Литература
1. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях информационной культуры общества. - Пермь: Перм. ГПУ, 2003.
2. ХудяковаА.В. Использование различных источников информации для формирования у учащихся опыта самостоятельного учения / Информационные технологии в образовании. - М., 2003.
3. Каратун С.М., Скочин А.А. Информационно-образовательная среда для исследования систем массового обслуживания с помощью имитационных моделей. -М., 2005.
4. Городецкий Б.Ю. О лингвистических уровнях в плане содержания //Уровни языка и их взаимодействие: тезисы научной конференции. - М., 1967.
5. Нелунова Е.Д. Природа диалога человека в искусственной среде общения // Компьютерные учебные программы и инновации. - 2006. - .№11.
6. Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. - М.: Знание, 1967.
7. Ланда Л.Н. Алгоритмизация обучения. - М.: Просвещение, 1966. - 34 с.
УДК 376.352
Исторические периоды в эволюции образования людей с проблемами зрения
П.Р. Егоров
Исследованы и проанализированы исторические этапы становления и развития специального образования в Российской Федерации и за рубежом. Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды жизни связано с социально-экономическими условиями страны, ценностными ориентациями государства и общества, государственной политикой в области образования, законодательством в сфере общего и специального образования, а также уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, социологии, психологии, философии и педагогики. Также описан этап становления начального, среднего и высшего специального образования для людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: специальное образование, люди с проблемами зрения, дефектология, тифлопедагог, система Брайля, рельефно-точечный шрифт.
In this report a wide search on the history of development of special education in the Russian Federation and abroad was fulfiled. The development of the national system of special education in history is connected with the social-economical conditions of the country, the value system of the government and society, the governmental politics in the department of education, the law system in the area of general and special education, and also the level of development of disability science as an integral part of knowledge in the realm of medicine, psychology and pedagogics. The research was also done in the area of development of basic, intermediate and high special education for people with sight disabilities in the Republic of Sakha (Yakutia).
Key words: special education, people with sight disabilities, defectology, tyflopedagogics, the Braille system, surface point system.
Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды жизни связано с социально-экономическими условиями страны, ценностными ориентациями государства и общества, государственной политикой в области образования, законодательством в сфере общего и специального образования, а также уровнем развития дефектологической науки как интег-
ЕГОРОВ Пантелеймон Романович -- директор учебно-производственного вычислительного центра «Толбон», соискатель кафедры методики преподавания математики ИМИ ЯГУ, e-mail: tolbon@sitc.ru.
ративной области знания на стыке медицины, социологии, психологии, философии и педагогики [1].
Наиболее значимый анализ состояния отечественной системы специального образования и направлений ее модернизации составлен учеными Института коррекционной педагогики РАО под руководством академика РАО Н.Н. Малофеева, разработавшего новый методологический подход к сравнительному анализу системы специального образования разных стран. Такой подход основан на сопоставлении аналогичных по содержанию этапов в развитии этих систем специального образования. В качестве инструментария использо-
48
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №№2
вались периодизация эволюции отношения государства и общества к инвалидам и аномальным детям, а также соотнесенная с ней периодизация развития национальных систем специального образования. В системе социокультурных координат можно выделить несколько периодов в эволюции национальных систем специального образования.
Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. К этому периоду можно отнести отрезок европейской истории с VIII века до н.э. по XII век н.э. Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инвалидах приходится на XII век (Бавария, Франция), то в России аналогичные факты возникают в начале XVIII века. При царе Петре I были созданы светская система призрения и первые законодательные акты.
Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Для Западной Европы это период с XII по XVIII век, время эпох Возрождения и Просвещения. Второй период, протекавший в Европе 6 веков, в России начался на 5 веков позже и составил одно столетие.
До XVIII века мир не знал учебных заведений для незрячих. Не существовало ни теории, ни опыта приобщения их к систематическим знаниям и трудовым навыкам. Но среди слепых были люди, проявившие свои способности в самых удивительных отраслях человеческой деятельности. Древнегреческий философ Дидим Александрийский изобрел специальный способ письма для незрячих: на дощечках, покрытых воском. Тонкой палочкой он выводил текст и свободно различал эти надписи при помощи осязания. Профессор Кембриджского университета, преемник Ньютона, Николай Саундерсен сконструировал прибор, дающий возможность производить вычисления с многозначными числами без участия зрения. Разносторонне одаренная парижанка Мелани де Салиньяк достигла такого совершенства в применении осязания, что Дидро заметил: «Я не сомневаюсь, что она была бы отличным наборщиком». Результаты, достигнутые этими людьми, явились подтверждением возможностей незрячих при их обучении [2].
В России в 1877 году было создано Главное Попечительство о семьях убитых и раненых в период русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Возглавил его известный государственный деятель и филантроп Константин Карлович Грот. В числе опекаемых оказалось 1300 русских солдат, ослепших в результате ранений и эпидемических заболеваний. По предложению К.К.Грота на деньги Попечительства был создан отряд из гражданских и военных окулистов во главе с А.И. Скребиц-ким. К.К. Грот - организатор обучения и воспита-
ния слепых детей, он открыл первые ремесленные мастерские для инвалидов по зрению, создавал лечебные учреждения по борьбе с глазными болезнями, многое сделал для налаживания книгоиздательского и библиотечного дела для слепых [2].
В Западной Европе становление системы специального образования происходило в условиях взаимодействия государства, общества, церкви и заинтересованных групп населения в контексте развития гражданских прав и свобод человека, законодательных актов о специальном образовании [3].
Третий период эволюции отношения государства и общества к детям с недостатками физического и умственного развития оказался много короче двух предшествующих. Он длился менее полутора сотен лет, но именно в это время инвалиды по слуху и зрению в большинстве европейских стран обретали гражданские права, а государство и общество признали необходимость обучения «ненормальных» детей. С третьим периодом эволюции этого отношения соотносится первый этап строительства национальных систем специального образования. В каждом отдельном государстве начало этапа связано с открытием специальных школ для глухих детей, конец - со временем принятия Закона об обязательном начальном образовании и последующих актов, распространяющих действие основного закона на детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. В масштабе Западной Европы это канун Первой мировой войны (1914 г.).
На характер развития общественной системы специального образования в России повлияла уникальность социокультурных основ государственной системы. Это обусловило, с одной стороны, очень высокий уровень образования и выдающиеся достижения советских дефектологов, с другой стороны, закрытость системы специального образования от общества и всех его институтов.
Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. Несмотря на существенные национальные различия, к началу XX века большинство западноевропейских стран создало систему специального образования, это было время принятия необходимых законодательных актов как для системы образования в целом, так и для закона о специальном образовании. Общими тенденциями развития системы специального образования для Западной Европы и СССР были структурное совершенствование этой системы, дифференциация, расширение охвата нуждающихся в специальной
помощи детей. У системы специального образования в СССР были характерные особенности: отсутствие закона о специальном образовании, цензовый характер обучения в специальных школах, закрытость системы специальных школ и интернатов, недостаточность подготовленных дефектологических кадров, ограничение участия родителей и др.
Второй этап развития системы высшего профессионального образования людей с проблемами здоровья связан с началом систематического обучения группы студентов с проблемами слуха в Московском высшем техническом училище им. Э. Баумана (1930-е гг.). По его образцу позднее организуется групповое обучение глухих в Северозападном политехническом институте Ленинграда. В этот период общество по-прежнему убеждено, что вуз не для людей с проблемами здоровья, а если они талантливы, то сами могут обучаться в высших учебных заведениях.
Третий этап развития системы высшего профессионального образования людей с проблемами здоровья связан с изменением отношения общества к возможности (в ограниченном варианте) обучения их в вузах. В 1960-80-е годы вузы принимают людей с проблемами здоровья на групповое и индивидуальное обучение, среди них вузы Ленинграда: Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, Ленинградский государственный университет, Политехнический институт.
Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции. К этому периоду европейские государства оказались подготовленными экономически, культурно, законодательно. Идеи социальной и педагогической интеграции инвалидов в 70-е годы реализовывались в контексте развития открытого гражданского общества, либерально-демократических реформ. Ситуация в системе образования 90-х годов XX века в России кардинально отличается от ситуации 70-х годов в Западной Европе. Российское общество оказалось не подготовленным к интеграции лиц с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и включению их в общеобразовательную систему.
Четвертый современный этап (1995-2008 гг.) связан с подписанием в сентябре 2008 года Россией Конвенции Организации Объединённых Наций о правах инвалидов, с разработкой Закона РФ о специальном образовании, с принятием новой Конституции РФ, дающей инвалидам право на самостоятельное самоопределение [4]. Положительным на данном этапе можно считать значительное расширение специальностей, предлагаемых инвалидам. Если раньше инвалидам предлагались специальности технического профиля, то постепен-
но расширяется круг специальностей гуманитарного характера.
Чтобы оказать коррекционно-педагогическую поддержку студентам с проблемами зрения в высших и среднеспециальных учебных заведениях Республики Саха (Якутия) в 1991 году при Якутском государственном университете была создана общественная организация инвалидов «Якутская республиканская ассоциация инвалидов-студентов и специалистов» (ЯРАИСИС) им. И.Е. Охлопкова. Президентом ЯРАИСИС был избран Ю.А. Москвитин - выпускник физико-математического факультета Якутского государственного университета. Цели и задачи ЯРАИСИС - это содействие государству и обществу в социальной и профессиональной реабилитации инвалидов - учащихся, студентов, аспирантов и специалистов. Основным структурным подразделением ЯРАИСИС является Учебно-производственный вычислительный центр «Толбон», который был создан 13 марта 1991 года, его устав утвержден президиумом Якутского городского Совета народных депутатов трудящихся. УПВЦ «Толбон» - это первое предприятие в Якутии, а возможно, и в России, которое создали сами инвалиды для инвалидов, без какой-либо государственной поддержки, на полном хозяйственном расчёте. Студенты-инвалиды -члены ЯРАИСИС проходят на его базе бесплатные компьютерные курсы и получают удостоверение по специальности «оператор ПЭВМ». Для них создан специальный компьютерный класс с выходом во всемирную сеть ИНТЕРНЕТ. На данный момент на базе УПВЦ «Толбон» издано 43 наименования учебно-методической, научно-популярной и художественной литературы по системе Брайля. Однако, следует указать, что до настоящего времени проблема издания учебников по системе Брайля точечно-рельефным шрифтом все еще остаётся негосударственной заботой.
В УПВЦ «Толбон» также планомерно ведется профориентационная работа среди учащихся спецшкол, как, например, Якутская республиканская школа для слепых и слабовидящих детей. Ведутся факультативные занятия с целью приобщения учащихся к профессии программиста, ибо основной задачей ЯРАИСИС является выявление людей, которые хотели бы освоить персональный компьютер, и организация для них курсов повышения квалификации. За этот период 29 выпускников Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей успешно поступили в Якутский государственный университет. Пятнадцать из них успешно окончили ЯГУ и уже трудоустроены [5]. Примечательна и сама история создания этой школы. В Якутской АССР в маленькой деревушке «Долу» Мегино-Кангаласского района в 1938 году открылась начальная школа для слепых и слабовидящих детей, а в 1957 году она переехала в
50
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №>2
г. Якутск, где и находится по сей день Якутская республиканская школа для слепых и слабовидящих детей, которая является одной из первых специальных школ Российской Федерации. До 1998 года она была восьмилетней, но благодаря усилиям руководства республиканской ассоциации студентов-инвалидов - выпускников этой школы, в 1998 году получила статус полной средней. В 2008 году ей исполнилось 70 лет.
В числе первых выпускников Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей был И.Е. Охлопков, именем которого и названа общественная организация инвалидов «Якутская республиканская ассоциация инвалидов-студентов и специалистов».
Илья Егорович Охлопков, единственный незрячий ученый Якутии, имевший два высших образования, является поистине достойным примером для инвалидов по зрению, пионером во многих делах. Он награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР (1965 г.), занесен в Книгу Почета президиума Якутского республиканского правления ВОС (1972 г.) за личный вклад в дело социально-трудовой реабилитации слепых.
Вслед за ним можно назвать ряд и других талантливых выпускников Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей, известных не только в Якутии, но и во всей Российской Федерации:
Егоров Иван Николаевич - выпускник дефектологического факультета Ленинградского пединститута им.А.И. Герцена, первый тифлопедагог Якутии, математик, философ, поэт, выпустивший пять сборников своих стихов и поэм;
Слепцов Георгий Алексеевич - выпускник того же пединститута, бессменный председатель Якутского республиканского правления Всероссийского общества слепых, проработавший на этом посту более двадцати лет, член Центрального правления Всероссийского общества слепых;
Писарев Юрий Вениаминович - экстерном за четыре года окончивший физико-математический факультет Якутского государственного университета, проработавший всю свою жизнь учителем математики в родной школе, всемирно известный эсперантист;
Романов Прокопий Петрович - выпускник исторического факультета Якутского государственного университета, известный не только в Республике Саха (Якутия), но и в Российской Федерации кандидат в мастера спорта по русским шашкам, занимавший призовые места на республиканских и многих российских соревнованиях.
Все эти люди, будучи инвалидами, на наш взгляд, своей крепкой позицией, неутомимой работой совершили жизненные подвиги, к сожалению, не отмеченные правительствами нашего государства.
Таким образом, длительный анализ исторических периодов в эволюции национальных систем специального образования людей с проблемами зрения позволяет заключить:
1. До XVIII века мир не знал учебных заведений для людей с проблемами зрения. Не существовало ни теории, ни опыта приобщения их к систематическим знаниям и трудовым навыкам.
2. В России первая светская система призрения и первые законодательные акты для людей с проблемами зрения появились в XVII веке при Петре I. В Якутии первая школа для детей с проблемами зрения была открыта в 1938 году.
3. В 1960-80-е годы вузы России начинают принимать людей с проблемами зрения на групповое и индивидуальное обучение, что связано с изменением отношения общества к возможности обучения студентов с проблемами зрения в вузах.
4. Современный этап (1995-2008 гг.) развития системы высшего профессионального образования людей с проблемами зрения связан с подписанием Россией Конвенции ООН о правах инвалидов, с разработкой Закона РФ о специальном образовании, с принятием новой Конституции РФ, дающей людям с проблемами здоровья право на самостоятельное самоопределение.
5. Анализ различных исторических этапов развития системы высшего профессионального образования позволяет говорить об ее значительных достижениях, если только имеет место государственная поддержка в этой сфере во все периоды жизни людей с проблемами зрения.
Литература
1. Новоторцева Н.В. Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в национальных системах образования стран Европы и России //Педагогический вестник: http://www.yspu.yar.ru/ vestnik/ novosti_i_proЫemy/31_1^
2. Бирючков М. В. Силуэты. Приложения к журналу «Школьный вестник». - М.: изд-во ОАО «Молодая гвардия», 2000. - С. 11-21, 40-43.
3. Научно-методическое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования: пособие для преподавателей вузов / Составители: С.А. Гончаров, В.З. Кантор, М.И. Никитина и др. - СПб.,
2002. - 110 с.
4. Егоров П.Р. Использование информационных технологий в обучении студентов-инвалидов // Материалы 2-й республиканской научно-практической конференции «Информационные технологии в науке, образовании и экономике». - Якутск, 2003. - Ч. II. - С. 41-42.
5. Егоров П.Р. Высшее образование инвалидов в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы // Материалы Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы». - М.,
2003. - С. 57-60.