ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2016. № 2
М.Ф. Видясова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННОГО ЛИВИЙСКОГО КРИЗИСА
Хронологические рамки статьи охватывают период от освобождения Ливии из-под итальянского господства в 1943 г. и ее раздела на три оккупационные зоны до первого десятилетия XXI в., преддверия «арабской весны», которая спровоцировала в этой стране гражданскую войну. Особое внимание уделено режиму Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (СНЛАД), исчезнувшей вместе с ее создателем в 2011 г. Автор показывает, что под покровом этого режима, якобы зиждившегося на «прямом народовластии», скрывалось не только самодержавие полковника Муаммара Каддафи, но и политическая конкуренция выходцев из разных родоплеменных кланов, обострившаяся в 1991-1998 гг. - во время действия международного эмбарго против СНЛАД. В статье также рассматриваются основные векторы внешнеполитического курса Ливии и внутриполитические противоречия, ставшие причиной как будущего падения режима СНЛАД, так и ужасной гибели Каддафи.
Ключевые слова: история Ливии, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Муаммар Каддафи, «арабская весна».
The article describes the events in Libya from 1943, when Libya was liberated from the control of Italy and divided into three occupation zones, to the first decade of the XXI century, the verge of "Arab Spring", which triggered a civil war in that country. It especially focuses on the Great Socialist People's Libyan Arab Jamahiriya regime, which was overthrown together with its founder in 2011. The author shows that behind this regime, allegedly based on direct democracy, was not only the autocracy of Colonel Muammar Gaddafi, but also political confrontation between representatives of different tribal clans, which escalated in 1991-1998, during the period of international embargo against Libyan Arab Jamahiriya. The article also analyzes the main trends of Libyan foreign policy and internal conflicts that lead to the fall of Libyan Arab Jamahiriya and the shocking death of Gaddafi.
Key words: History of Libya, Great Socialist People's Libyan Arab Jamahiriya, Muammar Gaddafi, "Arab Spring".
Правление британской и французской военных администраций (1943-1951). После битвы при Эль-Аламейне (Египет) армия генерала Монтгомери вступила на территорию Ливии, преследуя отступавший на запад итало-немецкий Африканский корпус фельдмаршала Роммеля. К февралю1943 г. она полностью овладела областями Киренаика и Триполитания и, оставив их в тылу, перенесла центр тяжести своих сражений с неприятелем в Тунис. Между тем
еще 1 марта 1941 г. волонтерская бригада «^огсе^» под началом капитана Леклерка - моторизованная колонна Свободной Франции, сформированная в Чаде, взяла группу оазисов Куфра на юге Кире-наики. В следующем году она с переменным успехом отбивала атаки противника в Ливии, с января 1943 г. продолжила боевые операции на территории Туниса во взаимодействии с армией Монтгомери.
В итоге Ливия была разделена на три части. Киренаика и Три-политания составили зону ответственности английского военного командования, а обширная, в основном пустынная и малонаселенная провинция Феццан стала зоной военного управления Франции. Это действительно была «военная зона», ибо французские власти вывели ее из сферы гражданской администрации точно так же, как они это сделали в алжирской Сахаре и на пустынном юге Туниса.
Обе «управляющие державы» строили свою политику в Ливии с учетом исторически сложившейся специфики ее провинций, веками существовавших обособленно, но в целом содействовали реставрации племенного строя, который в той или иной степени был размыт в период итальянской колонизации. Восстанавливая институт ро-доплеменных вождей, британская военная администрация предполагала сделать его своей опорой в расчлененной стране, объединять которую она не собиралась. При этом главная ставка делалась на Идриса ас-Сенуси, духовного лидера религиозного братства сену-ситов, одного из крупнейших союзов суфиев Северной Африки.
Идрис ас-Сенуси, бежавший в Египет еще в 1922 г., проживал в Каире, откуда с 1943 г. совершал «челночные» визиты на родину и выжидал момента, когда смог удостовериться в том, что пользуется безоговорочной поддержкой со стороны Великобритании.
Тем временем англичане, запретив в Киренаике деятельность политических партий, поощряли создание лояльных им общественных ассоциаций и не возражали против образования нейтральных. Так, 4 апреля 1943 г. в Бенгази открылся Спортивный клуб имени Омара аль-Мухтара (легендарного партизанского вождя, повешенного итальянцами в 1932 г.), впрочем, он недолго занимался только развитием физической культуры среди молодых горожан.
Аполитичность этого клуба не подтвердилась; уже летом 1943 г. под его вывеской стали издаваться патриотическая газета «Барка ар-Риядийа» («Спортивная Киренаика») и аналогичный ей по духу ежемесячник, тоже названный в честь Омара аль-Мухтара. Оба издания, равно как и частная газета «Аль-Ватан» («Родина»), публиковали статьи, требовавшие объединить Триполитанию и Киренаику при установлении в обеих провинциях республиканской
формы правления. Это шло вразрез с планами англичан. В противовес спортивному клубу, ставшему на деле республиканским, был сколочен Национальный фронт, куда вошли 75 человек, в основном вожди больших и малых племен - сторонники сенуситского братства. После их совещания, состоявшегося 14 июля 1946 г. в городе Бейда, и согласно принятому там решению они направили 30 ноября декларацию в адрес официального Лондона, призывавшую к созданию в Киренаике правительства, действующего во главе с Идрисом ас-Сенуси под сенью британской короны.
Декларация шейхов вполне устроила Англию, их пожелание было удовлетворено. Вернувшийся из эмиграции Идрис ас-Сенуси распустил Национальный фронт, закрыл успевший расколоться на республиканцев и монархистов клуб им. Омара аль-Мухтара, учредив Национальный конгресс Киренаики, выражавший интересы религиозно-племенной верхушки. В декабре 1947 г. он распустил и «карманный» Национальный конгресс. 1 июня 1949 г. самоуправление Киренаики было юридически оформлено. Новоиспеченный монарх - эмир Идрис провозгласил ее «независимым государством» и создал правительство, которому англичане придали ограниченные функции, оставив за собой вопросы финансов, обороны, внешних сношений, а также управление бесхозной итальянской собственностью. Де-факто это был худший вариант режима протектората.
В Триполитании, где получили некоторое развитие компрадорская буржуазия и городские средние слои, англичане не имели столь прочной социальной опоры, как в Киренаике, и не могли воспрепятствовать зарождению политических организаций или движений, но старались направить их деятельность в нужное им русло. Так, в 1945 г. здесь возникла Национальная партия, выступавшая за единство и полную независимость Ливии; в 1946 г. заявили о себе Свободный национальный блок (СНБ) - осколок Национальной партии, которая быстро распалась надвое, и Объединенный национальный фронт (ОНФ). Детище англичан, ОНФ поддерживал Идриса ас-Сенуси. В марте 1947 г. был создан Ливийский комитет освобождения (ЛКО) со штаб-квартирой в Каире, его возглавил Башир ас-Саадави, ветеран борьбы против итальянского господства в Триполитании. ЛКО, который в отечественной литературе упоминается и как Национальный совет освобождения, предлагал отложить вопрос о форме правления в Ливии до момента достижения ею независимости, хотя единства взглядов среди его лидеров не было1.
1 Abun-Nasr J.M. A History of the Maghrib. L.; N. Y.; Melbourne: Cambridge University Press, 1977. P. 250, 255.
В конце августа 1949 г. состоялся съезд Национального конгресса Триполитании, его председателем был избран Башир ас-Саадави, который в июле прибыл в Триполи с поручением от соотечественников-эмигрантов организовать общее движение за независимость Ливии в виде федеративного государства. Среди трех заместителей ас-Саадави был муфтий Триполи Мухаммед аль-Алим, сторонник сенуситов. Съезд принял «Национальную хартию», один из пунктов которой резко осудил все ассоциации и группы, созданные с помощью иностранцев.
В общем, патриотические силы Триполитании ратовали за объединение Ливии, но по-разному видели ее будущее государственное устройство и внешнеполитическое положение. Одни выступали за «собирание» ливийских земель в довоенных границах под властью сенуситов и под опекой Египта, другие были против такой перспективы, а к персоне Идриса ас-Сенуси относились либо враждебно, либо подозрительно. При этом большинство партий Триполитании настаивало на ее главенствующей роли в будущем свободном государстве, ссылаясь на традиционно ведущее положение этой провинции, жители которой составляли 2/3 совокупного населения Ливии.
Вместе с тем острые споры вызывал вопрос, подойдет ли для Ливии монархическая форма правления или республиканская, за которую ратовали СНБ и Триполитанский комитет (действовавший в Каире), а одно время и Башир ас-Саадави; идея федерации тоже встречала своих сторонников и противников. Весьма неравнодушны к данному вопросу были США, пользовавшиеся аэродромом в Мел-лахе под Триполи. Это будущая авиабаза Уилус-Филд (названная так в честь погибшего в Иране американского летчика). Уступая нажиму Вашингтона, Англия даже согласилась передать Триполитанию на десять лет под опеку Рима, хотя еще в 1947 г. Италия отказалась от каких-либо претензий на свои бывшие африканские владения. При посредничестве США 7 мая 1949 г. было заключено на сей счет «соглашение Бевин - Сфорца» (соответственно британского и итальянского министров иностранных дел), но его реализацию моментально заблокировала ООН.
В итоге проблему решила Генеральная Ассамблея ООН, принявшая 21 ноября 1949 г. резолюцию о предоставлении Ливии независимости не позднее 1 января 1952 г. По ооновской же рекомендации 25 ноября 1950 г. было созвано ливийское Национальное собрание.
Заметим, что оно состояло из 60 делегатов (по 20 от каждой провинции), отобранных в Киренаике лично Идрисом ас-Сенуси,
в Триполитании - муфтием Триполи, а в Феццане - Ахмедом Сейфом ан-Насром. Кто он такой? Марионетка французов, которые по примеру англичан перешли к системе косвенного управления Феццаном, где 13 февраля 1950 г. ввели «Положение о временном режиме», согласно которому было создано автономное местное правительство во главе с этим самым Ахмедом Сейфом ан-Насром - шейхом племени ауляд сейф ан-наср. Общая идея англичан и французов заключалась в том, чтобы под флером сосуществования трех автономий сохранить разделенную Ливию, а самим таким образом «уходя, оставаться».
Несмотря на раздававшуюся со всех сторон критику в адрес ливийского Национального собрания как органа, созданного явно недемократическим путем, оно благополучно работало под председательством Мухаммеда аль-Алима и приняло 2 декабря 1950 г. две резолюции. Первую: об учреждении в Ливии «демократического, федеративного, независимого и суверенного государства, формой правления которого будет конституционная монархия». Вторую: о возведении на королевский трон Идриса ас-Сенуси. Наконец, 7 октября 1951 г. оно одобрило конституцию Соединенного королевства Ливия во главе с наследственной монархией.
Согласно этой конституции ислам провозглашался государственной религией страны, все ливийцы (кроме неприкосновенной и «священной» августейшей особы) наделялись равенством перед законом и равными правами, в том числе политическими, гарантировались презумпция невиновности, свобода мысли, свобода прессы и издательской деятельности, соблюдение тайны переписки. Каждому ливийцу было обещано право на получение образования, причем начальное образование объявлялось бесплатным и обязательным для мальчиков и девочек.
Соединенное королевство Ливия (1951-1963). Итак, затяжная борьба вокруг конкретизации решения ООН относительно статуса Ливии подошла к концу. 24 декабря 1951 г. она стала независимым федеративным государством, обрела короля, которого стали именовать Идрисом I, и две официальные столицы - Триполи и Бенгази (последняя служила резиденцией короля и его дивана). В состав Соединенного королевства Ливия вошли три провинции: Триполитания, Киренаика и Феццан, каждая из них имела своего губернатора (вали) и свое правительство. Законодательная ветвь власти принадлежала двухпалатному парламенту. Сенат состоял из 24 членов - по восемь от каждой провинции. Половина сенаторов избиралась провинциальными законодательными советами, другая - назначалась королем. В нижней Палате представителей, избиравшейся мужчинами, до-
стигшими по возрасту 21 года, было 35 депутатов от Триполитании,
15 депутатов - от Киренаики и пять - от Феццана.
Однако такой порядок установился не сразу. В преддверии февральских парламентских выборов 1952 г. король и его окружение приняли все меры к тому, чтобы поставить рогатки перед Ливийским национальным конгрессом (бывший Национальный конгресс Триполитании) и его лидером ас-Саадави, который отвернулся от сенуситов, понадеявшись на моральную поддержку США и возможность сыграть на англо-американских противоречиях. Как результат, Ливийский национальный конгресс завоевал всего девять депутатских мандатов, причем представители Киренаики получили 44 мандата, представители Триполитании - шесть и представители Феццана - пять.
Свою роль сыграл полицейский террор, сковавший страхом Триполи, следует также учитывать тот факт, что неграмотные избиратели, т.е. подавляющее их большинство, голосовали открыто, устно сообщая секретарю окружной избирательной комиссии, кому они отдают предпочтение. (Так оно было и в дальнейшем, ликвидация неграмотности в Ливии шла медленно.)
После своего поражения на выборах 1952 г. ас-Саадави объявил их итоги фальсифицированными. В ответ на это его выслали из страны, а деятельность всех политических партий запретили; на печать легла тяжелая длань цензуры. Позже доля мест депутатов от Триполитании в палате представителей была увеличена, и как раз до того уровня, которого требовал ас-Саадави (из расчета один депутат на 20 тыс. жителей), но эти депутаты в сущности ничем не отличались от других патриархальных авторитетов страны - племенных или религиозных.
Законодательная инициатива могла исходить как от парламента, так и от короля. Он обладал правом вето и мог по своему усмотрению распустить парламент. Его личный аппарат и охрану составляли в основном представители племени тебу, верные королю сенуситы, уроженцы оазисов Куфра. Его помощниками и советниками были представители семейства Шалхи. Наиболее приближенным к Идрису ас-Сенуси лицом еще с 1916 г. был Ибрахим Шалхи. Многие члены королевской фамилии, которая насчитывала 38 принцев, относились к нему с опаской, видя в нем возможного претендента на престол. Один молодой принц 5 октября 1954 г. убил фаворита и тотчас был арестован. Король счел, что против него составился внутрисемейный заговор, ввел в стране чрезвычайное положение, а потом сослал
16 своих родичей в отдаленные оазисы. Сына у него не было, и он
назначил кронпринцем своего племянника Хасана Риду, который переехал в Триполи, где женился на триполитанке, и большой роли в политической жизни страны не играл, хотя иногда отправлялся за границу на протокольные мероприятия в качестве личного представителя царствующего дяди. На фоне этих средневековых дворцовых интриг влияние Лондона на молодую монархию отнюдь не ослабевало. Свидетельство тому - подписание в июле 1953 г. англо-ливийского «договора о дружбе и союзе» сроком на 20 лет. В соответствии с ним Великобритания получила право иметь военные базы на территории Ливии, а последняя стала получать ежегодные английские субсидии в размере 3,75 млн фунтов стерлингов. Аналогичный характер имело заключенное в сентябре 1954 г. американо-ливийское соглашение, оно предусматривало аренду территории Уилус-Филд и некоторых других военных объектов до конца 1970 г. За это США обязались выплачивать Ливии по 4 млн долл. в первые шесть лет действия соглашения и по 1 млн в дальнейшем.
Кроме того, вероятные запасы нефти и газа, разведку на которые вели в основном американские компании, сулили им большие прибыли. В 1955 г. вышел закон, по которому создавалась комиссия, уполномоченная давать концессии на добычу нефти с условием раздела прибыли пополам (50:50) между добывающей компанией и ливийским правительством. Ожидалось, что и в его казну «черное золото» прольет золотой дождь. Однако до начала в Ливии нефтяного бума она была нищей страной с крайне слабо развитой транспортной инфраструктурой и зачаточной промышленностью. Только в Триполи был оборудован механизированный торговый порт; там же работали табачная фабрика, мукомольные, маслобойные и рыбоконсервные предприятия.
По переписи 1954 г. жителей Ливии насчитывалось чуть больше 1,092 тыс., из них: 746 тыс. в Триполитании, 291,3 тыс. в Киренаике и 54,4 тыс. в Феццане. Крупнейшим городом являлся Триполи, где проживало 130 тыс. человек (170 тыс. по оценке на 1958 г.), на втором месте стоял Бенгази - 70 тыс. человек, а население Себхи, столицы Феццана, составляло всего 7 тыс. человек. В Триполитании осталось 45-50 тыс. итальянцев: чиновники, городские предприниматели и фермеры. В самом Триполи и его окрестностях проживало также около 2,5 тыс. мальтийцев, небольшую колонию составляли греки, потомственные рыбаки и ловцы морских губок, обосновались там и тунисцы, занимавшиеся торговлей и прочим мелким бизнесом.
Пригодные к обработке земли составляли в Ливии 2,499 тыс. га, в том числе 2,260 тыс. га в Триполитании, 41 тыс. га в Киренаике
и 198 тыс. га в оазисах Феццана. Пастбищные земли охватывали 6,542 тыс. га, и все они были расположены в Триполитании2. Некоторые справочные издания указывали на развитие скотоводства и в Феццане. Однако, по всей видимости, речь шла о сезонных миграциях кочевников, или «циклическом номадизме», побочной функцией которого издревле являлся товарообмен между оазисными земледельцами и бедуинами. За исключением южных оазисов, где на поливных землях выращивались финиковая пальма, овощи и зерновые культуры (главным образом ячмень), а также узкой полоски приморья, включая сады и оливковые рощи в ближайших окрестностях Триполи, основная часть сельскохозяйственных угодий использовалась непостоянно. Кочевники и полукочевники засевали какие-то участки земли в относительно дождливые годы и забрасывали их с приходом засухи.
Многие бедуины Триполитании довольствовались тем, что собирали ружья и снаряды, оставшиеся на полях сражений Второй мировой войны, и продавали их в Тунисе. Подобных трофеев и там было немало, но все же тунисские партизаны, которые развернули бои с французами в декабре 1952 г. - ноябре 1954 г., проявляли интерес к контрабандным ливийским «военным поставкам». Отходничество в Тунис, главным образом на шахты по добыче фосфатов также служило (с начала ХХ в.) источником существования для ливийцев из беднейших слоев населения.
Королевство Ливия (1963-1969). Разведка на нефть велась в разных районах Ливии, самые крупные ее месторождения были найдены на территории Киренаики. Если в 1956 г. в нефтяной промышленности Ливии было занято около 1,5 тыс. человек, то в 1960 г. уже 11 тыс. Правда, в 1961 г. доходы страны от нефти составили всего 3 млн долл., но перспектива их роста в геометрической прогрессии была ясна. И действительно, за 1961-1969 гг. экспорт нефти из Ливии увеличился с 676 тыс. до 151,7 млн т.
Бурное развитие нефтедобывающей промышленности и смежных с ней отраслей производства сопровождалось ростом миграционных потоков из деревни в город. С 1954 по 1964 г. все экономически активное население страны увеличилось с 319 тыс. до 405 тыс. человек, а численность лиц, занятых в сельском хозяйстве сократилась с 228 тыс. до 147 тыс. Удельный вес горожан достиг 24%.
Изменение экономического положения и социального ландшафта Ливии подвигло короля на то, чтобы упразднить ее федера-
2 ТЪе М1ёШе 1959. Ь.: Еигора РиЬИоайош Ош^её, 1959. Р. 249-263.
тивное устройство. Так и было сделано. С 1963 г. государство стало унитарным, провинциальные правительства и, следовательно, их казна исчезли.
Одновременно перестраивалась правоохранительная система. Наиболее преданными королю считались Силы обороны Киренаики, организованные по британскому образцу и хорошо вооруженные; в них насчитывалось 6,5 тыс. человек, рекрутировавшихся преимущественно из местных племен. В созданной по тому же образцу, но хуже вооруженной полиции Триполитании служили 4,2 тыс. человек, а в полиции Феццана - около 600. Эти региональные формирования были административно слиты и образовали единые Национальные силы безопасности.
Что касается армии, то ее первооснову составили личная гвардия короля и частично контингент вспомогательных отрядов, сформированных в ходе Второй мировой войны на территории Египта для поддержки ливийских операций британских войск. Естественно, что ветераны войны уходили со сцены, в армию вливались молодые кадры. К 1967 г. она насчитывала 7 тыс. человек. При этом среди старших по званию офицеров преобладали выходцы из знати, в частности, это полковник Абдель Азиз Шалхи (в 1969 г. заместитель начштаба), представитель вышеназванного клана Шалхи, который вновь обрел влияние на короля. Среди младших офицеров, напротив, преобладали выходцы из промежуточных социальных слоев. Видимо, поэтому Идрис I не спешил наращивать численность армии, да к тому же надеялся на защиту со стороны могущественных англо-американских покровителей в случае внешней или внутренней угрозы его трону.
Историки и современники описывают Идриса I как правителя осторожного и хитрого, который мастерски лавировал между интересами различных сторон, воздерживался от ответственных политических заявлений и редко публично высказывался по каким-либо государственным вопросам. Но, кажется, в одном король сам себя перехитрил: многочисленные завии (обители) сенуситов - столп его режима - были ослаблены уже в 1950-х, а незадолго до «шестидневной» войны 1967 г. и вовсе разогнаны, за исключением одной. Король держался в этой войне нейтралитета, более того, тех солдат и офицеров, которые пытались самовольно пробраться в Египет на помощь «арабским братьям», отдали под суд, что стало дополнительным фактором брожения в армии...
Ливийская Арабская Республика (1969-1977). Седьмого июня 1942 г. на бедуинской стоянке близ города Сирт, в семье из племени
каддафа родился Муаммар Каддафи - человек, чья неординарная личность наложила глубокий отпечаток на историю страны, которой ему было суждено руководить более сорока лет. Согласно его официальной биографии, Муаммар Каддафи начал постигать азы грамоты у факиха (богослова), приходившего время от времени к бедуинам, чтобы обучать детвору чтению Корана, потом учился в начальной школе Сирта и в средней школе города Себха, откуда регулярно возвращался домой на каникулах помочь отцу в сборе урожая и выпасе скота.
В Себхе он познакомился со своими будущими соратниками: Абдель Салямом Джеллудом, Рифи Али Шерифом, Мухаммедом Халилем и др. Они на первых порах вдохновлялись идеями бааси-стов, следили за событиями в Египте, по ночам писали и размножали листовки. После устроенной ими 5 октября 1961 г. демонстрации, участники которой выразили поддержку алжирской революции, требуя свободы и для своего народа, Каддафи был исключен из школы и выслан из Себхи. Ему удалось, однако, поступить в лицей приморского города Мисурата. Затем он провел два года в Королевском военном колледже Бенгази (1963-1965) и прошел 6-месячную военную стажировку в Англии; получил звание капитана и назначение в войска связи.
«Философия революции» Гамаля Абдель Насера лежала под подушкой у Каддафи и его друзей еще в Себхе. Возможно, ему особенно запомнились следующие строки этой книги: «Анналы истории полны рассказов о людях, создавших для себя великие героические роли и сыгравших их в должный момент на сцене. Я не знаю, почему мне всегда кажется, что в той части мира, где мы живем, есть роль, которая бродит в бесплодных поисках актера, способного ее сыграть». Мечта Насера о великой героической роли сбылась, хотя оказалась для него трагической, о ней мечтал и Каддафи, обладавший неплохими актерскими способностями, однако при жизни Насера он мог рассчитывать лишь на положение его имитатора в арабском «политическом театре».
Каддафи шел по стопам своего кумира, в 1964 г. вместе с группой других курсантов Королевского военного колледжа (в частности, Абдель Салямом Джеллудом и Абу Бакром Юнисом Джабером), собравшихся тайно в селении Тольмейт, удаленном на 110 км от Бенгази, основал подпольное общество «Свободные офицеры юнионисты-социалисты». Главными целями этой организации, название которой было навеяно тогдашним лозунгом-триадой Насера «Свобода, Социализм, Единство!», являлись свержение монархии,
ликвидация иностранных военных баз на территории Ливии, преодоление ее вековой отсталости и достижение арабского единства. «Наше политическое сознание, - писал впоследствии Муаммар Каддафи, - несомненно, начиналось с национального сознания, ни в коем случае не религиозного.. .»3 На деле же ливийские «свободные офицеры» руководствовались и религиозной идеей, что выразилось в подчеркнуто строгом соблюдении ими бытовых норм ислама, но и не только в этом.
В ночь с 31 августа на 1 сентября 1969 г. они совершили переворот. Верные им воинские части быстро и практически без потерь захватили радиостанции, аэропорты и другие важнейшие стратегические объекты в Триполи, Бенгази и Бейде, хотя вооруженное сопротивление повстанцам, особенно в Киренаике, все же имело место. Были арестованы находившиеся в Ливии члены королевской семьи, ряд высших офицеров и членов правительства, в том числе премьер-министр Валид Каддафи, соплеменник Муаммара Каддафи.
Дальше все шло почти по «египетскому сценарию». Рано утром 1 сентября Муаммар Каддафи выступил - правда, анонимно - по радио Бенгази и объявил о перевороте. Он провозгласил образование Ливийской Арабской Республики (ЛАР), гражданам которой гарантировались свобода, равенство и социальная справедливость. Через несколько часов было передано сообщение о переходе всей полноты власти к Совету революционного командования (СРК). В тот же день кронпринц, который считался носителем проамериканских настроений, тоже выступил по радио: отказался от своих прав на престолонаследие и призвал ливийцев поддержать новый режим.
Король отдыхал тогда на турецком курорте. Узнав о случившемся в Ливии, он проявил невозмутимость, однако 2 сентября его советник Омар Шалхи (брат Абдель Азиза Шалхи) вылетел в Лондон. Там он напрасно хлопотал о британском военном вмешательстве в ход ливийских событий, предусмотренном англо-ливийским договором от 1953 г., из Лондона полетел в Нью-Йорк, где ему тоже дали от ворот поворот. Свергнутому монарху ничего не оставалось делать, как признать свершившийся факт. 5 сентября он сказал в интервью лондонской газете «Дейли Экспресс», что еще 4 августа хотел отречься от престола, но его убедили отложить это дело до осени, а Омара Шалхи он, дескать, никуда не посылал. Следом Идрис ас-Сенуси поселился вместе с королевой и ближайшими
3 Новейшая история арабских стран Африки. М.,1990. С . 184.
родственниками по приглашению Насера на государственной вилле в предместье Каира.
Почти две недели после переворота его лидер оставался анонимным, 13 сентября он был объявлен председателем СРК и присвоил себе звание полковника. (Имена других членов СРК были официально раскрыты только через четыре месяца.) В состав правительства вошли преимущественно гражданские лица. Оно было создано 8 сентября 1969 г. Его возглавил Махмуд Сулейман аль-Магриби, бывший сотрудник министерства нефти и профсоюзный деятель, приговоренный к тюремному заключению за организацию летом 1967 г. забастовок рабочих-нефтяников.
Основы государственного строя ЛАР регламентировались Конституционной декларацией, введенной в действие указом СРК от 11 декабря 1969 г. Она гласила, что СРК является коллективным высшим органом власти в ЛАР. В него вошли 12 наиболее видных членов организации «свободные офицеры». Председатель СРК стал фактическим главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. (Позднее он стал их Верховным главнокомандующим.) Конституционная декларация, принятая одновременно с введением смертной казни за попытку свержения революционного режима, не определяла права и обязанности председателя СРК, наделив его тем самым не ограниченной никакими юридическими рамками свободой действий. Таким образом, послереволюционному режиму Ливии были присущи типичные черты военной хунты.
Важную роль играл «второй эшелон» организации «свободных офицеров», насчитывавший около 200 человек (это, например, командующий ПВО, командующий ВВС, командиры отдельных механизированных бригад «Насер» и «Омар Мухтар»), через него СРК контролировал армию и средние звенья государственного аппарата. Что касается правительства, то оно принимало решения по текущим вопросам хозяйственной жизни, но в строгом соответствии с изданными СРК законодательными актами. В январе 1970 г. правительство аль-Магриби ушло в отставку (сам он был назначен послом в Англию, откуда на родину не вернулся). Новый кабинет возглавил Каддафи. Четыре офицера, члены СРК, заняли ключевые министерские посты.
Вывод из Ливии иностранных военных баз и ее борьба за арабское единство. Еще в конце сентября 1969 г. члены СРК и правительства ЛАР приняли решение потребовать от США и Англии досрочной эвакуации их военных баз с ливийской территории, что подняло в стране престиж новых властей. Начало переговоров с Англией и США
по вопросу о ликвидации баз совпало с раскрытием 7 декабря того года антигосударственного заговора, нити которого якобы вели за океан, а участниками были высшие армейские офицеры, питавшие монархические настроения. Во главе заговорщиков стоял министр обороны подполковник Адам Хавваз, одним из руководителей был министр внутренних дел подполковник Муса Ахмед. (Как ни странно, оба министра остались безнаказанными). После раскрытия заговора СРК ужесточил свою позицию на переговорах с Англией и США. Англо-ливийские переговоры, проходившие 8-13 декабря1969 г., закончились победой ливийской стороны. 27 марта 1970 г. английские базы в Киренаике - военно-воздушная в Эль-Адеме и военно-морская в Тобруке - были закрыты. Начавшиеся 15 декабря 1969 г. ливийско-американские переговоры тоже увенчались успехом: последний американский солдат покинул ливийскую землю 11 июня 1970 г.
Согласие США на эвакуацию Уилус-Филд объяснялось рядом причин. Главная из них состояла в том, что союзники по НАТО, включая Францию, которая в 1963 г. вывела свою многопрофильную Стратегическую базу из Бизерты (Тунис), уже частично потеряли интерес к затратному содержанию крупных военных объектов за рубежом в связи с развитием атомного оружия и ракетных средств его доставки на дальние расстояния. Кроме того, Вашингтон не пошел на обострение отношений с ЛАР, стремясь сохранить участие американских компаний в эксплуатации ливийской нефти.
Оно действительно продолжилось, однако 7 июля 1970 г. в Ливии были национализированы все средства транспортировки нефти. В феврале следующего года Саудовская Аравия, Ирак, Алжир и Ливия договорились, а в марте объявили о продаже нефти только по фиксированным ценам, которые были повышены. 16 августа 1973 г. правительство ЛАР объявило, что забирает контрольный пакет акций (51%) нескольких иностранных нефтяных компаний. В сентябре та же мера коснулась местных филиалов «Семи сестер» -могущественного картеля нефтяных гигантов. Они попытались принять контрмеры. Но 25 февраля 1974 г. между ЛАР и Италией было заключено соглашение о начале экспорта ливийской нефти на Апеннинский полуостров. Было подписано 26 апреля аналогичное соглашение с Испанией. Активную роль сыграл в этих делах майор Джеллуд, 14 мая прибывший в Советский Союз, где подписал шесть соглашений: о направлении в ЛАР советских специалистов-нефтяников, об оказании ими помощи в создании там института нефти, а также о помощи Ливии со стороны СССР в области железнодорожного и промышленного строительства.
Одновременно Ливия развернула активную деятельность на другом внешнеполитическом фронте, преследуя цель «достижения всеобъемлющего арабского единства», намеченную в Конституционной декларации. В идеале подразумевалось создание единого государства от Атлантического океана до Персидского залива с Ливией как его ядром и/или маяком.
В декабре 1969 г. по инициативе СРК в Триполи состоялось совещание лидеров Ливии, ОАР и Судана. В принятом на нем коммюнике, получившем впоследствии название «Триполийская хартия», говорилось о задачах совместной борьбы против империализма и сионизма, о поддержке палестинской революции. На совещании Каддафи выдвинул идею создания федерации этих трех государств, к чему Насер отнесся благосклонно, но без энтузиазма. Уже после его смерти 8 ноября 1970 г. в Каире была подписана декларация о создании Федерации арабских республик (ФАР), 27 ноября о своем желании присоединиться к ней заявила Сирия. Политическая карта ФАР появилась на страницах печатных изданий. 20 января 1971 г. в Каире состоялось новое совещание глав государств, подписавших «Триполийскую хартию». На него прибыл и сирийский премьер-министр Хафез Асад. В итоге был создан Высший политический комитет четырех стран, которому надлежало координировать их внешнюю политику и разрабатывать совместные планы социально-экономического развития. Но вскоре суданский президент Джафар Нимейри сообщил, что временно выходит из игры. В связи с этим на встрече в Бенгази 17 апреля 1971 г. присутствовали только руководители Египта, ЛАР и Сирии, они заключили соглашение «О союзе арабских республик», которое осталось на бумаге, хотя была подготовлена конституция этого союза.
Опуская иные детали, можно сказать, что Каддафи был движим идеей стать лидером арабского мира, другие же участники названных саммитов шли ему навстречу, во-первых, интересуясь ливийским «денежным мешком» и возможностью получать из ЛАР нефть, ибо у Египта и Сирии ее было мало, в Судане же она была еще не найдена. Во-вторых, они руководствовались, каждый, задачами текущего момента внутриполитической борьбы в своих странах и, когда им это было выгодно (например, Анвару Садату, устроившему так называемую майскую исправительную революцию 1971 г., т.е. посадившему в тюрьмы большинство былых соратников Насера), делали вид, что разделяют планы Каддафи, а фактически «водили его за нос».
В этой ситуации он попытался перейти от многосторонних переговоров к двусторонним и в феврале 1972 г. предложил президенту Садату объединить Ливию и Египет. Получив отказ, Каддафи решил организовать «марш на Каир». Он начался 16 июля 1973 г. Около 40 тыс. ливийцев пересекли границу с Египтом и направились дальше, намереваясь вручить Садату знамя с написанным кровью призывом к слиянию двух государств. Этот марш был остановлен в 200 км от Каира. Путь пешей колонне преградил длинный железнодорожный состав.
Тогда Каддафи обратил свои взоры на запад. Он встретился 12 января 1974 г. на острове Джерба с тунисским президентом Ха-бибом Бургибой, и они приватно договорились о создании Арабской Исламской Республики, даже составили список членов ее руководства, в том числе Бургиба - президент, Каддафи - вице-президент и главнокомандующий вооруженными силами. Однако спустя несколько дней тунисская сторона дезавуировала это соглашение.
Словом, погоня Каддафи за химерой арабского единства терпела фиаско и привела на деле к изоляции ЛАР в арабском мире. Возможно, это сказалось на душевном здоровье полковника, чье поведение становилось все более экстравагантным и непредсказуемым.
«Третья мировая теория» и ливийский Арабский Социалистический Союз. С начала 1970 г. в Ливии появлялись издания, излагавшие «третью мировую теорию» Каддафи. Она была отнюдь не оригинальна в двух аспектах: 1) в том, что отвергала и марксизм, и постулаты либерализма, на которых покоится капиталистический строй, 2) в том, что ратовала за построение «исламского социализма» (ведь идея «социализма с исламским лицом» уже продвигалась, например, алжирским лидером Хуари Бумедьеном). Уникальность же ее заключалась в предложении кардинально изменить, а фактически поставить с ног на голову государственное устройство, вознеся на его господствующую высоту «народные комитеты» и сделать такую перевернутую пирамиду образцом для подражания в глобальном масштабе.
Министерство информации и культуры ЛАР выпустило в 1973 г. брошюру под названием «Третья мировая теория: священная концепция Ислама и народная революция в Ливии», а в 1974 г. опубликовало рассчитанную на иностранного читателя брошюру на английском языке «Основы третьей интернациональной теории». Во введении к ней было сказано, что эта «теория является идеологическим оружием, которое Ливия использует для защиты режима внутри страны, а также для распространения своего влияния на страны Востока и
Запада». Далее среди прочих шапкозакидательских тезисов подчеркивалось, что «агрессивные и расистские нации должны быть уничтожены»4.
Отточенная во всех подробностях новоявленным ливийским философом в его пресловутой «Зеленой книге», которая издавалась частями (1976-1979), «третья мировая теория», по словам ее автора, основывалась на принципах «подлинного ислама» и арабского национализма. Она предусматривала создание «общества народных масс», или «прямого народовластия», при котором народ сам, без посредников (партий, парламента и т.д.), будет управлять всеми делами страны. Иначе говоря, «пойдем назад»: к античным Афинам или к древним племенам?
«Третья мировая теория» была провозглашена идеологической платформой Арабского социалистического союза (АСС) Ливии, который был учрежден в марте 1972 г. и построен по типу одноименной египетской партии, кстати сказать, уже стоявшей на пороге ее реформирования, предшествовавшего исчезновению. Было заявлено, что в АСС войдут «все трудовые силы народа, в том числе рабочие, крестьяне, солдаты, интеллигенция, национальная неэксплуататорская буржуазия». Согласно уставу АСС при создании всех его структур начиная с первичных ячеек не менее 50% их личного состава должны быть рабочими и крестьянами. Устав определял, что председатель СРК является одновременно председателем АСС и главой его высшего органа - Общенационального съезда, - и возлагал на АСС двуединую задачу: борьбы с эксплуатацией во всех ее проявлениях и за построение «исламского социализма».
В решениях открывшегося в марте 1972 г. первого (учредительного) Общенационального съезда АСС внимание акцентировалось на том, что АСС не политическая партия, ибо он представляет собой союз всех социальных слоев населения ЛАР, и что его миссия это устранение межклассовых различий мирными средствами. В соответствии с рекомендациями съезда 31 мая 1972 г. был издан закон, который исключал деятельность в Ливии политических партий. Запрещались также рабочие и студенческие забастовки и демонстрации, вводился строгий контроль над прессой. В июле 1972 г. была проведена реорганизация правительства с целью «укрепления его технически грамотными кадрами». Премьер-министром стал Абдель Салям Джеллуд, бывший ранее заместителем председателя СРК и министром экономики.
4 Егорин А.З. История Ливии. ХХ век. М., 1999. С. 220.
Выступив 15 апреля 1973 г. на митинге в городе Зувара, Муаммар Каддафи изложил программу так называемой народной революции, концепция которой была созвучна «третьей мировой теории», а сущность сводилась к пяти пунктам: 1) отмена реакционных законов, принятых в период монархии, и разработка новых в соответствии с требованиями революции и догм ислама. СРК воплотит волю масс в законодательные акты, приспосабливая их по своему усмотрению к задачам ливийской революции; 2) очищение страны от всех уклонистов и «больных» элементов; 3) свобода и власть должны принадлежать народу, а не лицам, стоящим над народом; 4) революция в государственно-политическом управлении. Этот пункт программы призывал к коренной перестройке старого государственного аппарата, не соответствующего требованиям революции и поэтому задерживающего ее развитие; 5) проведение культурной революции в рамках народной революции, что означало «отказ от импортных левых или правых идеологий и создание основ исламской идеологии и социализма», а также запрещение всех книг, чуждых исламу, и пересмотр в соответствии с учением пророка Мухаммеда программ учебных заведений.
В сентябре 1974 г. было объявлено о начале второго этапа «народной революции», которое выразилось в переизбрании народных комитетов и шло хаотично. Новые комитеты отменяли резолюции старых комитетов, что не обошлось без кровопролития. Печальный урок был учтен: на втором Общенациональном съезде АСС (4-12 ноября 1974 г.) была выработана новая система политической власти, в которой первостепенная роль отводилась этой организации. Было установлено, что АСС на всех уровнях осуществляет руководство и контроль над народными комитетами и над всей административной структурой. В целях приведения структуры АСС в соответствие с новой системой административного управления с апреля 1975 г. вводился единый территориальный принцип формирования первичных организаций АСС, которые получили название местных народных собраний и охватывали все взрослое население страны.
В начале января 1976 г. в Триполи собрался третий Общенациональный съезд АСС. В его работе наряду с делегатами народных собраний принимали участие представители народных комитетов, руководители локальных органов самоуправления, представители племен и массовых общественных организаций: Всеобщего конгресса производственных профсоюзов; Всеобщего союза студентов; Всеобщей федерации женщин; Союза крестьян и кооператоров.
(Впрочем, все они не пользовались хотя бы минимальной автономией.) По предложению Каддафи, Общенациональный съезд АСС был преобразован во Всеобщий народный конгресс (ВНК) с функциями законодательного органа власти. Так что третий съезд АСС стал считаться первой сессией ВНК.
Вторая сессия ВНК состоялась в ноябре 1976 г., на которой Каддафи внес предложение о дальнейшем изменении государственной структуры в соответствии с положениями «Зеленой книги». Речь шла об упразднении СРК и Совета министров.
Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Прошедшая 28 февраля - 2 марта 1977 г. в Себхе чрезвычайная сессия ВНК была судьбоносной. На ней были приняты «Декларация об установлении власти народа» и новое название страны: Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (СНЛАД). Джамахирия - неологизм, образованный от слова «джамахир» (массы), который одновременно означал «государство масс».
Та же сессия ВНК объявила Муаммара Каддафи «революционным мыслителем» и вождем революции, избрав его генеральным секретарем ВНК. «Декларация об установлении власти народа» подчеркивала его приверженность идеям социализма, Коран объявлялся основным законом ливийского общества. Функции распущенного Совета революционного командования взял на себя Генеральный секретариат ВНК. В него вошли только пять из 11 прежних членов СРК. Это Муаммар Каддафи, Абдель Салям Джеллуд, Абу Бакр Юнис Джабер, Мустафа Харруби и Хувейдли Хмейди. (Поясним, что один член СРК погиб в автокатастрофе еще в 1971 г., а пятеро покушались в июне 1975 г. на жизнь Каддафи и бежали за границу.)
Исполнительная власть делегировалась Высшему народному комитету, состоявшему из 25 секретарей. Обязанности его председателя, которым стал экс-министр труда Абдель Ати Обейди, соответствовали роли премьер-министра. Таким образом, под видом народовластия создавалась строго централизованная вертикаль власти, целиком сосредоточенной в руках «революционного мыслителя».
Вторая часть его «Зеленой книги» вышла в Ливии 2 февраля 1978 г. (Примечательно, что до этого она увидела свет на немецком и английском языках). В ней автор сформулировал свою экономическую концепцию, в частности, бросил лозунг «партнеры, а не наемные работники» касательно положения лиц наемного труда и рекомендовал отмену зарплаты. Третья часть «Зеленой книги» вышла 1 июня 1979 г. и была посвящена социальным проблемам.
Пропаганда узловых положений «Зеленой книги» содержалась в «Джамахирийском словаре терминов к "третьей мировой теории"». В переводе на русский язык он распространялся вместе с «Зеленой книгой» ливийским дипломатическим представительством в Москве.
В словаре разъяснялось, что первичные народные собрания это средство народовластия в джамахирийском обществе и что каждый человек «может пользоваться своими политическими правами, только включившись в это собрание... Модель, предлагаемая теорией Джамахирии, выражается том, чтобы разделить народ на малочисленные группы», каждая из них действует в рамках определенной территориальной единицы. Народные комитеты являются исполнительными органами. Они состоят из людей, выдвинутых народными собраниями, «чтобы управлять всеми предприятиями производственной, профессиональной и обслуживающей сфер». Первичные народные собрания принимают, во-первых, решения местного характера; во-вторых, решения, касающиеся нескольких районов; формулировка таких решений должна быть скоординирована с решениями других аналогичных собраний. В-третьих, эти решения касаются всего общества. «Они сводятся вместе и формулируются в едином решении на Всеобщем народном собрании. Всеобщее народное собрание - это форум, на котором встречаются представители народных собраний, народных комитетов и профессиональных собраний. Это конечное звено в организационной структуре народовластия». Оно формируется из членов секретариатов народных собраний и секретарей народных комитетов и «является как бы главной редакционной комиссией всех решений народных собраний». У него тоже есть секретариат. Но это не парламент. «Само наличие парламента, правящего от имени народа, означает неучастие народа в управлении», ибо «парламент представляет собой стену, отделяющую народ от власти.»5.
Среди перлов этого словаря назовем три: 1) «Зеленый цвет. Это символ джамахирийского мышления, содержащегося в теории Джамахирии, которая предвещает всему человечеству окончательное избавление от цепей эксплуатации, политической, экономической и социальной тирании.»; 2) «"Кто производит, тот и потребляет". Это естественная норма, определяющая право производителя на произведенный им продукт. Любой экономический порядок, при
5 Джамахирийский словарь терминов к «третьей мировой теории». [б.м., б.г.] С. 19-20, 29, 69, 104, 127-130.
котором результаты производственного процесса идут на пользу кого-нибудь другого... - загнивающий порядок...»; 3) «Темнокожие. Это угнетенная часть человечества, оказавшаяся в сложных социальных условиях и порабощенная другими расами. Неизбежно грядет революция черной расы, и она победит, вытеснив из этого мира нелепую варварскую культуру белого человека».
Реализация идей «Зеленой книги». Милитаризация ливийского общества. Бросается в глаза тот факт, что учение «революционного мыслителя» было пронизано идеями племенной или, если угодно, бедуинской демократии. Так, местные (или «первичные») народные собрания созывались ежегодно, чтобы избрать секретариат, обычно состоявший из трех человек, обсудить и представить свои предложения Всеобщему народному конгрессу через этот секретариат. Как следствие, племя заменялось землячеством, не лишенным внутренних кровнородственных связей, а ВНК походил, подобно афганской джирге, на большой племенной совет.
На пятой сессии ВНК, состоявшейся в начале марта 1979 г., было принято решение о реорганизации правительственных органов. Число секретариатов Высшего народного комитета (на деле правительства) Ливии было сокращено с 25 до 19. На этой сессии был оглашен указ ВНК о сформировании нового состава его Генерального секретариата, который возглавил Абдель Ати Обейди. Бывшие члены этого органа - Каддафи, Джеллуд, Абу Бакр Юнис Джабер, Мустафа Харруби и Хувейдли Хмейди - официально перестали занимать административные посты. Было объявлено, что Каддафи станет «активным наблюдателем», а остальные четверо будут решать «перспективные стратегические вопросы ливийской революции».
Правда, Каддафи остался Верховным главнокомандующим вооруженными силами и генсеком ВНК, Джабер - главкомом вооруженных сил. Хмейди был назначен главкомом народного ополчения и, следовательно, руководил «ударными» отрядами революционных комитетов (о них см. далее); в руках Харруби остались органы разведки и контрразведки. На Джеллуда возлагался «революционный контроль над организацией управления и хозяйствования».
Во исполнение социально-экономической программы «Зеленой книги» 5 мая 1978 г. был издан закон об отчуждении излишков недвижимости. Принятый в октябре того же года закон «О регулировании импорта» де-факто означал установление монополии государства в сфере внешней торговли. В январе 1980 г. ливийское руководство ликвидировало частную оптовую торговлю. Параллельно шла кампания обобществления частных предприятий в промышленности,
на транспорте, в сфере услуг и введения на них «самоуправления». В итоге на госсектор в 1980 г. приходилось около 4/5 производства национального продукта. Правительство ускоренными темпами открывало государственные и кооперативные магазины, где промышленные и продовольственные товары продавались по стабильным ценам. С 1981 г. закрывались частные магазины и лавки, за исключением торгующих хлебом и овощами или предметами художественного ремесла.
Однако в середине 1980-х в Ливии было предпринято нечто вроде горбачевской «перестройки». Объективные трудности для развития экономики страны (как и всего арабского региона) вызвало падение мировых цен на нефть. По сравнению с 1980 г. «нефтяная рента» Ливии сократилась в 1986 г. вчетверо, поэтому были приняты «исправительные меры» с целью оживить мелкую частнопредпринимательскую инициативу. 26 марта 1987 г. Каддафи заявил, что отныне ливийцам разрешено иметь собственные кафе, рестораны, отели, небольшие магазины «без эксплуатации чужого труда». Особое внимание уделялось развитию производственных и снабженческо-сбытовых кооперативов в сельской местности на основе семейного подряда.
Экономической либерализации сопутствовала амнистия сотен заключенных. Каддафи лично сел за руль бульдозера, который взломал ворота нескольких тюрем. Тем не менее задача «очищения страны от всех уклонистов и "больных" элементов» не отменялась. Ее выполняли ревкомы, которые возникли еще в 1976 г. и получили массовое развитие с ноября 1977 г. Они создавались на предприятиях, в госучреждениях, учебных заведениях, внутри народных собраний, в селах и городских микрорайонах, а также в армии. Каддафи перестал ей доверять, так как уже неоднократно совершались попытки либо его убийства, либо военного переворота.
Но ревкомами дело не ограничилось. Наряду с ними создавались «батальоны народного сопротивления», один-два в каждом малом населенном пункте или в городском квартале. В 1980-1982 гг. были произведены масштабные чистки среди кадровых военнослужащих, около 10 тыс. офицеров уволены в запас. В противовес армии создавались также Бригада стражей Джамахирии, батальоны исламской молодежи, «войска отпора» и другие иррегулярные вооруженные формирования. В целом 1982-1986 гг. стали периодом милитаризации страны. Ее население составило в 1986 г. около 3,7 млн человек, но по военным расходам в расчете на душу населения она поднялась
на 4-е место в мире. Свыше 47% вооружения поступало в Ливию из СССР. 31 августа 1988 г. Каддафи неожиданно объявил о роспуске «классической армии и традиционной полиции» и о замене их массой «вооруженного народа». Годом раньше он рассредоточил и перенес штабы разных родов войск из Триполи в пустынные районы страны, но был вынужден отказаться от этой затеи. В действительности «классическая», т.е. регулярная, армия не была распущена, зато она попала под надзор со стороны и ревкомов, и Бригады стражей Джамахирии, и «войск отпора», и народного ополчения, а народная милиция дублировала полицию.
При этом Каддафи финансировал террористические организации по всему миру (даже американских «Черных пантер») и готовил интернациональные бригады боевиков. Один из скандалов на этой почве разразился в июле 1976 г. Судан объявил о разрыве его ди-потношений с Ливией, мотивировав это тем, что вооруженные лица, обученные ливийскими инструкторами, приняли участие в антиправительственном мятеже в Хартуме. Ливийское информагентство категорически отмело это обвинение, но оно было похоже на истину. Так, в январе 1980 г. группа боевиков, 50 тунисцев и алжирцев, прошедших тренировку в Ливии, проникла в город Гафса, «шахтерскую столицу» Туниса, чтобы поднять там всенародное восстание против его правительства. Горняки путчистов не поддержали, они были арестованы и преданы суду. К берегам Туниса подошли французские корабли и 6-й американский флот. В ответ Каддафи назвал руководителей соседней страны лакеями империализма и «бешеными собаками» со всеми вытекающими отсюда последствиями: разрыв дипломатических отношений между Тунисом и Ливией, отъезд из нее сотен тунисских рабочих и специалистов.
Осложнение отношений СНЛАДсо странами Запада. Режим эмбарго. США крайне раздраженно относились к авантюрной внешнеполитической деятельности Ливии. Поскольку 5 апреля 1986 г. в западноберлинской дискотеке произошел взрыв, в совершении которого американская администрация обвинила ливийцев, 15 апреля военно-воздушные силы США совершили бомбардировку ряда объектов на территории Ливии. В результате налета около 100 человек были убиты и 200 ранены. Среди последних - трое детей Каддафи, в том числе его маленькая приемная дочка, скончавшаяся от ран. Но сам Каддафи остался цел и невредим и продолжал тратить казенные средства на поддержку различных инсургентов, ближних и дальних.
Много шума наделал тот факт, правда, не вполне доказанный, что Каддафи дотянулся своей рукой с деньгами, если не с оружием, и до маори, и до аборигенов Австралии, из-за чего в 1987 г. ливийское посольство в ней было закрыто. Но особый резонанс в мире вызвал взрыв самолета авиакомпании «Пан-Америкэн» над шотландским городком Локбери, случившийся в декабре 1988 г. и приведший к гибели 270 человек, всех пассажиров и экипажа. Каддафи отказался выдать двух ливийцев, подозреваемых в подготовке этого теракта. В ноябре 1991 г. были заблокированы ливийские счета в западных банках. Помимо мер, принятых отдельными странами, резолюция № 748 Совбеза ООН от 31 марта 1992 г. вводила коллективные санкции против Ливии. С ней прекратилось авиасообщение, ей запретили импортировать оружие и запчасти к ранее ввезенной военной технике, из Ливии были отозваны иностранные военные советники.
Россия понесла при этом большие потери, так как были аннулированы заключенные ею ранее контракты на военные поставки Ливии, кроме того РФ демонтировала строившуюся здесь еще с советской помощью, но недостроенную АЭС, вывозя ее объекты частями через Тунис. Он-то, наоборот, выиграл: несколько лет по шоссе из его столицы до Триполи сновали машины и с людьми, и с товарными грузами. Транзит, конечно, был платным.
В начале 1999 г. подозреваемых в подготовке теракта над Лок-бери все же выдали, действие санкций ООН было приостановлено, режим санкций со стороны отдельных стран начал ослабевать. В период санкций население страны не голодало, так как нефть из нее экспортировалась, а внутренние цены на товары первой необходимости субсидировались. Однако в политическом плане режим эмбарго привел к дальнейшей концентрации власти в руках Каддафи и одновременно ее подтачивал. Многие ливийцы считали, что после введения санкций ООН на спекулятивных операциях обогатились члены ревкомов (около 10 тыс. человек), их помощники в лице стражей Джамахирии (около 40 тыс. молодых людей) и главное - представители трех племен: каддафа, маагара и варфалла. Именно новые назначенцы из племени каддафа потеснили Джеллуда, Харруби и Хмейди, которые попали в опалу с 1993 г., а в следующем году были отстранены от всех своих обязанностей. Ходили слухи, что Джеллуд, взятый под домашний арест, знал о том, что несколько офицеров готовили заговор с целью покушения на жизнь Каддафи, но об этом умолчал. Впрочем, у него, долго считавшегося «вторым лицом» в Ливии, были и другие поводы для конфликта с Каддафи.
Таким образом, раскол правящей верхушки, который давно назревал, обнажился. Между тем росла напряженность в Киренаике, где жестко преследовались окопавшиеся там исламисты, чьим коньком было обличение коррупции. Роптали и официальные служители ислама, у которых были отняты вакфы, а также прерогатива интерпретировать шариат, узурпированная «революционным мыслителем», предлагавшим опираться только на Коран, игнорируя сунну6.
На старте XXI в. международный рейтинг пресловутого «революционного мыслителя» пошел вверх. Каддафи выплатил компенсацию родственникам жертв авиакатастрофы в небе над Локбери, декларировал отказ от разработки оружия массового поражения и от поддержки терроризма. Он стал желанным гостем в европейских столицах, путешествуя со своим шатром, который раскидывали то в парке, окружающем брюссельский правительственный замок, то в римском парке Вилла Дориа Памфили, то на территории московского Кремля, в Тайницком саду. Лишь власти США отказали ливийскому лидеру в столь экзотической привилегии, зато он произнес двухчасовую речь на Генеральной Ассамблее ООН (сентябрь 2009 г.), назвав Барака Обаму «нашим сыном», сыном Африки. В феврале того же года Каддафи возглавил Африканский Союз (бывшую Организацию Африканского Единства). Однако час его ужасной гибели от рук «вооруженного народа» близился.
Вывод, который можно сделать из всего сказанного ранее, заключается в следующем. Вопреки мнению многих российских журналистов, политологов и видных политиков, что «арабскую весну» и, в частности, развал Ливии подстроила рука Вашингтона, внутренней пружиной этой «весны» послужил стихийный народный бунт. Его общей чертой являлась мгновенная передача новостей о происходящих событиях из города в город, из села в село или из одной страны в другую по социальным сетям интернет. Однако в каждой отдельно взятой арабской стране имелись свои предпосылки бунта, причем далеко не всегда его движущей силой была молодежь, обученная компьютерной грамотности некими западными наставниками. Так, в Тунисе, где пик революции пришелся на 14 января 2011 г., в первых рядах толпы, осадившей здание МВД и хором выкрикивавшей обращенное к президенту Бен Али требование «Ирхаль!» («Уходи!»), шли господа адвокаты. В Ливии против власти Каддафи тоже восстали не только юнцы. Другое дело, что уже к концу 2014 г. обстановка в
6 Callies de Salies B. Le Grand Maghreb contemporain. Entre régimes autoritaires et islamistes combattants. Paris: Librairie d'Amérique et d'Orient, 2010. P. 83, 95.
Тунисе более или менее стабилизировалась, несмотря на отдельные теракты, хотя ему приходится принимать сотни ливийских беженцев и периодически закрывать свою границу с восточным соседом. В Ливии же воцарился «неуправляемый хаос», от которого, как круги на воде, расходятся волны терроризма (взять, например, Мали); из этой страны хлынули вовне потоки оружия и отряды проповедников воинствующего исламизма. Иными словами, то внешнее благополучие, в каком жили до 2011 г. ливийцы, «почти при коммунизме» (по впечатлению россиян или украинцев, работавших в Ливии), было нарывом, тонкая пленка которого в одночасье прорвалась.
Список литературы
Джамахирийский словарь терминов к «третьей мировой теории». [Б.м., б.г.] Егорин А.З. История Ливии. ХХ век. М.: ИВ РАН, 1999. Новейшая история арабских стран Африки. М: Наука 1990.
Abun-Nasr J.M. A History of the Maghrib. L.; N.Y.; Melbourne: Cambridge University Press, 1977.
Callies de Salies B. Le Grand Maghreb contemporain. Entre régimes autoritaires et islamistes
combattants. Paris: Librairie d'Amérique et d'Orient, 2010. The Middle East. L.: Europa Publications Limited, 1959.
References
Dzhamakhiriiskii slovar' terminov k "tret'ei mirovoi teorii" (Jamahiriya Dictionary of Terms to
the "Third International Theory"). B.m., b.g. Egorin A.Z. Istoriya Livii. XX vek (History of Libya. XX cent.). M.: IV RAN, 1999. Noveishaya istoriya arabskikh stran Afriki (Contemporary History of the Arab countries of Africa). M., 1990.
Abun-Nasr J.M. A History of the Maghrib. L.; N.Y.; Melbourne: Cambridge University Press, 1977.
Callies de Salies B. Le Grand Maghreb contemporain. Entre régimes autoritaires et islamistes
combattants. Paris: Librairie d'Amérique et d'Orient, 2010. The Middle East. L.: Europa Publications Limited, 1959.
Сведения об авторе: Видясова Мария Федоровна, докт. ист. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: office@iaas.msu.ru
About the author: Vidyasova Maria Fedorovna, Doctor of Philology, Professor, Leading Researcher, Lomonosov Moscow State University, Institute of Asian and African Studies. E-mail: office@iaas.msu.ru