четвертом отделении оказывались не способные ни к одному из искусств. Они обучались живописи или рукоделию, необходимому для театра мастерству.

В уставе была разработана система контроля успеваемости учащихся. Ежедневно учителя и надзиратели должны были через инспектора подавать записки члену Репертуарной части. Учителя - об успехах и прилежании учеников, надзиратели и надзирательницы - о поведении и благонравии. Через шесть месяцев на основе представленных записок Главный Директор назначал экзамен в присутствии членов Репертуарной части и приглашенных «театральных художников». По его итогам воспитанников, достигших 13 лет, переводили во второе отделение. Тех, кто оказался вовсе неспособным к театральному делу, возвращали родителям. Успешных учеников из второго переводили в третье, а показавших неспособность к искусству во время обучения во втором отделении - в четвертое. Экзамен представлял собой или драматическую пьесу, или балетный спектакль, или музыкальный концерт силами воспитанников в школьном театре. На нем могли присутствовать родственники учащихся.

Выпуск из школы производился в зависимости от успехов воспитанника и потребности труппы или оркестра в нем, но «не прежде четырех и не позже шести лет от вступления воспитанника во второе, третье или четвертое отделение, ибо воспитанники, не имеющие 17-летноего возраста, редко могут сами собою и без строгого за ними надзора усовершенствовать свое дарование и вести себя приличным образом для их звания, искусства и службы Дирекции; а с другой стороны, когда они до 20-го года ... не приобрели нужных познаний и искусства, то уже невозможно более от них ждать успехов».5

Скорее всего, причины таких значительных реформ кроются в требованиях, предъявляемых Дирекции театров балетмейстером Шарлем Луи Дидло, который начал работать в школе в 1801 года. Стараниями Дидло к 1809 году число учащихся в школе удвоилось и достигло 120 человек - «цифра неслыханно большая не только для русской школы, но и для всех иностранных, включая парижскую».6

Общенаучные предметы входили в новую программу по-прежнему в незначительном количестве. Основы знаний за-

кладывались в период обучения в первом отделении школы. Здесь воспитанников обучали закону Божию, французскому языку, российскому языку, арифметике, музыке, рисованию.

В декабре 1816 года после ревизии в училище Милорадови-ча и Волконского была сделана еще одна попытка изменения жизни школы. Было утвержден «Особый порядок управления театральным училищем», а в апреле 1817 года было введено новое расписание уроков. Согласно ему учебный день начинался законом божьим, а заканчивался уроком французского языка. Танцам обучали не более двух часов в неделю. Такое малое количество часов объяснялось тем, что «пробы» - репетиции, иногда длившиеся три или четыре часа, являлись своего рода уроками. На них ученики получали больше «танцевальных сведений», чем на уроках. На деле уроки постоянно отменялись по причине затянувшихся репетиций либо по вине балетмейстера, который назначал занятия, когда считал это для себя удобным. При такой системе программа общего образования едва выполнялась. Все было сосредоточено на танцевальных дисциплинах и театральных выступлениях.

1825-й - год вступления на российский престол Николая I, и в этом же году было утверждено «Постановление Императорской Театральной дирекции», одна из частей которого была посвящена школе. В нем был ряд добавлений: возраст принимаемых был расширен от 7 до 12 лет, время экзаменов по научным предметам, искусствам и ремеслам точно определены Великим и Успенским постами. А 10 мая 1829 года утвержден новый Устав Театрального училища, который определил цели училища и принципы управления им, более детально регламентировал порядок приема, перечень предметов, принципы учебной работы, экзаменов, нравственного образования, содержания учеников, хозяйственные основы и должностные обязанности служащих в училище. Исходя из Устава, Театральное училище должно было готовить несколько категорий артистов, а именно:

- способных и образованных актеров для Российской драматической труппы;

- искусных и знающих музыку певцов и певиц для оперы;

- отличных танцовщиков и танцовщиц в балетах;

- отчасти музыкантов для оркестров.

Впервые появляются данные о существовании специальной процедуры приема: ребенка осматривала приемная комиссия. Поступающие должны были уметь читать и писать по-русски. Детей, поступающих в балетную часть, особо осматривал балетмейстер. По итогам освидетельствования способных детей определяли в балет, драму, оперу или музыку.

По учебной части все учащиеся делились на два разряда: в первом готовились к драматической, оперной и музыкальной карьерам, а во втором - к балетной. Каждый разряд имел два уровня - низший и высший. Разряды помещались отдельно. Но если учащийся одного из них проявлял большие способности в ином роде искусства, он мог быть переведен из разряда в разряд. Штатное число обучающихся устанавливалось по 50 каждого пола (20 - в первом разряде, 30 - во втором).7

Программы разрядов включали следующие дисциплины:

Первый р^ряд Второй разряд

(драма, опера, музыка) (бапет)

Низшие классы Низшие классы

1. Закон Божий. 1. Закон Божий.

2. Российская грамматика. 2. Российская

3. Чтение и грамматика грамматика.

французского языка. 3. Чтение, грамматика

4. Чтение и грамматика немецкого французского языка.

языка. 4. Арифметика.

5. Арифметика. 5. Чистописание.

6. География и начала истории. 6. География и начала

7. Правильное чтение стихов истории.

и прозы. 7. Танцевание.

8. Чистописание. 8. Игра на фортепиано

9. Бальные танцы и фехтование. или скрипке.

10. Пение и музыка (игра на 9. Рисование

фортепиано или скрипке). (у воспитанниц -

11. Рисование (мальчики). рукоделие).

рукоделие (девочки). 10. Гимнастика.

Высшие классы Высшие классы

1. Российская словесность. 1. Танцевание.

риторика, пластика. 2. Фехтование.

2. Всеобщая и Российская 3. Мимика.

история. 4. История и мифология.

3. Мифология. 5. Игра на фортепиано

4. Французская словесность. или скрипке.

5. Немецкая словесность. 6. Российская

6. Декламация. словесность.

7. Французская

Готовящихся к опере или музыке словесность.

сверх того:

1. Пение

2. Итальянский язык.

3. Музыка на разных

инструментах по указанию

директора.

4. Теория музыки.

Устав вводил публичные экзамены для всех классов в начале Великого поста с приглашением «первейших артистов императорских театров, а равно и некоторых из известных литераторов, родителей и родственников обучающихся». Экзаменом являлось представление в школьном театре силами учащихся «как для сцен и танцев, так и для оркестра».

Точное время выпуска зависело от успехов учащегося и от потребности в нем труппы или оркестра, но он должен был покинуть училище не раньше 18- и не позже 20-летнего возраста.

В 1853 году училище посетил император Николай I, прибывший без предупреждения и в одиночестве проследовавший в столовую, затем в спальни, учебные классы и лазареты. Немедленно после его визита в училище начались преобразования. Должность управляющего училищем и начальника репертуарной части Дирекции занял Павел Степанович Федоров, пробывший на этом посту двадцать шесть лет. Благодаря П.С. Федорову и составленному им Уставу, утвержденному в 1865 году, продолжилось упорядоченное развитие системы образования в Театральном училище. По-

степенно училище стало переходить на обучение исключительно балетных артистов (образование вокалистов и драматических артистов сводилось к усовершенствованию в специальных классах).

Отбор детей включал несколько этапов: осмотр врача, испытание способностей, проверка знания русской грамоты, молитв согласно своему исповеданию, математики.

Основными же критериями отбора были физические способности и телесная красота. Дети принимались в училище с испытательным сроком. Если успехов в обучении не наблюдалось, ребенка возвращали родителям. В то же время любой из учащихся в любой момент имел право оставить училище и поступить в другое учебное заведение.

Была четко определена структура учебного года, отличающаяся от современной. Учебный год начинался 1 марта и примерно совпадал с окончанием театрального сезона и началом Великого поста. С 1 июня по 1 августа продолжались каникулы, когда классы науки и искусств закрывались, за исключением танцевальных классов, в которых преподавание танцев продолжалось по три раза в неделю. В течение Великого поста (март-апрель) производился выпуск учащихся. Вслед за ним начинался прием желающих обучаться в училище, которые должны были заявить об этом в течение декабря-января. Структура образовательного процесса состояла из трех частей: физического образования, нравственного образования, обучения наукам и искусствам.

К физическому образованию относилось развитие и укрепление тела и предохранение от болезней посредством правильного питания, гигиены, четкого распорядка дня, гимнастики, игр и прогулок на открытом воздухе, а также купания.

Нравственное образование основывалось на религиозном воспитании: изучении Закона Божия, посещения церкви по воскресным и праздничным дням, причащении.

Было учреждено новое деление образовательной программы на классы:

- младший - 2 года;

- средний - 2 года;

- старший - 3-4 года.

Следовательно, освоение программы занимало 7-8 лет.

В структуре образовательной программы сочетались общий и специальный образовательные циклы. Наполнение циклов было следующим.

Цикл общего образования:

1. Закон Божий (православного, католического или лютеранского исповеданий).

2. Русская словесность.

3. Французский язык.

4. Арифметика.

5. География.

6. Всеобщая и русская история и мифология.

7. Естественная история.

8. Рисование и чистописание.

9. Музыка, элементарное учение на фортепиано и скрипке.

Цикл специального образования (балетное искусство):

1. Танцы балетные.

2. Танцы характерные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Танцы бальные.

4. Мимика.

5. Фехтование.

6. Постановка и представление в театре училища небольших балетов.

Как видно из перечня дисциплин, в программе подготовки артиста балета специальный цикл уже оформился как комплекс дисциплин, дающий разностороннюю подготовку в сфере театрального танца. В своей основе он дошел и до наших дней. Во всех отделениях циклы общего и специального образования давались совместно.

Предметное наполнение цикла общего образования соответствовало тогдашней программе гимназии с добавлением музыки, т.е. овладением элементарной игрой на фортепиано или скрипке.

В училище вводились классные журналы и пятибалльная система отметок по всем дисциплинам: 5 - отличные успехи; 4 - хоро-

шие; 3 - удовлетворительные, 2 - посредственные, 1 - худые. Также в училище на балетном отделении была введена новая система аттестации. Экзаменационные испытания подразделялись на частные, переводные и выпускные. Целью частных годичных экзаменов являлась проверка успехов, сделанных учащимися в продолжение учебного года и отчисление «нерадивых». Переводные экзамены сдавались через два года и служили основанием для перевода учащегося из класса в класс, при этом обращалось внимание на успехи не только в искусствах, но и в науках. Выпускной экзамен на балетном отделении производился не ранее 17-летнего возраста, публично, в школьном театре. Аттестат выдавался выпускнику, получившему на экзаменах специальных и общих дисциплин не менее 3-х баллов по каждому. Испытания в предметах общего образования были обязательны для всех выпускников, а не выдержавшие эти экзамены аттестат не получали.

Впервые в Уставе того времени были зафиксированы требования иметь по всем дисциплинам подробные программы, причем содержательный уровень программ общего образования был ориентирован на программные требования средних учебных заведений, а специального - на потребности тогдашнего уровня развития искусств. Таким образом, можно говорить о возникновении в образовательной системе училища с 1863 года методической работы. В 1890 году впервые были изданы программы по общеобразовательным предметам, но это уже произошло в рамках реформ, осуществляемых следующим директором императорских театров - И.А. Всеволожским.

В 1883-1888 годы был произведен очередной пересмотр Устава Театрального училища. Балетное отделение было разделено на пять классов: два приготовительных с двухлетним курсом каждый и три с годичным курсом. Прием детей в балетное отделение допускался из всех сословий. Впервые была определена четкая программа обучения, приложены программы дисциплин. Предметы разделены уже на три цикла.

Общеобразовательный цикл:

1. Закон Божий.

2. Русский язык и словесность.

3. Арифметика.

4. Всеобщая и русская история.

5. География.

6. Французский язык.

7. Чистописание и рисование.

Специальный цикл:

1. Танцы балетные.

2. Танцы бальные и характерные.

3. Мимика.

4. Исполнение балетов и дивертисментов.

Вспомогательный цикл:

1. Музыка (игра на фортепиано или скрипке).

2. Фехтование.

3. Военные приемы для мальчиков.

4. Хоровое пение.

5. Рукоделие для девочек.

При получении на выпуске удовлетворительных оценок по общим и специальным предметам ученику выдавался аттестат с правами и преимуществами лиц, окончивших курс городских училищ ведомства Министерства народного просвещения. Все экзаменационные испытания должны были проходить в присутствии преподавателей, членов Конференции и заведующего училищем. Помимо пятибалльной оценки вводилось обязательное выведение среднегодовой оценки. Все спорные вопросы относительно учащихся, во избежание пристрастности, должны были решаться на Конференции закрытым голосование. При рассмотрении результатов экзаменов обязательным было выставление двух оценок: по балетным танцам и средней по научным дисциплинам. При этом отметка менее трех по балетным дисциплинам в течение двух лет подряд, несмотря на удовлетворительную отметку по научным предметам, «подвергала учащегося к исключению из училища»,8 как неспособного.

Бюрократический аппарат императорских театров своим непосредственным наблюдением все время тормозил развитие те-

атрального образования. Еще во времена Дидло чиновники всячески препятствовали развитию петербургского училища. Если бы не подобные препятствия, училище давно бы именовалось «академией танцев» и образование в нем было бы поднято на гораздо большую высоту. Всякие новшества в петербургском училище вводились с поразительной медлительностью и нежеланием.9

В 1905 году в театральном училище была созвана Конференция ведущих педагогов, школьного и театрального начальства для подробного разбора и обсуждения общей системы преподавания. В результате Конференция постановила:

- расширить программы училища соответственно современным потребностям;

- повысить требования в отношении умственного развития и подготовки принимаемых в училище детей;

- ввести в начальных кассах программу наук, не меньшую программы параллельных классов городских училищ, чтобы исключаемые по неспособности к танцам дети имели возможность поступать туда соответственно их возрасту;

- с неудовлетворительными баллами по наукам из класса в класс не переводить, каковы бы ни были успехи по специальным предметам.

Но все эти намерения не увенчались успехом. Начиная с 1906 года все преподаватели наперебой стали подавать рапорты с просьбой увеличить им число уроков, ввиду важности преподаваемых ими дисциплин. И чтобы удовлетворить все претензии педагогов, нужно было ввести 16-часовой учебный день или увеличить на пять лет срок обучения. Естественно, это все было невозможно выполнить, и в результате все так и осталось без изменения. Педагоги не нарушали мирного течения школьной жизни, никто не решался новаторствовать. В результате кризис, испытываемый театральным училищем, все более усугублялся.

В 1914 году началась Первая мировая война, которая поначалу почти не ощущалась в училище. Но в 1915 году произошло необыкновенное событие - был отменен прием новых учащихся.

«Отказ от набора учащихся, разброд в среде педагогов, отсутствие программ, учебников и учебных пособий, незыблемая

рутинность в преподавании - все говорило за то, что училище, а следовательно, и хореографическое образование находились в полосе упадка».10

После Февральской революции 1917 года училище перестало называться «императорским». 30 апреля 1917 года был дан последний спектакль старой школы. «Вскоре после этого спектакля прекратил свое существование интернат, училище перестало быть закрытым учебным заведением - началась новая эра хореографического образования».11

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Прошлое балетного отделения Петербургского Театрального училища ныне Ленинградского государственного хореографического училища // Материалы по истории русского балета: в 2-х тт. - Т. I / сост. Борисоглебский М.В. - М. - Л.: Ленинградское Государственное хореографическое училище, 1938. - С. 20.

2 Борисоглебский М.В. Указ. соч. - Т. 1. - С. 34.

3 Борисоглебский М.В. Указ. соч. - Т. 1. - С. 126.

4 Борисоглебский М.В. Указ. соч. - Т. 1. - С. 324.

5 Там же.

6 Слонимский Ю.И. Дидло. - Л.-М., 1958. - С. 49.

7Фомкин А.В. Исторические предпосылки стандартизации профессионального обучения артистов балета // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. - № 15. - С. 24-25.

8 Борисоглебский М.В. Указ. соч. - Т. 1. - С. 301.

9 Борисоглебский М.В. Указ. соч. - Т. 2. - С. 128.

10 Борисоглебский М.В. Указ. соч. - Т. 2. - С. 207.

11 Борисоглебский М.В. Указ. соч. - Т. 2. - С. 223.

Abstract

The content of an article describes General Scientific disciplines teaching process in the Imperial Theater School from the date of establishment in 1738, until 1917. It has been made the retrospective historical review of the general scientific disciplines teaching process with a special focus on the educational programs and methodology evolution.

Key-words: educational system, general scientific disciplines, educational course, educational methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.