Научная статья на тему 'Исторические песни в татарском народном творчестве'

Исторические песни в татарском народном творчестве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4835
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ / ФОЛЬКЛОР / ЖАНР / ТАТАРСКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / A HISTORICAL SONG / FOLKLORE / GENRE / TATAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хакимов Радис Фаритович

Статья посвящена истории изучения исторических песен в татарской фольклористике. Рассмотрена эволюция данного жанра начиная с Булгарского периода. Актуальность данной темы заключается и в том, что исторические песни как отдельный жанр татарского фольклора мало изучены и требуют системного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SONGS OF THE TATAR FOLKLORE

The article is devoted to the description of historical songs of the study of tatar folklore. It describes the evolution of this genre since the beginning of the Bulgar period (IX-XIV centuries). The historical songs as one of the main group of tatar folklore revealed during last years are of cultural and historical importance and present a great art value. Researching and scientific description of the historical songs is one of the actual aim of the study of tatar folklore.

Текст научной работы на тему «Исторические песни в татарском народном творчестве»

Р.Ф. ХАКИМОВ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ В ТАТАРСКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Ключевые слова: исторические песни, фольклор, жанр, татарское народное творчество.

Статья посвящена истории изучения исторических песен в татарской фольклористике. Рассмотрена эволюция данного жанра начиная с Булгарского периода. Актуальность данной темы заключается и в том, что исторические песни как отдельный жанр татарского фольклора мало изучены и требуют системного исследования.

R.F. HAKIMOV HISTORICAL SONGS OF THE TATAR FOLKLORE

Key words: a historical song, folklore, genre, tatar.

The article is devoted to the description of historical songs of the study of tatar folklore. It describes the evolution of this genre since the beginning of the Bulgar period (IX-XIV centuries).

The historical songs as one of the main group of tatar folklore revealed during last years are of cultural and historical importance and present a great art value. Researching and scientific description of the historical songs is one of the actual aim of the study of tatar folklore.

Фольклорное наследие татарского народа очень богато и изучено достаточно скрупулёзно. Но, однако, в нем есть и малоизученные жанры, оставшиеся в стороне от внимания фольклористов и литературоведов. Одним из таких жанров являются исторические песни.

Исторические песни в жанровом отношении определяются как эпические и лиро-эпические произведения, которые отображают конкретные исторические события. Главными персонажами в них являются исторические личности.

Исторические песни более полно изучены у других народов, в частности в русской и башкирской фольклористике такими крупными исследователями, как Н.Ф. Катанов, В.В. Радлов, Н.И. Воробьев, А.С. Ключарев, С.А. Галин. Однако в татарской фольклористике этот жанр изучен в меньшей степени. Г. Тукай, Г. Рахим, Ф.И. Урманчеев, И.Н. Надиров, М.Х. Бакиров, М.Н. Нигмет-зянов, А.А. Абдуллин и др. в своих трудах дают характеристику данной группы песен, но на сегодняшней день нет целостной системы исследований о возникновении и эволюции исторических песен.

Термин «исторические песни» не является народным, он предложен фольклористами и литературоведами. Сам народ песни этого вида называл «баитами», или «древними песнями» [1, с. 172]. Некоторые ученые, такие как Н.Ф. Катанов и Г. Рахим, считали, что исторические песни как отдельный жанр в татарском фольклоре не существуют и относили их к баитам. Однако И.Н. Надиров, Ф.И. Урманчеев, М.Н. Нигметзянов, М.Х. Бакиров и ряд других фольклористов опровергают эту точку зрения, выделяя отдельную группу песен как исторические.

М.Х. Бакиров в своей статье «Тарихи ^ырларньщ гомуми Yзенч8лекл8ре» отмечает, что исторические песни встречаются уже в фольклоре Булгарского периода, т.е. в XI-XIV вв. («Болгар ятим8л8ре» («Булгарские сиротки») и др.) [2, с. 35]. Этот жанр возник из потребности осмысления известных исторических процессов, конкретных событий, оценки определенных исторических личностей и известных фактов. В исторических песнях история отождествляется с осознанной народом реальностью жизни. По этой причине для них характерен некий субъективизм, и нередко исторические факты изменены, хотя песни эти и создавались сразу после описываемых событий (в некоторых случаях они смешаны с другими, иногда можно увидеть неточности в хронологии и др.).

Таким образом, народ с давних времен выражал отношение к истории через свои песни. В духовной жизни людей песня занимает особое место. В рифмованных, доведенных до художественного совершенства песенных стро-

ках раскрываются самые тонкие чувства человеческой души, довольно точно и глубоко описываются произошедшие в жизни события.

Состав персонажей татарских исторических песен включает в себя реальные исторические личности, которые оставили тот или иной след в истории народа: таких, как казанская царица Сююмбике, предводители крестьянских восстаний Е. Пугачев, Бахтияр Канкаев и др.

Ф.И. Урманчеев пишет о необходимости в первую очередь искать истоки песен, чтобы лучше понять и изучить их. Хотя мы и говорим, что в основе исторических песен лежат реальные события, тем не менее со временем последние забываются и сохраняются лишь в письменных источниках, а до народа они доходят как литературное изложение достоверных фактов [3, с. 55].

Исторические песни являются произведениями эмоционального содержания. Они создавались в разных социальных слоях народа: среди крестьян, солдат, сезонных рабочих, шакирдов и др., и в каждой песне есть свои особенности. Н.В. Гоголь об этом жанре выразился так: «Если люди захотят узнать правдивость истории, волнение народа, их быт, то, только опираясь на песни, они смогут это сделать» [4, с. 90]. Исторические песни являются спутниками истории народа и составляют духовное богатство нации. Писатель также отметил, что они (песни) - «живые, яркие, красочные, раскрывающие правдивую историю народа» произведения.

В тяжелые для народа исторические периоды песня играла большую роль в сохранении национального самосознания, родного языка, народного духа. Каждый народ относится к своим историческим произведениям с особым вниманием, видит заложенную в них информацию. Исторические песни -не только лицо и зеркало татарского народа, но в то же время они содержат оценку прошедших событий. В.Я. Пропп об историческом фольклоре писал так: «Все сказанное правда, но и в прошлом, и в настоящее время такого не может быть» [5, с. 102]. Сюжеты произведений этого жанра, если даже они создавались на основе конкретных фактов и пополнялись всё новыми мыслями творцов, исполнителей, исходя из стремления совершенствования внешней «огранки» произведений, подвергались различным изменениям. Однако изначально все они основывались на конкретных исторических данных.

Таким образом, из исторических песен мы можем получить определенную информацию о некоторых деталях и исторических личностях, времени и ходе происходивших событий.

Литература

1. Кравцов Н.И. Русское устное творчество / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. М.: Высш. шк., 1977. С.172.

2. Бакиров М.Х. Тарихи ^ырларныц гомуми Yзенчэлеклэре / М.Х. Бакиров // Мирас. 2002. № 7. С. 33-46.

3. Урманчеев Ф.И. Тарихи ^ырлар / Ф.И. Урманчеев // Казан утлары. 1969. № 3. Б. 162.

4. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7 т. / Н.В. Гоголь. М.: Худож. лит., 1978. Т. 6. С. 90.

5. Пропп В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. М.: Наука, 1976. С.102.

ХАКИМОВ РАДИС ФАРИТОВИЧ родился в 1983 г. Окончил Казанский государственный педагогический университет. Заведующий научно-издательским отделом Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ (г. Казань). Область научных интересов - татарская фольклористика, лиро-эпические жанры татарской литературы и фольклора. Автор 7 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.