Научная статья на тему 'Исторические предпосылки межэтнического конфликта в Косово конца XX в'

Исторические предпосылки межэтнического конфликта в Косово конца XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
715
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки межэтнического конфликта в Косово конца XX в»

Никулин М.А.

Аспирант; сектор прикладной культурологии и культурной антропологии. Российский

Институт Культурологи РАН.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В

КОСОВО КОНЦА XXв.

Для Югославии как многонационального государства национальный вопрос всегда был особо чувствительным. Историческое развитие большинства народов, входивших в ее состав, проходило по-разному: одни находились под игом Турции, другие - под господством Австро-Венгрии, одни боролись за освобождение с оружием в руках, другие ждали благоприятных условий. Различия в общественно-экономическом, политическом, культурном и религиозном развитии, разные взгляды на принципы организации государства, на историческую перспективу развития нации создавали проблемы во взаимоотношениях между народами, объединившимися в одном государстве в 1918 г. (Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 г. - Югославия) и в 1945 г. (Федеративная Народная Республика Югославия - ФНРЮ, с 1963 г. - Социалистическая Федеративная Республика Югославия - СФРЮ). Одной из таких проблем является движение за объединение Косово с Албанией.

Кризис, охвативший Югославию в начале 90-х годов, не закончился подписанием Дейтонских соглашений. Обострение ситуации в Автономном крае Косово и Метохия привело к новому витку кризиса, на разрешение которого были направлены усилия международных организаций и мировой дипломатии, что в конечном итоге привело к самопровозглашению независимости косовскими албанцами в одностороннем порядке.

В сербской (ранее в югославской) и албанской исторической науке идут споры о происхождении албанцев и их исконных землях на раннем этапе албанской истории. Директор Исторического института Сербской академии наук С. Терзич считает общепризнанным, что области Косово и Метохия никогда не находились в составе какого-либо албанского государства, а с XII в. входили в средневековое cербское государство "и с тех пор в европейской науке известны как исторические области Сербии", что в XIV в. "...южная граница сербского средневекового государства проходила по реке Мат в современной Албании. После завоеваний сербского царя Душана в Сербское царство вошла почти вся Албания. Однако из этого исторического факта сербы не делают вывод об особых правах на земли, которые составляют нынешнюю Албанию" [1, 37]. Косово Поле после известной битвы сербов против турок в 1389г. стало символом сербского героизма, сопротивления турецкому завоеванию и занимает особое место в сербском эпосе, литературе, искусстве и коллективном сознании сербов.

В Албании, напротив, полагают, что Косово "является территорией с автохтонным иллиро-албанским населением, которое не только постоянно проживало там, в разные исторические периоды, но и составляло большинство жителей, что, "несмотря на нашествие на Косово в ЕХ-Х1 вв. славян и ее вхождение в болгарские и сербские государственные структуры, албанцы все же остались в большинстве на своих землях, успешно сопротивляясь процессу славянизации" [2, 7].

Нашествие турок на Балканы привело к росту эмиграции славянского населения на запад и север за Дунай и Саву на протяжении XVI-XIX вв. Сокращение православного населения в исконных районах его проживания стало важным следствием турецких завоеваний. Турецкие правители заселяли опустошенные юго-западные районы Старой Сербии мусульманским населением, преимущественно турками и албанцами из горных областей Албании. Туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население

в важных со стратегической точки зрения районах Вардарской Македонии, Косово, Метохии, Санджака и Боснии. Этот мусульманский коридор как бы делил надвое область расселения сербов и черногорцев [3, 4]. Спасаясь от массовых преследований со стороны турецкого войска и албанских отрядов, часть сербов покидала родные места, другие же принимали ислам. С. Новакович, посланник Сербии в Константинополе, писал в 1898г. министру иностранных дел Турции о злодеяниях албанцев по отношению к "христианскому населению сербской народности", преследовавших цель "истребить этот народ в тех краях", отмечая, что "число беженцев, которые переходят границу, чтобы спасти свои жизни, огромно, и оно растет каждый день..." Несмотря на длительное выселение из района Косово и Метохии, сербы, как православные, так и принявшие ислам, в конце XIX в. еще составляли там около половины населения.

В результате победы в Первой Балканской войне (1912-1913 гг.), которую страны Балканского союза (Сербия, Черногория, Болгария и Греция) вели против Турции, последняя утратила почти все свои владения на Балканах, а территории стран Балканского союза расширились. Несмотря на то, что усилиями "великих держав" создавалась независимая Албания, сербское правительство не шло ни на какие уступки по поводу Косово и Метохии, считая их "святой землей" сербского народа, и обе области отошли к Сербии. Это дало повод Албании предъявить территориальные претензии к Сербии, а албанцам края - заявить об оккупации Косово Сербией и после 1918г. начать при поддержке Тираны борьбу за присоединение этих областей к Албании. Лидер Албании Э. Ходжа позже писал: "Берлинский конгресс и Версальский мирный договор несправедливо нарушили интересы Албании и албанского национального меньшинства в Косово... не согласившегося с таким решением вопроса и не желающего оставаться в границах Югославии, независимо от ее политического строя... Их [косовских албанцев] единственный идеал - это слияние с Албанией" [4, 206].

С началом второй мировой войны в процессе расчленения югославского государства большая часть Косово и Метохии вошла в созданную Италией Великую Албанию. Именно в эти годы активно осуществлялась идея выселения с этой территории неалбанского населения. В июне 1942г. М. Кроя, премьер-министр албанского марионеточного правительства, открыто заявил, что "...необходимо приложить усилия к тому, чтобы всех сербов-старожилов из Косово выгнать... сослать в концентрационные лагеря в Албанию. А сербов-переселенцев надо убить" [1, 40].

По данным американских спецслужб, с апреля 1941г. по август 1942г. албанцы уничтожили около 10 тыс. сербов, а число сербских беженцев за все годы оккупации составило 100 тыс. человек. Примерно столько же албанцев в эти годы переселилось из Албании в Косово [1, 40]. По словам Э. Ходжи, на территории Косово не велась народно-освободительная борьба, поскольку албанцы не были уверены в том, что, "сражаясь наряду с народами Югославии против фашизма, они этим завоевывают себе право на самоопределение для объединения с Албанией" [4, 207].

После войны руководство Югославии ничего не сделало для восстановления прежней этнической структуры Косово. Наоборот, уже 6 марта 1945г. было принято постановление "О временном запрещении возвращения колонистов в места их прежнего проживания" в Македонию, Косово, Метохию, Срем и Воеводину. На протяжении нескольких десятилетий этот факт в научной литературе не обсуждался. Однако в последние годы были опубликованы новые документы, которые позволили историкам сделать несколько предположений относительно мотивов появления данного указа.

Известный политик, ученый и писатель, близкий соратник Иосипа Броз Тито Милован Джилас писал в своих воспоминаниях, что правительства Албании и Югославии в конце войны "в принципе стояли на точке зрения, что Албания должна объединиться с Югославией, что разрешило бы и вопрос албанского национального меньшинства в Югославии". Это "принесло бы не только непосредственные выгоды и

Югославии, и Албании, но одновременно покончило бы с традиционной нетерпимостью и конфликтами между сербами и албанцами. И - что особенно важно - это дало бы возможность присоединить значительное и компактное албанское меньшинство к Албании как к отдельной республике в составе югославско-албанской федерации" [5, 96].

И. Тито намного больше интересовала судьба задуманной им "Балканской федерации", ядром которой должна была стать Югославия, чем область Косово в составе Сербии. Он готов был ею пожертвовать, чтобы сделать свои планы привлекательными для Албании. Э. Ходжа подтвердил такое желание, дословно повторив слова И. Тито из его письма в ЦК ВКП(б): "Косово принадлежит Албании и должно быть присоединено к Албании. Мы желаем этого от всей души, но в настоящий момент не можем этого допустить, потому что реакция великосербов еще очень сильна" [4, 208]. Идея федерации долго оставалась для И. Тито актуальной, и он продолжал делать все для сближения двух стран. В 1946-1947 гг. было заключено 46 договоров, которые фактически устанавливали единую экономическую политику Албании и Югославии. Договоры о сотрудничестве и соглашение об отмене виз соответствовали планам И. Тито "принять все меры к сближению населения Косово и Метохии с населением Албании" [4, 208]. Сербские ученые оценивают такую политику как ущемление прав, прежде всего, сербского населения. Одни полагают, что для И. Тито "Косово было каналом по овладению Албанией и одновременно способом разрушения исторического сознания сербского народа"[6, 123], другие видят в этом "стратегию ослабления сербского фактора в будущей Югославии"[7, 35], третьи отмечают стремление уменьшить территорию Сербии под влиянием синдрома "великосербской угрозы" и следование принципа «слабая Сербия - сильная Югославия»[8].

Особый статус территориальной политической единицы Косово и Метохия получили только после образования ФНРЮ в 1945-1946 гг. Каждое послевоенное десятилетие повышало статус Косово и приносило существенное расширение автономии - от автономной области в составе Сербии в 1945г. до автономного края с широчайшими полномочиями, фактически самостоятельного субъекта федерации, в 1974г.

В марте 1981г. в Косово вспыхнуло восстание. Очень быстро социальный протест перерос в постоянную политическую акцию длиной в десять лет, усилив напряженность внутри Сербии и обострив межреспубликанские отношения. Уже через несколько дней демонстранты несли транспаранты с открыто политическими требованиями: "Косово -республика", "Мы албанцы, а не югославы", "Косово - косоварам". Ф. Агани вспоминал: "...демонстрации были подготовлены множеством нелегальных групп. Впоследствии, с началом митингов, появились и другие организации. Все хотели использовать атмосферу, которая сложилась после смерти Тито"[8]. Несмотря на то, что на этом этапе косовские албанцы еще опасались потерять высокий уровень автономии, им, тем не менее, удалось заявить о себе как о силе, которая готова отстаивать свои цели. Один из участников тех событий писал: "...Демонстрации в какой-то степени были реакцией на тенденции к усилению сербского национализма и объявленной [Белградом] деструктивной политики по отношению к албанцам... Мы попытались защищаться путем создания республики Косово, так как считали, что это единственная гарантия того, что мы будем независимы, как Македония или Черногория". Постепенно митинги стали принимать антигосударственный характер - на них все чаще звучали требования об объединении с Албанией, с флагштоков сбрасывались югославские флаги. Сепаратисты пользовались активной поддержкой Тираны: албанские теле- и радиопередачи принимались почти на всей территории Косово.

Демонстрации в крае сопровождались саботажем на отдельных предприятиях, распространением листовок, активизацией деятельности по превращению Косово в "этнически чистый" край. Албанские националисты использовали любые методы вплоть до угроз физического истребления сербов и черногорцев, оскверняли памятники

культуры, православные церкви и кладбища, поджигали дома, насильственно занимали чужую землю, ограничивали свободу передвижения. Следствием этого стал массовый отъезд сербских семей из края. В 1981г. в 635 населенных пунктах из 1451 не осталось ни одного серба. Чисто сербскими оставались только 216 сел [9, 316]. На протяжении 10 лет на этой территории царил албанский террор, остановить который было трудно. Осенью 1988г. уже 7 из 23 общин края были "этнически чистыми", а к 1991г. сербов в Косово насчитывалось менее 10%. Постоянный процесс выселения из автономного края сербов и черногорцев стал важнейшим индикатором кризиса.

События в Косово в разной степени способствовали активизации некоторых националистических сил и в других частях Югославии. Помимо выступлений албанцев в Македонии, Хорватии, Боснии и Герцеговине с призывом ехать в Косово и "бороться за республику" отмечались провенгерские националистические выступления в Воеводине. Немедленно последовала и реакция сербского населения, активную поддержку у которого находили лозунги "Сербская нация под угрозой" и "Сербский народ разобщен".

В то время косовский вопрос стал, чуть ли не самой крупной общественно-политической проблемой страны. Уже тогда некоторые политические деятели напрямую связывали его с кризисом югославского федерализма. "Косово - это проблема не только Сербии, это общеюгославская проблема, - подчеркивал член Президиума СФРЮ В. Бакарич. - Если в Югославии какая-то национальность не может существовать, тогда вопрос надо поставить по-другому - а может ли вообще существовать Югославия?"[10, 2]. Руководство Югославии понимало, что предоставление краю статуса республики "в наибольшей степени угрожает стабильности и территориальной целостности Югославии", поэтому пыталось разрешить конфликт другими способами.

Сепаратистская деятельность албанских группировок в Автономном крае Косово началась сразу после войны и не прекращалась ни на один день. Менялись средства и тактика, но цель сепаратистов - объединение с Албанией - была неизменной и не зависела от статуса края в республике, от объема вкладываемых в его развитие средств, от уровня межнациональных отношений во всей федерации. Следует подчеркнуть, что в 50-е годы антиюгославская деятельность в крае не носила массового характера. Она начиналась с создания сети подпольных групп, с пропагандистской деятельности, особенно среди молодежи, с налаживания связей в руководстве республики и страны [11, 230]. Уже в 1956г. союзная служба безопасности раскрыла в крае несколько диверсионных групп, которые за несколько лет до этого были заброшены в Косово из Албании с целью создания нелегальных националистических организаций. В июле 1956г. состоялся известный Призренский процесс, показавший глубокие корни подпольных организаций и их широкие связи в руководстве страны. В конце 50-х - начале 60-х годов в Косово действовало "Революционное движение за объединение албанцев" в составе около 300 человек, которое возглавлял Адем Демачи. В программе движения было записано: "Наша борьба будет долгой, и мы к ней должны подготовиться", а устав начинался со слов: "Основная и конечная цель движения - освобождение шиптарских краев, аннексированных Югославией, и их объединение с матерью Албанией" [11, 230].

Чтобы достичь поставленных целей, предполагалось "употребить все средства" включая политические и пропагандистские акции, а также вооруженную борьбу и общенародное восстание. Основными формами национального движения косовских албанцев были: националистическая пропаганда - в 50-е годы, демонстрации и провокации - в 60-е, вооруженная борьба - в 70-е, вооруженное восстание - в начале 80-х и, наконец, полномасштабная война за независимость - в конце 90-х годов. Подпольные организации Косово пользовались поддержкой албанских организаций по всему миру -таких, как "Союз косоваров" (со штаб-квартирой в Италии, позже в Турции), третья "Призренская лига" (со штаб-квартирой в Нью-Йорке и филиалами в Турции, Австралии, Канаде, Франции, Бельгии, ФРГ).

Таким образом, события конца 90-х гг. имеют глубокие корни в истории взаимоотношений народов, населяющих Косово и Метохию, которые зачастую становились разменной монетой в играх ангажированных политиков. Даже краткий ретроспективный анализ дает понимание того, насколько противоречив и сложен клубок межэтнических, межрелигиозных и межкультурных проблем в Косово (и по всей территории бывшей Югославии в целом). Одностороннее провозглашение независимости Республики Косово в том виде, в котором оно было сделано, будет лишь являться очередным этапом нарастания противоречий и взаимных обид. Только долгий диалог, без вмешательства внешних сил, в результате которого будет выделена позиция учитывающая интересы всех сторон конфликта, способен примирить народы и привести к взаимопониманию и прощению.

Литература

1. Терзич С. Историческая подоплека событий в Косово и Метохии // Обозреватель. -1998.

2. Ляука И. Эволюция проблемы Косовы и ее современное состояние: Автореф. дис. канд. полит. наук. - М., 1994.

3. Валев Э. Б. Югославский клубок // География. - 1996. - # 13.

4. Письмо Э. Ходжи в ЦК ВКП(б) о предыстории возникновения косовского вопроса и методах его решения // Восточная Европа в документах российских архивов 1944-1953. -Т. 2: 1949-1953. - Москва; Новосибирск: Сибир. хронограф, 1998.

5. Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М.: Новости, 1992.

6. Avramov S. Postherojski rat Zapada protiv Jugoslavije. - Veternik: LDI, 1997.

7. Велика Албанка: замисли и могупе последице. - Београд: Инст. за геополит. студне, 1998.

8. Сербия о себе. Сборник.//ред. Йованович М.// «Европа»/М - 2005.

9. Игип Ж. Косово и Метохща (1981-1991): Увод у ]угословенску кризу. Дневник. -Приштина, 1996.

10. Bakaric V. Stabilizacija instrument drustvenih odnosa za buducnost // Vijesnik. - 1982.

11. Bulatovic Lj. Prizrenski proces. - Novi Sad, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.