Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОУСТРОЙСТВА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОУСТРОЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / религиозный аспект / традиционные ценности / нравственный выбор / духовнонравственные основы / spirituality / religious aspect / traditional values / moral choice / spiritual and moral foundations
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОУСТРОЙСТВА»

Черемная Т.С.

к.полит.н., РАНХиГС при Президенте РФ

tatiana.cheremnaya@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ

МИРОУСТРОЙСТВА

Ключевые слова: духовность, религиозный аспект, традиционные ценности, нравственный выбор, духовно-нравственные основы.

Keywords: spirituality, religious aspect, traditional values, moral choice, spiritual and moral foundations.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит.

И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Крепче всех кирпичей и алмазов».

Ф. Абрамов, роман «Дом»1.

Введение

Глобальные трансформационные изменения, затронувшие весь мир в 2022 году, заставляют исследователей и политиков по-новому взглянуть на глубинные причины таких изменений. Сама необычность и глобальность протекающих процессов трансформации заставляет говорить об их метафизичности. Здесь речь идет уже о духовно-нравственных основах, а конкретно о религиозном аспекте как стержневом.

Д.С. Лихачев в своей последней написанной книге «Раздумья о России» отмечает, что в поисках опоры для своего культурного возрождения русские, как и другие передовые народы Европы, обращаются к своей национальной древности2. То есть сегодня в условиях поиска своего места и выхода из кризиса, России нужно обратиться к своим исторически сформировавшимся фундаментальным сторонам. Одной из таких сторон является традиционность, опора на духовно-нравственные религиозные ценности.

На протяжении всей истории Российского государства четко прослеживается связь духовных предпосылок и фактических шагов по реализации государственных решений органами власти, будь то князья, вожди, цари, императоры или президенты. Именно глубинный выбор в пользу духовно-нравственного аспекта при формировании государственной политики определял состояние всех сфер общественной жизни Российского государства. Именно нравственный выбор, стоящий как перед конкретным человеком, так и перед руководством страны, в конечном счете, определяет ее последующую историю, в том числе и вопрос «войны и мира».

В конце ХХ века русский писатель Федор Абрамов писал: «Пассивность и равнодушие десятилетиями насаждались в народе. Не смей думать, живи по приказу. Никакой инициативы. Выключи мозги. И вот плоды. Сегодня пассивность и равнодушие стали национальным бедствием, угрозой существованию страны. Они приняли такие масштабы, что уже само начальство кричит караул. По крайней мере, низшие звенья. Те, что соприкасаются с народом. Те, что как-никак организуют хозяйственную жизнь» .

В настоящее время Россия находится на переломном этапе своей истории, от действий на котором будет зависеть ее дальнейшая судьба - гибель или возрождение и рост. От действительного внедрения во все сферы общественной жизни духовно-нравственных основ как неотъемлемых элементов государственно-гражданской идентичности личности, в конечном счете, будет зависеть будущее страны.

В феврале 2023 года Президент России Владимир Путин сказал, что в случае, если Запад сможет развалить Россию, русский народ перестанет существовать как единое целое, распадется на мелкие народности. И если Запад пустит какие-то части русского народа в свою «семью цивилизованных народов», то только в угоду своим корыстным целям. Чтобы не допустить развала страны, по мнению Президента, необходимо народное единство4.

Исторически так сложилось, что в Российском государстве духовность являлась важнейшим ресурсом социальной мобилизации. По опросам общественного мнения, граждане России не видят свое будущее как «рыночной» нации

1 Абрамов Ф.А. Дом: роман // Новый мир. 1978. - № 12. - С. 3-164.

2

Лихачев Д.С. Раздумья о России. - СПб.: Logos, 1999. - 672 с.

3

Крутикова-Абрамова Л. Дом в Верколе: Документальная повесть. - Л.: Сов. Писатель, 1988. - С. 51.

4 Путин: Запад примет Россию к себе только по частям // Коммерсант. - М., 2023. - 26 февраля. - www.kommersant.ru.

и для миллионов граждан важно ощущение согласия и единства в обществе1. А значит, у России есть все возможности сплотиться, вспомнить о духовно-нравственных истоках и на этой основе строить политику в условиях изменившегося мира.

Определение понятий

В документе «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», подписанном Президентом РФ в конце 2022 года, «духовно-нравственные ценности» определяются как нравственные ориентиры, позволяющие формировать мировоззрение граждан, передаваемые исторически от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

При этом термин «духовно-нравственные ценности» в документе используется как синоним «традиционных ценностей», то есть ценностей, глубоко укоренившихся в традициях и обычаях народов. К таким ценностям, в частности, документ относит приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы, милосердие, крепкую семью, служение Отечеству, единство народов России, гуманизм, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческую память и преемственность поколений .

Безусловно, такие ценности тесно переплетены с основными религиозными ценностями. В документе отмечается, что «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан». При этом особо выделена роль православия в становлении и укреплении традиционных ценностей.

Важно отметить, что религия в контексте традиционных ценностей является глубинным, ключевым фактором, в конечном счете, определяющем наиболее устойчивый фундамент всей системы социальных отношений, в том числе культурных и политических. Таким образом, религия является одним из наиболее важных критериев в определении цивилизационной принадлежности и одной из констант в иерархии идентичностей, потому именно с позиции религии стоит искать истоки современных путей исторического и политического развития3.

Профессор Н.М. Ракитянский4 говорит о наличии неотъемлемого феномена догматического мышления и некоторого контекста (в том числе религиозного), исторически накладывающего отпечаток на все мысли и действия граждан государства, который даже у не признающих себя верующими русских людей подсознательно имеет место, и не учитывать этот фактор при принятии политических решений, по меньшей мере, неразумно. Более того, автор акцентирует внимание на том, что «проблема взаимодействия с контекстами как аспект догматического мышления находится за пределами внимания политологов и представителей других наук о человеке и обществе. Может быть потому, что они сами испытывают сложности деконтекстуализации того пространства, в котором живут и работают»5.

Другими словами, формируя политику того или иного государства, правящая элита должна учитывать наличие некоторого исторического контекста, духовно-нравственных ориентиров, формировавшихся столетиями и оказывающих непосредственное влияние на мировосприятие народа.

Основные исторические предпосылки

Обращаясь к историческим предпосылкам формирования духовно-нравственных основ Российского государства, можно выделить некоторые основные закономерности, которые оказывают на него непосредственное влияние в настоящее время. В частности, речь идет о глубоко устоявшемся историческом контексте со свойственным ему высоким уровнем духовности народа и тысячелетней историей православия.

Придя на Русь в конце первого тысячелетия, православие первоначально являлось, по сути, примесью к традиционному для Руси языческому верованию, однако постепенно влияние православного христианства усиливается, авторитет русской православной церкви растет.

Начиная с середины XVI века, в стране на протяжении двух столетий господствовала царская, а затем на протяжении еще двух веков императорская власть со свойственными ей признаками, в частности, сращиванием власти царя с образом Бога. Церковь сливается с государством и полностью подчиняется высшему руководству. Данные особенности в истории России не были учтены большевиками, что привело к сложностям в реализации последующих решений по навязыванию массам атеистического мировоззрения. В итоге советской власти все-таки не удалось сте-

1 Казанцева Д.Б., Климова Е.К., Чернышева Т.Е. К вопросу о формировании духовно-нравственной основы российской гражданской идентичности // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. - № 2. - С. 174-188.

Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

3 Мчедлова М.М. Религиозная ситуация в России и в ее регионах. Этническое и религиозное многообразие России / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: ИЭА РАН. - 2018. - 561 с. - С. 161-190.

4 Ракитянский Н.М. Феномен догматического мышления в политической психологии: опыт теоретического анализа // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2020. - № 5. - С. 40-41.

5 Юрьев А.И. Концепция стратегической психологии. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала / Под ред. А.И. Юрьева. - СПб.: Logos, 2006. - С. 22.

реть из умов граждан православные догматы. Так, число церквей, несмотря на политику их тотального уничтожения в годы советской власти, никогда не было равно нулю.

На рис. 1 представлена динамика роста (снижения) количества церквей в России за период с 1917 по 2022 годы.

60000 50000 40000 30000 20000 10000 о

1917 1927 1934 1941 1949 1953 1965 1980 1991 2000 2008 2022

Рисунок 1.

Количество церквей в Российском государстве в 1917-2022 гг.1

Из данных рис. 1 видно, что хотя скорость, с которой уничтожались храмы в период с 1917 по 1941 год, была несколько выше, чем в период восстановления храмов и роста их количества с 1980 года, все же удалось значительно приблизиться к дореволюционным значениям. Так, количество монастырей в 2022 году сопоставимо с аналогичным показателем начала ХХ века, хотя в годы Советской власти в период с 1927 по 1934 годы фактически не действовал ни один монастырь (рис. 2).

1400

1200 д

1000

800 —У \-/

600 ж^—\-*

400 -\--н-

200 1 /

0 1825 1860 1890 1917 1927 1934 1941 1949 1953 1965 1980 1991 2000 2008 2022

Рисунок 2.

Количество монастырей в Российском государстве в 1825-2022 гг.2

Однако само наличие церквей, безусловно, не говорит еще о высоком уровне религиозности и духовности народа. Более точную оценку дают опросы общественного мнения. Так, согласно данным переписи населения 1915 года в России из 182 млн чел. 115 млн называли себя православными (63%)3. Для сравнения, по данным ВЦИОМ на 2021 год в России православными считают себя 66% населения (рис. 3).

Также важно учитывать, что на протяжении всей истории нашей страны имеет место острая, прежде всего, духовная реакция населения на возникающие вызовы.

Так, в переломные моменты истории, в случае угроз, войн и других катаклизмов, как правило, происходит рост «духовности». Более того, появление христианства на Руси также имело причиной наличие глубоких кризисов.

Подобный перелом произошел и в годы Великой Отечественной войны, когда, казалось бы, полностью уничтоженное православие начинает оживать. И политика И.В. Сталина несколько смягчается в этот период (по крайней мере, речь идет о приостановке гонений на церковь со стороны государства).

1 Составлено автором по данным книги: Митрофанов Георгий, протоиерей. История Русской Православной Церкви (19001927). 1995.

2 Составлено автором по статистическим данным и материалам открытых источников.

3 Митрофанов Георгий, протоиерей. История Русской Православной Церкви (1900-1927). 1995.

Рисунок 3.

Конфессии в России (2021 год)1

Кроме того, одним из факторов смены курса советской власти в отношении православия в 90-е годы и стремительного роста числа церквей являлась авария на Чернобыльской АЭС. Никакие запреты и ограничения, которые на протяжении 80 лет до этого навязывались гражданам, не смогли помешать росту религиозности в этот период. Как бы «подсознательно», люди вспоминают в такие моменты «о Боге». Такую же динамику можно проследить и после тяжелых событий 90-х годов.

Особенно важно учитывать данный аспект в сегодняшних по-настоящему судьбоносных событиях. С одной стороны, мы наблюдаем рост духовности русского народа и рост патриотических настроений граждан. С другой стороны, налицо раскол общества и разделение «на лагеря»: за власть и Специальную военную операцию (СВО) и против власти и СВО. Однако это неминуемый процесс, и, в конце концов, учитывая исторический аспект, органам власти при принятии решений важно опираться на духовно-нравственные идеалы, несмотря ни на какие внешние и внутренние раздражители.

Вместе с тем, нельзя не отметить и негативный аспект, когда руководство страны использовало религию в своих властных целях.

Во-первых, на протяжении долгого времени (практически четырехсот лет) в России религия выступала как гарант царской (имперской) власти, Богом данной. Такая власть, руководствующаяся в своей деятельности духовными законами, наделялась дополнительными аспектами непогрешимости и безусловности исполнения народом ее решений как проводника воли Бога на Земле. Однако в случае пренебрежения такой власти духовными законами возникает перекос в сторону превышения полномочий и даже использования религии во властных целях. При этом наблюдается так называемый феномен навязанной духовности.

Подтверждение пагубного воздействия «навязанной духовности» можно найти в истории России первой половины XIX века, когда Закон Божий становится орудием политического воспитания со школьной скамьи, что повлекло за собой появление большого количества сект, странничества. Грубое навязывание гражданам религиозных идей и использование религии во властных целях неминуемо влечет за собой отторжение и бунт.

Во-вторых, в некоторые моменты нашей истории власть следовала религиозным предпосылкам в целях продемонстрировать свои «демократические» принципы. В данном случае отсутствовало навязывание религии как таковой, но присутствовало опять же использование религии путем поддержания потребностей населения в выражении религиозных чувств, но с определенной властной целью. Так, М.С. Горбачев в конце 80-х годов был вынужден идти на уступки церкви, поскольку это показывало «демократичность» действующего в СССР режима в глазах международной общественности.

В-третьих, в истории России имело место и прямое внедрение псевдорелигий для оболванивания людей. Так, к примеру, коммунистическая идеология, по замыслу большевиков, должна была заменить религию. А культ вождя подменял преданность и любовь к Богу. Однако, как показывают статистические данные, большевикам не удалось внедрить «религию коммунизма» взамен традиционного для нашей страны православия (см. табл. 2 и 3), что опять же доказывает глубоко укоренившуюся основу, которая была заложена за несколько веков существования православия в Российском государстве.

В-четвертых, имело место прямое использование церкви как источника власти и государственных доходов, то есть некоторая «монетизация религии» (что также можно назвать введением псевдоценностей, противоположным православной вере по существу). Так было во времена правления Петра I, когда фактически церковь и православная вера были порабощены Синодальным режимом. Похожая ситуация имела место в самом начале прихода на Русь пра-

1 Материалы Всероссийского центра изучения общественного мнения. - https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikii-post-2021

вославия (ХП-Х^ века). Однако если в первые столетия прихода на Русь христианства можно говорить скорее об ошибках и неправильном толковании основ православной веры, ввиду неопытности и неграмотности, то при Петре I имели место непосредственно преднамеренные шаги по использованию церковного механизма во властных целях.

Рассмотренные исторические факты показывают, что «навязывание» православия, да и любой другой религии ни к чему хорошему не приводит. Гражданам должна быть дана свобода выбора, но необходимо создать предпосылки для реализации потребностей населения в реализации своих религиозных чувств и верований.

Так, к примеру, в последние годы перед революцией 1905 года в России было максимальное количество церквей и верующих за всю историю русского православия (см. рис. 2 и 3), церковь и общество были подвержены негативным тенденциям и сомнениям. Несмотря на все усилия Николая II, истинного христианина, приложившего огромные усилия для восстановления соборных начал в церковной жизни, канонизации большого количества святых и увеличения численности церквей, монастырей и высших духовных учебных заведений, все же само общество не было готово к «духовному перерождению». Возможно, именно это и послужило причиной кровавых революционных событий, когда оказалось, что за внешним формализмом скрывалась неискренность, атеистичность и маловерие народа. Все это дало толчок приходу к власти большевиков и наступлению 80-летнего периода безбожия. С другой стороны, это период можно рассматривать как «проверку на прочность» православной России, которую она, пусть и не без огромных потерь, но все же смогла выдержать. Потому есть все основания полагать, что и сегодня Российское государство, принявшее новый вызов, сможет выйти из него духовно обновленным.

Также в настоящий период изменяющегося мироустройства важно учитывать духовно-нравственные исторические предпосылки при формировании нового геополитического контекста.

С самого начала крещения Руси князем Владимиром, православная вера являлась основанием для укрепления и усиления Российского государства1. Сегодня предпосылками для геополитических объединений чаще выступают экономические интересы (БРИКС, ШОС), что не так прочно как духовное единство. Если посмотреть на религиозный состав населения Центральной и Восточной Европы, то можно увидеть и другие страны региона, где присутствует также большое количество православных христиан. Данные представлены на рис. 4.

71% России

73% Беларусь

75% Болгария

/й% Укэаина

8G% Румыния

88% Сербия

89% Грузия

89% Армения

90% Греция

92% Молдова

100% 80% 60% 40% 20% 0%

■ Православное христианство, доля в %

Рисунок 4.

Страны-лидеры по доле православных христиан среди граждан некоторых стран Европы2

Как видно из рис. 4, кроме Белоруссии, которая сегодня является единственным по-настоящему надежным союзником России, есть еще ряд стран, которые духовно близки нам. И не случайно, что именно эти страны западные элиты делают мишенью для разрушения их фундаментальных духовных устоев. Кроме того, все эти страны находятся в непосредственной близости к России, а потому используются для создания очагов нестабильности в целях ослабления страны.

Здесь важно отметить глубинные исторические ценности народов бывшего Советского Союза, который, несмотря на то, что существовал в эпоху атеизма и безбожия, но все же исторически глубоко впитал в себя традиционные православные ценности Российской империи.

Выводы и предложения

Высокий уровень духовности и опора на православные традиционные ценности являются некоторой «догмой», на которой бессознательно строится вся политика государства и которую нельзя не учитывать при исследовании осо-

1 Можаровский В.В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики. - СПб.: ОВИЗО, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе / Исследовательский центр Пью (Pew Research Center). 2017.

бенностей «пути России», ее фундаментальных основ и ключевых ценностей. Именно поэтому сегодня существует противостояние России и Запада как носителей разных духовно-нравственных ценностей и даже их суррогатов у Запада с его нетрадиционностью и толерантностью.

А значит, при формировании политики Российского государства в новых условиях изменяющегося мироустройства необходимо учитывать следующие моменты:

1. Включение исторического духовно-нравственного контекста при формировании новой государственной политики.

Без учета глубинных духовно-нравственных основ Россия не сможет дальше развиваться. «Уйти от политики нельзя, как нельзя уйти от мира. Нужно постараться сделать и политику, и мир более человечными, чем они были до сего времени

2. Опора на религию в переломный момент истории.

Создание условий для роста духовности в период проведения СВО, а также поддержки армии Русской православной церковью, налаживание диалога власти, армии и церкви в вопросах реализации государственной политики в новых условиях.

Как завещал известный богослов отец Моисей (Боголюбов): «Если Русская Армия соединится с Православной Церковью - Россия будет непобедима»2.

3. Отказ от навязывания духовности и прямого использования религии во властных целях, «монетизации» религии в какой бы то ни было форме.

Без глубинного духовно-нравственного базиса у России нет будущего, но эта духовность и нравственность должны начинаться с каждого конкретного человека. Навязанные сверху, духовно-нравственные ценности не смогут помочь стране, нужна подлинная духовность. Она может вырасти сама собой или же ей придется вырасти посредством огромных жертв и страданий народа (войны, голод и т.д.).

4. Создание условий для равноправного существования всех религий и народностей на территории РФ.

Ни в коем случае нельзя отступать от основных религиозных постулатов православной веры как стержневой, но важно создать возможности существования других религий и религиозных общностей на территории России, а также полноценного участия представителей всех религиозных групп и народностей в поддержке участников СВО по типу Российской империи.

5. Обеспечение участия России в формировании нового миропорядка, по крайней мере, на принципах православной веры и высших духовно-нравственных ценностях.

В основу геополитического партнерства важно вкладывать помимо непосредственно экономических и военных, также еще и духовные аспекты.

Важно учитывать, что использование властью религиозных догматов во властных целях неминуемо влечет за собой крах системы. Подобные шаги в настоящее время предпринимаются киевским режимом. Здесь имеет место жестокое навязывание псевдорелигии - фашизма, и даже сатанизма. И все это на территории исконно русских православных земель. Потому задача России - стать противоядием к распространению таких «псевдоценностей» и сплотить вокруг себя единомышленников.

И, учитывая многовековой накопленный духовно-нравственный опыт, который у нас «в крови», можно говорить о готовности России противостоять вызовам и выйти победителем!

1 Солоневич И. Л. Самодержавие, конституция и марксизм // Наша страна. 1950. - № 39.

2 Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность». -

line.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.