УДК 94(47)
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-7-162-166
Дата поступления (Submitted) 19.06.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 03.07.2024
Исторические предпосылки формирования партии «Единая Россия» в контексте постсоветской России
НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ НИКОЛАЕВ
аспирант исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
119991, Москва, Ленинские горы, 1 e-mail: Nicknickolaev1@yandex.ru
Аннотация. В статье исследуются трансформационные процессы, произошедшие в России за последние три десятилетия, особый акцент делается на формировании и укреплении партии «Единая Россия» как ведущей политической силы. Автор анализирует переход страны от коммунистической системы к демократической форме правления после распада Советского Союза в 1991 г. Выборы 1999 г., проведенные в условиях экономического кризиса, выявили зависимость исхода голосования от региональных элит и стали катализатором для консолидации политической системы. Введение закона о политических партиях в 2001 г. под руководством В.В. Путина, укрепление вертикали власти и создание федеральных округов стали ключевыми шагами в процессе консолидации власти. Автор отмечает, что создание партии «Единая Россия» стало необходимым инструментом для обеспечения политической стабильности и поддержки президентской политики. Автор приходит к выводу, что «Единая Россия» стала ключевым элементом в консолидации власти и в проведении широкомасштабных реформ, направленных на стабилизацию и модернизацию страны. Партия обеспечила политическую поддержку Президента, укрепила вертикаль власти и способствовала формированию новой политической культуры, основанной на поддержке централизованного управления.
Ключевые слова: «Единая Россия», доминирующая партия, формирование партий в России, постсоветская Россия, партийная система
Historical background of the formation of the United Russia Party in the context of post-Soviet Russia
NIKOLAY EVGENIEVICH NIKOLAEV
postgraduate student of the Faculty of History of Moscow State University named after M.V. Lomonosov
119991, Moscow, Leninskie Gory, 1 e-mail: Nicknickolaev1@yandex.ru
Abstract. The article examines the transformational processes that have occurred in Russia over the past three decades, with a particular focus on the formation and strengthening of the United Russia party as the leading political force. The author analyses the country's transition from a communist system to a democratic form of governance following the dissolution of the Soviet Union in 1991. The 1999 elections, held amidst an economic crisis, revealed the dependence of voting outcomes on regional elites and became a catalyst for the consolidation of the political system. The introduction of the Political Parties Law in 2001 under the leadership of V.V. Putin, the strengthening of vertical power, and the creation of federal districts were key steps in the process of power consolidation. The author notes that the creation of the United Russia party was an essential tool for ensuring political stability and supporting presidential policies. The author concludes that United Russia has become a key element in the consolidation of power and the implementation of large-scale reforms aimed at stabilizing and modernizing the country. The party has provided political support to the president, strengthened vertical power, and contributed to the formation of a new political culture based on the support of centralized governance.
Keywords: «United Russia», the dominant party, formation of parties in Russia, post-Soviet Russia, party system
В течение последних трех десятилетий Рос- и социальной сферах. Распад Советского Со-сия прошла через кардинальные транс- юза в 1991 г. стал ключевым моментом в исто-формации в политической, экономической рии страны, обозначившим начало новой эпохи
в российской политике. Переход от коммунистической системы к демократической форме правления сопровождался значительными трудностями и вызовами. Одним из наиболее заметных явлений в политическом пространстве постсоветской России стало формирование партии «Единая Россия», которая на протяжении более двух десятилетий доминирует в политической жизни страны. Партия «Единая Россия» была официально учреждена в 2001 г., но корни ее формирования уходят в более ранний период, в конец 1990-х гг. - именно тогда в стране начались активные поиски действительно эффективных политических структур и объединений. Можно предположить, что формирование партии стало ответом на необходимость консолидации власти и обеспечения стабильности в условиях нарастающей политической и экономической турбулентности.
Итак, обратимся к предшествующим созданию партии событиям. Кризис, произошедший в сентябре-октябре 1993 года, существенно повлиял на исход выборов. Как отметил Ю.Г. Кор-гунюк, избирательная кампания проходила в условиях, близких к «чрезвычайной ситуации» [5, с. 320-321]. Всего в тот момент существовало 35 так называемых «избирательных объединений» - из них было зарегистрировано на выборы депутатов всего лишь 13, что доказывает слабость партийной системы - из 13 упомянутых нами «избирательных объединений» пятипроцентный барьер удалось преодолеть лишь пяти их них (наиболее высокие результаты продемонстрировали ЛДПР, «Выбор России» и КПРФ [3, с.19-30]). Однако несмотря на сложившуюся ситуацию (отсутствие яркого лидера и выраженная раздробленность) в рассматриваемый период все же наблюдалось стремление создать «партию власти». Г.В. Голосов считает, что вопрос идеологии партий власти в данном случае отходит на второй план - они будто бы «мимикрируют» под цели власти исполнительной и активно сотрудничают с ней - в данном случае в пример исследователь приводит «Выбор России» [2, с. 38]. Таким образом, «партии власти» в Российской Федерации практически с самого начала были тесно связаны с политической элитой.
Интересно рассмотреть выборы 1999 г. - т.е. выборы кризисного периода. Ухудшение жизни населения, дефолт, различные социальные проблемы и пр. несомненно наложили отпечаток на их исход - ведь центр политической власти был довольно слаб - и влияние на победу того или иного лояльного «избирательного объединения» могло бы быть ничтожным. Г.В. Голосов отмечает, что выборы 1999 г. показали значительное влияние региональных элит, особенно губернаторов, на результаты голосования [2, с. 265-266]. Интересы этих элит часто расходились с интересами федеральной власти. Важной особенностью этих выборов было то, что уже был
известен преемник действующего Президента - В.В. Путин. В это же время начали формироваться партии, которые позже станут основой для доминирующей партии «Единая Россия» -такие как «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Важно отметить, что на тот момент имя будущего лидера страны еще не могло быть названо с абсолютной точностью.
Претенденты на статус «партии власти» формировались практически без прямого участия федеральной власти - но можно сказать, что по инициативе региональных лидеров, которые в тот момент еще ощущали свою независимость от центра. В данном случае уместно упомянуть Ю.М. Лужкова («Отечество»), который позиционировал себя некой оппозицией Кремля [1, с. 54-55; 4, с. 30]. «Единство» было создано практически в последний момент - при поддержке администрации Президента, главнейших российских СМИ пр. [5, с. 372-373]. Позиция «Единства» была закреплена именно тогда, когда премьер-министр России В.В. Путин открыто поддержал его. Инициативная группа была создана 24 сентября 1999 г., когда С. К. Шойгу - активному и энергичному министру МЧС, было предложено возглавить партию. Движение получило название «Медведь» - аббревиатура от «Межрегионального движения «Единство»». Названия «Медведь» и «Единство» использовались как взаимозаменяемые на протяжении всей кампании 1999 г. Досрочный уход Б.Н. Ельцина с поста главы государства, как это ни парадоксально, позволил избежать дестабилизации - преемник все-таки был назначен, и ему удалось избежать противоречий и укрепить центральную власть. Выборы 1999 г. фактически позволили «Единству» и «Отечеству» сделать парламент подконтрольным Президенту (при том, что первое место заняла КПРФ). На наш взгляд, именно в 1999 г. оформилась принципиально новая партийная система.
В 2000 г. Президент В.В. Путин начал усиливать государственную власть, что затронуло и партийную систему. В своем первом обращении к Федеральному собранию, В.В. Путин особо выделил необходимость принятия закона о политических партиях. Целью данного закона было создание сильных и ответственных политических структур, способных заменить существующие «чиновничьи» образования. Этот законодательный акт был ключевым элементом в установлении нового политического порядка, регулируя процесс создания и функционирования политических партий. Принятие закона значительно повысило статус партий, делая их «эксклюзивными» участниками избирательного процесса. Указанные меры усложнили создание партий региональными лидерами, отдавая эту возможность крупным игрокам. На наш взгляд, закон стал преградой для новых партий, сократив их число - и именно это стало целью законодателей; запрет на новые партии «законсервировал»
партийную структуру 1990-х гг., приводя к тому, что новые партии создавались крупными политиками, а независимые партии имели совершенно минимальные шансы на успех. Уже в 2001 г. «Отечество», «Вся Россия» и «Единство» были объединены в партию «Единая Россия» - а в 2003 г. закон повысил избирательный барьер с пяти до семи процентов, что практически исключило маленькие партии из парламента. Конечным результатом централизации стали значительные изменения в балансе сил между центром и регионами.
На наш взгляд, в целом, можно выделить несколько ключевых факторов и событий, способствовавших становлению и укреплению «Единой России» как ведущей политической силы в стране. Во-первых, одной из ключевых предпосылок стало изменение политической системы России после распада Советского Союза. В 1991 г. Советский Союз прекратил своё существование - и Россия начала переход к многопартийной системе. Указанный переход был отмечен бурным ростом различных политических партий и движений - что стало новым и непривычным явлением для общества, привыкшего к однопартийной системе. В целом, 1990-е гг. в России стали временем значительной политической и экономической нестабильности. Так, экономические реформы, начатые в рассматриваемый период, привели к глубокому экономическому кризису, гиперинфляции, росту безработицы и снижению уровня жизни населения. Так, реформы, известные как «шоковая терапия», были направлены на быстрое создание рыночной экономики - но привели к значительным экономическим и социальным потрясениям. Далее, гиперинфляция, которая достигла своего пика в 1992-1993 гг., уничтожила сбережения миллионов граждан, обострив социальное неравенство и вызвав массовую бедность. Средний уровень жизни резко упал - это привело к недовольству населения и росту криминала; безработица также увеличивалась, и многие люди, не способные адаптироваться к новым экономическим условиям, оказались на грани выживания. Ситуация усугублялась отсутствием надежной социальной защиты и резким снижением финансирования социальной сферы [10, с. 85-133].
Политическая система также испытывала значительные трудности, охарактеризовавшиеся конфликтами между различными ветвями власти, частыми изменениями в правительстве и, в общем, отсутствием единой политической силы, способной стабилизировать ситуацию. Например, первый Президент России Б.Н. Ельцин, избранный в 1991 г., столкнулся с серьезными вызовами в управлении страной, а конфликт между исполнительной и законодательной властью достиг апогея в сентябре-октябре 1993 г., когда противостояние между Президентом и Верховным Советом переросло в вооруженные
столкновения в центре Москвы. Кризис завершился штурмом Белого дома и принятием новой Конституции, значительно усилившей президентские полномочия. В этих условиях постепенно назревала необходимость в лидере, способном консолидировать власть и направить страну на путь реформ и стабилизации. Таким лидером стал В.В. Путин, назначенный премьер-министром в 1999 г. и избранный Президентом в 2000 г. Его фигура начала ассоциироваться с надеждой на стабилизацию и восстановление порядка в стране. Создание партии «Единая Россия» отвечало необходимости иметь мощную политическую поддержку в парламенте и на региональном уровне. В условиях российской политической системы сильная партия, имеющая большинство в парламенте, могла обеспечить принятие необходимых законов и проведение реформ, направленных на модернизацию страны и укрепление её позиций на международной арене.
Во-вторых, после десятилетия реформ и потрясений страна нуждалась в лидере, который смог бы объединить нацию и обеспечить стабильность - поиск такого лидера стал центральной задачей для политической элиты и для широких масс населения, разочарованных в текущем положении дел. Как уже было сказано, к 1999 г. страна переживала последствия дефолта, приведшему к новому витку экономических трудностей и социальной нестабильности - в этих условиях роль премьер-министра и Президента приобретала особенное значение - ведь именно от этих постов зависела судьба реформ и будущий политический курс страны. Здоровье Б.Н. Ельцина ухудшалось, его политическая поддержка постепенно падала - указанные факты сделали вопрос преемственности власти крайне актуальным. В.В. Путин был назначен премьер-министром в августе 1999 г. - его назначение стало неожиданным для многих - так как на тот момент его фигура была малоизвестна. В.В. Путин, став Президентом, начал осуществлять последовательную политику консолидации власти. Целью такой политики было укрепление вертикали власти, ослабленной в период 1990-х гг. (т.е. укрепление федеральных структур и перераспределение власти в пользу центра). Важным шагом также стало создание федеральных округов и назначение полномочных представителей Президента в регионах - таким образом Президент усилил контроль за деятельностью региональных властей.
В.В. Путин также предпринял шаги по консолидации политического пространства: основной частью этого процесса стало укрепление партии «Единая Россия», которая должна была стать главной опорой власти. Партия объединила различные политические силы и позже стала средством реализации президентской политики. Объединенная российская поддержка со
стороны исполнительной власти, бизнес-элиты и наиболее популярных СМИ, она заняла доминирующее положение в ранней политической системе страны, консолидация власти включала реформы уже упомянутой правоохранительной и судебной системы. Реформа была направлена на повышение ее эффективности и обеспечение большей подотчетности Президенту [6, с. 168-171]. По нашему мнению, В.В. Путин пытался создать систему, в которой основные рычаги управления находились бы под его контролем - в конечном счете, предотвращение политических кризисов и обеспечение последовательного проведения реформ повлияли на будущее развитие страны. Экономическая политика, проводимая В.В. Путиным, была направлена на достижение стабильности и роста - так, он провел реформы, направленные на улучшение бизнес-среды, привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры. Экономический рост в начале XXI в. был также обусловлен высокими ценами на нефть - что также помогло достаточно быстро повысить уровень жизни людей и укрепить социальную стабильность [9, с. 25-39].
Наконец, для успешного проведения широкомасштабных реформ и модернизации страны требовалась, во-первых, сильная центральная власть, а, во-вторых, значительная политическая поддержка в парламенте и на региональном уровне. В условиях политической и экономической нестабильности 1990-х гг., а также после дефолта 1998 г., Российская Федерация нуждалась в устойчивой политической системе, способной обеспечить долгосрочное развитие и стабильность страны. Именно партия «Единая Россия» стала ключевым инструментом для реализации данной задачи - действительно, преобразования, затеянные в начале 2000-х гг., требовали консолидации власти и создания устойчивой политической платформы. Президент осознавал, что для успешного проведения реформ необходимо иметь надежную опору в парламенте - стоит подчеркнуть, что именно слабость и раздробленность политических партий в 1990-х гг. привели к тому, что ни одна из них не могла обеспечить стабильную поддержку правительству.
Следовательно, сложилась необходимость создания новой политической силы, способной объединить разнообразные группы интересов и обеспечить последовательную поддержку реформ Президента. Появление партии «Единая Россия» дало возможность создать мощную политическую структуру, которая в конечном счете эффективно взаимодействовала с исполнительной властью и поддерживала инициативы Президента и правительства. Главной задачей «Единой России» стало обеспечение поддержки реформ в парламенте. Партия смогла обеспечить себе «прохождение» необходимых законопроектов и реформ (благодаря значительному
представительству в Государственной Думе) - экономические реформы, направленные на улучшение делового климата и привлечение инвестиций; социальные реформы, ставящие своей целю повышение уровня жизни населения и улучшение системы социальной защиты и пр.
Далее, «Единая Россия» сыграла важную роль в укреплении вертикали власти - члены партии активно работали над усилением своих позиций в региональных парламентах и органах местного самоуправления. Такая работа способствовала согласованному проведению реформ в рамках всей страны и давала возможность избежать так называемой «фрагментации» в управлении. Важно, что региональные отделения «Единой России» стали одним из главных «звеньев» в цепочке реализации федеральных инициатив и поддержке политики Президента [7, с. 56-58]. Политическая поддержка «Единой России» была в том числе важна и для обеспечения стабильности в период проведения непопулярных, но необходимых реформ - при этом партия выступала в качестве своеобразного «медиатора» между властью и населением; она помогала разъяснять цели и задачи реформ; смягчать социальные последствия возможно непопулярных преобразований. В конце концов все перечисленные усилия позволяли сохранять общественный консенсус, предотвращать возможные социальные протесты и нивелировать политическую нестабильность. Наконец, партия сыграла важную роль в формировании новой политической культуры, основанной на поддержке централизованного управления; она активно и непрерывно участвовала в формировании кадрового резерва и подготовке новых управленцев - это позволило повысить эффективность управления и улучшить качество принятия решений на всех уровнях.
Итак, формирование (становление) партии «Единая Россия» в контексте постсоветской России явилось сложным процессом, который отразил многообразный спектр политических, экономических и социальных трансформаций, происходивших в стране с момента распада СССР. На основании проведенного анализа можно выделить ряд ключевых факторов, способствовавших становлению «Единой России» в качество главной «политической силы» страны:
Период 1990-х гг. в России отличался своей политической нестабильностью, отсутствием устойчивой политической структуры и пр. - в целом, конфликты между исполнительной и законодательной властью, а также между региональными и федеральными властями, создавали значительные трудности для проведения реформ и - что самое важное - для стабильного управления страной. В таких условиях возникла необходимость создания мощной политической силы, способной консолидировать власть и обеспечивать политическую стабильность - такой
силой стала партия «Единая Россия» - именно она объединила различные политические группы; явилась «опорой» для власти исполнительной;
Экономические реформы, проводимые в России в 1990-х гг., привели к глубокому экономическому кризису, росту безработицы и пр. - что самое важное - они вызвали значительное социальное недовольство населения и обнаружили его потребность в стабильности и порядке. В.В. Путин, назначенный премьер-министром в 1999 г., и впоследствии избранный Президентом, предложил стратегию стабилизации и консолидации власти - это предложение нашло поддержку среди населения и политических элит. Создание «Единой России» стало частью стратегии, в рамках которой планировалось, во-первых, обеспечение политической поддерж-
Литература и источники
ки реформ, а, во-вторых, стабильности на региональном уровне;
В.В. Путин сыграл ключевую роль в консолидации власти и создании партии «Единая Россия» - его политическая программа была нацелена на укрепление вертикали власти; повышение эффективности государственного управления; создание устойчивой политической системы. Важным шагом стало создание федеральных округов и назначение полномочных представителей Президента в регионах - что дало возможность усилить контроль за деятельностью региональных властей и укрепить центральную власть. В данном случае именно «Единая Россия» стала главным инструментом для реализации этих целей и обеспечила поддержку Президента в парламенте и на региональном уровне.
1. Амирова Г. М. «Партия власти»: история успеха или попытки создания «двухпартийной России» // Вестник Башкирского университета. 2008. №1. С.54-55.
2. Голосов Г.В. Российская партийная система и региональная политика, 1993-2003. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2006.
3. Зоркая Н. Думские выборы 1993-2003 гг. К проблеме социальной цены постсоветского «партийного строительства» // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. №4. С.19-30.
4. Иванов В.В. Партия Путина. История «Единой России». М.: ЗАО ОЛМа Медиа Групп, 2008.
5. Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России. М.: Фонд ИНДЕМ, Московский городской педагогический университет, 2007.
6. Костюков А.Н. Государственно-правовые реформы Президента РФ В. В. Путина и развитие местного самоуправления // ОНВ. 2002. №19. С.168-171.
7. Половников Д.Д. Становление правового положения политических партий и их региональных отделений в России // Вестник науки и образования. 2020. №10-1 (88). С.56-58.
8. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: 2000 год // [Электронный ресурс]: Интеллектуальная Россия - Режим доступа: http://www. intel-ros.ru/ index.php?newsid=25
9. Пчелинцев О. С. Российский экономический рост 1999-2000 гг. В региональном и глобальном контекстах // Проблемы прогнозирования. 2001. №4. С.25-39.
10. Ханин Г.И. Экономические дискуссии конца перестройки // ЭКО. 2009. №2 (416). С.85-133. References
1. Amirova G. M. «Partiya vlasti»: istoriya uspekha ili popytki sozdaniya «dvukhpartiinoi Rossii» ["The Party of Power": a success story or an attempt to create a "two-party Russia"] Vestnik Bashkirskogo universiteta. [Bulletin of the Bashkir University], 2008, no. 1, pp.54-55.
2. Golosov G.V. Rossiiskaya partiinaya sistema i regional'naya politika, 1993-2003 [The Russian party system and regional policy, 1993-2003]. SPb.: Izd-vo Evrop. un-ta v Sankt-Peterburge [Publishing House of the European University in St. Petersburg], 2006.
3. Zorkaya N. Dumskie vybory 1993-2003 gg. K probleme sotsial'noi tseny postsovetskogo «partiinogo stroitel'stva» [The Duma elections of 1993-2003. On the problem of the social price of post-Soviet "party building"] Vestnik obshchestven-nogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii [Bulletin of Public Opinion. Data. Analysis. Discussions], 2004, no. 4, pp.19-30.
4. Ivanov V.V. Partiya Putina. Istoriya «Edinoi Rossii» [Putin's party. The History of United Russia]. Moscow: ZAO OLMA Media Grupp, 2008.
5. Korgunyuk Yu.G. Stanovleniepartiinoi sistemy vsovremennoi Rossii [The formation of the party system in modern Russia]. Moscow: Fond INDEM, Moskovskii gorodskoi pedagogicheskii universitet, 2007.
6. Kostyukov A.N. Gosudarstvenno-pravovyereformy Prezidenta RF V. V. Putina irazvitiemestnogo samoupravleniya [State and legal reforms of the President of the Russian Federation V. V. Putin and the development of local self-government] ONV [Bulletin of Omsk University]. 2002, no. 19, pp.168-171.
7. Polovnikov D.D. Stanovlenie pravovogo polozheniya politicheskikh partii i ikh regional'nykh otdelenii v Rossii [The formation of the legal status of political parties and their regional branches in Russia] Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of Science and Education]. 2020, no. 10-1 (88), pp. 56-58.
8. Poslanie Prezidenta Rossii Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu RF: 2000 god [Message of the President of Russia Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation: 2000] [Elektronnyi resurs]: Intellektual'naya Rossiya -Rezhim dostupa: http://www. intel-ros.ru/ index.php?newsid=25
9. Pchelintsev O. S. Rossiiskii ekonomicheskii rost 1999-2000 gg. V regional'nom i global'nom kontekstakh [Russian economic growth 1999-2000. In regional and global contexts] Problemy prognozirovaniya [Problems of forecasting]. 2001, no. 4, pp. .25-39.
10. Khanin G.I. Ekonomicheskie diskussii kontsa perestroika [Economic discussions of the end of perestroika] EKO [EKO]. 2009, no. 2 (416), pp. 85-133.
© «Клио», 2024 © Николаев Н.Е., 2024