Научная статья на тему 'Исторические предпосылки программы SpaceWay как единственного пути устойчивого развития цивилизации технократического типа'

Исторические предпосылки программы SpaceWay как единственного пути устойчивого развития цивилизации технократического типа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технократическая цивилизация / экология / биосфера / геокосмический транспорт / SpaceWay / индустриализация космоса

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юницкий А.Э.

В исторической ретроспективе исследована проблема глобальных изменений в биосфере Земли как результата существования технократической цивилизации. Автор особое внимание заостряет на том, что современные ракетные методы освоения космоса наносят значительный ущерб экологии, а кроме этого неэффективны с экономической точки зрения. Обосновано единственно возможное решение – вынос вредной промышленности за пределы биосферы, а вместе с тем предложен и геокосмический транспорт нового поколения, основанный на экологически чистой и эффективной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки программы SpaceWay как единственного пути устойчивого развития цивилизации технократического типа»

УДК 629.78

Исторические предпосылки программы $расеШау как единственного пути устойчивого развития цивилизации технократического типа

ЮНИЦКИЙ А.Э. (г. Минск)

В исторической ретроспективе исследована проблема глобальных изменений в биосфере Земли как результата существования технократической цивилизации. Автор особое внимание заостряет на том, что современные ракетные методы освоения космоса наносят значительный ущерб экологии, а кроме этого неэффективны с экономической точки зрения. Обосновано единственно возможное решение - вынос вредной промышленности за пределы биосферы, а вместе с тем предложен и геокосмический транспорт нового поколения, основанный на экологически чистой и эффективной технологии.

Ключевые слова:

технократическая цивилизация, экология, биосфера, геокосмический транспорт, Space Way, индустриализация космоса.

I существующим оценкам, на Земле в настоящее время насчитывается около 14 млн видов живых организмов [1]. Причём число описанных видов, т. е. «известных науке», составляет 1 750 ООО - это всего 12,5 % от предполагаемых.

Каждый час на Земле исчезает примерно три вида живых существ, т. е. более 70 видов погибают ежедневно, более 26 тыс. - ежегодно [2]. Некоторые из них исчезают по естественным причинам (так и происходит эволюция), но всё большая часть - по антропогенным факторам. Эти виды пропадают с планеты навсегда, невосполнимо. Однако природа создала эти формы жизни не для того, чтобы их кто-то уничтожил. Ведь они уникальны - нашим даже самым продвинутым инженерным технологиям весьма далеко до технологий Творца.

Не только любое живое существо, не только какой-либо его орган или отдельно взятая клетка невообразимо сложны, но даже его отдельный маленький «винтик» -макромолекула ДНК, несущая генетическую информацию (у человека - порядка 100 тыс. генов), - в сотни тысяч раз сложнее, например, «Боинга». У самолёта несколько миллионов деталей, а в этой органической макромолекуле содержатся сотни миллиардов «деталей» - атомов десятков химических элементов из таблицы Менделеева, структурированных в необычайно сложную и надёжную конструкцию, проверенную миллионами лет эволюции, к тому же способную к самовоспроизводству.

На нашей планете интенсивно растёт число аллергий, раковых, лёгочных и сердечно-сосудистых заболеваний, а также генетических нарушений и наследственных болезней человека, обусловленных заражением воды, воздуха и почвы.

Происходят необратимые изменения ландшафта, почв, исчезают леса, загрязняются реки, моря и океаны, интенсивно разрушается озоновый слой, защищающий всё живое от губительного жёсткого излучения Солнца.

Причин негативных изменений в биосфере Земли множество, но что является первоисточником этих процессов? Только поняв это, можно избежать деградации биосферы и человечества как одного из биологических видов, а также определить пути гармоничного развития нашей земной техноцивилизации в будущем.

По современным представлениям, жизнь зародилась на Земле около 4 млрд лет назад. Развиваясь, приспосабливаясь к существовавшим тогда на планете условиям, живые организмы начали преобразовывать окружающую среду. Эти трансформации были не меньшими, чем те, которые происходили с живыми организмами по мере их развития и совершенствования. Так на мёртвой вначале и пустынной планете появилась содержащая кислород атмосфера, живая плодородная почва, коралловые острова, озоновый слой, современный природный ландшафт с его саваннами и лесостепями, болотами и тундрой, тайгой и джунглями. Так появилась биосфера, в которой

миллионы видов живых организмов и преобразованная ими планета за миллиарды лет идеально друг к другу «подогнаны». И здесь нет ничего лишнего.

На что следует обратить особое внимание - вся биосфера Голубой планеты создана из отходов и на основе отходов жизнедеятельности живых организмов. Кислород и, соответственно, озон - это отход фотосинтезирующих бактерий и зелёных растений; плодородная почва и гумус -все это в своё время умерло и прошло через чей-то желудок и кишечник, в том числе почвенных микроорганизмов и земляного (дождевого) червя.

Но вот появился человек, который, благодаря разуму, стал усиливать мощь своих мускулов, органов чувств, интеллекта, начал создавать технику, осваивать технологические процессы. Это произошло давно, сотни тысяч лет назад, когда первобытные люди только пробовали изготавливать первые примитивные орудия труда, а затем стали готовить пищу на костре, выделывать шкуры зверей в своём доме - пещере. И в 20 лет умирали от рака лёгких -в их доме стоял смог. Однако они выжили, догадавшись вынести технологии из своего дома в окружающую среду -биосферу. И биосфера планеты стала для зарождающейся цивилизации домом, даже не домом, а одной-единствен-ной комнатой, не имеющей перегородок.

Именно тогда человечество избрало технологический путь развития, и нам не дано сегодня это изменить. Современная индустриальная мощь земной цивилизации - лишь логическое развитие технократического направления. Homo Sapiens, объединяясь в локальные социумы, а затем, при появлении индустрии, в планетарную цивилизацию, стал в настоящее время качественно иным - Homo Technocraticusl

В XXI в. «Человек технократический» фактически сузился до понятия «Человек асфальта», так как большая часть человечества стала проживать в городах. При этом на нашей планете «закатанной в асфальт» оказалась территория, равная по площади пяти Великобританиям. Эта почва мертва, на ней не растут зелёные растения, вырабатывающие кислород, который так необходим нам для дыхания. Почвы на территориях, в 10 раз больших, прилегающих к автомобильным дорогам, деградированы и загрязнены канцерогенами от выхлопных газов и продуктов износа шин и асфальта.

1 Термин «Человек технократический» (лат. - Homo Technocraticus} использовался для описания мышления в нарицательном смысле, по типу «человек меркантильный». Изначально «меркантильное» значило «торговое», а выражение «меркантильный человек» имело смысл «хороший бизнесмен». «Человек технократический» должен был показать следующий этап качественного развития «Человека разумного», но технократическая тирания показывает обратное - регресс.

Только автомобильные дороги мира, а их протяжённость составляет свыше 30 млн км, ежегодно убивают на планете около 1,5 млн человек и на порядок больше делают инвалидами и калеками [3, 4]. Более того, дорожно-транспортные происшествия являются восьмой по значимости причиной смертности во всём мире и, что важнее всего, главной причиной смерти детей в возрасте 5-14 лет и молодых людей в возрасте 15-29 лет. А сколько миллиардов животных, домашних и диких, больших и маленьких, они убивают - никто этого даже не знает. Только автомобили сжигают более 2,2 млрд тонн топлива ежегодно, пропуская через высокотемпературное горение более 35 млрд тонн живительного воздуха, выжигая при этом из атмосферы более 7 млрд тонн кислорода [5]. Столько кислорода производит за целый год, например, сосновый лес площадью в 240 млн га.

Заводы, фабрики, электростанции, станки, автомобили и иное инженерное оборудование в техносфере, созданной техночеловеком, являются аналогами живых организмов в биосфере [6]. И они, как и живые организмы, обмениваются с окружающей средой энергией, информацией и веществом, поэтому также, как и организмы, неизбежно должны преобразовывать окружающую их Природу.

Только с точки зрения биологии происходит техногенное загрязнение окружающей среды. С технической же точки зрения станок, завод, фабрика, электростанция и транспорт ничего не загрязняют. На входе у них сырьё

и материалы; на выходе - готовая продукция или услуга, например, энергетическая, информационная или транспортная, и преобразованное исходное сырьё (за вычетом готовой продукции или услуги), которое, естественно, попадает туда же, откуда и было взято, - в окружающую среду. Избежать этого невозможно принципиально. Создать замкнутые, абсолютно «зелёные», инженерные технологические циклы, о чём мечтают экологи, чтобы таким образом решить все экологические проблемы на планете, также принципиально невозможно. Это примерно то же самое, как искать способ запретить корове наряду с необходимыми нам продуктами (мясом и молоком) вырабатывать также и отходы - мочу, навоз, метан и С0г.

Даже биосферу в целом нельзя назвать замкнутой системой. Она открытая система и именно поэтому преобразила ранее мёртвую Землю. Замкнутой является лишь система «Земля - Биосфера». Но даже и эта система не совсем замкнута, так как поглощает энергию Солнца и космическое излучение, космическую пыль и метеоритное вещество и излучает в космическое пространство ночью техногенный свет и круглосуточно - радиоизлучение.

Даже вся техносфера, а не отдельный станок, завод или фабрика в условиях отдельно взятой планеты не может быть замкнутой системой. Техносфера неизбежно будет преобразовывать планету и её биосферу. Но в какую сторону?

Кислородсодержащая2 атмосфера не нужна техносфере. Поэтому, например, уже сегодня промышленность и транспорт США потребляют больше кислорода, чем вырабатывают его зелёные растения на территории этой страны. Американцы живут в долг. Они потребляют кислород, вырабатываемый российской тайгой и джунглями Амазонки.

Техносфере также не нужна и живая плодородная почва. Поэтому на планете всё меньше и меньше плодородной земли, а всё больше и больше отвалов, шлака, золы и терриконов. А ведь здоровая плодородная почва, такая как чернозём, в килограмме которой проживают порядка триллиона микроорганизмов нескольких тысяч видов, по своей сути является иммунной системой всей земной биосферы. Именно здесь начинается пищевая цепочка для большинства живых организмов на планете и здесь же заканчивают свою жизнь все вирусные заболевания, в том числе самые смертоносные.

Именно микроорганизмы, у каждого из видов которых своя узкая специализация5, создают универсальное питание для растений - гумус, всевозможные нерастворимые соли гуминовых кислот, иначе дожди и грунтовые воды вымыли бы всё питание из почвы. Другие виды микроорганизмов «распечатывают» эти своеобразные консервы - органические соединения, в которых содержится весь набор необходимых для жизни химических элементов (около 80 из таблицы Менделеева) в виде тысяч специфических и очень сложных органических соединений (а не простых химических соединений типа химических удобрений), т. е. переводят гумус в растворимую форму и таким образом кормят растения.

Но человек стал убивать почвенную микрофлору и микрофауну, т. е. иммунную систему биосферы, пахотой и минеральными удобрениями, гербицидами и пестицидами, асфальтом и терриконами. И очень скоро биосфера планеты уподобится больному СПИДом с ослабленной

г Для технических нужд кислород необратимо изымается в основном лишь из атмосферы, например, при сгорании топлива в автомобильном двигателе. И то только потому, что это наиболее дешёвый (а не единственно возможный) способ. При отсутствии кислорода в атмосфере те же автомобили прекрасно работали бы, если кроме бака с горючим был бы ещё и бак с окислителем - тем же кислородом.

3 Человек технократический, чтобы создать всё технологическое многообразие, составляющее современную индустрию, придумал тысячи профессий и специальностей: слесарь, сантехник, электрик токарь, сварщик водитель, писатель, менеджер и т. д. Однако ещё большее многообразие «специальностей» у живой природы и её фундамента - микроорганизмов, в том числе почвенных. Одни из них работают, например, с азотом, превращая его в соединения, которые могут усвоить растения, другие - с фосфором, третьи - селеном, четвёртые - йодом, пятые вырабатывают кислород и т. д.

иммунной системой4, которая может «умереть» от любой ранее безобидной «болячки».

Кислотные дожди, смог, повышенный уровень радиации, разрушение озонового слоя планеты и т. п. - всё это следствия существования индустрии. Можно лишь замедлить процесс преобразования земной природы, биосферы, но остановить его нельзя. Техносфера занимает ту же экологическую нишу, что и биосфера в целом: станки, машины, механизмы, технические устройства размещены в толще земли, воды, воздуха и активно с ними взаимодействуют.

Экологические проблемы в последнее время обострились лишь потому, что техносфера по своей энерговооружённости, т. е. по возможности преобразовывать окружающую среду, приблизилась к биосфере в целом. Например, сейчас биосфера в процессе фотосинтеза воспроизводит в год около 150 млрд тонн сухого органического вещества [7], что в пересчёте на топливо всего на порядок больше годового потребления энергии всей техникой, имеющейся в распоряжении земной цивилизации. А объём перемещаемого и перерабатываемого техникой

4 Основная часть иммунной системы человека находится в его кишечнике, в котором проживают триллионы микроорганизмов тысяч видов, преимущественно почвенных, которые и кормят нас, и поят, и лечат. Некоторые специалисты считают кишечник нашим вторым мозгом.

грунта, угля, руды и других видов сырья уже вплотную приблизился к объёму производства органического вещества биосферой.

С биологической точки зрения человечество как вид живых существ - есть «ребёнок», которого «родила» биосфера, с общей биомассой около 500 млн тонн (из них примерно 350 млн тонн составляет вода), не представляет собой никакой опасности для планетарной экологии с общей массой живого вещества в биосфере около 2,5 трлн тонн (из них около 1,8 трлн тонн - вода), так как это составляет менее 0,02 %. То есть своим обменом веществ и гомеостазом цивилизация как общность людей, как открытая биологическая система менее значима для биосферы планеты, чем какая-либо плесень, имеющая большую суммарную массу.

Глобальные проблемы создаёт на самом деле гоме-остаз совсем другого «ребёнка» - того, которого породил Homo Technocraticus. И называется этот «ребёнок» - индустрия. Он очень быстро растёт, у него неуклонно увеличивающийся аппетит, да и масса его (во многом - это никому не нужный «индустриальный жир») приближается к массе живого вещества на планете.

Недавно обнаружен ещё один виновник глобального потепления - биткоин. Затраты электричества на поддержание неоптимальной платёжной системы биткоина уже составляют около 1 % от всей мировой энергетики. Одна

транзакция требует столько же энергии, сколько тратит в месяц средняя семья в Нидерландах. Если темпы роста сохранятся и суть этой неоптимальной информационной технологии не изменится, то в ближайшей перспективе майнинг будет потреблять до 100 % общемирового производства электроэнергии [8].

Таким образом не только материальные, связанные с переработкой вещества, но и информационные технологии наносят всё более ощутимый вред окружающей

среде. Хотя сама информация и нематериальна, однако она хранится и обрабатывается на материальных носителях, что, собственно, и создаёт экологические проблемы.

Кардинальный выход из сложившейся ситуации только один: необходимо предоставить техносфере экологическую нишу вне биосферы. Это обеспечит сохранение и развитие биосферы по тем законам и направлениям, которые были сформированы в течение миллиардов лет эволюции, а также гармоничное взаимодействие общности людей (как биологических объектов) с биосферой.

Такой экологической ниши для техносферы на Земле нет. Однако она есть в ближнем космосе, на расстоянии 300-500 км от поверхности планеты, где для большинства технологических процессов имеются идеальные условия: невесомость, вакуум, сверхвысокие и криогенные температуры, неограниченные сырьевые, энергетические и пространственные ресурсы и т. д.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости индустриализации космоса, если и в будущем земная цивилизация будет продолжать технологический путь развития5. Для широкомасштабного освоения космоса у человечества не так уж много времени, так как по целому ряду прогнозов из-за технократического гнёта на биосферу её необратимая деградация, а с ней и деградация человеческого рода, начнётся через два поколения. Это станет точкой невозврата для технократической цивилизации земного типа - уже никакие меры не помогут ей повернуть вспять.

Человечество не имеет опыта индустриального освоения околоземного космического пространства. Да и какой должна быть космическая индустрия? Каковы её функции, каковы объёмы и виды вырабатываемой продукции? Где в основном будет потребляться эта продукция: в космосе или на Земле? Вопросов может быть задано множество. И на них нельзя дать однозначные ответы сегодня. Любой ответ может быть верным и неверным одновременно - всё будет зависеть от тех конкретных путей развития, избранных земных цивилизацией в будущем при широкомасштабном освоении космоса.

Действительно, объективные причины, отмеченные ранее (экологические ограничения, исчерпаемость земных

5 По-видимому, другого выхода у человечества и не будет -слишком далеко зашёл технологический путь развития, который поднял жизненный уровень людей и обеспечил на сегодняшний день существование на Земле более 7 млрд человек. Отказ от индустриальной мощи цивилизации поставил бы под угрозу гибели (от голода, болезней, холода и т. д.) миллиарды человек (аналогом подобной ситуации может служить блокадный Ленинград в годы Великой Отечественной войны).

сырьевых, энергетических, пространственных и других ресурсов, опасность перегрева атмосферы и глобальных негативных изменений климата и т. п.), должны в будущем переместить сферу материального производства почти целиком в космос. В то же время человечество как биологический вид, как и любой другой вид живых организмов на нашей планете, является продуктом 4 млрд лет эволюции в земных условиях.

Мы идеально «подогнаны» к земной силе тяжести, магнитному и электрическому полю Земли, земному воздуху, насыщенному фитонцидами от цветущих растений, земной родниковой воде, содержащей необходимые нам микроэлементы, земным продуктам питания, выращенным на земной живой плодородной почве, и ещё многому другому земному, о чём даже не подозреваем, но без чего не сможем существовать не только сегодня, но и в обозримом будущем. Нигде в огромной Вселенной для нас, землян, не может быть более подходящих условий, чем на нашей прекрасной Голубой планете. Поэтому основной потребитель продукции будущей космической индустрии, а это порядка 10 млрд человек, будет находиться на Земле6.

6 Безусловно, освоив космическое пространство как новую среду обитания с условиями, принципиально отличающимися от земных, часть человечества, пожелавшая жить в космосе, со временем сможет преобразить себя под эти условия (в отличие от рыбы, в доисторические времена вышедшей на сушу что в итоге привело к появлению на планете и человека, космический человек будет эволюционировать сознательно). Но это слишком отдалённая перспектива и в настоящей работе она не рассматривается.

Индустриализация космоса означает создание на орбите условий для производства различных материалов, энергии, машин, получения новой информации, осуществления технологических процессов, научных экспериментов. Следовательно, неизбежен значительный грузопоток между потребителем материальной продукции - человечеством, живущим на планете, - и производством этой продукции, размещённым на околоземной орбите как можно ближе к потребителю, чтобы улучшить геокосмическую логистику.

Поскольку человек в первую очередь материален, то потребление им продуктов, как поддерживающих его жизнедеятельность (пища, вода, воздух и др.), так и индустриальных (телефон, компьютер, холодильник, телевизор, автомобиль и др.), связано с его эргономикой: размерами (средний рост человека 1,65 м) и массой тела (в среднем 62 кг). Поэтому годовое душевое потребление промышленной продукции и в будущем должно быть соизмеримо с массой человека. Для 10 млрд человек этот показатель составляет не менее 100 млн тонн в год, или 10 кг на одного индивидуума.

Самое узкое место грядущей индустриализации космоса, когда земная цивилизация может стать поистине космической, - геокосмический транспорт. Даже в самых смелых прогнозах известные геокосмические транспортные системы (ракетоносители, космический лифт, электромагнитная пушка и др.) способны перевозить в год всего несколько тысяч тонн грузов по маршруту Земля - Орбита -Земля, что в десятки тысяч раз меньше требуемых - менее одного грамма в год на каждого жителя планеты.

Если мы были бы, например, цивилизацией микролилипутов и весили бы в пределах одного грамма, то такие объёмы перевозок нас вполне устроили бы. Однако для цивилизации земного типа это неприемлемо. Если в ближайшее время не будут найдены решения данной проблемы, нашу земную технократическую цивилизацию ждёт судьба плесени в чашке Петри: съев все ограниченные ресурсы и отравив ограниченное пространство отходами своей жизнедеятельности, она погибнет. Это лишь вопрос времени, но это произойдёт, рано или поздно.

Литература

1. Groombridge, В. Global Biodiversity. Earth and living resources in the 21st century / B. Groombridge, M.D. Jenkins // Cambridge: World Conservation Monitoring Center. Hoechst foundation. - 2000. - 246 p.

2. Вокруг света. Шестое великое вымирание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/ article/233607/. - Дата доступа: 05.04.2019.

3. The World Fa et bo ok / Central Intelligence Agency [Electronic resource], - Mode of access: https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ xxhtml/ - Date of access: 19.05.2019.

4. WHO Global status report on road safety 2018 / World Health Organization [WHO] [Electronic resource] - Mode of access: https://www.who.int/violence_injury_pre-vention/road_safety_status/2018/lnfographic-RU.pdf/ -Date of access: 01.05.2019.

5. International Energy Outlook 2016 / U.S. Energy Information Administration [Electronic resource] - Mode of access: https://www.eia.gov/outlooks/ieo/pdf/trans-portation.pdf/. - Date of access: 01.05.2019.

6. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в космосе: науч. издание / А.Э. Юницкий. - Гомель: Инфотрибо, 1995. -337 е.: ил.

1. Биомасса / Материал из Википедии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Биомасса/. - Дата доступа: 06.04.2019.

8. Geoecograph/Научно-исследовательский блог[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.//geoecograph. blogspot.com/. - Дата доступа: 07.04.2019.

© Юницкий А.Э., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.