Научная статья на тему 'Тенденции развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в республике Саха (Якутия)'

Тенденции развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЮДИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНАЯ СИСТЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / СТУДЕНТЫ С ПРОБЛЕМАМИ ЗРЕНИЯ / PEOPLE WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / INCLUSIVE EDUCATION / ADAPTIVE COMPUTER TECHNOLOGIES / CONTINUOUS SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION / LOCAL NORMATIVE ACTS / STUDENTS WITH EYESIGHT PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Пантелеймон Романович, Егорова Глафира Федоровна

В статье авторы кратко рассказывают о тех предпосылках и организациях, которые стояли у истоков развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия), и сейчас продолжающих внедрять в республике непрерывную систему инклюзивного образования. Авторы являются инициаторами и организаторами создания этих двух уникальных организаций учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» и общественной организации Якутской республиканской ассоциации студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями, которые на протяжении вот уже четверти века помогают школьникам и студентам с особыми образовательными потребностями получать достойное общее и профессиональное образование на основе использования адаптивных компьютерных технологий. Авторы статьи также являются организаторами учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий в Северо-Восточном федеральном университете, осуществляющем методическую, учебную и консультативную поддержку в целях обеспечения самостоятельного применения студентами с проблемами зрения адаптивных, компьютерных технологий в учебном процессе; обеспечивающем предоставление соответствующего оборудования студентам с особыми образовательными потребностями. В статье акцентируется внимание на том факте, что с начала функционирования учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» и учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий наиболее активными и заинтересованными пользователями стали школьники, студенты, аспиранты и специалисты с проблемами зрения. И это очевидно, так как 90 % информации человек получает через зрительные органы. Школьникам и студентам с проблемами зрения труднее всех получать, обрабатывать и передавать информацию, поэтому для них учебные заведения в свете нового ФЗ «Об образовании» должны создавать специальные условия обучения на основе использования адаптивных компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Пантелеймон Романович, Егорова Глафира Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in Development of Inclusive Education for Visually Impaired People in the Republic of Sakha (Yakutia)

In the current article authors briefly describe prerequisites and those organisations which were among pioneers of inclusive education for people with eyesight problems in Republic of Sakha (Yakutia). Introduction of the continuous system of inclusive education in the Republic is currently underway. The authors themselves are initiators and organisers of the two unique organisations: production and training computing centre "Tolbon" and public organisation of the Yakut republican association of students, post-graduate students and graduates with special needs. For over 20 years these organisations help schoolchildren and students with special needs to receive secondary and postsecondary education with the assistance of adaptive computer technologies. The authors of the article are also organisers of the educational scientific laboratory of adaptive computer technologies at North-Eastern Federal University which carries out methodological, educational and advisory support for students with problems of eyesight in order to help them with independent use of adaptive computer technologies in educational process; it provides the required equipment for students with special needs. In the article authors focus on the fact that from the beginning of functioning of production&training computing centre "Tolbon" and educational scientific laboratory of adaptive computer technologies schoolchildren, students, post-graduate students and graduates with eyesight problems have become the most active and interested participants. It can be easily explained with the fact that humans receives about 90 percent of all information through organs of sight. Eyesight problems can significantly complicate the process of receiving, elaboration and transferring of information. Therefore, according to the new Federal law "On education" educational institutions should develop conditions for introduction of adaptive computer technologies into the educational process.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в республике Саха (Якутия)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 4, 2015 УДК 37.04-056.262 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.078

тенденции развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в республике саха (якутия)

П. Р. Егоров, Г. Ф. Егорова

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия

В статье авторы кратко рассказывают о тех предпосылках и организациях, которые стояли у истоков развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия), и сейчас продолжающих внедрять в республике непрерывную систему инклюзивного образования. Авторы являются инициаторами и организаторами создания этих двух уникальных организаций учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» и общественной организации Якутской республиканской ассоциации студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями, которые на протяжении вот уже четверти века помогают школьникам и студентам с особыми образовательными потребностями получать достойное общее и профессиональное образование на основе использования адаптивных компьютерных технологий. Авторы статьи также являются организаторами учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий в Северо-Восточном федеральном университете, осуществляющем методическую, учебную и консультативную поддержку в целях обеспечения самостоятельного применения студентами с проблемами зрения адаптивных, компьютерных технологий в учебном процессе; обеспечивающем предоставление соответствующего оборудования студентам с особыми образовательными потребностями. В статье акцентируется внимание на том факте, что с начала функционирования учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» и учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий наиболее активными и заинтересованными пользователями стали школьники, студенты, аспиранты и специалисты с проблемами зрения. И это очевидно, так как 90 % информации человек получает через зрительные органы. Школьникам и студентам с проблемами зрения труднее всех получать, обрабатывать и передавать информацию, поэтому для них учебные заведения в свете нового ФЗ «Об образовании» должны создавать специальные условия обучения на основе использования адаптивных компьютерных технологий.

Ключевые слова: люди с особыми образовательными потребностями; инклюзивное образование; адаптивные компьютерные технологии; непрерывная система инклюзивного образования; локальные акты; студенты с проблемами зрения

TRENDS IN DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION FOR VISUALLY IMPAIRED PEOPLE IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

P. R. Egorov, G. F. Egorova

North-Eastern Federal University, Jakutsk. Russia

In the current article authors briefly describe prerequisites and those organisations which were among pioneers of inclusive education for people with eyesight problems in Republic of Sakha (Yakutia). Introduction of the continuous system of inclusive education in the Republic is currently underway. The authors themselves are initiators and organisers of the two unique organisations: production and training computing centre "Tolbon" and public organisation of the Yakut republican association of students, post-graduate students and graduates with special needs. For over 20 years these organisations help schoolchildren and students with special needs to receive secondary and postsecondary education with the assistance of adaptive computer technologies. The authors of the article are also organisers of the educational scientific laboratory of adaptive computer technologies at North-Eastern Federal University which carries out methodological, educational and advisory support for students with problems of eyesight in order to help them with independent use of adaptive computer technologies in educational process; it provides the required equipment for students with special needs. In the article authors focus on the fact that from the beginning of functioning of production&training computing centre "Tolbon" and educational scientific laboratory of adaptive computer technologies schoolchildren, students, post-graduate students and graduates with eyesight problems have become the most active and interested participants. It can be easily explained with the fact that humans receives about 90 percent of all information through organs of sight. Eyesight problems can significantly complicate the process of receiving, elaboration and transferring of information. Therefore, according to the new Federal law "On education" educational institutions should develop conditions for introduction of adaptive computer technologies into the educational process.

Keywords: people with special educational needs; inclusive education; adaptive computer technologies; continuous system of inclusive education; local normative acts; students with eyesight problems

© Егоров П. Р., Егорова Г. Ф., 2015

На современном этапе развития гражданского общества в российской системе образования зарождается новая образовательная модель - инклюзивное обучение людей с особыми образовательными потребностями (ООП). Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети -индивидуумы с различными потребностями в обучении. инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми образовательными потребностями [10].

Наши задачи в этом направлении деятельности четко сформулированы Д. А. Медведевым на заседании Совета при Президенте по делам инвалидов 7 апреля 2009 г.: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовать себя изолированными от общества» [9].

В течение многолетней деятельности в области профессионального образования людей с ООП в Республике Саха (Якутия) были достигнуты достаточно уникальные результаты. В рамках реализации системы педагогического сопровождения инклюзивного образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий в 1991 г. был создан учебно-производственный вычислительный центр (УПВЦ) «Толбон» при Якутском государственном университете (ЯГУ). Это первое предприятие не только в республике Саха (Якутия), но и в Российской Федерации, которое на протяжении 24 лет занимается инклюзивным образованием и компьютерным образованием якутян.

Для деятельности УПВЦ «Толбон» в области профессионального образования студентов с ООП Якутским государственным университетом было выделено две аудитории для организации дисплейного класса, проведено бесплатное подключение к сети интернет, а также изысканы финансовые возможности для приобретения персональных компьютеров.

На базе УПВЦ «Толбон» создана общественная организация Якутская республиканская ассоциация студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями (ЯРАСАС).

Цели и задачи ЯРАСАС - это содействие государству и обществу в социальной и профессиональной реабилитации учащихся, студентов, аспирантов и специалистов с ООП, создание автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров и последующее трудоустройство выпускников.

В 1995 г. был разработан якутский алфавит по системе Брайля. В мае того же года вышла в свет первая книга на якутском языке для незрячих людей по системе Брайля рельефно-точечным шрифтом. На данный момент издано 53 наименования учебно-методической, научно-популярной и художественной литературы по системе Брайля. В декабре 1998 г. был выпущен первый компакт-диск песен незрячего мелодиста С. Романова.

В течение более двух десятилетий ведется регулярная профориентационная работа среди молодежи с особыми образовательными потребностями. Учащиеся республиканской школы для слепых и слабовидящих детей и других спецшкол проходят на базе учебного центра «Толбон» бесплатные компьютерные курсы и, успешно сдав зачет, получают удостоверение по специальности «Оператор ПЭВМ». Для них создан специальный компьютерный класс с выходом в сеть интернет.

В соответствии с приказом от 30 декабря 2010 г. № 2211 Северо-Восточный федеральный университет

(СВФУ) включен в Перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

29 октября 2010 г. в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова решением Ученого совета на базе учебно-производственного вычислительного центра «Тол-бон» создана уникальнейшая по своему статусу и оснащенности современным оборудованием по мировым стандартам учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ), лучшая не только в России, но и в Европе. Ее сотрудники обеспечивают методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий, занимаются вопросами внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с ООП в Республике Саха (Якутия) [1].

Для оснащения УНлАкТ современным оборудованием по мировым стандартам было выделено 12 млн руб. Ни один российский университет за последние 25 лет не выделял такую значительную сумму для поддержки учебного процесса студентов с ООП.

Необходимо отметить, что УНлАкТ создана решением Ученого совета, что подтверждает ее легитимность по сравнению с другими аналогичными лабораториями и центрами, существующими лишь при доброй воле руководителей подразделений российских вузов. Например, тифлоцентр при Нижегородском государственном университете (руководитель М. А. Рощина) структурно относится к управлению информатизации (куратор проректор по информатизации В. И. Шевцов), учебно-производственная лаборатория при Московском городском психолого-педагогическом университете (руководитель В. В. Соколов) - к факультету информационных технологий (куратор декан факультета Л. С. Куравский).

С начала функционирования учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий наиболее активными и заинтересованными пользователями стали студенты, аспиранты и специалисты с проблемами зрения. И это очевидно, так как 90 % информации человек получает через зрительные органы. С одной стороны, именно эта группа пользователей испытывает наибольшую трудность в получении, обработке и передаче информации. Поэтому у них возникает насущная потребность в применении адаптивных, компьютерных технологий во время подготовки к учебному процессу, и, с другой - эта категория людей с ООП способна быстро обучаться, осваивать и использовать на практике адаптивные, компьютерные технологии. Эти наблюдения также послужили основой для идеи создания учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий для людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных, компьютерных технологий.

Благодаря Интернету и развивающимся адаптивным компьютерным технологиям (Брайлевские строки и Брайлевские принтеры, программы увеличения изображения и экранного доступа к информации) люди с ООП всегда в курсе всех международных событий [3].

Учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий осуществляет методическую, учебную и консультативную поддержку в целях обеспечения самостоятельного применения студентами с проблемами зрения адаптивных, компьютерных технологий в учебном процессе; обеспечивает предоставление соответствующего оборудования студентам с ООП.

УНЛАКТ также оказывает практическую помощь в предоставлении необходимой информации в доступной форме и оформлении печатных работ студентам с проблемами зрения; в партнерстве со многими городскими и республиканскими общественными организациями реализует региональные и международные научные проекты, направленные на раз-

ностороннюю реабилитацию учащейся молодежи с проблемами зрения и распространение адаптивных компьютерных технологий.

Учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий оказывает поддержку не только тем студентам и аспирантам с проблемами зрения, обучающимся в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Ам-мосова, но также студентам и аспирантам, обучающимся в различных учебных заведениях не только Республики Саха (Якутия), но и Российской Федерации.

Также проводится большая социально-психологическая работа среди студентов - членов ЯРАСАС, оказывается содействие в получении мест в общежитии и социальных стипендий, проводятся психологические беседы со студентами во время подготовки и сдачи зачетов и экзаменов, а также оказывается учебно-методическая поддержка в течение всего учебного года. В компьютерном классе студенты работают в сети Интернет, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. Ведется научное руководство курсовых и дипломных работ студентов по различным темам, в том числе и по социальной интеграции и профессиональной реабилитации молодежи с особыми образовательными потребностями [5].

Директор департамента воспитания и социализации детей министерства образования и науки РФ А. А. Левитская на Всероссийском совещании-семинаре (октябрь 2010 г., г. Московск) отмечала, что необходимо распространять во всех субъектах РФ современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с особыми образовательными потребностями. В каждом субъекте нужно организовать стажиро-вочные площадки для обучения региональных команд специалистов органов и учреждений системы образования по вопросам образования и социализации детей с особыми образовательными потребностями [8].

Нами предлагается внедрить в Республике Саха (Якутия) и в других субъектах РФ теоретическую модель непрерывной системы инклюзивного образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, суз, вуз) [7].

В свете этих мероприятий для поднятия престижа республики были организованы и проведены две международные научно-практические конференции, в которых приняли участие как российские, так зарубежные ученые, а также 3 семинара-практикума (144 ч) с общим охватом 136 воспитателей и педагогов.

8 декабря 2010 г. создана экспериментальная площадка по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий на базе МДОУ «Детский сад-школа "Малыш"» в г. Нерюнгри, где воспитываются и обучаются 230 детей с проблемами зрения. 21 января 2011 г. создана еще одна экспериментальная площадка на базе МДОУ «Детский сад № 11 "Подснежник"» в г. Якутске (из 330 посещающих детей 170 с нарушениями зрения).

С 23 по 26 февраля 2011 г. мы посетили в г. Архангельске по приглашению директора т. А. Петровской МОУ «СОШ № 5» с целью обмена опытом по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий, где был проведен семинар-практикум на данную тематику. Это общеобразовательная школа, в которой учатся дети с нарушениями зрения, слуха. Общее количество учащихся - 430, примерно половина учащихся - дети с особыми образовательными потребностями, обучается 7 незрячих учеников. Есть специальные (коррекционные) классы IV и II вида, осуществляется и инклюзивное обучение (в общеобразовательных классах).

По окончании работы семинара-практикума нами от Северо-Восточного федерального университета было предложено руководству школы провести педагогический эксперимент по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий на базе школы № 5 и подшефного детского сада.

Аналогичные экспериментальные площадки по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий планируется создавать не только в районах нашей республики, но и в других субъектах РФ. В связи с этим с целью обмена опытом на сегодняшний день уже имеютя официальные приглашения как из субъектов Российской Федерации, так и от зарубежных стран - Эстонии, Украины, Беларуси, Польши, Чехии, Австрии и Германии.

В январе 2011 г. было подготовлено и издано два произведения Олонхо для людей с проблемами зрения по системе Брайля рельефно-точечным шрифтом. Подготовлен пакет документов и техническое задание для заключения договора с объединенным институтом проблем информатики Беларуси по созданию Якутского синтезатора речи [4].

В 2012 г. в культурной и научной жизни незрячих и слабовидящих людей Республики Саха (Якутия) произошло наиважнейшее долгожданное событие -создание синтезатора якутской речи, состоящего из двух голосов: мужского (Толбон) и женского (Сата). Такой синтезатор поможет многим школьникам и студентам получать более качественное образование посредством использования адаптивных компьютерных технологий [6].

В 2014 г. в соответствии с требованиями Фз «Об образовании в Российской Федерации», подзаконных нормативных актов, федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом методических рекомендаций Минобр-

науки РФ по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе оснащенности образовательного процесса (№ АК-44/05вн от 08.04.2014) для обеспечения инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в СВФУ разработаны следующие локальные акты.

1. Положение о порядке создания специальных условий, обеспечивающих освоение дисциплин (модулей) по выбору, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СМК-П-2.5-112-14 от 09.11.2014 г.).

2. Положение о порядке проведения практики для студентов с ограниченными возможностями здоровья в СВФУ (СМК-П-2.5-111-14 от 09.11.2014 г.).

3. Положение о порядке освоения дисциплины (модуля) «Физическая дисциплина» студентами с ограниченными возможностями здоровья в СВФУ (СМК-П-2.5-111-14 от 09.11.2014 г.).

В 2014-2015 учебном году в соответствии с требованиями «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования» разработан и утвержден «Порядок проектирования и разработки базового учебного плана по направлению подготовки специальности на основе ФГОС высшего образования».

В блок элективных дисциплин вариативной части макета базового учебного плана для обеспечения инклюзивного образования обучающихся с ОВз введен специализированный адаптационный модуль с трудоемкостью в 2 з.е.

Северо-Восточным научно-инновационным центром развития инклюзивного образования СВФУ разработана учебная программа адаптационного модуля «Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании студентов с проблемами зрения» (72 ч). Реализация адаптационного модуля планируется с 2015-2016 учебного года по всем образовательным программам высшего образования [2].

В СВФУ трудоустройством выпускников, в том числе выпускников с ООП, занимается специальное структурное подразделение Центр карьеры. Ниже приводим данные центра карьеры по трудоустройству выпускников с ООП СВФУ в 2013-2015 гг.

Всего трудоустроено выпускников по очной форме обучения:

2013 г. - 12 чел.

2014 г. - 18 чел.

2015 г. - 39 чел. (прогноз распределения).

Приведем данные по мониторингу потребностей получения профессионального образования выпускниками с ООП общеобразовательных и коррек-ционных школ Республики Саха (Якутия) на 2015 год.

Общее количество выпускников с ООП в 2015 г. - 194, в том числе:

- с нарушением зрения - 18;

- с нарушением слуха - 5;

- с нарушением речи - 5;

- с нарушением опорно-двигательного аппарата - 33;

- соматическое заболевание - 61;

- ЗПР - 63;

- умственная отсталость - 9.

количество выпускников с ООП,

сдающих экзамены в 2015 г.:

- ЕГЭ - 62;

- ГВЭ - 132.

количество выпускников с ООП общеобразовательных школ, планирующих получить профессиональное образование:

- начальное - 43;

- среднее - 95;

- высшее - 56.

Мы тесно сотрудничаем со средствами массовой информации, регулярно выходят в СМи наши статьи о создании условий для успешного обучения студентов с ООП в стенах СВФУ о поддержке руководством Северо-Восточного федерального университета инициатив и деятельности специалистов СевероВосточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования и сотрудников учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий СВФУ.

таким образом, в настоящее время Северо-Восточный федеральный университет является правофланговым среди университетов Российской Федерации в области социализации и профессиональной реабилитации студентов с особыми образовательными потребностями и эту планку следует поддерживать на высоком уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егоров, П. Р. Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании детей с проблемами зрения / П. Р. Егоров // Инновации в образовании. - Москва, 2012. - № 7. - С. 101-106.

2. Егоров, П. Р. Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда / П. Р. Егоров // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - С. 209-211.

3. Егоров, П. Р. Использование информационных технологий и тифлосредств в профессиональном образовании инвалидов по зрению в республике Саха (Якутия) / П. Р. Егоров // Организация и методическое сопровождение обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий : материалы науч.-практ. конф. - Нижний Новгород, 2008. - С. 34-38.

4. Егоров, П. Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / П. Р. Егоров. - Якутск, 2010. - 21 с.

5. Егоров, П. Р. Реализация модели организационно-педагогического сопровождения учебного процесса людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий в республике Саха (Якутия) / П. Р. Егоров // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». - 2012. - № 6. - С. 10-24.

6. Егоров, П. Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 151-154.

7. Егоров, П. Р. Теоретическая модель педагогического сопровождения профессионального образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий / П. Р. Егоров // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2012. - Т. 2, № 18. - С. 100-103.

в статье рассматривается понятие «образование», представляющее собой сложнейший социально-исторический феномен, исследованием которого занимается ряд наук. вводится определение нового понятия «адаптивные компьютерные технологии». также кратко описывается опытно-экспериментальная многолетняя работа, проведенная в учебно-производственном вычислительном центре «толбон», с целью проверки эффективности теоретической модели педагогического сопровождения профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий.

8. Левитская, А. А. Из доклада на Всероссийском совещании-семинаре, г. Московск, октябрь 2010 г.

9. Медведев, Д. А. Выступление на заседании Совета при Президенте по делам инвалидов 7 апреля 2009 г.

10. Сайт «Википедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

Поступила 03.04.15.

Об авторах:

Егоров Пантелеймон романович, директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (Россия, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4488-0498, pr.egorov@s-vfu.ru

егорова глафира Федоровна, начальник научно-инновационного отдела Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (Россия, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7514-2930, tolbon@ysu.ru

Для цитирования: Егоров, П. Р. Тенденции развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия) / П. Р. Егоров, Г. Ф. Егорова // интеграция образования. -2015. - Т. 19, № 4. - С. 78-85. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.078

REFERENCES

1. Egorov P. R. Adaptivnyye kompyuternyye tekhnologii v inklyuzivnom obrazovanii detey s problemami zreniya [Adaptive computer technology in the inclusive education of children with visual impairments]. Innovatsii v obrazovanii = Innovations in education. 2012, no. 7, pp. 101-106.

2. Egorov P. R. Inklyuzivnoye obrazovaniye - dostupnoye obrazovaniye - bezbaryernaya sreda [Inclusive education - access to education - Accessibility]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2014, no. 4, pp. 209-211.

3. Egorov P. R. Ispolzovaniye informatsionnykh tekhnologiy i tiflosredstv v professionalnom obrazovanii invalidov po zreniyu v respublike Sakha (Yakutiya) [The use of information technology and tiflosredstv in professional education of visually impaired people in the republic of Sakha (Yakutia)]. Organizatsiya i metodicheskoye soprovozhdeniye obucheniya invalidov po zreniyu ispolzovaniyu kompyuternykh tekhnologiy: materialy nauch.-prakt. konf. = Organization and methodological support for training visually impaired use of computer technology: materials of scientific-practical conf. Nizhny Novgorod, 2008, pp. 34-38.

4. Egorov P. R. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya professionalnogo obrazovaniya lyudey s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami posredstvom ispolzovaniya adaptivnykh kompyuternykh tekhnologiy [Organizational-pedagogical conditions of vocational training of people with special educational needs through the use of adaptive computer technology: auto-abstract of Cand. Ped. Sci. Diss.]. Yakutsk, 2010, 21 p.

5. Egorov P. R. Realizatsiya modeli organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya uchebnogo protsessa lyudey s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami posredstvom ispolzovaniya adaptivnykh kompyuternykh tekhnologiy v respublike Sakha (Yakutiya) [Implementation of the model of organizational and pedagogical support of the educational process of people with special educational needs

through the use of adaptive computer technologies in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Prilozheniye k zhurnalu «Sredneye professionalnoye obrazovaniye» = Addendum to of the journal "Vocational education". 2012, no. 6, pp. 10-24.

6. Egorov P. R. Sozdaniye spetsialnykh usloviy obucheniya studentov s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami [Creation of special conditions of education of students with special educational needs]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2014, no. 5, pp. 151-154.

7. Egorov P. R. Teoreticheskaya model pedagogicheskogo soprovozhdeniya professionalnogo obrazo-vaniya lyudey s problemami zreniya posredstvom ispolzovaniya adaptivnykh kompyuternykh tekhnologiy [Theoretical model of pedagogical support of professional education of the visually impaired through the use of adaptive computer technology]. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve = Psychology of Education in a multicultural space. 2012, vol. 2, no. 18, pp. 100-103.

This article discusses the concept of "education" as it is understood as a very complex socio-historical phenomenon, involving a number of sciences. It introduces the definition of a new concept of "adaptive computer technology". It also briefly describes the experiences in long-term experimental work carried out in the training and production data centre "Tolbon" in order to verify the effectiveness of the theoretical model of pedagogical support for people with special educational needs through the use of adaptive computer technology. As a result, the text proposes a developed theoretical model.

8. Levitskaya A. A. Iz doklada na Vserossiyskom soveshchanii-seminare [From the report of the All-Russian meeting of the seminar]. Moscow, October 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Medvedev D. A. Vystupleniye na zasedanii Soveta pri Prezidente po delam invalidov 7 aprelya 2009 g. [Speech at the meeting of the Presidential Council for the Disabled]. April 7, 2009.

10. Wikipedia site. Available at: http://ru.wikipedia.org.

Submitted 03.04.15.

About the authors:

Egorov Panteleymon Romanovich, director of the Northeastern Research and Innovation Centre for Development of Inclusive Education, North-Eastern Federal University (58, Belinskiy Str., Yakutsk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org//0000-0002-4488-0498, pr.egorov@s-vfu.ru

Egorova Glafira Fedorovna, head of Research and Innovation department, Northeastern Research and Innovation Centre for Development of Inclusive Education of North-Eastern Federal University (58, Belinskiy Str., Yakutsk, Russia), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7514-2930, tolbon@ysu.ru

For citation: Egorov P. R., Egorova G. F. Trends in development of inclusive education for visually impaired people in the Republic of Sakha (Yakutia). Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 78-85. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.078

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.