Научная статья на тему 'Лидер ливийской революции Муаммар Каддафи: политический портрет'

Лидер ливийской революции Муаммар Каддафи: политический портрет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3923
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базанова Е. А.

В статье представлен портрет лидера Ливийской революции Муаммара Каддафи и дана краткая характеристика его внутриполитической и внешнеполитической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. Gaddafi as a Leader of the Libian Revolution: a Political Portrait

The article presents the portrait of the leader of the Libian revolution M. Gaddafi. The author gives the characteristic of his foreign and domestic policy activity.

Текст научной работы на тему «Лидер ливийской революции Муаммар Каддафи: политический портрет»

ЛИДЕР ЛИВИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ МУАММАР КАДДАФИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Е.А. БАЗАНОВА

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

В статье представлен портрет лидера Ливийской революции Муаммара Каддафи и дана краткая характеристика его внутриполитической и внешнеполитической деятельности.

О полковнике Каддафи рассказывают разные небылицы. Его называют, кто гением, кто демоном, а кто и сумасшедшим. Распускают слухи, что он регулярно консультируется у психиатров Египта, Югославии и Швейцарии. Но никого эта личность не оставляет равнодушным.

Его полное имя - Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи. Точная дата рождения продолжает оставаться загадкой. Многие его биографы утверждают, что вождь Ливии родился в 1940 г. Сам Каддафи везде пишет, что появился на свет весной 1942 г. в бедуинском шатре в 30 км южнее города Сирт.

Его отец - выходец из племени аль-каддафа, кочевал с места на место, пас верблюдов и коз. Мать с тремя старшими дочерьми занималась домашним хозяйством.

Вспоминая свое детство и юность, он признался однажды: «Я вырос в чистом окружении, не зараженном инфекциями современной жизни. Я осознал условия, в которых жил мой народ, и перенес страдания, которые он испытывал под гнетом колониализма. Молодежь в нашем обществе уважала стариков, мы умели отличать добро от зла».

Когда Муаммару исполнилось девять лет, родители отдали его в начальную школу. Он закончил ее через четыре года и поступил в среднюю, которая находилась в г. Себха. В школьные годы он полюбил книги о героях, жертвовавших собой во имя свободы. В Себхе Каддафи слушал радиопередачи из Каира о борьбе с «тройственной агрессией» против Египта, читал запрещенные книги, сочинял политические памфлеты, писал письма в редакции газет.

Именно он организовал студенческие демонстрации протеста против злодейского убийства Лумумбы, против испытаний французской атомной бомбы в Сахаре, вместе с единомышленниками приветствовал алжирскую революцию. Ему импонировали лозунги Насера «Свобода, социализм, единство», тогда же

он впервые назвал «прямую демократию» в качестве особого метода политического развития Ливии, что затем легло в основу его «третьей теории». Настольной книгой молодых лицеистов была «Философия революции» Гамаля Абделя Насера, которой они зачитывались и заучивали наизусть.

Кто знает, может быть, именно эти книги подтолкнули Каддафи к тому, что он еще в школе создал подпольную молодежную организацию.

Надо сказать, что годы учебы будущего полковника совпали по времени с периодом зарождения оппозиционного движения в Ливии. Тогда же начало зреть недовольство королевским режимом среди городской и сельской бедноты, средних слоев, студенческой и учащейся молодежи. В крупнейших городах и провинциальных центрах стали появляться оппозиционные королевскому режиму группы. В 1959 г. было положено начало нелегальному молодежному движению, которое в качестве программы взяло на первых порах идеи партии БААС и вооруженные методы борьбы. Возглавили движение семнадцатилетний Каддафи и его сподвижник Мухаммед Халиль. За участие в митинге в поддержку алжирской революции 5 октября 1961 г. и за активную политическую деятельность Каддафи был исключен из школы и был вынужден уехать учиться в Мисурату, один из крупных городов страны, 220 км восточнее Триполи.

В 1963 г. Каддафи и его товарищи получили диплом о среднем образовании и впервые организовали встречу в Мисурате, где было решено продолжить борьбу и создать в будущей единой нелегальной организации две секции: военную и гражданскую. На основании этого решения Каддафи и его сподвижник Абдель Салам Джеллуд поступили в военный колледж в Бенгази.

С первых дней учебы Каддафи зарекомендовал себя самым примерным курсантом. Никто в колледже не мог заподозрить в нем врага режима. Он ни разу не выдал себя ни словом, ни поступками. Поэтому дело, заведенное на него еще в Себхе, так ни чем и не пополнилось. Однако годы обучения Каддафи в Бенгазийском военном колледже стали периодом его активной подпольной деятельности, направленной на сколачивание рядов подпольной организации. В это же время он посещал лекции по истории на вечернем факультете искусств Бенгазийского университета, что давало ему возможность общаться со студенческой молодежью, где он также привлекал на свою сторону единомышленников.

В 1964 г. у небольшого селения Тельмейта, в нескольких десятках километрах от Бенгази, состоялся первый съезд организации. По предложению Каддафи, ее девизом стал выдвинутый египетской революцией 1952 г. лозунг «Свобода, социализм, единство!» Группа молодых, революционно настроенных военных, стала называться «Организация свободных офицеров юнионистов-социалистов» (ОСОЮС). На съезде был разработан кодекс поведения и избран Центральный комитет. Его членам «во имя осуществления революционных идей» запрещалось играть в карты, пить вино, посещать увеселительные заведения, предписывалось строго соблюдать все религиозные обряды. Центральному комитету было поручено вести целенаправленную подготовку восстания. Наиболее активными сподвижниками Каддафи в нелегальной деятельности в период учебы в военном колледже были курсанты Абдель Салам Джеллуд, Абу Бакр Юнее Джабер, Хувейлди Хмейди, Мустафа Харруби, Мухаммед аль-Могареф, Абдель Монейм аль-Хуни.

Члены комитета собирались сначала ежемесячно. Затем, в целях конспирации, он был разделен на группы, которые действовали автономно. Состав групп и их задачи знал только Каддафи.

Разумеется, «Свободные офицеры» не имели ни опыта политической работы, ни определенной программы социальных преобразований, не говоря уже о твердых идеологических убеждениях. Тем не менее, они поставили перед собою четко сформулированные цели: свержение монархического режима, искоренение вековой отсталости, освобождение от военно-политического и экономического господства империализма, достижение подлинной национальной независимости, установление социальной справедливости широких народных масс, борьба за арабское единство, за обеспечение законных прав арабского народа Палестины.

После окончания членами ОСОЮС военного колледжа связь между подпольными группами осложнилась. Вчерашние курсанты были направлены в войска для дальнейшего прохождения службы. Руководителем и координатором подпольщиков остался Каддафи, который начал службу в войсках связи в военном лагере Г ар Юнее, в четырех километрах от Бенгази. К нему поступала информация о деятельности групп, о положении в войсках, от него - указания по нелегальной работе, определение мест явок, встреч. Фактически уже в 1966 г. начался этап непосредственной подготовки военного переворота.

Влияние офицеров-подпольщиков росло не только в сухопутных войсках, но и в других видах вооруженных сил. Хуже обстояло дело с работой среди интеллигенции, чиновничества и в деловом мире. Значительную часть местной буржуазии, не говоря о феодальных и высших чиновничьих кругах, вполне устраивал королевский режим.

Июньская война 1967 г. стала своеобразным катализатором революции. Поражение арабов в этой войне, вызвавшее во всем арабском мире спонтанный прилив патриотических настроений и националистических эмоций, имело широкий общественный резонанс в Ливии. Недовольство зрело и в армии. Патриотические чувства военнослужащих, особенно офицеров, были уязвлены тем, что монархическое правительство не разрешило армии принять участие в отражении израильской агрессии.

Однако, при общем недовольстве королевским режимом и переходе в оппозицию большинства офицерского корпуса, в армии существовали и другие течения, выражавшие интересы различных социальных сил. В том числе и феодальных кругов. Наиболее правое из них возглавлял полковник Абдель Азиз Шелхи, брат советника короля. В 1969 г. он был назначен заместителем начальника генерального штаба и председателем комитета по реорганизации королевской армии. Последняя должность, как выяснилось позднее, была придумана как ширма для прикрытия подготовки военного переворота.

Лидеры «Свободных офицеров» решили перехватить инициативу. К тому времени они имели уже достаточно своих сторонников не только в армии, но и среди гражданского населения, чтобы решиться на упредительную акцию. Курс был взят на свержение королевского режима с помощью военного контрпереворота. Был разработан детальный план вооруженного военного выступления. При этом учитывались не только внутриполитические факторы, но и иностранное военное присутствие в Ливии.

Во второй половине августа стало известно, что король Идрис отправляется на лечение за границу. В армии поползли слухи, что полковник Шелхи решил отправить на стажировку за границу большую группу офицеров. Среди них было немало членов подпольной организации, в том числе и Каддафи.

Поступавшая информация свидетельствовала о том, что полковник Шелхи вместе со своими сторонниками - группой старших офицеров - намеревались 15 сентября захватить власть и провозгласить республику с парламентской формой правления.

Руководство «свободных офицеров» назначило вооруженное восстание на 1 сентября.

Для осуществления давно разработанного плана восстания Каддафи счел необходимым срочно покинуть Триполи и возвратиться в Бенгази, где находился генеральный штаб и располагались основные военные учреждения.

Ранним утром 1 сентября 1969 г. отряды членов ОСОЮС под руководством созданного в ходе подготовки к восстанию Совета революционного командования (СРК) в составе 12 офицеров во главе с Каддафи одновременно начали выступления в Бенгази, Триполи и других городах страны. Они быстро установили контроль над основными государственными и военными объектами. Все подъезды к американским базам были заранее блокированы.

В этот же день Каддафи, выступив по радио, объявил о свержении монархии в стране.

«Революция, - заявил он, - будет руководствоваться принципами свободы, единства, социальной справедливости и равноправия всех граждан».

Тогда же было сообщено, что временно верховную власть будет осуществлять СРК. Однако его количественный и поименный состав долго не объявляли. Никому также не было известно, кто возглавляет этот высший орган власти.

Лишь через две недели после революционного переворота 27-летний Му-аммар Каддафи был объявлен руководителем революции и председателем СРК. Одновременно было сообщено о присвоении ему звания полковника (в дни переворота он был капитаном войск связи).

Государственный переворот в Ливии по существу представлял собой национально-освободительную революцию, которая положила начало новому периоду в истории страны.

Основными задачами ливийской революции были сформулированы в первом коммюнике СРК; они включали в себя строительство прогрессивного социалистического ливийского государства, идею единства стран «Третьего мира», сохранение принципов и ценностей Корана. Каддафи разъяснил свою интерпретацию насеровского лозунга: «Под свободой мы понимаем такую индивидуальную и национальную независимость, которая исключает нищету, колониализм и присутствие на нашей земле иностранных войск и военных баз; под единством... - объединение всех арабских народов либо под руководством одного арабского правителя, либо на основе федерации малых правительств; под социализмом... - исламский социализм», основанный на «...догмах Корана, принципах частной собственности и наследства. Национальный капитал не только останется в руках тех, кто им владеет, но будет даже поощряться с целью стимулирования развития страны» [1].

В 1970 г. в результате переговоров членов СРК представителями Великобритании и США с территории Ливии все иностранные военные базы. Это дало возможность Каддафи начать реализовывать «шесть заповедей» ливийской нефтяной политики, которые гласили, что только народ является единственным обладателем права выбирать наилучший путь использования своего нефтяного богатства, определять его цену, выбирать рынки сбыта, место и сроки реализации, а также способы добычи и эксплуатации, распределения и экспорта «черного золота» [2]. К середине 1974 г. молодые ливийские руководители смогли взять нефть в свои руки.

Военное руководство во главе с Каддафи, избрав тактику лавирования между отдельными группировками, сумело выделить из них надежное ядро, позволившее одержать победу над политическими соперниками. В первые годы прихода к власти Каддафи успешно решил вопрос и о своем ведущем положении среди военной элиты, что дало ему возможность вплотную заняться разработкой политической стратегии революции.

Встав у руля ливийской революции, Муаммар Каддафи быстро осознал, что взятая за основу деятельности после 1969 г. насеровская модель исчерпывала себя и требовалось предложить народу свой путь движения вперед.

Теоретические концепции Каддафи рождались, когда он еще был курсантом и слушал лекции по истории в Бенгазийском университете. В истории становления и развития ливийской общественной мысли не получили развитие ни коммунистические, ни анархические идеи, как и не были созданы партии, придерживающиеся этих взглядов. Каддафи, задумав собственную политическую модель страны, отличную от коммунистической и капиталистической, изучал работы как западных, так и восточных авторов. Он решительно отверг те модели государственного устройства, которые называются сейчас европейской демократией, восточные азиатские модели тоже не вызвали у него большого интереса. В 1970-х гг., когда ливийский лидер разочаровался в насеровской модели арабского социализма, он решил изучить еще один пласт мировой культуры, с которым почти не был знаком, - наследие русских радикал революционеров. Некоторые из их идей - решение проблемы демократии, отрицание государства, отрицание эксплуатации человека человеком - он развил в своей «Зеленой книге», другие истолковал по-своему. Это дает основание сделать вывод об определенном влиянии наследия русских радикал-революционеров на формирование мировоззрения Каддафи.

С приходом к власти он начал обобщать свои размышления в концепцию, которая должна была стать основой бесклассового общества всеобщего благополучия на базе «исламского социализма», отличного от капитализма и коммунизма. Эта теория была призвана освободить не только Ливию, но и все развивающиеся страны «третьего мира» от идеологической экспансии Запада и Востока. «Мы исходим из учения Корана, - говорил Каддафи в 1971г., - а это значит, что мы вступаем в борьбу за арабский национализм, вступаем в борьбу против коммунизма и капитализма, вступаем в борьбу за самоутверждение арабской нации... Наш социализм - истинный социализм, который заложен в исламе» [3]. В свою трактовку социализма Каддафи включил достижение социальной справедливости, ликвидацию эксплуатации человека человеком, предоставление одинаковых возможностей для личностей в обществе, социальную

безопасность и мирную ликвидацию социальных различий. По мнению Каддафи, «исламский социализм» это идеальная система для преобразования мира, выход из «человеческой трагедии, которую переживают народы под гнетом капитализма и коммунизма» [4].

15 апреля 1973 г. Каддафи провозгласил начало «народной революции», призванной осуществить отмену старых законов, вооружение народа, борьбу с противниками революции, проведение «культурной» и «административной» революции [5]. К сентябрю 1974 г. было создано 2000 народных комитетов, формально взявших на местах «власть в свои руки», а по существу дезорганизовавших политическую структуру.

В развитие идей «третей мировой теории» Каддафи в январе 1976 г. обнародовал первую часть «Зеленой книги», в которой попытался в концентрированной форме передать свои взгляды на «народную власть» [6]. В ней он приходит к абсолютному отрицанию парламентаризма, как атрибута власти, считая его «преградой между народом и властью» [7], отрицает также наличие классов, партийность, классовую борьбу, выступает против практики референдумов. Взамен этого, Каддафи предложил концепцию «прямого народовластия», осуществляемую через систему народных конгрессов и народных комитетов. Первая часть «Зеленой книги» гласит: «Демократическая система представляет собой прочную и монолитную структуру, каждая ячейка которой имеет надежную опору в виде первичных народных конгрессов, народных конгрессов и народных комитетов, руководящие органы которых совместно встречаются на заседании Всеобщего народного конгресса. Никакой иной концепции подлинно демократического общества существовать не может. Демократия - это правление народа, а не народное самовыражение. Парламент - это не власть народа, фальсификация демократии» [8]. Однако на практике, отрицая все существующие формы демократии, Каддафи по существу закладывал в понятие «народных комитетов» видоизмененную форму диктатуры. Фактически через претворение в жизнь принципов «прямой демократии» четко вырисовывалось стремление Каддафи к единоличному управлению страной. Передача законодательных функций от Совета Революционного Командования Всеобщему Народному Конгрессу (ВНК) практически означала переход под его контроль законодательной власти. Преобразование министерств в секретариаты, а аппарата председателя совета министров - в Высший народный комитет, на практике было равносильно переходу в ведение ливийского лидера и исполнительной власти.

События, происходившие в Ливии в 1969-1977 гг., были примером государственного капиталистического пути развития. Вместе с тем левый радикализм, проявившийся как в теоретических взглядах Каддафи, так и в мероприятиях по их претворению, привел к кризису республиканской формы правления, выход из которого ливийский лидер увидел в учреждении «системы народовластия» - джамахирии, которая официально была провозглашена на чрезвычайной сессии ВНК в марте 1977 г. Ливийская Арабская Республика стала называться Социалистической Народной Ливийской Джамахирией (СНЛАД) (Джамахирия в переводе с арабского языка - «власть народа», от слова «джама-хир» - массы). В декларации об установлении в Ливии прямого народовластия говорилось, что основой законодательства является Коран; прямое народовластие осуществляется через народные собрания, народные комитеты, профсою-

зы; защита Родины - обязанность каждого гражданина и гражданки и организуется посредством всеобщей военной подготовки. Суть происшедших в политической системе Ливии изменений Каддафи разъяснил, выступая на массовом митинге в Триполи в марте 1977 г. Он заявил, что «на смену эпох республик пришла эпоха власти народных масс, которая впервые провозглашена в Ливии» [9].

В начале 1978 г. в Ливии вышла вторая часть «Зеленой книги» Каддафи, озаглавленная «Решение экономической проблемы социализма». В качестве главного принципа взаимоотношений между людьми в экономической сфере Каддафи выдвинул лозунг: «партнеры, а не наемные работники», то есть все участники производственного процесса становились равноправными и имели равное право на производственный продукт. Также провозглашались лозунги: «Потребности предлагают свободу», то есть человек сам должен управлять своими потребностями, а не пользоваться теми, которые ему навязывают, и «Жилище - собственность его обитателя», то есть человек, живущий в доме, должен быть его хозяином, а не арендатором [10].

Под «джамахиризацией» страны Каддафи подразумевал взаимозаменяемость членов общества в различных сферах общественной деятельности. Начиная с 1982 г. цены на нефть на мировом рынке резко пошли вниз, а с ними начали снижаться доходы Ливии. В это время была создана программа «Курс экономии и опоры на собственные силы». В эти годы начали происходить определенные сдвиги в официальной идеологии, наметилось сближение позиций с СССР, что вызвало незамедлительную реакцию США: в конце марта были спровоцированы вооруженные инциденты у ливийских берегов с обстрелом побережья, а 15 апреля авиация США произвела атаку на г. Триполи с бомбардировкой резиденции Каддафи. Это послужило фактором объединения ливийцев вокруг своего лидера, в этой ситуации и экономические трудности стали восприниматься легче. В 1987 г. Ливия перевернула самую трудную страницу своей постреволюционной истории.

Джамахирийский период ливийской новейшей истории можно условно разделить на два периода: «переходный период» от республики к режиму «народовластия» (1977-1979 гг.), характеризовавшийся поляризацией ливийского общества и борьбой между сторонниками социалистического и приверженцами капиталистического путей развития, и период «революционного руководства», когда основное внимание было сконцентрировано на создании нового общества под знаменем «народовластия» (с 1979 г.).

1 июня 1979 г. была опубликована третья часть «Зеленой книги», содержащая тезис о том, что «двигателем человеческой истории является социальный фактор и потому национально-освободительная борьба представляет собой также и социальные движения, которые будут продолжаться до полного освобождения одной социальной группы от господства другой». С этого момента отчетливо проявилась новая тенденция форсирования создания «социальнооднородного общества».

Одним из самых масштабных проектов в истории Ливии стало строительство «Великой искусственной реки» по инициативе Муаммара Каддафи. Территория Ливии давно засыпана песками Сахары и небогата водными ресурсами. Однако под слоем песка на глубине от 100 до 300 м есть значительные запасы грунтовых вод. Геологические исследования подтвердили, что пески в юго-за-

падном и юго-восточном районах Ливийской пустыни хранят громадные запасы воды, при промышленной разработке которых можно полностью удовлетворить потребности страны на десятилетия. Отсюда возникла идея ее перекачки по трубопроводам к городам и хозяйственным объектам. Этот проект был утвержден ВНК Ливии в 1983 г. и завершен через 13 лет; его стоимость составила 20 млрд. долл. На юге страны, в сердце пустыни были пробурены сотни артезианских скважин. Оттуда при помощи мощных насосов пресная вода транспортируется на север страны по трубам, диаметр которых достигает 4 метров, общая протяженность трассы - свыше 4000 км. В процессе строительства ливийцы совершили на своей земле настоящий подвиг и выполнили объем работ гораздо больший, чем при строительстве знаменитой высокой плотины в Асуане [11].

Трансформация ливийского общества в современную политическую систему, названную Джамахирией, сопровождается многими зигзагами и проходит медленнее, чем того хотел бы Каддафи. Но созданная им система, несомненно, пробудила ливийский народ к политической активности. Однако, как он вынужден был признать, «участие народа в управлении страной было не полным».

Поэтому на состоявшейся 18 ноября 1992 г. в городе Сирт сессии ВНК было принято решение о создании в Ливии новой политической структуры. Она предполагала переход страны на высшую ступень народовластия - образцовой Джамахирии. Речь идет о создании вместо первичных народных собраний полутора тысяч коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств.

Необходимость реорганизации прежней политической системы, как пояснил Каддафи, объяснялась, прежде всего тем, что она «не смогла обеспечить подлинного народовластия в силу сложности структуры, что создало разрыв между массами и руководством, страдала излишней централизацией».

В целом Социалистическая Народная Арабская Джамахирия продолжает курс на построение нового «исламского социалистического общества», где господствует лозунг «Власть, богатство и оружие - в руках народа!».

Когда Каддафи пришел к власти, он ездил без охраны на скромном «фольксвагене» и вместе с женой закупал продукты в местном супермаркете. Однако после нескольких покушений на его жизнь (в результате одного из них он был ранен в руку) образ жизни ливийского лидера резко изменился. Каддафи свел до минимума прямые контакты с массами и избрал местом своего постоянного проживания Азизию - военную базу, где размещается главное командование и палаточный бедуинский городок, который служит ему резиденцией. Когда он выезжает из Азизии в Триполи, одновременно трогаются две-три колонны автомашин в сопровождении бронетранспортеров. Никто не знает, в какой именно колонне едет лидер ливийской революции М. Каддафи. Этот же принцип распространяется и на полеты полковника: если ему надо лететь в другое государство, в воздух поднимаются два самолета. Причем, перед вылетом они в течение нескольких часов кружат в воздухе, проверяя, не заложена ли бомба.

Однако, несмотря на затворнический образ жизни, Каддафи сохраняет имидж простого человека, демократа и примерного семьянина.

Первый брак Каддафи был неудачным. Он женился на Фатиме - дочери генерала Халида, заместителя начальника генерального штаба королевской ар-

мии, одного из приближенных бывшего ливийского монарха Идриса. После переворота сразу же расторгнул брак, оставив себе сына, который сейчас работает инженером. После развода он вторично женился. От этого у Каддафи пять мальчиков и одна девочка. Еще одна дочь (приемная) погибла в апреле 1986 г. во время налета американской авиации на Триполи.

Журналисты, общавшиеся с ним в последнее время, рассказывают, что со своими домочадцами Каддафи весьма строг. Например, он уступил настойчивым просьбам дочки Айши и разрешил ей учиться игре на фортепиано. Однако инструмент так и не купил. Сыновей полковник тоже воспитывает в строгости, но без излишних нравоучений и ограничений.

Рабочий день ливийского лидера длится 16-18 часов. Но пара часов сна и несколько физический упражнений делают чудо - он бодр и свеж.

В течение дня Каддафи занимается не только «джамахиризацией» Ливии, но и самообразованием. Он хорошо знает историю стран Старого и Нового света, любит цитировать мировых классиков литературы, в том числе и русских -Л. Толстого и Ф. Достоевского. По его указанию, в конце 1970-х гг. были переведены на арабский язык сочинения известных русских теоретиков анархизма М. Бакунина и П. Кропоткина. Больше того, он с карандашом в руках проработал собрание сочинений В.И. Ленина и многие его идеи использовал при написании «Зеленой книги».

Каддафи не занимается накопительством, его семья не владеет недвижимостью. Даже его отец по настоянию сына до конца жизни жил в бедуинской палатке. Впрочем, и сам Каддафи нередко месяцами живет в бедуинском шатре.

Он очень набожен, исправно отправляет все мусульманские обряды, следует всем заповедям Корана, который еще в детстве выучил наизусть. Совершил паломничество в Саудовскую Аравию и в Мекке поцеловал священный Черный камень. С некоторых пор действуют законы шариата: «всем ворам и бандитам» Каддафи пообещал «отрубать руку и ампутировать ногу».

По свидетельству хорошо знающих Каддафи людей, он обладает феноменальной памятью на лица, имена, цифры. Досконально знает все подробности о людях из своего окружения, об их детях, родственниках, друзьях. Но наряду с незаурядным природным умом, огромной волей и трудолюбием в нем уживаются такие черты, как высокомерие, излишняя эмоциональность и вспыльчивость. С другой стороны, при встрече он первым подает руку, почти по-детски приветливо улыбается и тут же становится серьезным, как только разговор приобретает деловой характер. Принимая гостей, он никогда не отвлекается на посторонние дела. В это время его никто не беспокоит, как и он сам никого не вызывает к себе.

К чести Каддафи надо признать, что немалую часть нефтедолларов он действительно расходовал на нужды своего народа. И добился того, что в таком социально-экономическом показателе, как среднегодовой доход на душу населения (минимальная заработная плата простого рабочего составляет 6 тысяч фунтов стерлингов, а доходы руководителей предприятий достигают 30 тыс.), Ливия сумела обойти даже Великобританию.

В стране практически нет безработицы, большинство граждан имеет свои квартиры, телевизоры, видеомагнитофоны. Построены университеты и больницы, отвечающие мировым стандартам.

Каддафи начал осуществлять акцию по закупке в Южной Корее дорогих автомобилей и продаже их ливийцам за четверть цены. Он объявил о своем решении по-новому распределять получаемые страной доходы от нефти, которые составляют около 10 млрд. долл. в год. Половина этой суммы идет на нужды государства, другая - распределяется между ливийцами. В результате около 600 тыс. семей получили от 7 до 10 тыс. долл. По мнению Каддафи, это позволяет, во-первых, реализовать на практике выдвинутый им лозунг «Богатство - в руки народа!», а во-вторых, уравнять доходы бедных и зажиточных граждан.

Рассуждая о личности Муаммара Каддафи, нельзя не затронуть такой сложный и противоречивый вопрос как проблема лидера на Востоке. Каддафи воплощает в себе типичный для восточного общества образ единоличного властителя, харизматического оратора, лидера, объединившего народ на борьбу за свободу и независимость Ливии от эксплуатации и вмешательства иностранных держав в жизнь и развитие страны. Амбициозный, антиимпериалистически настроенный молодой офицер стал в глазах своего народа истинным освободителем и борцом за социальную справедливость. Будучи еще в начале 1950-х гг. самой бедной страной Арабского Востока, Ливия под руководством Каддафи достигла значительного экономического прогресса, укрепления госсектора, повышения уровня жизни населения. Внутренняя политика Каддафи во многом противоречива: осуществляя реформы по укреплению Госсектора, ему не удалось создать предпосылки для перехода на некапиталистический путь развития, как не удалось «пресечь» ростки капитализма в стране. Однако он был вынужден проводить перестройку структуры хозяйства, пересмотр внешнеэкономической и внутриэкономической ориентации, повышение культурного уровня населения, вовлечение его в производительный труд вместо использования иностранной рабочей силы в условиях нараставшей политической и социальной поляризации общества, в условиях внешней экономической блокады и нарушения традиционных торгово-экономических связей. Проводить реформирование государства в подобных условиях могло быть под силу лишь человеку, обладающему удивительной силой воли и непререкаемым авторитетом, который смог завоевать Каддафи у своего народа. Его внешняя политика не менее противоречива: на международной арене Каддафи выступил последовательным проводником националистической, антизападной, антиизраильской политики. Его политические амбиции распространялись на весь Арабский мир, где он стремился играть роль лидера и объединителя. Благодаря своим леворадикальным взглядам и поддержке таких организаций, как Африканский Национальный Конгресс Нельсона Манделы, Организация Освобождения Палестины, Ирландская республиканская армия и т. д. Каддафи заслужил в международном сообществе репутацию пособника терроризма, что повлекло за собой в апреле 1992 г. введение Советом Безопасности ООН эмбарго против Ливии: запрет на любые полеты в страну и из страны. Сам ливийский лидер, отрицая свое пособничество террористическим организациям, каждый раз стремится подчеркнуть антиимпериалистическую направленность своей политики, что вызывает закономерное раздражение представителей Запада и приводит к политическим столкновениям. Одним из таких столкновений стала бомбежка ливийских городов американскими самолетами в апреле 1986 г. Формальным поводом для военных действий со стороны США стал взрыв в западноберлинской дискотеке

4 апреля 1986 г. Официальные представители США мгновенно отреагировали на случившееся, утверждая, что обнаружили в этом теракте «ливийский след», хотя, как выяснилось позже, никаких конкретных доказательств причастности Ливии к взрыву в Берлине представлено не было. Еще задолго до весны 1986 г., в период с 1981 по 1986 гг. командование США 13 раз проводило у берегов Ливии военно-морские учения, подвергая ливийские берега обстрелам в рамках учебной тренировки. Однако правительство Ливии не реагировало на подобные провокации. Взрыв в Берлине стал катализатором подготовки военных действий против Ливии, и уже через 10 дней, в ночь с 14 на 15 апреля, был осуществлен ряд бомбежек ливийских городов, в результате которых погибло несколько сотен человек, включая маленькую приемную дочь Каддафи Ханну, разрушено огромное количество зданий. Впоследствии мировому сообществу так и не были представлены адекватные доказательства причастности Ливии к взрыву в Берлине, что свидетельствует, с одной стороны о стремлении США избавиться от Каддафи, обвинив его «во всех смертных грехах», а с другой стороны - о двойственности стандартов в проведении политики США по отношению к своим союзникам и противникам.

Так кто же он, Муаммар Каддафи: демократ или диктатор, руководитель единственного в мире государства с народным самоуправлением или тиран, сконцентрировавший в одних руках органы законодательной и исполнительной власти, строитель крупнейшей на планете оросительной системы «Великая искусственная река» или безумный фантазер и мечтатель, борец за права угнетенных или пособник террористов? В оценках лидера масштаба Муаммара Каддафи всегда будет присутствовать подобное множество полярных суждений. Но главное - он неординарная личность в постмонархической Ливии, альтернативы которой в Ливийской Джамахирии пока нет...

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ЕгоринА.З. История Ливии. XX век. - М., 1999.

2. Bianco М. Gaddafi - Voice from the Desert. - Paris, 1975, p. 191.

3. Аль-Фаджр аль-Джадид. - Триполи, 1.09.1972.

4. The Fundamentals of the Third International Theory. - Tripoli, 1974, p. 5.

5. Аль-Фаджр аль-Джадид, 7.04.1972.

6. Gaddafi M. The Green Book. Part One. The Solution of the Problem of Democracy // The Authority of the People. - L.,1976.

7. Ibid, p. 5.

8. Каддафи М. Зеленая книга. - М., 2000.

9. Ibid., 9.03.1977.

10. Gaddafi M. The Green Book. P. 2, p. 16-19.

11. Азия и Африка сегодня. - М., 05.2003.

M. GADDAFI AS A LEADER OF THE LIBIAN REVOLUTION: A POLITICAL PORTRAIT

E.A. BAZANOVA

The World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia

The article presents the portrait of the leader of the Libian revolution M. Gaddafi. The author gives the characteristic of his foreign and domestic policy activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.